Брат Ротердамий Опубликовано: 27 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 27 октября, 2003 Грузинский политик князь Илья Чавчавадзе был недоволен тем, что иностранные ученые извращают историю Кавказа. “Не так страшусь открытого врага, как врага, прикидывающегося другом, страшусь его ласки, его улыбки” писал великий грузинский политик и поэт Шота Руставели. Вряд-ли найдется на всем земном шаре народность, которая была бы так оскорбительно унижена, обесславлена всеми, кому только не лень было это делать, как наша. Всякий старается или перешагнуть через нас, или затоптать и сравнять с землею. Чуть-ли не хотят уничтожить и воспоминание о нас в Закавказье, стереть с лица земли имя грузина и отдать на волю ветра. Как будто нас никогда не существовало, как будто нет нас и ныне. Нищие духом, слабо-умные, нравственно-падшие, глупые, необразованные, невоспитанные, разоренные в конец, ненадежные, трусы - вот картина нравственного и физического нашего багажа! Вот чем мы были и что мы есть, по словам тех, интересы которых требуют такого нашего бесславия и унижения. Из кожи лезут они, чтоб уверить всех и вся, дома и на стороне, на словах и в печати, что мы были негодными и недостойными и остались таковыми же, если только не хуже. С таким клеймом на челе они пустили имя грузина по Европе, куда только голос и перо их могли иметь доступ. Такую же славу о нас, грузинах, они пустили по России. Правда, всякий, кто только из русских или европейцев самолично успевал ознакомиться с хорошими и дурными нашими сторонами, сказал кое-что и в нашу пользу, - но, к несчастью, и среди них многие суждения свои обосновывали на вождении других, плясали по чужой дудке и попадали в чужие сети. Бог с ними, с их старанием обесславить нас! Но дело в том, что они словом и пером клянутся всему миру, будто испокон-века по сю сторону Кавказского хребта, до истоков Тигра и Евфрата, почти от Черного и Каспийского морей, была так назывемая Армения , и если, мол, прозябали кое-где какие то грузины, то занимали чуть ли не пространство в десяток хлевов, и то-де по милости других. Грузины эти, как народ, не заслуживают де упоминания, так как они находятся на пути к уничтожению и вырождению, да если бы это было и так, то у них нет настолько ума, чтобы вникнуть в свое положение, Бог не дал им способности к торговле; кроме-де извозничества они ни на что не годны и не могут даже пользоваться теми немногими местами для хлевов, которые, смешно сказать, величают Грузиею. Да и как они ими могут пользоваться, когда на то у них нет ни умения, ни трудолюбия, ни образования, ни знания, ни желания, ни охоты знать и поучиться - ну, хотя бы у армян, которые, мол, призваны Богом и историей со знаменем культуры в руках оживить и осчастливить не только Ближний Восток, но и дальнюю, дикую и невежественную Азию. Не довольствуясь тем, что позорят наше имя, лишают нас национального достоинства они, чтоб окончательно сжить нас со света, упраздняют и всю историю нашу, и летописи, и исторические остатки и памятники, все, кровью обагренные, заслуги наши пред христианством и все, принадлежащее нам, наше историческое достояние, путем разных плутней, приписывают себе. Правда, “у лжи ноги коротки”, и, отнимая или умаляя чужие достоинства, своих не приумножишь, но “раб своих вожделений туг на ухо и горазд на язык”, как говорит грузинская пословица. Ради чего поднята такая туча пыли, ради чего мечутся мнимые молнии и гремят громы? Ради того, чтобы доказать миру, что в Закавказье существует лишь одна армянская нация, издревле существующая, и будущее принадлежит скорее ей, так как она де исторически доказала свою моральную и физическую мощь и незыблемость и величие ума своего. Чьи все это проделки? Что это за черный ворон кружится и каркает над нашей головой? Мы говорили и раньше, повторяем и теперь: Боже нас сохрани ставить все это в вину всему армянскому народу, приписывать ему весь этот грех, в коем повинна только известная группа армян и ее книжники-грамотеи, ученые. Однако, несмотря на это, прежде, нежели мы решились взять перо в руки, долго мы задумывались об одном, для нас весьма важном, обстоятельстве: как отнесутся армяне к этому нашему труду? Вопрос, как увидим ниже, немаловажный. Народ, как совокупность человеческих существ, сплоченных историею в одно тело и во едину душу данной страны, должен быть, во всяком случае, уважаем всяким порядочным и здравомыслящим человеком, и оскорбление, унижение его в том или другом смысле - поступок весьма непристойный. Каждый народ имеет свой собственный облик, свои стремления, свои пожелания, свои порывы, свои особенности. Поношение всего этого - грубость, не приличествующая человеку развитому. Мы это отлично понимаем, и Боже упаси разуметь весь народ там, где виновна лишь его известная группа. Между тем, как раз на этой почве и предвидится нападение на нас. С этой то стороны ожидается то облако пыли, тот вихрь, который не преминут поднять, чтобы заставить закрыть глаза. Бог знает, в какой забъет набат, какую подымет тревогу по поводу этих очерков группа людей, которую мы имеем в виду и у которой вошло в привычку к сказанному исключительно о ней пристегивать всех армян и т. д Умысел здесь ясен. Борьба в защиту народа, по справедливости, достойна уважения, и совершенно основательно. Это хорошо понимают наши друзья-приятели и прекрасно знают, что под знаменем защиты народа, они привлекут всеобщее расположение и, половина победы у них заранее будет в руках: “уловка лучше силы”. Раз они возьмутся за такую хитроумную тактику, им легко будет обвинить обличителей в недостойном желании поселить раздор между двумя народностями. Расчет верен. Они направленную в их стрелу вонзают в сердце народа, с целью озлобить его, и этим ловким приемом прикрывают себя, как надежным щитом, зажимают рот обличителю его грехов. Армянский народ тут не при чем; он как народ мирный, трудолюбивый, занимается своим делом - будь оно торговля или земледелие, - он и не задается подобными вопросами, а потому ему и не приходится быть ответственным за грехи своих непрошенных защитников, кружащихся вокруг него, как мошки вокруг дуба. Народ вообще отлично понимает, что истинное достоинство не нуждается в трубах и литаврах, отлично знает, что шум и гам непрошенных крикунов не созидают славы о доблестях его и не могут породить доблестей там, где их нет. Истинная доблесть, по природе своей, скромна и не болтлива, и чем она молчаливее и скромнее, тем она величавее и обаятельнее. Чтобы понять это благородное свойство доблести, не нужно быть ученым и просвещенным человеком: для этого достаточно иметь здравый ум и искренее, непорочное сердце даже простолюдина. “Не говори, что ты хорош, не хвали самого себя”, или “храбреца украшает скромность, не стоит соломинки хвастун”. Разве не простолюдином сказаны эти слова?! К несчастью, до этой мудрости еще не дошли армянские ученые, трубящие на всех перекрестках о славе и величии их народа и при всяком случае унижающие и стирающие с лица земли грузин. Мы ничего не имеем против прославления и возвеличения армян. В подобных случаях даже пересол является не чем иным, как лишь щедростью, от которой никому ни больно и ни обидно, ни тепло и ни холодно. Мы не завидуем никаким добродетелям и доблестям армян, - напротив, достоинства эти и для нас самих желательны. Они составляют предмет соревнования, но вовсе не зависти. Зависть злится и терзается чужими достатками, чужими успехами, соревнование же - благородное чувство: оно стремится достичь доблестей и добродетелей другого. Зависть не переносит чужого достоинства, соревнование же, напротив, не нарадуется на него. Зависть враждует с достоинством, соревнование же дружит, лелеет. В виду этого мы не будем вдаваться в оценку данных о славе и величии армян, если бы даже они были дутыми или оказались сплошным бахвальством. Если есть чем им кичиться, то да сохранит им это Господь Бог, а если они лишены этого, то пусть оно дастся им. Мы огорчаемся только тем, что самовосхваляющая группа армян, отрицая наше, грузин, духовное и физическое существование, указывает нам лишь разрытую пред нами могилу, как будто нашим небытием созидается их существование. Пора сорвать маску с этой группы армян, мудрецы которой задают нам, грузинам, от мала до велика, без исключения, такого трезвону. Пора взглянуть на них прямо, без прикрас. Пора нам узнать, - откуда каркает над нами черный ворон, откуда идет этот каменный град, бьющий нас! Пора нам опомниться и не праздновать труса пред этими лже-либералами, пред этими арлекинами истинного либеразилма, затыкающими нам рот с целью скрыть под священным плащем народолюбия свое фиглярство, двуличие, бессердечие. Не обнаруживайте-де наших проделок, а то мы обвиним вас в возбуждении национальной вражды, причислим вас к лагерю ретроградов, а возбуждение национальной вражды , сеяние плевел среди наций означают неразвитость ума, мракобесие, поругание либерализма. Только малюток можно запугать этими воображаемыми громами и молниею лжелиберализма и тех, которые привыкли верить только словам, не считаясь с их смыслом. Разве либерализм состоит в скрывании истины, в замазывании всевозможных проделок, фиглярства, подлогов, в обманах и всякой другой безнравственности, а не в разоблачении всего этого?! Если не разоблачать и не распинать всего, достойного порицания, то на что он годен, вами хваленый разиня-либерализм?! Разве гласность и вывод на свет Божий всякого тайного и явного зла, не стесняясь тем, что они могут вызвать недовольство, не священнейшее-ли и первейшее достояние истинного либерализма, приобретенного человечеством ценою больших жертв, а иногда и пролитой крови? Кому, как не лже-либералу, взбредет на ум, из страха обидеть кого либо, зажать рот обличителю зла? Справедливое и основанное на данных обличение, хотя бы и целого народа, примется с благодарностью, а не с негодованием и враждою. Истинный либерализм состоит в том, чтобы не позволить никому попирать правду, обличать злодея в злодействе, не оставлять без заслуженного приговора злых деяний, а если необходимо, и подвергать строгому взысканию. “Примером портится мир”. Неосужденное зло есть сеть соблазна, в которую легко запутаться слабохарактерному человеку, и “бесстыдника если не пристыдить, то это послужит примером и стыдливому стать бесстыдным”. Если предвидением грядуших смут пугают нас и во имя либерализма накладывают на уста наши печать молчания и если неуместная ссылка на либерализм не есть простая уловка, чтобы завлечь и запугать недорослей, то почему во имя этого же либерализма они не зажимают рта той группе армян, ученые грамотеи книжники которой, кстати и некстати, на весь мир обдают грязью всю грузинскую нацию, - да, всю нацию - и копают ей могилу, как мы уже говорили? Ну, заикнулся ли хотя один из этих лже-либералов и сказал: “Что вы за чушь порете, господа! если только у вас есть какое либо собственное достоинство, собственная отчизна, то и говорите об этом! А то чего пристали вы ко всей грузинской нации, зачем бесславите ее и присваиваете себе непринадлежащее вам? Разве двери рая отверзятся для вас из за того, что вы будете поносить грузинскую нацию и губить ее? Разве не знаете, что правды скрыть нельзя и что рано или поздно она всплывает? Однако же никто об этом не молвил ни слова и не вымолвит его, потому что они двуличны и пристрастны. Для всего этого нужны: чистосердечие, любовь к правде, великодушие, а на нынешнем рынке ни то, ни другое, ни третье не имеют спроса. По мнению их, мы должны кланяться в пояс, когда поносят всю нашу нацию, а они возмушаться, когда мы защищаемся и обнаруживаем шашни известной лишь группы наших поносителей, не касаясь ни словом нации. Вы-де о нашей, даже отдельной, группе не смеете говорить и слова правды, из опасения огорчить нас, вызвать недовольство наше, нам же нет, мол, дела до ваших чувств, если даже оскорбим всю вашу нацию и прибегнем ко лжи, чтобы запятнать вас. Что это за справедливость, что это за либерализм?! Это фарисейство, наглое надувательство, пресмыкательство, прятки, укрывание головы в норе и оставление хвоста вне ея, но никак не либерализм. “Между честными врагами посредницею бывает совесть”. Пусть эти пустомели - группа лже-либералов, затыкающая глотку детям, застращивают их: Чур,мол! Ни звука, ни слова в обличение наше, не то окрестим вас именем ретрограда! Но человека с умом они не могут лишить честной способности постоять за правду и обличить ложь, когда того потребуют умышленно оскорбленные и поруганные чувства человека и народное достоинство. Тут нужны честная стойкость лицом к лицу, открытое обличение, а не бегство, не отступление, подобно жалкому трусу, В сущности мерилом человеческого достоинства служат ни либерализм, ни ретроградство, ни что либо подобное, а то: прав или неправ человек? Если нынешней молодежи сказать, что образ мыслей ее не либерален, то она побледнеет со страха, и как бы права она ни была, а проглотит язык: что за напасть, оказывается, случилась со мною, - подумает про себя. Теперь никому нет дела, - ценна сама по себе истина или нет, и с этой точки зрения никто не входит в обсуждение высказанной мысли. Повторяем, дело в том, чтоб обличение зла было основательное, доказанное, а не вымышленное, и пусть никто не страшится вызвать этим чье-либо недовольство, огорчение, неприязнь. Разве мы не знаем, что творящему зло не по душе обличение, - но разве это уважительная причина закрывать глаза, затыкать уши и налагать на уста молчание, когда это зло обрушивается всю своею тяжестью, на нас вопиет, к стыду нашему, на весь мир, о нашем якобы ничтожестве?! Почему мы должны молчать? Неужели потому, что сказанное нами вызовет недовольство армян, а возбуждение вражды недостойно в наше время?! Неужели, в самом деле, мы должны пугаться этих басен и не замкнуться, в защиту и охрану своей собственной личности?! “Нам, мол, и щелчок оскорбителен, а вы не смейте обижаться, когда мы дубиною огреваем”. Что мы за пасынки мира сего, что они дерзают забавлять нас побасенками! Какая речь можеть быть о либерализме и ретроградстве, когда так унижают и вырывают с корнем нашу самоличность, все наше существование?! Только презренному трусу наруку эти побасенки, только трус безмолвно лижет чужой плевок, перенося, молча, ругань, дабы молчание его не сочли за трусость. До этого, слава Богу, мы еще не дошли: мы еще настолько сохранили в себе чувство собственного достоинства, настолько еще сильно бьется у нас сердце, чтобы защитить и охранить себя и никому не позволять попирать и оскорблять имя грузина. II. Проделки армянских ученых грамотеев и их клевретов - уже старая песня: с того времени прошло, по крайней мере, целых 60 лет, а это не такой короткий период времени, чтобы с ним не считаться. Вот уже целых 60 лет, как одни и те же громы и молнии мечутся, одни и те же тенденции затрагивают нашу самоличность, и с каждым днем с большею и большею дерзостью, смелостью, нахальством сдирают с нас шкуру и грозят потопом. В продолжение всего этого довольно долгого периода времени действует все один и тот же завет, - систематически, неуклонно, твердо, хитро и с удивительною настоячивостью протянута одна и та же нить, нельзя сказать, чтоб особенно искусно, но с большим лукавством, с большим лицемерием. При этом удивительнее всего еще то, что весь этот шестидесятилетний период начинается русским писателем и русским же писателем заканчивается. Между ними целый ряд армянских грамотеев-писателей, так что если протянуть одну нить от начала до конца, то она коснется всех лиц - до такой степени они дружно проповедывают одни и те же, намеренно нанизанные мнения, как будто они составляют одну душу и одно тело и вылиты в одну форму. Русский писатель Сенковский, известный под псевдонимом барона Брамбеуса, еще в 1838 году писал: “до царя Грузии Вахтанга VI грузины не имели летописи, сами грузины даже не существовали до XII ст. после Р. Хр. под именем иверов известны были разные горские племена; вся страна за р. Курою, где в настоящее время Тбилиси, и большая часть Грузии испокон века принадлежала армянам, и здесь обитали армяне, меды, массагеты, или турки, и несколько колен албанцев”. Кому приписать составление такой ложной, искаженной истории и географии? Нет сомнения, что она писана Сенковским, но неужели можно сомневаться, что Сенковский не был кем то введен в заблуждение и что он, как эхо, повторял слышанное? Ведь ясно, так как на всем земном шаре нет летописей, в которых можно было бы найти указаний в этом смысле, и лжи этой даже в преданиях он не нашел бы. Кому нужно было распространить по миру весть, что грузин до XII в. даже не существовало, что в Грузии не было грузин и что здесь обитали армяне и другие народности, или что большая часть Грузии вместе с Тбилиси испокон века принадлежала армянам! Ложь, и притом такая нежданно негаданная, без задней мысли и без расчета, не появляется: От дня присоединения Грузии к России до того дня, когда Сенковский состряпал такую ложь, не прошло даже 37 лет, и неужели в продолжение этого сравнительно короткого времени история облеклась в такой мрак, что никто уже не помнил, какая страна присоедилилась к России - Грузия или Армения, или чьей резиденциею и столицею был Тифлис. Сам Сенковский был профессором восточных языков, русским писателем, журналистом, и неужели можно допустить, чтоб он доподлинно не знал о случившемся так недавно, чуть не на его памяти! Неужели можно поверить, чтобы Сенковский не слышал даже о таком для России исторически важном событии! Неужели до слуха его не дошло, чью страну и от кого приняла Россия под свое покровительство! Если это так, кто-же и что заставили состряпать такую непостижимую историю и географию, о которых мы упомянули выше? Ясно, что тут действовали не любовь и страсть к научному исследованию, ибо тут явная ложь, и любящий науку не поддастся страсти ко лжи, не позволит себе увлечься ею. Ясно, что эту странную загадку нельзя объяснить и жаждою ученого исследования, так как подобная история, подобная география - не исследование, а явный вымысел, ибо исследователь не мог бы найти никаких к тому данных. Ясно, что ни грузин, ни русский не подвели бы его так. Какой расчет для русского распустить слух, что страна, принятая от грузин, принадлежала не грузинам, а армянам... Так кому же был расчет так поступить? Всякому известно, каков был блаженной памяти Сенковский. Для того же, чтобы найти скрытый источник этой преднамеренно придуманной истории и узнать по чьей хитрости мечутся эти стрелы нужно поискать, в чьих руках найдется лук. С тех пор по настоящее время армянские ученые употребляют все усилия и всячески стараются показать миру изо всего Закавказья Грузию с найхудшей стороны, чтобы как можно больше от нее урезать и присвоить себе, насколько возможно уничтожить прошлое и осквернить даже и настоящее ее. Напр., известно всем, что Чорохский бассейн с давних времен составлял часть верхней Картли, что впоследствии составляло Самцхе-Саатабаго, армянские же писатели - Эмин, Худабашев, Ерицов и другие оспаривают у нас именно эти места, утверждая, что верховья Куры и весь Чорохский бассейн входили в состав Армении. Лишь одну пядь земли оставляют они за нами. Спасибо им и за эту милость! Но как сочтутся они с тем фактом, что оспариваемые ими у нас места задолго до Рожд. Хр. по настоящее время сохранили грузинские названия, напр.: в Чорохском бассейне - Кларджети, Лиганис-хеви, Таос-кари, Шавшети, Аджара, а в верховьях Куры - Кола, Артаани, Эрушети, Самцхэ и Джавахети. В этих местах грузины строили храмы, монастыри, существующие и поныне, напр. в Кола - Дадешский, в Артаани - Накалакеви, в Самцхе - Ацкурский, Зарзмский, Сафарский, в Джавахети - Цкаротавский, в Шавшети - Тбетский, в Кларджети - Хахульский, в Аджара - Схалтский и много других. Допустим, что эти ясные и несомненные сказания, наименования местностей, надписи на монастырях, храмах, эти действительно прямые и неопровержимые свидетельства нужно снять со “счетов”, допустим, что на все это не следует ссылаться. Но какой ответ дадут европейскому ученому Сен-Мартену, тому Сен-Мартену, который известен более как сторонник армян, нежели грузин, и которого так часто цитируют армянские книжники, - когда только желают заручиться его свидетельством для поношения грузин. Даже и этот сторонник армян, в этом случае, обвиняет армянских книжников, говоря, что хребет гор, служаший водоразделом Чороха, Куры, Евфрата и Аракса, был постоянной границей Грузии. Таким образом, он совсем лишает армян верховьев Куры и Чорохского бассейна. Несмотря на все это, армянские историки все же тянут свою канитель и селятся там, где никогда не жили. Разве не ясно, что этой поверхностной ученостью они желают убедить мир, будто за ними историческое право занять эти места,,, . Быть может, сны армянских ученых были снами на яву, и, быть может, те страны действительно принадлежали им. Мы хотели указать, как ловко и хитро армянские книжники ведут линию, чтобы проводить свое. В таких случаях они ничем не брезгают, приписывая все себе и скрывая чужое. Если перечитать всех этих Эрицовых, Худабашевых, Эминов и им подобных, то вы увидите, что свои мнения и иследования они ценят на вес золота, а чужим, если они им не на руку, - грошь цена. Та группа армян, запевалами которой являются их, армян, книжники, не довольствуется этими подтасовками, для нее мало скрывать чужую правду, а о своей лжи, как о правде, трубить. Она отлично понимает, что факт, как его ни замалчивай, нельзя скрыть: он рано-ли, поздно-ли скажется. Весь вопрос - уничтожить факт: или стереть, или выскоблить историческую надпись, или же переиначить ее в свою пользу. Что армянские книжники-грамотеи упражняются и повинны в таких проделках, тоже ясно. А так как наступит время, когда исторические остатки и памятники заговорят о том: - кто занимал и кто ныне занимает данные места, и так как камни, многочисленные постройки, монастыри, храмы вопиют, что с самых древних времен на этих местах обитали грузины, - то, что и говорить является необходимость задать рот этим правдивым свидетелям грузин, не дать им возможности пикнуть слово. С этой целью они выкинули достойное похвалы коленцо: взяли и, где только смогли и сумели, уничтожили всякий след. Проделка не особенно головоломная, лишь бы была на то охота и податливая совесть. Ныне времена такие, когда для достижения своей цели ни пред какими средствами не останавливаются, - будет ли это достигнуто путем обмана, фальсификации, подлогов - безразлично. Достижение цели подобным путем считается ныне мерилом ума. Мы имеем немало примеров, что армяне силились стирать и уничтожать след от грузинского происхождения на грузинских храмах и монастырях, соскабливать или стирать с камней грузинские надписи, вынимать самые камни из построек и вставлять взамен их другие с армянскими надписями, о чем даже писалось и в русских и в грузинских газетах. Между прочим, покойный Д.Бакрадзе рассказывает об одном случае, указывающем нам на такую милую способность этой группы армян. В Артвине существует весьма старая церковь. Тамошние армяне возымели желание наготове присвоить себе этот храм. Но местные греки начали оспаривать его у них на том основании, что так как он с давних времен принадлежал грузинам, то, следовательно, мы, мол, как православные, имеем преимущество пред вами. В нем был вделан камень с грузинской надписью, а так как эта надпись служила доказательством принадлежности храма грузинам, то армяне изволили благоразумно припрятать этот камень. Таким образом, вырвав эту церковь из рук православных, - армяне присвоили ее себе. Разве подобная проделка простолюдину-армянину придет в голову?! Даже если бы это и было дело рук простого армянина, то мысль, в подобных случаях, очевидно, внушена ему грамотеями и учеными. Поэтому мы имеем основание приписывать эту и подобные проделки этой группе армян. Ниже приведем примеры того, что армянские книжники подобными проделками не стесняются, что стирать, опорочивать или переделывать документы - их ремесло. Пока же мы скажем, что они не довольствуются искоренением таким способом имени грузина в Закавказье и переделкою грузинских исторических памятников на армянские. Кроме храмов, монастырей и камней в Закавказье есть и другие свидетели, говорящие о грузинах. Такими свидетелями служат летописи и хроника, исследованные учеными и, как исторические данные, стоящие на страже, в случае, если армяне будут пытаться выводить своих цыплят в орлиных гнездах. Армянские книжники отлично понимают, что если только эти данные не будут уничтожены, то они ничего особенного не смогут присвоить себе в Грузии. Потому они и подступили к нам с этой именно стороны. Им. покойный профессор Патканов выступил против нас с целым арсеналом учености и чуть было не выколотил из нас всю душу. Начал он с того, что упразднил нашу “Картлис-Цховреба” (“Большая хроника жизни грузин”). Она состряпана, мол, при Вахтанге VI, и нет никаких сведений о существовании “Картлис-Цховреба” до него. Известно-де единственное в этом роде произведение, называемое “армянская хроника”, и если существуют какие либо материалы для истории Грузии, то разве только там можно их найти. Правда, мол, что хроника эта переведена с грузинского, но наверное подлинник сочинен или составлен несведущим и невежественным армянином в XII в., когда грузины почувствовали необходимость истории. Изволите-ли видеть, где сказался Сенковский и где просочилась знакомая нам тенденция! Значит, по мнению Патканова, грузины до XII ст. были настолько невежественны, что не только не имели истории, но даже и не ощущали в ней потребности, - и здесь опять выручил армянин, да притом несведущий и невежественный! Насколько же невежественны и несведущи должны были быть мы, грузины, что несведущий и невежественный армянин сознавал потребность истории для нас, у нас же на это нехватало даже и сознания! О, жалкие грузины! Вечная память паткановскому невежественному и необразованному армянину, оказавшему милость и явившемуся к нам на помощь! Так он честит нас, стирает с лица земли нас, грузин, - да грузин каких времен? Двенадцатого века, века Тамары, века расцвета Грузии! И кто же? Профессор и представитель науки! Правда, он армянский профессор, армянский ученый, но неужели потому только, что он армянин, он не должен ни говорить, ни видеть правды! Для чего же он умышленно жмурит глаза и не видит грузин XII и XI вв., т.е. того народа, цветущее положение которого еще в начале первого века рисует нам Страбон, того народа, который с давних времен усеял свою страну храмами и монастырями поразительной архитектуры, того народа, который наполнил как Грузию, так и Грецию, и Палестину грузинскими сокровищами и манускриптами, того народа, который перевел составленную на пехлевиском языке санскритскую повесть “Килила и Мана” и “Вис-Рамиани” и создал величайшую поэму “Вепхвис Ткаосани” (“Барсову кожу), не говоря уже ни о чем другом. Кто только намеренно не желает закрывать глаза, кто сколько нибудь способен понимать суть прочитанного, разве осмелится сказать, что народ, создавший “Вепхвис-Ткаосани”, был настолько дик и груб, что лишен был способности осознать необходимость истории! Кому взбредет в голову высказать такую мысль, как не армянским философам и профессорам! Грузинская пословица - “о чем думала лиса на яву, то ей и снилось”, как раз применима к грамотеям - армянским ученым.Мы же скажем: “сеятелю плевел не сжать пшеницы острым серпом. Положим, Патканов, как подобает армянскому ученому, не изволил снизойти до прочтения “Вепхвис-Ткаосани”, так как она - произведение грузина и притом такое, которое внушает нам, что “истинное правосудие оживляет и сухое дерево”. Подобная пословица не по вкусу лже-говорунам. Профессору же Патканову надо-ли было знать подобные побасенки! Простим этому ученому профессору такое незнание и незнакомство с “ВепхисТкаосани. Спросим только: как он решается сказать, что “ваша “Картлис-Цховреба” ни к чему не годна”, когда компетентные в этом известные ученые Жан Сен-Мартен, Вивиен-Де-Сен-Мартен, Дюбуа де Монпере ясно и отчетливо говорят, что грузинские исторические сказания заслуживают внимания как источники не только для истории Кавказа, но и Азии. При этом Дюбуа упоминает о грузинах, как о древнейшей нации, которая с незапамятных времен была стражей Закавказья и имела сношение со всеми известными тогда народностями. Ученый армянин и им не верит, мнение их игнорирует и продолжает галдеть по своему. Ведь мы же сказали: “Мечта Али - это плов”. В подтверждение слов своих он приводит свидетельства Сенковскаго, Коха, Ланглуа. Насколько авторитетны, компетентны в подобном деле Сенковский и Кох, из коих последний известен как ботаник, но никак не историк, предоставим на суд правдолюбивого Патканова. Ланглуа же - достойный уважения ученый. Замечательно же в данном случае, - что, впрочем, неудивительно со стороны ученого армянского грамотея, - следующее: оказывается, что и Ланглуа того же мнения о нашей “Картлис-Цховреба”, какого Сен-Мартен и другие. Правдолюбивый же Патканов сказание его перекроил на свой вкус, по своему желанию. По мнению Ланглуа, совершенно справедливому, начало “Картлис-Цховреба” сказочное, мифологическое. Эти Картлосы, Кахосы и все им подобные, понятная вещь, должны быть отнесены к области мифов, - а у какого народа на земном шаре история не начинается мифами?! Вот что говорит Ланглуа, а не то, чего Патканов жаждет! Со стороны покойного это не первый и не последний пример фальсификации. Мы еще и дальше увидим это, а пока скажем, что с такой же бесцеремонностью он обращается со Стефанозом Орбелиани. В одном своем примечании этот чистосердечный армянский профессор доказывает, что “грузинская литература бедна старыми источниками” и что сам Стефаноз будто-бы жалуется на этот пробел XIII в. На деле же оказывается, что Стефаноз жалуется не на то, что грузинские источники вообще бедны, а на то, что “Картлис-Цховреба” мало дает сведений о фамилии Орбелиани, что-де мы, пересмотрели разбросанные по разным местам и сохранившиеся документы и лишь вот это немногое нашли”. Очевидно, Стефаноз жалуется не на скудость всех вообще грузинских источников, а на то, что в грузинских летописях о фамилии Орбелиани не имеется полных сведений. Стефаноз - биограф грузинской фамилии Орбелиани, и ничего нет удивительного, что он жалуется на наши источники именно в этом отношении. Напротив, Стефаноз очень часто упоминает о грузинских исторических сборниках и царских архивах. Таким образом, ученый армянин Патканов мнение Стефаноза обобщил, передал по своему и недостаток, касающийся частного случая, перенес на все наши исторические источники. У кого же есть желание еще более убедиться, на какие проделки способен Патканов, пусть прочтет соч. Д.Бакрадзе: “Профессор Патканов и грузинские источники”. Тогда он еще яснее увидит, с каким мастерством поступил с произведениями Ланглуа и Стефаноза этот чудный Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
RETABOLIL Опубликовано: 12 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 12 ноября, 2003 История показала грузинам, что нельзя доверяться людям, у которых есть природная склонность к шпионству и измене: армянские медики Або и Меджнун, облагодетельствованные Ираклием II, который укрыл их от персидских гонений, в роковую минуту передались персиянам и были проводниками полчищ Ага-Магомет-Хана, разграбивших и заливших потоками крови Тифлис в 1795 году. Этот факт полезно вспомнить, когда армянские публицисты слишком настаивают на том, что армяне ревностные христиане... Величко, будучи и сам поэтом, написал стихи, тоже посвященные грузинам, в частности стихотворение “Вано” — соответственно русскому Ивану, — где он не преминул сказать о том, что делают в Грузии армяне Под самым городом, в духане Всесильных скупщиков приют. Из рук все вырвут и возьмут Неустранимые армяне. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.