Перейти к содержимому

Салман Гамбаров


RSM

Recommended Posts

В теме про клип Севды Алекберзаде "ЭЛВИДА" я уже говорил о том, что благородство саунда обусловлено в первую очередь тем, что играет состав "Бакустик Джаз" под рукодством Салмана Гамбарова. С огорчением должен добавить также, что в клипе даже не указано, КТО именно играет (не считая некоторых других фактов, которые стали мне известны впоследствии и о которых я здесь писать не хочу и не буду).

Не так давно в Одессе состоялся традиционный джазовый фестиваль. И вот что написано об этом фестивале в 171-ом выпуске Сетевого Джазового Журнала "Полный Джаз".

***********************************

Закрытие сезона: восточно-западный дуэт

На афишах было написано: "25 июня. Закрытие сезона в "Клубе высокой музыки". Восток-Запад. Салман Гамбаров, рояль - Юрий Кузнецов, рояль". Концерт имел место все в том же зале одесской Филармонии.

Именно в этом зале в сентябре прошлого года в рамках Международного Джаз-Карнавала мы уже слушали Салмана Гамбарова в составе руководимого им бакинского квартета "Бакустик Джаз". Впечатление от квартета было не только хорошим, но и достаточно сильным - это была цельная, содержательная и оригинальная музыка. Я тогда еще обратил внимание на пианиста и был очень рад возможности послушать его без квартета.

Ибо в фортепианном дуэте - не спрятаться и не скрыться, как поется в известной песне. Эта та форма дружественно-враждебного противостояния, которая проявляет все достоинство и недостатки. Несколько лет назад в Одессу приезжал Даниил Крамер. Первое отделение он выступал соло. Я был несколько разочарован: блестящая техника (вряд ли кто оспорит) не поддерживалась столь же глубоким пониманием, пассажи были изощрены, но предсказуемы, виртуозное исполнение не становилось тем, чем оно, с моей точки зрения, должно быть: содержательным музыкальным высказыванием. Во втором отделении к Крамеру присоединился Юрий Кузнецов, музыкант с совершенно другим пониманием музыки. И все пошло по-другому. Крамер - с удовольствием отдаю ему должное - мгновенно понял и подхватил смысл редких и точных нот Кузнецова. Виртуозные пассажи Крамера перестали занимать весь объем и обрели полный вес. Дуэт с Крамером был ярок и точен, это была музыка, полная смысла.

Но от дуэта Гамбаров-Кузнецов я ожидал большего.

Концерт начался с двух сольных импровизаций Салмана Гамбарова. Повествование разворачивалось медленно, с восточной неспешностью, музыкальные фразы доходили до мест, где восток сталкивался с другими культурами, отталкивались от них, снова возвращались. Музыка была тонкой, лиричной и вместе с тем далекой от спокойствия и равновесия. Этот поиск смысла (или его отсутствия) в парадигме "Восток-Запад" привлекал и даже завораживал. Одна из тем была мне знакома по выступлению квартета. Гамбаров подавал ее менее иллюстративно, с большим размышлением и даже некоторым сомнением.

Дальше был собственно дуэт. Тему первой композиции задал, на правах гостя, Гамбаров. Кузнецов демонстративно долго искал свое место в этой теме, поддерживая не только звуки своего коллеги, но и саму ориентально-философскую манеру изложения. Не берусь пересказывать возникший звук, скажу лишь, что звук получился плотным и весьма основательным даже в тех местах, где музыканты перекликались паузами. В других темах первого отделения философия порою уступала место эмоциям, порой - рационализму, но качество взаимодействия и плотность звучания все время оставались на хорошем уровне.

Второе отделение началось с соло Юрия Кузнецова. Юра сыграл две темы, одна из которых - новая, вторая - его хорошо известный слушателям "Вальсок". Обе пьесы отличались глубоко эмоциональным, полным сострадания и вместе с тем чрезвычайно ироническим видением человеческой жизни, которые удаются Юре особенно хорошо. Затем к Юре присоединился Салман Гамбаров. Во втором отделении они играли эвергрины, что, как всегда, было воспринято частью зала на ура. Играли они хорошо и необычно, уходя от основной темы очень и очень далеко. Уходили не в сторону, не в украшения, а все в те же поиски смысла и звучания. Так что эвергринами были удовлетворены не только те, для кого существенную часть радости составляет радость узнавания, но и те, кто более настроен следовать за импровизатором в его поисках (в данном случае - коллективном).

Так что никто не спрятался и не скрылся. В этом просто не было нужды. Два сильных, интересных, разных и разносторонних музыканта встретились и показали нам, что может каждый из них, и что они могут вместе. Музыканты не соревновались друг с другом в стремительности пассажей и необычности гармоний. Были и пассажи, и гармонии. Но не в них было дело. Музыканты показали отличный пример того, что взаимодействовать и соревноваться можно (и должно, я думаю) на другом уровне - уровне смыслов, концепций, идей. В общем, это было очень интересное путешествие, то, в котором не устаешь от шоппинга и успеваешь увидеть многое.

25 июня в Одессе - не самое лучшее время для концерта. В жару хочется быть в море или даже под водой - там прохладнее. Я думаю, это - единственная причина того, что два таких по-разному замечательных пианиста не собрали полный зал. Сегодня еще жарче - и это единственная причина того, что я не написал об этом концерте больше.

Олег Шестопалов,

Одесса

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...