Перейти к содержимому

Лезгины


Recommended Posts

Лезгинские народы в составе Кавказской Албании

lezgi-1.jpg
 

А.Акимова, Р.Гусейнова

Вторая половина I-го тысячелетия до н.э. ознаменовалась важнейшим историческим событием, которое определило дальнейший ход развития Северо-Восточного Кавказа, особенно Дагестана. В этот период начался процесс формирования государственного образования Кавказская Албания. В частности, сведения об образовании Кавказской Албании содержатся в древних письменах Геродота, (425 г. до н. э.), Моисея Калакантуйского и др.

 

Время формирования албанской государственности обусловлено распадом персидской империи Дария III, в результате поражения в битве при Гавгамелах, в 331 г. до н.э. с Александром Македонским. В это время на исторической арене появляются албаны.

Согласно Страбону, об этом свидетельствует сообщение в IV в. до н.э. о поднесении албанским царем Александру Македонскому подарка – двух собак, способных победить слона и льва.

Албанские племена упоминаются у Геродота в его «Истории» и у Страбона, который писал, что «вследствие отсутствия сношений с другими у албанов имеется 26 племен», такие как албаны, удины, леги, гелы, каспии, гаргары, соды, сильвы, андаки, дидуры и др. Языки и наречия у албанских племен наложили прочный отпечаток на название местностей, рек и т. д.

 

У Геродота засвидетельствованы племена каспиев, входивших в 11 сатрапию персидского царя Дария. После каспиев ведущее положение на Восточном Кавказе занимали племена албанов, которые объединили местные народы и создали древнейшее политическое объединение.

Некоторые исследователи, говоря о границах Кавказской Албании, считают, что в ее состав входила значительная территория Дагестана. На западе Албания граничила с Иберией. Археологические исследования говорят о сходстве археологических культур на территории Дагестана и Северного Азербайджана, который также входил в Кавказскую Албанию. В состав Кавказской Албании вошло и население приморской части Дагестана. Северная граница доходила до р. Сулак. Однако, следует заметить, что границы Албании менялись в зависимости от внешней обстановки и внутреннего развития.

Лезгиноязычные народы являлись аборигенным народом и играли большую роль в политическом устройстве Кавказа, в его экономическом и культурном развитии.

 

 

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У древнего населения Кавказской Албании были свои религиозные представления и обряды. Это видно из найденных в древних погребениях сосудов. На них встречаются изображения солнца, луны и животных. Люди считали их священными и поклонялись им, приносили жертвоприношения. Археологические исследования обнаружили керамические фигурки идолов, которые свидетельствуют о религиозном мировоззрении народа.

 

Кавказская Албания в источниках упоминается как богатая, густонаселенная страна. Племена, которые входили в Кавказскую Албанию, отличались по уровню как экономического, так и социального развития. Часть населения занималась скотоводством, часть земледелием. Те, кто проживал на побережье Каспийского моря, занимались морским промыслом.

О вхождении лезгинских племен в состав Кавказской Албании свидетельствуют археологические раскопки, проведенные недалеко от селения Мамраш (Сулейманстальского района). Там были найдены зернотерка, обломки кремниевых вкладышей, керамика. На одном из холмов Гильяра был обнаружен кувшин с обуглившимся зерном, ячменем, пшеницей и т. д. Это говорит о том, что в тот период было развито земледелие.

 

Кроме того, раскопки велись близ Магарамкента (Мугерганский могильник), в селении Зильдаг, Куг Хивского района. Был найден Шаракунский могильник времени Албании (местность от Белиджи до Касумкента). Все это говорит о вхождении лезгиноязычных племен в состав Кавказской Албании.

Ученый, археолог А.Кудрявцев, описывая ранний период развития Восточного Кавказа, пишет, что «керамика, широко бытовавшая на памятниках Южного Дагестана, подчеркивает его хронологическое и культурное сходство с синхронными памятниками этих территорий».

Исследуя материалы археологических раскопок, можно сделать вывод, что уже с III тыс. до н. э. лезгинская группа языков выделяkfcm из иберо-кавказской. К лезгинской группе относят – лезгинский, табасаранский, агульский, цахурский, рутульский, арчинский, крызский, будухский, хиналугский, удинский. Также стоит отметить, что лезгинский язык с античных времен до настоящего времени не претерпел больших изменений, поэтому многие старинные названия мест на территории Албании объяснимы на основе лезгинского языка.

 

Некоторые ученые считают, что в античную эпоху лезгины проживали в долине Кудиала и Самура.

Интересен также вопрос, откуда появился этноним «лезги». Вплоть до X в. в античных средневековых источниках часто встречается этноним «лег».

lezgi-2.jpg

Профессор А.Агаев связывает этноним «лезги» с захватом Кавказской Албании персами в III в. н. э. В связи с этим он пишет: «В транскрипции фарсидского языка суффикс «з» показывает происхождение. Поэтому иранцы этноним «лек» употребляют с суффиксом «лекз», подвергшийся позже огласовке – «лезг». «Стан» по-фарсидски означает «страна».

Известно, что у албанцев была своя письменность, состоящая из 52 букв. Профессор А.Агаев писал: «Мы знаем удин, которые, с одной стороны были продуктом сегментации лезгиноязычных племен, а с другой – были настолько родственны албанам, что имели с ним одну общую письменность. Отсюда можно сделать вывод, что предки лезгинского народа не были лишены генетического родства с албанами».

Благодаря своим богатейшим природным условиям и выгодному географическому положению эта земля всегда привлекала внимание разных народов. Это привело к тому, что лезгины оказались в гуще политических событий мира и вошли в контакт с другими народами: скифами, хазарами, гуннами и т. д.

Кавказская Албания была крупным торгово-ремесленным, административным и культурным центром, с развитым денежным обращением, высоким уровнем социально-экономической и культурной жизни. С II по IV века в Кавказской Албании стали развиваться феодальные отношения. Государство возглавлялось царской династией, которая имела свою резиденцию, вооруженные силы и царский суд. Религиозные представления у албанов были различными. Они поклонялись солнцу, луне, небу и различным животным.

 

Страбон пишет, что они почитали богов Гелиоса, Зевса, Селену. Он сообщает, что есть святилище богини Селены было недалеко от Иберии. В 313 г. верхушка Кавказской Албании официальной религией приняла христианство.

Лезгины играли важную роль в развитии и расцвете государства Кавказская Албания, которое просуществовало вплоть до V в. н. э. С VI в. после распада Албании, под ударами хазар часть лезгин вошла в состав Дербентского владения (Чора), управляющегося иранским наместником, а основная часть лезгин была объединена в государство Лакз.

Государство Лакз просуществовало вплоть до XIII в. В XII-XV вв. на территории лезгин не существовало единого государства, а было несколько мелких политических образований: Ахбы, Курах, Кюре.

 

Объединившись в единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое государство, развить оригинальную материальную и духовную культуру, имеющую много общего с культурами древнейших закавказских (кути, хурриты) и малоазийских (хатты) цивилизаций. Лезгинам также удалось сохранить свой язык, культуру, вопреки завоевательным походам иноземцев.

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Из истории появления лезгин в Азербайджане

lezgi-1.jpg
 

Л.Амирова

Лезгины — одна из крупных этнических общностей Кавказа. У античных и арабских авторов, а также в более поздних кавказских и персидских источниках и хрониках («Дербент-наме», «Ахты-наме», «Тарихи-Дагестан», «Гюлистани-Ирам», «Ассари-Дагестан» и др.) есть сведения о «гелах», «леках», «лакзах» и других народах, как о живущих на востоке Кавказа.

Как считают историки, под названием «гелов» и «легов» указывают дагестанские народы вообще, в том числе представителей лезгинской группы. Полагают, что этноним «лазги» или «лезги» находится в связи с этнонимом «лак».

 

После распада Албании в V веке часть лезгин вошла в состав Дербентского владения Чора, управляемого иранским наместником, а основная часть была объединена в государство Лакз, просуществовавшее до XIII века. Помимо этого, существовали такие политические образования, как Хайдак, Табасаран, Цахур, Маскут, Серир, которые играли активную роль в истории Кавказа в VI-XI веках.

 

В то время в языке, быте и культуре общин в силу экономической и политической обособленности начали складываться свои особенности. Так сформировались лезгинский, табасаранский, агульский, цахурский, рутульский, арчинский, крызский, будугский, хыналыгский и удинский языки и народности, которые и стали основными компонентами в процессе формирования единой лезгинской группы языков.

До XVII века на более поздней территории расселения лезгин существовал ряд мелких политических образований, осколки когда-то могущественного Лакза. Их возглавляли наиболее многочисленные и сильные общества центрами которых являлись селения Курах, КуАхты, Гельхен и др.

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В XVIII веке лезгины находились в подчинении Кубинского и Дербентского ханства. К этому време Курах стал резиденцией казикумухского правителя. В ХIХ веке образовалось Кюринское ханство, а самурские лезгины объединились в «вольные» общества Ахтыпара, Алтыпара и Докузпара. Эти политические образования повлияли на образование у народа трех этнических подгрупп — кюринских, кубинских и самурских лезгин.

После русских завоевательных войн на Кавказе в XIX веке и присоединения Азербайджана и всего Кавказа к России, между вновь образованными Бакинской губернией и Дагестанской областью была проведена административная граница по реке Самур.

 

Проведенный в 1860 году рубеж был зафиксирован после установления Советской власти и затем после распада СССР. Народы жили по соседству, помогая друг другу, обогащая друг друга.

lezgi-2.jpg

ЛИТЕРАТУРА

Письменность у лезгин изначально существовала на базе албанской графики. После завоевания Кавказа арабами народ начал использовать арабскую графику, затем с 1920-х годов перешел на латиницу, которая, в свою очередь, в 1938 году была заменена кириллической графикой.

Большой популярностью у лезгин пользуовались эпосы-сказки о животных, в которых большей частью в качестве основного персонажа выступает хитрая лиса, обманывающая более простоватых волка, медведя, осла, верблюда. В этих сказках фигурируют мифический великан — див, волшебный змей, волк, говорящий человечьим языком. Все они помогают герою избавиться от беды, преодолеть препятствия.

Самое известное произведение, дошедшее до нас из глубины веков — это исторический эпос о народном герое Шарвили. В произведении дана широкомасштабная панорама борьбы лезгиноязычных народов с чужеземными завоевателями. Эпос состоит из 20 сказов.

Произведения лезгинских авторов создавались на арабском языке, и особой популярностью пользовалась региональная историография. Знатоки арабского языка собирали сведения, относящиеся преимущественно к истории какой-либо области. Эти хроники передавались от отца к сыну, от ученого к ученому, и дополняясь фактами, принимали новую редакцию. К таким произведениям можно отнести хронику древнейшего лезгинского аула Ахты — «Ахты-наме» (X век).

РЕМЕСЛА

Наряду с высоким уровнем развития скотоводства и земледелия лезгины достигли выдающегося мастерства в народно-прикладном и ремесленном производстве. Широкой известностью пользовалось ковроткачество, кузнечное, оружейное, ювелирное, гончарное дело. Каждый народ лезгинской группы производил свои самобытные изделия домашнего ремесла. Так постепенно произошла специализация производства — отдельные аулы превратились в центры производства определенных изделий.

 

Искусство изготовления ковров — яркий образец народного творчества лезгин. Складываясь и совершенствуясь на протяжении многих веков, лучшие традиции коврового искусства передавались из поколения в поколение. Лезгинские ковры отличались яркими красками, сложным орнаментом, что говорит о большом художественном вкусе мастеров.

Наряду с ворсовыми коврами лезгины издавна делали и ковровые изделия без ворса. Из них наиболее распространенными были сумахи (паласы) — ковры с гладкой лицевой стороной и мохнатой изнанкой.

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

lezgi-5.jpg

lezgi-3.jpg

КЕРАМИКА

Традиции изготовления керамики у лезгин уходят в глубокую древность. Наиболее древним и примитивным способом на всем Кавказе (без гончарного круга и с обжигом на костре) глиняная посуда изготовлялась в селении Кахуль. Гончарным производством здесь занимались только женщины. В глиняное тесто добавляли толченый камень, волос, это придавало особую прочность посуде, что, по-видимому, и помогло долгое время сохраниться данному производству.

В 50-е годы XX века население высокогорного Кахуля было переселено на низменность, и, к сожалению, гончарный промысел, протянувший к нашему времени ниточку из эпохи неолита, оборвался.

Известно, что уже в ХII-XIV веках была популярна бирюзовая росписная керамика, типичная для всего Ближнего Востока. Росписной керамикой занимались мужчины, женщины же иногда принимали участие в росписи сосудов. Керамические изделия изготовлялись из местной красной и серой глины на деревянном станке, состоящем из двух кругов и приводимом в движение ногой. После сушки изделия обычно полировались гладким камнем, а затем оожигались в купольной печи из сырцового кирпича.

 

Здесь изготовлялись оригинальные высокохудожественные тарелки, кувшины, миски, блюда, украшенные росписью и лепными узорами богатых цветовых сочетаний, в основном, зеленых, вишнево-коричневых и желтых оттенков. В декоре часто встречаются изображения коней, птиц, солярные знаки, растительные элементы и др.

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО

В металлообрабатывающем производстве у лезгин выделяются оружейное и ювелирное дело. Как сообщает  Закарий ал-Казвини, жители рутульского села Шиназ были искусны «в изготовлении оружия, панцирей и других видов вооружения».

Одним из главных изделий оружейного дела являлся кинжал. В лезгинских песнях воспеваются боевые качества лучших образцов оружия, которые занимали важное место в быту лезгин. Ружье, кинжал и сабля как бы составляли единое с черкеской, являлись необходимыми предметами в быту. Приемы изготовления кинжалов и сабель передавались по наследству от отца к сыну.

Не менее разнообразным был ассортимент ювелирно-иудожественных изделий — пояса, браслеты, перстни, ожерелья и др. Особенно было популярно использование украшении изделий золотых и серебряных монет. Пояс или браслет с золотыми монетами являлись одним из главных украшений богатых лезгинок.

lezgi-4.jpg

lezgi-6.jpg

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Выдающиеся представители лезгинского народа, имеющие отношение к Азербайджану:

Хаджи Давуд Мюшкюрский — В начале В начале XVIII века объединить народ удалось главе суннитского духовенства Хаджи Мюшкюрскому, уроженцу села Деделе, Мюшкюрского магала (позднее — Хачмазский район Азербайджана). Он стал руководителем освободительного движения против иранской и турецкой экспансии. В 1725 г. Хаджи Давуд стал ханом Ширвана и Кубы. Однако правил он недолго — Турция и Россия начали вести секретные переговоры по устранению лезгинского правителя. В 1728 году Хаджи Давуд получил приглашение от турецкого султана посетить Османскую империю. Приняв приглашение, ничего не подозревавший хан был арестован и выслан на остров Родос, где и провел последние дни своей жизни.

 

Гасан Алкадари — Ученый-историк и поэт Гасан-Эфенди ал-Алкадари (1834-1910) был крупным представителем лезгинской арабоязычной литературы. Он получил блестящее образование, владел арабским, персидским и азербайджанским языками. Алкадари является автором книг «Тахмис», «Ассари-Дагестан», «Джираб ал-Мамнун», «Диван ал-Мамнун» и других. Мамнун (в переводе с арабского «облагодетельствованный») был литературным псевдонимом Алкадари. В «Джираб ал-Мамнуне» им отражены положения мусульманского права, а «Диван ал-Мамнун» состоит из стихов, в которых описаны события 1877-78 года в Дагестане: зарож¬дение антироссийского движения, восстание и его плачевные последствия. Алкадари горячо поддерживал азербайджанскую демократическую газету «Экинчи». Он верил, что газета должна и может пробудить народ и вывести его из вековой отсталости. Вместе с М.Ф. Ахундовым, С.А.Ширвани и другими передовыми людьми Азербайджана Алкадари сотрудничал с этой газетой, публиковал свои статьи и письма.

 

Етим Эмин (1838-1898) являлся известным мастером лезгинского стиха, оказавшим большое влияние на развитие родной литературы. Родился он в семье кадия, получив образование в медресе, заменил отца в суде, но вскоре вынужден был оставить эту должность. К поэзии он приобщился еще в юные годы, когда, став мастером-каменщиком в Азербайджане, принимал участие в соревнованиях ашугов. Эмин первым среди лезгинских поэтов писал стихи на родном языке, применяя арабский алфавит. Творчество Эмина претерпело эволюцию: от любовных в которых слышится недовольство частными случаями жизни, препятствующими влюбленным, поэт перешел к стихам, бичующим социальную несправедливость. Эмин утвердил в лезгинской поэзии новые формы, в том числе восьмисложную силлабическую строку и рефренную рифму.

 

Эльза Ибрагимова — Известный лезгинский композитор внесла большой вклад в развитие культуры Азербайджана. Она автор многочисленных произведений — гимна азербайджанских нефтяников, оперы «Афет», «Горящие колыбели» и др. Песня «Эй Вэтэн!», написанная Ибрагимовой, в исполнении азербайджанского певца Рашида Бейбутова стала визитной карточкой страны на многих континентах. Ибрагимова стала первой представительницей дагестанских народностей, получившей специальное композиторское образование. Ее учителями в Азербайджанской консерватории были Джовдет Гаджиев и Кара Караев. За годы творческой работы Эльза Ибрагимова не раз обращалась к камерным инструментальным жанрам. Ею написан цикл прелюдий и вариаций для фортепиано, а также фортепианная сонатина и скерцо для скрипки и фортепиано. К более крупным ее работам относятся одночастный квартет для двух скрипок, фортепианное трио в четырех частях, симфоническая поэма, оратория, вокально-инструментальные и камерные произведения, музыка к различным спектаклям.

 

Музаффар Меликмамедов — известный Азербайджане и Дагестане лезгинский поэт и писатель: В 2004 увидела свет одна из известных книг писателя «Губинские волнения», где говорится о событиях, произошедших в Кубинском ханстве с 1810 по 1840 гг. Меликмамедов также исследователь лезгинской и азербайджанской поэзии. Долгие годы работал в архивах, и написал книгу «Губинская трагедия 1918 года», которая свидетельствует о зверствах армянских дашнаков против мирного населения в Губинском районе. Он также является автором многочисленных исследований посвященных историческому и культурному наследию лезгинского народа.

 

Седагет Керимова — поэт, писатель, публицист, журналист, издатель. В 1996 году основала лезгинский инструментальный ансамбль «Сувар». Керимова — автор более 100 песен на лезгинском и азербайджанском языках. Ее перу принадлежат более 6 тысяч статей, очерков, корреспонденций, зарисовок, эссе и фельетонов на лезгинском, азербайджанском и русском языках. Была удостое звания «Заслуженный деятель культуры Азербайджана» в 2005 году.

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...