Перейти к содержимому

Воспитание детей Исламу


Recommended Posts

bismillah.gif

Воспитание детей Исламу

Freda Shamma кандидат наук

Дети рождаются в состоянии fitra (чистоты), а потом их родители воспитывают их верующими или атеистами. Согласно Муснаду ибн Ханбаля (Musnad Ibn Hanbal), "Дети неверных, лучше, чем ты взрослый. Каждое живое создание рождается с праведной сущностью." Наша обязанность и долг как родителей, воспитать детей, так, что повзрослев они стали верующими деятельными Муслимами. Отправление детей в Исламскую Воскресную Школу или в обычную Исламскую Школу является хоть и важной, но незначительной частью Исламского обучения. Основной «институт воспитания» для каждого ребенка это его семья, и основными «профессорами»

являются его родители.

Модель для подражания

Самый эффективный способ воспитания это быть человеком для подражания.

Так Аллах посылает людям пророков. Не зависимо от того хотим мы того или нет, ваши дети учатся вести себя в жизни смотря за вами. Даже отсутствующий родитель – модель для подражания, так мальчик выросший в семье которую бросил отец, возможно, поступит аналогично со своими детьми. Каждый раз при общении с детьми, мы учим их, не зависимо от нашего намерения делать это или нет. Существует один известный стих безымянного автора который ярко описывает

это.Стих начинается:

Если ребенок живет под критикой, он учится осуждать

Если ребенок живет во враждебности, он учится сражаться

Если ребенок живет в насмешках, он учится стесняться

Таким образом мы должны проанализировать, то как мы обращаемся с ребенком, что бы получить желаемый результат.

Далее в этом стихе идет:

Если ребенок живет в толерантности, он учится терпению

Если ребенок живет в откровенности, он учиться справедливости

Если ребенок живет в безопасности, он учится доверию

Положительная и отрицательная поддержка

Как мы видели выше, отрицательное поведение и суждения приводят к появлению у детей отрицательных качество. Термин положительная и отрицательная поддержка, популярен в современной психологии. Но этот термин утверждался в Коране и в действиях и словах Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) 1400 лет назад.

Как мы используем Положительную поддержку для

воспитания детей?

Маленькие дети в основном хорошие. К тому же они хотят порадовать своих родителей. Когда вы хвалите их за их хорошее поведение говорим, что Папа и Мама довольны их действиями в используете позитивную поддержку. К сожалению многие родители игнорируют хорошие поступки своих детей и обращают внимание только на плохие поступки.

Приведем пример.

Пример

Иману года и у нее есть младший брат Самир, которому 1. Она достает свои кубики и начинает играть, ну и конечно же Самир ползет к ней чтобы поучаствовать. Она дает ему красный кубик и продолжает строить башню. Самиру надоел 1 кубик и он пытается взять еще один. И тем самым он рушит башню. Иман реагирует со злостью, забирает все кубики и говорит брату, что он не может брать ни одного кубика. Ее мама слышит ее, и со злостью кричит на нее «Иман, ты плохая девочка, ты не делишься кубиками. Дай ему несколько»

Иман совершила 2 действия по отношению к брату:

1. Она дает ему кубик

2. Она берет кубик обратно

Но мама заметила только плохое действие!

Это учит Иман тому, что если она хочет привлечь внимание

матери, то она НЕ должна делиться.

Как еще могла повести себя мама? Если бы она похвалила Иман за первое действие когда он поделилась кубиком («Иман, какая ты хорошая сестра. Я так рада видеть как ты делишься с братом»), тогда Иман запомнила бы что совершения этого «хорошего» привлекло внимание мамы. Когда ее брат собьет кубики, возможно, ее первой реакцией будет отнять все кубики, но если ее мама успокоит ее и ободрит ее на новую попытку, («О Иман, это плохо что брат разрушил твои кубики. Он пытался поиграть с тобой, но он еще мал что бы строить башни. Почему бы тебе не построить маленькую башенку что бы он играл с ней, и тогда ты сможешь построить большую для себя) тогда, возможно, она с радостью даст ему больше кубиков. Она захочет поделиться кубиками в следующий раз, так как это действие привлекло

внимание ее мамы.

Введение Ислама в жизнь

Одним из наиболее важных аспектов воспитания детей как Муслимов, объяснение им того что Аллах также доволен их действиями. Если вы говорите то что они сделали или делают делает вас и Аллаха довольными, тогда ребенок начинает ассоциировать хорошее поведение с действием ради довольства Аллаха, что является основой действия Муслима.

Можете ли вы сказать что либо лучшее чем делать что

либо fi sabillah (ради довольства Аллаха)?

Плохие дети

Ребенок совершающий грехи прощается Аллахом и если он умирает, то отправляется в Рай. Эта милость Аллаха должна вести нас, также как мы ведем наших детей. И нет необходимости страшить детей Аллахом или устрашать их Адом. На деле такой подход ведет к обратному результату. Отрицательное воздействие и наказание заставляет ребенка боятся всего что связно с религией. Он или она растет думая что религия это то что удерживает его от наслаждения жизнью.

Атрибуты Аллаха

Когда вы говорите с детьми двенадцатилетнего возраста, делайте напор на свойства Аллаха, которые дадут ему безопасность и уверенность, так как в процессе взросления он сталкивается с пугающими и неизвестными проблемами. Ему необходимо осознание многих даров Аллаха данные ему для помощи в его жизни. Также он нуждается в понимании того, какие действия понравятся Аллаху, а за какие он понесет наказание.

Ислам и повседневная жизнь

Очень часто приходится наблюдать, как родители пытаются начать разговор с детьми об Исламе, они сосредотачиваются на 5 столпах. Они учат как совершать намаз, и учат их коротким Кораническим сурам. Это безусловно важно, но не надо забывать, что Ислам всеобъемлющий путь жизни, и все содержит в себе элемент Ислама, о чем вы должны говорить и показывать вашему ребенку. Когда отец отправляется на работу, то мама может сказать «До свидания» или «Ассаламу алейкум» что означает «пусть мир Аллаха с тобой». Когда она и ее маленький ребенок начинают делать что – то вместе, она может упомянуть, что отец делает то что Аллах говорит делать хорошему отцу – работать, заботиться о семье. Она также может упомянуть, также как и отец, что она старается для довольства Аллаха помогая ребенку и семье. Когда ребенок помогает убирать со стола, мать может упомянуть что Аллах доволен теми детьми кто помогает своим родителям. Такое упоминание не подразумевает и не предлагает давать целые лекции об Исламе. Никакой ребенок не захочет сидеть долго слушая лекцию о чем бы то ни было. Эффективным обучением является короткие реплики или истории которые указывают на Исламскую сущность действия. Когда родителю выплачивают закят (ежегодное налог) они должны сказать об этом детая. Когда они посещают больных, то необходимо процитировать аят из Корана или хадис (историю о Пророке Мухаммеде с.а.с.) которые рассказывает о том что это действие нравится Аллаху. Если ребенок выбирает тот или иной поступок, то родители должны напомнить о том какой путь будет по нраву Аллаху.

Постоянное упоминание Аллаха, постоянная поддержка в совершении того что правильно, и постаянная хвала и положительная поддержка правильных действий, направят вашего ребенка на правильный путь.

Юность

По мере того как дети достигают юности, они начинают задавать вопросы, которым они были обучены, особенно если ваши дети общаются с неМуслимами или этническими мусульманами

Если у вас уже налажен контакт со своим ребенком, тогда ребенок будет идти к вам со своими вопросами. Не принимайте эти вопросы как бунт против вас или религии. Он видят как дурачатся дети в школе, и им это кажется забавным.

«А почему мы не можем дурачится» Будьте счастливы, что ваш юнец спокойно спрашивает это у вас.

Если же у вас нет хороших взаимоотношений с ребенком, то возможно у вас большие проблемы, так как у вашего ребенка будут аналогичные вопросы, но он не спросит их у вас. Он будет искать ответ у друзей, и если его друзья не Муслимы, то он может получить ответы противоречащие Исламу.

Почему у одних родителей сложились взаимоотношения с детьми а у других нет? Имеется по крайней мере два важных фактора: время и каково время? Проводили ли родители время с детьми когда они росли? Спрашивали ли, они своих детей о школе, друзьях, об их мнении по разным вопросам, и СЛУШАЛИ ли они их?

Помните положительную поддержку? Как уделяют родители время своим детям? Основано ли оно на положительном окружении, или ребенок слышит злость и отрицательное отношение каждый раз как он говорит с родителями?

Пример

Тринадцатилетний Омар второй год держит пост, во время Рамадана. Однажды в субботу он и его друг Муслим, Аднан, отправляются на вечернику к неМуслиму. В час, Омар звонит домой и говорит матери «Джон просит покушать ленч. Мы сказали чему что мы постимся и он может есть один, но он говорит, что если мы не будем кушать то и он не будет есть. Аднан говорит что если я нарушу пост то и он покушает. Что нам делать?»

«Не могу поверить что ты меня об этом спрашиваешь» - отвечает мать – «Аллах накажет тебя если ты не будешь поститься! Почему ты не ведешь себя как хороший муслим. Твой отец и я учили тебя лучшему!»

Как часто Омар после такого ответа, будет спрашивать мать о чем либо? Предполагая что его действия отрицательны вы создаете отрицательную поддержку, и можете быть уверены что Омар не спросит мать следующий раз. А теперь представьте, что ответ матери был:

«Ты правильно поступил, что позвонил мне когда ты в неуверенности. Но я думаю, что ты уже знаешь что ты должен делать. Как ты думаешь, что будет правильным?»

Омар отвечает «Я думаю я должен сказать нет, я продолжу пост»

«Ты совершенно прав» ответила его мама «Я так горжусь тобой и как ты думаешь»

Оценка отрицательного

Когда вы дискутируете со своим ребенком вы можете быть встревоженными его грубостью или категоричным опровержением всего что вы говорите. Он даже может сказать вам, что вы глупы или не понимаете, или не беспокоитесь о нем. Но это не имеет не несет в себе такого значения. Это означает что он чувствует себя неудобно при ответах на его вопросы. Может то, что вы говорите противоположно тому что он чувствует на данный момент, или может он уже ответил так другу неМуслиму и он отверг его мнение.

Несмотря на трудность этого, оставайтесь добрым и положительным с вашим ребенком. Тяжело слышать родителю такие высказывания в свой адрес, но они, на самом деле, не относятся к ним, в большей степени это относиться к процессу обдумывания.

Во время обсуждений с вашим ребенком, вам захочется совместить и отрицательную и положительную поддержку

«Да» - можете вы согласиться с ребенком «Трудно не пить, когда вокруг остальные выпивают, но помни, что Аллах наградит тебя за твое поведение, и помни о Его наказании если ты последуешь за кем либо иным»

Когда такое огромное количество антиисламских сил давят на вашего ребенка, он должен понять, что Аллах спросит с него за его деяния. Аллах поможет если ваш ребенок попросит Его о помощи, и будет награжден за следованию правильным путем, но так же это подразумевает, то что он будет наказан за плохие деяния.

Жизнь сложна для одиночки. У ребенка есть родители которые защищают его, и поддерживают его и «знают все». Но потом ребенок вырастает и понимает что мама и папа на самом деле не все знают. Более того в школе он изучает другие философии жизни, и эгоистичность, материалистичность наблюдаемая в школе кажется забавой, тем более что «все так делают» И как же вашему ребенку решить что есть правильно? Сейчас для них трудное время, и долг родителей поддержать их, вдохновить, сделать поблажки за их ошибки, но в то – же время оставаться твердым в обучении Исламским ценностям.

Некоторые проблемы

Обучая и разговаривая с детьми об Исламе, мы должны знать об определенных скрытых проблемах. Таких как мирское и религиозный, знание и поведение, уступчивость и критическое мышление. Эти проблемы влияют на наше мышление и действия, и лишь не многие осведомлены о них.

Мирское и религиозное

Хина была привлекательно пятнадцатилетним подростком с привлекательной фигурой. Она посещала Исламские воскресные уроки, одевая короткие юбки и свитера телесного цвета. Учитель посоветовал матери девочки, что бы та проследила за ее одеждой, и что бы дочь одевалась более по Исламски, что бы не привлекать внимания мальчиков.

«Хина , ты должна сменить одежду. Это не по Исламски. Больше никаких коротких юбок и одевай свитера скрывающие твою фигуру» ругалась ее мама.

«Кто ты такая, что говоришь мне что то? Посмотри на себя, твоя юбка выше колен, и я могу увидеть твои формы!»

Мать Хины сама разделена относительно религии.

С одной стороны она молится, держит пост в месяц Рамадан. С другой стороны она любит «модно» одеваться когда общается с не мусульманами. Она часто читает Коран по вечерам, но проводит дни сплетничая с подружками. Чему же может научиться ее дочь?

Хасан не лучше по отношению к своему отцу, который отводит его по выходным на Исламские занятия, но говорит что может пропустить Джуму, из – за уроков в школе, так как они более важнее. Отец Хасана руководитель Мусульманского общества, но Хасан слышит как он хвастается своим друзьям как он обманул и ушел от налогов.

Если родители выбирают какие аспекты Ислама применять, а какие игнорировать, то трудно ждать, того что – бы дети жили чисто Исламской жизнью. Если мать Хины выбирает свою одежду аналогичную той которую одевают не Муслимы, тогда и Хина может требовать того же права, даже если ее мама считает что ее одежда слишком облегающая или коротка. Вопрос в том, кто имеет право решать? Если Аллах тот кто выбирает, тогда родители не имеют права чем либо пренебрегать и выбирать ту часть которой следуют. Если же человек выбирает, тогда дети имеют такое же право выбирать, при достижении зрелости. Родителям думающим иначе будет указано их детьми на их недостатки. По крайней мере они будут думать так. Если вы знаете, что не следуете приказам Аллаха, вы должны изменить собственное поведение, признаваясь ребенку, что вы сами еще не крепки в вере, и сказать им честно что вы пытаетесь помочь им встать на правильный путь, так как это сделает жизнь легче и лучше. Также вам надо будет указать на то, что отклоняясь от Исламских норм вы приобрели только проблемы.

Если вы проигнорируете этот аспект, то вероятнее всего, дети проигнорируют ваш совет.

Знания и поведение

Эта проблема уже была затронута в этой статье, но все таки она требует объяснения. Мы надеемся что на уроках в мечети наши дети научаться читать Коран на Арабском, не понимая значения. Мы надеемся, что мечеть научит наших детей молиться, поститься и т.д. но не научит их КАК ЖИТЬ, как вести себя..

Это все знания, не поведения. Много детей знают как молиться, некоторые понимают важность ежедневной молитвы. Большинство детей могут читать Коран. И только небольшое кол-во читает Коран что – бы понять его смысл, для нахождения ответов на свои вопросы.

Ислам – совершенный путь жизни. Знания (5 столпов, биография Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) полезны для того что – бы человек понял как и почему они должны делать что – то. Факт что Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) жил 1400 лет назад, сам по себе является бесполезным. Или факт, что он жил как Муслим в городе где было очень мало других Муслимов и подвергался гонениям, бесполезен пока мы не поймем с помощью этого, что раз он смог выжить и добиться успеха в этих условия то и мы сможем. Обучая детей Исламу, нам необходимо обучить их поведению, а не только запоминанию фактов. Вместо того что – бы давать им список фактов, приведите пример и укажите на связь с Исламом. Вы навещаете больного, упомяните, что это одно из требований Ислама, объясните ребенку, что совершать подобные действия хорошо. Так же навестите больного не из вашей культурной группы и неМуслима. Один из важных уроков для вашего ребенка, уяснить что хорошее отношение должно проявляться не только к Муслимам, но и ко всем остальным.

Смотрите телевизор вместе с детьми, особенно юношеские программы. Не поучайте, а обсуждайте поведение героев в телепередаче. Можете например сказать «Видишь как хорошо быть Муслимом, и тогда у тебя не будет подобных проблем(связанных с выпивкой и т.д.)

Начинайте дискуссия с детьми сами. Приведите например такую ситуацию

«Как ты поступишь, если твой друг заболеет на неделю» Очень важно выслушать ответ ребенка. Они сразу поймут, если у вас на уме что – то другое. Когда вы спрашиваете их мнение, то исреннее слушайте ответ, и отвечайте им.

Уступчивость и критическое мышление

Многие родители выросли в условиях строгого следования правилам. Так, ученики должны повторить в точности то, что сказал педагог. Если в тестовых вопросах спрашивается про 3 причины чистки зубов, то необходимо указать именно три причины о которых сказал учитель на уроке. Ученик не думает. он принимает все без обдумывания. Очень часто мы также учим Исламу детей. Учите их таким образом, так как другие пути неправильны. Наши дети должны знать, что существует 2 типа знаний, ниспосланное и полученное людьми. Знания ниспосланные в Коране и хадисах, не изменяемы и неоспоримы. Знание полученное с помощью 5 органов чувств и с помошью мышления может быть ошибочным и должно быть уточнено.

В хороших Северо Американских школах, делается упор на критическое мышление. Не достаточно просто сказать, что ты должен сделать это потому что я так сказал. Ваши дети будут почитать вас и слушаться так как этого требуют нормы Ислама, но также вы должны объяснить почему вы требуете от них послушания. Ваши дети должны молиться, так как Аллах сказал им молиться, но вы также должны быть открыты для дискуссии почему Аллах говорит вас об этом. Какую награду можно получить за молитву, и что необходимо делать если вам кажется , что молитва бессмысленна для вас и т.д. Эти вопросы не означают, того что ваши дети уходят от Ислама, они значат, то что дети серьезно размышляют об Исламе. Одна из самых замечательных особенностей Ислама – правдивость, и соответственно можно ответить на все критические вопросы.

Родители должны объяснить, что они могут совершить ошибку или не знать правильного ответа. Ваш ребенок не должен ждать от вас ответа на любой Исламский вопрос. Но он должен имеет право услышать от вас честный ответ на их вопрос. Когда вы говорит ребенку «Это очень важный вопрос. Я не знаю ответ. Давай посмотрим, сможем ли мы найти ответ на него в Коране», то таким образом вы создает атмосферу открытости и честного обмена мыслями с ребенком.

Обсуждайте Ислам с детьми с малого возраста, указывая на положительное, и вдохновляя их говорить открыто и честно с вами. Будьте Исламской моделью для подражания. И к тому времен, как они достигнут юности столкнувшись с первыми проблемами, они будут использовать помощь Ислама, и у них будет желание быть Муслимами, так как они знают, что это улучшит их жизнь в этом и в следующем мире, иншаАллах.

Этот труд был впервые представлен на ежегодном собрании Исламского общества Северной Америки, в Чикаго 2 сентября 2000 года

Др Фреда Шамма защитила докторскую по тему Обучение и Инструктаж, в Университете Цинтинати. Она работала на курсах обучения в нескольких Мусульманских странах, а также в Исламских школах в Северной Америке. В настоящее время он является директором фонда FADEL (Фонд Развития и Роста Образования и Обучения) в Цинцинати, Огайо. Ее последние публикации является «Мусульмане и Исламизации в Северной Америке: Проблемы и Исследования, Amber Haque. Amana Publications»

У доктора Шамма 5 детей, старший из которых женат и имеет 2 детей, а самый младший учится в старших классах. Все ее дети принимают активное участие в Исламской деятельности, и особенно в MYNA, Мусульманская Юность Северной Америки

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...