Ледокол Опубликовано: 24 сентября, 2023 Жалоба Share Опубликовано: 24 сентября, 2023 В поисках истины. Расим Бабаев. Живопись, графика 15 апреля 2014 года в Центре «Эрмитаж-Казань» музея-заповедника «Казанский Кремль» состоялось открытие выставки «В поисках истины. Расим Бабаев. Живопись, графика». Фото №262328. Из серии азербайджанских сказок 1994 Расим Ганифа оглы Бабаев (1927-2007) 1949 г.- окончил Азербайджанское государственное художественное училище имени Азима Азим-заде; 1955 г. - окончил Московский художественный институт им. Сурикова; к 1964 году - член СХ Азербайджана и СХ СССР; с 1964г. - заслуженный художник Азербайджана. Работы Расима Бабаева хранятся в: Союзе художников Азербайджана (г. Баку, Азербайджан), Художественном Фонде Азербайджана (г.Баку, Азербайджан), Азербайджанском Государственном Музее Изобразительного искусства им. Р.Мустафаева (г.Баку, Азербайджан), Союзе художников России (г.Москва, Россия), Государственной Третьяковской Галерее (г.Москва, Россия), Государственном Музее Искусства Народов Востока (г.Москва, Россия), Государственном Русском Музее (г.Санкт-Петербург, Россия), Музее Искусств (г.Комсомольск-на-Амуре, Россия), Галерее «De France» (г.Париж, Франция), Галерее «KAJ FORSBLOM» (г.Хельсинки, Финляндия), фонде Марджани, семье художника и в частных коллекциях. Фото №262431. Автопортрет. 2005 г.Холст, акрил Собрание семьи художника Фото №262418. Див в аду. 1999 г.Холст, акрил Собрание семьи художника Фото №262340. Дракон. 2003 г.Холст, акрил Коллекция Фонда Марджани Выставка «В поисках истины. Расим Бабаев. Живопись, графика» уже побывала в Государственном музее Востока (Москва). Осенью этого года произведения художника будут представлены в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Сегодня открытие выставки в Центре «Эрмитаж-Казань». Фото №262310. Верблюд. 1990-е гг.Пластиковая бумага, акрил Собрание семьи художника Цитата Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ледокол Опубликовано: 24 сентября, 2023 Автор Жалоба Share Опубликовано: 24 сентября, 2023 (изменено) Сказочный мир Расима Бабаева В Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной реки Невы в Мраморном дворце Русского музея открылась выставка народного художника Азербайджана, виднейшего представителя "апшеронской школы" Расима Бабаева. На многих картинах мастера перед зрителем предстают фантастические персонажи – дивы и драконы, волшебные птицы, караваны разукрашенных верблюдов, восточные красавицы, простоватые старички и сказочные бабушки, прародители человеческого рода Адам и Ева. На выставке представлено около 80 живописных и графических работ из собрания семьи художника и коллекции Фонда Марджани. "Проведение выставки азербайджанского художника в Русском музее в Петербурге радует. Расим Бабаев был замечательным художником, замечательным человеком. Он ушел из этой жизни, но остались его картины, его произведения. Осталось его необычное мышление, его необычное видение мира, которое он отображал в своих Изменено 24 сентября, 2023 пользователем Ледокол Цитата Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ледокол Опубликовано: 24 сентября, 2023 Автор Жалоба Share Опубликовано: 24 сентября, 2023 Rasim Babayev День рождения: 31.12.1927 года Место рождения: Баку, Азербайджан Дата смерти: 24.04.2007 года Место смерти: Баку, Азербайджан Возраст: 79 лет Цитата Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ледокол Опубликовано: 24 сентября, 2023 Автор Жалоба Share Опубликовано: 24 сентября, 2023 Рассматривая картины Расима Бабаева, действительно попадаешь в другое измерение… В Русском музее проходит выставка Расима Бабаева, лидера почти неизвестной в России «апшеронской школы», который сумел решить задачу шагаловского масштаба — стать современным не «вообще художником», а азербайджанским художником. Как сообщает AZE.az, выставка Расима Бабаева (1927-2007) в Русском музее невелика, но это большое событие, пишет «Ъ». Он был одним из главных художников Азербайджана последней трети XX века — не в казенно-искусствоведческой всесоюзной иерархии, но в подлинной, внутренней и некогда неофициальной истории национального искусства, он был негласным лидером почти неизвестной у нас "апшеронской школы". Такие гости в постсоветской России редки. Небольшая ретроспектива подготовлена бакинским фондом Гейдара Алиева и московским фондом Марджани: представлено около 80 работ, в основном — из собрания семьи покойного художника. Большинство сделано в 1970-е и позднее, когда из графика Расим Бабаев превратился в живописца, "нового дикого" сказочника. Напротив входа на выставку повешена картина Виктора Попкова "Художник" из коллекции Русского музея, единственный его вклад в экспозицию. Это не абстрактный "вообще художник" — это портрет молодого Расима Бабаева, портретист и его модель были знакомы еще по Суриковке. "Художник" вышел на пленэр, стоит с планшетом, возможно, на берегу моря — у его ног собрались чайки, и, не замечая их, он продолжает что-то рисовать, возвышенный и сосредоточенный, сам похожий на птицу. Портрет сделан в 1969 году в духе "сурового стиля", вернее — в белесоватом аскетичном колорите Таира Салахова. Должно быть, тогда, глядя из Москвы, казалось, что коль скоро Таир Салахов сделался первым художником Азербайджанской ССР, то и всем прочим, особенно таким же коренным бакинцам, надлежит на него равняться. И в собственном искусстве, и даже внешним видом стремиться к идеалу советской творческой интеллигенции, сформулированному в салаховском "Портрете композитора Кара Караева". Забавно сравнивать "Художника" с двумя автопортретами Расима Бабаева середины 2000-х. И в разнузданной акриловой живописи, и в залихватском рисунке тушью проступает совсем другой темперамент — ребячливый старец, насмешливый мудрец, Молла Насреддин, Диоген в домашнем халате (или без) и тапочках, что плевать хотел на "суровый стиль" и шлет привет мировому экспрессионизму. Трансавангарду, "новым диким", группе "13", фовистам, группе "Мост" — и отдельно Эмилю Нольде. Ранних, графического периода работ Расима Бабаева привезено мало — всего две линогравюры середины 1960-х. "Верблюды" и "Старый город", они рифмуются друг с другом, могучие горбы — с могучими башнями Ичери шехер, так что верблюды походят на крепости, а зажатый между горами и морем старый Баку — на корабль пустыни. И в этих рифмах есть что-то глубоко несоветское, что-то, что в 1955-м, когда Расим Бабаев заканчивал Суриковский институт в Москве, комиссия, так и не давшая ему диплома, определила — за неимением более точных терминов — как "формализм". Позднее он получит звание заслуженного художника республики, однако запоздалый диплом принять откажется. С идеологической точки зрения определение, конечно, было правильным. На выставке, к сожалению, есть лишь одна абстракция "Земля, пропитанная нефтью" из цикла начала 1970-х: внешнее сходство этого хаоса штрихов и брызг с "живописью действия" Джексона Поллока, внутреннее сродство этих битумно-земельных пигментов с "почвенной" живописью Ансельма Кифера — тлетворное влияние Запада было налицо. Но его самого, кажется, не устраивало это западничество, этот ориентализм во всех его проявлениях, будь то Анри Матисс, Эмиль Нольде или Александр Тышлер, он сам искал пути из плена чужой, советской по содержанию и европейской по форме школы. Искал до преклонных лет, когда, попав в Китай, увлекся китайской каллиграфией и начал тушью рисовать бакинских стариков и своих вечных дивов. И это был концептуальный ход — ведь дальневосточный привой и азербайджанский подвой однажды уже дали прекрасный гибрид, тебризскую школу миниатюры. Он ставил перед собой задачу шагаловского масштаба — стать современным не "вообще художником", а азербайджанским художником, и он как будто бы решил ее. Перебирал возможные источники: петроглифы Гобустана, тюркские письмена ("Письмена" его прекрасно уживаются с одухотворенным цветом Василия Кандинского), арабскую вязь, миниатюры Тебриза, росписи шекинского дворца. И нашел решение там же, где и Марк Шагал,— в народной фантастике. Из-под земли, пропитанной нефтью и изрыгающей пламя, явились дивы — рогаты, стоглавы и стозевны, добродушны и коварны, одержимы и страстны. Дивы, по которым Расима Бабаева узнают, как Шагала — по летающим любовникам и скрипачам на крышах. В позднезастойные и перестроечные годы эта прорвавшаяся в его живопись дионисийская мифологическая стихия официально оформлялась по ведомству "сказок народов Востока" — спасительный термин "формализм" поистерся, культурный климат менялся в сторону потепления. Впрочем, почему дионисийская — зороастрийская, авестийская, ведь дивам и их вредоносным спутникам, драконам, неизменно противопоставляются ангелы и прочие небесные существа, жар-птицы и верблюды, огнедышащие, как земля Апшерона. Искусствоведы даже находят зороастрийство в формальной структуре бабаевских работ, часто построенных на контрасте — белого и черного, пятна и линии. Не будем настаивать на авестийском вельфлинианстве, не будем настаивать и на гармоническом балансе бинарных оппозиций — все же дивов в этом сказочном мире куда больше, чем ангельских сил. А главное, они — спящие и бодрствующие, пакостничающие и мечтательные, в аду и в раю, в радости и горе ("Раненый див" — это, верно, ответ "Демону поверженному" Михаила Врубеля) — живее и соблазнительнее. Художник говорил, что дивы для него — олицетворения людских пороков, но всепоглощающий порок, похоже, один — сладострастие. Не только плотское, хотя див, появляющийся на самодельной ширме между Адамом и Евой, а также его многочисленные коллеги готовы свидетельствовать об обратном. Сладострастие и ненасытность дара, когда все, бумага, холсты, тарелки, ширмы, скульптурки из папье-маше, стены и двери мастерской в "Доме художников" на проспекте Строителей, фасад этого дома — дай ему волю, расписал бы всю семиэтажку — заполняется образами. Нельзя сказать, что это был окончательный разрыв с действительностью и уход в мир фантазий: эхом Карабаха и "черного января" отозвались "Беженцы", фигурки женщин-сороконожек, закутанных в ковер и с тюком-пропеллером на голове, что семенят из рисунка в рисунок с начала 1990-х. Их можно принять за иллюстрацию к рассказу Рея Брэдбери "И все-таки наш", где люди попадают в другое измерение. Они действительно попадают в другое измерение — измерение живой и плодоносящей мифологии. http://aze.az/images/newsimages/650_rasim_babaev_vistavka_moskva_1.jpg http://aze.az/images/newsimages/650_rasim_babaev_vistavka_moskva_2.jpg http://aze.az/images/newsimages/650_rasim_babaev_vistavka_moskva_3.jpg Цитата Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ледокол Опубликовано: 24 сентября, 2023 Автор Жалоба Share Опубликовано: 24 сентября, 2023 (изменено) В Нью-Йорке открылась выставка народного художника Азербайджана Расима Бабаева В Нью-Йорке, в Манхеттенском выставочном салоне "MC", состоялось открытие выставки народного художника Азербайджана Расима Бабаева. Как сообщил Trend Life заслуженный художник Исмаил Мамедов, на экспозиции было представлено 25 графических работ, полных экспрессии и насыщенных цветовых гамм. Выставка будет открыта до 15 ноября. Расим Бабаев являлся одним из патриархов азербайджанской национальной художественной школы, он был представителем советского андеграунда. Работы известного художника хранятся не только в азербайджанских музеях и частных коллекциях, но и в Союзе художников России, Государственной Третьяковской галерее, Музее искусств народов Востока, Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Галерее "De France" Парижа, Галерее "KAJ FORSBLOM" Хельсинки и т.д. Его картины выставлялись на международных выставках во Франции, США, Германии, Турции, Финляндии и других стран. Связаться с автором статьи можно по адресу: life@trend.az . Изменено 24 сентября, 2023 пользователем Ледокол Цитата Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ледокол Опубликовано: 24 сентября, 2023 Автор Жалоба Share Опубликовано: 24 сентября, 2023 (изменено) РОССИЙСКИЕ СМИ О ТОМ, ПОЧЕМУ НЕБОЛЬШАЯ ВЫСТАВКА РАСИМА БАБАЕВА – ЭТО БОЛЬШОЕ СОБЫТИЕ В Русском музее проходит выставка Расима Бабаева, лидера "апшеронской школы", который сумел решить задачу шагаловского масштаба - стать современным не "вообще художником", а азербайджанским художником. Выставка Расима Бабаева (1927-2007) в Русском музее невелика, но это большое событие. Он был одним из главных художников Азербайджана последней трети XX века - не в казенно-искусствоведческой всесоюзной иерархии, но в подлинной, внутренней и некогда неофициальной истории национального искусства, он был негласным лидером почти неизвестной у нас "апшеронской школы". Такие гости в постсоветской России редки. Небольшая ретроспектива подготовлена бакинским Фондом Гейдара Алиева и московским фондом Марджани: представлено около 80 работ, в основном - из собрания семьи покойного художника. Большинство сделано в 1970-е и позднее, когда из графика Расим Бабаев превратился в живописца, "нового дикого" сказочника. Напротив входа на выставку повешена картина Виктора Попкова "Художник" из коллекции Русского музея, единственный его вклад в экспозицию. Это не абстрактный "вообще художник" - это портрет молодого Расима Бабаева, портретист и его модель были знакомы еще по Суриковке. "Художник" вышел на пленэр, стоит с планшетом, возможно, на берегу моря - у его ног собрались чайки, и, не замечая их, он продолжает что-то рисовать, возвышенный и сосредоточенный, сам похожий на птицу. Портрет сделан в 1969 году в духе "сурового стиля", вернее - в белесоватом аскетичном колорите Таира Салахова. Должно быть, тогда, глядя из Москвы, казалось, что коль скоро Таир Салахов сделался первым художником Азербайджанской ССР, то и всем прочим, особенно таким же коренным бакинцам, надлежит на него равняться. И в собственном искусстве, и даже внешним видом стремиться к идеалу советской творческой интеллигенции, сформулированному в салаховском "Портрете композитора Кара Караева". Забавно сравнивать "Художника" с двумя автопортретами Расима Бабаева середины 2000-х. И в разнузданной акриловой живописи, и в залихватском рисунке тушью проступает совсем другой темперамент - ребячливый старец, насмешливый мудрец, Молла Насреддин, Диоген в домашнем халате (или без) и тапочках, что плевать хотел на "суровый стиль" и шлет привет мировому экспрессионизму. Трансавангарду, "новым диким", группе "13", фовистам, группе "Мост" - и отдельно Эмилю Нольде. Ранних, графического периода работ Расима Бабаева привезено мало - всего две линогравюры середины 1960-х. "Верблюды" и "Старый город", они рифмуются друг с другом, могучие горбы - с могучими башнями Ичеришехера, так что верблюды походят на крепости, а зажатый между горами и морем старый Баку - на корабль пустыни. И в этих рифмах есть что-то глубоко несоветское, что-то, что в 1955-м, когда Расим Бабаев заканчивал Суриковский институт в Москве, комиссия, так и не давшая ему диплома, определила - за неимением более точных терминов - как "формализм". Позднее он получит звание заслуженного художника республики, однако запоздалый диплом принять откажется. С идеологической точки зрения определение, конечно, было правильным. На выставке, к сожалению, есть лишь одна абстракция "Земля, пропитанная нефтью" из цикла начала 1970-х: внешнее сходство этого хаоса штрихов и брызг с "живописью действия" Джексона Поллока, внутреннее сродство этих битумно-земельных пигментов с "почвенной" живописью Ансельма Кифера - тлетворное влияние Запада было налицо. Но его самого, кажется, не устраивало это западничество, этот ориентализм во всех его проявлениях, будь то Анри Матисс, Эмиль Нольде или Александр Тышлер, он сам искал пути из плена чужой, советской по содержанию и европейской по форме школы. Искал до преклонных лет, когда, попав в Китай, увлекся китайской каллиграфией и начал тушью рисовать бакинских стариков и своих вечных дивов. И это был концептуальный ход - ведь дальневосточный привой и азербайджанский подвой однажды уже дали прекрасный гибрид, тебризскую школу миниатюры. Он ставил перед собой задачу шагаловского масштаба - стать современным не "вообще художником", а азербайджанским художником, и он как будто бы решил ее. Перебирал возможные источники: петроглифы Гобустана, тюркские письмена ("Письмена" его прекрасно уживаются с одухотворенным цветом Василия Кандинского), арабскую вязь, миниатюры Тебриза, росписи шекинского дворца. И нашел решение там же, где и Марк Шагал,- в народной фантастике. Из-под земли, пропитанной нефтью и изрыгающей пламя, явились дивы - рогаты, стоглавы и стозевны, добродушны и коварны, одержимы и страстны. Дивы, по которым Расима Бабаева узнают, как Шагала - по летающим любовникам и скрипачам на крышах. В позднезастойные и перестроечные годы эта прорвавшаяся в его живопись дионисийская мифологическая стихия официально оформлялась по ведомству "сказок народов Востока" - спасительный термин "формализм" поистерся, культурный климат менялся в сторону потепления. Впрочем, почему дионисийская - зороастрийская, авестийская, ведь дивам и их вредоносным спутникам, драконам, неизменно противопоставляются ангелы и прочие небесные существа, жар-птицы и верблюды, огнедышащие, как земля Апшерона. Искусствоведы даже находят зороастрийство в формальной структуре бабаевских работ, часто построенных на контрасте - белого и черного, пятна и линии. Не будем настаивать на авестийском вельфлинианстве, не будем настаивать и на гармоническом балансе бинарных оппозиций - все же дивов в этом сказочном мире куда больше, чем ангельских сил. А главное, они - спящие и бодрствующие, пакостничающие и мечтательные, в аду и в раю, в радости и горе ("Раненый див" - это, верно, ответ "Демону поверженному" Михаила Врубеля) - живее и соблазнительнее. Художник говорил, что дивы для него - олицетворения людских пороков, но всепоглощающий порок, похоже, один - сладострастие. Не только плотское, хотя див, появляющийся на самодельной ширме между Адамом и Евой, а также его многочисленные коллеги готовы свидетельствовать об обратном. Сладострастие и ненасытность дара, когда все, бумага, холсты, тарелки, ширмы, скульптурки из папье-маше, стены и двери мастерской в "Доме художников" на проспекте Строителей, фасад этого дома - дай ему волю, расписал бы всю семиэтажку - заполняется образами. Нельзя сказать, что это был окончательный разрыв с действительностью и уход в мир фантазий: эхом Карабаха и "черного января" отозвались "Беженцы", фигурки женщин-сороконожек, закутанных в ковер и с тюком-пропеллером на голове, что семенят из рисунка в рисунок с начала 1990-х. Их можно принять за иллюстрацию к рассказу Рея Брэдбери "И все-таки наш", где люди попадают в другое измерение. Они действительно попадают в другое измерение - измерение живой и плодоносящей мифологии. Изменено 24 сентября, 2023 пользователем Ледокол 1 Цитата Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.