Перейти к содержимому

Кинотеатры будущего


T-Mac

Recommended Posts

Не секрет, что несмотря на развитую инфраструктуру кабельного телевидения, наличие у многих людей DVD проигрывателей и видеомагнитофонов, кинотеатры остаются очень популярными местами для времяпровождения. "Интересно, что же будет показываться в этом кинотеатре через год?"-думает простой обыватель выходя из зала после просмотра. А почему бы не задуматься над тем, как это всё будет? Сейчас я расскажу о новых технологиях показа фильмов.

Какими они будут, кинотеатры нового тысячелетия? Может быть, как монструозный IMAX, свет от прожектора которого пугает зеленых человечков на Луне? Вряд ли. Посмотрите на историю развития кинематографа в Европе и Америке: люди всегда стремились ходить в кинотеатры поменьше. Такие маленькие "семейные" кинотеатры — эталон удобства и комфорта. На IMAX и ему подобных монстров смотрели и будут смотреть лишь как на технологическую диковинку.

Кинотеатр IMAX в Лондоне

1.jpg

Несомненно, кинотеатры недалекого будущего будут полностью цифровыми. Процесс оцифровки всего и вся неотвратим. Сейчас цифровые кинотеатры во всем мире можно пересчитать по пальцам одной руки. Но если учесть, что передовые режиссеры предпочитают снимать сразу на цифровую камеру (вспомним, к примеру, дядюшку Лукаса), то становится понятно, что скоро от пленки откажутся вовсе. Ни один техпроцесс между съемкой и показом фильма не будет аналоговым. А это значит, что не будет отсыревать и рваться ненадежная пленка, киномеханики перестанут горбатиться, таская со склада в операторскую многокилограммовые бобины, изображение станет четким и насыщенным, а наши потомки увидят в первозданном виде многие современные шедевры киноискусства. Но переход на цифру — событие очевидное, долгожданное и предсказуемое. Этим зрителя не удивишь. Кинотеатр будущего будет отличаться чем-то другим. Чем же? Давайте разберемся...

Что в классическом кинотеатре не менялось с момента его создания? Проекторы — эволюционировали неоднократно. Увеличивались диоптрии оптики, механическая ручка сменилась электродвигателем, а обычная лампочка — мощным прожектором. Кресла? Нет. Раньше их функцию выполняли простые стулья, а в современных кинотеатрах в них разве что электромассажеры не встраивают. Акустика тоже прошла долгий путь от граммофонной записи (а еще раньше филмы были немыми) до Dolby Surround.

Кардинально не менялся только... экран. Ко-нечно, он сейчас делается не из простыней, не ткется вручную из конских волос, но суть осталась прежней! Экран — это белое полотно, на которое проецируется плоская картинка.

Но есть люди, которые решили, что обычному! экрану не место в кинотеатре будущего. И значит, долой простыню, да здравствует... пар, господа.

Идея проста, как все гениальное. Берем какое-нибудь легкоиспаряющееся вещество, нагреваем его и получаем туман. А чтобы он не расползался по всему кинозалу, направленнми потоками воздуха снизу удерживаем туман на месте. Золотая голова, в которой родилась эта идея, принадлежит финскому ученому технологического университета города Тампере, Исмо Ракколайнену, специалисту по обработке компьютерных изображений. В качестве испаряющегося вещества он предложив использовать кусок "сухого льда" (замороженная углекислота). При таком подходе не нужен даже нагреватель, ведь сухой лед испаряете при температуре -70° Цельсия.

Свою систему Исмо назвал WAVE Walk-thru Virtual Environment, что примерно переводится как "нематериальное виртуальное окружение". Экран из тумана (или из пара) лучше своего допотопного тканевого аналога. Во-первых, лучи от проектора отражаются от частичек тумана, которые находятся в разном расстоянии, и зрителю кажется, изображение объемное. Во-вторых, картинка получается четкой и "живой", ведь частички тумана не стоят на месте, а все время движутся! Сам создатель пророчит успех своему изобре тению не только в кинотеатрах. Ему видятся "туманные" рекламы, нависшие над "туманными'! городами, "туманные" телевизоры и даже "туманные" компьютерные мониторы..

Возможно, технология Walk-thru Virtui Environment будет использована при кинопоказах, но вряд ли все экраны в кинотеатрах будущего будут состоять из тумана. Ведь есть и другие не менее перспективные технологии.

Разработчики из компании,l02Technology предлагают еще более революционный подход. Долой туман — зачем нам лишние осадки? Слабо проецировать изображение прямо на воздух? IO2Technology, оказывается, совсем не слабо. Они создали невероятное на первый взгляд устройство, призванное заменить экраны не только кинотеатров, но и компьютеров, телевизоров. Разработчики назвали свое ¦детище Heliodisplay. Однако, вопреки названию, с гелием чудо-экран не имеет ничего общего.

В отличие от WAVE, где технология получения изображения более или менее понятна, принципы работы Heliodisplay пока что держатся в тайне.

Единственное, что известно, так это то, что хитрое устройство втягивает в себя воздух, изменяет его свойства, а затем выбрасывает обратно и подсвечивает. Судя по всему, новая технология будет представлять собой что-то вроде анимированной "воздушной стены". Как и в WAVE, изображение в Heliodisplay псевдотрехмерное за счет неоднородности и постоянного движения воздуха. Но воздушный экран может быть и двусторонним, то есть на одной стороне могут показывать "Матрицу 10: Возвращение блудного Нео", а на другой — что-нибудь вроде "Звездные войны: Атака воскресших ОбиВанов". Экономия для кинотеатров налицо: можно создать два обращенных друг к другу зрительных зала, разделенных тонкой воздушной прослойкой, а звук транслировать через специальные наушники (во многих кинотеатрах наушниками пользуются давно).

Кинотеатр будущего может быть и таким.

Персональный экран, парящий в воздухе

3.jpg

У Heliodisplay есть еще одно интересное свойство, которое вряд ли пригодится в кинотеатре, зато порадует многих геймеров. Каким-то образом воздух наделяется сенсорными свойствами, то есть можно без использования кибер-перчаток прямо руками вращать виртуальный объект, перемещать его. Сильно смахивает на рождественскую шутку... вот только слишком уж много маститых компаний подали заявку на лицензирование технологии у IO2Technology. Официальная премьера новинки должна состояться в 2004 году, так что с нетерпением ждем.

Туман... Воздух с измененными свойствами... Все это здорово, но стоит ли придумывать что-то кардинально новое, если есть уже давно проверенные методы, которые дают результаты не хуже? Например, голография. Первые эксперименты с стерео- и топографическим кино проводились в Советском Союзе еще в середине 70-х годов. Здесь просто необходимо сделать лирическое отступление и прояснить один важный момент. Стереография и голография — это не одно и то же, как многие думают! В голографии трехмерное изображение действительно трехмерно, то есть его можно рассмотреть с разных сторон. В стереографии же изображение лишь кажется трехмерным: объемную картинку видно только в свете определенного спектра.

Автотренажёр,где эффект 3D создаётся за счёт нескольких экранов.

Однако стереографию уже используют в кино. Например, в недавно вышедшем фильме "Дети шпионов 3D", где зрителям предлагается в определенные моменты надевать специальные очки со светофильтрами, после чего изображение как бы выдвигается из экрана, кажется трехмерным. Несмотря на такой мощный эффект, суть технологии предельно проста. На экране чередуются кадры, снятые с двух разных камер, расположенных под небольшим углом друг с другом. Например, каждый четный кадр — для левого глаза, а каждый нечетный — для правого. Для каждого глаза подобран определенный цвет светофильтра, и глаз видит только те кадры, которые пропускает этот светофильтр.

Технология стереографии не получила широкого распространения в различных областях нашей жизни только потому, что для качественного 3D нужна высокая частота кадров. В середине 90-х производители компьютерной периферии выпускали "трехмерные очки", действовавшие по такому же принципу. Однако после 20 минут работы с ними уставали глаза и начинала сильно болеть голова, ведь на каждый глаз приходилось всего лишь 30-40 Гц. В кинотеатрах с этим несколько проще. Но все равно, стереография — технология проходная. Еще несколько лет, и о ней забудут.

А вот голография... В простейшем случае голограмму "снимают", направляя на одну и туже фотопластинку "опорный" лазерный луч и второй пучок, отраженный от снимаемого объекта. На пластинке появляется сложная комбинация темных и светлых зон, так называема интерференционная картина. В отличие от традиционной фотографии, где каждая точка на снимке отражает соответствующую точку в реальном мире, в голографической пластинке каждая точка содержит информацию о сразу всех точках поверхности реального объекта. Но для каждой точки эта информация разная.

Если вы возьмете голографическую пластинку и разрежете пополам, то получите вовсе не половинку исходного объекта, а весь объект, только менее четкий. Разрезая пластинку еще и еще, в каждый раз будете получать все тот же целехонький объект, но каждый раз он будет все более и более размытым, пока не исчезнет совсем.

Чтобы воссоздать трехмерное изображение, голографическую пластинку достаточно осветить лазером, и вуаля — мы получаем качественную голограмму. В современной голографии для воспроизведения голограммы вовсе не обязательно использовать дорогостоящий лазер, достаточно мощного прожектора.

Теоретические принципы голографии вывел 1948 году Д. Габор. Однако дальше математических моделей тогда дело не пошло. Первым человеком, который смог получить действующую голограмму, стал наш соотечественник, Ю.Н Денисюк. В 1962 году он разработал метод съемки и воспроизведения голограмм, который применяется и по сей день. Ну а изобретателем голографического кино по праву можно считать Виктора Григорьевича Комара, который в течение тридцати лет был научным руководителем Института киностроительства. В России Комар мало известен, а вот на Западе... Статья об этом выдающемся деятеле включена в международное издание Who's Who in the World и в книгу "2000 интеллектуалов XXI столетия". В этих издании отмечены только те, кто внес весомый вклад в совершенствование современного общества.

Справедливости ради следует сказать, что впервые попытались сделать голографические съемки на пленку американцы в 1966 году. Однако родина голографического кино — все-таки Россия. Ведь американцам не удалось самого главного: воспроизвести голограмму так, чтобы она была доступна широкому зрителю. А Комар предложил идею "голографического экрана". Ведь если проецировать голограмму на обычный экран, она становится плоской. Но можно использовать не экран, а... зеркало. Тогда голограмма будет отражаться с учетом перспективы с сохранением третьего измерения.

Первый голографический фильм был показан публике в 1976 году в Москве на международном конгрессе кинотехнических ассоциаций УНИАТЕК. Иностранцы, которые присутствовали на этом показе, что называется, "выпали в осадок". Они пророчили проекту большое будущее. Да и отечественные режиссеры отнеслись к новинке на удивление благосклонно. Так, Тарковский, который в свое время утверждал, что цветной кинематограф никому не нужен, так как цвет не прибавляет драматизма, про объем высказался в совсем другом ключе: "Главнее всего — голография. Когда будет голографический кинематограф, вот это будет важнее, чем цвет".

Исследования продолжались, и в 1984 году команде Комара удалось создать цветной голографический фильм. Казалось бы, еще немного, и голография придет в массы. Однако началась перестройка, финансирование многих перспективных проектов, среди которых оказалось и голографическое кино, прекратилось. На сегодняшний день никаких работ в этом направлении в России не ведется.

Эстафетную палочку подхватили американцы. Не так давно ученые из Техасского университета разработали трехмерную голографическую видеосистему. В ней носителем изображения является не фотоэмульсионная пластинка, а сложное устройство, содержащее 800 тысяч микрозеркал размером 16 мкм каждое. Устройство способно синтезировать полноценную динамическую голограмму. К сожалению, пока что только черно-белую. Углы поворота каждого зеркала контролируются мощной графической станцией так, чтобы зеркало могло отразить любой из 256 оттенков серого. Однако качество полученной голограммы не очень высокое.

Ученые надеются в течение года в несколько раз уменьшить размер зеркал. Это позволит повысить качество голограммы и сделать ее цветной. А там, глядишь, и до массовых проектов дело дойдет.

Когда же голографическое кино придет в массы? По прогнозам ученых — лет через восемь-десять. Заметьте, что создатели WAVE и Heliodisplay собираются раскрутить свои проекты за два-три года...

Третье измерение третьим измерением, но кинематограф пока не задействовал еще одно из человеческих чувств — обоняние. А ведь многим фильмам "запаховое сопровождение" пошло бы на пользу. Представьте: показывают на экране тропические джунгли, а вы ощущаете запах листьев. Смотрите "Обитель зла" — и вдыхаете "аромат" разложившихся трупов. Запах может создать у зрителя эффект присутствия гораздо больший, чем использование ЗР-технологий.

Немецкий инженер Стефан Рейц понял, какие перспективы открываются перед "запаховым кино", и изобрел устройство Sniffman, дословно "Сопящий человек". Испытали устройство летом 2001 года в Германии, в одном из столичных кинотеатров. Первое кино с запаховым сопровождением называлось "Диета на один день". По сюжету, главный герой, чтобы победить в экзотическом конкурсе, должен был съесть 50 тортов. Sniffman, по размерам сравнимый с аудиоплейером, воспроизводил около сотни разнообразных кондитерских ароматов. А управлялся он вручную по радио оператором. Пробы прошли успешно, зрителям очень понравилось ощущать! запах во время просмотра. Теперь дело за малым! — раскрутить проект и объяснить режиссерам, что! помимо видео и звукового ряда, для фильмов нужно делать еще и "обонятельный" ряд.

Сколько пройдет времени до того момента,! как фильмы начнут пахнуть, спрогнозировать сложно. Возможно, два-три года, а возможно, и все двадцать лет. Одно можно сказать точно: в кинотеатрах будущего запахи будут играть не менее важную роль, чем звуки.

Так каким же все-таки будет кинотеатр будущего? Скорее всего, через несколько лет фильмы начнут пахнуть, а экраны станут воздушными. Тогда же, по-видимому, режиссеры бросят детские игры со стереографией и всерьез займутся топографическим кино. Ну а настоящая кинореволюция состоится не раньше, чем через десять лет, когда все режиссеры будут снимать топографическими камерами, а голографические проекторы станут достаточно дешевыми, чтобы любой кинотеатр смог их закупить.

Одного мы не учли, планируя кинозал будущего. Завтра может появиться совершенно новая технология, которая безжалостно расправится со всеми этими туманами, голограммами и пахнущими фильмами... Вам кажется это совсем уж фантастичным? Такое не раз бывало. Вспомните, как телефония "похоронила" телеграф, а компьютеры отправили на тот свет несколько разделов математики.

Но если такое и случится, то мы с вами ничего не потеряем. Ведь кино от этого станет лишь интересней, а его просмотр — более захватывающим.

Стырено отсюда

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я был в этом IMAX кинотеатре который на фотографии, именно такими я себе и представляю кинотеатры будущего. Будут круглые здания, впуклый экран по дуге, с разворотом на 130-150 градусов на всю ширину зрения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...