Перейти к содержимому

Truffaldino from Karvansaray


Recommended Posts

Пашинян на императорском троне?

В последние дни в повестке российско-армянских отношений всплыл вопрос участия Армении в планируемых в ближайшее время мероприятиях в рамках ЕАЭС, ОДКБ и СНГ. Так, стало известно, что председательствующая в ЕАЭС Армения попросила провести саммит организации 25 декабря не в Ереване, как планировалось по протоколу, а в Санкт-Петербурге. Просьба армянской стороны была удовлетворена (об этом на брифинге объявил помощник президента РФ Юрий Ушаков), и ровно через месяц мы будем лицезреть Пашиняна восседающим в председательском кресле, не исключено, что в каком-нибудь дворце и зале, где когда-то проводили совещания Екатерина II, Александр I или Николай II.

 

Однако не всех в Армении воодушевила подобная перспектива. Воспользовавшись ситуацией, не преминул заявить о себе кочаряновский блок «Армения». «Уже второй саммит ЕАЭС не проходит в Армении в то время, когда она является председателем в этом году. Это проблема для репутации нашей страны», — заявил на брифинге представитель блока Артур Хачатрян. И здесь оппозиционер явно переусердствовал в своей лояльности России. Москва совершенно спокойно смотрит на капризы Еревана в этом вопросе. И действительно, зачем раздражать прозападную часть электората ради такой мелочи? Место проведения саммита большой роли не играет, и Россия достаточно зрелая держава, чтобы не быть падкой на такого рода дешевый символизм. Для нее гораздо важнее сам факт участия Армении.

Однако, если Армения по вполне меркантильным причинам (торговый оборот с Россией только в первом полугодии этого года вырос в два с половиной раза) никак не может манкировать собраниями экономического характера, то в вопросе участия во встречах в рамках ОДКБ вынуждена быть более категоричной. Так, стало известно, что Армения не примет участия в саммите ОДКБ в Астане 28 ноября.

 

Неправильно списывать такое поведение только на прозападный крен Пашиняна (хотя и это имеет место). Дело тут скорее, опять-таки, в нежелании возбуждать прозападный электорат, процент которого в Армении стабильно растет. Не секрет, что в Армении в принципе имеется раздражение этим военно-политическим блоком в силу того, что тот, дескать, не защитил страну в войне с Азербайджаном. И здесь уже не важно, что само ожидание было не вполне адекватным. Важно то, что любое ассоциирование Армении с этой структурой вызывает в этой стране негодование, а значит, может понизить рейтинг действующего премьера, который и так уже далек от парения в облаках.

57b2871a330f6b0b183fe8c5b7685f27.jpeg

Москва в этом вопросе также проявляет чуткость. Еще из заявлений Юрия Ушакова на брифинге: «Россия с уважением относится к самостоятельному курсу Армении, приостановившей деятельное участие в ОДКБ. Однако Ереван сохраняет членство в организации и все соответствующие права и обязанности, для него открыты двери всех мероприятий ОДКБ. Надеемся, армянские представители рано или поздно возобновят свое сотрудничество в рамках организации».

 

Вместе с тем упомянутый выше Артур Хачатрян и не думает униматься. «Членство в ОДКБ — это не курица в морозилке, которую можно заморозить, а потом разморозить», — заявил он. В данном случае пророссийский армянин поспешил показаться большим русским, чем сами русские, поскольку, как мы и отметили выше, Кремль вполне спокойно отнесся к заморозке участия Армении в ОДКБ. Это не удивительно, во-первых, по уже указанной выше причине — самой Москве гораздо выгоднее иметь дело с условно «многовекторным» Пашиняном, нежели с откровенно прозападными силами. А во-вторых, и это главное, военное присутствие России в Армении обеспечивается не ОДКБ, а двусторонними соглашениями, в том числе и о деятельности российской военной базы в Гюмри. Таким образом, ассоциация с замораживаемой и размораживаемой курицей на самом деле более-менее точно описывает суть отношений Армении с ОДКБ.

97ef81a5a8d83ef1973fcc7136ae224e.png

В этом контексте гораздо большего внимания заслуживает новость о том, что «в связи с неотложными рабочими вопросами глава СВР Армении Кристинне Григорян не принимала участия в состоявшемся вчера в Москве заседании Совещания руководителей органов безопасности и разведслужб стран-участниц СНГ», — сообщило ведомство армянским СМИ, добавив, что в заседании принял участие представитель службы, не назвав его имени. 

Вот это уже действительно более серьезный звоночек. Курирующий вопросы безопасности в Армении Армен Григорян считается прямым и бескомпромиссным ставленником Запада, что и проявляется в игнорировании им и подведомственных ему структур мероприятий и процессов в рамках СНГ. 

 

В итоге имеем следующее. Армения в экономическом отношении сильно привязана к России, а вот в вопросах безопасности западный спрут все сильнее и сильнее стягивает страну своими щупальцами. К чему приведет эта явная асимметрия? И главное — когда? Вот, пожалуй, основные вопросы, вытекающие из нынешней ситуации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 159
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Пашинян посчитал нецелесообразным проведение саммита ЕАЭС в Армении |  Caliber.Az

Пашинян посчитал нецелесообразным проведение саммита ЕАЭС в Армении

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что посчитал проведение саммита ЕАЭС в республике нецелесообразным, сообщает Интерфакс.

«Лично я посчитал нецелесообразным проведение мероприятия (саммит ЕАЭС - ИФ) в Республике Армения. Могу сказать почему. Потому что, к сожалению, и я об этом говорил публично, не все члены Высшего Евразийского экономического совета желательны в Армении», - сказал Пашинян в рамках «правительственного часа» в парламенте в среду.

На вопрос депутата, связано ли данное решение с принятием Арменией Римского статута, Пашинян заявил: «Когда мы ратифицировали Римский статут, то были в коммуникации с нашими коллегами в России. И мы им привели наш пример с США. А с США мы имеем двустороннее соглашение, которое подчеркивает некоторые особенности наших отношений в рамках Римского статута. Те же механизмы мы предложили Российской Федерации, но Россия по каким-то причинам не дала своего согласия».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...

«Перекресток мира» неактуален, популизм Пашиняна неистребим» 

 

Пашинян снова завел старую песню, слушать которую никому не интересно, — на заседании Евразийского межправительственного совета в Москве премьер-министр Армении вновь отметил важность проекта «Перекресток мира», который предполагает «создание и модернизацию целого ряда транспортно-коммуникационных путей». И в свете этого предложил «развивать транспортно-логистический потенциал ЕАЭС, где возможности государств-членов задействованы не в полном объеме». Налицо уже привычный популизм Пашиняна с абсолютно нежизнеспособным «Перекрестком мира». Тем более на фоне Зангезурского коридора, который в разы короче, быстрее и дешевле в реализации.

 

Налицо продолжение игры Армении на забалтывание разблокировки транспортных коммуникаций в регионе. Но что дальше? Как долго удастся Еревану тянуть время? Своей точкой зрения на эту тему с Caliber.Az поделились зарубежные эксперты.

2b47c04a3fe08675def62cbdd5397273.jpeg

По мнению доктора экономических наук, профессора СПбГУ Станислава Ткаченко, очевидно, что проект «Перекресток мира» премьер-министр Армении Никол Пашинян рассматривает как свой личный вклад в межгосударственные отношения на Южном Кавказе и во всей Западной Евразии. Не лишенный привлекательности «в теории», на практике он являет собой пример мертворожденной инициативы.

 

«Напомню, что главным «фирменным знаком» этой инициативы являются четыре принципа, основной смысл которых – пересмотреть зафиксированное в заявлении 10 ноября 2020 года согласие Армении на открытие транспортных путей в регионе Южного Кавказа. Еще одна его особенность – явное стремление Еревана заменить Россию в качестве гаранта исполнения этого соглашения на США и государства Западной Европы. Не случайно USAID выразило готовность разработать финансово-экономическое обоснование «Перекрестка мира», а государства ЕС активно предлагают свои услуги по его реализации, включившись в игру по повышению стоимости проекта.

 

Позиция России в отношении армянского проекта «Перекресток мира» крайне скептическая. В Москве исходят из того, что для восстановления движения людей и товаров по Зангезурскому коридору вовсе не обязательно «городить огород» из внерегиональных государств. Россия также считает, что заложенный в заявлении 10 ноября 2020 года механизм обеспечения безопасности движения по Зангезурскому коридору при ведущей роли ФСБ позволяет немедленно реализовать проект, а не откладывать его надолго в силу якобы неопределенности статуса таможенного и пограничного контроля на границе Азербайджана и Армении», - полагает С. Ткаченко.

По его словам, однако у России, как и у Азербайджана, имеется «план Б», который позволяет нейтрализовать усилия Армении по сохранению нынешнего состояния отношений Баку и Еревана, описываемого формулой «ни мира ни войны».

 

«Например, Москва в течение предыдущих двух лет резко активизировала строительство МТК «Север — Юг», обеспечивающего быстрый и дешевый транзит товаров между регионами Персидского залива и Ближнего Востока и европейской частью Российской Федерации. Также с полной нагрузкой работает маршрут через территорию Грузии и морской путь в Турцию. Поэтому особого экономического интереса России в Зангезурском коридоре сегодня не просматривается», — сказал Ткаченко.

06b3f8fdfc473b9e1a927bd304983725.jpeg

Как считает украинский экономист и политолог Александр Охрименко, подобные заявления премьер-министра Армении уже давно звучат как попытка привлечь внимание, не подкрепленная реальной перспективой. «Перекресток мира» неактуален, но популизм Пашиняна неистребим.

 

«Эксперты неоднократно указывали на неподходящие условия для реализации идеи «Перекрестка мира», включая экономическую несостоятельность и неэффективность маршрутов. Возникает закономерный вопрос: почему армянское руководство акцентирует внимание на проекте, который отторгается экспертным сообществом? Некоторые наблюдатели считают, что это элемент политической игры, позволяющий затягивать обсуждение реального разблокирования транспортных путей в регионе. Пашинян в очередной раз делает ставку на амбициозные, но спорные проекты, вместо того чтобы сосредоточиться на решениях, которые могли бы укрепить региональную стабильность и интеграцию», - заметил политолог. 

По его мнению, для стран ЕАЭС, нуждающихся в эффективной логистической сети, куда важнее реализация проектов, проверенных временем и поддержанных всеми сторонами. Вполне очевидно, что Зангезурский коридор, поддерживаемый Азербайджаном и Россией, выглядит куда более предпочтительным вариантом с точки зрения сроков, стоимости и практической пользы для региональной интеграции.  

 

«Вместо погони за громкими, но сомнительными проектами, армянскому руководству следовало бы сосредоточиться на достижении реальных договоренностей по разблокированию транспортных связей в регионе. Это могло бы стать существенным вкладом в укрепление региональной стабильности и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Страны ЕАЭС, заинтересованные в эффективной логистической инфраструктуре, нуждаются именно в таких решениях, а не в рекламных лозунгах», - подчеркнул А. Охрименко.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очередной сеанс лавирования Пашиняна 

 

Накануне премьер-министр Армении Никол Пашинян в интервью «Арменпресс» всячески пытался продемонстрировать искренность настроя на подписание мирного договора с Азербайджаном. В данной ипостаси он пробует себя не первый день. Смена роли, конечно же, произошла вынужденно и стала логическим следствием поражения Армении в 44-дневной войне.

 

При этом даже после этого военного фиаско, после подписания Пашиняном Трехстороннего заявления в ночь на 10 ноября 2020 года, мы неоднократно видели примеры откровенного лицемерия с его стороны. Если коротко, то со стороны Еревана продолжалась политическая, финансовая и военная поддержка карабахской хунты. Азербайджан один раз предупредил Армению о недопустимости таких выкрутасов, второй раз предупредил. В Ереване предпочли отрицать очевидное. В итоге в Карабахском регионе нашей страны была проведена однодневная антитеррористическая операция, по итогам которой были полностью восстановлены суверенитет и территориальная целостность Азербайджана. Только после этого мы увидели окончательный выбор Николом Пашиняном роли «голубя мира». В Баку за трансформацией Пашиняна отнеслись спокойно, предложив ему пройти очередной тест на искренность намерений.

 

Интервью Пашиняна «Арменпресс» как раз и было очередным таким тестом. Премьер-министр Армении, по сути, отвечал на тезисы президента Азербайджана Ильхама Алиева, прозвучавшие в рамках интервью генеральному директору Международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву. Напомню о том, что сказал глава нашего государства. Он указал на то, что мирный договор и одновременное вооружение Армении против нас – это два несопоставимых курса.

303f2ce6c0c8c0915717a5a97d205ba2.webp

И вот, Пашинян заявляет, что Армения не находится в состоянии гонки вооружений с какой-либо страной. «Мы приобретаем вооружение исключительно для защиты границ и территориальной целостности Армении, то есть с целью обороны, и наши цели прозрачны», — утверждает он. 

Пашинян также божится, что только оборонительными средствами организовать оборону невозможно. Мол, потому и покупает Армения наступательное оружие. Аргумент, прямо скажем, не убедительный. Особенно если вспомнить о том, что именно по приказу Пашиняна в ходе 44-дневной войны наносились ракетные удары по мирным азербайджанским городам, в результате чего погибли и получили ранения азербайджанские старики, женщины, дети.

Идем далее. Президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул важность неразмещения представителей других стран на армяно-азербайджанской границе. Он все более чем четко обосновал. Глава нашего государства напомнил, что в октябре 2022 года на четырехсторонней встрече было принято решение, что на армяно-азербайджанской границе сроком на два месяца будет размещена группа наблюдателей Евросоюза численностью в 40 человек.

 

Но что произошло потом? Срок деятельности этой миссии был продлен без согласования с Азербайджаном, а ее количество выросло до 200 человек. «Эта миссия плавно превратилась в миссию НАТО, поскольку туда подключились представители Канады», — справедливо заметил президент Азербайджана. Что на все это ответил Пашинян? Он предложил распространить положение о неразмещении сил третьих стран на демаркированных участках армяно-азербайджанской границы.

Получается, что отказываться от услуг шпионской миссии, сроки деятельности и численность которой не были согласованы с нашей страной, он не собирается. И это, мягко говоря, неконструктивный подход. Ибо речь идет о важности установления атмосферы взаимного доверия между странами. А как можно доверять тем, кто часто меняет свое мнение и принимает решения, не согласовывая их с тобой?!

Видимо, дабы создать видимость коннективизма, Пашинян принял требование Азербайджана о ликвидации Минской группы ОБСЕ. Тут, правда, возникает простой вопрос: зачем нужно было затягивать с принятием очевидного решения? Не исключаю, что данный момент Пашинян согласовал с Макроном. Это, если в целом, можно было бы считать положительным моментом, если бы в итоге мы не услышали от Никола Воваевича очередные словесные манипуляции по самому главному вопросу, мешающему подписанию мирного соглашения.

 

Речь идет про важность внесения изменений в Конституцию Армении. Потому что там, как справедливо подчеркнул глава нашего государства, существует ссылка на Декларацию независимости, которая, в свою очередь, содержит территориальные претензии к Азербайджану. «Где объявляется бывшая Нагорно-Карабахская автономная область частью Армении. Поэтому изменение конституции – это не наша прихоть, это просто объективные условия», — заявил президент Азербайджана в интервью Д. Киселеву.

Что мы услышали от Пашиняна? Он снова принялся «финтить ушами». Мол, Конституционный суд Армении в принятом 26 сентября 2024 года решении зафиксировал, что ссылка на Декларацию независимости в преамбуле Конституции относится исключительно к тем положениям декларации, которые получили свою буквальную фиксацию в статьях Конституции. И, подчеркнул Никол Воваевич, ни в одной статье Конституции РА нет прямого или косвенного упоминания Карабаха. 

ae3f65a055972ac2bad908984b42a420.webp

Тут важно напомнить, что в законодательстве Республики Армения существует процедура денонсации (аннулирования) тех или иных международных документов. То есть, наличие в Конституции Армении территориальных претензий к Азербайджану может послужить основанием для будущих властей сослаться на это и осудить мирное соглашение. Иными словами, отказываясь устранять главную проблему на пути подписания мирного договора, Пашинян доказывает свою неискренность и готовность создать почву для будущих конфликтов, вполне возможных, если новая армянская власть сочтет все подписанные их предшественниками договора, в том числе и мирный договор с Азербайджаном, не соответствующим законам Армении.

 

Кроме того, мы прекрасно помним, что именно заявил теперь уже бывший министр юстиции Армении Григор Минасян на заседании Конституционной комиссии. Он не принял предложение о внесении изменений в Конституцию и заявил, что Основной закон не будет меняться до 2027 года. Именно в этот год в Армении планируют провести конституционный референдум.  Есть ли гарантии, что по его итогам граждане Армении проголосуют за устранение тех моментов, что мешают подписанию мирного договора между Баку и Ереваном? Нет такой гарантии. В том числе и поэтому вся эта спешка руководства Армении с подписанием усеченного мирного договора без устранения самой главной проблемы выглядит, мягко говоря, неуместно. Впрочем, в Баку никто и никуда не торопится. Мы готовы к любому варианту развития событий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 months later...

Российский политолог: «Заявления Пашиняна по поводу отношений с Баку будут более осторожными»

neyjmakov-mixail.jpg

Премьер-министр Армении Никол Пашинян выступил с инициативой провести в стране референдум по принятию новой конституции. Следует напомнить, что довольно долгое время официальный Баку настаивал на внесении изменений в конституции Армении, так как в ее преамбуле содержались неприкрытые территориальные претензии к Азербайджану.

Наверняка, многих интересует вопрос: что побудило Пашиняна на этот шаг именно сейчас? Что, как сейчас модно говорить, стало триггером? На эти и другие вопросы в беседе с «Зеркало» ответил российский политический аналитик Михаил Нейжмаков.

 

— Никол Пашинян накануне заявил о необходимости новой конституции, так как все предыдущие референдумы, проведенные для принятия действующей и предыдущей конституций, «имеют проблемы с легитимностью».

 

Как известно, одним из условий Азербайджана на пути заключения мира было изменение преамбулы конституции Армении о претензиях на наши земли. Долгое время Пашинян затягивал с этим вопросом, но сегодня решился на этот шаг. Что изменилось, почему именно сейчас было принято такое решение?

— Можно отметить, например, что в ходе посещения Атлантического совета в Вашингтоне в начале февраля 2025 года Никол Пашинян отметил, что Ереван добился «огромного прогресса в мирном процессе с Азербайджаном», и надеется «завершить этот процесс как можно скорее».

То есть, сделал акцент не на проблемных аспектах, а на оптимистичных прогнозах по поводу мирного соглашения. Заявления премьера Армении о готовности форсировать переговорный процесс (что может привести и к каким-то дополнительным уступкам требованиям Баку) могут быть связаны с двумя факторами.

Внутриполитический — для Никола Пашиняна будет меньше рисков, если подписание такого документа пройдет в период, когда протестная активность в Армении минимальна, а активная подготовка к парламентской кампании-2026 еще не началась в полную силу.

При этом заключение соглашения, скорее всего, все равно станет поводом для уличных акций оппозиции Армении. Но премьеру страны объективно выгоднее, если тема успеет «перегореть» задолго до официального старта парламентской гонки.

 

Внешнеполитический — возможно, Никол Пашинян сейчас в меньшей степени рассчитывает, что США окажут активное давление на Баку в случае усиления напряженности между Азербайджаном и Арменией. Но стоит отметить, что уже упомянутое мною посещение премьером Армении Атлантического совета состоялось еще в начале его визита в США, в том числе, до его встречи с вице-президентом Джеймсом Вэнсом.

То есть, мнение, что сейчас важнее форсировать переговорный процесс, вероятно, сложилось у Никола Пашиняна еще до этого визита. Возвращение к теме изменений в конституцию Армении можно связать с тем же стремлением вернуться к активным переговорам с Баку.

— Вне всякого сомнения, предложение армянского премьера вызовет недовольство в армянском обществе. Как вы считаете, смогут ли так называемые реваншисты воспользоваться «удобным случаем» и попытаться прийти к власти?

— Конечно, чем активнее будет идти обсуждение темы новой конституции Армении, тем больше у оппозиции будет поводов для мобилизации сторонников.

Впрочем, глава Минюста Армении Србуи Галстян недавно заявила, что проект этого документа будет подготовлен до парламентских выборов 2026 года, а референдум по этому вопросу пройдет, скорее всего, уже после этой избирательной кампании.

Можно вспомнить, что предыдущий глава Минюста страны Григор Минасян в августе 2024 года отмечал, что такой референдум мог бы пройти в 2027 году.

Если референдум по проекту новой конституции Армении действительно состоится уже после парламентских выборов, влияние этой темы на ход парламентской кампании-2026 может быть и не таким значительным.

 

То есть, оппозиция будет периодически упоминать, что Никол Пашинян готов изменить конституцию «под давлением Баку и Анкары», но это будет мобилизующим фактором скорее для твердых сторонников оппозиционных сил, чем для более широкой аудитории. Однако парламентская кампания и помимо этого фактора будет серьезным вызовом для Никола Пашиняна и его партии «Гражданский договор».

— Сегодня Россия и США договариваются по украинскому вопросу, на фоне чего Европа пребывает в состоянии прострации.

Армения отвернулась от России, избрав европейский курс, но и Европе сейчас не до Еревана. Эта страна фактически оказалась в одиночестве, к тому же пребывает на обочине многочисленных региональных проектов. По-вашему, эти факторы каким-либо образом повлияли на намерение Пашиняна посредством изменения конституции наладить отношения с Азербайджаном не на словах, а на деле?

— Внешнеполитическая обстановка (включая внутренние процессы в США и ЕС) действительно могла дополнительно подтолкнуть Никола Пашиняна к форсированию переговорного процесса с Баку. При этом стоит учитывать, что на фоне сохраняющейся, а в чем-то даже усиливающейся напряженности между ведущими европейскими державами и Россией, представители ЕС (например, Франция) могут продолжить достаточно активную работу с Ереваном.

Конечно, в центре внимания того же Парижа сейчас будет находиться кризис вокруг Украины, включая вероятный поиск дополнительных ресурсов на оказание поддержки Киеву. Но, с другой стороны, различные инициативы по поддержке Армении (хотя бы ввиду размеров страны) и затрат от европейских держав потребуют не так много.

 

Можно предположить, что большую проблему в команде Никола Пашиняна могут видеть в разногласиях между США и европейскими державами, а также курсе Вашингтона по дистанцированию от вопросов, которые там пока не рассматриваются в качестве приоритетных.

В этих условиях в случае нового всплеска напряженности между Баку и Ереваном даже дипломатическое вмешательство западных держав в ситуацию было бы не особо скоординированным и, вероятно, не очень оперативным.

Вероятно, в ближайшее время официальные заявления со стороны правительства Никола Пашиняна по поводу отношений с Баку будут более осторожными, а переговорный процесс ждет активизация. Однако это не отменяет и поводов для разногласий между Азербайджаном и Арменией.

Скажем, Баку будет стремиться подтолкнуть Ереван к форсированию изменений в конституцию, а власти Армении, скорее, стараться оттянуть само проведение референдума и в принципе излишне не «перегревать» интерес внутренней аудитории к теме.

Автор: Фед Бакинский | 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 
Пашинян блокирует коридор в Турцию – правда всплыла

Никол Пашинян, премьер-министр Армении, в очередной раз решил предстать в амплуа «миротворца» и «конструктивного переговорщика». Глава правительства Армении заявил, что Ереван «готов» открыть аж три пограничных пункта на границе с Азербайджаном, что позволит азербайджанским грузовым и легковым автомобилям въезжать на территорию Армении и следовать в Нахчыван и Турцию, и это решение может быть принято правительством Армении «в течение одной-двух недель». Как уверял Пашинян, инфраструктура для въезда в Нахчыван также может быть подготовлена «довольно быстро».

Он уточнил, что грузовые автомобили «смогут въезжать на территорию Армении по маршруту Лачин — Корнидзор через КПП Корнидзор, затем следовать до армяно-турецкой границы и въезжать в Турцию через КПП Маргара». По словам Никола Воваевича, необходимая физическая инфраструктура для таких транзитных перевозок «уже готова», остаётся только официальное решение при согласии Баку и Анкары.

Возможно, по законам жанра, здесь требуется напомнить, что накануне Никол Пашинян посещал КПП «Маргара» на турецкой границе, пока ещё не действующий, и разглагольствовал уже об открытии границы с Турцией. Или даже вспомнить заявления МИД РФ о необходимости открытия коммуникаций.

 

Оставим в стороне, насколько реально рассчитывать на открытие границы Армении и Турции до того, как Армения гласно откажется от исторических и территориальных претензий к Турции. Отметим другое. Никол Пашинян никоим образом не обмолвился об открытии Зангезурского коридора — а это, напомним, подписанные обязательства Армении. Согласно Трёхстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года, Армения должна предоставить Азербайджану возможность транспортного сообщения между основной территорией и Нахчываном, причём безопасность здесь должны обеспечивать пограничники ФСБ России. Что вполне логично. Старая советская дорога в Нахчыван проходила вдоль границы с Ираном, сегодня эту границу по-прежнему охраняют российские «зелёные фуражки», здесь даже установлен режим пограничной зоны, знакомый по советским временам, и передача армянским пограничникам полного контроля над КПП мало что меняет. И самое главное, в силу существующих реалий безопасность дороги должна обеспечивать третья сторона.

 

Но вот открывать Зангезурский коридор Никол Пашинян не спешит. Вместо этого Азербайджану вновь предлагаются какие-то непонятные «альтернативные маршруты», где азербайджанским водителям придётся проезжать через всю территорию Армении без каких бы то ни было чётких гарантий безопасности. А полагаться в этом вопросе на добрую волю Еревана, увы, не получится. Особенно при том градусе антиазербайджанской и антитурецкой истерии, которые существуют в армянском обществе. Более того, речь идёт о дорогах, которые значительную часть года закрыты по погодным условиям.

Нетрудно догадаться, что такая «транспортная альтернатива», предложенная Пашиняном, не устроит азербайджанскую сторону, где настаивают на выполнении Арменией всех обязательств, под которыми подписался лично Пашинян – пусть и в тайном месте. И вряд ли в Ереване этого действительно не понимают. Но тогда… зачем вообще Пашинян озвучивает свои «альтернативные предложения»?

Ларчик открывается просто. Никол Воваевич предоставлять Азербайджану транспортный коридор в Нахчыван, а тем более в Турцию, не хочет. Но при этом брать на себя ответственность за отказ тоже не решается. И устраивает очередной сеанс, назовём вещи своими именами, политического мошенничества. То есть выдвигает альтернативное предложение, заранее зная, что принято оно не будет. Но при этом рассчитывает, что ответственность за неразблокированные до сих пор коммуникации будет нести уже Азербайджан. А вот Азербайджан, по расчётам Пашиняна, в ответ на этот псевдоконструктивизм Еревана весь «цивилизованный мир» обязательно «прогнёт» и заставит открыть дорогу через Нахчыван уже для Армении. Спасти, так сказать, её проект «Перекрёсток мира».

 

Но в реальности такое примитивное мошенничество просто не имеет шансов сработать. Во-первых, сегодня мировой общественности, мягко говоря, не до транспортных капризов Еревана. А во-вторых, тех, кто действительно «в теме», таким образом вряд ли удастся обмануть.

И если учесть, что у Азербайджана есть альтернативная дорога в Турцию через Грузию, есть «транспортные» договорённости с Ираном, а вот у Армении никакой альтернативы транзита через Азербайджан нет, то таким образом Пашинян наказывает собственную страну. Даже если он об этом подумать забыл.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...

Армения между обещаниями и действиями 

 

В мире восприняли согласие Армении на принятие условий Азербайджана по двум последним пунктам мирного договора как важный сигнал к установлению мира и порядка на Южном Кавказе — как устранение последнего препятствия на этом пути. Баку же в этом вопросе остаётся крайне рациональным.

К сожалению, не всё так гладко, как это видится издалека — мирные заявления Еревана не нейтрализуют негативную активность Армении. Ереван продолжает нападки на Баку на дипломатическом уровне, и фронт этих атак весьма обширен. Чего только стоит агрессивная деятельность армянского лобби в ЕС, включая подкуп европейских политиков и продвижение антиизербайджанской повестки. Серьёзное беспокойство вызывает и ускоренная милитаризация Армении, которая стремительно наращивает свой военный потенциал.

 

По мнению Баку, Армения должна создать демилитаризованную зону вдоль границы с Азербайджаном, внести изменения в конституцию, разблокировать транспортные коммуникации, открыть Зангезурский коридор, подготовить общество к миру и т. д.

Как оценивают действия Армении и её обещания в рамках мирного процесса азербайджанские и зарубежные политологи? Корреспондент Caliber.Az адресовал им соответствующий вопрос.

9bd3d86d9177f01d72c44375b394ab23.jpeg

Фархад Мамедов, глава Центра исследований Южного Кавказа, считает, что подписание мирного договора возможно только после выполнения нескольких ключевых условий.

«Скепсис Баку вполне понятен. Во-первых, согласование текста договора уже снимает с повестки две темы — участие третьих сторон на границе и взаимные международные иски. Но они будут применяться только после того, как стороны подпишут договор.

Во-вторых, армянская сторона заявляет о готовности подписать договор немедленно и обсуждает место и время подписания. В то же время Баку считает это недостаточным и выдвигает два дополнительных условия: роспуск Минской группы ОБСЕ и внесение изменений в Конституцию Армении, что, в свою очередь, подразумевает проведение референдума по принятию новой редакции.

Роспуск Минской группы ОБСЕ теоретически возможен до конца года на саммите министров иностранных дел ОБСЕ, но для этого необходимо активное участие армянской дипломатии. МИД Армении должен продемонстрировать готовность работать по этому направлению. Референдум необходим для устранения территориальных претензий к Азербайджану в законодательстве Армении. Пашинян уже анонсировал его проведение, но детали — формат, сроки, содержание конституционных изменений — пока не обнародованы, что оставляет неопределённость в позициях армянской стороны.

Хотя согласование текста мирного договора — это важный шаг, остаются процедурные вопросы. На данный момент отсутствует эскалация на границе, продолжаются переговоры по различным направлениям, включая вопросы делимитации границ и пропавших без вести — это хороший задел для дальнейшей работы. При этом Баку не намерен автоматически удовлетворять выдвигаемые армянской стороной пожелания. С азербайджанской точки зрения, подписание договора станет возможным только после референдума, поскольку он продемонстрирует отношение армянского общества к мирному процессу. Итоги парламентских выборов в Армении также могут показать отношение избирателей к этому вопросу, поскольку политические партии выразят свои позиции по взаимодействию с Азербайджаном», — подчеркнул Ф. Мамедов.

62634b826e66849ecf708a152ed205af.webp

По мнению Руслана Айсина, российского политолога, главного редактора портала «Поистине», недоверие Азербайджана вполне обосновано, поскольку армянское руководство неоднократно обещало выполнить взятые на себя обязательства, но фактически продолжает затягивать процесс. Речь идёт о подписании соответствующих документов, разблокировке Зангезурского коридора и начале процесса внесения изменений в Конституцию Армении, направленных на устранение территориальных претензий к Азербайджану.

 

«На практике мы наблюдаем, что Пашинян и его правительство систематически уклоняются от выполнения большинства обещаний, создавая лишь иллюзию готовности к действиям. Вместо конкретных шагов мы видим манипуляции, политическую риторику и своего рода «дымовую завесу», за которой реальные обязательства не реализуются. Кроме того, Армения пытается усидеть на нескольких стульях, одновременно заигрывая как с западными странами, так и с Россией. Такая стратегия направлена на затягивание времени и попытки использовать внешние факторы для давления на Азербайджан.

 

Использование колебаний позиции крупных игроков в отношении процессов на Южном Кавказе — одна из главных ставок в игре Армении. В этих играх она прибегает к различным провокационным манёврам, что только усложняет переговорный процесс. Тем не менее, любому терпению приходит конец. Официальный Баку уже предъявил обоснованные требования, подкреплённые чёткими аргументами. Азербайджан требует от Армении конкретных действий, подписанных документов, гарантий выполнения обязательств и реальных шагов по их реализации.

Понятно и стремление Еревана как можно скорее подписать мирный договор, активные призывы к Баку, создание образа миротворца — всё это необходимо для укрепления позиции Армении на международной арене. Заключение мирного договора с Баку, безусловно, поднимет политический рейтинг Пашиняна за рубежом и внутри страны, а также может повлиять на результаты внеочередных парламентских выборов.

Если Армения продолжит заниматься популизмом и уклоняться от выполнения договорённостей, затягивая процесс, Азербайджан может перейти к более решительным действиям. Такой сценарий нежелателен, но, если процесс будет искусственно тормозиться, у Баку может не остаться иного выбора. В нынешних условиях Ереван пытается маневрировать, избегая чётких обязательств, но это не может продолжаться бесконечно», — резюмировал Р. Айсин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пашинян распорядился восстановить отношения с Россией

Премьер-министр Армении Никол Пашинян на фоне последних геополитических изменений дал поручение госструктурам восстановить межведомственное взаимодействие с российскими коллегами и активизировать участие в совместных мероприятиях.

Как сообщает газета Hraparak, Пашинян принял приглашение президента России Владимира Путина и 9 мая посетит Москву на торжествах по случаю 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В армянском руководстве с ожиданием относятся к предстоящему визиту, полагая, что встреча с российским лидером может прояснить дальнейшую судьбу власти Пашиняна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

                                                     Труффальдино фото 11 из 12 в галерее на - 24СМИ

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 weeks later...

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что в новой Конституции страны не должно быть упоминания Декларации о независимости, в которой содержатся территориальные претензии к Азербайджану.

По его словам, вопрос будущего Основного закона должен решаться народом, а доводы «за» и «против» — представлять политические силы и их лидеры.

Глава правительства также отметил, что «Карабахское движение» в Армении не получит продолжения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Телодвижения варчапета, или Армянские тряски на тему конституции

Кто-то воскликнет: «Аллилуйя!», прочитав новости из страны парадоксов. Другие скажут: «Не может быть! Тут есть подвох!» и тоже будут правы. Так, премьер-министр Армении Никол Пашинян после потрясающегося в прямом смысле этого слова выступления в парламенте минувшим днем, организовав основательную встряску в своей окладистой туше, выдал раздражающую хайские уши информацию.

Органы слуха армян, конечно, принимали много чего досадного и едкого для барабанных перепонок в последнее время, но пришел момент увеличить объемы нарастающей тревожной информации.

Варчапет, который частенько говорит, что берет на себя ответственность за политические шаги, нервирующие агрессивно настроенные круги в Армении, как будто вновь гневит местных реваншистов и самоуверенных вольнодумцев. Пашинян заявил, что в новой конституции страны не должно быть упоминания декларации о независимости, в которой содержатся территориальные претензии к Азербайджану.

По его словам, текст декларации вовсе не о существовании независимого государства, а наоборот. Исходя из этого, он считает, что в новой конституции не должно быть ссылки на документ.

«Могу сказать, что, на мой взгляд, в тексте новой конституции не должно быть ссылки на декларацию о независимости. Но решать должен народ Армении. Конечно, доводы «за» и «против» должны представлять политические силы и их лидеры. Это моя политическая позиция», — заявил глава армянского правительства.

При этом для смягчения острой боли у армян он добавил, что Конституционный суд Армении установил, что в конституции республики нет территориальных претензий к Азербайджану или какой-либо другой стране. Правда, в Армении до сих пор не нашлось человека, который внятно смог бы объяснить прошлое многолетнее присутствие своих военных на азербайджанской территории, и почему тогда никто не додумался заглянуть в основной закон Армении… А сейчас мы видим, как наши «миролюбивые» соседи энергично рассуждают о законности и правовых составляющих.

 

Но даже если армянин высказывает кажущиеся на первый взгляд адекватные мысли, значит, стоит немного напрячься, поскольку расширение армянского сознания имеет свои древние пределы и не выходит за рамки хайкого восприятия реальности.

Вот, к примеру, заявления Пашиняна о том, что не стоит ссылаться на декларацию и сразу же после этого упоминания о решении Конституционного суда видятся весьма сомнительной перспективой с точки зрения готовности к миру.

Пустив в ход видимость эдакого политического недоразумения, Пашинян пытается всеми способами дезориентировать участников процесса вместо того, чтобы вести конструктивный диалог.

По словам варчапета всея Армении, в Ереване усмотрели территориальные претензии к себе в конституции Азербайджана.

«Но мы не поднимаем этот вопрос, поскольку в проекте соглашения о мире и установлении межгосударственных отношений между Арменией и Азербайджаном есть необходимые формулировки, которые решают этот вопрос. А значит, если мы примем, что позиция Азербайджана, связанная с нашей конституцией – это не предлог, а искренняя обеспокоенность, то наиболее эффективным способом развеять ее является именно подписание соглашения».

Выходит, что Пашинян словно опытная цыганка, пытается затуманить сознание и внушить мысль о том, что можно прийти к миру и без изменений в конституцию Армении.

То есть, чтобы увидеть очевидное в своем основном законе, армяне должны заседать в Конституционном суде, скорчив серьезные физиономии, а в конституции Азербайджана зоркие хаи углядели территориальные претензии. Эта зрительная, слуховая и другая избирательность – чисто армянская черта, активирующаяся при попытке создания многосложности при вполне бесхитростном раскладе.

 

Лишенные здравого смысла инициативы армянского премьера – ничто иное, чем очередная попытка ввести в заблуждение и усыпить политическую бдительность. Но не тут-то было. Пусть Пашинян покрывает толстым слоем пудры мозги других несведущих в хайской сущности личностей, а в Азербайджане давно есть эксперты высшей категории, которые без труда умело распознают элементы армянской политической эквилибристики. Исходя из изложенного, Пашиняну пора бы прекратить бесполезные манипулятивные трюки, и сменить причудливые телодвижения адекватной линией поведения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 weeks later...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

«Конфетная обёртка» армянского реваншизма 

 

15 мая в Тиране, накануне 6-го саммита Европейского политического сообщества, премьер-министр Армении Никол Пашинян в интервью азербайджанскому общественному телевидению вновь сделал ряд провокационных заявлений, касающихся территориальных претензий, зафиксированных в Конституции Армении, а также роли Минской группы.

14e5e9e9386c8404e9d7888e720a53bd.webp

МИД Азербайджана оперативно отрегировал на очередной словесный поток Пашиняна, указав на очевидные противоречия. Как отметил пресс-секретарь Министерства иностранных дел Азербайджана Айхан Гаджизаде, для армянской стороны выражение поддержки территориальной целостности в международных договорах не имеет никакого значения, и это неоспоримый факт.

889e34ad3eb22eb91685b72c5c78758e.jpeg

«Чтобы убедиться в этом, уместно напомнить о процессе присоединения Армении к Алматинской декларации и о том, как грубо она нарушила это соглашение. Всем известно о существовании действующих законодательных актов, направленных против признания Карабаха частью Азербайджана», — отметил А. Гаджизаде.

Какова точка зрения на эти заявления в других странах и какие впечатления вызвали слова армянского премьера? Корреспондент Caliber.Az попросил зарубежных экспертов дать свою оценку новым инсинуациям Пашиняна.

2aab7b3ba42f188be0c4389e541a984d.webp

Немецкий эксперт Евгений Кудряц полагает, что в интервью Пашиняна, данном 15 мая азербайджанскому Общественному телевидению в Албании, МИД Азербайджана выявил суть проблемы — премьер-министр Армении Никол Пашинян вновь попытался ввести в заблуждение международную общественность.

«Речь шла о вопросах, связанных с территориальными претензиями, отражённых в Конституции Армении, а также о судьбе Минской группы, но и в этот раз премьер Пашинян начал уходить от конкретных заявлений.

Пашинян сослался на положение Конституции Армении, якобы утверждающее приоритет международных договоров. Он упомянул статью 5, согласно которой международные обязательства, ратифицированные Арменией, якобы имеют приоритет.

Однако это заявление некорректно: сама статья не даёт оснований утверждать, что Армения готова отказаться от положений своей конституции, включая упоминания об азербайджанском Карабахе, что противоречит принципу территориальной целостности Азербайджана.

bee57281ffb89b88a4564bd60c1d8630.webp

Что касается Минской группы — попытки Армении игнорировать или противостоять её официальному роспуску также идут вразрез с текущей политической реальностью и позицией Азербайджана. Мы видим, что премьер-министр избегает чётких ответов на прямые вопросы, демонстрируя уклончивость в важных аспектах мирного урегулирования.

Кроме того, как я уже неоднократно подчёркивал, из Конституции Армении необходимо исключить любые ссылки на Карабах. Это критически важно для достижения подлинного и устойчивого мира между странами. Пока же мы не видим решимости в армянском руководстве: несмотря на заявления о возможном референдуме по изменению конституции в следующем году, ни сроков, ни текста будущих изменений представлено не было.

Все эти факты указывают на отсутствие у Никола Пашиняна реального желания ускорить процесс заключения мирного договора. Очевидно, что в Азербайджане готовы к справедливому и устойчивому миру, но такие заявления и действия со стороны Армении этому не способствуют», — отметил Е. Кудряц.

55d6c11c3db4f90a945358184ebc270d.webp

Казахстанский политолог Азат Ахметов замечает, что очень многое в поведении Еревана доказывает, что Армения имеет явный прицел на военный реванш. А мирные инициативы — это нечто сверху, как конфетная обертка, что скрывает под собой весьма горькую пилюлю.

«Последние заявления Пашиняна доказывают, что он так или иначе демонстрирует желание не вносить изменений в Конституцию Армении. В интервью азербайджанскому журналисту Пашинян даже и не пытался это скрывать — все тезисы совершенно старые, до боли знакомые. Мы снова слышим рассуждения о некой особой правовой силе, которой якобы обладают международные договоры над договорами внутригосударственными.

Но дело в том, что сама Армения не придерживается такого подхода в своей политике. Элементарно — почему же тогда Армения не стала исполнять четыре резолюции СБ ООН об освобождении от оккупации территории азербайджанского Карабаха? Почему Ереван тянул более 30 лет и делал вид, что это его не касается?

А точку ставит тот факт, что Армения продолжает активно вооружаться, и где гарантия тогда, что завтра Армения снова не начнет войну, отказавшись от всех своих обязательств и заявлений?», — резюмировал А. Ахметов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...

Тикающий таймер Пашиняна 

 

В своем выступлении на проходящей сегодня международной конференции Yerevan Dialogue 2025 премьер-министр Армении Никол Пашинян озвучил неожиданное, можно даже сказать сенсационное, заявление относительно армянской конституции. Он, в частности, сказал, что лично инициирует изменения в основной закон Армении, если Конституционный суд (КС) не одобрит мирное соглашение с Азербайджаном. «Мы должны направить соглашение в Конституционный суд. Тут нет выбора. Если Конституционный суд решит, что соглашение не соответствует законам Армении, то моя личная позиция заключается в том, что я инициирую внесение изменений в конституцию, поскольку считаю, что возможность заключения мира нельзя упускать», — сказал Никол Пашинян.

 

Это свежее и полное решительности заявление армянского премьера можно было бы расценить как положительный сигнал, сулящий определенные надежды на подписание мирного договора в обозримом будущем. Однако вероятность такой перспективы представляется весьма сомнительной, прежде всего из-за непоследовательной политики официального Еревана, особенно на фоне нескончаемых спекуляций вокруг армянской конституции. Периодически озвучиваемые заявления армянских властей о якобы готовности к миру с Азербайджаном не внушают доверия по причине расхождения их слов с действиями. С другой стороны, очевидно, что армянское руководство откровенно заигралось и противоречит само себе. Достаточно вспомнить в этой связи высказывания Никола Пашиняна относительно армянской конституции, которые он озвучил в столице Албании – Тиране, отвечая на вопросы азербайджанского корреспондента.

«У нас пока нет проекта по новой конституции, но мы проанализировали нашу конституцию, мы знаем вопросы, которые поднимает Азербайджан, и очевидно, что и де-юре, согласно решению нашего Конституционного суда, в нашей действующей конституции нет никаких территориальных претензий к нашим соседям. Это уже юридически констатированный факт, и это очень важно», - сказал тогда Никол Пашинян, поддержав пресловутое решение КС Армении от 26 сентября 2024 года.

5474865839cdd31041e047b50c652d8a.webp

Отметим, что в нем говорилось о том, что «ссылка на Декларацию независимости в преамбуле конституции относится исключительно к тем положениям декларации, которые закреплены в статьях конституции». 

Иными словами, Пашинян один в один повторил заявления главы КС Армении Армана Диланяна, озвученные им в апреле текущего года в интервью радиостанции «Свобода», о том, что, дескать, основной закон Армении не содержит территориальных претензий не только к Азербайджану, но и к какой-либо другой стране, и даже назвал обвинения Баку «ложными».

Парадокс, но в том же апреле Никол Пашинян заявил, что в новой конституции Армении не должно быть ссылки на Декларацию о независимости, и даже утверждал, что положения декларации о независимости, лежащей в основе действующей конституции, угрожают Армении войной. 

Манипулятивную игру армянских властей подтверждает и следующий факт. Несмотря на то, что в Армении ведется работа над проектом новой конституции, в окружении премьера не дают четкого ответа на главный вопрос — будет ли в основном документе страны зафиксирован отказ Армении от претензий на Карабах. 

Помимо заявлений вокруг армянской конституции, на Yerevan Dialogue 2025 Пашинян в очередной раз говорил о приверженности Армении миру, заверив, что никакой войны между его страной и Азербайджаном не будет.

«И я верю, дамы и господа, что, несмотря на все споры, все провокации и так далее, никакой войны между Арменией и Азербайджаном не будет. Будет мир, и это кажется мне в высшей степени очевидным», — заявил он.

Однако, как мы уже отмечали выше, учитывая непоследовательную политику Еревана возникает резонный вопрос: «Получат ли все эти громкие заявления Никола Пашиняна практическое воплощение в жизнь, или эта очередная игра на публику, рассчитанная на то, чтобы ввести в заблуждение международное сообщество?»

 

Пожалуй, сегодня ответ на него лежит на поверхности. Из-за бесконечной череды лживых обещаний Еревана о готовности к миру у Баку есть веские основания не доверять пафосным заявлениям армянских властей. Азербайджан ждет от Армении конкретных действий по выполнению двух ключевых условий своей мирной повестки. На данный момент армянская сторона ни на йоту не продвинулась вперед ни по одному из двух требований Баку. Более того, пока конституционная дилемма и вопрос роспуска пресловутой МГ ОБСЕ провисают в воздухе, в Ереване продолжается активная милитаризация, а ВС Армении регулярно обстреливают позиции Азербайджана на условной границе. Но, видимо, все эти критические нюансы не мешают Пашиняну и его команде разглагольствовать о готовности Армении к миру с Азербайджаном. Принимая во внимание все эти факты, сомневаться в отнюдь не мирных подходах Еревана не приходится. Заявления Пашиняна – всего лишь переливание из пустого в порожнее, что в большей степени обусловлено отсутствием должной политической воли у армянского руководства. 

Здесь отметим также, что новые заявления премьера относительно того, что войны не будет и что он сам лично изменит конституцию, вписываются в логику инициированной им в апреле прошлого года концепции «реальной» Армении, согласно которой Карабах - это территория Азербайджана. Напомним, что в июне 2024 года Никол Пашинян, выступая в парламенте, заявил, что Карабах должен быть частью Азербайджана, подчеркнув, что в армянском обществе была неправильно понята «концепция самоопределения и статуса Карабаха». Вслед за этим в сентябре того же года армянский лидер, в очередной раз затронув эту тему на Втором всемирном армянском саммите, сообщил, что официальный Ереван принял концепцию «реальной» Армении как необходимое условие для продолжения существования государственности.

b4d4c09e6f3de0aa2929afc50bff7a33.webp

Однако дальше слов дело не пошло. Последующие шаги армянских властей показали, что их громкие заявления о принадлежности Карабаха Азербайджану носят декларативный характер и не подкреплены соответствующими шагами и действиями. Педалируя концепцию «реальной» Армении, официальный Ереван на самом деле топчется на месте, что соответственно тормозит подписание мирного соглашения. При этом Пашинян прекрасно понимает, что без внесения должных поправок в армянскую конституцию мирный договор Армении не светит. 

На это очень четко указывают и слова президента Азербайджана Ильхама Алиева, которые глава государства озвучил на совместной пресс-конференции с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном: «Армения рано или поздно будет вынуждена принять требования Азербайджана». Это - однозначный месседж Армении о том, что манипуляции армянских властей вокруг мирного договора закончатся полным провалом, настало время для принятия трезвого политического решения.

А тем временем в Баку уже отреагировали на сегодняшние заявления Никола Пашиняна. «Для устойчивого мира Армения должна внести изменения в свою Конституцию для устранения в ней территориальных претензий и безоговорочно поддержать роспуск Минской группы. Условия, выдвигаемые Азербайджаном, представляют собой легитимные шаги, направленные на обеспечение регионального мира и стабильности», — говорится, в частности, в комментарии МИД АР.

Сдержит ли армянский премьер свои обещания на этот раз, юридически закрепив отказ от претензий на азербайджанские территории в конституции РА, или вновь увильнет от реальных действий, покажет время. Но ему стоит помнить, что таймер для него уже включен...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армянская конституционная дилемма: игра слов или реальный поворот к миру?

Армянская конституционная дилемма: игра слов или реальный поворот к миру?

На конференции Yerevan Dialogue 2025 премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал заявление, вызвавшее широкий резонанс как внутри страны, так и за ее пределами.

По словам главы правительства, он лично инициирует изменения в Конституцию Армении, если Конституционный суд (КС) сочтет мирное соглашение с Азербайджаном несоответствующим основному закону. «Если КС решит, что соглашение нарушает положения Конституции, я инициирую ее изменение. Упустить возможность мира мы не можем», — подчеркнул Пашинян.

 

На первый взгляд, столь категоричная позиция может быть воспринята как решительный шаг к окончательному урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Однако на практике заявления армянского лидера уже не раз оказывались вразрез с действиями Еревана. И в случае с Конституцией ситуация также далека от однозначности.

Еще недавно в ответ на вопрос азербайджанского журналиста на конференции в Тиране Пашинян уверял, что в текущей Конституции Армении «де-юре» отсутствуют какие-либо территориальные притязания. Это заявление было подкреплено ссылкой на решение КС от 26 сентября 2024 года, в котором отмечалось, что преамбула Основного закона и содержащаяся в ней отсылка к Декларации независимости действуют лишь в той части, которая закреплена в самих статьях Конституции.

Таким образом, официальный Ереван пытался юридически нейтрализовать претензии Азербайджана к тексту армянской Конституции. Однако, фактически решение суда косвенно подтверждает их наличие: просто речь идет о том, что эта часть преамбулы, якобы, не действует.

Буквально в том же месяце Пашинян выступил с тезисом о том, что сама Декларация независимости, на которой базируется конституционный текст, потенциально может быть источником войны. В этом контексте он призвал к пересмотру Основного закона и отказу от декларативных формулировок.

Парадокс очевиден: с одной стороны, руководство Армении настаивает на том, что в действующей Конституции нет территориальных претензий; с другой — говорит о необходимости исключить отсылки к документу, трактуемому как источник таких претензий.

Не добавляет ясности и отсутствие внятной позиции по ключевому вопросу — будет ли новая редакция Конституции содержать прямой отказ от притязаний на нагорную часть Карабаха. Несмотря на то, что работа над проектом продолжается, конкретики от армянских властей по этому поводу нет. Между тем именно этот пункт является принципиальным для Баку, который неоднократно подчеркивал: без конституционных гарантий отказа от территориальных претензий мира не будет.

В Баку также отмечают, что Армения до сих пор не поддержала идею роспуска Минской группы ОБСЕ — покойника, которому не выписано свидетельство о смерти. Это еще одно условие, выдвигаемое Азербайджаном в рамках своей мирной повестки. Вместо этого, по данным азербайджанской стороны, в Армении продолжается процесс милитаризации, сопровождаемый периодическими обстрелами азербайджанских позиций.

Слова Пашиняна о готовности к миру вряд ли можно назвать новыми. Он и ранее говорил о необходимости реалистичной внешнеполитической повестки и принятии концепции «реальной Армении», в рамках которой признается принадлежность Карабаха Азербайджану. Эти заявления звучали на парламентской трибуне в июне 2024 года, а затем были повторены на Всемирном армянском саммите в сентябре того же года. Однако дальше деклараций дело, по мнению наблюдателей, пока не пошло.

Сегодня армянское общество и международные партнеры внимательно наблюдают за тем, воплотятся ли слова Пашиняна в конкретные шаги. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в недавнем заявлении дал понять, что терпение Баку не безгранично: «Армения рано или поздно будет вынуждена принять требования Азербайджана».

Международное сообщество, прежде всего посредники в лице ЕС и США, призывают к сдержанности и диалогу. Но очевидно, что в эпицентре армяно-азербайджанского диалога находится не столько повестка дня мирных переговоров, сколько текст Конституции Армении — документ, от которого зависит легитимность любых будущих соглашений.

На фоне этого заявления главы армянского правительства о том, что «никакой войны между Арменией и Азербайджаном не будет», звучат как политический манифест, призванный смягчить восприятие реальной стагнации переговорного процесса.

В ближайшие месяцы будет ясно, станет ли нынешняя риторика Пашиняна поворотной точкой в процессе мирного урегулирования или останется очередным заявлением, не подкрепленным политической волей. Азербайджан уже четко сформулировал свои ожидания: изменения в Конституции и отказ от спорных формулировок. Вопрос теперь в том, готов ли Ереван пойти до конца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нереальная Армения Пашиняна 

 

Официальный Ереван с прошлого года начал продвигать в массы концепцию «реальной Армении». Напомним, в апреле 2024 года Пашинян заявил о несовместимости «реальной и исторической» Армении, отметив, что они создают серьезнейшие угрозы одна для другой. Позднее, в июне 2024 года, Никол Пашинян в контексте вышеуказанной, с позволения сказать, национальной доктрины заявил в армянском парламенте, что Карабах должен быть частью Азербайджана, подчеркнув, что в армянском обществе была неправильно понята «концепция самоопределения и статуса Карабаха». 

«Клерикально-феодальная элита Армении обманула, ввела в заблуждение народ Армении по поводу Карабаха, чтобы захватить и удержать власть. Это вся правда о Карабахе», – сказал Пашинян. 

 

В сентябре прошлого года на Втором всемирном армянском саммите премьер сообщил, что официальный Ереван принял концепцию «реальной Армении» как необходимое условие для продолжения существования государственности. «Нашему народу не нужно более искать родину, наша Родина найдена, сегодня мы более независимы, чем когда-либо, Республика Армения с международно признанной территорией в 29 743 квадратных километра является отражением не потерь нашего народа, а его достижений», – сказал Пашинян. 

Таким образом, основополагающий тезис «реальной Армении» заключался в том, что Карабах – это Азербайджан, а международно признанная территория Армении составляет 29 тысяч 743 квадратных километра. 

29e5e3eab4096024e8acaee2c5e5f1d1.jpeg

Однако сделанное во вторник заявление армянского премьера, озвученное им в рамках концепции «реальной Армении», свело на нет все сказанное до этого. Так, выступая перед студентами и преподавателями Ереванского государственного университета, он заявил: «В результате 44-дневной войны мы потеряли часть Родины, но обрели государство – более суверенное и более независимое». То есть, армянский премьер практически дезавуировал свои же собственные слова о том, что Карабах – это территория Азербайджана, и, переобувшись на ходу, в пылу «политического творчества» внес коррективы в концепцию «реальная Армения», превратив ее в нереальную.

Все это позволяет сделать вывод, что, озвучивая такого рода провокационные вбросы, официальный Ереван преследует три цели. 

 

Первая: избежать внесения соответствующих поправок в Конституцию Армении с тем, чтобы сохранить территориальные притязания к Азербайджану. Из чего следует, что в Ереване не намерены юридически закрепить отсутствие претензий на Карабах.

Вторая: подобными заявлениями армянские власти внушают молодому поколению с неокрепшей психикой мысль о том, что «Карабах – это Армения», культивируя таким образом реваншистские настроения. И все это вкупе с набирающей обороты гонкой вооружения дает веское право утверждать, что Ереван не готов следовать мирной повестке Баку и отнюдь не жаждет установления долгосрочной стабильности в регионе, что бы там ни заявляли официальные лица Армении.

5474865839cdd31041e047b50c652d8a.webp

Третья: армянское руководство пытается ввести международное сообщество в заблуждение так же, как оно это делало ранее, изображая из себя невинных жертв, несправедливо лишенных «исторической родины». 

Однако при этом, дабы сохранить лицо перед мировой общественностью, официальный Ереван продолжает громогласно вещать о том, что, мол, войны с Азербайджаном не будет. В этой связи уместно напомнить, что именно в таком полном оптимизма ключе выступил на днях и сам Никол Пашинян на мероприятии по случаю Дня первой республики.

 

«Мир и безопасность станут долговечными спутниками Армении. Войны не будет, будет мир», — заявил премьер, не преминув отметить, что Армения, дескать, преодолела этап потерь и вступила в многообещающую историческую эру достижений. 

Совершенно не понятно, какую именно «эру достижений» имел в виду армянский премьер. Пока в Армении наблюдается совершенно иная ситуация – экономические показатели демонстрируют стабильный спад, а в своем стремлении угодить и нашим, и вашим официальный Ереван, похоже, лишил страну всех ее покровителей. И армянское лицемерие в деле подписания договора о мире с Азербайджаном ситуацию отнюдь не улучшает.

Так что, какие бы пропагандистские вбросы ни делал Пашинян в расчете на повышение своего рейтинга в свете грядущих выборов, это вряд ли ему поможет. Ведь электорат в Армении – это обычные люди, которым нужна стабильность и уверенность в завтрашнем дне, а ни первого, ни второго действующая сегодня в этой республике власть гарантировать им не в состоянии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...

Тревожный сценарий для Пашиняна 

Премьер-министр Армении Никол Пашинян на встрече с армянскими СМИ подтвердил свой визит в Турцию, который состоится уже завтра, 20 июня. В свою очередь, армянское информационное агентство 24news со ссылкой на диписточники обнародовало некоторые детали визита, в частности, то, что Никол Пашинян якобы намерен обсудить с Эрдоганом вопрос подписания мирного договора с Азербайджаном или другого аналогичного документа. Приводится даже вероятное место подписания — Вашингтон или ОАЭ. 

 

Так каковы же цели визита премьер-министра Армении в Турцию? Какие интересы Еревана планирует продавить в Анкаре Пашинян? Корреспондент Caliber.Az адресовал эти вопросы турецкому и израильскому политологам.  

8a0003c2d8858eb55b4b7f157b6229a8.webp

Так, по мнению турецкого политолога Керима Хаса, этот визит — отражение результатов достаточно сложного и затяжного процесса нормализации отношений между Турцией и Арменией, который, как известно, идет уже определенное время.

«Напомню, что Пашинян уже посещал Турцию после президентских выборов 2023 года, когда Эрдоган вновь был переизбран. Тогда он принял участие в соответствующих мероприятиях, хотя официальных переговоров на высшем уровне в тот момент не проводилось, несмотря на обсуждение ряда вопросов. Сейчас мы видим, что, хотя до сих пор не открыта граница и не восстановлены полноформатные дипломатические отношения, тем не менее, политические контакты между Анкарой и Ереваном укрепляются. Например, недавно Пашинян лично позвонил Эрдогану и поздравил его и турецкий народ с праздником Гурбан. Это, на мой взгляд, говорит о растущей интенсивности двусторонних контактов и постепенной нормализации отношений.

 

Во-вторых, Армения, как мне кажется, уже осознала, что в вопросах безопасности на данный момент она не может заменить Россию западными странами. У Пашиняна пока нет железобетонных гарантий безопасности от Запада на случай, если РФ по требованию Еревана выведет свои военные базы, или если Армения официально покинет ОДКБ. То есть, несмотря на то что армянское руководство продолжает усилия по укреплению связей с западными партнерами, реальных гарантий безопасности у Еревана на этот счет нет. Даже Украина их не получила — и это тоже важный фактор», — подчеркнул политолог. 

В силу этого, армянские власти, осознав отсутствие полной поддержки со стороны Запада, начали делать ставку на нормализацию отношений с ближайшими соседями, в первую очередь с Азербайджаном и Турцией. 

«Фактически, хотя и с опозданием, Пашинян выполняет те условия, которые в свое время озвучил президент Азербайджана Ильхам Алиев для подписания мирного соглашения. Однако армянский премьер стремится преподнести эти шаги как результат собственного стратегического выбора, а не как следствие давления со стороны Азербайджана или Турции. В этом смысле Ереван требует некой свободы выбора. 

8983241b8d50b0715ecdcddb5cfa557f.jpeg

Это — попытка показать, что внешнеполитический курс Армении самостоятельный и осознанный. В условиях меняющегося регионального баланса и слабости традиционных гарантов безопасности — России и Ирана — армянские власти, на мой взгляд, стремятся минимизировать риски, ускоряя процесс нормализации с Турцией.

 

Также думаю, что Ереван рассматривает Турцию как возможного посредника, который в перспективе мог бы поспособствовать заключению мирного договора с Азербайджаном. Кроме того, Пашинян, вероятно, хочет, чтобы армяно-турецкий и армяно-азербайджанский переговорные треки в будущем объединились в единый процесс.

Есть и третий важный контекст — ирано-израильский конфликт, который, на мой взгляд, тоже оказал влияние на окончательное решение о визите, хотя он и был согласован с турецкой стороной еще до начала военных действий между Израилем и Ираном. Визит Пашиняна был анонсирован официально буквально недавно, и это вполне может быть связано с обострившейся ситуацией. Возможно, в Ереване считают, что Азербайджан может воспользоваться ослаблением позиций ИРИ, неким вакуумом ее влияния в регионе и предпринять шаги по реализации проекта Зангезурского коридора в Сюникском регионе (Зангезур – прим.ред.) Армении», — сказал политолог. 

 

Как отметил Хас, все эти факторы — ослабление внешней поддержки Ирана, усиление Турции, военный потенциал Азербайджана, отсутствие безопасности — формируют для армянского руководства достаточно тревожный сценарий.

«Пашинян, судя по всему, стремится минимизировать угрозы через дипломатические каналы, и визит в Турцию как раз отражает эту стратегию. По сути, Анкара — единственный региональный актор, способный активно проектировать свою геополитику на Южный Кавказ. И армянское руководство, осознавая новую конфигурацию сил, хочет чувствовать себя более защищенно в этой реальности, в том числе и за счет сближения с Турцией», — резюмировал Керим Хас. 

d1dddbc078f5bfdfd7a5b873f888bc8e.jpeg

Израильский эксперт, кандидат политических наук, редактор сайта Aziznews.com Юрий Бочаров считает, что премьер-министр Армении Никол Пашинян едет в Турцию не с позиции силы, а с отчаянной надеждой на получение хоть каких-то внешнеполитических гарантий, которые могли бы хоть как-то стабилизировать его хрупкую власть внутри страны.

По слова Бочарова, Армения переживает глубокий кризис доверия: согласно последним соцопросам, правительство Пашиняна поддерживает менее 15% населения, в то время как армянская церковь пользуется практически полным доверием. Это вынуждает Пашиняна делать ставку не на внутреннюю легитимность, а на внешнеполитические маневры, в том числе и за счет уступок.

«По сути, визит в Анкару — это дипломатическая попытка смягчить жесткие требования Азербайджана, связанные с территориальными вопросами, признанием границ и запуском региональных коммуникаций. 

Пашинян также рассчитывает, что Турция сможет «продавить» вариант мирного договора, который формально не будет выглядеть как капитуляция, но будет принят Баку. Однако формат подписания — Вашингтон или ОАЭ — говорит о том, что Ереван предпочел бы максимально дистанцироваться от Москвы, при этом не разрывая нитей с Западом», — отметил политолог. 

Все эти попытки, по его мнению, скорее жест политического выживания, чем стратегическая инициатива. Армения идет на переговоры, чтобы не оказаться в полной изоляции, но на условиях, которые диктует не она. 

Кроме того, визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Турцию 19 июня предшествует встрече Эрдогана с Пашиняном отнюдь не случайно. Это — четкий сигнал: никакие шаги Анкары в отношениях с Ереваном не предпринимаются без полного согласования с Баку.  

 

«Турция — надежный союзник, не просто учитывающий интересы Азербайджана, а формирующий общую региональную стратегию совместно с ним. В ходе встречи Эрдоган — Алиев, без сомнения, будут зафиксированы четкие красные линии: никакой «полу-капитуляции», никаких двусмысленных формулировок в мирном соглашении, только прямое признание территориальной целостности Азербайджана и отказ от претензий, закрепленных в армянской конституции. Если это невозможно — как признал Пашинян — то, как минимум, должны быть гарантии: коммуникации по азербайджанским условиям, ликвидация карабахского нарратива и постепенный вывод российских военных с территории Армении.

Алиев демонстрирует стратегическую инициативу, уверенность и лидерство в регионе. Фактически, он уже не ведет переговоры — он диктует правила новой региональной архитектуры, в которой Армения имеет право на участие только в том случае, если откажется от своей иллюзии особой роли», — заключил Ю.Бочаров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...