Перейти к содержимому

Иса Гамбар: "Но зачем сегодня так всё усложнять? Эзопов язык – язы


Алекпер Алиев

Recommended Posts

Алекпер Алиев: Господин Гамбар, спасибо, что приняли наше приглашение и согласились побеседовать с нами за чашкой чая, на отвлеченные от политики темы. Беседа наша будет долгой и поэтому говорить будем на русском, чтобы потом не переводить на азербайджанский объемный материал.

Такой вот у меня возник первый вопрос: должны ли люди знать о политиках что-то кроме того, что они политики? Например, об их семейной жизни, о предпочтениях в литературе или в музыке?..

Иса Гамбар: Не то, что должны, вернее, имеют право. В принципе, человек – существо любопытное. Ему всегда хочется знать больше о других людях. Тем более об известных людях. Тем более о политиках, которые по общественному мнению «пытаются обмануть народ». Поэтому люди и хотят побольше узнать о них, чтобы не дать обмануть себя. На мой взгляд, политики тоже, в свою очередь заинтересованы, чтобы о них знали больше, потому что в нормальных странах политики рассчитывают на голоса избирателей. А избиратели голосуют за тех, которые им более симпатичны, и кто внушает больше доверия. Я бы сказал, это взаимная заинтересованность.

Алекпер Алиев: В девяностые, вы активно посещали различные культурные мероприятия. Вас часто можно было встретить на выставках, спектаклях, опере. В последние годы, вы реже стали выходить в народ. Нет времени или пропал интерес?

Иса Гамбар: Ну, то, что времени очень мало – это факт. Все спрашивают, «чем это занята оппозиция?». А нам, найти время на что-либо кроме политики очень сложно. Но это не единственная причина. Вы правы, я раньше чаще ходил в театр, оперу, концерты. Сейчас довольно редко посещаю храмы искусства, потому что всё слишком политизировано и предельно монополизировано. Заведующие этими учреждениями чувствуют себя довольно неуютно, когда мы появляемся там. Я не хочу создавать им проблемы, поэтому хожу на спектакли и концерты только в двух случаях: если мне самому сильно хочется, либо когда меня настойчиво приглашают.

Алекпер Алиев: А в чём выражаются эти неудобства, которые вы доставляете им своим присутствием? Директоров заведений увольняют? Их наказывают? Или к вам подходят и просят покинуть помещение?

Иса Гамбар: Нет, до последнего никогда не доходило и надеюсь не дойдёт. Но когда я вижу, что эти люди пытаются ограничить свои контакты со мной, суетятся перед власть имущими, чувствуют себя виноватыми по отношению ко мне, то неуютно становится и мне. Поэтому и частота моего хождения в культурные заведения уменьшается.

Эльмир Мирзоев: Это обусловлено общей атмосферой страха в обществе или это всё же инициатива частных людей?

Иса Гамбар: Это безусловно подход властей. Они создают общую атмосферу страха, чтобы всё и везде было под полным контролем. Не секрет, что авторитарная власть всегда стремилась и стремится к тоталитаризму. В Азербайджане это не удаётся, но они всё же пытаются. А с другой стороны, власти не хотят, чтобы оппозиция была частью общества. Всячески ограждают общество не только от влияния, но даже и от присутствия оппозиции. На их взгляд, чем меньше контактов между обществом и оппозицией, тем лучше. Именно из-за этого подхода и создаётся эта неприятная ситуация. А так, многие деятели искусства положительно к нам относятся и со многими из них я имел и имею нормальные взаимоотношения.

Эльмир Мирзоев: Помню несколько лет назад, в российском кабинете министров произошёл большой скандал. Тогда, министр культуры, господин Соколов – раньше он был ректором Московской Консерватории - заявил, что «в России отсутствует культура и в нашей стране существует только досуг». Он также заявил, что «великое русское искусство терпит большой крах и это неразрывно связано с политикой властей». Это было довольно смелое заявление. Остальные члены кабинета, не имеющие к этой области никакого отношения, возразили ему. Их конечно можно понять. Людям неприятно, когда им в лицо говорят правду, тем более когда заявляют, что у них отсутствует культура. Как вы считаете, слова Соколова можно проецировать на Азербайджан?

Иса Гамбар: Это было достаточно сильное и далеко не беспочвенное заявление. Процессы, которые происходят в наших обществах, ситуация в Азербайджане и России, да и в иных постсоветских странах довольно схожая, потому, что это типовые близкие общества. И то, что происходит там, довольно близко к Азербайджану. И наоборот.

Кстати, многие ведущие деятели российской художественной элиты, именно об этом и пишут. Например, Владимир Сорокин в своих произведениях, говоря о ближайшем, апокалипсическом будущем России, исходит из того, что происходит там сегодня, из преобладания прагматических интересов над принципами и нравственными ценностями, из монополизации всех сфер общественно-политической, экономической и культурной жизни. И они обеспокоены этой ситуацией. Поэтому заявление министра культуры нужно рассматривать через эту призму.

Хотя, честно говоря, за культуру России я не слишком переживаю, потому что Россия это феномен, который даже в самых сложных ситуациях выводит на свет очень сильных писателей, композиторов, художников, интеллектуалов. Я думаю, что вы правы, это высказывание больше подходит под Азербайджан, нежели Россию. Потому что Азербайджан эта маленькая страна с населением всего в 9 миллионов человек и здесь авторитаризм гораздо сильнее, чем в России. Нашим властям ограничить развитие культурной жизни и интеллектуальный рост общества легче, чем там. В Азербайджане эта проблема чувствуется более остро. Но я думаю, что и в Азербайджане есть примерно 15-20 деятелей литературы, музыки и иных областей искусства, которые спасают общество от культурного краха. В таких вопросах количество людей не играет решающей роли. Могут быть десятки тысяч людей, которые слушают низкопробные песни, смотрят дешёвые юмористические передачи, но есть и люди, которые, фигурально выражаясь, несут флаг высокого искусства и никак не расстаются с ним. Этого достаточно, чтобы общество сохранило надежду на дальнейшее интеллектуальное и эстетическое развитие.

Сеймур Байджан: Иса бей, я хотел бы направить наш разговор в литературное русло. Однажды, с коллегами у нас состоялся спор о том, какое из известных литературных произведений - речь естественно идёт о классике – наиболее ярко подходит под сегодняшний Азербайджан. Было названо достаточно много произведений, но мы единодушно остановились на «Гаргантюа и Пантагрюэль». Оно наиболее удачно характеризует ту пустоту, которая царит в нашей стране. На ваш взгляд, какое из литературных произведений наиболее близко по духу к нынешней ситуации в Азербайджане?

Иса Гамбар: Таких произведений много. Я безусловно согласен с вами, что «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле сильно напоминает абсурдную ситуацию в нашем обществе. Можно даже вспомнить детское произведение «Чипполино», которое не по-детски чётко описывает ситуацию в тоталитарном обществе. Можно также назвать произведения того же Сорокина, хоть пока и не классика. Особенно «День опричника», указывающий на опасное будущее, к которому ведёт сегодняшняя ситуация. Таких произведений довольно много и наверное можно вспомнить ещё десятки иных литературных шедевров, которые чётко анализируют ситуацию почище многих политологов и экспертов, и гораздо точнее прогнозируют возможные направления развития ситуации.

Алекпер Алиев: Раз уж речь зашла о литературе, представьте на миг, что вы писатель. Перед вами выбор – вы должны избрать прототипом своего героя Гейдара Алиева или Ильхама Алиева. Какая из этих политических фигур, больше заинтересовала бы вас как творческую личность?

Иса Гамбар: Не буду оригинальным, если назову имя Гейдар Алиева. И не только потому, что он сам себя сделал, превратился из рядового советского юноши в одного из руководителей советской империи, а затем в создателя авторитарного режима в Азербайджане. А так же потому, что я его лично знал.

А нынешнего я совсем не знаю. Мы с Ильхамом Алиевым ни разу в жизни не встречались и не общались. И когда речь идёт о превращении реальных людей в литературных персонажей, легче работать над образом, который ты лучше и лично знаешь, с которым ты сталкивался и общался, чей характер и нрав тебе знаком. Ну, а если говорить чисто о литературной работе, то я думаю, что талантливый писатель может найти очень много интересного и в поведении нынешнего главы государства, потому, что нынешний тип руководителя даже более интересен, чем классический тип диктатора. Всё-таки многие говорят, что образ Гейдара Алиева можно найти во многих произведениях, особенно у латиноамериканских писателях, которые прекрасно создавали и анализировали образы диктаторов. Примером может послужить хотя бы «Осень патриарха» Габриель Гарсии Маркеса, или «Сеньор президент» Астуриаса. А вот иной тип авторитарных глав государств, из золотой молодёжи, которые становились лидерами благодаря своему отцу, а не своим способностям - менее разработан в литературе.

Продолжение здесь:

http://kultura.az/articles.php?item_id=20110831061040389&sec_id=8

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Алекпер Алиев: Господин Гамбар, спасибо, что приняли наше приглашение и согласились побеседовать с нами за чашкой чая, на отвлеченные от политики темы. Беседа наша будет долгой и поэтому говорить будем на русском, чтобы потом не переводить на азербайджанский объемный материал.

:ofigel: непереводимая игра слов))

Эх вы, серость! Это же бубль-гум!©
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...