Jump to content
  Love reading great articles? Visit Elix.com today!

Курдистан и Израиль


Recommended Posts

08.01.2007 | Александр Лукоянов

В последнее время в зарубежных СМИ, в том числе и в Израиле, появлялись публикации о специфическом развитии военно-политических отношений между Курдистаном и Израилем. Далее мы, конечно, рассмотрим эти публикации. Со своей стороны, можем сказать, что мы могли бы также привести «сенсационные» данные о расположении некоторых израильских центров, сотрудничавших с турками не так давно в борьбе против Рабочей партии Курдистана (курдская аббревиатура –ПКК). Однако проблема «Курдистан – Израиль» более сложна и более глубока, чем, например, участие сегодня израильских инструкторов в подготовке курдских вооружённых формирований. Конечно, это выглядит очень эффектно с точки зрения журналистов - Израиль пришел в Ирак и что-то там организует против своих реальных или потенциальных врагов или оппонентов. На самом деле, многие вещи выглядят гораздо прозаичнее. Это всего лишь небольшой эпизод, на котором почему-то акцентируется внимание читателей. Зачем это делается - уже другой вопрос, на который может быть несколько ответов, но это тема отдельной статьи.

Прежде, чем подробнее остановиться на этом вопросе, следует сделать несколько предварительных замечаний, которые помогут нам лучше понять непростой вопрос присутствия израильтян в Иракском Курдистане. То, что они там работают, причём работают очень давно, сомнений не вызывает практически ни у кого. Вопрос в том, почему они там, каковы формы их присутствия и какие существуют перспективы сотрудничества между Курдистаном и Израилем.

Отметим, что когда в данной статье речь идёт о Курдистне, то следует помнить, что это территория Ирака именуется курдскими националистами, выступающими за создание единого курдского государства (в перспективе Великого Курдистана), как Южный Курдистан, а израильтянами – как Восточный Курдистан. Официально же этот район с 1974 г. носит название Курдский автономный район (КАР). Однако реально автономным этот район стал фактически с 1992 г., после того, как в 1991 году во время войны в Персидском заливе курды, по инициативе и при поддержке США и ряда стран Западной Европы, подняли вооружённое восстание против центральных властей и объявили фактически о создании федерального государства в составе Ирака. Как известно, эта территория находилась под фактической защитой США. Далеко не последнюю роль играл здесь, естественно (хотя и нет на этот счёт официальных данных), и Израиль, заинтересованный во вполне определённых переменах в регионе с целью создании благоприятных условий для обеспечения своих военно-политических и экономических интересов. Одним из необходимых шагов в этом направлении Израиль считал изменение политического режима в Ираке, а проще говоря – свержение режима Саддама Хусейна. И этого в Телль-Авиве никогда особенно не скрывали. Накануне американского вторжения в Ирак там уже рассматривался вопрос, как поправить свои экономические дела за счёт Ирака.

В материале этого периода «Американский “план Маршалла” для Ирака и израильская экономика» читаем: «В последнее время мы слышим тысячи слов о плачевной экономической ситуации в Израиле, и многие аналитики считают, что в будущем будет еще хуже. Некоторые предполагают, что именно на экономической почве уже начался процесс развала правительства Шарона. Однако вполне возможно, что они ошибаются. Если в ближайшем будущем американцы претворят в жизнь свои планы по атаке на Ирак, это может кардинальным образом изменить экономическую ситуацию в Израиле». Тогда же просчитывалась в очередной раз возможность формирования новой геополитической ситуации, когда Ирак будет расчленён, потребуется создавать новую инфраструктуру для этих частей Ирак, обеспечивать «70 тысяч солдат, в основном американских». В этой роли подразумевался многими Израиль как «единственная страна на Ближнем Востоке», у которой есть для этого необходимые технологии и люди, способные быстро решить эти задачи. Тем более, что американцы на тот момент, как-будто уже подсчитали, что в течение первых десяти лет «нового Ирака» они должны будут инвестировать в него по крайней мере 15-20 миллиардов долларов. Кроме того, по некоторым израильским данным, туркмены и курды тогда уже выразили принципиальное согласие на сотрудничество с Израилем. В планы израильтян создание в Курдистане «системы сотовой телефонии» по аналогии с той, что создана ими в Иордании. К тому же, трубопровод с иракской нефтью также может пройти через израильскую территорию к Средиземному морю. «Если все эти планы будут реализованы, израильская экономика сможет перейти от упадка к росту и расцвету»1.

В 1996 г. в газете «Московские новости» в разделе «Специально для Израиля» была опубликована большая статья известного российского курдоведа М.С.Лазарева под названием «Курдское национальное движение и Израиль (к вопросу о стратегическом союзе)». Эта статья представляется нам очень важной для понимания проблемы современных взаимоотношений между курдами и израильтянами. М.С.Лазарев ответственно написал, что «события в Курдистане не только косвенно, но и прямо затрагивают государственные интересы Израиля, … борющегося с постоянной угрозой своей внешней и внутренней безопасности». Анализируя развитие арабо-израильского конфликта и курдского движения, автор отметил, что у курдов и израильтян – один общий враг – «агрессивный панарабизм». Для обоих народов угрозу с 60-х гг. представляли ультранационалистические «партии арабского социалистического возрождения», пришедшие к власти в Сирии и Ираке. Примечательно, что режимы в этих странах характеризовались автором как «диктаторские режимы откровенно фашистского типа», которые совершенно не случайно проводили одновременно политику геноцида в отношении курдов и «наиболее непримиримый и последовательный антиизраилтьский курс». На основании изложенного в статье материала, М.С.Лазарев делает интересный вывод: «И курды, и Израиль остро нуждаются в местных и постоянных союзниках, чьи геополитические интересы в регионе в обозримом будущем не могли бы угрожать ни одной из сторон. И найти таких союзников они могут только друг в друге». Отметим, что реальная политика, конечно, оказывается гораздо сложнее. Тем не менее, израильско-курдские отношения давно начали выстраиваться, чему способствовали глобальные перемены, последовавшие после исламской революции в Иране и развала СССР, когда США вступили в полосу острой конфронтации с режимами в Иране и Ираке. Не последнюю роль в этом играет, с нашей точки зрения, ещё одно обстоятельство, отмеченное М.С.Лазаревым. Это - геополитическое положение территории проживания курдов и наличие там богатых природных ресурсов, в том числе нефти (главным образом в районе Киркука в Иракском Курдистане) и пресной воды. Кроме того, территорию Курдистана «пересекают нефтепроводы, другие важнейшие коммуникации, соединяющие все страны западноазиатского региона, а также верховья и среднее течение его главных рек – Тигра и Евфрата»2.

Конечно, не все курды интересны Израилю и США с точки зрения оказания им поддержки. Например, даже элементарные требования курдов в Турции (где живёт половина всех курдов3 , члене НАТО, не то, что не поддерживаются этими странами, а напротив – они поддерживают руководство Турции, отказывающее курдам даже в том, чтобы признать их как отдельный народ. Наилучшим подтверждением этого является операция 16 февраля 1999 г. в столице Кении Найроби по аресту (больше похожим на похищение) и переправке в Турцию Абдуллы Оджалана, лидера Курдской рабочей партии (курдская аббревиатура - ПКК). Той самой партии, которая, по справедливому замечанию М.С.Лазарева, много делала «для распространения сведений о курдах и их борьбе во всём мире». Конечно, формально этого курдского лидера выдало посольство Греции, нарушив существовавшие договорённости. Однако в этом принимали участие разные силы, в числе которых был и Израиль, хотя официально он и отрицает свою причастность к аресту А.Оджалана. Более того, через день после ареста курдского лидера, в столице Израиля была организована интересная манифестация. В Тель-Авиве у посольства Турции прошла демонстрация в знак протеста против ареста лидера Курдской рабочей партии Абдуллы Оджалана. СМИ при этом сообщили, что её участники - представители левых организаций Израиля - пикетировали посольство под лозунгами «свободить Оджалана, прекратить преследования курдов в Турции»4.

Чтобы быть более точным, надо прямо сказать, что от Оджалана предварительно отвернулось российское руководство, ранее его поддерживавшее. Выражаясь проще – оно его просто предало. Отметим попутно, что Оджалана, как известно, обвиняют во многих преступлениях. Однако мало кто в СМИ (особенно в России!) говорит о зверствах турок по отношению к курдским повстанцам. В нашем же нашем распоряжении есть просто шокирующие фотодокументы о зверствах турецких спецназовцев, сравнимых только с действиями фашистских карателей-садистов.

Однако интересно то, что сами иракские курды активно боролись с Оджаланом во имя интересов курдского народа, сотрудничая при этом с теми силами, кто был в этом заинтересован. Не исключено, что в этом

Link to post
Share on other sites

Курды и Израиль: общие интересы?

16 декабря 2004

Связи курдов с Израилем имеют давнюю историю. Иракским курдам, например, Израиль оказывал помощь ещё в 70-е годы в их борьбе с Багдадом. 35 лет назад Израиль наряду с Ираном, принимал участие в создании курдского разведывательного агентства "Парастин", которое использовалось для дестабилизации багдадского режима.

После вторжения американцев в Ирак в 2003 г. курдов стали всё чаще обвинять в сотрудничестве с Израилем. Хотя такого рода обвинения формально должны быть лишены оснований. Ведь сотрудничают же с Израилем другие страны мира, в том числе и мусульманские.

Стремление курдов к развитию отношений со всеми странами мира вполне естественно и никто не может лишить их этого права. Правда, при условии, что курды выступают в данном случае от имени самостоятельного государственного образования. Таковым с 1992 г. является Курдский автономный район Ирака (КАР). В марте 2004 г. здесь даже пустили в обращение собственные денежные знаки с курдской символикой, отчеканенные в Швеции. На лицевой стороне монеты изображено "месопотамское солнце", 21 луч которого освещает четыре вершины, символизирующие курдские общины Турции, Ирана, Сирии и Ирака. На монету достоинством 1000 динар помещен портрет "самого великого лидера курдов всех времен" – Салах-ад-Дина верхом на лошади и с курдским знаменем в руках. Этот шаг политического руководства курдов Северного Ирака в соседней Турции не без основания расценили как продолжение политики по созданию в будущем в регионе независимого курдского государства [1]. КАР управляемый двумя крупнейшими курдскими партиями – Патриотическим союзом Курдистана (ПСК) и Демократической партией Курдистана (ДПК) во главе с их лидерами М. Барзани и Дж. Талабани, которые уже действуют как политики фактически нового государственного образования, пусть никем не признанного в качестве независимого субъекта мировой политики, но существующего де-факто. Эти лидеры стараются придерживаться собственного политического курса, отвечающего интересам, прежде всего, курдского народа. Ради этого они идут на все возможные союзы с теми силами, от которых возможно получение реальной помощи в деле реализации курдской мечты – создания самостоятельного независимого государства. В качестве одной из таких влиятельных сил курды давно рассматривают государство Израиль. Они рассчитывают, и не без основания, на поддержку не только государственных структур Израиля, но и тех ста тысяч курдских евреев этой страны, которые ранее проживали на территории Курдистана.

Сотрудничество между Израилем и КАР осуществляется на самом высоком уровне. Недавно израильская газета "Haaretz newspaper" сообщила, что израильские официальные лица встречались с М. Барзани и Дж. Талабани, а премьер-министр Израиля Ариэль Шарон подтвердил наличие хороших отношений с иракскими курдами [2].

Хашави Бабакр, представитель Демократической партии Курдистана в странах СНГ, полагает, что между курдами и израильтянами "наблюдается явное совпадение интересов, и оба народа являются естественными союзниками". "К сожалению, – замечает он, – факторы тактического плана не давали до сих пор полноценно реализоваться потенциям, заложенным в курдско-израильских отношениях" [3]. К факторам "тактического плана" он относят географическую специфику проживания курдов среди арабов и персов, и ориентация израильской политической элиты на союз с Турцией. Общественное мнение народов, среди которых проживают курды, было бы недовольно открытым сотрудничеством курдских движений с Израилем, а Израиль, со своей стороны, дорожит своими отношениями с Турцией, на территории которой проживает большинство курдского населения региона. Правда, интересы Турции израильтяне учитывают только тогда, когда нельзя этого не делать. В противном случае, он активизируют своё присутствие в Курдистане в нужное для них время и в тех районах, которые представляют для них интерес в данный момент, пусть даже турецкие власти проявляют недовольство и заявляют протесты, как это уже случалось неоднократно. Израильтян при этом мало интересует и мнение США, которые, кстати говоря, прекрасно знают о деятельности Израиля и не намерены препятствовать ему защищать свои национальные интересы на территории соседних мусульманских стран, откуда ему может грозить опасность исламского терроризма.

Сотрудничество курдов с Израилем очень болезненно воспринимается арабами и иранцами. Их беспокоит даже не сам по себе факт наличия у курдов отношений с сионистским государством. Многие мусульманские государства сотрудничают с этой страной или её представителями. Интересно отметить в этой связи, что руководство ИРИ в 1999 г. достаточно жестко подавило выступления курдов в Иранском Курдистане, организованных в связи с арестом лидера Курдской рабочей партии А. Оджалана, который (арест) рассматривался ими как результат "турецко-израильского заговора".

Проблема не в самом сотрудничестве, а в том, какого рода это сотрудничество, и какие цели оно преследует. В настоящее время отсутствуют сведения о культурном или торгово-экономическом сотрудничестве КАР и Израиля. Ничего не известно и о планах такого рода сотрудничества, хотя определённые предпосылки для; этого существуют. В то же время, появляется информация о военно-диверсионном и информационном сотрудничестве израильтян с курдами. Иракские курды отвергают такого рода обвинения. Однако, по сведениям американского "The New Yorker magazine", израильская разведка активно действует в курдских районах Ирана, Сирии и Ирака, проводя секретные операции, которые могут дестабилизировать весь этот регион [4]. Израильские оперативники работают в Курдистане, создавая и обучая курдские отряды специального назначения и проникая с помощью курдов в Сирию и Иран. Израильские коммандос в сопровождении курдов проникают в Иран для установления сверхчувствительной аппаратуры по слежению за иранскими ядерными объектами. Поддерживая союз с курдами, Израиль получает глаза и уши в Иране, Ираке и Сирии. Кроме того, Израиль очень серьезно тренирует курдский спецназ, готовя их к выполнению той миссию, которую не смогли осуществить американские коммандос – проникнуть в ряды исламской оппозиции в Ираке, собирать разведданные и ликвидировать главарей суннитских и шиитских "мятежников" в Ираке. Израиль намерен также использовать курдские отряды "пешмерга", насчитывающие до 75 тыс. человек, как силы, способной противостоять как светской, так и исламской оппозиции в Ираке. То, что Израиль делает с курдами, отмечают американские аналитики, "вовсе не так уж неприемлемо для администрации Буша". Агенты "Моссада", выступают в роли бизнесменов, и работают без израильских паспортов [5].

Секретные службы Израиля работают в сложных условиях послесаддамовского Ирака. Тем более, что, естественно, не все курды поддерживают идею тесного курдско-израильского сотрудничества. Прежде всего, это относится к исламски ориентированным курдам, которые хотя и составляют небольшой процент от общего числа курдского населения, но, тем не менее, имеют свою аудиторию и располагают собственными информационными структурами. Работа израильтян в Курдистане не обходится без потерь. В марте этого года появились сведения об убийстве шестерых агентов "Моссада" в Киркуке (северный Ирак), к которому, возможно, причастны боевики экстремистской исламской курдской организации "Ансар аль-Ислам" [6], которая, согласно официальным иракским данным, была уничтожена ещё в прошлом году.

Среди курдов существует сильное течение, которое полагает, что курдскому национальному движению политический ислам, одним из проявлений которого является "Ансар аль-Ислам", не просто угрожает, но смертельно опасен. И они готовы предоставить все свои силы для борьбы с этим явлением своим израильским партнёрам, поскольку, как пишет Горан Новицки в статье "Курды как опора безопасности", "во всем регионе только курды и Израиль борются с политическим исламом, угрожающим самому их существованию". Представители данного направления в курдском движении считают, что курдские районы могут выполнять функции буферной зоны, препятствующей распространению радикального иранского ислама шиитского толка, который этим курдам особенно ненавистен. Причём, они надеются, что эта зона будет расширена с помощью внешних сил и получит доступ к водным транспортным путям. "Курдистан, -пишет "Курдистан обзервер",- может стать необходим и превратиться в якорь для корабля американской политики в регионе, если курдская территория в послевоенном Ираке получит доступ к международному водному пути и Персидскому заливу. Это – ход, который поможет США не потерять своих позиций в послевоенном Ираке и использовать его как плацдарм для продвижения в Армению и в конечном счете в Иран, если усиливающийся союз между Турцией и Ираном станет неразрывным" [7]. Если американцы пока не проявили должного внимания к этой инициативе, то израильтяне, похоже, такую перспективу не исключают, учитывая то обстоятельство что процесс глобального переустройства мира только набирает силу. Основные политические силы курдов, будут неуклонно стремиться к дальнейшему развитию отношений с Израилем, который, как заявил бывший замминистра иностранных дел Израиля Алон Лиель в интервью турецкому еженедельнику "Радикал", будет приветствовать создание курдского независимого государства в случае в случае распада Ирака, поскольку это соответствует израильским национальным интересам. "Израиль,-заявил он,- хочет видеть демократический, единый Ирак. Однако, если невозможность этого окажется доказанной, то по крайней мере часть страны должна быть демократической, по всей видимости – курдский регион. Демократическая курдская администрация была бы политически ближе к Турции, чем любая другая страна в регионе" [8].[1] ИТАР-ТАСС 23.03.04

[2] Рошан Мухаммад Салим, Иракские курды идут по политическому канату, З ноября 2004 , http://www.kurdistan.ru/05.11.04-1.htm

[3] Курдский вопрос на рубеже тысячелетий, м., 2004, с. 41-42

[4] http://www.kurdistan.ru/05.11.04-1.htm

[5] http://www.konflikt.ru/index.php?top

[6] MIGnews.com 20.03.04

[7] www.Kurdistan.ru ,http://www.kurdistanobserver.com 13/04/2003

[8] http://www.kurdistan.ru/iz.htm

Link to post
Share on other sites
  • 1 month later...

1) Родство Евреев и Курдов

Евреи и курды – братские народы. Согласно результатам исследований группы ученых-генетиков, возглавляемой профессорами Еврейского университета Ариэллой Оппенхейм и Мариной Фейрман, генетическое сходство еврейского народа и жителей современного Курдистана выражено значительно активнее, чем между евреями и арабскими народами, в окружении которых они живут.

Это исследование проводилось с учётом всех самых последних достижений в области расшифровки генома человека и с использованием гораздо более точных приборов. По мнению ученых, евреи и курды имели общих предков, проживавших в районах современной границы Ирака и Турции. Предполагается, что некоторые из них в какой-то момент времени откочевали на юг, заселив впоследствии побережья Средиземного моря.

Родство евреев и курдов обусловлено тем, что курды – это потомки халдеев, а ведь уже Авраам был халдеем.

История еврейско-курдских отношений восходит к периоду их вавилонского пленения в 586 г. до н.э. и уводом значительной части населения в Вавилон (район современного Багдада).

У Иосифа Флавия упомянуты горы Кардухи (Древ. 1:93), а в Талмуде (Иев. 16 а) сообщается, что прозелиты из кардуинов принимаются в еврейские общины.

Сергей Минасян: «Некоторые утверждают, что курды произошли от одного из отколовшихся израильских колен, другие связывают происхождение курдов с царём Соломоном и т.д.»

Арабская легенда утверждает, что курды – потомки изгнанных Соломоном наложниц и демона Джасада. Вероятно, эта легенда в какой-то степени отражает реальный факт еврейского происхождения курдов.

Кроме того, в в Курдистане издревле жили евреи, большая часть которых насильственно была обращена в ислам и несторианство.

На месте Курдистана существовали еврейские государства, например Махуза.

Интересно, что один из вариантов на флаг Курдистана был бело-голубого цвета, напоминающий флаг Израиля.

*****

2) Курдские евреи

Курдские евреи — еврейская этнолингвистическая группа (община). До начала 1950-х жили в основном в Курдистане (`страна курдов`; горная область в Малой Азии) и прилегающих к нему районах. Курдские евреи часто называют себя аншей таргум (`народ Таргума`). Курдские евреи говорят на нескольких диалектах восточной ветви новоарамейского языка, в которую также входят диалекты ассирийцев (христиане-несториане) и так называемых халдеев (несториане, вступившие в унию с Ватиканом). В советской лингвистической литературе курдские евреи обычно определяются как ассирийские евреи.

Свой обиходный язык, родственный языку Гемары Вавилонского Талмуда, но включающий персидскую, турецкую, курдскую, арабскую и ивритскую лексику, курдские евреи называют лишна иехудия (`еврейский язык`), лешон ха-галут (`язык изгнания`), а также лешон таргум, хотя арамейские переводы Библии (таргумим) выполнены на западноарамейском диалекте. Идущему от Биньямина из Туделы представлению о языке курдских евреев как непосредственном развитии языковой традиции Вавилонского Талмуда современные ученые противопоставляют мнение, что курдские евреи восприняли и видоизменили восточноарамейские диалекты окружающего населения.

Впрочем, не лишено вероятности, что какая-то часть курдских евреев могла сохранить прямую связь с вавилонским еврейско-арамейским языком. Примечательно, что курдские евреи в районах городов Урмия и Салмас (Саламас) в Иране, а также Захо и Эрбиль в Ираке (бывший Мосульский вилайет) говорили на особых арамейских диалектах, отличных от тех, что бытовали у живших рядом христиан. В Ираке арабы именуют язык курдских евреев джабали (`горский`).

К курдским евреям относят живших на протяжении многих поколений вне Курдистана евреев Иранского Азербайджана (район озера Урмия и территории к северу от него), а также часть еврейского населения провинции Дияла (Восточный Ирак, особенно в городе Ханакин), говорящих на арамейских диалектах. В то же время евреев Мосула (Ирак, Курдистан), известных под названием миславим, а также района Урфа (Турция), так называемых урфали, близких по укладу жизни к евреям других районов Курдистана, некоторые исследователи не причисляют к курдским евреям в силу того, что они в основном пользовались в обиходе арабским языком. В среде курдских евреев, жителей города Миандоаб в Иранском Азербайджане, по всей видимости, к началу 19 в. возник местный (миандоабский) еврейский говор азербайджанского языка.

До создания Государства Израиль курдские евреи (более 200 общин) жили в Ираке (более 20 тыс. человек; главным образом в районе городов Киркук, Мосул, Сулеймания, Эрбиль), Иране (около двенадцати тысяч человек), Турции (11 общин), Сирии (в основном в районе города Камышлы), Эрец-Исраэль и других странах, в том числе Советском Союзе (в районе Тбилиси). К этому времени лишь около двадцать тысяч человек из них оставались носителями новоарамейских диалектов.

Согласно преданиям, большинство курдских евреев считают себя потомками колен исчезнувших, а часть их — колена Биньямина.

Эти предания Биньямин II дополнил версией о происхождении от колен Дана и Нафтали ассирийцев-несториан, соблюдавших некоторые еврейские обычаи. Распространенная в Иракском Курдистане традиция утверждает, что среди ассирийцев имеется много семей еврейского происхождения, которые примерно в 15 в. были насильно обращены в христианство, но еще в начале 20 в. соблюдали часть еврейских обрядов, не ассимилировались среди других ассирийцев и сохраняли в тайне свое происхождение. Возможно, среди курдских евреев имеются потомки прозелитов эпохи Второго храма из близлежавшей Адиабены (столица Арбела [Арба-илу], ныне город Эрбиль).

В Таргуме Онкелоса горы Араратские (Быт. 8:4) именуются «горы Карду», а царство Араратское (Иер. 51:27) «царством Карду», у Иосифа Флавия упомянуты горы Кардухи (Древ. 1:93), а в Талмуде (Иев. 16а) сообщается, что прозелиты из кардуинов принимаются в еврейские общины. Некоторые современные исследователи отождествляют эти названия с Курдистаном.

Первые фиксированные сведения о курдских евреях оставил Биньямин из Туделы, который около 1170 обнаружил в Курдистане между городом Амадия (ныне в Ираке; 2 тысячи еврейских жителей /в другом варианте рукописи — 25 тысяч/) и Гиляном (провинция в Иране) более ста еврейских общин. Он же первым сообщил о возникшем в среде курдских евреев мессианском движении во главе с Давидом Алрои и утверждал, что оно было подавлено около 1160. В начале 1180-х Птахия из Регенсбурга указал, что в Мосуле (названном им Новая Ниневия) проживало шесть тысяч евреев, и отметил знание ими Библии. В 1191 глава общины Мосула наси Давид бен Ходая (1150?–1220) предал отлучению приверженцев Маймонида.

В период крестовых походов многие евреи из Сирии и Эрец-Исраэль бежали в Вавилонию и, видимо, в Курдистан (что могло укрепить местную общину). Иехуда Алхаризи, посетивший в 1217 города Курдистана, в сочинении «Тахкемони» («Ты умудряешь меня»), описывая бедных духом богачей мосульской общины, в противовес им упоминает сочинителей пиютов (пайтаним) и благородных мужей города Эрбиль. В середине 13 в. в Эрбиле поселился гаон Эли бен Зхария, а в 1275 Иосеф ха-Кохен бен Эли бен Ахарон переписывал труд Маймонида «Море невухим» («Наставник колеблющихся»). В послании от 1289 живший в Мосуле эксиларх рабби Давид бен Даниэль и 11 руководителей местной иешивы грозили отлучением рабби Шломо Пти, лидеру каббалистов Акко, вдохновлявшему оппонентов Маймонида.

В периоды опустошительных нашествий монголов (1258), а затем Тимура (конец 14 в.) и притеснений эпохи правления Тимуридов (правили до 1470), часть местного населения, включая евреев, бежала в горные районы (где, видимо, укреплялись старые и возникали новые поселения). Сведений о курдских евреях в 14–15 вв. не сохранилось. В 1514 Курдистан поделили между собой (в результате войн; мирный договор в 1555) Османская империя и Иран. Их власть, особенно в горных районах, была номинальной (учредить там администрацию удалось лишь в конце 19 в.). В 16 в. о еврейских общинах Эрбиля, Киркука, Мосула, Нецивина (ныне Нусайбин) и Урфы писал в «Сефер ха-мусар» («Книга морали») путешественник Зхария ад-Дахири из Йемена (1519?–89?).

С середины 16 в. у евреев Курдистана и близлежащих областей пользовались известностью раввины из семейств Баразани, Мизрахи, Харири и их иешивы. Среди них: духовный глава курдских евреев раввин и каббалист Шмуэль бен Нетан’эль ха-Леви Баразани (1560–1630?) — автор такканот, мидрашистских произведений и пиютов, вошедших в литургию курдских евреев; его дочь Аснат (1590?–1670?) — автор пиютов, ставшая после смерти мужа Я‘акова бен Аврахама Мизрахи (руководитель иешив городов Амадия и Мосул) во главе иешивы Мосула; рабби Ицхак бен Моше Харири (17 в.) — автор каббалистического сочинения «Нахалат ха-Шем» («Достояние Господне»); его сын Пинхас, близкий к саббатианству каббалист и литургический поэт; сыновья последнего Хаим и Ицхак, раввины в городе Ревандуз, и другие.

Потомки семьи Баразани-Адони были раввинами в Багдаде около 150 лет (до 1743), а в Мосуле до середины 20 в., так же как в Курдистане раввины и каббалисты из рода Харири — до конца 19 в. – начала 20 в. Около 30 курдских евреев известны как авторы пиютов и светской поэзии (на иврите и арамейском языке). В 17–18 вв. курдские евреи страдали от продолжительных войн между Ираном и Османской империей (возобновлены в Иранском Курдистане также в 1905–11) и от столкновений между центральным правительством Турции и курдскими беями вплоть до начала Первой мировой войны. Так, например, лишь при восстании курдов во главе с Бадрханом в 1843–47 гг. были убиты тысячи курдских евреев, а многие еврейские общины исчезли.

Курдские евреи также часто становились жертвами местных междоусобиц (например, в 1832 при разрушении Амадии агой Ревандуза из тысячи еврейских семей в городе осталось около 250, остальные бежали; в 1913 еврейская община Нирвы была рассеяна при захвате населенного пункта шейхом Барзани), а также набегов и грабежей (например, в 1891, 1892 нападения курдов на евреев Захо, а в 1893 на еврейскую деревню Битанура, или Бар-Тануро, и другие).

Страдали евреи и от издевательств турецких солдат (например, эксцессы в 1895 г. в Эрбиле, которые были прекращены лишь благодаря вмешательству хахам-баши Багдада рабби Ицхака Аврахама Соломона), от частых стихийных бедствий (наводнения, саранча, град) и связанного с ними голода (1871 — в районе Урмии; 1880, 1888, 1889, 1892 — в Иракском Курдистане), от эпидемий (например, чума в конце 1880-х). Все это не могло не влиять на экономическое положение курдских евреев, среди которых многие жили в нищете.

Основными занятиями курдских евреев в городах были ремесла (ювелирное дело, крашение, плотничество, дубление кож, лесосплав, сапожное дело и т. п.; среди женщин — ковроткачество и выделка шерстяных изделий) и торговля (главным образом вразнос), в сельской местности — земледелие (выращивание злаков, табака, винограда и других сельскохозяйственных культур) и скотоводство, в том числе отгонное и кочевое. Среди курдских евреев изредка встречались и крупные землевладельцы. В восточном Курдистане евреев-купцов было больше, чем ремесленников и крестьян.

Большинство курдских евреев оказались разбросанными по многочисленным деревням и мелким поселениям и жили среди представителей различных мусульманских и христианских сект и течений. Отношение мусульман к курдским евреям было в целом лучше, чем ассирийцев-несториан (насильственные крещения 15 в. и, позднее, кровавый навет в Урмии около 1826 и другие). Каждый набег, разгром или стихийное бедствие вызывали временное бегство местных евреев в соседние общины. Неустойчивое экономическое и политическое положение курдских евреев также приводило к их миграции из деревень в селения, а оттуда в большие города (например, в Багдад, где они занимались мелкой торговлей и неквалифицированным трудом), и даже к эмиграции (в Эрец-Исраэль, на Кавказ, в Афганистан).

Так, приблизительно с начала 1880-х гг. до конца Первой мировой войны на Кавказе (главным образом в районе Тифлиса) обосновались так называемые лахлухи (самоназвание сраэль; в Израиле стали называться «арамейские евреи»), курдские евреи из Иранского Азербайджана и Иранского Курдистана. Для обеспечения своей безопасности курдские евреи (особенно жители горных районов) вынуждены были искать покровительство у местного аги (часто главы племени) и платили ему особый налог.

От аги зависели их жизнь и имущество, что практически превращало евреев в полурабов (такое положение существовало вплоть до начала 20 в.). Путешественники Давид де-вет-Хиллел (в 1827–28) и Биньямин II (в 1848) застали курдских евреев малочисленными, невежественными, угнетенными, в состоянии социального и духовного упадка.

До середины 19 в. во главе крупных общин курдских евреев стоял наделенный широкими полномочиями носи, ведавший также разверсткой податей. Более мелкие (подчиненные крупным) общины возглавлял хахам, который был также ее казначеем, хаззаном, мохелом, учителем, шохетом, изготовителем амулетов (пользовавшихся популярностью и среди курдов). Многие хахамы курдских евреев занимались также практической каббалой. По всем сложным вопросам Галахи хахамы обращались к раввинам Багдада.

В крупных общинах курдских евреев было несколько синагог, в том числе относительно древние (например, первой половины 13 в. в Мосуле и Амадии). Курдские евреи совершали ежегодные паломничества (иногда и курды-мусульмане) к гробницам и могилам почитаемых ими чудотворцев, а также к принимаемым за захоронения библейских пророков. Большинство курдских евреев к 19 в. было неграмотно, но твердо придерживалось мицвот, заповедей, традиций и предписаний, передававшихся устно в синагогальных проповедях (обычно в субботу после Минхи).

Некоторые религиозные традиции и обычаи курдских евреев восходят к библейским временам (так, до начала 20 в. во многих районах Курдистана совершали обряд общественного жертвоприношения) и к периодам Вавилонского Талмуда и гаонов. Существуют у курдских евреев и самобытные праздники, как например, Сахаране (сходен с Мимуной у марокканских евреев), отмечавшийся в Курдистане в один из дней Песаха, а в Израиле обычно в Суккот. Однако многие обычаи были восприняты курдскими евреями из фольклора и суеверий христиан-несториан и мусульман. Своеобразием одежд, танцев, пищи отличаются свадьбы и другие праздники, а также похоронные и траурные обряды курдских евреев.

В основном после 17 в. письменная литературная традиция курдских евреев была прервана. Однако существует устный перевод Библии на основные диалекты курдских евреев Ирака и Ирана (урмийский и захо). Устно передавались из поколения в поколение рассказы для женщин на Девятое ава (например, о еврейке, утопившейся во время насильственного крещения) и различные сказания, литургические и обрядовые песни. Своеобразный мелос курдских евреев развился под прямым влиянием многонационального и многоязычного населения Курдистана.

Существует связь между языком исполнения и стилем музыкального переложения текстов. Например, иврит используется в синагогальном литургическом речитативе; новоарамейский язык — главным образом в хедерах при распевах парафраз священных текстов и т. д.; арабский язык — в светских песнях, а курдский язык (диалект курманджи) — при исполнении героического эпоса, народных баллад, а также песен для сельских танцев. Первые современные еврейские школы в Курдистане и в районах расселения курдских евреев были открыты Альянсом в городах Мосул (1900, 1906), Сенне (ныне Сенендедж, 1903), Керманшах (1904), Ханакин (1911), Киркук (1912).

Первая мировая война навлекла новые беды на курдских евреев — голод, эпидемии, военные погромы (например, в 1915 русские войска осквернили синагогу, ограбили и разогнали общину Ревандуза), а в результате поражения Османской империи прибавилось еще разделение ее бывших подданных между Турцией, Ираком и Сирией.

В Эрец-Исраэль (главным образом в Цфате) курдские евреи стали селиться ещё в 16 в. Многие посланцы Эрец-Исраэль в 18–19 вв. собирали пожертвования среди курдских евреев. В 19 в. в числе прибывших в Эрец-Исраэль восточных евреев были и курдские евреи. В начале 20 в. в Иерусалиме (в районе нынешнего рынка Махане-Иехуда) обосновалась община курдских евреев со своей синагогой (построена в 1908 г.). Они занимались преимущественно физическим трудом; и поныне их число среди грузчиков в Иерусалиме значительно. После убийства в 1912 в Курдистане 12 евреев алия курдских евреев усилилась.

К 1916 в Эрец-Исраэль их насчитывалось 8560 человек. В 1920–26 в Эрец-Исраэль поселились 1,9 тыс. курдских евреев. Антисионистская пропаганда в Ираке в конце 1920-х – начале 1930-х усилила новую волну репатриации. В 1935 в страну прибыли 2,5 тыс. курдских евреев. В том же году часть их основала мошав Алрои (назван в честь Давида Алрои; ныне в пределах Кирьят-Тив‘она). Нелегальная алия курдских евреев продолжалась и позднее. В 1950–51 почти все евреи Иракского Курдистана репатриировались в ходе операции «Эзра и Нехемия».

В те же годы из 12 тысяч курдских евреев, проживавших в 15 общинах Ирана (наиболее крупные — в городах Сенендедж, 4 тысячи человек, и Саккыз, 1,3 тыс. человек), 8 тысяч выехали в Израиль. В их числе, видимо, была некоторая часть курдских евреев, покинувших Грузию в середине 1930-х, когда советское правительство потребовало от жителей с иностранными паспортами либо принять советское гражданство, либо выехать из страны. Тем не менее, в 1951 оставшиеся в Тбилиси курдские евреи (лахлухи) в числе «бывших иранских подданных» были депортированы в Сибирь и Восточный Казахстан.

Начиная с 1956 некоторые из сосланных возвратились в Грузию. К середине 1980-х в Тбилиси и Алма-Ате (ныне Алматы) насчитывалось около двух тысяч курдских евреев. Незначительное число курдских евреев проживает поныне также в Турции и Сирии. После падения шахского режима в Иране (1979) в Израиль переселилось большинство из оставшихся там курдских евреев, и к середине 1980-х их в стране насчитывалось около 80 тысяч человек.

Курдские евреи дали Израилю много музыкантов, политиков, полководцев и т.д., например, министр оборон Давида Леви и т.д.

В настоящее время в Израиле проживают свыше 250 тысяч курдов, свыше 75% которых исповедуют Иудаизм.

*****

3) Израильско-курдские отношения

Евреи всегда были сторонниками независимости курдов от сирийских, иракских и иранских поработителей. Еврей не может уснуть, переживая о непрекращающимся геноциде курдов.

Поэтому уже к концу 1950-х – началу 1960-х Израиль стал основным источником поставок вооружений и организации тренировок курдов в их борьбе против правительства Ирака. Хотя все детали этих операций до сих пор не раскрыты, но, по различным оценкам, тысячи агентов «Моссад» и инструкторов израильской армии в этот период находились в курдонаселенных районах Северного Ирака, под различными прикрытиями осуществляя свои секретные задания.

В 50-е уже были предприняты попытки наладить контакты с курдскими организациями в регионе, и даже обсуждался вопрос о снабжении курдов израильским оружием. Инициатором этой тайной программы был молодой офицер ЦАХАЛа Рехаваам Зееви (Ганди).

Разведывательная спецслужба Курдской Демократической Партии – «Парастин» – также была создана с помощью Моссад в конце 1960-х. Операции израильской разведки на севере Ирака имели особое значение для Израиля еще и потому, что в боях против иракских курдов участвовали не только правительственные войска Ирака (точнее - баасистского режима), но и регулярные войска другого арабского государства – Сирии, где у власти так же находилась партия «Баас». Таким образом, в результате поддержки израильтянами иракских курдов значительные контингенты сирийских войск были отвлечены от границ Израиля. А занятость иракских войск подавлением выступлений курдов на севере страны помешала участию Ирака в «Войне Судного дня» 1973 против Израиля, т.к. это требовало вывода подразделений иракской армии как с внутреннего (курдского) фронта, так и сосредоточенных на границах с Ираном.

Еще с конца 1950-х спецслужбы Израиля, в особенности Моссад, самым активным образом сотрудничали с ЦРУ и в формировании шахской разведывательной службы SAVAK. Тесное сотрудничество израильской, американской и иранской разведывательных служб ярко проявилось в поддержке курдских повстанцев на севере Ирака. Это сотрудничество продолжалось вплоть до 1975 г., когда шахское правительство, стремясь улучшить отношения с Ираком, заключило т.н. Алжирские соглашения и прекратило поддержку иракских курдов. Нельзя исключить и того, что израильская разведка именно благодаря своим курдским источникам и агентам бывшей шахской спецслужбы SAVAK получила необходимые сведения (хотя в данном случае более ценными были данные авиационной разведки) о местонахождении и расположении иракского ядерного реактора Таммуз-1 (Осирак), уничтоженного в результате налета израильских ВВС в июне 1981.

После Исламской революции в Иране Моссад и ЦРУ начали работать теперь уже в обратном направлении – действуя из курдонаселенных областей Ирака (особенно Моссад) и Турции против Ирана. О начавшейся активной подрывной работе ЦРУ и Моссад в населенных курдами районах Ирана свидетельствуют опубликованные материалы бывшего американского посольства в Тегеране по курдскому вопросу.

Особые отношения Израиля и курдов вновь проявились во время операции США и международной коалиции против Ирака в 1991г. после оккупации последним Кувейта. Как известно, после начала активной фазы операции «Буря в пустыне» среди шиитов на юге страны и на курдском Севере вспыхнули инспирированные союзниками восстания против багдадского режима. Эти восстания были жестоко подавлены правительственными войсками. Еврейские организации по всему миру развернули активную кампанию по организации помощи курдам Ирака, а также мощные пропагандистские и лоббистские мероприятия в правительствах своих стран, особенно в США, по оказанию давления на Ирак. Сам Израиль продемонстрировал свои симпатии к курдам путем организации широкомасштабных поставок через турецко-иракскую границу медикаментов, продуктов первой необходимости, одежды и палаток. Данная кампания во многом была организована общиной иракских евреев Израиля. Иракские евреи даже организовали масштабную демонстрацию у резиденции израильского премьера Шамира в Иерусалиме, в ходе его встречи с госсекретарем США Джеймсом Бейкером, призвав американское правительство защитить курдов от репрессий со стороны Саддама Хусейна.

Однако отношение Израиля к курдам во многом уже зависело от уровня израильско-турецкого сотрудничества. Как отметил в мае 1997 премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху: «Турция страдает от террористических атак PKK, и мы не видим разницы между терроризмом PKK и тем, с чем сталкивается сам Израиль». Эта речь Натаньяху была примечательна не только тем, он высказался против создания курдского государства, но и его заявлением о том, что между Сирией и Израилем не может быть заключен мир, пока Дамаск не прекратит свою поддержку PKK.

Изменившиеся приоритеты политики безопасности Израиля вынудили его пересмотреть отношение к турецким курдам. Это ярко проявилось в ходе операции израильской авиации против «Курдской рабочей партии» в Ливане на севере долины Бекаа в ходе операции «Гроздья Гнева», а также в содействии израильской разведке в установлении местонахождения и захвата лидера турецких курдов А.Оджалана.

После завершения новой военной операции США против Ирака в 2003г. (от которой, наверное, более всего выиграли курды), в турецкой прессе появились сведения, что один из курдских лидеров по происхождению еврей и, как результат, «Израиль вскоре начнет устанавливать тесные связи с де-факто существующим курдским государством на севере Ирака». В течение нескольких недель подобный сценарий активно муссировался турецкими СМИ.

В известной турецкой газете Hurriyet была опубликована статья, где указывалось, что лидер KDP Масуд Барзани – этнический еврей и происходит из старинного рода курдских раввинов.

В турецкой прессе считали, что М. Барзани должен возглавить новое произраильское курдско-еврейское государство на территории библейской «Земли Обетованной», простирающейся от Нила до Ефрата, включая в том числе населенные курдами территории Северного Ирака. Однако эксперты отмечают, что вся история с вероятным еврейским происхождением М.Барзани составляет лишь частью обширной концепции, распространившейся в последнее время в турецких консервативно-националистических и исламских кругах и пользующейся большой популярностью среди общественности Турции. Добавим также, что всего несколько лет назад в Турции была издана и пользовалась большой популярностью книга доктора Гаруна Яйая «Курдская карта Израиля» («Israel’s Kurdish Card»), в которой говорилось о планах Израиля расширить свои границы за счет Ирака и Турции в союзе с курдами.

Как бы то ни было, абсолютно ясно, что создание курдской автономии на севере Ирака после войны 2003 и свержения режима С.Хуссейна привело к началу нового этапа в отношениях Израиля и курдов, что может стать серьезным ограничителем его политических контактов с другими государствами региона. Тем не менее, «курды рассчитывают, и не без основания, на поддержку не только государственных структур Израиля, но и тех ста тысяч курдских евреев этой страны, которые ранее проживали на территории Курдистана. И такое сотрудничество, причём именно всестороннее, похоже, в дальнейшем будет только развиваться, несмотря на противодействие со стороны Ирана и ряда арабских государств».

Сотрудничество между Израилем и КАР осуществляется на самом высоком уровне. В 2004 израильская газета «Haaretz newspaper» сообщила, что израильские официальные лица встречались с М.Барзани и Дж. Талабани, а премьер-министр Израиля Ариэль Шарон подтвердил наличие хороших отношений с иракскими курдами.

Хашави Бабакр, представитель Демократической партии Курдистана в странах СНГ, полагает, что между курдами и израильтянами «наблюдается явное совпадение интересов, и оба народа являются естественными союзниками». «К сожалению, - замечает он, - факторы тактического плана не давали до сих пор полноценно реализоваться потенциям, заложенным в курдско-израильских отношениях».

по сведениям американского «The New Yorker magazine», израильская разведка активно действует в курдских районах Ирана, Сирии и Ирака, проводя секретные операции, которые могут дестабилизировать весь этот регион. Израильские оперативники работают в Курдистане, создавая и обучая курдские отряды специального назначения и проникая с помощью курдов в Сирию и Иран. Израильские коммандос в сопровождении курдов проникают в Иран для установления сверхчувствительной аппаратуры по слежению за иранскими ядерными объектами. Поддерживая союз с курдами, Израиль получает глаза и уши в Иране, Ираке и Сирии. Кроме того, Израиль очень серьезно тренирует курдский спецназ, готовя их к выполнению той миссию, которую не смоги осуществить американские коммандос – проникать в ряды исламской оппозиции в Ираке, собирать разведданные и ликвидировать главарей суннитских и шиитских «мятежников» в Ираке. Израиль намерен также использовать курдские отряды «пешмерга», насчитывающие до 75 тыс. человек, как силы, способной противостоять как светской, так и исламской оппозиции в Ираке. То, что Израиль делает с курдами, отмечают американские аналитики, «вовсе не так уж неприемлемо для администрации Буша». При этом, агенты «Моссада», выступают в роли бизнесменов, и работают без израильских паспортов.

Работа израильтян в Курдистане не обходится без потерь. В марте 2004 появились сведения об убийстве 6 агентов «Моссада» в Киркуке (северный Ирак), к которому, возможно, причастны боевики экстремистской исламской курдской организации «Ансар аль-Ислам», «уничтоженной», согласно официальным данным новых иракских властей, ещё в 2003.

******

4) Масуд Барзани – Еврей?

Сегодня лидером курдов является Масуд Барзани, его отец Мустафа Барзани был главнокомандующим армией Мехабадской Республики.

Фамилия их происходит от посёлка и/или племени Барзан, с смешанным еврейским-несторианским и суфийских курдских родов.

Фамилия действительно курдско-еврейская.

Известны, к примеру, раввины из семейств Баразани, так раввин и каббалист Шмуэль бен Нетанэль ха-Леви Баразани (1560–1630?) был духовным главой курдских евреев.

Любопытно, что среди них была и Асенат Барзани – женщина, получившая смиху - раввинский диплом – ещё в XVII в.

В статье, опубликованной влиятельной ежедневной газетой Hurriyet, высказывался оригинальный взгляд на ситуацию: Массуд Барзани, глава Курдской демократической партии, одной из двух политических сил, контролирующих курдскую автономную область на севере Ирака, - еврей, потомок династии курдских раввинов.

Историк Ахмет Укар утверждает, что "еврейские корни" Барзани ведут к иному пониманию региона и его истории, поскольку еврейская Библия описывает "Землю обетованную" как территорию, простирающуюся от Нила до Евфрата, включая курдский регион на севере Ирака.

По понятным причинам, турецкие евреи пытаются развеить слухи о еврейских предках лидера курдов.

Так, Рифат Бали, еврейский исследователь из Стамбула, сказал, что история Барзани – это лишь часть целой теории, которая муссируется в последние годы в кругах турецких консерваторов-националистов и исламистов. "Здешние исламисты всегда говорили, что у Израиля в арсенале есть курдская карта, которую он хочет разыграть: у еврейского государства хорошие отношения с курдами, оно хочет распространиться на территорию от Нила до Евфрата, вобрав в себя курдский регион, – сказал Бали. – Эта теория подкрепляется прежде всего навязчивой идеей еврейского господства, готовностью Израиля для осуществления своих планов использовать "скрытых евреев". А ещё в Турции боятся, что мир задумал разделить их страну".

Весь тираж недавно изданной книги "Курдская карта Израиля", в которой рассматривается возможность расширения израильских границ посредством альянса с курдами, был довольно быстро распродан в Турции.

Link to post
Share on other sites

******

5) Разногласия

Арабы и ФСБ не дремлют. Они очень боятся союза Израиля и Курдистана, поэтому всячески пытаются стравить и эти народы. Их козырной картой является Турция. Дело в том, что курды хотят освободиться и от Турции, но Турция – важный партнёр Израиля, дом десятков тысяч евреев.

Журнал вавилонских евреев The Scribe Израильтяне рассержены, что, несмотря на повторные опровержения, многие курды обвиняют их в причастности к похищению турецкими агентами в Найроби курдского повстанческого лидера Абдуллы Оджалана. В то время как большинство курдов - мусульмане, есть некоторое число курдов-евреев.

Чтобы не портить отношения с Турцией, Израилю приходиться скрывать связи с курдами, но это как шило в мешке.

Участие граждан Ираиля в подготовке курдских солдат наносит ущерб израильско-турецким отношениям.

Израильская газета "Едиот Ахронот" сообщила, что на севере Ирака работают израильские специалисты, в том числе, инструкторы, прошедшие службу в боевых частях Армии обороны Израиля. Они занимаются подготовкой курдских военных.

Посольство Израиля в Анкаре не подтвердило информацию, приведенную в публикации, и подчеркнуло, что израильские граждане, отправившиеся в Ирак (если таковые есть), нарушают законы страны, так как оба государства формально пребывают в состоянии войны и не поддерживают дипломатических отношений.

В Ливане, в долине Бекаа, рядом с сирийской границей, долгое время находились тренировочные базы и лагеря турецких курдов. В начале 1990-х численность боевиков РКК на территории Ливана достигала нескольких сотен человек, и их присутствие там представляло угрозу даже для израильских оккупационных частей, расквартированных на юге страны

Все эти противоречия ярко проявилось в ходе операции израильских ВВС против PKK в Ливане на севере долины Бекаа в ходе операции «Гроздья Гнева», а также содействии в свое время израильской разведки в установлении местонахождения и захвата лидера турецких курдов А.Оджалана.

******

6) Гешефты

Израиль давно начал поправлять свои финансово-экономические дела за счёт Ирака, продавая сюда как свои товары, так и …иракские (перешедшие к нему после свержения Саддама). В числе компаний-поставщиков называются Moto

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...