Перейти к содержимому

Настоящий армянин:кто он?


Recommended Posts

главно у них есть пункт 23 ! я не разу не видел армянин каторе против sвой родина что то сказал ! они любят сваю родину каким бы она не было это факт !

когда хвалиш сваю родину . обизателно кто найдётса испортит твой настроение ты че ала Алиев все денги себе прикарманил народ умерает !

Изменено пользователем Fusion_01

ТоТ СаМыЙ FuSiOn

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 51
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Краткий экскурс в историю

Языческий периодИсторический опыт народа является основой развития его характера. Он фиксирует историю становления национального менталитета и развития внутри- и внешнеполитических отношений нации, ее культуры в различных формах: духовной и идеологической,- архитектурных, литературных, художественных, научных памятниках, политических традициях, обычаях. На основе исторического познания формируется политическое сознание людей, социальная память, утверждается национальный характер, создается и крепнет культурологический иммунитет... История народа, утверждая его характер, в свою очередь зависит от менталитета народа. "Национальный характер содержит в себе зародыш, из которого развивается история нации"*.

____________________

* Гегель, Философия духа. Том 3. Москва, 1956.

____________________

1. История армянского народа по самым скромным подсчетам насчитывает 4500 лет*, однако, к сожалению, дохристианский период его character14.jpgтрудно поддается изучению: принятие христианства в Армении сопровождалось тотальным выкорчевыванием из народа всего языческого, вплоть до сжигания библиотек, разрушения храмов, уничтожения капищ, запретов на обрядовые песни и танцы и т.д. Сегодня сведения о языческом периоде жизни в Армении весьма скупы, и по этой причине выводы о характере армянского народа, сделанные на основе некоторых сохранившихся мифов, преданий, устного народного творчества, нашедших место в отдельных памятниках литературы раннего средневековья, а также сведений о пантеоне армянских языческих богов, до некоторой степени являются условными и могут быть подвергнуты коррекции и уточнениям.

____________________

* Гевонд Алишан, Предания страны Армянской. Том 1 (на арм. языке), Ереван, 1869.

____________________

2. Судя по сохранившимся до нашего времени обрывкам античных произведений устного (или все же письменного тоже? Л. М.-Ш.) народного творчества, армянский народ владел великолепно развитой character15.jpgхудожественной речью. Упомянутые выше предания, легенды, мифы и сказы красноречиво свидетельствуют об изумительной красоте поэтического мышления народа заложившего основы для "золотого века" армянской литературы, как принято именовать У век н.э. Более того, есть серьезные основания полагать, что истинный (или первый) "золотой век" армянской литературы имел место задолго до принятия Арменией христианства, а взлет творческой мысли Армении Y века - это достаточно удачная попытка восстановления преданных забвению литературно-поэтических и художественных традиций народа. Какими же были люди, создавшие все это литературное великолепие, пронесшие знамя своего государства сквозь тысячелетия истории? Каким был менталитет армянского народа языческого периода, какие особенности национального характера отличали его?

3. Представляется, что античные армяне были благородным, гордым и воинственным народом, превыше всех благ ставящим защиту отечества и независимость своего государства. Древнейшие богиармянского языческого пантеона, кроме физической силы и собственно "божественного" дара, едва родившись, спешат на защиту родины. Ваагн, один из самых любимых армянских богов, например, родившись в результате совокупления неба, земли, воды и огня, тут же торопится, "бежит" (վազեր) защищать страну от чужеземцев.

В родах было небо, в родах - земля,

В родах было море багряное,

Роды в море имел

И аленький тростничок.

Из горла тростника дым поднимался,

Из горла тростника огонь поднимался,

И из пламени выбегал

Огненнорыжий юноша*.

____________________

* Мовсес Хоренаци, История Армении, книга Первая, гл. 31.

____________________

4. По нашему убеждению, народы античного мира, перейдя через этап обожествления природных явлений, а затем и тотемизма, перешли к "очеловечиванию" своих богов: придумывали и создавали себе богов по образу и подобию своему, "передавая" им абсолютную совокупность своих знаний, а также наиболее уважаемых в народе черт характера. Античные армяне создавали богов и придумывали кумиров по веками вырабатывавшимся собственным понятиям идеала, как мужской доблести защитника страны, так и женской красоты, берегини семейного очага. Боги - это люди, такие, какими бы хотели их видеть народные сказители. Это значит, что они являлись олицетворением того идеала, к которому должен стремиться каждый человек. К примеру, главным доблестным поступком обожествленного предка армян - Гайка, совершившего, согласно Мовсесу Хоренаци, множество героических деяний, в памяти и восприятии армянского народа является восстание против жестокого правителя мира, титана и тирана Бела и его убийство на поле брани.

5. Судя по дошедшим до нашего времени обрывкам античных мифов, преданий, песен и легенд, армяне, как, впрочем, и другие народы, наделяли своих богов человеческими качествами. Однако в армянском языческом пантеоне, в отличии от аналогичных пантеонов других народов, отсутствовали божества с отрицательными качествами характера. Боги как "женского", так и "мужского" пола обладали свойствами, способными, да и призванными украсить любого смертного человека. Так, в восприятии армянского народа в понятие женской красоты непременно входили и присущие и даже культивируемые в народной среде скромность и стыдливость: богиня Астхик, например, невзирая на свою божественную недотупность, всякий раз перед купанием в реке Арацани, укрываясь от нескромных взглядов пастухов, окутывала место купания плотной завесой тумана. Согласно этому мифу и возникло название местности Муш.

6. В среде армянского народа домашний очаг являлся одной из национальных святынь. И дело не только в том, что в армянском пантеоне нашла свое место богиня семейного очага - Нане. Скорее, наоборот, наличие богини Нане стало прямым отражением трепетно-уважительного отношения к семье в армянской среде. Семьи в Армении были большими, патриархальными и полностью воссоздавали в миниатюре социальный и политический строй государства. Отношение к семье индивидуума, таким образом, отражало отношение к государству. Народная легенда, сохранившаяся с античного периода, например, рассказывает о царе Ара Прекрасном, который ради сохранения верности семье отказал в любовных притязаниях царице Шамирам (Семирамиде) и решился на войну с могучей Ассирией*. В другом, близком по сюжету, предании повествуется об армянском царе Арта-вазде, оказавшемся в плену у египетской царицы Клеопатры и отвергнувшем ее любовь. Отказавшись предать семью и родину и стать любовником сладострастной царицы, АртавазД предпочел смерть.

____________________

* Мовсес Хоренаци, История Армении, книга Первая, гл. 15.

____________________

7. Один из самых почитаемых царей в истории Армении - Арташес Великий, сохранился в памяти народа как преданнейший патриот своей родины, могучий герой, без устали укрепляющий мощь своей страны. Арташес стал первым армянским царем, задавшимся целью объединить все населенные армянами земли в единое государственное образование. Царь создавал (воссоздавл) государство, используя политику кнута и пряника. "Пряника", судя по всему, было гораздо больше, ибо страна при нем окрепла, а люди стали жить лучше. При Арташесе Армения разбогатела, в стране не осталось невозделанной земли, она вся была ухожена*. Но вот он умирает, и благодарный народ вкладывает в царские уста слова невыразимой грусти прощания не с жизнью, а с родиной (предание об Арташесе и Сатеник). Как по֊ человечески искренен и обаятелен могучий царь, сколько боли и тоски в его предсмертных словах, сколько любви к родине, которой он отдал всю свою жизнь! Арташес не сожалеет о царских палатах, не вспоминает великие победы, он безмерно тоскует, что никогда больше не увидит горячо любимой Армении, страны, которой он отдал, без остатка, всю свою жизненную энергию.

Кто бы дал мне дым Цхани

И утро Навасарда**...

____________________

* Мовсес Хоренаци, книга Вторая, гл. 56.

** Григор Магистрос, Письма (на арм. яз.), Александрополь, 1910.

____________________

В античном календаре армян Цхани - январь месяц, а Навасард - первый месяц нового года, который начинался 11 августа). Царю Арташесу приятен неповторимый запах дыма очагов родной страны, он вместе со всем народом радуется каждому наступающему новому году. Вряд ли возможно более реалистично и более человечески передать всеобъемлющую, поистине царскую любовь к родине и любовь народа к царю-патриоту. Отметим, что спустя более чем два тысячелетия русский классик, практически дословно повторяя Арташеса, воскликнул: "И дым отечества мне сладок и приятен!"

8. Античные армяне были народом благородным и гостеприимным, что, по всей видимости, исходило из сознания собственного достоинства и силы. Ксенофонт, греческий историк Y века до н. э., был очевидцем отступления десятитысячного греческого войска через Армению к Черному морю, которое описал в своем знаменитом "Анабасисе". По словам историка, греки нашли у армян в большом количестве скот, хлеб, ароматные вина, розовое масло, изюм, стручковые плоды. Много было особого хмельного напитка, вроде пива, который армяне тянули через тростинку. Армяне принимали греков приветливо, снабжали припасами, указывали дорогу. Отметим, что армяне высоко ценили гостеприимство, что подтверждается и тем, что один из эпитетов Аманора - бога первых плодов и Нового года - был Ванатур, т. е. "гостеприимец".

Свидетельство Ксенофонта (а он являлся непосредственным участником описываемых событий) весьма интересно, оно является подтверждением благородства гордых людей, и в мыслях не имевших разгромить отступающее и, вне всякого сомнения, деморализованное войско. Такое, надо сказать, в те времена происходило сплошь и рядом. Однако греки в Армении нашли не только приют, но и безопасность. Подобное гостеприимство могло иметь место лишь в стране, где население не боялось внешней агрессии и было воспитано в традициях национальной демократии. Обратим внимание и на тот примечательный факт, что, согласно тому же Ксенофонту, во главе армянских деревень стоял выборный староста из местных жителей.

9. Национальный характер античного армянского народа, по всей видимости, отличался от современного большей нетерпимостью к представителям других национальностей. Например, в предании об Арташесе и Сатеник, прекрасная и мудрая аланская царевна, став, против собственной воли, женой армянского царя Арташеса, впоследствии, по воле сказителей, изменяет мужу. В этом предании, кстати, образ Сатеник представляет весьма большой интерес. Сказители не могут скрыть своего удивления перед умом и красотой Сатеник (мудра, прекрасноока, нежна, стройна и обаятельна), восхищаются ее мужественной гордостью, неприкрыто любуются ею на поистине царской свадьбе.

Ливмя лилось золото на жениха Арташеса,

Ливмя лился жемчуг на невесту Сатеник*

Однако помня о чужеземном происхождении прекрасной царицы, народ не удерживается от того, чтобы не рассказать (или придумать) о ее порочной любви к обладателю второго престола в Армении Аргаму (в фольклоре - Аргаван). В данном сюжете проявляются и присущие армянскому народу благородство и справедливость: Сатеник не по любви стала женой Арташеса, он ее умыкнул.

И метнув краснокожий аркан с золотым кольцом...

Обхватил стан дочери аланов

И сильную стану нежной царевны боль причинил

Быстро промчав (ее) в свой лагерь*.

____________________

* Мовсес Хоренаци, книга Вторая, гл. 50.

____________________

Что ж, любовь за золото не купишь, и прекрасная аланская царевна, насильно превращенная в армянскую царицу, вовсе не обязана была любить мужа.

10. Присущее в той или иной мере практически всем народам мира стремление к справедливости было необычайно сильно развито у армян. Так, в том же предании об Арташесе и Сатеник, царевич Артавазд, из эгоистичных побуждений зло и несправедливо упрекнувший умершего отца, навечно заточается в скалу.

Ты ушел

И всю страну с собой унес,

Как же мне царствовать на руинах?*

Так обращается завистливый сын к умершему отцу, видя, как в знак преданности и любви к Арташесу подданные принимают на его могиле добровольную смерть. И народ, не пожелавший иметь царем человека, страдающего манией величия и безудержной тягой к славе, проклинает его устами отца.

11. Согласно тому же преданию об Арташес и Сатеник, проклятие умирающего царя сбылось, и Артавазд заточен в скале на горе Арарат. Но если ему удастся освободиться из заточения, то во всем мире воцарятся зло и несправедливость. Интересно и весьма поучительно, что возможное воцарение несправедливости в легенде побеждается трудом. Народные сказители пели о том, как два свирепых пса, в стремлении освободить Артавазда, денно и нощно грызут сковывающие его цепи, однако звон наковален работающих кузнецов вновь укрепляет их. Именно поэтому каждый армянский кузнец обязан в праздничные и воскресные дни три раза ударять молотом по наковальне*. Артавазд не должен обрести свободу: несправедливость, зло не должны вырваться на волю и воцариться в Ойкумене, и уж тем более это не должно произойти вследствие лени армянского труженика.

____________________

* Мовсес Хоренаци, книга Вторая, гл. 61.

____________________

12. Трудолюбие было одной из особенностей античных армян, сохранившихся и в национальном характере армянина современного. Мы считаем, что трудолюбие того или иного народа в немалой степени зависит от природных условий его среды обитания. В Армении природа никогда "добровольно не кормила" жителей, и добиться каких-либо благ можно было только упорным трудом. Как верно заметил А. Тойнби: "Человек достигает цивилизации не вследствие биологического дарования (наследственности) или легких условий географического окружения, а в ответ на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющей его на беспрецедентное до сих пор усилие"*.

____________________

* Toynbee A. J. Study of History/Abridgement by D. Somervell. London; New York, Toronto, 1946. P. 60.

____________________

Теме труда посвящено множество мифов, преданий и сказок. В одном из древнейших мифов, отрывки которого сохранились благодаря отцу армянской историографии Мовсесу Хоренаци, рассказывается о Вардгесе Мануке, который "выковал-закалил" врата царя Ерванда. Лишь после этого подвига "на трудовом фронте" удостоился он чести жениться на сестре царя. Но и став зятем царя, Вардгес Манук не предался праздной жизни высокопоставленного вельможи, а продолжал трудиться и "застроил местность эту"*.

____________________

* Мовсес Хоренаци, книга Вторая, гл. 65.

____________________

Еще в начале двадцатого века армянские купцы покупали жертвенное животное на вымененные у трудового человека, чаще всего у кузнеца, деньги. Считалось, что эти деньги чище, и на них более пристало покупать животное, предназначенное в жертву Всевышнему.

13. По всей видимости, армянский народ высоко ценил телесную красоту, но не придавал ей решающего значения. Внешняя красота являлась не признаком душевной и телесной гармонии, как это считалось, скажем, у персов, а лишь желательным дополнительным фактором, призванным украсить красоту душевную. Внешне прекрасная ассирийская царица Шамирам (Семирамида), например, представлена в народной легенде олицетворением похоти, злых колдовских чар. С другой стороны, одним из любимых божеств армянского народа был огромный добрый титан неимоверной силы: имеющий "хрупкое сердце", но уродливую внешность Торк Ангех. Это, однако, не означает, что античные армяне не умели ценить прекрасное, красоту. Достаточно лишь взглянуть на фотографии (к сожалению - только фотографии) великолепных гигантских статуй армянских богов, сохранившихся на горе Немруд в Коммагене, в которых сила и могущество естественно сочетаются с пленительным идеалом красоты армянского типа лица. Просто для определения понятия "красота" основным критерием у античных армян служили благородство, искренность, мужество и справедливость, т. е. красота внутренняя, душевная. Красота телесная, и это естественно, являлась желанной, но не имела определяющего значения.

14. В характере армянского народа дохристианского периода, по-видимому, отсутствовали жестокость, мстительность. Пожалуй, армяне являлись единственным в мире народом, в пантеоне которого отсутствовал бог тьмы, аида, тартара. Бог подземелья Спандарамет не выполнял у античных армян роль карающей силы. Под землей нет ада, считали армяне, и, естественно, Спандарамет - это добрый и великодушный бог растений, цветов, плодородия. (Сравнительно новая трактовка Спандарамета, как властителя тьмы и злых подземных сил, безусловно, является следствием интерпретации его образа армянином-христианином). Античные же армяне считали, что в глубинах земли не страх и наказание, а животворящая сила. В земле вообще не может быть ничего плохого. Этой особенности древней религии армянского народа по сей день, к сожалению, не уделено должного внимания, хотя один лишь сей факт способен многое разъяснить в мировоззрении народа. Армянский народ не боялся греха, ибо грех органически был чужд его образу жизни, мировоззрению и национальным устоям.

15. Армянский народ не чувствовал страха перед карающей силой, поскольку изначально, в глубинной сущности своей, не приемлел низости, зависти, предательства и иных, унижающих человека преступлений. Это, конечно, не означает, что в Армении не было "отрицательных персонажей". Были, и наверняка. Просто мы считаем, что эти люди наказывались иначе, путем всена родного остракизма и презрения (кстати сказать, подобная форма осуждения и по настоящее время существует в армянских деревнях). Каждый живущий в Армении должен был обогревать ее, стараться делать бытие на давшей ему жизнь земле светлее и теплее. Не случайно армяне считали себя детьми солнца, и вплоть до XII века называли себя "аревординер"*. Сакральная территория Армян ского Нагорья не просто породила Армянский Этнос, но и придала ему присущую ее природе духовную, физическую и огненную энергию.

____________________

* Лео, История Армении, том I (на арм. яз.), Ереван, 1966.

____________________

16. Кстати об огне. Античные армяне были огнепоклонниками, исповедуя эту форму религии в национализированном виде. Огонь, по их мнению, порождал жизнь как смертных, так и богов (вспомним еще раз миф о рождении Ваагна). Михр - бог солнца - символизировал огонь небесный, дающий тепло и жизнь всему сущему, а празднества в его честь проводились в третьей декаде декабря, когда солнце вновь начинало набирать силу, а день начинал продлеваться. Огонь в очаге на земле - это добрый подарок богов людям. Подарок, который надо ценить, любить и лелеять, ибо без огня весь мир покроется холодным мраком.

Остаточные проявления обожествления огня античными армянами можно наблюдать и сегодня, спустя 1700 лет со времени принятия христианства. Так, при праздновании христианского праздника Теарнндарадж (Трндез) исполняется обряд, при котором молодожены, прыгая через зажженный костер, "очищаются" с помощью огня. Армяне шутят, что в группе собравшихся у костра представителей разных национальностей легко вычислить армянина: это тот из них, кто без конца ворошит огонь, способствуя притоку к нему свежего воздуха.

Армения христианская

Принятие христианства в качестве государственной религии, вне всякого сомнения, самым серьезным образом повлияло на характер армянского народа, его мировосприятие и этно-психо-логическую сущность. После четвертого века армянский народ можно сравнить с плодовым деревом, к которому искусный садовник привил ветвь от другого. Плоды изменились (как и их вкусовые качества), но питаться живительной силой они продолжали посредством тех же корней. Примерно так же повлияло христианство на армян. Основные черты армянского характера сохранились, и лишь побочные особенности приняли иной облик. Христианству не удалось оторвать армянский народ от родной почвы, да армянские священнослужители в массе своей и не стремились к этому, наоборот: это армяне умудрились, и очень скоро, национализировать изначально наднациональную религию и приспособить ее под свой этнический характер.

17. Христианство, вопреки общепринятой и общепризнанной модели, проникло в Армению религией воинственной, практически стершей с лица земли все, что могло character29.jpgнапомнить его жителю о языческих временах. Исторические источники весьма скупо упоминают об этом периоде (начало IY в. н. э.), однако даже те обрывочные сведения, которые можно найти в первоисточниках, однозначно указывают на противостояние между христианами и приверженцами старой религии. У нас нет никаких сомнений, что сопротивление народа навязываемой "правящими кругами" религии было ожесточенным. Иного не допускает вся логика дохристианской истории армянского народа. На ожесточенные гражданские войны, кстати, указывает и обстоятельство мученической гибели первого Просветителя Армении Григора Лусаворича.

18. Принятие христианства государственной религией в Армении, конечно же, не могло произойти в одночасье, и сопровождалось многочисленными вооруженными столкновениями и беспощадным физическим уничтожением наиболее активно сопротивляющегося элемента. Безусловно и то, что особенно ожесточенное сопротивление внедрению новой религии оказывали наиболее энергичные представители народа, пассионарии. Не исключено, что некоторая часть пассионариев вынуждена была покинуть Армению. Как бы там ни было, христианство невольно или вольно старалось изменить национальный характер армянского народа, привнеся в него мировоззрение страсто-терпия и всепрощенчества. В среде армянского народа стали проповедоваться космополитизм и отказ от национальных истоков. В результате воинственный, гордый народ, любящий и умеющий радоваться всем прелестям жизни, достойно защищать свою родину, постепенно превращался в страстотерпца, мученика, во имя другой, внеземной, загробной жизни терпеливо сносящего земные несправедливости.

19. Некоторым диссонансом с вышеприведенной мыслью может показаться народное предание, сохранившееся в "Истории Армении" историка Y века Павстоса Бюзанда, о царях Армении и Персии Аршаке II (350-367 гг.) и Шапухе П. Приглашенный к Шапуху с коварными целями царь Аршак II оказывается в плену. Персидский шах, наслышанный о влиянии родной земли на армян, беседует с ним в палатке, где на одной стороне, по совету магов, была рассыпана привезенная из Армении земля. Оказываясь на персидской земле, Аршак отвечает венценосному персу боязливо, с дрожью в голосе, он соглашается удовлетворить несправедливые требования Шапуха, но как только нога его ступает на армянскую землю, его голос крепчает, сердце его исполняется мужеством и он начинает угрожать персидскому владыке. Однако противоречие с действительностью в легенде (или все же предании?) лишь кажущееся, ибо Павстос Бюзанд сохранил дух и философскую направленность истинно национального предания, рассказываемого людьми, еще помнящими дохристианскую Армению, понимающими и ценящими живительную силу родной земли.

20. Еще одним решающим фактором в формировании характера армянского народа стала потеря государственности в конце IY в., когда Армения была поделена между Персией и Византией. По нашему убеждению, государство -это главное средство защиты этноса-нации от внешних вызовов - природных или этнических, что приводит к утверждению среди представителей народа чувства принадлежности к собственной этнической группе. Потеря государственности является страшной катастрофой, могущей способствовать исчезновению этноса посредством его ассимиляции среди более организованных народов.

Трагедия лишения государства, вопреки правилу, не стала началом конца армянской национальности, наоборот, способствовала задействованию развитого механизма самосохранения национального иммунитета. Армяне не лишились чувства патриотизма, однако любовь к родине, преданность государству, на наш взгляд, постепенно вытеснялись чувством привязанности к месту рождения, храмам, могилам предков. В течении многих последующих веков армянин постепенно лишался благотворных навыков государственного мышления, а тяжелые последствия этой идеологической катастрофы ощутимы по настоящее время.

21. Потеря государственности привела и к другому, не менее прискорбному явлению: неумолимо и неотвратимо задействовался механизм постепенного регионального размежевания армянского народа. Размежевание, связанное с понятным отсутствием безопасных коммуникаций, и, что, безусловно, гораздо важнее, возникновением между армянами "государственных границ", прочерченных судьбой и завоевателями на армянских же землях. Больше того, разделенный границами народ стал дробиться и внутри тех государственных образований, в составе которого пребывал. Этому способствовала и ассимиляторская политика государств, завоевавших Армению. Одним из последствий этого размежевания является наличие в современном армянском языке многочисленных диалектов и говоров, а также двух равноправных литературных языков: западно- и восточноармянского.

22. Как это ни парадоксально, но христианская церковь, та самая церковь, которая в свое время разобщила народ, уже в начальный период своего существования в Армении стала связующим звеном для всех армян. Армяне видели в ней надежное укрытие от притязаний соседних народов. Сильная генетическая наследственная память, а также прекрасно развитая национальная иммунная система помогли армянскому народу национализировать христианскую религию, изначально, безусловно, являющейся религией наднациональной, и превратить ее в институт сохранения народа в условиях отсутствия государственности. Вместе с принятием новой религии произошла регенерация армян, давшая колоссальный по мощности толчок к воспроизводству жизненных сил народа. В этом, на первый взгляд, феноменальном явлении проявился выработанный и выпестованный еще в языческие времена национальный менталитет армян, в том числе и жрецов-священнослужителей, превыше всех земных благ ставящих интересы народа, отечества.

23. Важным и могучим, поистине судьбоносным фактором сохранения армян как единого этноса стала изобретенная в конце четвертого века национальная письменность, которая также явилась, пусть опосредованным, но безусловным детищем национализируещегося христианства. Важность этого факта была столь велика и неоспорима, что Армянская Церковь канонизировала изобретателя армянского алфавита Месропа Маштоца и его сподвижника Саака Партева (кстати, нелишне отметить, что Саак Партев был внуком Григора Лусаворича (Просветителя) и католикосом всех армян), а армянская народная традиция возвела национальные письмена в ранг общенационального достояния. В народе прекрасно осознавали значение армянских национальных письмен в деле сохранения национальной самобытности. Заметим, что национальная письменность, кроме того, что стала сильнейшим катализатором развития письменной культуры, безусловно способствовала консолидации армянского народа.

24. Особенно примечательным для раскрытия и понимания характера армянского народа периода раннего христианства является середина пятого века. Насильственно разделенный армянский народ целенаправленно и осознанно искал пути спасения от вполне реально грозившей ему ассимиляции, и выбрал, пожалуй, наиболее трудный, но и единственно правильный выход, заключавшийся в духовном, религиозном и этническом противопоставлении себя могучим и агрессивным соседям-завоевателям.

В 451 году произошли два исторических события, ставших поистине судьбоносными для армянского народа: население страны подняло всеобщее вооруженное восстание, направленное на свержение персидского владычества, пытающегося уничтожить христианство в Армении и заменить его маздеизмом, а армянские церковные иерархи, следуя утвердившемуся в Армении монофизитству, категорически отказались подчиниться решению Халкидонского вселенского собора. Армяне самоотверженно отстаивали свою национальную самобытность как на поле брани, так и в догматических церковных спорах.

25. В последующем непрерывные восстания против персидского владычества привели к назна чению армянского нахарара Ваана Мамиконяна марзпаном (полунезависимым владетелем) "иран ской" части Армении, а Армянская Апостольская Церковь в 598, затем на Двинском соборе в 719 и Маназкертском в 726 годах подтвердила ряд принципиальных догматических отличий от халкидонизма. Происходило удивительное, и, без всякого преувеличения, героическое явление, ставшее основной преградой перед ассимиля торскими устремлениями политически господству ющих на территории Армении народов - духовное, культурологическое и этическое самоопределение на этническом уровне и суверенизация народа на исторически принадлежащих ему землях. Это был духовный и патриотический подвиг, ставший фундаментом для тысячелетнего существования разъединенного, но не разделившегося (!), армянского народа.

26. Армяне-христиане сумели воскресить основные черты национального характера античного периода, одновременно переняв многие черты характера истинного христианина. В результате получилась удивительная смесь религиозного воль нодумства (столь непривычного для христианских стран Европы) и бесконечного, христианского, терпения и терпимости. Весьма возможно, что подобной аккомодации к новым религиозным условиям способствовало отсутствие государственности: инквизиция в Армении не могла появиться из-за отсутствия возможности слияния государственной и религиозной власти. Именно в подобных условиях стали возможны произведения О. Тлкуранци или Н. Кучака, произведения, в которых женские прелести сравнивались с... церковью и церковной утварью.

Грудь твоя - белоснежный храм,

А соски - как лампады в нем...

Позволь мне молиться там

И быть твоим звонарем.

В какой еще христианской стране возможно было такое в XII веке? А ведь еще за два столетия до приведенных строк величайший армянский поэт Григор Нарекаци в течение всей своей гениальной поэмы просто боролся с Богом. Боролся и... возносился в своих молитвах к Богу.

А еще за три столетия до Г. Нарекаци, т.е. в VII в. нашей эры, другой великий армянин - Анания Ширакаци - математик, философ и астроном пришел к заключению о сферичности нашей планеты и о том, что не солнце вращается вокруг Земли, а наоборот: Земля вращается вокруг солнца. Подобное отрицание землецентризма не было возможно ни в какой стране Европы.

27. Заметим, что именно в среде армянского народа зародились протестантские движения тондракийцев и павликиан, по мнению многих ученых реформировавшиеся затем в Европе классическими религиями для десятков миллионов человек и даже для отдельных стран. Еретическое движение тондракийцев (вторая половина IX -середина XI вв.) по сути своей было направлено не столько против церкви, сколько против склонившихся перед гнетом арабского владычества церковных иерархов и светских феодалов. Не случайно, как свидетельствуют первоисточники, в преследовании и подавлении движения тондракийцев, совместно с армянскими феодалами и иерархами церкви, самое активное участие принимали, в период своего господства в Армении, арабские правители, которым, на первый взгляд, было бы выгодно ослабление армян. Парадокс ситуации состоит в том, что подобное движение могло зародиться лишь в условиях всенародного полного и безоговорочного признания существующей религии неотъемлемой составной частью общенациональной культуры.

28. Приспособление христианства к национальным устоям, синонимизация понятий "армянин" и "христианин" помогли армянскому народу в полной мере задействовать механизм национальной генетической памяти, обрести себя на родной земле, вновь почувствовать себя на родине. И, следует отдать ей должное, осознавая, что лишь таким путем можно сохранить национальную самобытность армянского народа, Армянская Апостольская Церковь, ожесточенно борясь против попеременно возникающих еретических движений, всемерно способствовала процессу национализации христианства армянским народом. Армяне прикрывались от агрессии удивительно крепкими щитами: национальным языком, отличным от всех других языков мира, исключительно национальной письменностью и консервативной национальной версией христианской религии.

Подобная изоляция, безусловно, требовала от всего народа исключительного напряжения духовных и физических возможностей, особенно если учесть географическое положение Армении: страна находилась на стыке трех континентов и - постоянно - двух мировых религий. Армяне беспрестанно вели ожесточенную борьбу сначала с огнепоклонниками и византийским христианством, затем с исламом и халкидонитами, одновременно отражая и набеги хазар-иудеев. Однако эта изоляция носила односторонний характер: не впуская никого в свою духовную и культурную жизнь, сами армяне легко усваивали язык и культуру соседних народов. Более того, армянская культура активно и благотворно влияла на культуру всего региона.

29. Пришедшая в Армению наднациональная христианская церковь превратилась в Армении в типично национальную: с одной стороны, подавляющее большинство армян является приверженцами Армянской Апостольской Церкви, с другой - прихожанами армянской церкви являются только армяне. Возможно, именно это стало причиной того, что в армянской действительности церковь выполняла гораздо более значимую роль, чем это "предписано" собственно религии. Можно сказать, что армянская церковь взвалила на себя все тяготы государствообразующего аппарата, а церковные служители являлись своеобразными государственными чиновниками. При этом в армянской среде понятие "церковь" воспринимается несравнимо шире понятия "духовенство". Духовенство является сословием, в то время как церковь, в условиях падения политической самостоятельности, превратилась в общенациональную и вполне светскую демократическую организацию.

30. Будучи единственной общенациональной организацией в условиях отсутствия государственности, церковь стала символом единства нации и представляла собой ведущую и генеративную силу в постановке и разрешении национальных задач. Церковные иерархи органично трансформировались в полномочных представителей армянского народа на переговорах с представителями иностранных государств, церковные служители зачастую выполняли роль мирового судьи во внутринациональных спорах. Результатом подобной светской и патриотической деятельности церкви стало полное отсутствие антагонизма между нацией и духовенством: армянская церковь в сознании народа отождествлялась с руководством армянского народа, а церковные служители - с самим народом.

31. Однако армянский народ так и не стал народом верующим. Религия, равно как и национальная письменность, выполняла роль ниши, спасительной брони, щита, которым укрывались от внешней культурологической агрессии, защищали национальные устои и традиции. Огромное количество построенных по всей стране церквей - результат культурного и национального само утверждения, пусть даже неосознанного. Хрис тианские храмы в Армении никогда не страдали от избытка верующих, но при этом никогда не испытывали недостатка в защитниках. Если в дохристианское время армяне воспринимали семью как символ, прототип государства, то в христианской Армении храмы ассоциировались с домом. Армянские церкви, в отличие от католических, не подавляют прихожан своей монументальной громадой. Они сравнительно небольшие, органично вписавшиеся не только в окружающий ландшафт, но и в души людей. Церковь, как и дом, необходимо иметь, храм, как и дом, необходимо защищать. Храмы в Армении и впрямь напоминают любовно отстроенные уютные дома без кричащей роскоши.


Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Настоящий армянин мой отец! Он знает,что мой парень по национальности азербайджанец и тем не менее не чинит препятствий нашим отношениям и нашей любви.

просто ваш отец прекрасно знает, что после свадьбы этот азербайджанец будет плясать под вашу дудку и дудку вашего отца. и еше ваш мудрый отец правильно делает на ставку новой крови в армянской крови. от смешания двух кровей родятся не только хитрые но и умные дети. но точто дети от такой смеси будут армянами, я не сомневаюсь, да и ваш отец тоже, не сомневается.

все в этом мире относительно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Настоящий армянин мой отец! Он знает,что мой парень по национальности азербайджанец и тем не менее не чинит препятствий нашим отношениям и нашей любви.

просто ваш отец прекрасно знает, что после свадьбы этот азербайджанец будет плясать под вашу дудку и дудку вашего отца.

Не дудку , а дудук)))

и каким образом? наростит кожу кое где?)

Кстаи амимурка, ты шутишь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не дудку , а дудук)))

и каким образом? наростит кожу кое где?)

Кстаи амимурка, ты шутишь?

да нет -дудку, дудку. самую настояшую рускую дудку, от слова- дудеть. А наростит кожу- на носу.

все в этом мире относительно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...
Кстаи амимурка, ты шутишь?

Амимурка не шутит, гы...она врет!

Да её отец убьет собственными руками, если она нашего парня домой приведет.Сам видел, что эти армянские папаши с дочками делали, когда те с нашими пробовали встречаться.

Мой приятель влюбился в армянку и один раз с ней в кино сходил, так братья девки по приказу папаши  парня избили ... нос перебили и руку сломали.Он с тех пор об армянках и слышать не хочет.

Амимурка, задолбала своим враньем! На  что ты рассчитываешь? Лохов тут ищешь? Вы все армяне одинаковые, лишь бы обмануть и посмеяться..

Изменено пользователем HayWitch

Наш агромная нефть тецет в Европа

Мы в шакаладе а хаи фсе впопа

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У меня был друг Армянин, давно это было, в школе учились вместе, не разлей вода были.

А когда заваруха началась они продали квартиру и благополучно уехали, но перед тем как уехать его мать облила нас грязью, наорала на меня и сказала что все мы Турки одинаковые, вот так. Я точно знаю что в Армении они не остались, если не ошибаюсь перебрались во Францию, чуть позже. Надеюсь судьба не бросает их по миру по сей день.

"Время часто убивает тех, кто старается убить его."

Блог

Интервью

Мнения

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстаи амимурка, ты шутишь?

Амимурка не шутит, гы...она врет!

Да её отец убьет собственными руками, если она нашего парня домой приведет.Сам видел, что эти армянские папаши с дочками делали, когда те с нашими пробовали встречаться.

Мой приятель влюбился в армянку и один раз с ней в кино сходил, так братья девки по приказу папаши парня избили ... нос перебили и руку сломали.Он с тех пор об армянках и слышать не хочет.

Амимурка, задолбала своим враньем! На что ты рассчитываешь? Лохов тут ищешь? Вы все армяне одинаковые, лишь бы обмануть и посмеяться..

но зато армянки как ложатся под французов, немцев, итальянцев и т.д., и в этом им помогают и отцы и братья. И даже мужья. Лично я свидетель, как замужняя армянка ложилась под Турка, и муж при этом не препятствовал, ради денег, ради работы . Когда им выгодно под кого надо так лягут. Зато всех вокруг обосрут, что все вокруг проститутки, а они прямо ангелы.

все в этом мире относительно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстаи амимурка, ты шутишь?

Амимурка не шутит, гы...она врет!

Да её отец убьет собственными руками, если она нашего парня домой приведет.Сам видел, что эти армянские папаши с дочками делали, когда те с нашими пробовали встречаться.

Мой приятель влюбился в армянку и один раз с ней в кино сходил, так братья девки по приказу папаши парня избили ... нос перебили и руку сломали.Он с тех пор об армянках и слышать не хочет.

Амимурка, задолбала своим враньем! На что ты рассчитываешь? Лохов тут ищешь? Вы все армяне одинаковые, лишь бы обмануть и посмеяться..

но зато армянки как ложатся под французов, немцев, итальянцев и т.д., и в этом им помогают и отцы и братья. И даже мужья. Лично я свидетель, как замужняя армянка ложилась под Турка, и муж при этом не препятствовал, ради денег, ради работы . Когда им выгодно под кого надо так лягут. Зато всех вокруг обосрут, что все вокруг проститутки, а они прямо ангелы.

Pis-malchik

А кроме этого случая, много ли таких примеров можете привести, чтобы обвинять в проституции весь армянский народ? На своих женщин поглядите.

And I will strike down upon thee with great vengeance and furious anger those who attempt to poison and destroy my brothers.

And you will know I am the Lord when I lay my vengeance upon you.

Holy Bible, Ezekiel 25:17

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстаи амимурка, ты шутишь?

Амимурка не шутит, гы...она врет!

Да её отец убьет собственными руками, если она нашего парня домой приведет.Сам видел, что эти армянские папаши с дочками делали, когда те с нашими пробовали встречаться.

Мой приятель влюбился в армянку и один раз с ней в кино сходил, так братья девки по приказу папаши парня избили ... нос перебили и руку сломали.Он с тех пор об армянках и слышать не хочет.

Амимурка, задолбала своим враньем! На что ты рассчитываешь? Лохов тут ищешь? Вы все армяне одинаковые, лишь бы обмануть и посмеяться..

но зато армянки как ложатся под французов, немцев, итальянцев и т.д., и в этом им помогают и отцы и братья. И даже мужья. Лично я свидетель, как замужняя армянка ложилась под Турка, и муж при этом не препятствовал, ради денег, ради работы . Когда им выгодно под кого надо так лягут. Зато всех вокруг обосрут, что все вокруг проститутки, а они прямо ангелы.

Pis-malchik

А кроме этого случая, много ли таких примеров можете привести, чтобы обвинять в проституции весь армянский народ? На своих женщин поглядите.

а по другому не назавёш , тебе давно пора смеритса с правдой !

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

что касается проституции то поишшите в интернете с помашю Googl-a словосочитание Азербайджанское порно))) и вы увыдите что проституция и у Армян и у Азербаджанцев есть))) а что ласается таго что Армяни предпычытают не женится на Азербайданцев турков или ....... а предпычытают фрнацузов италянцев немцов то причина этого тот что дети тогда боле умнымы получаются))) лично я сам хотел бо женится на Еврейке))) приставляйте какые умные будут детишки))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а по другому не назавёш , тебе давно пора смеритса с правдой !

Фюжн, а вот есть и другая правда, что проституция есть везде. Или азербайджанки неподкем не ложатся? Или в Самаре нету саун с секс услугами, или я там не был и не воспользовался интим услугами именно азербайджанок, или они не делали это с хаями за денег ?

Нашли пример удивить людей !!!

Изменено пользователем YOUR_FEAR
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ну тот что я в Кроснодарский крае это я сам знаю !знаю сейчас арм юзеры будеть отвечат что там армянов нето вобше ты что =)))))))

я прикрасно знаю праститутки везде есть!

а вот тот арм девучки не входят замуж на турка или азери ..... вот тут раСмешили )))

таких миллоны можна видет ! даже когда СССР был арм девучки в Баку возили пачками вернее они всегда предпочитали учитса в Баку и зачипит за одной нормалныго мужика !

да они досехпор есть в Азербаыджане !

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ну тот что я в Кроснодарский крае это я сам знаю !знаю сейчас арм юзеры будеть отвечат что там армянов нето вобше ты что =)))))))

я прикрасно знаю праститутки везде есть!

а вот тот арм девучки не входят замуж на турка или азери ..... вот тут раСмешили )))

таких миллоны можна видет ! даже когда СССР был арм девучки в Баку возили пачками вернее они всегда предпочитали учитса в Баку и зачипит за одной нормалныго мужика !

да они досехпор есть в Азербаыджане !

Я уже однажды сказал своё мнение по этой теме, постарайся хоть немножго принапряги мозги, хоть чуть-чуть и получится. ВНИМАНИЕ - В ЦИВИЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ АРМЯНЕ ВЫХОДИЛИ ЗАМУЖ ЗА АЗЕРИНАМИ И НАОБОРОТ АЗЕРИНЫ ВЫХОДИЛИ ЗАМУЖ ЗА АРМЯНАМИ. Я знаю АЗЕРБАЙДЖАНОК, вышедшие замуж за АРМЯНАМИ, которые до сих пор живут здесь, учились кульруте ..... 

Изменено пользователем YOUR_FEAR
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
×
×
  • Создать...