Перейти к содержимому

Фламенко: под звуки кастаньет


=Zaman=

Recommended Posts

Кастаньеты во фламенко

 

Если речь идет о кастаньетах, то это о балерине Лусеро Тена. Родилась она в Дуранго (Мексика) и с самого маленького возраста начала посещать уроки фламенко, изучать болеро и знакомиться с танцами испанского фольклора. Как отмечает Портал испанских архивов Министерства культуры, среди ее учителей был Доминго Хосе Самперио, кантабрийский музыкант и музыковед, эмигрировавший в Мексику после Гражданской войны. Ему и Пилар Рохо, другой мексиканской балерине испанского и фламенко, приписывается создание «концертной кроталогии», то есть кастаньет в концерте. Вероятно, именно на этих уроках с Самперио Лусеро полюбила этот ударный инструмент, чтобы впоследствии стать его выдающейся представительницей.

 

Удача пришла, когда она встретила в Мексике барселонскую балерину Кармен Амайю, артистку, в честь которой мы открыли таблао Кармен 35 лет назад, и та пригласила ее выступить на одном из своих шоу. Она стала частью ее компании и три года гастролировала с ней по Мексике и Соединенным Штатам. Затем она попала на таблао Эль-Коррал-де-ла-Морерия в Мадриде и осталась жить в столице Испании. С 60-х годов Лусеро стала непревзойденным мастером кастаньет, или палочек, как их называют в мире фламенко и в некоторых частях Андалусии. Она записала альбомы, в которых этот звук имеет главную роль, и дала концерты, где выделяется как соло-перкуссионистка. Среди них стоит отметить ее самое знаменитое выступление, антракт оперы Луиса Алонсо в 2007 году.

Но откуда произошел этот инструмент, который испанская культура, а особенно фламенко, так полюбила?

История кастаньет во фламенко

Изобретение кроталов, предшественников кастаньет, приписывают финикийцам, которые контролировали Пиренейский полуостров и средиземноморский регион Леванта и распространились до нынешнего Израиля между XIII и VI веками до н. э. «Гид по фламенко» Луиса Лопеса Руиса указывает, что феникские танцовщицы из Кадиса были приглашены на праздники в Риме, чтобы развлекать императорские вечеринки, и что они использовали кроталы как часть представления. В Древнем Египте они даже имели символическую силу, чтобы отпугивать злых духов, присутствовали на религиозных и похоронных церемониях, как указывает сайт Национального археологического музея.

 

На протяжении веков они использовались в некоторых популярных представлениях, и лишь в конце XVII века кастаньеты впервые появились в музыке классической благодаря Боккерини, итальянскому виолончелисту. Он сочинил произведение, в котором кастаньеты играли важную роль. Даже один из выдающихся композиторов классической музыки, Рихард Вагнер, внёс кастаньеты в свою оперу «Тангейзер» в середине XIX века.

Кастаньеты в испанской музыке

В испанской классической музыке кастаньеты появились даже раньше, чем во фламенко. Согласно сайту «Гран Гала Фламенка», гитарист и композитор Сантьяго де Мурсия включал их в свои композиции и фанданго.

 

Два великих композитора испанской музыки XX века, Мануэль де Фалья и Исаак Альбенис, также включали кастаньеты во многие свои произведения. Зарисовка «Краткая жизнь», Мануэля де Фальи, написанная в 1903 году и принесшая ему победу на конкурсе оперы в Мадриде, когда он еще не был известен, как объясняет Лос-Анджелесская филармония, была одним из его самых известных произведений, включающих кастаньеты. Балерина Антония Мерсе, известная как Ла Аргентина, играла на кастаньетах в этом произведении. Эта артистка также танцевала с палочками в сюите «Кастилья» Альбениса 1934 года. В 1966 году испанский композитор Хоакин Родриго представил «Два испанских танца», задуманные для кастаньет, а именно для кастаньет Лусеро Тены.

Кастаньеты во фламенко

Изначально использование кастаньет было одной из характерных особенностей школы болеро, которая стала популярной в XVII веке. Школа болеро опиралась на региональные танцы и адаптировала их для представления при дворе, то есть делала их более элегантными и сложными, поэтому эта дисциплина была тесно связана с фламенко в своих началах.

 

В течение XX века неповторимая Кармен Амайя использовала кастаньеты в нескольких своих выступлениях, повлияв и на других танцоров, и выступала с ними в фильме «Дочь Хуана Симона»в 1935 году и во французском фильме «Когда ты собираешься умереть?» [¿Cuándo te matas?] в 1953 году. В настоящее время существуют стили, в которых обычно используются кастаньеты, такие как севильяны, сегирйи, каньи или замбры, хотя каждый артист может выбирать использовать их в любом стиле.

Типы кастаньет

В настоящее время кастаньеты можно классифицировать по материалу, из которого они сделаны, по их использованию (профессиональные, полупрофессиональные и для начинающих), по способу изготовления (более или менее пустые), но в целом мы можем выделить четыре группы:

В руках: наиболее используемые во фламенко, соединенные небольшим шнуром.

Поллопас: изготовлены из пластика, часто используются детьми или людьми, начинающими изучать эту дисциплину.

С базой: крепящиеся к основанию, обычно используются в симфонических оркестрах.

С ручкой: или палочные, состоят из длинной ручки, которая держит обе части.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...