Перейти к содержимому

Дети Килиманджаро: племя чагга


Recommended Posts

Африканское племя чтит традиции и живет без благ цивилизации

Без мобильных телефонов, компьютеров, кондиционеров и прочих современных изобретений. Скажете - не может такого быть?! Еще как может! Мир этих людей выстоял под натиском "благ цивилизации". Андрей Цаплиенко побывал в африканском племени Чагга, которому так и не удалось построить собственное государство, но получилось сохранить свои необычные традиции.

Эта хижина, пожалуй, самый маленький королевский дворец в мире. Его хозяин Манги Мку, последний правитель племени чагга, был сторонником малых архитектурных форм и простых законов.

Даниэль Млинги, потомок короля чагга:

- Он никогда не закрывал дверь, тем более, что ни замков, ни запоров не было. Над входом он оставлял листик юкки. Если он был сложен вдвое, это означало, что хозяева где-то неподалеку. Если же листик завязан узлом, вот так, значит, никого нет дома.

Примерно раз в сорок лет, когда наступала засуха, а вслед за ней и голод, столицу чагга, Марангу, захватывали воинственные кочевники-масаи. На этот случай у правителя был тайник, в который можно было на время спрятать подданных и армию.

Даниэль Млинги, потомок короля чагга:

- Кочевники брали в плен только женщин. Наши женщины рожали от их мужчин детей.

Как только дети достигали пятилетнего возраста - женщин казнили, чтобы дети не узнали от матерей о своем происхождении. Три века это убежище исправно спасало племя от полного истребления.

Андрей Цаплиенко, корреспондент:

- Даже в шестидесятые годы прошлого века, когда Танзания уже была независимой, местные жители продолжали прятаться в подземных галереях от периодических набегов кочевников. И сегодня пещеру содержат в "рабочем состоянии". Кто знает, как сложится ситуация завтра в нашем изменчивом мире?

Система подземных тоннелей протянулась на десятки километров.

Андрей Цаплиенко, корреспондент:

- Когда гость спускался сюда, пробираясь по этому коридору, он обязательно должен был произносить вслух пароль. Например, "Мама, мама, мама!" или "Папа, папа, папа!" Это был вопрос жизни и смерти. Если он не делал этого, воин, который находился в этой нише, наносил ему удар по голове тяжелым тупым предметом.

Судьба лазутчика была печальной. Его приводили в сознание, допрашивали в этой комнате, а затем приносили в жертву.

Даниэль Млинги, потомок короля чагга:

- Этот коридор для гражданских, а этот - только для солдат. Через него выносили к реке тела убитых лазутчиков.

Вентиляция, ее называли "мбуо"- "нос" - была надежно замаскирована от людей. Но не от животных. Как и триста лет назад, в подземном "носу" полным-полно летучих мышей.

Даниэль Млинги, потомок короля чагга:

- При короле это был объект повышенной секретности. Ну, а сейчас можно надеть специальные очки и увидеть подземелье, не спускаясь вниз.

Первым делом, в случае набега, прятали "мгангу", личного врача короля. Он не носил белый халат, не изучал латынь, но и без этого мог поставить на ноги раненых воинов. Апасия Пауло, прямой потомок королевского лекаря, продолжает семейную традицию.

Андрей Цаплиенко, корреспондент:

- У меня проблемы с животом, и постоянно горло дает о себе знать.

Апасия Пауло, знахарь:

- Да, у тебя есть проблемы. Но не очень серьезные. Я тебе дам лекарство, растворяй его в чае и пей три раза в день.

Тем же лекарством Апасия лечит и астму, и рак.

Андрей Цаплиенко, корреспондент:

- На вкус немножко, как лекарство, все-таки. Как аспирин.

Апасия Пауло, знахарь:

- Никакого колдовства. Я нахожу особые корни и перетираю их. И так мы делали всегда. Раньше у нас не было больниц, и люди болели меньше.

Сегодня у чагга нет ни короля, ни армии, ни флага. Единственное, что досталось им от предков, это отменное здоровье. Последний правитель, отказавшись от престола, дожил до девяноста двух лет, нисколько не жалея об утраченной короне.

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чагга (Танзания)
Проживает у подножия вулкана Килиманджаро. Исповедует различные верования: христианство, ислам и традиционные религиозные убеждения. Занимается скотоводством и земледелием на террасированных полях вдоль горы. Их питание: мясо, бананы, молоко, ямс, просо и другие растительные продукты.

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Танзания. Племя чагга и божественная Моника.

 

Вечером в отеле подслушиваю как на веранде делятся впечатлениями туристы спустившиеся с Кили. Обидно, но становится не так завидно, когда в ключевой день восхождение описывается в тумане. В общем, не так много и потерял. Забегая вперед, скажу, что Кили мне не далась – и я не сделал ни одного толкового кадра, если не считать мальчишек играющих в футбол у подножия горы, который есть в предыдущем посте о Танзании.
На следующий день едем к подножию Кили в базовый лагерь. Мой гид из племени чагга. Собственно все носильщики и горные гиды это чагга – вроде непальских шерпов. Это их земли и традиционно чагга живут на склонах горы. Много лет назад у чагга были разборки с воинственными масаями. И в некоторых деревнях даже сохранились подземные лабиринты, где чагга прятались, когда приходил враг. По некоторым ходам можно проползти и сегодня, есть комнаты, где может спрятаться достаточно много людей. Лабиринты копались под всей деревней и вели в лес и к реке, чтобы можно было уйти из под носа у врагов. Сейчас там толлько летучие мыши.

000phgbp
Девушки племени чагга

000q3py5
Вход в подземный ход. Конечно сейчас подземельями не пользутся, а это содержится в хорошем состоянии именно для туристов

Выползаю из норы грязный, но счастливый. Идем дальше на водопад - горная речушка стекает прямо с ледников Кили. Здесь много пальмовых рощ, но едят бабаны чаще всего не как у нас, наслаждаясь сладкой желтой мякотью. Чагга собирают бананы зеленые и варят похлебку с мясом (название блюда) - где бананы по вкусу очень похожи на картошку. Вообще танзанийские деревни похожи на нашу глубинку: такие же огороды, покосившиеся дома, только вместо яблонь – пальмы.
И еще в деревнях много рисунков на стенах – сначала думаешь, что какая то акция художников. А потом понятно, что многие не умеют читать и чтобы донести информацию до селян, хозяин, скажем, паркмахерской тщательно нарисует на стене разные прически. Причем детализация такая, что привези картины в Европу – они вполне бы сошли на современное искусство.


s640x480
Арт-объекты у каждой лавки

В пальмовой роще стоит одинокий дом, то ли хозяева, то ли смотрители. Но во дворе две девушки лет двадцати. Одна немного говорит по-английски и представляется Моникой. Очень неожиданно, но ей идет утонченное имя отдающее чем то французским. В ее глазах неподдельный интерес и что-то дико привлекательное. А когда она заглядывает мне через плечо в фотокамеру, прижимаясь грудью так тесно, что я спиной ощущаю весь жар Африки… Я уже еле стою на ногах и жалею, что нужно уходить.


000pp789
Моника, живущая в пальмовой роще

На водопаде показывают своему гиду портреты Моники и признаюсь, что еще немного и пришлось бы жениться. Он только улыбается, а потом на полном серьезе говорит "20 баксов - и нет проблем». И чуть ли не тянет меня обратно к ее дому. Светлый образ чернокожей Моники начинает рассыпаться у меня на глазах и я понимаю, что если соглашусь, то от ее образа не останется и кучки вулканического пепла. Я отказываюсь и лезу в озеро под водопадом, остудиться и фотографировать мальчишек, которые ловят мелких сомиков на ужин.

000pr50d
Обед пойман

s640x480

s640x480
Просто очень красивые мальчишки

Свежесть горной реки исчезает пока приходится выбираться из ущелья. Гид ведет меня в деревню чагга. Здесь еще сохранилось несколько традиционных хижин, в одной из них на костре варится банановая похлебка. Дети хозяйки поймали тритона и показывают мне как он меняет цвета. Потом, получают честно заработанную монету.
Самое злачное место деревни - пивоварня. По местной технологии хмельной напиток готовят из тех же бананов. В чанах плескается бурая жидкость, кто-то зачерпывает мне кружку и дает попробовать. Нефильтрованная жидкость на вкус ужасна, на зубах чувствуются крошки бананов. Это, конечно, даже не клинское.
Но местным для счастья нужно немного - подавляющее большинство поголовно исповедует принцип - "акуна Марата". Что в вольном переводе с суахили значит "все зашибись", а в дословном «жить без забот». Принцип действует всегда, даже когда из еды только зеленые бананы и пиво из этих же зеленых бананов.

s640x480
Пиво варят прямо внутри сарая и тут же разливают жаждущим

000ey4d7
Портрет грустного старика чагга


Колониальное прошлое
В этом смысле показательны рассказы Лени Рифеншталь о соседнем Судане. Итогом ее работ вышел толстенный фотоальбом «Africa». Лени Рифеншталь, конечно, лучше всех смогла передать жизнь последних диких племен континента. Показывала их природную естественность, рассказывала о племенах соседнего Судана, которые не знали, что такое стеснение, нагота и материальные ценности. Прошло десять лет после первых съемок и, когда она снова попала в то же племя, они уже нацепили на себя вонючие тряпки, стыдились ходить голые, а дети выпрашивали монетки и батарейки. Миссионеры западной культуры добрались и сюда.
Мне всегда казалось это некоторым преувеличением, но когда начинаешь читать историю Танзании, сразу становится ясно, что вляние чужеродных культур ни капли не преувеличение.
Соседние арабы и индийцы уже за несколько веков до нашей эры морем добирались до берегов Танганьики. (страна называлась Танганьикой до того как в 1964 году не образовала союзное государство с крохотным, но значимым островом Занзибар на берегу Индийского океана. Тогди и придумалось гибридное название Танзания)
На побережье и островах находят древний китайский фарфор и монеты, чеканенные 1200 лет назад. Арабы из персидского Шираза основали города на островах возле побережья. Тогда возможно сюда попали и изгнанные из Ирана парсы – огнепоклонники. В одной из семей Занзибара родился Фредерик Бульсара, более известный как Фреди Меркьюри.
Но к моменту его рождения метрополия Танзании уже несколько раз сменила местоположение и даже континент.

s640x480
Дети чагга

s640x480
Нашел тритона хамелеона и заработал честный доллар

s640x480
Традиционный дом чагга. Таких есть несколько на склонах Килиманджаро, хотя большинство живет в обычных халупах привычных глазу жителя обычной деревни. Разве что срубов нет

s640x480
Похлебка с мясом и зелеными бананами вместо картошки. Очень вкусно. Правда, это скорее пища для туристов, чем ежедневная еда местных

И все спасибо порутгальцу Васко да Гама, который «открыл» побережье Танзании в 1502 году. Коварный купец-мореплаватель пообещал местному эмиру Мухамеду Киваби свободу, однако нарушил слово, взял его в плен и отпустил только после того, как тот признал португальское владычество и уплатил 5 тысяч круцадо (примерно 20 тысяч марок) выкупа. На эти деньги Васко да Гама во имя прославления Всевышнего заказал золотую статую, которая по сей день хранится в Белемской церкви в Лиссабоне.
Лет двести португальцы держались в горных крепостях, пока не приплыли арабы и не согнали их куда подальше в 1696 году. А на Занзибаре был устроен султанат.
Новых султанов Занзибара очень привлекала их вторая империя на побережье Танганьики, но им то и дело приходилось возвращаться к себе домой, в Персидский залив, чтобы наводить там порядок, ибо родственнечки без конца оспаривали у них трон. Арабы толком не освоили страну и жили только на берегах, но отправляли рейды за рабами и слоновой костью аж до озера Танганьика. Хотя до масштабов европейской работорговли, опустошившей Западную Африку арабам было далеко.
Говоря об исследованиях Африки, нельзя не вспомнить Ливингстона. Унинальный исследователь пропроделал 50 000 километров изучая континент. Последняя его экспедиции как раз проходила у озера Танганьика и только чуть чуть он не добрался до снегов Килиманджаро и кратера Нгоронгоро. Чесно говоря, я всегда считал его географом, но оказывается, Ливингстон начинал свои путешествия как миссионер. Только потом исследовательское начало в нем взяло вверх. Ливингстона можно назвать одним из лучших христиан-миссионеров. Он искренн верил, что несет знания аборигенам, что сможет побороть рабство. И местные племена отвечали взаимностью – его искренне любили и помогали. Без их помощи он не прошел бы 50 000 километров по Африке.
Но и его деятельность опосредованно принесла вред. Точно как и Лени Рифеншталь, Ливингстон видел в диких племенах очень позитивных людей. Если было бы иначе, его бы прибили на первой сотне километров, как часто случалось с другими «пседвоисследователями». Но по его пути отправлись менее морально устойчивые европейцы и ничего хорошего местным народам это не принесло.
Кстати, та намибийская деревня племени химбу, которую я описывал в прошлый раз, отличается от многих в лучшую сторону. И похоже, именно потому что находится около закрытой части национального парка «Берег Скелетов», куда попадает только редкий контингет белых людей.


000pyxyd

000pzc54
Еще мальчишки у водопада

Иначе себя вели «купцы». В 1884 году, в Германской империи возникло Немецкое колониальное общество, которое всячески пропагандировало приобретение колоний. Впрочем Бисмарк высказывался против приобретения колоний в Африке. Но юный немец Карл Петерс, как только ступил на берег Танзании, быстро заключил договоры с вождями 12 племён о переходе их под власть Германии. На Бисмарка надавило общественное мнение и он пообещал государственную поддержку колониям, потому что поблизости, с вооруженными отрядми шлялись англичане и вполне могли добиться таких же договоров. Неграмотные африканцы не понимали масштабов бедствия, которые принесут их закорючки на бумагах бледнолицых.
Кстати, Карлу Петерсу удалось то, что не получилось у нашего Миклуха-Маклая в Новой Гвинее. Он тоже привез прошение (именно прошение, а не договор купленный за железяки) аборигенов Новой Гвинеи взять их под свою опеку. Но продавить царскую волю было не под силу никакому общественному мнению и идея создания русской колонии в Тихом океане так и не была реализована. Хотя желающие ехать собирались по всей стране.
Ну а в Африке все шло своим чередом – 1 января 1891 года Германское государство взяло на себя управление новым протекторатом Танганьика под названием Германская Восточная Африка, не смотря на восстания местных племен. Впрочем, немцы, особенно не колебались и все мятежи подавили. Хорошо хоть не устроили геноцида как в Намибии, где напомню, в концлагерях уничтожили порядка двух третей всего населения.

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

На нижних склонах Килиманджаро живет народ чагга. Они знали эту гору задолго до появления первых европейцев, это их родная земля. Чагга известны трудолюбием и инновациями в сельском хозяйстве, яркими нарядами женщин, умением выращивать кофе и бананы, вкусной едой и знаменитым банановым пивом.

Сегодня чагга принимают активное участие в восхождениях на Килиманджаро, работая гидами и портерами. Если вы отправляетесь в тур на «крышу Африки», то обязательно встретите их. Этот африканский народ привлекает не так много внимания, как масаи, но чагга тоже достойны интереса и изучения. Рассказываем о чагга всё, что узнали, живя среди них вот уже 10 лет.

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ
Чагга живут у подножия горы Килиманджаро как минимум с 15-го века.
Они известны умением выращивать бананы и кофе. Из бананов чагга варят пиво, а кофе экспортируется в другие страны.
Представители чагга выносливые и трудолюбивые. Они славятся не только сельским хозяйством, но и выполнением сложной работы во время восхождений на Килиманджаро.
У них есть свое священное растение, ритуальные и ремесленные традиции, а также «фирменные» блюда, например, мтори — рагу из мяса и бананов.
Представители чагга на Килиманджаро во время противопожарных работ
Представители чагга на Килиманджаро во время противопожарных работ

Кто такие чагга

Чагга — это народ, живущий на северо-востоке Танзании, на южных склонах горы Килиманджаро. Танзания богата народами и разными культурами, всего здесь живет 132 этнические группы. Чагга — третья по величине.

Чагга в Танзании считаются успешными, деловитыми, трудолюбивыми, одними из самых образованных. Не в последнюю очередь это связано с давними и обширными контактами с европейцами. Однако есть у этого народа и свои собственные культурные особенности, которые удалось сохранить до нашего времени.

Чагга — коренные жители Килиманджаро, живущие на горе, как минимум, последние 500 лет.

Чагга или чага? А может, джагга?

Этот народ могут называть немного по-разному: чага, чагга, джагга и даже вачагга. Это разные варианты написания одного и того же термина. Объяснение заключается в том, что эти слова приходили из разных языков: немецкого и английского. А еще сказываются особенности языка суахили, на котором говорят все народы Танзании. Мы будем использовать слово чагга, но вы теперь знаете, что все эти слова называют один народ.

Первым народ чагга увидел и описал немецкий путешественник и миссионер Иоганес Ребманн. Он же первым из европейцев в 1848 году рассказал миру о горе Килиманджаро.

Территории, которые населяли чагга в 19-м веке, стали называть Чаггаленд или Королевства Чагга. Хоть все представители этого племени и говорят на общем языке, но имеют разные диалекты. Всё это — несколько королевств и диалектов — указывает на то, что чагга не всегда были единым народом.

Чагга — это не совсем один народ с одним языком. Правильнее говорить, что это несколько родственных этнических групп с шестью языками и множеством диалектов.

А уж как в прошлом враждовали между собой разные кланы! Какие свидетельства этому сохранились до наших дней — расскажем дальше.

Где и как живут чагга

Чагга населяют южные и восточные склоны горы Килиманджаро от Кибонгото до Уссери, а также территории южнее и западнее горы. Это регионы Килиманджаро и Аруша в Танзании.

Карта Килиманджаро с обозначением мест расселения чагга на юге и востоке горы
Карта Килиманджаро с обозначением мест расселения чагга на юге и востоке горы

Традиционно чагга живут в деревнях, занимаясь сельским хозяйством и немного скотоводством. Есть они и в городах: больше всего их сконцентрировано в столице региона Килиманджаро городе Моши, но живут они и в соседней Аруше.

Традиционные дома чагга

Отыскать дома и семьи, живущие по старым порядкам, всё труднее, так как жизнь сильно меняется даже в Африке. Однако в деревнях по-прежнему встречаются дома старого типа, а еще есть небольшие музеи, демонстрирующие традиционный уклад жизни народа. Например, в Марангу есть музей чагга, который можно посетить во время путешествия на Килиманджаро.

Традиционное жилище чагга представляет собой дом-улей с одним входом и без окон. Он выглядит как шатер, где нет перехода между стенами и крышей. Собирается такой дом из сухой травы или банановых листьев.

Высокие дома-ульи короля манги Мели в Марангу. Исторические фото сделаны Гансом Мейером в 1886–1911 гг. Владелец: Deutsche Fotothek
Высокие дома-ульи короля манги Мели в Марангу. Исторические фото сделаны Гансом Мейером в 1886–1911 гг. Владелец: Deutsche Fotothek

В более поздних конструкциях использовались ветки с грязью или даже свежими коровьими лепешками. В этом случае получается подобие мазанки. Это уже влияние других народов Танзании, так что такой традиционный дом можно считать суахилийским.

Современный дом из коровьего навоза в Кибошо
Современный дом из коровьего навоза в Кибошо

В доме обычно жила вся семья вместе с домашним скотом. Лучше всего был обустроен угол для главы семьи. Женщинам отводилось место рядом с животными, поскольку они за ними ухаживали. В домах держали не только коз, но также коров с телятами. От этого в хижине было тепло. У детей был отдельный угол с небольшой калиткой.

Традиционный для чагга дом-улей — место, где ночевала вся семья. А вот днем и сейчас принято большую часть времени проводить на улице.

В центре хижины разводился и поддерживался огонь. На склонах Килиманджаро бывает холодно, особенно на большой высоте. А в сезоны дождей еще и очень влажно, так что люди использовали любой способ согреться, даже задерживающийся в помещении дым.

Современные дома делают из обожженных глиняных или цементных блоков, а крышу покрывают металлическими листами. Почти в каждом доме есть электричество, но многие всё равно готовят на улице на костре. Современные чагга активно используют солнечные панели, так как с электричеством в Танзании часто случаются перебои.

Типичное современное здание чагга. Деревня Мачаме с Килиманджаро на фоне
Типичное современное здание чагга. Деревня Мачаме с Килиманджаро на фоне

Деятельность чагга: сельское хозяйство, разведение животных, торговля

Чагга славятся трудовой этикой и предприимчивостью. Учитывая, что в целом Танзания развивается медленно, и многие здесь зачастую довольствуются малым, такой деятельный взгляд на жизнь дает чагга преимущества.

Бананы, кофе, ямс и просо

На Килиманджаро очень плодородная вулканическая почва, дающая возможность собирать обильный урожай несколько раз в год. Эти земли щедро поливаются дождями, по склонам течет множество рек и ручьев, здесь много солнца. Все эти естественные преимущества чагга усилили грамотным подходом к ведению хозяйства.

Ирригационные системы — достижение чагга, сделавшее их одним из самых успешных народов Танзании. Прогулявшись по деревням на Килиманджаро, вы заметите множество оросительных каналов.

Чагга выращивают на плантациях бананы, просо, кукурузу, кофе, а на личных приусадебных участках еще и овощи, ямс, маниок, фасоль. В садах зреют авокадо, манго, папайя, джекфрут.

Посреди банановой плантации на южном склоне Килиманджаро
Посреди банановой плантации на южном склоне Килиманджаро

Кофе из Килиманджаро обрел мировую популярность в первой половине 20-го столетия благодаря европейцам. Это экспортная культура, ставшая за сто лет визитной карточкой чагга и региона Килиманджаро. Танзанийский кофе ценится любителями за выразительный фруктовый вкус. Знатоки особенно любят танзанийский пиберри.

Кофе появился на Килиманджаро в конце 19-го века и к 1920-м стал основной товарной культурой для чагга.

В хозяйственной деятельности чагга есть разделение занятий по половому признаку, и эта традиция сохраняется до сих пор.

Мужчины прокладывают и поддерживают оросительные каналы, подготавливают поля, выгоняют скот пастись, строят дома, кормят и забивают животных. Женщины собирают дрова, носят воду, занимаются уборкой дома и приусадебного участка, ухаживают за детьми, стирают, работают в полях, готовят еду для членов семьи и животных, торгуют овощами и фруктами.

Коровы и козы

Чагга разводят скот, хотя это не основное занятие. Из-за особенностей рельефа на Килиманджаро попросту не так много места для пастбищ. Хотя многие держат коров и коз.

Горбатые коровы зебу в Танзании
Горбатые коровы зебу в Танзании

Кстати, почти все коровы здесь с горбами. Они называются зебу и имеют частично индийское происхождение. А вот коз держат не только ради молока, но и для использования в ритуалах. Чагга режут коз во время важных семейных и клановых событий, а также зажаривают на вертеле целиком для угощения на свадьбах.

Торговля

Для чагга характерны не только сильный характер и предприимчивость, но и традиции образования. Жителям Килиманджаро повезло в том, что самая высокая гора Африки привлекала европейских исследователей. Вслед за ними сюда приезжали христианские миссионеры, например, немец Рихард Ройш, прославившийся многочисленными восхождениями на Килиманджаро и обнаружением замерзшего в снегах леопарда.

Для обращения африканцев в христианскую веру сначала нужно было научить их читать. Самыми успешными были те миссии, которые вкладывались в образование, открывали приходские школы. Такие миссионеры, как Рихард Ройш, заложили основу для массового образования на территории современной Танзании.

Для того чтобы научить чагга читать Библию и молитвы, миссионерам пришлось создать алфавит для местного языка, а также напечатать книги и построить школы. Так чагга одними из первых в Танзании получили образование.

Получая знания, чагга успешно использовали их в практической деятельности, в том числе в торговле. Так, например, самый первый кооператив в Африке был организован именно на Килиманджаро. Это Кооперативный союз коренных народов Килиманджаро — KNCU.

Здание кофейни в Моши, которой владеет кооператив KNCU
Здание кофейни в Моши, которой владеет кооператив KNCU

Еще одно преимущество ранних отношений чагга с европейцами — распространение английского языка. Хорошее знание английского дает возможность работать в туристической отрасли, одной из ключевых для региона Килиманджаро.

Многие представители чагга имеют хорошее образование, умеют торговаться, организуют малый бизнес, идут в политику, работают в сфере экономики, переезжают в Дар-эс-Салам и даже в другие страны, чтобы повышать навыки и строить карьеру.

Культура чагга

Когда говорят о культуре африканских народов, то имеют в виду ритуалы, одежду и украшения, музыку, традиции, ремесла. А еще, конечно, традиционную еду и вообще всё, что связано с кухней. Расскажем коротко обо всем.

Чагга, работающие с железом возле хижины. Ганс Мейер, 1886–1911 гг. Владелец фото: Deutsche Fotothek
Чагга, работающие с железом возле хижины. Ганс Мейер, 1886–1911 гг. Владелец фото: Deutsche Fotothek

Язык чагга

Ядро любой национальной культуры — язык. Все чагга объединены языком кичагга, хотя правильнее говорить о совокупности диалектов. Несмотря на несколько диалектов, существующих в разных деревнях, все чагга могут понимать друг друга. Это касается даже тех, кто живет в отдалении от Килиманджаро в районе гор Северные Паре и говорит на гвено.

На языке кичагга говорят только дома, а в школе и на работе принято использовать язык суахили. На нем преподают в начальной школе. В средней школе и в вузах преподавание обычно ведется на английском языке. Таким образом, многие представители чагга владеют минимум тремя языками. Справедливости ради скажем, что в деревнях английский осваивают далеко не все.

Верования и ритуалы чагга

Устные предания не очень хорошо сохранились у чагга. Своей письменности у них не было, а в 19–20 веках они подверглись сильному влиянию европейцев, особенно в религиозной сфере жизни. Например, сегодня антропологам довольно трудно найти коренных жителей Килиманджаро, которые сохранили бы традиционные верования. Практически все чагга исповедуют христианство в том или ином виде, небольшая часть — мусульмане.

Католическая церковь в Кибошо
Католическая церковь в Кибошо

Известно, что главным божеством чагга до массовой христианизации был Рува. Его соотносили с солнцем и наделяли способностью создавать всё сущее в мире.

Во что многие чагга верят и в наши дни несмотря на христианство, так это в суеверия и колдовство. Многие по-прежнему готовы платить деньги за походы к колдунам, чтобы те провели различные ритуалы: исцелили, приворотили, изгнали злых духов, наслали порчу, сняли проклятие и тому подобное.

Популярны также знахарство и народная медицина. Знания о лекарственных растениях передаются из поколения в поколение, многие прибегают к помощи целителей и их практик. В ход идут различные травы, корни растений, кора деревьев и прочее. Но есть в культуре чагга одно растение, которое особенно важно и почитаемо.

Масале — так чагга называют красивое кустарниковое растение с глянцево-зелеными листьями. Оно считается священным.

Масале растет на территории каждого участка рядом с домом. Это вечнозеленый кустарник драцена душистая (Dracaena fragrans), вырастающий до 15 метров в высоту. Он символизирует благополучие и процветание. Его высаживают во дворах, чтобы отпугнуть от семьи злых духов. Иногда можно видеть, как вырванные кусты масале привязывают к деревьям вдоль полей. Это делается для ритуальной защиты урожая.

Масале — священное растение чагга
Масале — священное растение чагга

А еще у чагга есть необычная традиция. Если соседи или члены семьи ссорятся, то им нужно как можно скорее помириться, иначе обида и злоба навлекут болезни и различные несчастья. Самая простая версия ритуала — человек отрывает лист масале, сворачивает его в узел и так приносит тому, кого обидел. Можно ничего не говорить — по традиции все знают, что это ритуал прощения. Не простить принесшего лист масале нельзя.

Свернутый в знак прощения лист драцены душистой
Свернутый в знак прощения лист драцены душистой

Легенды, пословицы, песни

В легендах чагга говорится о переселении народа на склоны Килиманджаро, в том числе рассказывается о первом вожде, который привел чагга к подножию высокой горы. Эта часть фольклора сохраняет историю миграции народов банту из Западной и Центральной Африки на восток и юг континента. Считается, что чагга заселили плодородные южные склоны Килиманджаро в 15–16 веках. Но откуда они пришли и чьими потомками были, это не известно ни исследователям, ни самим чагга.

Другие легенды чагга хранят истории клановых войн. К концу 19-го века насчитывалось под 40 королевств чагга, живущих на склонах Килиманджаро. У каждого был свой король — манги. Соседи совершали набеги друг на друга, а также периодически отбивались от нападавших масаи и других пришлых племен. Для этого чагга рыли подземные ходы, частично сохранившиеся до наших дней. Под землей они скрывались сами, прятали ценное имущество и устраивали засады на врагов.

В одной из пещер чагга, Кибошо
В одной из пещер чагга, Кибошо

Сказки иносказательно повествуют об отношениях внутри клана. В них часто главными героями бывают животные: леопарды, слоны, обезьяны. Их отличительные особенности — это, как и у других народов мира, способ показать черты характера людей. А вот в мифах появляются сверхъестественные существа и духи предков, с помощью которых чагга объясняют свое происхождение и связь с горой Килиманджаро.

Лучше всего устные традиции чагга сохраняют пословицы. Они подчеркивают важность единства общины, ценность взаимопощи, уважение к мудрости старших членов общества. А еще в пословицах отображается трепетное отношение чагга к связи между поколениями. Например, одна из самых известных пословиц чагга говорит о важности продолжения рода.

«Тот, кто оставляет после себя ребенка, живет вечно».

..Пословица чагга.

Еще одна хорошо сохранившаяся часть фольклора — песни. Их исполняют до сих пор, хотя ритуальная функция песен может быть уже утрачена. Чагга пели во время значимых церемоний и совместного труда, например, обрабатывая землю или собирая урожай.

Музыкальные инструменты чагга

Традиционные инструменты чагга: колокольчики, деревянные флейты, барабаны. Поскольку музыка неразрывно связана с танцами, то практически всеми инструментами можно пользоваться, двигаясь и танцуя. Например, колокольчики надеваются на ноги, а барабаны сделаны компактно, так что их можно держать под мышкой или зажав между ног.

Традиционный барабан, ремесленная мастерская-магазин в Моши
Традиционный барабан, ремесленная мастерская-магазин в Моши

Танцами и пением сопровождаются все праздники. Сегодня традиционные инструменты используются чаще на церемониях, которые устраивают специально для гостей. Также их можно найти в сувенирных магазинах.

Традиционные ремесла чагга

Помимо музыкальных инструментов народ чагга изготавливает собственную деревянную посуду, различные украшения из бисера и кожи, а также орудия труда для работы в поле и оружие, в первую очередь, копья.

Ковш-черпак чагга для бананового пива
Ковш-черпак чагга для бананового пива

Еще одним ремесленным направлением можно считать плетение корзин, а также ковриков и соломенных головных уборов. И конечно, чагга шьют яркую одежду и делают обувь. Кстати, швейное дело не считается только женским занятием, в этой сфере занято много мужчин.

Одежда и украшения чагга

Самым распространенным материалом для одежды у чагга традиционно были коровьи шкуры. Использовались шкуры и даже мех других животных, поскольку на Килиманджаро рядом с горным лесом низкие температуры, холодные дожди и туманы.

Бисерные украшения и ткань появились здесь позже, при активных контактах с внешним миром. Сегодня традиционными элементами одежды можно считать большие отрезы разноцветной ткани, которые носят женщины. Большой кусок ткани называется китенге, а маленький — канга. Их можно подвязывать поверх платья под мышками или носить наподобие юбки. А еще их используют в качестве переносок для маленьких детей. Ребенок при этом чаще всего оказывается за спиной матери.

Современное элегантное применение традиционной канги, Танзания
Современное элегантное применение традиционной канги, Танзания

Интересно, что сейчас чагга носят практически любой тип современной одежды за исключением шортов. В шортах ходят только мальчики, поскольку это часть школьной формы. Все остальные вдали от пляжей носят закрытую одежду.

Кухня чагга: еда и напитки

На базовом уровне традиционная еда чагга вертится вокруг бананов. Выращиваются разные сорта: какие-то бананы едят сырыми, другие варят, третьи обжаривают. Самое популярное блюдо кухни чагга — мтори. Это густое рагу с тушеным мясом и бананами.

Рис и овощи — повседневная еда чагга
Рис и овощи — повседневная еда чагга

Также в меню чагга много батата, риса, фасоли, маниока, курятины, говядины и козлятины. Из кукурузы делают муку, которую используют для приготовления угали — очень простого блюда, похожего на густую кашу, которую едят руками.

Самый популярный напиток чагга — домашнее пиво мбеге, сваренное из ферментированных бананов. В него добавляют закваску на основе муки из проса. Подают гостям на свадьбах и похоронах, двух главных для чагга культурных мероприятиях.

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...