Перейти к содержимому

«Автотюнинг» в СССР: колхоз рулит


Rasstrelli

Recommended Posts

Советский колхоз: как автовладельцы «тюнинговали» свои машины в СССР

Выделить свой автомобиль из вереницы аналогичных многим автовладельцам хотелось всегда. Но, в СССР это сделать было непросто, а результат порой получался сомнительный, хотя были и исключения...

В эпоху автодефицита само наличие автомобиля в личном пользовании было знаковым событием, отличающим его от безлошадных сограждан. Казалось бы, что никакие дополнительные украшательства машине были не нужны – тем более, что и выбора-то никакого не было. Всякие «алиэкспрессы» еще не придумали, а потому купить что-либо «тюнинговое» было просто негде. Однако же автотюнинг был при этом востребован. Представьте себе состояние женщины, которая видит на случайной прохожей то же платье, что и на ней самой – испорченное настроение гарантировано. Примерно то же было и с машинами – особенно, когда ВАЗ начал-таки ускоренными темпами заполнять наши дороги одинаковыми автомобильчиками. В этих условиях глаз любого автовладельца почти мгновенно сканировал облик всех машин, попадавшихся на пути – от экстерьера до интерьера.

 

Снаружи внимание к машине привлекали даже  обычные противотуманки. Ну а если они были импортными, что по тем временам было невероятно круто, то автовладелец мог считать себя настоящим «мажором».

20190403_192628-1024x631.jpg

Самым банальным способом как-то приукрасить свою машину и изнутри была обтяжка рулевого колеса. У счастливчиков, имевшие доступ в магазины «Березка», начали появляться красивые оплетки из мягкого кожзама. Кстати говоря, это было действительно удобно, поскольку штатные рулевые колеса из твердого гладкого пластика были довольно неудобны, особенно в жару. Но на практике оплетки часто делали из каких-то подручных материалов – от проволоки до трубок для капельницы. В простейших случаях в ход шла даже изолента, но разговоры об эстетике при этом затихали сами собой.

tuning_sssr_01.jpg

Зачем подобный тюнинг перекочевал на рычаги переключения передач, сказать сложно. Никаких проблем при езде они не доставляли, однако же салоны многих легковушек обрели новые набалдашники, сделанные, как правило, из эпоксидки. Внутри размещалось подобие цветочка или какое-нибудь страшилище типа скорпиона.

 

Символом то ли мещанства, то ли, наоборот, элитности одно время считались шторки для заднего стекла. От проволочных конструкций проку не было по определению, а самодельные тряпичные редко отличались качеством исполнения.

 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

tuning_sssr_02-1024x638.jpg

Популярным примером неплохого тюнинга были автомобильные чехлы. Их можно было как приобрести в магазине, так и заказать в ателье. Польза от чехлов была очевидной: время от времени их можно было стирать, они спасали от некомфорта в жаркую погоду, порой прикрывали собой дефекты родных сидений, ну и, опять-таки, давали возможность выделить свой автомобиль среди прочих. Ну а если удавалось достать и установить в жигуль кресла от старенькой иномарки, или импортный «гоночный» руль, то этот автомобиль производил на окружающих эффект по круче нынешних шоу-каров.

img-20190520-wa0014-1024x498.jpg

Иногда в продаже вдруг появлялись некие образчики элементов для тюнинга машины, имевшие довольно пристойный внешний вид. Дополнительные катафоты на задние брызговики поначалу явно выделяли машину на трассе, поблескивая в свете фар идущих сзади машин. Чуть позже выяснялось, что новинка очень боится любых механических воздействий, а потому вскоре отваливается. Напротив, так называемые антистатики ничего не боялись: резиновые ленты с вкраплением металлической стружки должны были защищать машину от статического электричества. Толку от них не было, но покупали их охотно.

 

Самым глупым примером «тюнинга», который доводилось встречать автору, был второй бампер на ВАЗ-2101, установленный под штатным коллегой. Смотрелось диковато, но взоры привлекало гарантированно. А вот самым полезным, незаметным с первого раза, была блокировка крышки лючка бензобака на жигулях. Запираемых крышек тогда еще не было, а потому умельцы протягивали металлический тросик, закрепленный к внутренней отбортовке дверцы, и цеплявшийся где-то в багажнике. Пользоваться было не ахти как удобно, поскольку перед заправкой требовалось обязательно отрыть багажник, но собственное спокойствие было дороже.

 

В салонах многих машин тех времен можно было заметить электровентиляторы на присосках. Особого толку от них, честно говоря, не было. А вот полезным усовершенствованием было применение съемных креплений наружных зеркал: жулики частенько их воровали. То же относится к крепежу колесных колпаков на «Жигулях». Пожалуй, именно такие доработки автомобилей можно было отнести к действительно полезным.

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители  Автомобильный портал 5 Колесо

Многие неизбалованные разнообразием моделей и модификаций советские граждане старались индивидуализировать свои автомобили, как могли. Часто получалось аляповато, порой даже смешно, иной раз — все-таки прилично.

В техническую часть автомобили советские автолюбители внедрялись редко, осторожно и далеко не все. При патологическом дефиците запчастей и отсутствии нормального сервиса сложной задачей было даже просто заставить ездить автомобиль более-менее стабильно. Тем не менее, кое-что с авто в СССР все-таки делали. Например, ставили «жигулевские» карбюраторы ДААЗ на «Москвичи» и «Волги» вместо пресловутых и очень несовершенных приборов семейства К-126. Некоторые, особенно любители использовать легковой автомобиль в качестве грузовика, усиливали рессоры задних подвесок. Конечно, в конструкцию более старых автомобилей внедрялись куда глубже и чаще. Но это — иная история. А что касается свежих машин, куда более распространенными были «украшательства», мода на которые менялась от десятилетия к десятилетию и временами носила характер эпидемии.

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители «Шестерка», украшенная по последней моде конца 1970‑х. В набор входят даже импортные диски и шины. А их еще надо было достать!

ЭТО ЕЩЕ ЦВЕТОЧКИ

Еще в 1960‑х безумно популярны вдруг стали плетеные оплетки на руль, из некоего материала, напоминающего электрические провода в цветной изоляции. Делали эту красоту, видимо, какие-то артели, поскольку продавали нехитрые изделия в палатках на рынках.

 

В оплетках, все-таки, был некий смысл. Ведь рули тогда делали тонкие и скользкие. Позже, в 1970‑х в моду стремительно вошли меховые чехлы на сидения и «до кучи» — на руль. Какое-то время, это были даже элементы некоего престижа, почти как шуба. Но вся эта меховая «роскошь» быстро засаливалась и приобретала довольно жалкий вид.

Еще одна типичная тюнинговая опция 1970‑х — аляповатые набалдашники на рычаг переключения передач, желательно с розочкой или иным цветочком, а можно и какой-нибудь ящерицей или паучком. Для завершения образа интерьера любимого автомобиля перед ветровым стеклом должен был висеть какой-нибудь чертик или нечто подобное. И обязательно на длинной веревке. Чтоб уж раскачивался, так всерьез!

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители Очень странные, зато модные в былые времена шторки.

БЛЕСК И ЧЕРНОТА

В 1970‑е стали особенно модными блестящие молдинги, иногда от других моделей (вазовских «трешки» и «шестерки»), иной раз даже самодельные! Самые упорные граждане дополняли молдинги чем-нибудь не менее блестящим — дополнительными надписями и эмблемами или массивными хромированными «птичками», снятыми с багажников старых, списанных ГАЗ-21. Их ставили на корму «Волг» ГАЗ-24, «Москвичей», а иной раз и «Запорожцев». Вскоре, уже во второй половине 1970‑х в моду вошла черная отделка. Пришла эта мода, разумеется, с запада и вскоре перешла и на советские серийные машины. Скажем, на ВАЗ-2105 или «Москвич-2140» с их черными решетками радиаторов. Но поклонникам красоты и поборникам индивидуальности этого было мало. Кузова самых разным моделей украшали клееными черными молдингами, иногда с надписями латиницей. Кстати, оклеенные молдингами машины выглядели иногда довольно симпатично.

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители На замученной жизнью «Победе» щедрый набор блестящих декоративных элементов, а заодно и передняя подвеска 21‑й «Волги».

 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Забавно выглядел доморощенный тюнинг для ВАЗ. «Жигули» разных моделей охотно «одевали» модными массивными алюминиевыми бамперами от экспортных ВАЗ-2106 или хотя бы от «пятерки». Надписи латиницей стали почти непременным атрибутом массивных противосолнечных козырьков, которые ставили сверху ветровых стекол. Обычно там красовалось: Avtoexport, Rally, на худой конец — Sport.

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители Четыре фары «Волге» были к лицу. Но завод такие машины серийно не выпускал.

Параллельно развивалась мода на шторки на заднее стекло, зародившаяся, явно, от начальственных «Чаек» и «Волг», в которых с помощью шторок создавали некий руководящий интим. На юге шторки были, хоть как-то было оправданы. Хотя без нормальных наружных зеркал обзор они, явно, не улучшали. Но одновременно вдруг стали модными разноцветные, аляповатые плетеные «занавески» непонятного назначения, а потом — еще и пластиковые решетки на заднее стекло спорной эстетики и не менее загадочного назначения.

СВЕТ И ЗВУК 

Советский тюнинг очень часто включал дополнительные противотуманные фары. Вот от них-то, если их ставили правильно, что происходило, правда, далеко не всегда, была, конечно, реальная польза. Ведь светотехника серийных, а особенно относительно старых автомобилей типа «Победы», «Волги» ГАЗ-21 и «Москвичей» 1960‑х совершенством не блистала. Иногда фары врезали прямо в решетку радиатора. Вполне гармонично выглядели четыре штатных фары на Волге ГАЗ-24. Завод собирался делать такую модификацию, но так и не собрался. И некоторые владельцы ставили четыре фары сами.

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители «Волга» ГАЗ-24 с полным набором советских тюнинговых элементов — от блестящих накладок на арки колес до оленя с модели ГАЗ-21. Дальше, похоже, уже некуда.  

Однако иногда дополнительные фары превращали просто в декор. Особенно модными, почти, как хрустальные люстры, в 1970‑е стали противотуманки, закрытые крышками с иностранными надписями. Эти крышки обычно никогда не снимали.

Примерно в тоже время стали модными и дополнительные антенны гигантской длины. Их ставили вместо штатных или крепили сзади на бампере. Трудно сказать, насколько они улучшали радиоприем, но выглядели внушительно. А поскольку на ходу работали примерно, как хлыст, конец антенны чаще всего крепили на водосточный желобок крыши. Получалась забавная, но очень модная дуга.

У владельцев старых автомобилей заботы были, конечно, посерьезней. Улучшение, да просто сохранение на ходу машин — ветеранов с помощью элементов более поздних моделей, то есть — то, что нынче иногда презрительно называют «колхозинг» — неоднозначная, но не менее интересная отдельная история…

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

USSR tuning

 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тюнинг в СССР: Как советские водители улучшали свои машины

Советский автотюнинг: суровый и беспощадный. | Фото: kolesa.ru.
 
Советский автотюнинг: суровый и беспощадный. | Фото: kolesa.ru.


Вопрос улучшения автомобиля сегодня волнует многих автовладельцев. Но даже в СССР, когда, казалось бы, все должны быть одинаковым, водители делали машины особенными. Порой получались довольно интересные проекты.
 

1. Набалдашник руля КПП

 
Розочка - самый популярный мотив для ручки КПП во времена СССР. | Фото: vimka.ru.
 
Розочка - самый популярный мотив для ручки КПП во времена СССР. | Фото: vimka.ru.


Одна из самых популярных доработок салона автомобиля в СССР – замена ручки рычага коробки передач. Родной набалдашник свинчивался, и вместо него накручивался новый, высокохудожественный вариант, кустарно изготовленный из пластика или эпоксидной смолы.

Наибольшей популярностью пользовались ручки с цветами (особенно розами), насекомыми, пауками, скорпионами.

 
Набалдашник рычага КПП с пауком. | Фото: yandex.ru.
 
Набалдашник рычага КПП с пауком. | Фото: yandex.ru.
 
ВАЗовская «классика» способна удивить если не устаревшим дизайном, то художественными hand-made решениями. | Фото: pikabu.ru.
 
ВАЗовская «классика» способна удивить если не устаревшим дизайном, то художественными hand-made решениями. | Фото: pikabu.ru.
 

2. Оплетка на руль

 
ВАЗовская «классика» с модным рулем. | Фото: doski.ru.
 
ВАЗовская «классика» с модным рулем. | Фото: doski.ru.


Большинство советских автомобилей не могло похвастаться удобным рулем. Стандартная «баранка» была сделана из черного пластика и неприятно скользила в руках, особенно у начинающего водителя. Именно поэтому оплетка руля, сделанная из проводов, капельниц или капроновой нити от бельевой веревки, считалась не только красивым, но и полезным улучшением. Такой руль был толще и лучше лежал в руках.
 
Красочная оплетка руля. | Фото: pikabu.ru.
 
Красочная оплетка руля. | Фото: pikabu.ru.


Водители, которые не могли себе позволить такое улучшение, довольствовались более бюджетным вариантом. Они обматывали обод простой изолентой.
 
Руль ВАЗ-2105, обмотанный дефицитной в СССР красной изолентой. | Фото: drive2.ru.
 
Руль ВАЗ-2105, обмотанный дефицитной в СССР красной изолентой. | Фото: drive2.ru.
 
Руль Москвича-2140 обтянут мехом. | Фото: drive2.ru.
 
Руль Москвича-2140 обтянут мехом. | Фото: drive2.ru.

 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

в 99% случаев "тюнинг" касался только внешнего вида
как правило, безвкусица из того что могли провезти спекулянты
сейчас наоборот, имеется широкий ассортимент, но вкусом многие и не обзавелись

куплю машину времени......возможен бартер ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

3. Катафоты

 
24-я «Волга» со штатными трапециевидными катафотами. | Фото: drive2.ru.
 
24-я «Волга» со штатными трапециевидными катафотами. | Фото: drive2.ru.


Катафоты были одним из основных видов украшений на советских велосипедах. Также их часто крепили и на обычные машины. Зачем? Красные, оранжевые, желтые и белые стекляшки очень красиво блестели на солнце.
 

4. Колеса и покрышки

 
Волга с флипперами. | Фото: drive2.ru.
 
Волга с флипперами. | Фото: drive2.ru.


Многие представительские автомобили, а также военная техника, выезжавшая на парады, часто украшалась белыми полосками на колесах (флипперами). Такой способ тюнинга водители применяли и на обычных машинах. Также довольно эффектно смотрелись хромированные колпаки на колесах автомобилей 1950-60-х годов.
 
Москвич-2140 на хромированных колпаках. | Фото: drive2.ru.
 
Москвич-2140 на хромированных колпаках. | Фото: drive2.ru.
 

5. Чехлы на сиденья и массажная накидка

 
Сиденья этого «Жигуля» сделаны из настоящего советского ковра. | Фото: feldgrau.info.
 
Сиденья этого «Жигуля» сделаны из настоящего советского ковра. | Фото: feldgrau.info.


Вплоть до 1980-х годов автомобильная промышленность СССР не выпускала чехлов для автомобильных сидений. Поэтому многие водители делали их своими руками. Самые популярные варианты были из плотной ткани, задний диван делали из цельного ковра.
 
Деревянная массажная накидка для сиденья. | Фото: avtowithyou.ru.
 
Деревянная массажная накидка для сиденья. | Фото: avtowithyou.ru.


Сиденье водителя нередко оснащалось массажной накидкой. Сделанная из деревянных роликов, она должна была сделать долгое нахождение за рулем более комфортным.
 
Салон этой «ГАЗели» стал намного уютнее. | Фото: gazelleclub.ru.
 
Салон этой «ГАЗели» стал намного уютнее. | Фото: gazelleclub.ru.
 
А еще ковер хорошо ложится на пол. | Фото: yandex.ru.
 
А еще ковер хорошо ложится на пол. | Фото: yandex.ru.
 

6. Монетки под стеклом

 
Копейки под стеклом. | Фото: drive2.ru.
 
Копейки под стеклом. | Фото: drive2.ru.


Копейки под лобовое стекло втыкали многие автолюбители, но больше всего этим «грешили» водители автобусов.
 

7. Шторки

 
«Элитные» шторки на простом советском автомобиле. | Фото: feldgrau.info.
 
«Элитные» шторки на простом советском автомобиле. | Фото: feldgrau.info.


В годы СССР тонирование стекол не было распространено по причине отсутствия пленки. Лишь на самых престижных машинах, таких как «Чайка» и ЗиЛ, пассажиры скрывались от внешнего мира за шторками. В попытках их скопировать, самодельные шторки появлялись на «Жигулях», «Волгах» и «Москвичах».
 
Такие решетки на заднее стекло выпускали различные кооперативы в 80-х и 90-х. | Фото: drive2.ru.
 
Такие решетки на заднее стекло выпускали различные кооперативы в 80-х и 90-х. | Фото: drive2.ru.
 

 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8. Вентилятор

 
Компактные салонные вентиляторы актуальны и в наши дни. | Фото: drive2.ru.
 
Компактные салонные вентиляторы актуальны и в наши дни. | Фото: drive2.ru.


Советские автомобили были лишены климат-контроля и кондиционера, но проблема летней жары была весьма актуальной. Поэтому небольшой вентилятор считался очень полезным устройством в салоне.
 

9. Наклейки

 
«Копейка», побывавшая за границей. | Фото: drive2.ru.
 
«Копейка», побывавшая за границей. | Фото: drive2.ru.


Как и сейчас, во времена СССР машины, выезжающие за границу, маркировались специальными наклейками на заднем стекле. Это были черные буквы SU в белом овале. Очевидно, что автолюбитель, который побывал «за бугром», имел особый повод для гордости.
 
Переводные картинки с портретами известных женщин. | Фото: drive2.ru.
 
Переводные картинки с портретами известных женщин. | Фото: drive2.ru.


Почетные места на торпедах «Жигулей» и «Москвичей» нередко занимали переводные картинки с заморскими и отечественными красавицами.
 

10. Игрушки на фаркопе

 
Самый распространенный вариант – голова девочки-пупса. | Фото: drive2.ru.
 
Самый распространенный вариант – голова девочки-пупса. | Фото: drive2.ru.


Фаркоп, специальный крюк для крепления прицепа, сейчас встречается не так часто, как несколько десятилетий назад. Но водительская привычка украшать его детскими игрушками осталась. Особенно жутко смотрится голова пупса с закатившимися глазами и спутанными грязными волосами.
 
Крипи-голова смотрит на других водителей. | Фото: forum.gorod.dp.ua.
 
Крипи-голова смотрит на других водителей. | Фото: forum.gorod.dp.ua.
 

11. Брызговики

 
Здесь еще один значок ГАЗ уж точно кто-то да заметит. | Фото: drive2.ru.
 
Здесь еще один значок ГАЗ уж точно кто-то да заметит. | Фото: drive2.ru.


Сложно объяснить причину популярности брызговиков как элемента автотюнинга. Тем не менее, именно эта часть автомобиля постоянно украшалась советскими водителями. Сюда цепляли значки и катафоты.
 

12. Вещи на задней полке

 
Фуражка сотрудника милиции на задней полке автомобиля. | Фото: price-altai.ru.
 
Фуражка сотрудника милиции на задней полке автомобиля. | Фото: price-altai.ru.


Пока автомузыка еще не появилась в каждом автомобиле, задняя полка действительно использовалась для хранения вещей. Подушка и футбольный мяч могли пригодится в дальней дороге, а красная фуражка сотрудника МВД якобы спасала от штрафов.
 

13. Жидкость в фарах

 
Тормозная жидкость в фарах «копейки». | Фото: drive2.ru.
 
Тормозная жидкость в фарах «копейки». | Фото: drive2.ru.


Фары на советских машинах не были герметичными, поэтому запотевали и ржавели. Чтобы убрать водяной пар, в фару заливали тормозную жидкость. Она впитывала воду, и фара оставалась чистой и сухой.
 

14. Эмблемы автомобилей

 
На грузовом ГАЗоне эмблема «Запорожца» выглядит настоящим украшением. | Фото: kolesa.ru.
 
На грузовом ГАЗоне эмблема «Запорожца» выглядит настоящим украшением. | Фото: kolesa.ru.


Эмблемы советских автомобилей также стали элементом внешнего тюнинга. Хромированный элемент с передка «ушастого» «Запорожца» стал универсальным украшением как для легковушек, так и грузовиков и автобусов. А «чайка» с капота багажника ГАЗ-21 или эмблема УАЗ – идеальный вариант для любой легковушки.


Источник: https://novate.ru/blogs/010118/44294/

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 months later...

 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 weeks later...

2. Заниженный ТАЗ с негабаритным выхлопом... © NickFW.ru — 27.09.2024г.

Заниженный ТАЗ с негабаритным выхлопом... 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Lada — Undergroung...

Тюнингованный ВАЗ 2101 
01.08.2005г
 в Кемерово

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3. Шипы заниженного ТАЗа... © NickFW.ru — 27.09.2024г.

Шипы заниженного ТАЗа... 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...