Перейти к содержимому

Nауменко Майк.....


LANA

Recommended Posts

Итак, мой рассказ о Майке Науменко и о «Зоопарке». Первая, как я считаю группа , играющая чистый панк-рок в то время на просторах необьятной совдепии( рядом я бы поставила ещё «Автоматический удовлетворитель» с Пановым, но Майк мне ближе, поэтому говорить буду о нём). Майк, талантливый перевоводчик, блестяще знакомый с творчеством зарубижных исполнителей, имеющих в кумирах Т-REX. Науменко принадлежит первый, и практически до сих пор самый удачный опыт "русификации" зарубежного шлягера (знаменитая "We Love To Boogie" T. Rex, Когда я села писать о Майке, то поначлау мне казалось , что «Зоопарк» близок к таким выдающимся представителям "гаражного рока", как Troggs или Velvet Underground . Но чуть позже , устав искать аналогии, я ограничусь одним – Майк – это не типичный панк-рок, так как Панк-рок, построенный на животном драйве и напоре, оказался абсолютно чужд России. Жизнь в стиле "панк" -- тотальное неприятие системы, крайнее недовольство миром в целом, и собой -- в первую очередь, лихой беспредел в поведении -- русскому человеку близка и понятна. Чего не скажешь о музыке. Отличительной чертой их песен были неподражаемая внутренняя свобода и бытовая поэтическая направленность. При этом англоман и англофил, Майк часто лишь имитировал музыкальное творчество, не стесняясь позаимствовать мелодию или ритм песни у западных мегазвезд вроде Болана или Дилана. Но это ничуть не умаляет его возможностей , как блестящего музыканта.

Итак, Майк был ленив, обидчив и ревнив. В конце концов, он пил.

Какая-то мадам звонит мне третий час,

От нее меня тошнит, тошнит уже не в первый раз,

Я говорю ей: "Ненавижу, не люблю и не хочу! ", --

Я говорю, -- "Меня здесь нет, я давно ушел к врачу"...

Разбиваю телефон,

Иду пить самогон...

Хочется курить, но не осталось папирос...

Я боюсь думать -- наверно, я трус.

Денег нет, зато есть пригородный блюз!

Майк ничего не делал через силу. Особенно когда это касалось творчества. Он писал, когда писалось. Когда не писалось, он пил. Наверное, в нынешние продуктивные времена это звучит слабым аргументом в защиту таланта. Бухать бухашку и страдать херней как бы уже немодно. Сейчас модно быть эдакой пчелкой-трудяжкой, быстрым демоном: сочинил песню, записал ее, отдал в ротацию, поехал в тур, вернулся, записал новую. И так, пока не сдохнешь. «Иначе выпадешь из обоймы». Я не знаю, насколько это хорошо. Мне кажется, что все-таки правильный артист должен балансировать на грани анархии и порядка, а в ценность «творчества по часам» я не верю. Пик его активности пришелся на 1980—85 годы. В это время «Зоопарк» выпускает один за другим очень сильные альбомы. Самый же цельный (или, как сейчас сказали бы, концептуальный) — именно первый, акустический, записанный в полукухонном варианте. «Сладкая N и другие» — совершенно хаотический набор уже написанных к тому времени песен, около 20. ... А вообще — не альбом, а бесшабашная щедрость. Ближайший соратник Майка — Борис Гребенщиков — уже тогда очень строго относился к своему творчеству, песни на берегу Невы под гитару и гармошку — для него уже пройденный этап. Каждый его альбом того времени — уже жесткий отбор, выверенный шаг. То же самое — Макаревич. У Майка же — нате, пожалуйста, берите все, что есть. Не жалко? Мог ведь хотя бы разбить материал на два альбома... С точки зрения нынешнего шоу-бизнеса, эта небережливость, нерасчетливость — чудовищное преступление. Но и альбом такой теперь поди поищи. Он всегда описывал в стихах жизнь своего круга, и проблема внезапного охлаждения отношений с подругой его волновала куда больше, чем дефицит на прилавках или тупость власти.

Кто слушает "хэви-металл", Арабесок и Оттаван,

Кто бьет друг другу морду, когда бывает пьян?

У кого крутые подруги, за которых не дашь и рубля?

Кто не может связать двух слов, не ввязав между ними ноту "ля"?

«С кем и где ты провела эту ночь, моя сладкая N?» — спрашивал он, когда другие разоблачали социальный строй и требовали перемен. «Я обычный парень, не лишен простоты», — заявлял Майк, и это не было кокетством. Другие становились «культовыми персонажами» и «символами поколения», а Майк, который имел все права стать и тем, и другим, предпочел остался прежним.

Мне, как женщине , чрезвычайно любопытен женский портрет в песнях Майка. Майк, безусловно, — лучший женский психолог из «поющих поэтов» 70-х. Тогда многие рок-музыканты пытались воспеть новый тип женщины, не вписывающийся в официальные реестры рядом с передовыми ткачихами, знатными доярками и учительницами с добрыми глазами: рожденное в тяжелых условиях позднесоветского быта первое поколение самостоятельных, не лишенных художественного вкуса, но циничных и взбалмошных девушек, сознательно играющих и «в любовь», и «в жизнь». ... Именно их поначалу и пытался описывать Майк, нечаянно изобразив несколько вечных типов: стерва, дура, детка. Сладкая N. В песнях Майка впервые прозвучали слова секс и траханье,

Послушай, милая, ведь это же страшно --

Поставить свою жизнь, и на кого -- на меня...

А-а! Забудь все то, что я тебе сказал...

Иди сюда, я опять хочу тебя...

Он первым использовал вульгарный сленг, на котором говорила «другая» молодежь — облом, не по кайфу, гопники, голяк и ништяк, а главное — он первым описал как типичные нестандартные ситуации: жизнь в гражданском браке, тунеядство, запойное пьянство.

Моя одна из любимых песен Майк так и называется «Ты дрянь» :

Ты -- дрянь! Лишь это слово способно обидеть.

Ты -- дрянь!

Я не хочу тебя любить, но не могу ненавидеть --

Ты не тот человек, с которым я способен жить.

Когда ты лжешь мне в лицо, я способен тебя убить.

Ты бьешь мои тарелки одну за другой,

Ты строишь всем глазки у меня за спиной.

Ты -- дрянь!

Ты вновь рыдаешь у меня на плече, но я не верю слезам.

Твое красивое лицо катится ко всем чертям...

Но скоро, очень скоро, ты постареешь,

Торопись -- и тогда, может быть, ты успеешь.

Ты -- дрянь!

Нет, ты не тот человек, с которым я способен жить.

Когда ты лжешь мне в лицо, я способен тебя убить.

Наверно, мы слеплены из разного теста,

И скоро другая дрянь займет твое место.

Ты -- дрянь!

Всё просто – и это в то время, как поют о девушках-полубогинях и никто не смеет назвать вещи своими именами!!!

К слову говоря, язык Майка литературно безупречен. Он совершенно естественный, в нем нет искусственных усложнений и подтекстов. Да, сленг, да, в напечатанном виде они кое-что теряют, но Майк говорит на языке русских поэтов, а не кальками с английского! «Я не могу тебя любить, но не хочу ненавидеть», — эту пограничную ситуацию Науменко описал с таким простым, спокойным и злым изяществом, выбрав не форму вопросов, на которые нет ответов, а принцип констатации: «Ты дрянь». Майк, впрочем, тонкий лирик, он фиксировал не столько полюсные ситуации сколько полутона, когда еще ничего не случилось, но какое-то неуловимое предчувствие уже появляется: «Я ничего не обещал тебе, и ты мне ничего не должна, но мы же любим друг друга? Наверное, да: ведь ночь была так нежна... Открой окно — как там погода? Чуть-чуть прохладно? Что ж, такое время года, но мне пока что тепло в кольце твоих рук... Но скажи: почему меня бросает в дрожь, когда ты пытаешься меня обнять?» («Утро вдвоем»). Ну и великая «Детка», с неповторимой майковской преувеличенно-игривой интонацией: «О, ты так соблазнительна и нескучна ничуть, но мы устали друг от друга — нам нужно отдохнуть... Накрась поярче губки и подведи глаза, на всякий случай, спрячь в карман бубнового туза». Такая легкость ситуации, и слова просты, но вместе с тем поразительно точны — сочетание весьма редкое для современного поэта. И еще: в этой легкости нет лжи и насилия над собой, поэтому песни эти живы и актуальны. Не все, написанное отечественными рок-поэтами, подвержено коррозии времени. Когда-то ведь и стихи Вертинского или Высоцкого трудно было представить изданными отдельными сборниками. Надеюсь, дойдет дело и до Майка. Как пишут в пошлых рецензиях: «его произведения еще ждут своего читателя». Многие из людей, окружающих меня восклицают: «

'Что это за гадость?' 'Это 'Зоопарк'. 'А чего ж он играть-то не научился, 'Зоопарк' твой?' Для меня Майк это - естественный ход мыслей. Естественный ход мыслей нормального человека, положенный на самую естественную из всех музыку - соль мажор. 'И восприятие крайне обострено'. ….

назавтра ожидается мрачный прогноз,

К тому же я остался без папирос,

И в каждой клетке нервов горит свой вопрос, но ответ не найти...

Но так ли я уверен, что мне нужно знать ответ?

Просто я -- часть мира, которого нет,

Мой последний шедевр -- бессмысленный бред,

Мой последний куплет давно уже спет,

Так было и так будет много-много лет, и нет другого пути.

Что осталось после Майка….последователями..приемниками..соратниками я назову сразу почувствовавший ложь ситуации начала 90-х годов сибирский панк (Егор Летов и "Гражданская оборона", "Инструкция по выживанию", Янка Дягилева. Чуть позже - далекие и от акустики, и от радиостандартов: "Кирпичи", "Джан Ку", попавшие в формат "Ленинград", возможно, лучшая группа из всего этого поколения……

Продолжение следует…..что я могу ещё сказать и о ком??

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хочется курить, но не осталось папирос...

Я боюсь думать -- наверно, я трус.

Денег нет, зато есть пригородный блюз!

_____________________________________--

ЕЕ давно пора будить

Но это будет моветон......

Полузабытое... новые герои, новая музыка, ха!

И АУ, с Пановым "Свиньей", его пьяное шоу, когда с него сползали штаны......

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Слышали эту песню в исполнении ЧИЖа,а еше альтернативную версию?

Я сижу в сортире и читаю "Rolling Stone",

Венечка на кухне разливает самогон,

Вера спит на чердаке, хотя орет магнитофон,

Ее давно пора будить, но это будет моветон.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Рамми - это "Пригородный блюз" с альбома "Зоопарка" 1981 года «Blues de Moscou». Запись на альбоме концертная. Делать ремастеринг не имеет большого смыслы. Ведь первоначально запись была сделана на полукухонном варианте с помощью довольно примитивного оборудования, и вытянуть из звука более того, что там есть практически невозможно. Да и главное в песняхх Майка - не сольные гитарные партии и соляги , а именно тексты и настроение.

Позже эта песня была включена в концерты и альбом (1999 года , альбом "нечего терять") Чигракова. Новсегда делалась ссылка, что это песня Майка. таким образом налицо эвергрин ( никак не кавер). Чиграков замечательно делает этот блюз.

Но постарайся найти блюз в исполнении Майка - никакого выдающегося вокала - только слова человека, который именно в эту минуту переживает это и просто говорит , просто говорит - это слова изнутри:

Я сижу в сортире и читаю "Rolling Stone",

Венечка на кухне разливает самогон,

Вера спит на чердаке, хотя орет магнитофон,

Ее давно пора будить, но это будет моветон.

Дождь идет второй день,

Нужно спать, но спать - лень,

Хочется курить, но не осталось папирос.

Я боюсь спать - наверно, я трус.

Денег нет, зато есть пригородный блюз!

Какая-то "мадам" звонит мне третий раз,

От нее меня тошнит -

Тошнит уже не первый час,

Я говорю ей: "Ненавижу,

Не люблю и не хочу!"

Я отвечаю: "Меня нет-

Я давно ушел к врачу".

Разбиваю телефон,

Иду пить самогон,

Хочется курить, но не осталось папирос.

Я боюсь пить - наверно, я трус.

Денег нет, зато есть пригородный блюз.

Часы пробили ровно одиннадцать часов,

Венечка взял сумку с тарой

И без лишних слов

Надел мой старый "макинтош"

И тотчас был таков,

Вера слезла с чердака, чтоб

Сварить нам плов.

Двадцать лет - как нет,

Двадцать бед - один ответ,

Хочется курить, но не осталось папирос.

Я боюсь жить - наверно, я трус.

Денег нет, зато есть пригородный блюз!

---------------------------------

Что касается альтернативной версии - будь челом , дай либо текст, либо сылочку, мне весьма любопытно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нынче каждый из нас сидит дома,

У телефизора с семьёй,

Мы общаемся друг с другом

Посредством телефона,

Предпочитая безумствиям покой.....

Ты помнишь ,как всё было ......

(*нда... Майк- молодец)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мы общаемся друг с другом

Посредством телефона,

Предпочитая безумствиям покой.....

-------------------------------------------

Эх, Зара, я слушаю Майка и думаю, что то, что умер в 91 году 36 лет - молодой цветущий мужик, это было не случайно. Он бы не смог печь пироги на TV, разьезжать по Англиям, обучая дочурок в Бостоне и Сорбонне. Я не говорю, что всё это делать плохо, нет, кто смог себя переделать - флаг им в руки. Майк бы не смог. Его время забрало его с собой. Нам оно отрыгнуло его песни. Мы их подобрали - и держим рядом с сердцем.

Каждый день это - меткий выстpел

Это выстpел в спину, это выстpел в упоp

За все эти годы можно было пpивыкнуть,

Hо ты не пpивык до сих поp.

Каждый день это - меткий выстpел

И вывеpен пpицел и ствоp.

Ведь именно так говорит сердце - без соплей и воя на луну. Песни Майка просты как жизнь и так же сложны - они сама жизнь. Чёрная и белая, с радостямии и неудачами - жизнь без купюр.

Стpанные дни отыскали меня

Стpанные дни пpинесли с собой стpанные ночи

И запах огня

Кто был пpав, кто был виноват

Кто запеp pай и спустился в ад

Кто, кто, кто поставил мне детский мат

В эти стpанные дни

Что ни песня - то прожитый день, то сказанные или так несказанные слова.

Да , до тех пор пока мы не перестанем, приходя домой включать кассету или дск с песней Майка, пока соверщенно невозможно разглядеть пошлые ужасные золотые розы на обоях спрятанные под плакатами концертов и просто постерами Майка, пока идя по улице мы не устанем повторять слова:

"....серый туман и дождь, светает, шесть утра, вот и наступило то самое завтра, о котором я что-то слышал вчера...."

Майк даже не сочиняет стихи, а просто рассказывает то, что должно быть известно всем. Вот у меня за окном светает - и я слышу и повтрояю за майком эти слова - и назвать их сочинёнными было бы просто кощунством.

'серый туман и дождь, светает, шесть утра, вот и наступило то самое завтра, о котором я что-то слышал вчера'

И я пишу стихи всю ночь напролет,

Зная наперед, что их никто не прочтет.

Зачем я жду рассвета?

Рассвет не придет - кому он нужен?

Слава Богу, осталась бутылка вина,

Но как странно ползет на стену стена,

И я - посредине, но я сам виноват и к тому же простужен.

Но не пугайся если вдруг

Ты услышишь ночью странный звук -

Все в порядке. Просто у меня

Открылись старые раны...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Отличная вещь!!! У меня много записей есть ещё на бобинах - переписано с записей домашних концертов. Жаль что сейчас не на чем слушать, да и качество магнитной ленты за 15 лет несколько стало хуже))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лана,вначале ты так много написала что сразу читать охота прападает...это типа восточного изречения "Самый опасный враг человека-мысль"...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И я пишу стихи всю ночь напролет,

Зная наперед, что их никто не прочтет.

Зачем я жду рассвета?

Рассвет не придет - кому он нужен?

Слава Богу, осталась бутылка вина,

Но как странно ползет на стену стена,

И я - посредине, но я сам виноват и к тому же простужен.

Но не пугайся если вдруг

Ты услышишь ночью странный звук -

Все в порядке. Просто у меня

Открылись старые раны...

___________________________________

Лан, в самое сердце.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Рамми - отлично!!! Я жду с нетерпением!!!

Зара - рок-н-ролл мёртв, но МЫ ЕЩЁ ЖИВЫ, не правда ли?

---------------------------------------

Ситизен - я не просто написала - я СКАЗАЛА то, что хотела сказать, то, чем хотела поделиться.

И это не последнее из того, что я МОГУ сказать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...