Перейти к содержимому

Even Angels Ask


Recommended Posts

bismillah.gif

Начинаю помещать, перевод книги. Хорошая книга. Рекомендую всем. :gizildish:

Начало пока непереведено. Так что с 15 страницы. Вот.

Ответ молящемуся.

Многие тома были написаны про суру открывающую Коран, хотя она содержит всего 7 аятов.

. Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного!

1. Хвала Аллаху, Господу миров;

2. Всемилостив и Милосерден Он один,

3. Дня судного один Он Властелин.

4. Лишь пред Тобой колени преклоняем

И лишь к Тебе о помощи взываем:

5. "Направь прямой стезею нас,

6. Что Ты избрал для тех,

Кто милостью Твоею одарен,

7Но не для тех, на ком Твой гнев

И кто в неверии блуждает".

Первый аят восхваляет Бога, «Господа миров». Имена Бога, «Всемилостивый и Милосердный» во втором аяте, начинают каждую суру Корана (за исключением 9) и являются самыми часто упоминаемыми в Коране и в повседневной жизни атрибутами Аллаха. Внезапно тон меняется во втором аяте, как бы пробуждая глубоко сидящую тревогу и страх. За словами о милости и милосердии следует упоминание о Судном Дне. Не было бы более тактичным упоминуть о Судном Дне позже, когда читатель доверится Корану? Суждения о Божьей милости, милосердии или любви никогда не оттолкнут нас от религии, но предупреждения о Судном Дне, Аду, или вечных муках, которые мы не можем сопоставить с милостью и с милосердием, могут.

Четвертый аят еще больше погружает нас в трясину, напоминая нам о служении и просьбах о помощи направленных только к Творцу. В Коране постоянно идет призыв скептиков на борьбу с ним. Вскоре мы увидим что Коран не является ни мягким ни жестким убеждением, на самом деле это даже не убеждения, это вызов на борьбу, спор против этой книги.

Жизнь – как хаотичный паззл, случайный и запутанный лабиринт путей и выборов ведущие только к разбитым мечтам, пустым успехам, неисполненным желаниям, от одного миража к другому. Есть ли правильный путь, или все одинаково бессмысленны? Обратите внимание на переход, который как бы говорит, что для обретения «прямой стези» необходима Божья милость которая даруется тем ищет, и следует Господнему пути и, что те кто не следует по Господнему пути уязвимы, беззащитны к тяготам жизни, не чувствуют гнева, и абсолютно сбились с пути. Мы познали этот гнев и потерянность, так как мы уже сами постигли всю жестокость и бесцельность жизни, и это наш аргумент утверждающим отсутствие Божьей заботы и это основа нашей философии.

Мы рассмотрели семь аятов. Как искусно в них осуществлен переход от первых четырех аятов, прославляющих Бога, к последним трем просящим помощи. Читая мы не замечали этой перемены. И только прочитав эту суру до конца мы поняли, что сами того не осознавая, непреднамеренно прочли молитву. Нас так ловко провели, что у нас не было даже шанса на оказание сопротивления. Начало следующей суры расскажет нам, о том, что наши мольбы дошли, в независимости от того сознательно или бессознательно мы их совершили, и даст нам ответ на них.

Это Книга

Во имя Аллaха Bсемилостивого и Mилосердного!

1. Алеф-Лям - Мим.

2. Эта книга, несомненно, наставление для тех,

Кто страшится гнева Бога

3. И в незримое уверил,

Молитву совершает по часам,

И (щедро) раздает (из доли,)

Которой наделили Мы его.

4. Кто (в откровение), что послано тебе, уверил,

И в то, что до тебя ниспослано другим,

И кто (душою всей) уверил в жизнь другую.

5. Они идут прямой стезею Бога,

И лишь они восторжествуют.

Алеф – Лям – Мим сочетание трех арабских букв. Подобным сочетанием начинается 29 сур Корана. Они остаются загадкой для комментаторов Корана. Некоторые дают смысл этим словам, но мы оставим их как есть.

Второй аят говорит нам, что эта книга, Коран, которая лежит перед нами, без сомнения, ответ на прочтенную только что молитву. Характер Корана здесь отличен от предыдущей суры. В первой суре, читатель покорно молил Бога о руководстве, в то время как в остальной части Корана, как указывает этот аят, будет содержаться Божье указание на путь который ищет читатель, не зависимо сознательно или нет. Также обратите внимание на страх и сомнения указанные в этом аяте. Мы не должны поспешно исключать себя из их числа, даже если мы не полностью соответствуем критериям упомянутым с третьей по пятую суры. Все мы имеем сомнения, не только о существовании Бога, но также и об отрицании его. Если бы мы были абсолютно уверены в своем атеизме, то не читали бы эту книгу. Так как мы не хотим утверждать это, мы не уверены в себе: в нас существует хотя бы крошечная часть сомнения или страха. Слово «муттагин», переведенно как «те кто страшится», имеет в арабском корень, переводящийся как защищать, охранять, быть осмотрительным. Оно выражает сильную настороженность к потенциальной слабости, самокритичность. Мы можем не быть верующими, но мы определенно защищены, осмотрительны когда дело доходит до религии, иначе мы не были бы атеистами, мы бы просто приняли, то что унаследовали от родителей. Это те самые качества которые заставили нас отправится в это путешествия, так как мы думаем, что можем ошибаться, что есть хоть и небольшой, но шанс того что Бог есть, и если Он есть, тогда мы игнорируем то, что должно быть самым важным в нашей жизни.

Второй аят также начинается с описания потенциальных читателей Корана. Как и многие другие книги, он описывает предварительные условия необходимые для понимания его контекста. Самое важное для понимания это вера в Бога (2:2-5). Они верят в существование незримого и они благочестивы и добры к братьям. Они верят в то, что ниспослано им, и это является правдой на все года.

Шестой аят относится к ем кто отвергает даже рассмотрение Корана. Коран в свою очередь сразу же отвечает им в следующем аяте. Восьмой аят начинается достаточно большой дискуссией о тех, кто находится как бы между верой и неверием, часто сбитые с толку и ослепленные мирскими делами. С точки зрения Корана, мы можем попасть в эти границы. Аяты с 20 по 29 обрисовывают общее положение некоторых из основных тем Корана: Человек должен служить одному Богу, пророчество Мухаммеда, жизнь после смерти, суд, использование Кораном символизма (2:26), воскрешение человека, абсолютная власть Бога. 30 аят начинает историю человека. Здесь мы медленно, строчка за строчкой, рассмотрим их, отвечая на наши вопросы. Первые комментаторы Корана объясняли такой подход, используя слово иджаз книги – ее неповторимое красноречие сочетающее в себе самое красивое и самое короткое выражение. Они советовали не торопится, а дать каждому аяту, каждому слову, каждому звуку проникнуть в наше сердце и ум, чтобы постичь его величайший дар. Иначе мы можем лишить себя возможности раскрыть правду.

30. И вот Господь твой ангелам сказал:

"Я на земле Себе наместника поставлю".

Они ответили: "Ужель поставишь там того,

Кто там нечестие посеет и кровь прольет на ней?

Мы ж воздаем Тебе хвалы

И славословим Твою Святость".

Он им сказал: "Я знаю то,

О чем не ведаете вы".

Господь говорит ангелам, что он поставит человека на земле. Адам, первый человек, еще не появился. Из других аятов мы становится ясно, что Адам свободен от греха, на данном отрезке истории. Тем не менее, Бог планирует поставить его (и его народ 6:165, 27:62, 35:39 на земле как наместника (халиф). Здесь не содержится утверждения, что земная жизнь назначена для служения как наказание. Слово халиф значит – наместник, представитель, человек с правом управлять другими. Таким образом, ясно, что человек в некотором смысле сотворен представлять и действовать от имени Бога.

Ангелы отвечают восхищенно и в тоже время встревожено. «Ужель поставишь там того,

Кто там нечестие посеет и кровь прольет на ней?». Ясно, что ангелы говорят о сущности человечества, так как Адам, в Коране, представлен Божьим избранником и не виновен в чем либо. Вопрос становится более значимым, чем мы думаем, при рассмотрении того кто его задает.

Когда мы думаем об ангелах, то представляем себе мирное, чистое, святое, радостное создание подчиняющееся Богу. Они представляют собой модель для подражания. В повседневной речи, мы используем слово ангел по отношению к самым святым из нас. Мать Терезу в прессе часто называют «ангелом милосердия». Человеку сделавшему что либо хорошее мы говорим «Он такой ангел!» Когда я и моя жена укладываем спать наших дочерей, мы говорим «Ну разве они не ангелы?». Наше представление об ангелах – это совершеннейший человек. Поэтому ангелы и осмеливаются спросить: «Ужель поставишь там того, Кто там нечестие посеет и кровь прольет на ней? Мы ж воздаем Тебе хвалы

И славословим Твою Святость".» Их вопрос дан с дальнейшем увеличением учитывая то что он создан на небесах, и какая причина могла послужить тому, что человека поместили в среду где он мог свободно развивать свои плохие и криминальные задатки? И почему бы для начала не поместить человека с соответствующей природой на небесах? Мы все еще находимся на первом аяте, посвященным истории человека и уже встретили основное заявление атеистов. И она вложена в уста ангелов!!!!

Аят заканчивается не объяснением, а напоминанием о Наивысшем Знании Бога, и таким образом утверждая, что земная жизнь человека часть Великого Плана. Многие западные ученые отметили, что утверждение «Я знаю то, О чем не ведаете вы»,просто ответ на вопрос ангелов. Однако, как мы увидим далее, это не совсем так.

Наше начальное знакомство с Кораном не было приятным, оно было горьким и раздражительным. Или автор совершенно не в курсе возможных философских проблем и возражений, или он сознательно раздражает нас ими! Мы прочли всего лишь 37 аятов Корана, а наше негодование и беспокойство достигли высшей точки.

Мы спрашиваем, «Почему человечество обречено на земные страдания? Почему бы не отправить нас на небеса или не поместить нас там изначально? Почему мы должны бороться что бы выжить? Зачем создавать нас уязвимыми и способными к самоуничтожению? Почему мы должны страдать от рухнувших надежд и несбывшихся желаний, терять любовь, терять юность? Почему мы чувствуем боль рождения и боль смерти? Почему?» вопрошаем мы в неудовлетворенности, «Почему?» мы обращаемся в сожалении и пустоте,. «Почему?» обращаемся мы в муках. «Почему?» кричим мы небесам. «Почему?» обращаемся мы к ангелам «Если Ты там и Ты слышишь нас, почему ты создал человека?»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И обратился к нему Господь

Перейдем к 31 аяту.

31. И обучил Адама Он

Названиям всего, что суще,

Затем Он перед ангелами все представил

И сказал: "Теперь вы назовите Мне все это,

Если правдивы вы (в своих словах)".

Ясно, что на вопрос ангелов дан ответ в этом аяте. Возможности Адама к обучению и приобретению знаний, его способности учиться, фокусируются в первом обращении. Следующий аят демонстрирует поклон ангелов в знак уважения. Особо подчеркивается способность человека к именам, объясняться устными символами, «всему» что входит в его сознание: все его мысли, страхи, надежды могут быть постигнуты и осознаны. Это позволяет человеку собрать человеку опыт и знания на относительно высшем уровне, по сравнению с другими созданиями. В нескольких местах в Коране, этот дар человечеству выделяется как один из самых величайших видов свободы подаренным ему Богом

32. И молвили они: "Хвала Тебе (Владыка)!

Мы ведаем лишь то, чему Ты нас учил,

Поистине, один лишь Ты

И мудрости, и знания исполнен!".

В этом аяте ангелы говорят о своей неспособности выполнить задание, о чем они прямо заявляют, это потребует знание и мудрости которые выше их способностей. Они говорят, что это конечно же легко будет сделать Богу, так как Его знания и мудрость выше всего. В следующем аяте мы узнаем, что Адам обладает необходимым уровнем знания для выполнения этого задания, и хотя его знания и мудрость меньше Божьей, он все равно выше чем у ангелов.

33. Сказал Он: "О Адам!

Ты сообщи им все названия (вещей)".

И вот когда он сообщил им это,

Бог сказал: "Ужель Я вам не говорил,

Что Мне известны тайны неба и земли.

Я знаю то, что схоронили вы (в сердцах)

Или (глагольте) открыто".

Здесь ясно показывается что человек обладающий большим интеллектом, является ответом ангелам. Нам сообщается, что Бог знает все, особенно все что касается человека: человеческую расположенность к злу, на что указывает вопрос ангелов, и его возможность на моральный и интеллектуальный рост. В следующем аяте демонстрируется более низкое положение ангелов и показывает на более совершенную сущность человека.

34. И вот Мы ангелам сказали:

"Адаму низко поклонитесь",

И те поклон ему отдали,

Кроме надменного Иблиca,

Кто, возгордившись, отказался

И стал одним из нечестивых.

Мы также видим здесь рождение греха и неповиновения. Коран позже рассказывает о том, что Иблис (Сатана) из джинов (18:50) и сотворены из дыми без огня (55:15) и кто отказался приказу поклонится перед созданием из «ничтожной глины» (7:12, 17:61, 38:76). Сатана показан вспыльчивым и не сдержанным. Он позволяет своим страстям вырваться из под контроля и показать нейстувую ярость. Мы часто говорим, что деньги корень зла, но тут показывается , что гордость и самодовольство лежат в основе. Действительно, много ужасных ошибок связаны с не материальными мотивами.

35. Тогда сказали Мы: "О, Адам!

С супругою своей живи в Саду Эдема,

И где б вы там ни находились,

Вкушайте изобильные плоды себе в усладу,

Но к дереву сему не приближайтесь,

Иначе в зло и беззаконие впадете".

Вот важная и решающая команда. Тон кажется странно сдержанным. Нет упоминания о том что это дерево особенное, может показаться что оно выбрано случайно. Сатана позже искушает Адама обещанием вечной жизни и царством которое не распадется (20:121), но это окажется полным обманом с его стороны. Нет ни малейшего намека на то, что Бог угрожал Адаму и его жене за ослушание, наоборот его глас направлен к ним, потому что «тогда в зло и беззаконие впадете».

Сейчас, возможно, походящий момент остановиться на том, что мы узнали. Мы увидели как Бог намеревался дать человеку земную жизнь. Потом был период во время которого человек обучался использовать его интеллектуальные дары. Теперь Адаму и его жене предоставлен выбор, направленный на то, что должен был быть сделан нравственный выбор. Таким образом кажется, что человек постепенно стал – или становится – нравственным существом.

36. Но Сатана увлек их в грех

И вывел (из блаженства),

В котором находились они там.

И Мы сказали: "Низвергнитесь и вы , и ваши (дети)

И будьте во вражде друг к другу;

Отныне на земле вам пребывать,

Что даст вам средства проживанья

До времени, назначенного Мной".

Похоже, что Коран еще раз склонен объяснять вещи. Арабский глагол азалла значит случайно совершить оплошность или оступиться. Но как можно назвать самую ужасную ошибку описать словом оплошность? Может быть Коран считает этот грех не более чем временное заблуждение. И действительно, это всего лишь дерево! И возможно его значение – показать на новый этап в человеческом развитии, которое заставляет человека уйти от предыдущего этапа.

Слова «И будьте во вражде друг к другу» относится ко всему человечеству и отвечает замечанию сделанным ангелами относительно земной борьбы.

В нормальных обстоятельствах, мы бы знали чего теперь ожидать. В детстве нас запугивали этой сценой. Мы лишались сна и нам нужны были наши мамы что успокоить страхи, и в отличии от других кошмаров, это не проходило когда мы просыпались, так как это утверждали все кого мы знали. Мы знаем что гнев пал на человека, подобный которому не был и не будет. Подобно огромному, черному, ужасающему облаку, покрывающему горизонт и направленный на нас, человечество поглощено ужасным бешенством. И когда дым рассеивается, человек приговаривается, ЖИТЬ на земле, где он и все его потомство будет бороться и выживать при помощи пота и тяжкого труда. И будут болезни, агония и смерть. И будут они чувствовать бесконечную боль и тоску.

И ЖЕНЩИНЫ!!! Ей предстоит испытать большее наказание и унижение, за то что она была тем кто искусил Адама своей красотой, и шармом. Это она кто связался с сатаной, и с этим альянсом Адам не справился. Это оно подорвала его послушаемость и выявила его слабость. И за это она будет болеть и истекать кровью ежемесячно. И за это она будет кричать от боли во время родов. И за это она подвергнется великому унижению, так как мужчина будет властвовать над ней.

Итак, мы вздрагиваем и дрожим так как мы подходим к ужасу который нам известен. Мы съеживаемся когда подходим к следующему аяту

37. Потом от Бога своего Адам узнал и принял

Слова (о покаянии своем).

И Свою милость вновь Бог обратил ему,

(Приняв) раскаяние в совершенном.

Ведь o6paщaющ наш Господь и милосерд!

Что это? Что это за слова о милости и обращении к нему? Где же страсть, злость, гнев, наказание?

В этом и других следующих аятах, связан с одним эпизодом (например 20:116-124), тон утешительный и убеждающий. Бог сразу же прощает Адаму и Еву, без какого либо наказания. Адам получает «слова», которые некоторые комментаторы трактуют как слова вдохновения а друг как Господне уверенье и обещание. Следующий аят подтверждает последнюю точку зрения, а так же подтверждает мнение тех кто относит Адама к пророкам. (3:32 например)

38. Сказали Мы: "Низвергнитесь отсюда вместе!

И если от Меня к вам наставление придет,

Над теми, кто последует ему, не будет страха,

И их печаль не отягчит.

Приказ прозвучавший в 2:26 повторяется и здесь, но здесь особо подчеркивается Господне наставление и обещание человечеству, что делает не возможным интерпретировать человеческую жизнь на земле как наказание. Это также объясняет почему после прощения Адам остался на земле. Тем не менее, как мы увидим далее Коран настаивает на том, что жизнь служит определенным целям, и следующий аят остерегает, он связан с тем что будет после смерти и к нему необходимо отнестись серьезно.

39. Но тем, кто (истину) отвергнет,

Сочтя за ложь знаменья Наши, -

Быть обитателями Ада

И там навечно оставаться".

История Адама заканчивается на этом, и появится в некоторых поздних отрывках. Было поднято много вопросов и проблем, но мы добились только некоторых разъяснений. Это является еще одной характеристикой Корана: он разбрасывает темы по всему тексту, вместо прямых объяснений по определенному вопросу. Таким образом он заманивает читателя, по разному подходит к теме часто и повторяясь оказывая на них влияние. Было бы наивным ожидать длинные беспрерывные диссертации о метафизике или теологии, понятные и интересные лишь немногим. С другой сторона, если Коран это руководство, как он сам говорит, тогда мы должны ожидать предложения, указательные знаки и критерии которые помогут нам. Будьте уверены, Коран не приведет нас просто к цели, он дает направления на разных этапах, но путешествие и исследование мы должны совершать сами, так как вопросы которые мы спрашиваем не только о Боге, они о нас и мы единственные у кого есть реальный доступ к своей душе. Таким образом Коран мог сказать, мы должны желать не только изучать горизонт, но и самих себя, пока мы не поймем истины (41:53)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

bismillah.gif

«Когда придет Господня помощь?»

Хотя остается еще много неясного, уже наметились ориентиры тем для исследования. Самым важным фактом является, то что Коран не утверждает, что жизнь на земле является наказанием. Задолго до появления Адама и Евы, ангелы подняли вопрос: Зачем создавать человека? Несколько аятов дают часть ответа. Человек имеет относительно высший уровень интеллекта по сравнению с другими созданиями. Его природа более совершенна и имеет большую степень личной свободы. Таким образом, в нем заложен не только потенциальный рост зла, но также и потенциал роста хорошего. Мы становимся свидетелями периода подготовки, когда человек учится использовать свои интеллектуальные возможности. Адам и Ева затем готовы стать нравственными. Им дан безобидный – хотя с точки зрения их развития критический – нравственный выбор. Они совершают оплошность и входят в нравственную фазу своего существования, символизирующийся в других местах Корана, как появления у них сексуальной нравственности и стыдливости (7:19-25, 20:120-123) Таким образом они ушли он состояния невинности, неведения и блаженства. Высокий человеческий интеллект, свобода выбора, и потенциальный рост неизбежно вовлечет его в конфликт и тяжкий труд. Последнее было в вопросе ангелов. Продолжая наше путешествие по Корану, мы постоянно наталкиваемся на 3 качества человека: интеллект, выбор и бедствия. Рассмотрим каждый в отдельности:

Интеллект: То что Коран четко указывает на интеллект в приобретении веры хорошо известно и часто упоминается западными Исламистами. Многие западные ученые рассматривают это как недостаток, так как они рассматривают интеллект и веру не совместимыми. Например, Ламменс с сарказмом замечает, что Коран «не далек от мысли, что неверие это слабость человеческого сознания»! Его ответ больше культурный и эмоциональный, нежели рациональный, берущий свои корни из западной борьбы религии и интеллект. Но не все западные ученные так бесстыдны. Конечно же, не защищая Ислам, Максим Родиссон, видит этот аспект Корана как нечто приемлемое и пишет:

Коран постоянно приводит рациональные доказательства Аллаха: чудо создания, созревание животных, движение небесных тел, атмосферные феномены, разнообразие животного и растительного мира чудесным образом подходящим человеческим нуждам. Все это «знаки (аяты) для тех кто разумеет» (3:190)…. Повторение в Коране 50 раз слова агаля значащее «объединять идеи, обоснование, понимание интеллектуального аргумента». 13 раз после обоснования мы сталкиваемся cо словами, а fa-la ta’qilun «Ужель вам это не понять?». Неверные, остающиеся непонимающими проповеди Мухаммеда, названы «людьми лишенными разума», людьми не способными на необходимые интеллектуальные усилия, и подобны скоту (2:166-171, 25:44-46)

Коран утверждает, что в нем содержатся знаки для тех кто мудр (2:269)тем кто сведущ(29:42-43), тех в ком разуменье живет (39:9) и тех кто размышляет (45:13). Он постоянно обвиняет тех кто отвергает что они не используют свои интеллектуальные возможности и закрыли свой мозг для обучения. Коран почти скептически спрашивает: «Ужель им по земле ходить (не приходилось), Чтоб их сердца познали мудрость, А уши - слышать научились?»(22-46), «Ужель не приходилось им На Землю посмотреть (и поразмыслить)» (26:7), «Неужто не пришлось им по земле пройти И посмотреть, каков конец был тех, Которые до них (грешили)?» (30:9), «Ужель на небо над собой они не взглянут»(50:6), «Ужель они не взглянут на верблюдов, Чтобы узреть, как созданы они?»(88:17), «Вы видите посев семян (на пашне)» (56:63).

Мусульманским школьникам по всему миру часто напоминают первые 5 аятом 96 суры

1. Читай (и возгласи!)

Во имя Бога твоего, кто сотворил -

2. Кто создал человека

Из сгустка.

3. Читай! Господь твой самый щедрый, -

4. Он - Тот, кто научил тебя познанью,

5. И человека обучил тому, что он не знал.

Это первые аяты ниспосланные Мухаммеду. «Читай!». Приказывается потому что великий дар человечеству способность писать, так как с помощью ручки тому, что человек не знал и не мог знать. Здесь Коран еще раз подчеркивает уникальную возможность человека к общению – с помощью письма – и к коллективному познанию понимания и опыта других.

Повторение – показатель важности данной темы. Необходимо заметить, что арабское слова ильм – знание и его производные появляются в Коране 854 раза. Также надо отметить, то факт что в Коране имеется большое количество истории о спорах между неверующими и верующими, которые более рациональны и логичны нежели их оппоненты.

Выбор. Коран представляет историю человека как постоянную борьбу противоположных сил: противостояние или капитуляция Богу. В этот конфликт погружает книга читателя, и может быть назван самым важным в призыве. Этот выбор должен быть абсолютно добровольным, как этого требует Коран, «Не разрешил в религии Он принужденья,

Разнится ясно истина от заблужденья;» (2:256). Ключевой момент заключен не знании и поклонении, а в том что человек должен свободно выбрать само знание и само поклонение Богу. Так мы встречаем повторение слов Господних, что Он мог направить всех на правый путь, но в Его планах было обратное

Скажи: "У Бога ясное свидетельство (всему),

И если б Он желал того,

Он всех бы вас прямым путем направил(6:149)

Так неужели те, которые уверили, не знают,

Что, если бы Аллах желал того,

Он всех людей повел бы праведной стезею?(13:31)

И если б Мы того желали,

Мы б душу всякую вели прямым путем,

Но Мое Слово было неизменно(32:13)

И если бы желал Господь,

Он сделал бы вас всех одним народом,

Но (волею Своей Он хочет) испытать вас

(На верность в соблюдении того), что Он вам даровал.

Стремитесь же опередить друг друга в сотворении благого,

К Аллаху - возвращение вас всех,

Тогда Он ясно вам покажет

Все то, в чем расходились вы!(5:48)

Коран категорически утверждает, что Бог не унижается и не находится в угрожающем положении из за нашего выбора, по причине которого нам даются соответствующие последствия – либо награждаемся за хорошие деяния, либо наказываемся за плохие деяния.

Предстали вам

Наглядные свидетельства от вашего Владыки,

И тот, кто зряч,

Себе на пользу распознает их.

А тот, кто слеп,

Себе во вред (их не увидит).

И здесь над вами я - не страж! (6:104)

Но уж погублены их души

И их покинут те, которых они чтили (кроме Бога).(7:53)

(Но воспротивившись Завету)

Не Нам он и вред причинили, -

Своим лишь душам нанесли они урон.(7:160)

И причинил им зло не Бог -

Зло своим душам причинили они сами.(9:70)

И тот, кто встанет на стезю прямую,

Себе на благо это совершит,

А тем, кто уклонится в заблужденье,

Скажи: "Я только вас могу предостеречь".(27:92)

И кто усердствует на промысле Господнем,

Усердствует на благо собственной души, -

Аллах свободен от нужды в мирах,

(Которые Он Сам же создал).(29:6)

Мы ниспослали в истине Писание тебе

Для наставления людей.

И тот, кто следует прямым путем,

Благодеяет для души своей,

Но тот, кто в заблуждение впадает,

К погибели ее ведет,

И ты (О Мухаммед!) за них не поручитель.(39:41)

(см также 10:108,17:15, 27:92)

Навряд ли эти утверждения приятны читателю. На первый взгляд они показывают отчужденность и отдаленность от положения человека. Философски это может быть объяснено превосходством Бога, но только исключая попытки установить отношения с Богом. Такая интерпретация была бы ужасно неверной. Коранический Бог не безразличен к положению человека. Он посылает пророков, отвечает молящимся (2:186,3:195) и вмешивается и управляет человеческой трагедией, как например в битве Бадр (3:13,8:5-19,8:42-48). Все находится под Его контролем, и ничего не происходит без Его разрешения (4:78-79)

В Коране использованы одни из «самых красивых имен» Бога ярко заключающих в себе вмешательство в человеческие дела. Вот эти имена – Милостивый, Милосердный, Прощающий, Дающий, Любящий, Создатель и т.д. показывают что Бог создал мужчину и женщину в высшей степени подходящих друг другу, на более высоком уровне чем другие существа, не из – за психологической или эмоциональной потребности, а потому что такова Его сущность. Так мы находим, что отношение между искренне верующими и Богом характеризуется как узы любви. Бог любит творящих благое (2:195, 3:134,3:148,5:13,5:93), кающихся (2:222), очищающих себя (2:222,9:108), благочестивых (3:76,9:4,9:7), терпеливых (3:146), доверяющих Ему(3:159), правдивых (5:42,49:9,60:8) и тех кто сражается на Его пути (61:4). И они получают обратно любовь Бога.

Но средь людей такие есть,

Которые берут себе для почитанья

Других с Аллахом наравне,

И любят их, как должно им любить Аллаха, -

И все ж безмерно выше этой

Любовь у праведных к Аллаху.(2:165)

Скажи: "Коль Бога возлюбили вы,

То следуйте за мною,

Тогда и вас полюбит Бог

И вам простит все ваши прегрешенья, -

Ведь милостив и Всепрощающ Он!"(3:31)

О вы, кто верует!

Если найдутся среди вас таки е,

Кто отречется от религии своей,

Господь других людей поставит,

Которых будет Он любить,

И кто любить будет Его, -

Смиренных пред уверившими (в Бога),(5:54)

С другой стороны, тирания, агрессия направленная на грешников, отвергающих веру, творящие зло, угнетателей, расточителей, предателей, неправдивых и не получат они любви. (2:190,2:205,2:276,3:32,3:57,3:140,4:36,4:107,5:64,5:87,6:141,7:31,7:55,8:58,16:23,22:38,28:76,28:77,30:45,31:18,42:20,57:23)

Существуют мусульманские и немусульманские ученные рассматривающие Бога как безразличного к человеку, устанавливая порядок фиксированными законами, действующими во всех сферах (физической, психологической, духовной и т.д.) и после заставляя действовать по ним. Другие наоборот считают, что Он участвует и контролирует все наши дела, даже наш выбор. Многие верят что обе точки зрения по своему существуют и они не совместимы. Возможно последние более близки к истине, хотя несовместимость не обязательна. Конечно, Коран подтверждает абсолют Бога над всеми созданиями которые он постоянно поддерживает, на которые влияет. Ничего не может существовать без его разрешения. Но Он наделил нас способностью делать выбор, действовать, и прослеживать его до ожидаемого итога. В действительности, Он часто подводит нас к критическому выбору. В частности, Он позволяет сделать нам выбор относящийся к нам и к другим.

И все благое, что тебя постигнет - от Аллаха,

А что постигнет из дурного,

Исходит от (греховности) твоей

(Как наказание от Бога).

И Мы Своим посланником

Тебя послали к людям.

(Чтоб ты их в этом увещал).

Довольно Бога, как свидетеля тому! (4:79)

Здесь утверждается что мы имеем возможность получить благое от Аллаха, но убыток себе, в духовном смысле, мы причиняем нашими действиями и решениями, которые Бог нам позволил принимать.

Как отмечено выше, наши действия и выбор не заставляются Богом, и человек сам принимает или отвергает их. Однако, на общем уровне, Коран показывает что Бог хочет через этот земной опыт, что бы люди разделили с Ним узы любви. И в то время пока люди будут или не будут стремится к этому, Коран сообщает что, будут определенные люди которые будут срамится и их развитие несомненно является целью земной жизни. (15:39-43, 17:64-65).

Наше понимание все еще туманно, но кажется, что мы кое в чем разобрались, хотя многое еще впереди. Вопрос стоит о необходимости в этой земной жизни, о роли человеческого выбора, интеллекта, и страданиях при создании человека. Также кажется, что мы затрагиваем тяжелую тему, Предопределения. Но оставим эту тему до конца главы. Так как сейчас это уведет нас в сторону. Однако нам необходимо обсудить еще одно Кораническое утверждение относительно Бога и человека, так как это вызывает много вопросов и горячие споры.

Коран часто утверждает «сбивает с пути кого пожелает, и ведет кого захочет» (2:26,4:88,4:143,6:39,7:178,7:186,13:27,14:4,16:93,35:8,39:23,39:36,40:33,74:31). Эта фраза обычно заставляет английских комментаторов интерпретировать как «Кого захочет Бог свести того сведет с Пути, и поведет того кого захочет» Грамматически это правильно так как глагол аддала используется в обоих смыслах. Он может также значить «позволить кому либо или чему либо сбиться» или «заставить потеряться». Игназ Гользихер, известный востоковед и ученный Арабского, настоятельно возражает против первого перевода. Он пишет:

Это утверждение не значит, что Бог напрямую ведет к неправильному. Глагол адала, не используется в этом контексте, что бы мог быть понятым как «сбить с пути», скорее как «позволить сбиться с пути», т.е. не заботиться о ком то, не показать ему дорогу из затруднений. «И Мы оставим их скитаться слепо» (6:110). Мы должны представить одинокого путника в пустыне: эта картина стоит за манерой Корана описывать ведение и ошибку. Путник бродит в бесконечном пространстве, ища истинное направление и цель. Подобен ему человек в своем путешествии по жизни.

Его исследование подтверждается тем фактом что почти все утверждения в Коране подобные этому, следуют за или им предшествует утверждение о ведении Господа или отказа вести кого либо соответственно его/ее выбору. Мы видим что «Бог не ведет нечестных» «Бог не ведет грешников» и Бог ведет тех кто «слушает», кто праведен, и богобоязненных (2:26,258,264 3:86,5:16,51,67,108 6:88,144 9:19,21,37,80,109 12:52 13:27, 16:37,107 28:50 39:3 40:28 42:13 46:10 47:8 61:7 62:5 63:6)

Таким образом и выяснили что когда они «от истины Господней уклонились, Аллах отвел сердца их с верного пути»(61:5). Это показывает что получение или не получение нами Господней помощи зависит от нашей праведности, положения и готовности. Вспоминается высказывание Мухаммеда «Когда вы приближаетесь к Господу на вытянутую руку, Он приближается к вам на 2, если вы идете к Нему то Он бежит к вам. Таким образом фраза «Бог сбивает с пути того кого захочет» значит то, что мы уже выяснили: хотя Бог, согласно Корану, и мог сделать всех одинаковыми, у Него другой план, и поэтому он это не сделал. Наоборот, Он создал человека с уникальными и мудрыми возможностями принимать нравственные решения, и Он следит, влияет и ведет каждого индивидуума в соответствии с его нравственным и духовным развитием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...