Перейти к содержимому

«Летающий эсминец»


Rasstrelli

Recommended Posts

Что есть B-21 Raider: от B-52 stealth до «летающего эсминца»

 
Что есть B-21 Raider: от B-52 stealth до «летающего эсминца»

Дата 10 ноября 2023 года стала очередной вехой в истории боевой авиации – совершил свой первый полёт новейший американский стратегический бомбардировщик B-21 Raider. К сожалению, для нашей страны эта новость не несёт ничего хорошего, поскольку маски уже практически сброшены, США – это наш непримиримый и смертельный враг.

Можно только удивляться, читая комментарии к новости о первом полёте B-21 на российских тематических ресурсах – «вот уж только он появится, так мы его». Определённо для такого шапкозакидательства необходимо обладать то ли раздвоением личности, то ли биполярным расстройством – мы уже почти 2 года не можем уничтожить военно-воздушные силы (ВВС) Украины, не говоря уже о достижении стратегического господства в воздухе над этой страной, но вот появятся B-21 – так мы их все «враз посшибаем».



Конечно, насмехаться над американцами в стиле Михаила Задорнова весело, но к реальности это имеет мало отношения, какие бы деструктивные процессы не шли в США, у этой страны до сих пор имеется колоссальный научно-промышленный потенциал.

Другое распространённое заблуждение состоит в том, что время стратегических бомбардировщиков прошло.

Прошло в чём? В каком качестве?

Если мы говорим о стратегическом ядерном сдерживании, то да, значение авиационного компонента в нём минимально, но вот как средство нападения стратегические бомбардировщики вполне эффективны. Огромный потенциал имеется у стратегических бомбардировщиков и как у носителей конвенциональных вооружений.

Вообще, современные бомбардировщики принято обозначать как бомбардировщики-ракетоносцы, но поскольку они почти все могут нести ракеты или могут быть доработаны для их использования, то не будем «плодить сущности» – бомбардировщики.

Кроме того, бомбардировщики в процессе своего развития вполне могут эволюционировать и выйти далеко за рамки своего базового предназначения.
 

Советский/российский и американский подходы


Если посмотреть на историю развития бомбардировочной авиации в XX веке, то советский (российский) и американский подходы во многом схожи. Если отбросить дореволюционный период, когда ещё царская Россия была «впереди планеты всей» со своим «Ильёй Муромцем», то впоследствии наметилось отставание от тех же США, в результате чего СССР пришлось копировать американский стратегический бомбардировщик B-29.

В дальнейшем эволюция советских и американских бомбардировщиков шла параллельно – и у США, и у нас появились высокоэффективные дозвуковые бомбардировщики, соответственно B-52 и Ту-95, которые служат и по сей день и вполне могут перелетать и B-21, и ПАК ДА. И США, и СССР разработали, но не запустили в серию ультимативные сверхзвуковые North American XB-70 Valkyrie и соответственно Т-4 («изделие 100») ОКБ Сухого.
 
01-t4-b70.jpg
Т-4 «Сотка» и XB-70 «Валькирия» – налицо сходство, как концепций, так и судеб этих самолётов

Ну а затем появились B-1 Lancer и Ту-160, похожие внешне как братья близнецы. Впрочем, уже здесь наметилась разница в подходе – американский B-1B был оптимизирован для полётов с высокой околозвуковой скоростью на малых высотах, тогда как советский Ту-160 предназначался для полётов на сверхзвуковых скоростях на больших высотах.

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


02-tu160-b1b.jpg
При всей внешней схожести Ту-160 и B-1B эти машины отличаются как конструктивно, так и по концепции применения


Ну а затем у США появился Northrop B-2 Spirit. К этому моменту СССР уже находился на грани развала, и никакой альтернативы B-2 Spirit у нас не было. Впрочем, можно сказать, что развал СССР «сбил» более сотни B-2 Spirit, поскольку в связи с высокой стоимостью этого самолёта и уменьшением внешней угрозы вместо 132 единиц был построен всего 21 самолёт этого типа.
 

03-b-2_spirit.jpg
Боевое применение B-2 Spirit крайне ограничено, впрочем, у истребителя F-22A с этим всё ещё хуже


Усиление китайской угрозы и наметившееся возрождение России, как великой державы, вынудили США приступить к разработке нового бомбардировщика, которым и стал B-21 Raider. В России вроде бы как существует аналогичный проект бомбардировщика нового поколения ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации), однако подробности о его ходе отсутствуют, а пока Россия возобновила производство сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-160, что можно только приветствовать.

Что-то похожее на B-2/B-21 – бомбардировщик Xian H-20 строит набирающий силы Китай, но и здесь подробностей немного, ранее ВВС КНР использовали только бомбардировщики Xian H-6, являющиеся глубоко модернизированными советскими бомбардировщиками Ту-16.
 

04-xianh20.jpg
Предполагаемый облик китайского бомбардировщика Xian H-20


Вопрос состоит в том, что собой представляет B-21 Raider?
 

B-52 steals


Разумеется, речь не идёт о появлении некоей очередной модификации заслуженного бомбардировщика B-52, скорее, речь идёт о концепции, в рамках которой будущий бомбардировщик должен стать идеологической заменой B-52, то есть надёжной, недорогой в производстве и в эксплуатации машиной, способной служить многие десятилетия, которая при этом будет обладать рядом технических преимуществ, обеспечивающих ей повышенную выживаемость в воздухе.
 

05-i52.jpg
Бомбардировщик B-52 является одним из наиболее успешных боевых самолётов в истории, срок службы этих машин может перевалить за 100 лет!


Можно предположить, что при создании B-21 Raider США учли ошибки, допущенные в конструкции бомбардировщика B-2 и истребителя F-22A, а именно: высокую сложность их обслуживания и соответствующую высокую стоимость эксплуатации, в результате чего эти машины чаще стоят на земле, чем эксплуатируются в небе.

Заметность бомбардировщика B-21 Raider, скорее всего, уменьшилась по сравнению с бомбардировщиком B-2, как в радиолокационном, так и в тепловом диапазоне. Многие до сих пор не понимают, зачем самолёту нужна технология малозаметности – дескать, наши радиолокационные станции (РЛС) его всё равно увидят, обязательно кто-то вспомнит РЛС метрового диапазона, однако всё не так просто.
 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Допустим, РЛС метрового диапазона увидит в небе радиолокационную отметку, а дальше то что? По этим данным можно будет опознать тип самолёта? Навести на него зенитные управляемые ракеты (ЗУР)?

Нет, понять, что находится в воздухе, можно будет только очень косвенно, по лётно-техническим характеристикам (ЛТХ) цели – высоте, скорости полёта, а также их изменению. Однако этого мало.

Это может быть B-21 Raider или Global Hawk, ложная мишень или специально направленный БПЛА-ведомый, как раз и предназначенный для того, чтобы спровоцировать атаку. Навести ЗУР с помощью РЛС метрового диапазона тоже не получится – недостаточна точность.

Может, тогда зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) типа С-400?

Да, но на какой дальности?

В первую очередь вся суть технологии малозаметности – это не сделать самолёт невидимкой, а уменьшить дальность его обнаружения для того, чтобы он мог просочиться между позициями средств ПВО, предварительно обнаружив излучение их РЛС своими сенсорами, или подойти поближе для того, чтобы запустить противорадиолокационные ракеты (ПРР), возможно, совместно с ложными целями типа MALD. То есть малозаметность позволяет атакующему первым увидеть излучение РЛС противника, определить её местоположение и первым нанести удар.
 

06-b21raider.jpg
Параметры заметности всегда строго засекречены, однако мало сомнений в том, что в B-21 Raider США реализовали все имеющиеся наработки в этой области

 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хорошо, тогда отправляем на перехват истребители?

Отправили, они сблизились с целью и обнаружили, что это не B-21 Raider, а БПЛА-ведомый, который лишь заманил их в ловушку для истребителей противника, кстати, для B-52 ещё в 1995 году была разработана ложная цель ADM-20 Quail.

А если это всё же B-21 Raider, и наши самолёты запустили ракеты «воздух-воздух» (В-В), то здесь проявляется второй по значению фактор малозаметности – маломощные активные радиолокационные головки самонаведения (АРЛГСН) ракет В-В, да и ЗУР, могут просто не захватить малозаметный самолёт и пройти мимо.
 

07-adm20c40mcquail.jpg
Ложная цель ADM-20 Quail


Также, предположительно, B-21 Raider должен преимущественно работать с больших высот, в противоположность B-1B и B-2, предназначенным для маловысотных прорывов ПВО противника.

Логика здесь вполне понятна – современные ЗРК включают в себя ЗУР с АРЛГСН и способны поражать низколетящие цели даже за пределом видимости РЛС самого ЗРК по внешнему целеуказанию, например, от самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) – возможность работы в связке теперь есть и у российских самолётов ДРЛОиУ и ЗРК.

Не стоит забывать, что одним из преимуществ американской авиации являются средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), по данным открытых источников, средства РЭБ бомбардировщика B-52 способны защищать его от атакующих истребителей даже на больших дистанциях, скорее всего, имеется в виду то, что средства РЭБ бомбардировщика препятствуют работе радиолокационных станций РЛС истребителей, обеспечивающих наведение ракет В-В при стрельбе с большого расстояния, и работе АРЛГСН самих ракет В-В. Можно предположить, что на B-21 поставят лучшие средства РЭБ из тех, что имеются у ВС США.

В общем, «невидимый B-52» будет куда сложнее обнаружить и сбить, чем «обычный B-52».

Кроме того, если исходный B-52 изначально был вооружён шестиствольной 20-мм скорострельной автоматической пушкой в хвосте (от которой впоследствии отказались в пользу средств РЭБ), то оборонительное вооружение бомбардировщика B-21 Raider может оказаться значительно серьёзнее.

Как минимум с высокой вероятностью оно будет включать в себя ракеты В-В малой дальности с инфракрасной головкой самонаведения, а также противорадиолокационные ракеты для уничтожения РЛС ЗРК противника.

А как максимум бомбардировщик B-21 Raider может превратиться в многофункциональную боевую машину, своего рода «летающий эсминец», способный атаковать все типы наземных, подземных, надводных и воздушных целей.
 

Многофункциональный бомбардировщик


Ранее в материале «B-21 Raider: бомбардировщик или нечто большее» мы уже рассматривали, чем может стать новейший американский бомбардировщик, тем не менее, учитывая то, что новые машины такого класса появляются не так уж и часто, а также всё увеличивающиеся перспективы «близкого знакомства» с американской военной техникой различного назначения, стоит ещё раз рассмотреть потенциальные возможности и угрозы, которые может нести B-21 Raider.

Для придания B-21 Raider возможностей по атаке не только наземных, но и воздушных целей, в его состав должна входить современная РЛС, как минимум с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), а также ракеты В-В средней и большой дальности.
 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Исходя из конфигурации передней части самолёта, визуально наличие такой РЛС не просматривается, хотя, учитывая то, корпус B-21 Raider преимущественно или даже полностью может быть изготовлен из композитных материалов, то антенные полотна потенциально могут располагаться где угодно. Кроме того, в конструкцию B-21 Raider может быть интегрирована планарная конформная РЛС с АФАР или с цифровой антенной решёткой (ЦАР).
 

08-b21raider.jpg
Визуально наличие мощной РЛС на B-21 Raider не просматривается, но современные технологии потенциально позволяют интегрировать её практически в обшивку самолёта


Ещё одним интересным моментом является наличии одного большого и двух дополнительных отсеков вооружения, по крайней мере, именно такое впечатление складывается, исходя из конфигурации нижней части бомбардировщика B-21 Raider. Конечно, потенциально во всех отсеках может находиться полезная нагрузка типа «воздух-поверхность» (В-П), однако такая конфигурация больше похожа именно на «разделение обязанностей» – центральный отсек для оружия В-П, в том числе перспективных малозаметных крылатых ракет большой дальности с ядерной боевой частью (ЯБЧ) AGM-181A LRSO, а боковые отсеки для ракет В-В и ПРР.
 

09-b21raider.jpg
Центральный отсек вооружений (выделен красным) и два предполагаемых боковых отсека вооружений (выделены зелёным)


В дополнение к средствам атаки воздушных целей B-21 Raider может нести противоракеты В-В. Более того, в ряде источников упоминалась возможность интеграции на B-21 Raider лазерных комплексов бортовой самообороны – в принципе, лучшего кандидата на эту роль не сыскать, самолёт крупный, спроектирован с нуля, в нём может быть учтена возможность отбора мощности от двигателей, а само лазерное оружие за последнее время достигло значительного прогресса.
 

Выводы


Учитывая степень секретности программы бомбардировщика B-21 Raider, сложно сказать, на чём остановились ВВС США – на условном B-52 stealth – относительно недорогом в эксплуатации функциональном аналоге бомбардировщика B-52, который просто заменит всю номенклатуру существующих бомбардировщиков B-52H, B-1B и B-2, или же они пришли к необходимости создания многофункционального бомбардировщика, обладающего значительно большей живучестью и способного решать куда более широкий спектр задач.

Впрочем, существует компромиссный вариант, когда на начальном этапе развёртывания бомбардировщик B-21 Raider будет достаточно простым, но при этом на нём будут зарезервированы объёмы и предусмотрена возможность отбора мощности для питания дополнительного оборудования, такого как РЛС, средства РЭБ и лазерное оборонительное вооружение. В дальнейшем, по мере готовности соответствующих технологий, в процессе модернизации бомбардировщик B-21 Raider будет получать новые возможности.

С уверенностью можно сказать только одно – недооценивать эту машину не стоит.

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

Le X-47B, premier drone à réussir un ravitaillement en vol

 

X-47B - многоцелевой ударный беспилотник производства компании Northrop Grumman, второе поколение серии X-47. Беспилотник способен совершать взлёт и посадку, а также выполнять некоторые задачи без вмешательства оператора, используя возможности бортового компьютера.

Как сообщает BuildingTECH, разработка X-47 производилась как проект управления перспективных исследований Министерства обороны США J-UCAS, представляет собой часть программы UCAS-D военно-морского флота США. Эта программа направлена на создание беспилотного самолета, способного взлетать с авианосца.

f40d4c0d3f2610a11a477536842a46a3.jpeg

В 2013 года X-47B впервые совершил взлёт с палубы авианосца «Джордж Буш» и посадку на этот же авианосец. В 2014 году Военно-морскими силами США было обнародовано видео взлёта и посадки на палубу авианосца «Теодор Рузвельт», а также автоматическое складывание консолей крыльев X-47B на палубе после полёта. Взлёт беспилотника происходит в режиме стандартной очереди сразу вслед за взлётом с палубы истребителя F/A-18s. В 2015 году X-47B произвёл первую в истории процедуру дозаправки в воздухе полностью в автоматическом режиме.

5a98a9a91c1d68c82f9382b2675076b4.jpeg

Тактико-технические характеристики X-47B:

 

Caliber.Az

    • Экипаж: нет
    • Длина: 11,64 м
    • Размах крыльев: 18,92 м
    • Высота: 3,16 м
    • Масса пустого БПЛА: 6350 кг
    • Максимальная взлетная масса: 20215 кг
    • Масса полезной нагрузки: 2000 кг
    • Двигатель: 1× Pratt & Whitney F100-220 турбореактивный
    • Тяга: 8074 кг (79,1 кН)
    • Максимальная скорость: 990 км/ч
    • Крейсерская скорость: 535 км/ч
    • Дальность действия: 3900 км
    • Максимальный потолок высоты полета: 12 км
    • Вооружение: 2 x JDAM
    • Датчики: EO/IR/SAR/GMTI/ESM/IO

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

США потратят миллиарды на «летающие крепости»

Boeing B-52 Stratofortress — Википедия

Министерство обороны США собралось модернизировать стратегические бомбардировщики B-52 Stratofortress, которые в народе еще известны как «летающие крепости».

Об этом пишет «Газета.Ру».

Эту модель самолетов ввели на вооружение еще в 1955 году. Теперь их обновят, начиная с замены устаревших двигателей. Так, старый двигатель TF33 заменит новый F130 от Rolls-Royce, что должно значительно улучшить характеристики этих машин, отметило агентство.

Также специалисты собрались установить в самолеты новый радар, обновить системы связи, поставить цифровые дисплеи, а также улучшить шасси и тормозную систему. По данным агентства, бомбардировщики также оснастят современными крылатыми ракетами воздушного базирования AGM-181 LRSO с ядерными боеголовками, которые обладают дальностью порядка 2,5 тыс. километров.

Работы по модернизации планируют начать в 2026 году на авиабазе ВВС США «Тинкер» в Оклахоме. Проект обновления предварительно оценили в $48,6 млрд.

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...