Перейти к содержимому
Цените друг друга.Ведь вы не знаете что вас ждет через минуту! Сабр! ×

Этносы в предгорьях Шахдага


Recommended Posts

Интересные данные из истории имен (кланов) шахдагских этносов

shahdag-narods.jpg
 

Н.Шалбузова

Крызы, джеки, алыки и хапуты, оставившие свой след в истории Азербайджана в селах, расположенных в предгорьях Шахдага являются одними из преемников древнейших народов Кавказской Албании, государства некогда существовавшего на территории Азербайджана.

Несмотря на то, что они известны по названиям своих сел, их этнические самоназвания, такие как эры, гаты, а также отражение в них названий регионов, упомянутых в источниках раннего средневековья, доказывает, что они являются преемниками албанских племен.

 

Крызы, джеки, алыки, хапуты, ергюджи, будуги и хыналыги, сыгравшие важную роль в этногенезе Азербайджана, проживали в одноименных селах Губы и в некоторых селах районов Азербайджана — Хачмаз, Габала, Исмаиллы, Агдаш, Шамаха и Зардаб.

Топонимы Хыналыг, Крыз, Хапут, Будух — это в действительности не названия этнических групп, а названия албанских провинции и городов раннего средневековья, таких как Хени, Бех (Бед), Гер (Эр), Хорнабуджи, Харанта.

Согласно легенде, сохранившейся среди хапутов, их предки переселились на место своего нынешнего проживания из города Херна (Берна) из северо-западного Азербайджана во время нашествия арабов. Албанские топонимы, такие как Харанта, Хорнабуджи, созвучны с названием легендарного города хапутов Херна. Следовательно, название Херна возникло как версия фонетического изменения названий Хорнабуджи и Харанта.

 

В каждом этническом самоназвании шахдагских народов можно заметить этноним эр (гер). Этническое самоназвание крызов имеет форму герез и герезер. Крызы называют будухов будугерами, джеков — джегерами, а хапутов — хабудерами. Хапуты же называют крызов эредами, а будухи — гередами, алыки также называют хапутов харадами. Джеки называют себя джеги или джегеры, алыки называют себя илагары.

Как видно, в этническом самоназвании всех народов шахдагской этнической группы четко проявляются компоненты -ар, -ер и этноним эр. Хапуты называют алыков илагарами, джеков — джегерами, алыки же называют хапутов хорудами, а джеки — эрудами. В обоих вариантах специфических названий хапутов присутствует частица хор, эр с добавлением аффикса крызов уд, аффикс -ед в конце выражает место, принадлежность и истолковывается как «место эров».

 

Топоним Херети встречается в в грузинских источниках V в. (в труде Якова Цуртавского), но в этой работе Херете приведен как восточный регион царства Картли.

В раннем средневековье в источниках, относящихся к XI в., Харанта упоминается под названием Хорнабуджи как город, расположенный на слиянии рек Ганых и Габырры (Иори и Алазани).

Другая подробная информация о Херети и жителях эрах встречается в труде грузинского летописца XI в. «Жизнь грузинских царей». В этом труде отмечается, что кавказские народы произошли от восьми сыновей Таргамоса, внука Иафета, сына пророка Ноя, и автор указывает на происхождение эров от Эроса.

Как видно, имена глав родов были взяты от названий земель, которыми они владели, и народов. Все эти факты еще раз показывают, что современные названия шахдагских народов фактически представляют собой названия албанских провинций, существовавших в раннем средневековье.

Как известно, Кавказская Албания в раннем средневековье стала полем битвы, где велись жестокие сражения между древними восточными государствами, такими как Хазарский каганат, Империя Сасанидов и Арабский халифат. В источниках содержится много информации о городах и селах Кавказской Албании, разрушенных во время арабо-хазарских войн.

 

В качестве одной из причин переселения крызов, хапутов, Джеков и алыков на северо-восток Азербайджана связана с укоренением христианства на этих территориях в IV—IV вв. Таким образом, большая часть населения не принявшего христианство, мигрируя внутри страны, выбрала область, изолированную от других районов, окруженную высокой горной цепью.

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Согласно рассказам местного населения, до XIX в. жители сел в окрестностях Шахдага не прерывали связей с другой стороной горы Туфан и приходили зимовать на северо-запад Азербайджана, пересекая горные перевалы.

 

Видимо, именно по этой причине, в связи с тем, что их предки пришли с другой стороны горы Туфан, местное население считало гору Туфан, отделявшую села Хыналыг, Крыз, Хапут, Будуг от охватывающего северо-запад Азербайджана Шеки-Закатальского региона, и одноименное озеро Туфан — святыми местами.

Народы Шахдага всегда интересовали, как местных ученых, так и ученых всего мира. Были проведены различные классификации языков, обычаев и ветвей генезиса. В целом, крызские языки являются частью кавказской языковой семьи.

 

shahdag-klan-1.jpg

Ряд богатых и древних традиций албанской культуры четко прослеживается в материальной культуре шахдагских народов. Известно, что албанские этносы поклонялись природным силам — небесам, Луне, Солнцу. Здесь же можно упомянуть, что на остатках мечети Абу Муслима в селе Крыз и на стенах мечети, восстановленной в селе Хыналыг, а также на могильных памятниках шахдагских сел были выявлены определенные символические знаки, связанные с астральными верованиями, силами природы.

Такой синкретизм систем верований можно наблюдать на изображении, обнаруженном на надгробной плите в селе Хыналыг: на могильном памятнике были символ полумесяца, арабские надписи, а также растительные и зооморфные рисунки, характерные для албанских надгробий. На этой надгробной плите были изображены две птицы, защищающие Древо жизни, в верхней части плиты сосуд для воды, кроме символа полумесяца, на боковой стороне плиты направленное вверх Древо жизни.

 

Как видно, этот сюжет, носящий следы связанных с Древом жизни традиций, мифических мировоззрений, имеющих очень древние корни, продолжал оставаться частью классических идеологий. На древних кладбищах в селах Хыналыг, Крыз, также были выявлены безымянные каменные надгробия, возведенные в соответствии с обычаями, которым издревле следовали кавказские албаны.

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

kamen-nadgrob-shaxdag-2.jpg

kamen-nadgrob-shaxdag-1.jpg

Одной из характерных черт для шахдагских народов является то, что в их языках, можно сказать, отражен род то есть поколения, происхождение. У крызов есть такие поколения, в именах которых можно встретить топонимы, мифонимы или этнонимы Кавказской Албании. Анализируя этимологию каждого топонима, этнонима, мифонима, можно выявить его корень и значение.

Например, село Крыз (Губа, Азербайджан) было построено на кладбищах, и каждая ветвь (род) имела свое кладбище.

 

К крызским ветвям относятся: гамаи (гамаер), таганы (таганби), довруши (доврушер), сефи (сефиер), сифи (сифиер), гонейцы (генейер), татаны (татанби), тэты (татри), гараханцы (гараханби), шушарцы (шушар), кечи (кечиер), джебхени (джебхениер), чеченцы (чеченби), бабаси (бабасиер), месехи (месегер), гугуты (гугутер), бирчимы (бирчимер) лалейцы (легер), киримцы (киример), пифы (пифри), будагцы (будагар), бирчимы (бирчимер), будахцы (будахар), кили, худи, бинатали (бинаталиер), хетемы (хетемер), худу (худуер), джангулу (джангулиер), гаджисулейманы (гаджисулейманби).

 

Во время одной этнографической экспедиции в село Крыз, были проведены беседы с представителями проживающих там представителей родов довруши, джебхени, кечи, сефи, сифи, гонейцы. К сожалению, сельское население само не знало смысла названий большинства родов, но некоторые исследования удалось провести на основании имевшихся данных. Многие из этих ветвей были известны своими родовыми именами в крызских селах Хачмаза.

Например род таган связывали с названием местности Тоган, на самом деле таган был формой хурджина, изготовленного из овечьей кожи. Люди использовали эти таганы, когда шли на мельницу. Видимо, род таганов получил свое название за то, что его представители когда-то занимались изготовлением таганов. Следует отметить, что в этноним алык также связан с родом таганов. Представители рода таганов в наше время проживали большей частью в хачмазском селе Гаджиахмадоба, в районе Таган.

Представители рода Пифы (Пифри) поселились в хачмазском селе Пиргулу Оба. Когда-то в Хачмазе было село под названием Пифре Оба, которое впоследствии объединилось с Пиргулу Оба.

Тэты (Татри) — некоторые исследователи связывали представителей этого рода с татами. Но крызы имеют албанское происхождение, а тэты происходят от иранских племен.

Будаги (Будагар) — происхождение названия этого рода связано исключительно с крызским языком. На крызском языке элемент «бу» означает «большой», например, «бубей» (большой отец, то есть, дедушка), «будей» (большая мать, то есть, бабушка), а «даг» имеет тот же смысл, что и в азербайджанском языке, и означает «гора».

 

Довруши (Доврушер) — название этого рода связывают с принадлежностью к суфийской секте дервишей. К этому роду принадлежали Пир-Джалал бек (Пир-Джалал Баба Пири) и Сулейман бек (обладавший титулом бека). Замки доврушей находились в хачмазском селе Гаджигазма.

Сифи (Сифиер) — название этого рода связывали с течением суфизма. Суфизм — религиозно-философское течение, распространенное в Азербайджане в XI—XII вв.Джебхени — происхождение названия этого рода связано исключительно с крызским языком. «Ч/джебу» означает «желтый», а «хени» — «бык», то есть, название означает «желтые быки».

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Естественно, что для занятых скотоводством крызов бык представлял собой плодовитое, мощное, непобедимое животное. С древних времен среди племен, занимающихся скотоводством, такие животные считались священными. Как народы Кавказа, так и тюркские племена, гунны и монголы всегда поклонялись тотему быка. Эти факты подтверждаются также изображениями быков в наскальных рисунках Гобустана и на склонах Гемигая, сыгравших роль важного источника в изучении древней истории азербайджанского народа и наскальных рисунках.

 

Алыки и крызы, принадлежащие к шахдагским народам и являющиеся потомками древних албанских племен, являются родственными этническими группами. Несмотря на то, что предки алыков проживали в губинском селе Алык, с начала XIX в. в связи с социально-экономическими условиями население стало переселяться в места с более благоприятными климатическими условиями, такие как Хачмаз, Исмаиллы, Габала, Агдаш, и оседать в ряде селений.

 

В отчете Н.Зейдлица, связанном с «Перечнем населенных пунктов Российской империи в 1859-1864 годах по Бакинской губернии» в XIX в. указано, что ветви Далделик, Джанахар, Меммедрзабейоба, Мейралыгышлагы, Гуммет-гышлагы, Юсифгышлагы, Ахмедхангышлагы, Молламах-мудгышлагы, Мурсалигышлагы эмигрировали из села Алык на новые места проживания.

Исследователям удалось также записать значения имен некоторых родов из села Джек:

Jek-Azerbaijan-19v-1.jpg Жители села Джек (Губа). Бакинская губерния. XIX в. Фото Д.Ермакова Jek-Azerbaijan-19v-2.jpg Жители села Джек (Губа). Бакинская губерния. XIX в. Фото Д.Ермакова

Кабатайлы — по-турецки «габа» также означает «грубый», название этого рода означает «грубая нога».

Бабалы — самодовольные;

Сакулы (сакул) — означает «лиса», используется в значении «пройдоха»;

Гитаджгилим — (носящие покрывающую ноги бурку);

Горданы (не имеющие могил) — представители этого рода не приносили в жертву своих животных;

Чахмыши — в этом роду когда-то были известные мастера — кремнетесы.

Чакуши — (на крызском языке «чакудж» означает «молот»), йеджгейли, галы, и др.

Что касается губинского села Ергюдж, то миграция местного населения отсюда началась с 1830-х-1840-х годов. Ряд ергюджских родов, таких как гюльхатыны, гарабыглы и техмезли, постепенно покинули древние поселения по социально-экономическим причинам и переселились в Хачмазский регион.

 

Рассматривая родовые имена всех этих племен, можно найти толкование каждого из них в своем языке, традициях и мировоззрении. В ходе исследований были обнаружены следы албанского мировоззрения в национальных традициях таких этносов, как крызы, хапуты, джеки и алыки, являющихся прямыми потомками албанских племен.

Тем не менее, как в языках, так и культурах каждого из древних албанских племен отражены общеазербайджанские традиции. Шахдагские народы сыграли важную роль в этнической истории азербайджанского народа и являются одними из его древнейших общеалбанских генеалогических корней.

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 weeks later...

Сообщения о шахдагских народах в исторических источниках (XIII-XVIII вв.)

shahdag-%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%BE-%D0%93%
 

А.Мамедли

Практически все авторы, писавшие о шахдагских народах, согласны с тем, что первое упоминание в исторических источниках одного из этих народов, а именно хыналыгов, связано с произведением Йакута ал-Хамави «Му’джам ал-булдан» (Алфавитный перечень стран).

В этом словаре упоминается Хуналык (Хиналук), который ал-Хамави определяет как «городок близ перевала Хазаран, что около Дербенда». Согласно сведениям академика Н.Велиханлы, из этого села «был некто Хаким ибн Ибрагим ибн Хаким аль-Лакзи аль-Хунлыги ад-Дербенди, являвшийся правоведом шафиитского толка в Багдаде, изучавший мусульманское право у Аль-Газали, умерший в 1144 году в Бухаре».

 

Йакут ибн Абдаллах ар-Руми ал-Хамави, родился в 1179 или 1180 году в византийских владениях от родителей-греков, в детстве попал в плен и был куплен в качестве раба одним купцом из сирийского города Хама. В 1213 году он совершил путешествие по территории Азербайджана и северной Месопотамии, откуда проехал в Сирию и Египет. В 1218 году он начал составление своего географического словаря, используя доступную ему литературу. Этот словарь, построенный на новых началах, по сравнению с существовавшими до Йакута словарями, и значительно более полный, был им написан за 6 лет.

Обстоятельные сведения Йакут приводит о тех местностях, которые он сам видел. Материал о местах, которые он не видел, Йакут заимствует у своих предшественников — географов и путешественников, современных ему купцов, ученых и иных лиц, если они хорошо знали интересующую его местность и заслуживали доверия.

 

Как отмечал академик Зия Буниятов, на территории Азербайджана Йакут побывал дважды — в 1213 и 1220 гг., посетив Табриз, Марагу, Урмию, Уджан, Ахар, Маранд, Варави, Хой, Сараб, Ар-дабил, Ушну, Миане. Побывать на севере от Араза ему помешало монгольское нашествие. Таким образом, краткое упоминание населенного пункта Хыналыг аль-Хамави основывается на сведениях, почерпнутых им у других авторов. Некоторые исследователи полагали, что эти сведения, скорее всего, носили справочный характер.

После упоминания Хыналыга аль-Хамави в XIII веке, на протяжении практически всего остального средневековья сведений о шахдагских народах или их поселениях в источниках вплоть до XVIII века практически не встречалось.

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Другим ученым, кто оставил исторические сведения о шахдагских народах был российский географ, этнограф немецкого происхождения Иоганн Густав Гербер. С 1723 года Гербер, будучи уполномоченным комиссаром в Грузии, занимался составлением карты и описанием Кавказа и живущих здесь народов. Результатом этой деятельности стали рукописи, основанные как на личных наблюдениях автора, так и на сведениях, полученных от «хорошо информированных лиц». Одним из таких рукописей является «Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря» 1728 года. В очень кратких описаниях Гербера есть упоминания о шахдагских селениях и их характеристики.

 
shahdag-%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%BE-%D0%91% Село Будуг. Фото — Д.Ермаков. 1880 г. (МАЭ РАН)

Так, например, в провинции «нижний Дагестан» он пишет: «Будух, деревня большая. Выше Рустау к весту нужных гор». Далее, описывая этот уезд Гербер отмечает, что шесть деревень, в него входящих, большие, кроме Хыналыга, которому принадлежат «две или три невеликие деревни». Согласно Герберу, жители этих деревень говорят на «лезгинском языке», хотя «турецкой с татарским помешанной разумеют и употребляют, а особливо Будух, Алык и Капут». Примерно таким же образом Гербер описывает и Хыналыг, который расположен «выше Куба к весту между горами, — от норду закрыто, высокими горами Шак». Гербер сообщает, что и здесь население говорит на «лезгинском языке», хотя «турецкой с татарским помешанной разумеют и употребляют».

Далее в сообщении Гербера упоминается «Криз» (Грыз) — деревня большая, подле Ханалук, крепкими горами«. Аналогичные краткие сообщения есть у Гербера и о «Джак» (Джек), «Алык» (Алик) и «Капут» (Хапут).

Отдельно нужно отметить записи академика И.А.Гильденштедта — профессора натуральной истории Петербургской Академии наук, члена Берлинского общества испытателей природы, члена Эрфуртской академии (1779), президента Вольного экономического общества.

 

Гильденштедт приехал в Санкт-Петербург по приглашению Академии наук для участия в Академических экспедициях по изучению России (1768 г.). Его путешествие на Кавказ началось в июне 1768 года и с некоторыми перерывами продолжалось до 1773 года. Среди огромного материала, собранного экспедициями Гильденштедта и высоко оцененного многими этнографами, имеются очень краткие сведения, касающиеся шахдагских народов. Следует отметить, что при всей ценности и многочисленности собранных этими экспедициями материалов, в них имеются и некоторые неточности. Так, описывая провинции и народы Кавказа, Гильденштедт большинство языков нагорного Дагестана, в том числе и аварский, причисляет к лезгинскому языку. Определенная неточность вкрадывается и в сведения, в которых он сообщает о тюркских народах Кавказа. Именно в этом разделе под названием Терекменские, или Трухменские, татары» Гильденштедт отмечает, что они говорят на татарском языке, «совершенно сходного с турецким», и живут в округах, среди которых он упоминает «Хинакух» и «Кришбудах».

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Поскольку эти населенные пункты упомянуты недалеко от Губы, то очевидно, что имеются ввиду Хыналыг, Грыз и Будуг. Причисление населения этих сел к тюркским народам, судя по всему, обусловлено тем обстоятельством, что не все сведения участники экспедиций собирали непосредственно на местах и в результате собственного наблюдения сведения, сообщаемые респондентами, не всегда могли соответствовать действительности. Поскольку жители шахдагских сел издревле знали и говорили на тюркском языке, то не удивительно, что Гильденштедт мог причислить их к тюркским народам.

 

Сведения о шахдагских народах были обнаружены и в заметках Ф.Ф.Симоновича (1760-1815), участника персидского похода 1796 года, где он «снимал Южный Дагестан на карту, снял Табасаран, Дербентское, Кубинское, Ахтинское, Ретульское и Хамбутаево владения и оным топографическое описание сочинил, а также в последующих военных действиях против Персии и в осаде Эривани».

 

Сообщая о дорогах в Южном Дагестане, Симонович описывает дорогу в «Кубинский Дагестан«, в «деревни Кунак кент, Еффи Сюгуп и в Бутух, а оттуда чрез деревню Ергуч терекемейскими яйлагами вниз по Axчаю или чрез деревню Хрыз, чрез деревню Кузнеди и вниз по Дели-чаю в Кубу». Дальше в сведении Симоновича говорится о дороге из Грыза в Илису, через Хыналыг, вверх по Гудиал-чаю, через Кавказский снеговой хребет.

Сведения о шахдагцах в конце XVII века были зафиксированы П.Г.Бутковым, адъютантом в штабе генерал-майора С.А.Булгакова, принимавшем участие в 1796 году в персидском походе графа Зубова. В 1797 году, после упразднения генералитетских штабов, Бутков, в чине капитана, «был причислен в Тифлисский мушкатерский полк и вскоре за тем определен инспекторским адъютантом при инспекторах Кавказской инспекции».

В составленном Бутковым «Проекте отчета о персидской экспедиции в виде писем» имеется сообщение об административно-территориальной структуре Губинской провинции. Среди восьми округов, составляющих эту провинцию, Бутков отмечает «Хыналыхскую и Будухскую». При этом Бутков отмечает, что эти два округа «лежат в горах и называются Дагистаном. Каждой округ управляется особым беком, которой относится к кубинскому наибу».

 
shahdag-%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D Нижний квартал села Хыналыг. Фото А.Мамедли

Значительно более обширные сведения о шахдагцах содержатся в составленных на основе архива Буткова «Материалах для новой истории Кавказа». В этой записке автор сообщает о прибытии в Губу генерал-майора Булгакова со своим отрядом. Прибытие русского войска вынудило правителя Губинского ханства покинуть город и уйти вместе с семьей в горы.

Очевидно, что это обстоятельство беспокоило русских. Потому Бутков пишет в своей записке о слухах, о том, что Шейх-Али хан с семьей и родственниками «находится в горских селениях кубинской области Хырыз, населенных лезгинскими поколениями». При этом дается краткая характеристика этого села. В частности, Бутков отмечает, что в Грызе, расположенном на берегу Гудиал чая, в горах, имеется 180 домов и он «причисляется к кубинскому Дагистану, коего обитатели суть лезгинского племени, судя по наречию их, повинуются кубинскому хану только потому, что, не имея удобной земли, имеют надобность для скота своего в паствах на ровных землях кубинской области».

Далее Бутков сообщает, что генерал Булгаков, собрав «300 егерей, 120 драгун и 300 казаков» направился в горы для того, чтобы схватить Шейх-Али хана Однако, по прибытии на место, русские обнаружили, что хан «часов за пять бежал оттуда чрез селения Хырыз, где его семейство находилось, и Хыналык, во владения шекинского хана, кои там с кубинскою областию граничат».

В комментариях к этим запискам, Бутков дает некоторые пояснения относительно ряда населенных пунктов и географических названий.

 

Среди этих комментариев привлекает внимание пояснение, касающееся «Кубинского Дагистана», термина часто употребляемого российскими авторами XVIII — XX веков. Очевидно, что в данном случае имеется в виду горная часть Губинской провинции.

Бутков сообщает, что «Кубинский Дагистан делится на два округа: первый, хыналыкский, содержит селения по Кудиалу, снизу вверх: Хырыз 180 дворов, Джеки 130, Алик 100, Хыналык 200. Другой, будукский, там же, в горах по родникам, содержит 13 деревень, имеющих 387 дворов. Главное в оном и дальнейшее от Кубы селение Будук».

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...