Перейти к содержимому

«Кодекс Бусидо»


Rasstrelli

Recommended Posts

Кодекс Бусидо, Ямамото Цунэтомо – скачать книгу fb2, epub, pdf на ЛитРес


Цитаты из книги

Безупречен и решителен тот человек, который обладает умением уходить от суеты.
 

Пока человек не достиг возраста сорока лет, лучше оставить размышления и преуспеть в действии. В зависимости от человека и его положения, даже если человеку исполнилось сорок, а он не прославился своими поступками, его не станут уважать.
 

Навлекая позор на другого человека, разве можно ожидать, что он станет лучше?
 

Способ победить других мне не ведом, однако как победить себя, мне известно. Всю свою жизнь совершенствуйся каждый день, оттачивай свое мастерство день ото дня, бесконечно.
 

Человек, который впадает в тоску, встречаясь с невзгодами, бесполезен.
 

В первую очередь, Путь самурая заключается в твоем неведении – никто не знает, что может произойти. Поэтому нужно днем и ночью обдумывать все возможности. Победы и поражения – дело непредвиденной силы обстоятельств. Существует иной способ избежать позора – смерть. Даже если ты уверен, что потерпишь поражение, – защищайся, ибо здесь не играют роли ни мудрость, ни умение. Подлинный самурай не думает о победе и поражении. Он без оглядки бросается навстречу неизбежному. Поступая так, ты пробудишься от сна.
 

Если хочешь что-то сказать, говори без промедления. Если решишь сказать позже, твои слова прозвучат так, будто ты оправдываешься. Более того, иногда нужно ошеломить собеседника своими словами. В дополнение к уместно сказанному слову ты одержишь еще одну победу – преподашь урок своему собеседнику. Так велит Путь.
 

Один человек сказал священнику Сюнгаку: «Традиции Секты Лотосовой Сутры плохи, потому как в ней принято запугивать людей». И тогда Сюнгаку верно заметил: «Именно это и делает их теми, кто они есть. Если бы их традиции были другими, то была бы уже совсем иная секта».
 

Правильно поступает тот, кто относится к миру, как к сновидению. Когда тебе снится кошмар, ты просыпаешься и говоришь себе, что это был всего лишь сон. Говорят, мир, в котором мы живем, ничем от этого не отличается.
 

Правильно поступает тот, кто относится к миру, как к сновидению. Когда тебе снится кошмар, ты просыпаешься и говоришь себе, что это был всего лишь сон. Говорят, мир, в котором мы живем, ничем от этого не отличается.
 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Попадая в беду или сложные обстоятельства, мало просто говорить, что вовсе этим не обеспокоен. Когда оказываешься в сложной ситуации, прими ее храбро и с поднятой головой. Преодолевая проблемы, ты последуешь поговорке «Чем больше воды, тем выше лодка».
 

Ты не сможешь определить, хороший перед тобой человек или плохой, по превратностям судьбы. Удача или невезение – удел рока. Людям свойственно совершать хорошие и плохие поступки. Расплата за добро и зло существует лишь в нравоучениях.
 

Будь верен мысли одного лишь мгновения и бойся отвлечений. Не рассеивай внимание ни на что иное, а живи, следуя одной мысли за другой.
 

Воин должен быть осторожен во всем и ненавидеть чье-либо превосходство хоть в чем-либо. Кроме того, если он небрежен в выборе слов, он может сказать: «Я трус», или: «В такую минуту я, должно быть, сбежал бы», или: «Какой ужас!», или: «Как больно». Нельзя выпускать такие мысли наружу – ни жестом, повинуясь внезапному порыву, ни даже разговаривая во сне. Если человек знающий слышит такие вещи, он сможет заглянуть в глубь сердца собеседника. Об этом необходимо помнить всегда.
 

Болезни и невзгоды становятся серьезными из-за нашего отношения к ним.
 

В Китае жил когда-то человек, которому нравились изображения драконов, и вся его одежда и мебель была украшена соответствующим образом. Его глубочайшее восхищение драконами привлекло внимание бога драконов, и однажды прямо перед окном этого человека появился настоящий дракон. Говорят, тот человек умер от страха. Должно быть, он был из тех людей, кто любит произносить громкие слова, но действует совсем иначе, когда сталкивается с реальностью.
 

Не нужно ждать все время смерти. Нужно считать, что ты уже мертв.
 

Сердце человека достойного пребывает в покое, и он не терпит спешки в своих делах. Человек невеликого достоинства беспокоен и к тому же постоянно навлекает на себя ссоры.
 

Осуждать дела других людей – большая ошибка. Однако и нахваливать их тоже неверно. В любом случае, лучше уделять внимание собственным способностям, предпринимать попытки решить свои дела и следить за своей речью.
 

До возраста сорока лет лучше копить силы. Развязный образ жизни лучше вести после пятидесяти.
 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В общем, пошлым считается тот человек, который разбирается во многих вещах сразу и о важных вещах имеет лишь поверхностное представление.
 

Безупречен и решителен тот человек, который обладает умением уходить от суеты.
 

Преодолевая проблемы, ты последуешь поговорке «Чем больше воды, тем выше лодка».
 

К делам великим следует относиться легко
 

Ты поступишь достойно, если постараешься помочь другому избавиться от дурных привычек. Человек должен уподобиться роющей осе. Говорят, что даже если усыновить дитя, и ты станешь постоянно обучать его, оно непременно во всем будет похоже на тебя.
 

Вначале намерение, после просвещение».
 

Ты должен быть осмотрительным и не произносить тех слов, которые грозят обернуться неприятностями для тебя. Когда люди попадают в неприятности, они тут же выходят из себя и всем все рассказывают, что не приводит ни к чему хорошему. В худшем из случаев ты можешь стать предметом сплетен, в лучшем – наживешь врагов по той причине, что сказал лишнего. Говорят, в такие дни лучше оставаться дома и размышлять о поэзии.
 

Господин Наосигэ сказал: «Путь самурая можно постичь через безумие. Десяток или даже больше людей не смогут одолеть такого человека. Здравый смысл никогда не сумеет совершить того, что может одержимый. На Пути не нужны ни верность, ни преданность, нужна лишь одержимость. Верность и преданность придут после».
 

Руки мужчины должны были быть омыты кровью. В наши дни это утратило смысл, споры заканчиваются битвой лишь на словах, а работы, к выполнению которой необходимо приложить усилия, стараются избегать. Я бы хотел, чтобы молодые люди осознавали это.
 

Если человек признает свои ошибки, вскоре исчезнут и последствия от этих ошибок.

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если, столкнувшись с неприятностями, человек смажет мочку уха слюной и глубоко выдохнет через нос, он легко одолеет все препятствия на своем пути. Средство это принадлежит к числу тайных приемов. Более того, если человеку в голову прилила кровь и он смажет слюной верхнюю часть уха, скоро он обретет душевное спокойствие.
 

Глупо считать, что тебе не достичь мастерства, виденного и слышанного тобою у мастеров. Все мастера – люди. И ты также человек. Если думаешь, что будешь в чем-то хуже, ты очень скоро окажешься на верном пути. Мастер Иттэй сказал: «Конфуций стал мудрецом, так как захотел стать ученым, когда еще был пятнадцати лет от роду, а не потому, что учился на старости лет». То же самое гласит буддистское изречение: «Вначале намерение, после просвещение».
 

Дитя самурая до́лжно воспитывать особым способом. С самого младенчества нужно поощрять в нем храбрость и препятствовать тому, чтобы ребенка запугивали и дразнили. Если человек познает трусость, будучи еще ребенком, она будет преследовать его всю жизнь. Родители неправы, когда пугают ребенка молнией, или не разрешают детям ходить в темные места, или рассказывают им страшные истории, чтобы те перестали плакать
 

Можно поучиться кое-чему у бури. Когда попадаешь под внезапный проливной дождь, ты пытаешься прикрыться, чтобы не промокнуть, и добежать как можно скорее до нужного места. Однако, пытаясь скрыться под карнизами крыш, ты все равно намокнешь. Когда ты решителен с самого начала, ты не растеряешься, хотя все равно промокнешь. Понимание этого даст тебе ключ к любой двери
 

Не существует ничего, кроме того, где пребывает твоя мысль именно в этот миг.
 

Можно поучиться кое-чему у бури. Когда попадаешь под внезапный проливной дождь, ты пытаешься прикрыться, чтобы не промокнуть, и добежать как можно скорее до нужного места. Однако, пытаясь скрыться под карнизами крыш, ты все равно намокнешь. Когда ты решителен с самого начала, ты не растеряешься, хотя все равно промокнешь. Понимание этого даст тебе ключ к любой двери.
 

Те, у кого лишь материальные интересы на сердце, не испытывают чувства долга. А не испытывая чувства долга, не знают они и чувства самоуважения.
 

Нет ничего важнее правила «не ходи туда, куда тебя не приглашали»
 

Кто знает мало, тот любит выставлять себя мудрецом. Здесь все дело в неопытности. Когда кто-то обладает немалыми познаниями, он не станет выставлять их напоказ, ибо является человеком благопристойным.
 

прямо сейчас» – это и есть «когда настанет время», а «когда настанет время» – это и есть «прямо сейчас».

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это изменит твой взгляд на жизнь! ФИЛОСОФИЯ БУСИДО! Кодекс Самурая!


Бусидо́ (путь воина) — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой.

 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кодекс чести воина — Бусидо

 

Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай.

 Родители — ствол дерева, дети — его ветви.
Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.

Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.

Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.

Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.

Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.

Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.

Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.

Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник.

 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Невероятная мудрость в правилах жизни воина. Кодекс самурая.

 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Бусидо — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность.

 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Путь самурая заключается в твоем неведении – никто не знает,

что может произойти

 

гениально сказано
т.е. всегда быть наготове ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 year later...
Фото Getty Images
О том, что такое философия бусидо и как современный человек может рассматривать кодекс чести самурая как свод принципов, позволяющих управлять собой, сохранять спокойствие ума, репутацию и преданность важным вещам, — рассказывает эксперт по герменевтике и критическому мышлению, популяризатор философии Дмитрий Скворцов

Как возникло бусидо?

Японское бусидо — неписаный кодекс воинов-самураев. Наряду с философией стоицизма или прагматизма, бусидо можно рассматривать как свод принципов, позволяющих управлять собой, — быть честным и верным, вежливым и скромным, готовым к самопожертвованию и заботящимся о хорошей репутации. В бусидо мы находим рекомендации для сохранения самоконтроля и мотивации — психологические качества, которые нужно поддерживать и развивать, важность постоянного роста, ценность искусства, сохранение преданности важным вещам в нашей жизни.

Сословие самураев появилось после того, как в 645 году 36-й император Японии Котоку (645-650) был возведен на престол в результате победы в борьбе за власть, которую необходимо было защищать. Слово «самурай» в японском словаре древнего языка переводится так: «служить великому человеку», «защищать хозяина». Самураи представляли собой сословие воинов — «буси», чье единственное предназначение заключалось в службе господину — «даймё» — и участию в войнах с другими феодалами. «Кодекс самурая» или «Будосёсинсю» («Путь воина для начинающих» в переводе с японского языка. — Forbes Life) был написан конфуцианским монахом XVII века, которого звали Тайра Шигесуке. Он был военным историком, сформулировавшим в тексте поучения для самураев, которые пять веков вырабатывали стандарты поведения японского воина. 

 Если разделить слово «бусидо» на слоги, то получится смысловая конструкция:

 

«бу» — «воин», в значении «останавливающий копье». Не «ударяющий копьем», а именно «останавливающий». Смысл в том, что человек обладает способностью быть сильнее оружия и любых инструментов, обладает над ними управляющей властью. В современном смысле это может означать быть стойким перед пороками и соблазнами, тебя окружающими.

«си» — мастерство, в значении социальной роли. Это то, что мы называем «профессионализм». Об этом емко написано в книге предшествовавшей «Бусидо» — «Хагакурэ», что в переводе означает «Скрытый под листьями»: «Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Всю жизнь изо дня в день отшлифовывать свое мастерство —это и есть Путь. Совершенствование не имеет конца».

 

«до» — путь, метод. Добавляется смысл развития, роста, перспектив самосовершенствования. Мир подвижен, в нем нет ничего статичного. Самурай рассматривает жизнь как некий духовный Путь, и чтобы его реализовать, необходимо проживать каждое мгновение жизни достойно, ибо никому не дано знать, в какой момент придется пожертвовать ею. 

Синтоизм, буддизм, конфуцианство: фундамент самурайской этики

Соединение трех блоков дает нам приблизительный образ самурая — человека, который следует в жизни принципам бусидо. Обратимся к фундаменту самурайской этики — из чего он состоит? Мораль самураев формировалась преимущественно на религиозной основе. Японский просветитель и писатель рубежа XIX-XX веков Нитобэ Инадзо называл в качестве основных источников бусидо три религиозные системы: синтоизм, буддизм и конфуцианство.

Синтоизм (что переводится как «путь богов») — это древние политеистические верования японцев, до 1945 года он был официальной национальной религией Японии, в основе которых лежит вера в магию, культ природы и культ божеств, считавшихся предками императорского дома. 

 

Влияние буддизма состоит в идее перевоплощения: каждый человек проживает бесчисленное количество жизней, пока не достигнет духовного освобождения. В прикладном значении идея выражается в том, что самурай помнит о смерти и использует этот образ для самосовершенствования. Каждый человек рано или поздно умрет, поэтому нужно жить так, чтобы состояние ума оставалось как можно более качественным и совершенным. Для этого надо следовать своим целям, быть честным, помогать людям — это влияет на спокойствие ума. «Жить, как будто ты уже мертв» — или, говоря иначе: «Каким ты будешь в последний день?».

От конфуцианства бусидо взяло учение о том, что из себя представляет нравственный человек. Согласно Конфуцию, существует пять добродетелей, которые позволяют человеку находиться в гармонии с природой и обществом:

  • Человеколюбие. Человек уподоблен образу дерева: оно укреплено в земле корнями, тянется к солнцу и при этом организует вокруг себя целую экосистему. Дает воздух, тень, пищу. Так же с человеком: он должен быть щедрым к другим людям.
  • Мудрость. Мало быть просто человеколюбивым, потому что иногда другие этим пользуются нам во вред. Или, наоборот, мы навязываем другим свои представления о том, как надо жить. Второе качество — способность понимать других людей, их мотивацию и образ жизни. Речь идет о критическом мышлении, способности грамотно коммуницировать с людьми и взаимодействовать с информацией.
  • Справедливость. Согласно конфуцианству, надо быть принципиальным человеком и понимать, что на «добро отвечают добром, а на зло — справедливостью». Это мораль и этика.
  •  
Изменено пользователем Rasstrelli

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Искренность. Это качество противоположно лицемерию: когда мы говорим одно, а думаем обратное, притворяемся и лжем. Конечно, очень трудно быть искренним в современном сложном мире. Однако, по Конфуцию, слишком большая разница между лицом и маской рано или поздно приведет к коррозии личности.
  • Соблюдение ритуалов. Само слово «ритуал» происходит от санскритского «рита» — «порядок». Каждый из нас совершает множество ритуалов: убирает постель, принимает душ и чистит зубы, гладит одежду и так далее. Все это нужно, чтобы поддерживать себя в порядке. Значение ритуалов огромно — это позволяет нам поддерживать порядок внешне и внутренне, не деградировать, а, напротив, двигаться вперед. И быть при этом хорошим человеком. Как сказал Конфуций: «Почтительность без Правил переходит в суетливость; осторожность без Правил переходит в трусость; смелость без Правил порождает смуту; прямота без Правил переходит в грубость». 

Идеи трех религиозных идей были воплощены в клятве, которую давал самурай:

«Я даю клятву исполнить четыре задачи:

1. Ни перед чем не отступать при выполнении долга.

 

2. Быть полезным своему владыке.

3. Быть почтительным к родителям.

4. Быть великим в милосердии».

Бусидо: почему служение необходимо?

На трактатах Конфуция как на «буквах закона» воспитывались самураи. Тем не менее слишком углубленный анализ интеллектуальных трудов не поощрялся у самураев: бытовало мнение, что худшее для воина — встать на путь философа. Самураи сравнивали философию с «подгнившим овощем, который нужно долго варить, прежде чем съесть». Человек, долго рассуждающий, не мог быть хорошим воином, которому необходимо действовать молниеносно, а тот, кто много рассуждает, утрачивает воинский дух и склонен к неуместным для воинам состояниям сомнения. 

 

Но философия самураями не обесценивалась: она высоко ценилась как интеллектуальное подручное средство. Вот почему бусидо — это не сборник теоретических размышлений, а методика постижения мудрости.

Поэтому учение бусидо хорошо понимает, как строится процесс обучения. Оно выделяет несколько этапов обучения. На первом человек учится, но этот процесс не приводит к значимым результатам. Это нужно «для общего развития». Второй этап — осознание своей некомпетентности и некомпетентности других людей. Это начало действительно эффективной учебы. Третий этап — осознание своей компетентности и некомпетентности других людей. Это уровень профессионализма. И, наконец, последний этап: «человек выглядит так, словно ничего не знает». Это уровень мастерства. Можно назвать это неосознанной компетентностью, или сформировавшимся навыком, не требующим постоянной корректировки. Например, мы плаваем в море или катаемся на велосипеде, с видимой легкостью выступаем публично или проводим собеседования, когда действительно умеем это делать очень хорошо. Однако кодекс самураев предполагает, что после четвертого есть еще более важный этап, когда человек понимает, что совершенствование навыка бесконечно и оно может переходить в разряд искусства.

«К важным делам следует относиться легко, к несущественным делам следует относиться серьезно»

Интерес к искусству среди самураев совершенно прикладной. Оно нужно для упорядочения ума: будь то каллиграфия, поэзия или театр. Смысл искусства состоит в создании совершенных форм — визуальных, словесных, пластических или драматических. Занимаясь искусством, человек привыкает вести себя точно, выверенно, образцово. Кроме того, любовь к искусству позволяет понять одну из ярких идей бусидо, относящихся к искусству жизни: «К важным делам следует относиться легко, к несущественным делам следует относиться серьезно».

Что это означает? К важным делам следует относиться легко: ведь обычно сложные проекты и решения вызывают у нас тревогу и напряжение именно из-за масштабов и обилия факторов, которые нужно учесть. Разве можно к важным решениям подходить легко? Вроде бы нет. Но если разобраться в том, что значит «легко», то мы увидим, что имеется в виду, что невозможно проглотить сразу слишком большой кусок. Любое важное дело состоит из множества мелких, каждое из которых по отдельности легкое. Поэтому вместо ступора перед большой задачей следует разделить ее на как можно большее количество шагов, которые мы сделать в состоянии, и двигаться по плану. Вопрос корректного целеполагания и детального анализа ситуации. Именно искусство и сила технологии в этой ситуации позволяет понять, что «не боги горшки обжигают», «глаза боятся, а руки делают» и «путь в тысячу ли начинается с первого шага».

 

Вторую часть высказывания — «к несущественным делам следует относиться серьезно» — можно интерпретировать так: жизнь состоит из мелочей, и даже в таком будничном действии, как заправка автомобиля или прогулка с собакой, можно найти источник размышлений и удовольствие. Об этом же говорят и современные фразы «лови момент» и «прошлое ушло, будущее не наступило, есть только настоящее». 

И если идеи обучения и самосовершенствования сегодня кажутся весьма современными, то краеугольная самурайская идея служения господину звучит старомодно и кажется совершенной архаикой. Как сказал Ямамото Цунэто-мо, вассал Набэсима Мицусигэ, третьего правителя земель Хидзэн: «Если нужно в нескольких словах выразить самое главное в жизни самурая, я скажу: душой и телом служи своему господину. Если же меня спросят, что еще важно для самурая, я отвечу: совершенствуй свой разум, будь человечным и проявляй смелость».

Но в этой системе человеческих отношений есть актуальная для современного человека идея — идея саморегуляции и самоподдержки. Оставим в стороне этические нормы старинного уклада жизни и обратимся к прикладной психологической стороне идеи служения. Вопрос поиска мотивации в нашей жизни — один из ключевых, и важно постоянно отыскивать для себя ее источники. Можем ли мы черпать мотивацию в самих себя? Чаще всего источники мотивации мы ищем снаружи — в рабочих задачах, семье, хобби, путешествиях, искусстве. Бусидо предполагает, что наилучшая техника мотивирования — верность наиболее важному и прекрасному в жизни. Функционально этому источнику соответствует понятие «мечта». Это образ, направленный на будущее и выражающий желания человека. Однако это не пустые мечтания, а образ, насыщенный деталями, эмоционально привлекательный, и, что самое важное, достаточно величественный, без полумер. При этом — достижимый, так чтобы можно было проложить к нему путь.

 

Система отношений «господин — самурай» приравнивалась к системе отношений «отец — сын»: то есть господин, по сути, становился «отцом» для самураев, которые выражают ему свою благодарность,— что обозначалось японским понятием «гири», возникшим еще в дофеодальной эпохе Японии, когда только складывалось самурайское сословие. Понятие «гири» — это чувство признательности человека по отношению к тем, кто занимает более высокое социальное положение. Как сын благодарит отца за свое рождение, так самурай благодарит господина за все, что у него в этой жизни есть, причем этой благодарности всегда будет недостаточно.

 

Понятие верности, включающей в себя принцип гири, до сих пор оказывают значительное влияния на повседневную жизнь и бытовую культуру современных японцев. В числе негативных следствий принципа верности и нравственного долга в современной Японии отмечается такое явление как «кароси» — смерть от переработки, когда японские служащие стараются сделать все возможное ради процветания своей компании и ее владельцев.

Но важно понимать, что верность самурая своему феодалу не должна была быть слепой: если господин требовал от самурая действий, противоречащих убеждению самурая, последний должен был убедить в своей правоте своего господина, чтобы тот не совершил поступок, который может его опорочить. Также самураю запрещалось лгать кому-либо — ложь накладывала на него несмываемое пятно позора. Говорить правду, даже неприятную и горькую, — в этом заключался долг вассала перед феодалом. Ведь самурай не мог допустить ситуации позора перед врагами.

 

Поэтому в философии бусидо высока роль стыда. Антрополог и автор книги «Хризантема и меч» Рут Бенедикт определяет стыд как ядро всей японской культуры, в том числе и сегодня. Фигура врага была воплощенной совестью самурая, которая всегда бодрствует и никогда не спит, поэтому самурай всегда помнит своих врагов. Чтобы защитить свою честь, самурай должен постоянно спрашивать себя: «Не опозорю ли я себя перед врагами? Не будут ли враги презирать меня?». Каждый самурай понимал: важно быть честным перед собой, чтобы не дать повод конкурентам одержать победу.

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

здравствуйте 

12 минуты назад, Rasstrelli сказал:

негативнoe следствиe принципа верности и нравственного долга в  Японии - «кароси» — смерть от переработки, когда японские служащие делают

все  ради процветания своей компании и ее владельцев

получается японец среднестатический

не за идею работает

а на человека ??

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...