Перейти к содержимому

Внимание! Письмо дебильной армянки Президенту Алиеву.


AZERMAN

Recommended Posts

13-летняя школьница из Степанакерта Аделина Авагимян написала письмо президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. Приводим текст письма, предоставленного ИА REGNUM:

"Господин президент, пишет Вам карабахская школьница Аделина Авагимян. О моём намерении написать Вам письмо я никому не говорила. Долго думала, писать или нет? Решила написать.

Я родилась и живу в городе Степанакерт. Люблю свой край, потому что Карабах - моя родина, я родилась и живу здесь, здесь родились мои папа и мама, мои дедушки и бабушки. Их дедушки и бабушки также родились здесь (наверное, Вы знаете, что с очень древних времён, когда наш край являлся одной из провинций Армении, он назывался Гарабах). У меня много друзей, и они также любят свою родину... Но я хочу написать Вам о другом. У меня, как у многих, есть свои проблемы, и я пытаюсь, насколько это возможно, решать их.

В свободное время задумываюсь о многих вещах: о человеческой жизни, о счастье, о моих ровесниках, живущих очень далеко от моей родины, об их стране, отличающейся от нашей. По ночам я гляжу на звёзды на небе и думаю, а существуют ли столь далеко от нас планеты и живут ли там люди?.. Мой дедушка говорит, что и он в детстве по ночам разглядывал звёздное небо и думал о том же... Я задумываюсь также о моих современниках, в особенности о тех, кто в жизни видел больше горя, чем радости. Я хочу, чтобы все жили хорошо, не имели бы проблем и были бы счастливы.

Господин президент, каждый раз, смотря телевизор, читая или же слушая рассказы взрослых, я удивляюсь. Вы всё время говорите лишь о Карабахе и войне, словно ни о чём другом не думаете. Кажется, у Вас нет других проблем и задач и какой-либо другой вопрос Вас не волнует.

Я никогда не видела азербайджанца, я не думаю о Вас, о Вашей стране. Мои родители также не думают о Вас, о Вашей стране. Для меня непонятно, что Вы хотите от нашей страны? Слышала, что Вы никогда не были в Гарабахе, Карабахе, не видели наш Гандзасар, Дадиванк, Амарас, но всё время думаете о захвате нашей страны. Не могу понять, своих земель Вам не хватает, зачем Вам Карабах? Я слышала от своего дедушки, что до войны, даже 50 или 100 лет назад, когда здесь были азербайджанцы, в случае смерти их вывозили из Карабаха и хоронили на их настоящей родине, потому что знали, что это не их родина, не их земля. Поэтому здесь почти нет азербайджанских кладбищ...

Отец мой является участником азербайджано-карабахской войны. Я не видела войны, но из рассказов взрослых знаю, что это очень плохая, ужасная вещь, и никогда не пожелала бы увидеть её. Уверена, что ни один азербайджанский ребёнок также не хотел бы увидеть войну. Но от взрослых постоянно слышу, что если будет война, то они снова защитят свою страну. Один из моих друзей говорит, что если ему не разрешат взять оружие, он подобно французскому Гаврошу будет помогать взрослым защищать нашу родину. Я тоже буду помогать своим родителям, насколько хватит моих сил...

От старших, от разных людей много слышала о том, как всё происходило. Гарабахцы вышли на мирный митинг и сказали, что хотят, чтобы наш Гарабах присоединился к Матери-Армении, потому что Азербайджан для нас чужая страна и 70 лет назад руководитель по имени Сталин нарочно передал нашу землю Азербайджану. А в ответ на это ваши соотечественники стали убивать армян в Сумгаите, Кировабаде, Баку и других городах и изгонять их из своих домов. Не удовлетворившись этим, Ваш отец начал войну против моего родного Гарабаха, но, несмотря на то, что был очень сильным, имел много солдат и танков, проиграл в этой войне. Я спросила у взрослых, как получилось, что такой сильный проиграл, а они ответили, что мы защищали свою землю, свою родину, а азербайджанцы напали, чтобы захватить нашу страну, чтобы отнять нашу жизнь и свободу...

Если начнёте войну, чтобы захватить нашу страну, весь армянский народ встанет на защиту нашей земли. Но уверена, что если начнёте войну, Ваши дети, Ваши родственники и друзья не будут участвовать в этой войне, а отправите на нашу страну рядовую азербайджанскую молодежь. Я знаю, что если будет война, то многие из нас, в том числе дети и женщины, могут погибнуть, многие дети могут остаться сиротами, но в этой войне погибнут также тысячи азербайджанских юношей, и многие азербайджанские дети также останутся сиротами. Вы этого хотите? Для этого Вы каждый день думаете о войне и завоевании Карабаха?

Зачем Вы всё время покупаете оружие? На эти деньги могли бы построить такую жизнь в своей стране, что Ваш народ (в особенности те, кто по причине развязанной Вашим отцом войны стали беженцами), был бы счастлив и не имел бы никаких проблем. Не лучше ли это того, чем посылать людей на фронт?

Я очень хочу, чтобы Вы ответили на моё письмо и искренне сказали бы, зачем Вы хотите захватить мою родину, которая не принадлежит Вам. Неужели своих земель Вам не хватает?"

ТЫ ТРУС, ТЫ ВОР, ТЫ АРМЯНИН (А.С. ПУШКИН)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это скорее дебильные взрослые армяне косят под детей.... Уродство шитое белыми нитками..

А что им ещё делать..))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

С подонками типа Капутикян, Балаян, Алиханян, Азнавурян, Старовойтова и пр швали всё понятно.

Они хоть мало-мальски образованы по-своему.

Но вот зачем "вводить в бой" малолетних армянских дебилов - вопрос интересный.

Или кто из армянских кретинов "составитель" сего опуса?

ТЫ ТРУС, ТЫ ВОР, ТЫ АРМЯНИН (А.С. ПУШКИН)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Где нашёл?

Да вот нарыл статейку в подонистой иннет газете REGNUM

Да, там известный армянский мусоропровод...)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да от одной фразы про кладбище, уже понятно что все это написал малограмотный сельский армянский учител)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да от одной фразы про кладбище, уже понятно что все это написал малограмотный сельский армянский учител)))

Кроме того могу отметить стилистику письма - "русский по-армянски"))))

ТЫ ТРУС, ТЫ ВОР, ТЫ АРМЯНИН (А.С. ПУШКИН)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это просто дашнакский высер... Бялкям о ермяни ушагынын хеч хябяри йохдур беля мяктубдан...

Этот высер расчитан на дибилоидных армянских подростков... а то у них в виду массовой эмиграции мысли не туда идут...)) Голод не тётка ведь..)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Странно то, что чего этим хочет сказать армагитпром...типа " давайте жит дружно"))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это просто дашнакский высер... Бялкям о ермяни ушагынын хеч хябяри йохдур беля мяктубдан...

Этот высер расчитан на дибилоидных армянских подростков... а то у них в виду массовой эмиграции мысли не туда идут...)) Голод не тётка ведь..)))

Из уже далёкого 89-го.

Идёт в прямом эфире съезд народных депутатов, выступвет очередной армянский выродок Игитян.

На реплику Горботого подонка - "зачем вы так нагнетаете обстановку, товарищ Игитян?", последний отвечает:

"А я СПЕЦИАЛЬНО НАГНЕТАЮ, Михаил Сергеевич"

Вообще-то давно открыть что-то типа кунсткамеры дебильных армянских выражений)))

ТЫ ТРУС, ТЫ ВОР, ТЫ АРМЯНИН (А.С. ПУШКИН)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Вы знаете, что с очень древних времён, когда наш край являлся одной из провинций Армении, он назывался Гарабах"...

Вот именно что ГАРАБАХ, а не какой то "арцах"..... И Армения сама была провинцией...и слово "Армения" тюркского происхождения... в принципе как и большинство тюркизмов в бытности у армян..))

Я же говорю что они неучи...)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Несчастный ребенок. Хотя многие взрослые армяне далеко не лучше разбираются в происходящем.

Согласен. Как-то приходилось общаться с армянами в разных странах - большинство действительно верит в созданные ими же мифы и сказки - какие-то "великие Армении, цари Ашоты (или Гагики)" и пр дребедень.

Почему-то обижаются на моё вполне научное утверждение о том, что армяне - это цыгане из Индии

ТЫ ТРУС, ТЫ ВОР, ТЫ АРМЯНИН (А.С. ПУШКИН)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Даже не читал, но уже прусь с вашей реакции. Как мало вам нужно для счастья herbi.gif

ТЫ МОЙ РОДНОЙ!!!

Это из фильма.

Если не поймёшь - то значит ты очередной армянский дебил))))

ТЫ ТРУС, ТЫ ВОР, ТЫ АРМЯНИН (А.С. ПУШКИН)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ТЫ МОЙ РОДНОЙ!!!

Это из фильма.

Если не поймёшь - то значит ты очередной армянский дебил))))

значит ты очередной азербайзанский дебил))) - решил в знаниях потягатся? В этом формате это не возможно (всегда можно загуглить), оставь контакт - попробую организавать для тебя высоко интеллектуальное соревнование "Что - Где - За что"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

значит ты очередной азербайзанский дебил))) - решил в знаниях потягатся? В этом формате это не возможно (всегда можно загуглить), оставь контакт - попробую организавать для тебя высоко интеллектуальное соревнование "Что - Где - За что"

Слышь армяшка недоделанный, чего грозишься.. самому, по мужски, слабо оставить свой контакт?

Оставь сам свой контакт для обсуждения предложенного тобой соревнования... А то кто его знает, может ты на сотовых "МТС" или "Билайне" работаешь, будешь потом сообщения присылать на номера и деньги зарабатывать...)

Заметь, ты второй раз заикаешься об этом...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В редакцию нашего агентства поступил ответ Администрации Президента Азербайджанской Республики на данное обращение юной жительницы города Ханкенди, Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики, направленный от имени заведующего отделом политического анализа и информационного обеспечения Администрации Президента АР Эльнура Асланова.

Представляем текст ответа без изменений.

"Дорогая Аделина,

Администрация Президента Азербайджанской Республики внимательно относится к обращениям каждого жителя Азербайджана на имя Президента Ильхама Алиева, и потому твое письмо не могло остаться без ответа.

Искренне надеюсь, что ты написала это письмо сама безо всяких кабинетных политтехнологов, исходя из собственного непритворного желания жить в мире и стремления вернуть в наш общий дом под названием Южный Кавказ согласие и стабильность.

Ты пишешь, что родилась и живешь в городе Степанакерт. В действительности этот город называется Ханкенди. Ты пишешь, что любишь свой край, потому что Карабах - твоя родина, а также родина твоих папы и мамы, дедушки и бабушки.

Но точно также как и ты, своей родиной Ханкенди считают азербайджанцы, папы и мамы, дедушки и бабушки которых родились там. Ведь, город этот был основан в конце XVIII века Карабахскими ханами, главами одного из государственных образований, созданных азербайджанцами того времени.

Он возник как поселок для отдыха членов и приближенных ханской семьи. Для удобства ханов первые дворцы были заложены в нескольких километрах от столицы ханства Панахабада, ныне города Шуша, на горных склонах.

Деревня, в которой время от времени жили только члены ханской семьи, получила название "Ханын кенди", что в переводе с азербайджанского означает "Село хана", а позже за ним окончательно закрепилось название "Ханкенди" - "Ханское село". Лишь в 1923 году, спустя более 100 лет после своего создания, Ханкенди переименовали в Степанакерт, в честь большевика Степана Шаумяна.

Кстати, тебе, наверное, будет интересно узнать, что это самое Шушинское и Карабахское ханство вступило в состав Российской империи согласно Кюрекчайскому договору, подписанному 14 мая 1805 года между Ибрагим-хан Шушинским и Карабахским и Всероссийских войск генералом князем Павлом Цициановым.

Если посмотреть на текст подписанного трактата, а также подписавшие его стороны, то нигде нет и намека на какую-либо политическую роль армян в Карабахе. Хотя мы, безусловно, не отрицаем, что армяне жили в Нагорном Карабахе, но они составляли лишь меньшинство от общего числа населения.

Нисколько не пытаясь читать тебе нудных лекций по истории региона, отмечу, что массово заселяться на Южный Кавказ, в том числе и в Карабах, армяне стали лишь после вступления этих земель в состав Российской империи. В Туркманчайском договоре 1828 года, разделившем Азербайджан между Россией и Персией, обговариваются условия переселения из Южного Азербайджана, вошедшего в состав Персии, на завоеванный Россией Кавказ и выезда отсюда всех кто хочет.

В итоге, согласно этому Договору десятки тысяч мусульман - жителей азербайджанских ханств покинули Кавказ, перешедший к христианской России, и переселились в Южный Азербайджан.

На Кавказ же, на исторические земли азербайджанцев, по инициативе полковника Лазарева (кстати, армянина по национальности) и российского посла в Персии А.С. Грибоедова были переселены десятки тысяч армян. Так, царская администрация преследуя собственные цели изменила в определенной степени этнический состав в Нагорном Карабахе.

Надеюсь, в одну из звездных ночей, которые в Карабахе особо красивы, когда ты будешь глядеть на небо и мечтать о своем безоблачном будущем, ты спросишь об этом своего дедушку. Так же как не лишним будет напомнить им - твоим папе и маме, бабушке и дедушке, что в 1978 году армяне Нагорного Карабаха отмечали 150-летие своего переселения, и в честь этого был воздвигнут памятник в селе Марагашен - Ленинаван Мардакертско - Агдаринского района.

Однако, этот памятник в честь переселения первых армянских семей в Карабах, был разрушен армянскими вооруженными формированиями в 1988 году в начальный период Карабахской войны.

А теперь Аделина представь, что не только в Ханкенди, но и в другие захваченные Арменией города и районы Азербайджана - Шушу, Ходжалы, Аскеран, Ходжавенд, Агдере и Гадрут, в места своего детства в Лачыне, Кельбаджаре, Агдаме, Джебраиле, Физули, Губадлы и Зенгилане, на родину своих предков не могут вернуться около миллиона азербайджанцев.

Твои ровесники-азербайджанцы питают надежду когда-нибудь увидеть дом своих дедушек и бабушек, могилы своих предков. Надеюсь, что ты поймешь, как им больно вот уже почти два десятка лет, а это больше, чем ты прожила. Каково, по-твоему, жить вдали от родного очага?

Уверен, ты поймешь, что если в каком-то уголке земного шара родилась та или иная армянская девочка, а также ее родители, это не дает основания считать эту землю исторически армянской территорией.

Тебе, наверное, известно, что американская поп-исполнительница армянского происхождения, Шер, настоящее имя которой Шерилин Саркисян, родилась в США.А известный французский актер и шансонье армянского присхождения Шарль Азнавур родился в Париже.

Но это вовсе не означает, что США, или отдельно Калифорния, Франция, или отдельно Париж, являются древними провинциями Армении. Хотя, я вполне допускаю, что именно это утверждают учебники по истории, из которых ты черпаешь свои знания в школе Ханкенди и взрослые, которые тебя окружают.

Они, эти взрослые, конечно, немало повидали на своем веку и имеют право на собственное мнение. Просто, когда в следующий раз они начнут рассказывать тебе о том, что Карабах якобы всегда был исторически армянской территорией, напомни им про 150-летие переселения армян в Нагорный Карабах.

Когда взрослые будут говорить о том, что Гарабах - это древняя провинция Армении, напомни им слова видного армянского историка, академика Сурена Тиграновича Еремяна, который писал о древнеалбанских, а не древнеармянских, областях Гарабах и Утик.

А когда взрослые будут утверждать о Сумгайыте, Кировабаде и Баку, то пусть, прежде всего, расскажут тебе о погромах и убийствах в Гафане, Мегри, Аскеране, Гукарке. Там пострадало намного больше жителей Армении азербайджанской национальности, чем армян в азербайджанских городах.

Спроси у взрослых, был ли хотя бы один азербайджанец, принимавший участие в погромах против своих соотечественников в Гукарке и других районах Армении, наподобие сумгайытского убийцы Эдуарда Григоряна? Нашелся ли хотя бы один житель Армении, укрывший у себя азербайджанца и спасший жизнь соседа?

Аделина, тебе сегодня 13 лет. Столько же было многим из тех азербайджанцев, которых жестоко и бесчеловечно лишали жизни 26 февраля 1992 года в городе Ходжалы, исключительно лишь для того, чтобы, выражаясь словами Президента Армении Сержа Саргсяна, "сломать стереотип". Запомни эту дату. Это был настоящий геноцид.

Среди 613 человек, убитых в Ходжалы, было 106 женщин, 63 ребенка, 70 стариков. 25 детей потеряли обоих родителей, еще 76 были ранены, а 19 были взяты в заложники с целью дальнейшего обмена.

Многие их этих детей были младше тебя, Аделина, и некоторые из них были заживо сожжены, им отрубили головы, младенцам выкололи глаза. Поверь, что крайне сложно писать эти строки без слез на глазах. Эта дата уже вошла в историю как одно из самых кровавых преступлений против человечности. Никакая война не может быть оправданием столь варварских и изуверских действий.

Ты написала, что старшие рассказали тебе о том, что "до войны, даже 50 или 100 лет назад, когда здесь были азербайджанцы, в случае смерти их вывозили из Карабаха и хоронили на их настоящей родине, потому что знали, что это не их родина, не их земля. Поэтому здесь почти нет азербайджанских кладбищ...".

Тебе, наверное, стоит знать, что сказанное тобой в действительности лишь подтверждает факт массового уничтожения азербайджанских, мусульманских кладбищ, храмов и мавзолеев в Нагорном Карабахе и прилегающих к нему районах.

Тебе, никогда не видевшей азербайджанцев будет интересно, тем более об этом твои бабушки и дедушки не расскажут, что в Нагорном Карабахе, только вокруг азербайджанского города Шуша было 37 азербайджанских сел, где было 21 большое кладбище.

В самом городе Шуша было 2 больших азербайджанских кладбища: "Мирза Гасан" и "Мир Фасех". Имелись кладбища вокруг старых мечетей Юхары Гёйхар-ага и Ашагы Гёйхар-ага в центре города Шуша, которые ныне разрушены.

Древние кладбища были в селах Гайбалы, Гушчулар, Зарыфлы, Сафи Ханлар, Халфалы, Ханалы, Гушчу и др. Разве твои дедушки и бабушки забыли про азербайджанские кладбища, которые были вокруг практически каждой мечети в Нагорном Карабахе, в местечке Джыдыр Дюзю, вокруг мавзолея Молла Панах Вагифа, а также ниже города Шуша?

Если в Карабахе не запрещен Интернет, то, используя программу " Google Earth ", по снятым с космоса фотоснимкам ты увидишь разрушенные, опустевшие азербайджанские города, села, мечети и кладбища, расположенные всего лишь в нескольких километрах от твоего дома. Черными зияющими пятнами выглядят из космоса кладбища вокруг сел Туг, Ахыллы, Салакетин, Гарабаглы, Амираллар, Муганлы и других населенных пунктов Ходжавендского района.

В центре города Ходжавенд (Мартуни), куда армяне были переселены в 1930-е годы, находилось древнее кладбище и мавзолей Ашыглы Гоша Гумбез, которые армяне разрушили в 1989 году. Кстати, недалеко от города Ходжавенд, в прифронтовой полосе находится древнейшее кладбище "Наргизтепе", где похоронены огузские ханы, а также Гараджа Чабан, о котором рассказывается в эпосе 7 века "Деде-Горгуд". В местечке "Фындыглы ястан" имелось древнее азербайджанское кладбище, где возраст некоторых могил превышал 2500-3000 лет. Этот список легко продолжить.

Аделина, знай ты эту правду раньше, хватило бы у твоих родителей смелости взглянуть в твои глаза и сказать, что в Карабахе не было азербайджанских кладбищ?

Не хотелось бы утомлять тебя обилием исторических фактов, но не меньшим лукавством являются и разговоры о том, что "70 лет назад руководитель по имени Сталин нарочно передал нашу землю Азербайджану".

Дело в том, что Сталин тогда не имел права голоса и просто принимал участие в заседании, где большинство в итоге проголосовало за то чтобы "оставить нагорную часть Карабаха в составе Азербайджана". А все эти разговоры о якобы передаче этих земель, являются лишь интерпретацией истории на армянский лад.

Аналогичного отношения заслуживают и попытки придать законный характер незаконному решению об одностороннем выходе Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) из состава Азербайджана в нарушение союзного и международного законодательства.

Аделина, к моему глубокому сожалению, взрослые, рассказывающие тебе об истоках нашего конфликта, жестоко перевирают историю и игнорируют факты. Ты глубоко заблуждаешься, когда пишешь о том, что Гейдар Алиев начал войну против твоего народа.

Не азербайджанцы приняли в 1989 году одностороннее решение от имени представителей армянской общины НКАО, что,во-первых, игнорировало мнение азербайджанской общины области, а во-вторых, нарушало установленный законом порядок.

Кстати, тебе, наверное, стоит знать, что по сей день все международное сообщество продолжает считать Нагорный Карабах неотъемлемой частью Азербайджанской Республики, что подтверждается резолюциями многих международных организаций, включая известную тебе Генеральную Ассамблею ООН.

И, кстати, не азербайджанцы развязали конфликт, в результате которого армянами были атакованы азербайджанские села, деревни и города, осуществлены этнические чистки, направленные против мирного азербайджанского населения Нагорного Карабаха. Не будет лишним подчеркнуть, что именно благодаря Гейдару Алиеву, который вернулся в Баку в июне 1993 года, в мае 1994 года была подписана договоренность о прекращении огня. Так, твой отец смог вернуться домой живым, и спустя 4 года после этого на свет появилась ты.

Ты пишешь, что никогда не видела азербайджанцев. Понимаю. Такие ныне пришли времена, что в исторически азербайджанском Нагорном Карабахе не осталось азербайджанцев, а в Армении - никого, кроме армян.

В Азербайджане же счастливо проживают представители десятков различных национальностей, в том числе и армяне, которых твои ровесники могут тут видеть. Ты пишешь, что в свободное время задумываешься о многом.

Вот и задумайся над тем, как так получилось, что Армения является ныне моноэтническим, а Азербайджан - многонациональным государством? Если ты не знаешь, что такое моноэтническое государство, то обратись к взрослым. Они, на примере Армении, объяснят тебе значение этого слова.

К сожалению, ныне между двумя нашими соседними народами бушует конфликт, начавшийся еще до твоего появления на свет, и до сих пор неурегулированный. Понимаю, что ты много думаешь и читаешь об азербайджанцах, в том числе и о генетической несовместимости представителей наших народов. Ведь этот тезис был озвучен вторым президентом Армении Робертом Кочаряном и сегодня активно тиражируется армянскими газетами и интернет-сайтами.

Так вот знай, Аделина, что много лет назад, к власти в Германии пришли такие же политики, которые рассуждали о генетике, о чистоте арийской расы. В итоге, эта политика привела к массовому геноциду евреев в Германии, а также к началу Второй мировой войны.

Эта война унесла десятки миллионов жизней. Мы войны не хотим, мы хотим счастливого, мирного сосуществования азербайджанцев и армян в развивающемся, процветающем регионе под названием Южный Кавказ, в состав которого входят и Азербайджан, и Армения.

Ведь было время, когда мы, армяне и азербайджанцы, вполне мирно жили в составе одного государства, под названием СССР. В то время было создано немало совместных азербайджано-армянских семей, а великий азербайджанский и советский певец Муслим Магомаев пел песни армянского и советского композитора Арно Бабаджаняна. Спроси у папы с мамой или у дедушки с бабушкой - они расскажут тебе о тех временах.

Южный Кавказ обязательно станет мирным, как только мы вместе скажем свое слово, решим конфликт, и вернемся в свои родные дома. Его скорейшее решение - на руку всем, в том числе и армянской общине Нагорного Карабаха, к которой относишься и ты. И никто не имеет права лишать тебя возможности жить на своей родной земле в Карабахе, так же как и никто не обладает правом лишать сотен тысяч азербайджанцев права вернуться в свои родные очаги в Ханкенди, Шуше, Ходжалы, Аскеране, Ходжавенде, Агдере, Гадруте, Лачыне, Кельбаджаре, Агдаме, Джебраиле, Физули, Губадлы, и Зенгилане.

Возможно, тебе кажется, что этот край всегда был столь же пустынным, безлюдным и недоразвитым. Твоей вины в данном заблуждении нет - ты видела только оторванный от Азербайджана Нагорный Карабах - разрушенный и обескровленный войной. Но, были и иные времена, когда этот край расцветал, когда уровень жизни в нем был выше, чем по всему Южному Кавказу, когда не было этнической чистки азербайджанцев.

Сейчас же, уровень жизни в Нагорном Карабахе, к сожалению, хуже, чем в Армении, из которой убегают люди. Сбылось пророчество Анастаса Микояна, который говорил: "Дашнаки - агенты армянского правительства, добиваются присоединения Карабаха к Армении, но это для населения Карабаха значило бы лишиться источника своей жизни - Баку, и связаться с Эриванью, с которой никогда и ничем не были связаны". Уверен, что взрослые уже рассказали тебе, кто такой Анастас Микоян.

К сожалению, в Ереване так и не поняли, что оккупировав территорию соседнего государства и проведя этнические чистки, как в Азербайджане, так и в Армении, разрушая города и села Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов, Армения в действительности проиграла! Она проиграла политическое и экономическое будущее армянского народа, таких как и ты молодых людей, и, сегодня, будучи второй худшей экономикой мира, скатывается в пропасть.

"Сегодня в Армении появилось новое поколение девочек, у которых нет шансов выйти замуж, потому что все мальчики покидают страну", - написала недавно армянский политический и общественный деятель Карине Даниелян в письме к правительству.

Тебе сейчас 13 лет Аделина, но через некоторое время ты тоже задумаешься о создании семьи, начнешь думать о том самом человеческом счастье, которое глядя на далекие звезды, кажется таким близким и реальным.

Но ведь, это не азербайджанцы довели армянское население Нагорного Карабаха и жителей Армении до такой жизни. Это сделали те, кто затеял Карабахскую авантюру, кто управлял и ныне управляет Арменией. Им самим живется очень хорошо, а вот армянской общине Нагорного Карабаха - плохо. Однако, самое ужасное, когда сотни тысяч людей, как в Карабахе, так и в Армении оказываются заложниками полевых командиров и полоумных экстремистов. Все могло бы быть иначе, Аделина.

И последнее. Народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Приглашаю тебя, Аделина, посетить Баку, Гянджу, Сумгаит, побывать в районах Азербайджана, увидеть их развитие и новый облик.

Приезжай с родителями, с папой, мамой, бабушкой и дедушкой, им не понаслышке должно быть знакомо азербайджанское гостеприимство и созидательный характер моего народа. Приезжайте вместе и увидите, сколь много теряет оккупированный Арменией, Нагорный Карабах. Уверен, что после этого у тебя изменится мнение и об Азербайджане и об азербайджанцах, которых ты никогда не видела".

Туз, он и в Африке Туз

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это "письмо 13 летней армянки" произведение сумасшедшего Левона М.Шахназаряна....

Настолько оно тупо и некачественно сработано, чисто по Шахназаряновски...)) Восканопат во главе с Л.Шахназаряном штампует такие письма-легенды, сначала стряпают письмо от девочки, потом ответ на наш ответ на это письмо...безотрывное производство лажи..)))

Левончик, тебе же сказали не рыпайся, а то опозоришься...) greenyes

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

хм.. интересно..

Если вдруг..девочка Аделина приедет в Баку.. то это будет очень ясный сигнал.

Однажды я проснулся гением... всех времен и народов..

 

такой дудук нам не нужен. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это "письмо 13 летней армянки" произведение сумасшедшего Левона М.Шахназаряна....

Настолько оно тупо и некачественно сработано, чисто по Шахназаряновски...)) Восканопат во главе с Л.Шахназаряном штампует такие письма-легенды, сначала стряпают письмо от девочки, потом ответ на наш ответ на это письмо...безотрывное производство лажи..)))

Левончик, тебе же сказали не рыпайся, а то опозоришься...) greenyes

Давай по порядку:

Первое:Армянский интернет народ(по крайней мере сужу по реакции)всё таки склонен к тому что письмо состряпано азагитпромом....

Второе:Девочка называет не ГАРАБАГ а ХАЧЕН(уж это слово эмэньбе не изменит:gizildish: )

Третье:Суфий вот и ОТВЕТНЫЙ ответ "девочки АДЕЛИНЫ".хотя скажу тебе ПО БОЛЬШОМУ секрету.Имя и возраст девочки из ГАРАБАГА(это я написал гарабаг)взяли из ИНТЕРНЕТА,почему то представитель апарана президента эльнур убавил девочке ОДИН год и ещё сказл что типа ЕСЛИ у вас есть ИНТЕРНЕТ.:hi: слава Богу что у гражданки Азербайджана из ХАНКЯНДИ есть.

ИСТОЧНИК самый что нинаесть настоящий!Но настоящее ли САМО интервью,как и ПИСЬМО,незнаю......................Ловиии!

Я убедилась, насколько они мне чужие. Я им не верю», – карабахская школьница

Armenia Today [ 18.08.2011 | 16:54 ] Общество , Азербайджан , Карабах

После того, как на письмо карабахской школьницы Аделины Авагимян на имя президента Азербайджана Ильхама Алиева последовал ответ из Баку, сотрудники независимой газеты «Нор эдж» решили найти девочку и узнать, насколько она удовлетворена ответом.

Аделина сказала журналистам, что «нельзя назвать это ответом, потому что работник президента Азербайджана по фамилии Асланов не ответил конкретно ни на один мой вопрос, хотя его письмо было в двадцать раз больше моего».

«Я писала, что президент Алиев всё время говорит лишь о Карабахе и войне, словно ни о чём другом не думает и иные вопросы его не волнуют. Я спросила, почему он всё время думает о захвате нашей страны? Зачем ему Карабах, который не принадлежит им? Своих земель ему не хватает?

Я также написала, что если он начнёт войну, чтобы захватить нашу страну, то весь армянский народ встанет на защиту нашей земли, а он, его дети, родственники и друзья вряд ли будут участвовать в этой войне – на фронт будет отправлена простая азербайджанская молодежь. Я спросила президента Азербайджана, почему он всё время покупает оружие, когда на эти деньги могли бы построить такую жизнь в своей стране, что народ был бы счастлив и не имел бы никаких проблем? Не лучше ли это того, чем посылать людей на фронт?.. Если бы я знала, что мне так ответят, не стала бы писать это письмо. Вместо ответа на вопросы мне стали рассказывать «сказки». Им кажется, что я не знаю истории своей страны и пытаются обвести меня вокруг пальца. Больше всего не понравилось, что мне ответили как гражданке Азербайджана, а Степанакерт назвали Ханкенди. Словно они, эти чужие люди, должны решать, как называется мой родной город»,– сказала она журналистам.

Отвечая на вопрос о приглашении посетить Азербайджан, Аделина сказала: «Как можно приглашать меня в Азербайджан, когда в ответ на мое письмо азербайджанцы заполнили интернет угрозами об уничтожении всех армян, стали обзывать меня и моих соотечественников всякими грязными словами. Думают, что я не знаю, как они убили и изгнали из собственных домов тысячи армян, проживавших в Азербайджане? Я убедилась, насколько они мне чужие. Я им не верю. Раз уж на то пошло, то пусть лучше сами приезжают и своими глазами видят, что на камнях монастырей Ганзасар, Амарас и других древних храмов Гарабаха – армянские письмена».

Права ОНА или не права, но это моя Родина!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну и хрен с ней. Таких зомбированных детишек в армении тысячи, если уж приглашать то всех и сразу, а то по возвращении её свои же камнями закидают, если она вообще захочет уехать.

Раз уж на то пошло, то пусть лучше сами приезжают и своими глазами видят, что на камнях монастырей Ганзасар, Амарас и других древних храмов Гарабаха – армянские письмена».

Никакая экспертиза не сможет доказать время нанесения этих каракуль, можно узнать только возраст самого камня. Так что не тратьте время и деньги на камнетёсов. Поберегите бюджет для чего то более полезного.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Давай по порядку:

Первое:Армянский интернет народ(по крайней мере сужу по реакции)всё таки склонен к тому что письмо состряпано азагитпромом....

Второе:Девочка называет не ГАРАБАГ а ХАЧЕН(уж это слово эмэньбе не изменит:gizildish: )

Третье:Суфий вот и ОТВЕТНЫЙ ответ "девочки АДЕЛИНЫ".хотя скажу тебе ПО БОЛЬШОМУ секрету.Имя и возраст девочки из ГАРАБАГА(это я написал гарабаг)взяли из ИНТЕРНЕТА,почему то представитель апарана президента эльнур убавил девочке ОДИН год и ещё сказл что типа ЕСЛИ у вас есть ИНТЕРНЕТ.:hi: слава Богу что у гражданки Азербайджана из ХАНКЯНДИ есть.

ИСТОЧНИК самый что нинаесть настоящий!Но настоящее ли САМО интервью,как и ПИСЬМО,незнаю......................Ловиии!

Я убедилась, насколько они мне чужие. Я им не верю», – карабахская школьница

Armenia Today [ 18.08.2011 | 16:54 ] Общество , Азербайджан , Карабах

После того, как на письмо карабахской школьницы Аделины Авагимян на имя президента Азербайджана Ильхама Алиева последовал ответ из Баку, сотрудники независимой газеты «Нор эдж» решили найти девочку и узнать, насколько она удовлетворена ответом.

Аделина сказала журналистам, что «нельзя назвать это ответом, потому что работник президента Азербайджана по фамилии Асланов не ответил конкретно ни на один мой вопрос, хотя его письмо было в двадцать раз больше моего».

«Я писала, что президент Алиев всё время говорит лишь о Карабахе и войне, словно ни о чём другом не думает и иные вопросы его не волнуют. Я спросила, почему он всё время думает о захвате нашей страны? Зачем ему Карабах, который не принадлежит им? Своих земель ему не хватает?

Я также написала, что если он начнёт войну, чтобы захватить нашу страну, то весь армянский народ встанет на защиту нашей земли, а он, его дети, родственники и друзья вряд ли будут участвовать в этой войне – на фронт будет отправлена простая азербайджанская молодежь. Я спросила президента Азербайджана, почему он всё время покупает оружие, когда на эти деньги могли бы построить такую жизнь в своей стране, что народ был бы счастлив и не имел бы никаких проблем? Не лучше ли это того, чем посылать людей на фронт?.. Если бы я знала, что мне так ответят, не стала бы писать это письмо. Вместо ответа на вопросы мне стали рассказывать «сказки». Им кажется, что я не знаю истории своей страны и пытаются обвести меня вокруг пальца. Больше всего не понравилось, что мне ответили как гражданке Азербайджана, а Степанакерт назвали Ханкенди. Словно они, эти чужие люди, должны решать, как называется мой родной город»,– сказала она журналистам.

Отвечая на вопрос о приглашении посетить Азербайджан, Аделина сказала: «Как можно приглашать меня в Азербайджан, когда в ответ на мое письмо азербайджанцы заполнили интернет угрозами об уничтожении всех армян, стали обзывать меня и моих соотечественников всякими грязными словами. Думают, что я не знаю, как они убили и изгнали из собственных домов тысячи армян, проживавших в Азербайджане? Я убедилась, насколько они мне чужие. Я им не верю. Раз уж на то пошло, то пусть лучше сами приезжают и своими глазами видят, что на камнях монастырей Ганзасар, Амарас и других древних храмов Гарабаха – армянские письмена».

Зинвор, а что здесь существенного?) Ты просто, если хорошо вникнуть, косвенно подтверждаешь моё мнение об этом... Про "Хачен" вообще нигде никогда не упоминалось в таких "открытых-официальных"письмах со стороны армян,только в их ВНУТРЕННЕМ пользовании этим словом, ведь мы же незнаем ни про какой "Хачен"..)) это просто ещё одна попытка армян переиграть стряпню... 13 лет, также и в ответном письме осталось 13 лет, не заметил изменений..

Какой источник то? "Новостинк" или "Восканопат"?)) Зинвор, я всегда надеялся что в тебе больше здравых рассуждений чем у большей части интернетовских армян, так что не разачаровывай меня.. Конечно не настоящие эти интервью и её письма. Рассуждай объективно про возможности 13 летней армянской девочки из Карабаха...например владение ею русским языком, затрагивание не специфичных для 13 летней девочки рассуждений и убеждений....и ещё кое что(чисто профессиональное....)...

Да там куча армянских "спецов" поработала над этими письмами от 13 летней девочки.... Её ответ ведь сразу появился в инете, наверное даже раньше чем она сама успела почитать наш ответ...))

Насчёт заполнения инета угрозами в ответ на это письмо, это враньё... зайди сам на новостинк, посмотри что сами армянские интернет идиоты там пишут....

А если откровенно, Зинвор, то ваши уже незнают как оживить свою публику и сделать приоритетным интерес к Карабаху, против интереса к повальной миграции...Эти письма, тоже попытки из той же оперы... может хотят снизить интерес к Азербайджану у простых армян... тут столько много мотивов Зинвор..

Наши учитывая всё и вся дали очень хороший и исчерпывающий ответ, имеющий здравый рассудок поймёт так как и должно....

П.С, А Л.Шахназаряна когда нибудь сами армяне прикончат....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну и хрен с ней. Таких зомбированных детишек в армении тысячи, если уж приглашать то всех и сразу, а то по возвращении её свои же камнями закидают, если она вообще захочет уехать.

Никакая экспертиза не сможет доказать время нанесения этих каракуль, можно узнать только возраст самого камня. Так что не тратьте время и деньги на камнетёсов. Поберегите бюджет для чего то более полезного.

Самое большое время нанесения этих каракуль, наверное будет не больше 20-25 лет...при объективной и справедливой экспертизе....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Зинвор, а что здесь существенного?) Ты просто, если хорошо вникнуть, косвенно подтверждаешь моё мнение об этом... Про "Хачен" вообще нигде никогда не упоминалось в таких "открытых-официальных"письмах со стороны армян,только в их ВНУТРЕННЕМ пользовании этим словом, ведь мы же незнаем ни про какой "Хачен"..)) это просто ещё одна попытка армян переиграть стряпню... 13 лет, также и в ответном письме осталось 13 лет, не заметил изменений..

Какой источник то? "Новостинк" или "Восканопат"?)) Зинвор, я всегда надеялся что в тебе больше здравых рассуждений чем у большей части интернетовских армян, так что не разачаровывай меня.. Конечно не настоящие эти интервью и её письма. Рассуждай объективно про возможности 13 летней армянской девочки из Карабаха...например владение ею русским языком, затрагивание не специфичных для 13 летней девочки рассуждений и убеждений....и ещё кое что(чисто профессиональное....)...

Да там куча армянских "спецов" поработала над этими письмами от 13 летней девочки.... Её ответ ведь сразу появился в инете, наверное даже раньше чем она сама успела почитать наш ответ...))

Насчёт заполнения инета угрозами в ответ на это письмо, это враньё... зайди сам на новостинк, посмотри что сами армянские интернет идиоты там пишут....

А если откровенно, Зинвор, то ваши уже незнают как оживить свою публику и сделать приоритетным интерес к Карабаху, против интереса к повальной миграции...Эти письма, тоже попытки из той же оперы... может хотят снизить интерес к Азербайджану у простых армян... тут столько много мотивов Зинвор..

Наши учитывая всё и вся дали очень хороший и исчерпывающий ответ, имеющий здравый рассудок поймёт так как и должно....

П.С, А Л.Шахназаряна когда нибудь сами армяне прикончат....

Суфий, вообще-то, эта территория действительно, называлась -Хачен. Если Вы незнаете, значить действительно, не имеете никакого отношения к Карабаху. А современный Азербайджан, делился на Аран и Ширван, и ничего общего не имеет с Азербайджаном Иранским(Атрапатенной). Только, искусственное название!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Азербайджан, Суфий. для армян вообще не интересен. Вот Сан-Франциско, Лос-анжелес - да. Просто не забывайте, что на территории современного Азербайджанца, до сих пор, есть земли, на которых, еще до вашего появления, жили тысячелетие армяне, это Нахичевань, это Гянджа .

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

История монастыря Гандзасар тесно переплетается с историческим наследием Хаченского Княжества, (арм: ?????? ????????????) — средневековoго армянского государства в округе Хачен, находящимся в самом сердце провинции Гарабах. Во времена правления в Хачене Великого Князя Асана Джалала Вахтангяна, Хаченское Княжество обретает фактическую независимость и становится одним из культурных и политических центров Армении.

В пик своего могущества княжество включало в себя все территории современной Нагорно-Карабахской Республики (НКР), а также многие сопредельные земли, лежащие к югу, северу и западу от НКР. Так как владения князя Асана Джалала распрострянились на всю территорию провинции Гарабах, а сам Асан Джалал именовал себя царем, Хаченское Княжество часто именуют Гарабахским Царством. [1]

Термин «Хачен» (арм: ?????) происходит от армянского слова «хач», что в переводе означает «крест». Данный факт указывает на религиозное значение этой земли в средние века.

Усиление Хаченского Княжества приходится на времена упадка Арабского Халифата и уменьшения его влияния на территории Армении в девятом веке. Распад Халифата привел к укреплению местных феодалов, что проявлялось как в центробежных, так и центростремительных тенденциях. В это время династия Багратуни (Багратиды) — вельможи высшего звена армянской феодальной иерархии с титулом нахараров — распространяет свое влияние на обширные области центральной Армении, стремясь тем самым восстановить единое Армянское Царство. Основателем царской династии Багратидов стал Ашот I Багратуни. Он подчинил себе крупных армянских феодалов, добился поддержки церкви, а в середине 880-х нанёс поражение арабским войскам. После этого, соперничавшие между собой арабский халиф и византийский император послали в 886 г. Ашоту I по короне, признав, таким образом, независимость Армении.

Несмотря на серьезные усилия, династии Багратуни не удалось распространить свою власть на все провинции исторической Армении. В результате, феодальная раздробленность сохранила некоторые провинции страны — в их числе Гарабах — в качестве относительно самостоятельных единиц, которые вели свои дела сами, но формально признавали центральную власть Багратидов.

Династия Араншахиков в Гарабахе

В период укрепления монархии Багратидов, в Гарабахе власть перешла обратно к местной армянской династии — Араншахикам.

Араншахиков можно рассматривать как одну из древнейших аристократических фамилий в истории человечества. «Араншахик» (арм.????????????) означает род «шахов» (т.е. монархов) берущих начало от Арана, одного из правнуков Сисака — первого правителя армянской провинции Сюник (отсюда и альтернативное название Сюника — Сисакан). Об основании династии Араншахиков рассказывает Мовсес Каганкатваци (7-ой век) — уроженец Гарабаха и историк Восточного Края Армении. Каганкатваци во многом повторяет повествование двух глав «Истории Армении» армянского историка 5-го века Мовсеса Хоренаци. [2] Согласно Хоренаци, Сисак был сыном Гехама и внуком Хайка — главного персонажа героического эпоса об основании армянского народа. Согласно традиции, Хайк был сыном Торгома (Тогармы) и праправнуком Иафета — сына библейского Ноя.

По описанию Хоренаци и Каганкатваци, Аран вошел в историю благодаря царю Армении Вагаршаку I, когда тот поручил ему властвовать от его имени над восточными провинциями своего царства. Данное повествование можно найти в главе четвертой Первой Книги «Истории Страны Агванк» Каганкатваци и в главе пятой «Истории Армении» Хоренаци:

«При установлении порядка у жителей северных, он [Вагаршак] созвал [представителей] пришлых диких племен, живущих в северной равнине и у подножия Кавказских гор, в долинах и ущельях к югу, до того места, где начинается равнина, и приказал им прекратить разбой и вероломство, и платить покорно царские подати. Затем [царь] назначил им вождей и правителей, во главе которых по приказу Вагаршака был поставлен некто из рода Сисака, одного из потомков Иафета, по имени Аран, который унаследовал долины и горы страны Агванк, от реки Ерасх до крепости Хнаракерт. По причине его [Арана] мягкого нрава страна эта была названа Агванк, ибо из-за мягкого нрава звали его Агу. Многие храбрые и знатные [мужи] из потомков этого Арана, говорят, были назначены Вагаршаком Партевом наместниками и тысячниками.»[3]

Далее в тексте Каганкатваци напрямую указывает на связь Араншахиков с родоначальником армян Хайком. В одной из глав его книги описывается кровавый конфликт между автохтонами-Араншахиками и пришлым княжеским кланом Михранянов (Михранидов) — арменизированными персами-христианами, которые в 7-ом веке захватили округ Гардман в Гарабахе и на время затмили местных правителей. Каганкатваци называет Араншахиков «династией Хайка». Киракос Гандзакеци, историк 13-го века и автор «Истории Армении», дополняет Каганкатваци и подчеркивает что Аран, а также цари Урнайр, Ваче, Вачаган и другие представители Араншахиков берут начало от Хайка. [4]

Хаченское Княжество в период Распада Арабского Халифата

К 9-му веку, Араншахики господствовали в двух армянских княжествах в Гарабахе. Одно из них, Дизакское Княжество, на юге Гарабаха, просуществовало лишь непродолжителное время. Другое, Хаченское Княжество, на севере, было более крупным и более влиятельным. Оно включало в себя большую часть провинции Гарабах и северо-восточную часть бассейна озера Севан (которая вплоть до 9-го века принадлежала Сюникскому Княжеству).

Укрепление Хаченского Княжества связано с деятельностью Сахля Смбатяна (Сахль ибн Смбат в арабских источниках) — князя северного Гарабаха. В первой половине 9-го века Сахль Смбатян упоминается как властелин всей провинции «Арменийа» — префектуры, созданной арабами в центральных и восточных областях Армении.

Сахль Смбатян известен организацией поимки персидского мятежника Бабека, войска которого воевали как против Халифата, так и против армянских княжеств Сюника и Восточного Края Армении. [5]

Сахля Смбатяна сменил его сын Атърнерсех, который, женившись на княгине Съпрам, последней наследнице рода Михранянов (Михранидов), расширил свое княжество до границ всего Восточного Края Армении.

Другой знаменательной фигурой второй половины 9-го века был внук Сахля Смбатяна Григор-Амам, прозванный «Аревелци», т.е. «Восточный» (арм. ???????). Мовсес Каганкатваци отмечает, что ко времени, когда князь Ашот I Багратуни восстановил независимисть Армении в 885 г., Григор-Амам утвердил свою власть над всей территорией Гарабаха, от берегов озера Севан до города Партава в провинции Утик, а также над некоторыми армянонаселенными территориями к северу от реки Куры (например, над округом Камбишен).

Григор-Амам также известен как талантливый поэт, грамматик, теолог и музыкант. Его перу принадлежит теософический трактат «Вопрoсы и ответы» (арм. «????????? ? ?????????»). Четыре сына Григора-Амама разделили его владения. Атърнерсех II Араншахик (910-965 гг.) основал армянское княжество Шаке-Камбишен. Центром княжества был город Шаке — ныне Шеки, в Азербайджанской Республике. Другой сын Григора-Амама, Саак-Севада, обосновался в крепости Парисос — центре округа Гардман провинции Гарабах — и расширил свои владения до границ царских земель, что не понравилось его сюзерену, царю Армении Ашоту I Багратуни. Саака-Севаду сменил его сын, Ованес-Сенекерим, который так же как и его отец старался держаться автономно от армянского царя. Согласно «Истории …» Мовсеса Каганкатваци, Ованес-Сенекерим укрепил Гардман, более того — провозгласил его царством, которое официально признали представитель императора Византии Давид Магистр и персидский двор. В ответ на это, в 1003 г. Гардман подвергся нашествию со стороны войск царя Армении Гагика I и эмира Фадла—правителя мусульманского княжества Гянджи, сохранившегося со времен арабского нашествия. Остальные два сына Григора-Амама правили землями в Хачене — центральном округе провинции Гарабах.

Все вышеупомянутые княжества и царства были, в принципе, вассалами Армянского Царства династии Багратидов, представители которого внимательно следили за неукоснительным исполнением вассальных обязательств подвластных им феодалов. Все зарубежные правители того времени признавали Хачен частью Армении. Так, византийский император Константин VII Багрянородный адресовал свою корреспонденцию «Князю Хаченскому, в Армению». [6]

К середине 11-го века централизованное армянское государтво было ослаблено политическими интригами правителей Византии, которые стремились присоединить все армянские земли к своей империи. В 1045-ом г. византийцы установили контроль над городом Ани — столицей Армении. Внимание на ослабевшую таким образом Армению обратили турки-сельджуки—кочевые заватчики из Средней Азии, массово принявшие ислам с 10-го века. Раскол христианской церкви в 1054 году, после которого окончательно произошло разделение Вселенской Церкви на Римско-католическую и Православную, турки истолковали как ослабление мировой христианской цивилизации, создавшее благоприятные условия для нового витка экспансии. Турки-сельджуки овладели столицей Армении г. Ани в 1064 г. и нанесли поражение византийским войскам императора Романа IV Диогена в 1071 г.

Армянские правители Гарабаха и Утика вели героическую борьбу против турко-сельджукского нашествия. Несмотря на то, что им удалось отбросить турок на восток и отстоять свои земли, низинные окраины Восточного Края Армении на долгое время подпали под влияние сельджукских орд.

Турко-сельджукское нашествие привнесло новый этнический элемент в Закавказье: тюркоговорящих кочевников из Средней Азии. В течении короткого времени тюркские кочевники заняли низинные пространства к востоку от реки Куры и начали предпринимать попытки продвигаться на запад, в сторону Армянского Нагорья.

Возрождение Хаченского Княжества после сельджукской оккупации

В конце одинадцатого века, в период правления Мелик-Шаха, сына Алп-Арслана, начался упадок централизованной Сельджукской Империи. Этот период ознаменовался склоками и вооруженными столкновениями среди турецких племенных вождей, военоначальников, эмиров, султанов, а также между турками и местными феодалами. Данная ситуация сохранялась вплоть до второй половины 12-го столетия.

В Гарабахе же все это время правили три княжеских рода, принадлежащие к династии Араншахиков. К этому времени вся территория Гарабаха и часть смежной области Утик назывались в междунардной практике Хаченом. На западе, до озера Севан, власть находилась в руках князей Цара (арм. ???), резиденция которых располагалась в крепости Андаберд. На северо-востоке, в Верхнем Хачене, правила родственная им династия князей Атерка, чьим духовным центром был монастырь Дадиванк, а главной цитаделью — крепость Джъраберд. На юге же, в Нижнем Хачене, власть принадлежала князьям крепости Хоханаберд, главным религиозным центром которых был монастырь Гандзасар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хачен и Армяно-Грузинский Военно-Политический Альянс

queen-tamar-and-the-georgian-armenian-alliance-s.jpgВо второй половине 12-го века упадок сельджукидов позволил укрепиться Грузинскому Царству, которое продвинуло свое влияние на юг, в сторону армянских территорий. К концу 12-го века в Грузии укрепилась армянская княжеская династия Закарянов, которые стали фактическими правителями объединенной Грузии при легендарной царице Тамаре. Благодаря военному мастерству и политическому таланту за Закарянами закрепилось прозвище «Долгорукие» (мхагрдзели по-грузински). Под лидерством братьев Иванэ и Закарэ Закарянов, грузинским войскам удалось освободить от турок большую часть Армении эпохи царей Багратуни, правителями которой стали именно они — Закаряны-Долгорукие.

Закаряны освободили от сельджукской оккупации также Гарабах и Утик, за исключением города Гандзак (Гянджи), который продолжил оставаться в руках местных тюркизириванных феодалов курдского происхождения. Армянские князья, состоящие на службе у Закарянов, были восстановлены в своих правах, и им были возвращены их прежние владения на территории исторической Армении.

В этот период три рода династии Араншахиков — владетели Цара, Атерка и Нижнего Хачена—укрепили свои позиции. Другой же княжеский род из Гарабаха, Хахбакяны, потомки князя Васака Хаченци, переселились на территорию округа Вайоц Дзор в Сюнике и основали там новую династию, Хахбакянов-Прошянов, сыгравших большую роль в истории Армении.

История свидетельствует, что князья Гарабаха оказали неоценимую помощь Закарянам в деле освобождения Армении. В пространной надписи на одной из стен Собора Св. Богоматери монастыря Дадиванк, князь Атерка Асан I Вахтангян рассказывает о своих войнах против турок, которые он вел 40 лет, начиная с 1142 г. Можно с полной уверенностью предположить, что примеру Асана I последовали и его нижнехаченские родственники — владетели крепости Хоханаберд, чье княжество описывается выдающимся армянских философом-юристом 12-го века Мъхитаром Гошем.

Большое значение Гарабаха в армяно-грузинском военно-политическом союзе подтверждается тем фактом, что основатель данного альянса, Великий Князь Саркис Закарян, амирспасалар (главнокомандующий) армяно-грузинскими войсками и отец братьев Иванэ и Закарэ, выдал двух своих дочерей — Доп и Хоришах — замуж за князей Хачена.

Житие и мученичество Асана Джалала Вахтангяна, князя Хаченского

Незадолго после своего освобождения от ига турок-сельджуков Армения подверглась первому по счету нашествию татаро-монгольских захватчиков, с 1220 г. по 1232 г. Татаро-монгольские отряды первоначально выполняли разведовательные функции, собирая сведения о Закавказье и проверяя боеготовность армий местных государств. В тот период армяне и грузины сумели оказать достойное сопротивление противнику. Однако, они не смогли остановить натиск врага во время полномасштабного татаро-монгольскoго нашествия в 1235-1236 гг.

После 1236 г., монголы заняли восточную Грузию, контролируемую Закарянами территорию Армении, a также каспийскую провинцию Ширван. Первопричина успеха монголов в Закавказье кроется в ослаблении армяно-грузинского союза после смерти Закарэ Закаряна (1212 г.), царицы Грузии Тамар (1213 г.) и Иванэ Закаряна (1234 г.).

Именно здесь и начинается история монастыря Гандзасар. Многое, что нам известно о Великом Князе сообщает Киракос Гандзакеци — армянский историк и современник Асана Джалала. Сведения о Великом Князе можно найти в следующих главах его «Истории Армении»: «О резне в землях Хаченских и о благочестивом князе Джалале»; «О церкви, которую он построил»; «О смерти благочестивого князя Джалала».

В этот период, Асан Джалал, князь Хоханаберда и Нижнего Хачена, старший сын Вахтанга-II Тангика Вахтангяна и Хоришах Закарян, утвердил свою власть над всей Страной Гарабахской. Эти сведения можно подчерпнуть из обширной надписи сделанной на внутренней части северной стены Собора Св. Иоанна Крестителя монастыря Гандзасар в 1240 г. В тексте Асан Джалал Вахтангян называет себя «коренным самодержцем высокой и обширной провинции Гарабах» и «царем Хоханаберда». [7] Когда Асан Джалал женился на Мамкан, дочери правителя Царства Бахк (представителя южной ветви династии Араншахиков), ему в наследство перешла вся территория к югу от Хачена вплоть до реки Аракс. В связи с этим Асан Джалал получил титул «Царь Гарабаха и Бахка».

Фамильные корни Асан Джалала определяются системой родства аристократических династий Армянского Царства, уходя далеко в глубь истории. Дедом Асана Джалала по отцу был Асан I, князь Атерка (известный также как Асан Великий) — доблестный воин сражавшийся за освобождение Армении от сельджукского ига и правивший обширными территориями на севере Гарабаха. [8] Асан I был женат на княгине Маме, дочери Кюрике Багратуни — правителя Дзорагетского Царства. В 1182 г. после блистательной военной карьеры Асан I посвятил себя монашеству в монастыре Дадиванк. Он разделил свои владения на две части, большая из которых была закреплена за отцом Асана Джалала — Вахтангом II Тангиком. Вахтанг II известен тем, что покровительствовал литератору и юристу Мъхитару Гошу, автору знаменитого «Судебника».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Асан Джалал был знаменитым строителем, и остался в истории преимущественно по причине ассоциации его имени с монастырем Гандзасар. Асан Джалал также финансировал реставрацию монастыря Кечарис в центральной Армении (в 15 км от Еревана) в 1248 г., после того как тот был разрушен монголами. Недалеко от Гандзасара, он построил несколько церквей в местности Вачар, включая приходскую церковь (1229 г.) и церковь княгини Мамкан. [9]

Здесь уместно сделать паузу и объяснить происхождение имени Асана Джалала—этого выдающегося христианского деятеля Армении. Все три имени, которые использовал Асан Джалал Дола имеют арабское происхождение, что объясняется арабской традицией укоренившейся в Грузии и Армении со времен Халифата. «Асан» означает по-арабски благородный, «Джалал» — величественный, а «Дола» — щедрый. Примечательно, что все три эпитета как нельзя лучше характеризуют Великого Князя. Как писал Киракос Гандзакеци, автор «Истории Армении» и современник Асан Джалала: «Великий Князь Асан, которого величают Джалал — человек благоверный, честный и из народа армянского (арм. ??? ?????)». [10]

Далее Киракос Гандзакеци пишет в «Истории …»:

«Он [Асан Джалал] был сыном сестры великих Закарэ и Иванэ Закарянов, человеком боголюбивым, добронравным, смиренным, милосердным, любителем бедных и знатоком молебен — таких каких читают в монастырях. Где бы он ни находился неукоснительно исполнял дневную и ночную службу, как в монастыре. Ночь же на воскресенье проводил [обычно] на ногах, в бдении, в память воскресения Спасителя нашего. Он очень любил священников, был любознателен и с радостью читал божественные заветы.»[11]

Гандзакаци также описывает Хоришах, мать Асан Джалала:

«Благочестивая мать его после смерти своего мужа Вахтанга, называемого также Тангиком, устроив трех своих сыновей — Джалала, Закарэ и Иванэ — отправилась в святой город Иерусалим и провела там долгие годы в покаянии, чем привела в изумление всех, кто видел или слышал о ней, ибо все, что у нее было, она раздала, подобно Елене, жене Абгара, нищим и нуждающимся, и кормилась трудом рук своих. Там она и умерла, и бог прославил [эту женщину] прославившую его: свет в виде свода снизошел над ее могилой, дабы наставить других на путь подобных добрых деяний.» [12]

Великий Князь Асан Джалал Вахтангян был одним из самых выдающихся представителей армянской аристократии своего времени. Он взошел на трон в 1214 г, несколько лет после смерти отца, во времена регентства княгини Доп. Когда вести о монгольском нашествии дошли до Хачена, Асан Джалал вместе практически со всем населением края укрылся в укрепленных местностях на западе своих владений, которые поддерживались неприступными крепостями Хоханаберд и Авкахахац. Монголы не сумели проникнуть на основную террииторию укрепрайона (хотя хитростью завладели одной из крепостей), однако восполнили это тем, что разорили внутренние районы Хачена.

Для того, чтобы остановить нашествие, примерно в 1239 г., Асан Джалал вынужден был признать власть монголов и сделал все, чтобы установить хорошие отношения с вождями Монгольской Империи. К боли самого Великого Князя, это предполагало участие войск Хаченского Княжества в татаро-монгольских кампаниях на территориях Западной Армении и других армянских земель.

Историк Киракос Гандзакеци отмечает, что в данных экспедициях Асан Джалал играл роль посредника между армянскими общинами и татаро-монгольскими военачальниками. Данная посредническая миссия привела к спасению тысяч жизней и архитектурно-культурного наследия покоренных армянских земель. К тому же, Асан Джалал и другие армянские феодалы использовали свои отношения с монголами для сведения счетов со старыми врагами—турками-сельджуками, которые продолжали контролировать некоторые территории Западной Армении.

Для дальнейшего укрепления связей с монголами, Асан Джалал выдал свою дочь Рузукан за военоначальника Бора-ноина — сына верховного коммандующего монгольскими войсками Чармагана. Однако Асан Джалал не забывал и о своих одноплеменниках. Он выдал другую свою дочь, княжну Маму, за Умека, зажиточного армянского купца из западноармянского города Маназкерта. Видимо, Умек пользовался политическим влиянием Великого Князя для продвижения своих коммерческих интересов на Великом Шелковом Пути. Третья дочь, Мина, стала новой женой армянского феодала Тарсаича Орбеляна, владетеля округа Вайоц Дзор в провинции Сюник. Из исторических сведений известно, что Тарсаич Орбелян и княжна Мина имели троих детей: сына Джалала (названного в честь деда), и двух дочерей — Мамкан (названную в честь жены Асан Джалала) и Аспу. [13]

king-hetum-i-of-the-armenian-kingdom-of-cilicia-s.jpgАсан Джалал был особенно известен своими дипломатическими способностями. В своих сношених с монголами он часто находился в роли представителя всей Армении. Историк и современник Асана Джалала, Киракос Гандзакеци, указывает что в 1244 г. Великий Князь способствовал установлению отношений между Монгольской Империей и миссией царя Хетума I-го (правил в 1226-1270), правителя Киликийского Армянского Королевства (1078-1375 гг.). В 1247 г. Хетум I отправляет в Каракорум своего отца и брата — главнокомандующего армянскими войсками Киликии Смбата Гундстабля. По договору, заключённому между сторонами, армяне обязывались снабжать монгольское войско продовольствием и поставлять нужное количество войск для участия в походах. В свою очередь, монгольское командование признавало суверенитет Киликийского Армянского Королевства и обещало оказывать вооружённую помощь армянам в случае нападения на них соседних государств.

Интересно отметить, что корни Хетума I исходили из Гарабаха, и он мог быть родственен Асану Джалалу по линии Араншахиков или Михранянов. Как известно, Хетум происходил из рода основанного Ошином Ламбронаци, который, в свою очередь, пересилился в крепость Ламброн горной Киликии из округа Гардман провинции Гарабахе в 1070-ые годы.

К концу 1252 г. Монгольская Империя фактически разделилась на два владения под владычеством Монке-хана и Батый-хана, с общими владениями за Амударьей и Кавказом. С помощью своего друга, христианина по вере, Сартака, Асан Джалал совершил две долгие экспедиции в Азию. Сартак, будучи сыном правителя Золотой Орды хана Батыя, помогал своим единоверцам. В 1251 г. Асан Джалал посетил Батыя в его ставке около современной Астрахани. Во время второго путешествия, длившегося долгих пять лет, Асан Джалал посетил Монголию для встречи с ханом Мунке в городе Каракорум.

В ходе встреч с монгольскими ханами, Асану Джалалу удалось договориться о приобретении для Хаченского Княжества статусатумана — административной единицы Монгольской Империи, находящейся в непосредственном подчинении Великому Хану. Данная привилегия защищала Асана Джалала от высоких налоговых обязательств, а монголам она давала возможность контролировать местных феодалов на окраинах своей империи путем разрушения феодальных иерархий и традиционно-сложившихся вассальных отношений. Статус тумана был пожалован также князьям Орбелянам из соседней армянской провинции Сюник и потомкам князей Закарянов-Долгоруких, которые контролировали северные области Армении.

Однако, несмотря на все дипломатические усилия, отношения между местными христианскими феодалами и монгольскими наместниками медленно, но неуклонно, ухудшались. Главными факторами данного процесса были переход монголов в лоно ислама и возрастающая тяга монгольских наместников к обогащению за счет покоренных народов. Со смертью Сартака, друга Асана Джалала (1256 г.) и хана Мунке (1259 г.), дела в Закавказье пошли из рук вон плохо. Асан Джалал очевидно потерял прямую поддержку из Каракорума и Золотой Орды и попал в зависимость от монгольских наместников Ильханидской Персии. В ответ на непомерные поборы и религиозное давление, в 1260 г. в Закавказье вспыхуло восстание во главе с грузинским царевичем Давидом Нарином (правил в 1259-1270 гг.). Участие в восстании принял также и Великий Князь Асан Джалал Вахтангян.

Летописцы повествуют, что Асан Джалал несколько раз попадал в плен к монголам, но каждый раз его семье удавалось его выкупать. После относительно недолгого противоборства, анти-монгольское восстание было жестоко подавлено, и монгольский остикан (наместник) Аргун приказал арестовать Асан Джалала, заковать его в цепи, и выслать в город Казвин, в Персию. Согласно автору «Истории Армении» Киракосу Гандзакеци, дочь Асана Джалала Рузукан пыталась освободить отца через свои связи с Докуз-хатун, старшей женой хана Хулагу, которая была христианкой. Однако как только Аргун узнал о действиях Рузукан, он отдал приказ пытать Асан Джалала, пытаясь заручиться от него отречением от веры во Христа. В результате чудовищных истязаний, в 1261 г., Великий Князь Хаченский погибает.

Киракос Гандзакеци пишет:

«Дочь же Джалала по имени Рузукан, которая стала женою Бора-ноина, сына Чармагана, первого начальника татар, пошла к жене Хулагу Докуз-хатун, дабы выручить отца своего из рук Аргуна. И нечестивый правитель, узнав об этом, быстро послал палачей и приказал убить ночью святого и праведного мужа сего. И нечестивые палачи растерзали его, подобно святому мученику Иакову, на куски, предали его тем же мукам—да сподобится он его же венца у Бога нашего Христа. Так скончался святой и набожный человек тот, завершив свой жизненный путь и сохранив веру свою, в 710 (1261) году армянского летосчисления.» [14]

Сын Асан Джалала, Атабек-Иванэ, приказал нескольким доверенным ему лицам отправиться в Персию, чтобы привезти оттуда расчлененное тело своего отца. Согласно источникам, останки Асана Джалал были спрятаны неким персом в доме которого содержали Великого Князя во время пыток. Перс рассказал людям Атабека-Иванэ, что после смерти Великого Князя на его растерзанное тело снизошел луч света. Как только перс стал свидетелем этого божественный знака, он спрятал останки Великого Князя в глубоком сухом колодце. По пути домой, люди Атабека-Иванэ рассказали, что тоже наблюдали божественное знамение в виде луча света.

В Хачене тело Великого Князя было предано земле на семейном кладбище князей Вахтангянов возле Гандзасара. Позже, останки Асана Джалала были перезахоронены в вестибюле (гавите) Собора Св. Иоанна Крестителя монастыря Гандзасар, прямо перед входом в Собор Св. Иоанна Крестителя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Род Асан-Джалалянов и Хаченское Меликство

Монгольское нашествие обернулось для Армении социальной и экономической катастрофой. Крестьянство было истреблено или выселено. Аристократия раздробилась и экономически ослабла. Города обезлюдели. Этническая целостность Армении была нарушена наплывом кочевых тюркских и курдских племен, а также вследствии исхода коренного армянского населения страны. В 1386 г. в Армению хлынули войска среднеазиатского деспота Ленг-Тимура (Тамерлана). Повторив свое нашествие на следующий год, а затем в 90-х годах, тимуриды разорили почти все области Армении. В 15-ом же веке в Армении властвовали туркменские орды Черной и Белой Овцы (Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу).

Несмотря на опустошительные нашествия, князья Гарабаха Армении сохранили свою политическую автономию. В то время, как большинство феодальных родов Армении постепенно исчезли, в Хачене продолжали править две ветви рода Вахтангянов-Араншахиков. Средневековые рукописи свидетельствуют, что в 14-15 веках потомки Великого Князя Асана Джалал Вахтангяна, которые начали именовать себя Асан-Джалалянами, в честь своего знаменитого предка, оставались у власти в Нижнем Хачене.

Власть туркменского правителя Джахан-Шаха Каракоюнлу (1437-1467) привела к относительному спокойствию на землях Восточной Армении. Джахан-Шах дал свое согласие на возвращение Верховного Католикосата Армянской Апостольской Церкви из из г. Сис в Киликии в Св. Эчмиадзин, в Армению, в 1441 г. Он также пожаловал группе армянских феодалов, в первую очередь князьям провинций Гарабах и Сюник, титул мелик, буквально означающий на арабском «царь». К концу 16-го века род хаченских Асан-Джалалянов породил княжества-меликства Гюлистан и Джраберд, создав таким образом фундамент для будущего союза пяти армянских княжеств Гарабаха—Гюлистана, Джраберда, Хачена, Варанды и Дизака.

Алаверди II Асан-Джалалян, который умер в 1813 г., был последним владетельным князем Хачена с полным титулом мелика. Его потомки управляли округом Хачен до 1920 г. с титулом беков.

Примечательно, что Асан-Джалаляны не только сохранили гражданскую власть в округе Хачен, но также закрепили за собой титул армянских католикосов в Святом Престоле Гандзасара вплоть до 1815 г. После упразднения Католикосата Агванка Армянской Апостольской Церкви, Асан-Джалаляны были представлены в армянской церковной иерархии в качестве митрополитов и епископов новообразованной Карабахской Епархии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эдуард, что за ересь вы тут пишите?

Тема закрыта, а ваш аккаунт заблокирован до выяснения всех подробностей.

Ничто ни вечно. Только время

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
×
×
  • Создать...