Соломон Опубликовано: 7 июля, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 7 июля, 2003 Этническая ситуация УДИН В конце XIX в. происходило собирание всех, еще осознающих себя удинами, в 2 крупных села Варташен и Нидж. Особенно это касается последнего (существует мнение о том, что традиционное деление Ниджа на кварталы — результат поселения в нем удин из разных мест: из Таузского р-на и Карабаха). Первое переселение удин за пределы этнической территории датируется временем армяно-азербайджанского конфликта начала века. В 1922 г. часть православных удин Варташена бежали в Грузию (с. Зинобиани). В период коллективизации и раскулачивания (1930-е г.) отдельные семьи удин были выселены или бежали в Баку, Евлах, Шеки, Мингечаур (при паспортизации они были записаны армянами). В РФ удины появляются впервые в 1970-е г. Массовое переселение однако началось сразу после 1988 г., во время армяно-азербайджанского конфликта. В настоящее время в Варташене (около 7000 чел. населения), осталось менее 20 домов удин (до 1950-х гг. их и армян было абсолютное большинство, в 1975 г. — около 40% населения), из Ниджа выехала почти вся молодежь. Характер миграции удин : селятся преимущественно в городах или пригородных поселках (селениях, станицах); внутри поселений образуют ячейки из нескольких родственных семей, которые служат притяжением для последующих мигрантов; в отличие от армян стараются сохранить дома на своей родине (Нидж). В XIX в. в обоих селениях удин — Нидже и Варташене — этнические процессы протекали по-разному. Нидж был в большей степени центром притяжения для удии из еще оставшихся маленьких селений, попавших в окружение азербайджанцев. Главной отличительной чертой ниджс-кие удины считали приверженность к христианству. Несмотря на то, что они принадлежали к Армянской церкви и обучались в армянских школах — арменизации здесь не происходило. Современные ниджские удины часто вообще не знают армянского языка, не видят различий между армянским исповеданием христианства и православием (в РФ предпочитают креститься в православных церквах), но в основном сохраняют армянские фамилии (после последнего армно-азербайджанского конфликта часть сменила окончания -ян на традиционные удинские или азербайджанские, например, Кочарян — Кочарли и т. д.) и считают самым близким народом армян. В Варташене, напротив, шел активный процесс арменизации удин в кон. XIX в., помимо мусульман и евреев здесь жили армяне, удины-григориане и удины-православные. В 1920 — 1930-е гг. удины продолжали считать себя только православными. В отличие от армян (и удин, считавшихся с ними, которых, видимо, было даже больше), они носили грузинские фамилии и фамилии на -ов. В основном арменизировались и удины окрестных сел (Баян). После переселения части варташенских удины в Грузию у удин Варташена возобладали фамилии на -ов, те же фамилии, оканчивающиеся на -ян, уже считались армянскими. Этот процесс продолжается и сейчас. Среди варташенских удин в РФ есть семьи, в которых родители сохраняют двойное удинско-армянское самосознание, а их дети считают себя армянами. Переселенцы из обоих сел в РФ держатся обособленно (удины Варташена переселяются в Минводы, Пятигорск, Краснодар, Саратов) и предпочитают браки внутри своей группы, но конфессионального барьера между ними нет. Внутренняя структура каждого села различна. Варташен распадается на 3 части: верх (христиане — удины раньше, также армяне), середина села (первоначально тоже христиане, сейчас мусульмане) и низ (еврейский квартал). К 80-м гг. XIX в. сложилась администрация села, свидетельствующая о статусах различных общин: старшина, 3 его помощника (1 православный, 1 еврей, 1 азербайджанец), сельский суд (1 православный, 1 еврей, 1 азербайджанец и 2 григорианина), писарь (армянин). Нидж делится на "концы" (мехелле). В советский период на базе мехелле были организованы колхозы. У удин нет своей аристократии (князей, дворян). До установления русскими контроля платили церковную десятину армянской церкви и номинально шекинскому хану. Земельные наделы получали по жребию в условное владение или арендовали (за 1/3 урожая). Были свои помещики (беи). Для удин характерно представление об автохтонности, активно поддерживаемое азербайджанской администрацией. Этим они противопоставляют себя армянам (некотрые группы армян например, карабахцев, удины рассматривают как арменизированных удин, а их памятники воспринимают как древние албанские). Склонны, особенно читающая интеллигенция, объяснять с помощью народных этимологии как удинские даже такие топонимы как Каспий, Баку. ИСТОЧНИК: Игорь Кузнецов. "Удины. Материалы к истории Кавказской Албании" Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ледокол Опубликовано: 16 ноября, 2023 Жалоба Share Опубликовано: 16 ноября, 2023 В Карабахе по утрам будет звучать азан, а в полдень - церковный колокол. Заявление Роберта Мобили Азербайджан - это ценность, которая нас всегда объединяет. Здесь и мусульмане, и христиане, и евреи, и представители всех религиозных конфессий-азербайджанцы. Как сообщает АПА, об этом заявил председатель Албано-удинской христианской религиозной общины Роберт Мобили на конференции «Политика Гейдара Алиева: толерантность», организованной Государственным комитетом по работе с религиозными структурами. «Лучшее проявление этого единства мы увидели во время 44-дневной Отечественной войны», - сказал он. Председатель общины осудил попытки армян сфальсифицировать культурное наследие: «Армяне утверждают, что культурное наследие в Карабахе якобы является армянским культурным наследием, что албанская церковь там является армянской церковью, и что Азербайджан захватил их. Нет, это культурное наследие - албанское культурное наследие. Это неоспоримый факт». Председатель Албано-удинской христианской религиозной общины подчеркнул, что Армения является моноэтнической страной: «Неважно, христианские ли это памятники, или другие, у нас все они охраняются, реставрируются. Я верю, что в ближайшее время в Карабахе по утрам будет звучать азан, а в полдень - церковный колокол. Это желание, мечта всех народов, проживающих в Азербайджане». Цитата Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.