Перейти к содержимому

Рабство в 21-м веке


=Zaman=

Recommended Posts

Аспекты рабства в мусульманском мире: мнения экспертов и обозревателей

Несмотря на наступление тысячелетия и великие прорывы человеческой цивилизации, несмотря на декларации в ходе "арабской весны", в регионах, которые призывают к обретению политических свобод и человеческого достоинства, забывают о том, что в исламском мире все еще процветает незаконная торговля людьми и принудительный труд. Замечательно, что молодежь ратует за свое право жить и действовать сообразно полученному образованию и делать карьеру в мире авторитарного господства. Но в этих же городах, в соседних кварталах буквально за миску похлебки, неделями не получая ни гроша за свой изнурительный труд, влачат жалкое существование их соотечественники – современные рабы.

Замечают ли демонстранты, жаждущие перемены в конституциях и в экономических отношениях, что рядом существует рабство, cпрашивают эксперты и наблюдатели ФРГ. Так, журналистка Рут Киршнер, беседуя с правозащитницей, активисткой основанной в 1981 году мавританской организации SOS Esclaves Айхетту Абдаллахи и автором исследований о проблеме работорговли Бенджамином Скиннером, отмечает: рабство не имеет значений "в прошлом" и "в настоящее время". Оно всегда одинаково по схеме – есть люди, которых вынуждают работать за деньги гораздо ниже прожиточного минимума, и есть мошенники, которые осуществляют над нуждающимися угрозу систематического насилия.

Наиболее частая причина рабства – выплата долга, который вынуждены, ввиду растущих процентов, выплачивать не сами должники, а их дети и внуки. По данным SOS Esclaves, около 600 тысяч человек в Мавритании (около 20 процентов населения) находятся в рабстве. "Хотя рабство в Мавритании – запретная тема, всем известен его масштаб, в частности, касающийся девочек-харатинок, которых принуждают заниматься проституцией, - подчеркивает Айхетту Абдаллахи. – Официально рабства не существует, поскольку в 2007 году мавританский парламент принял закон о наказании рабовладельцев на срок до десяти лет лишения свободы. Даже пропаганда или защита рабства в последнее время стали уголовными преступлениями. Однако в повседневной жизни закон не имеет до сих пор эффекта: за 4 года ни один рабовладелец не был наказан".

Никогда на земле еще не было так много рабов, подтверждает западный исследователь Бенджамин Скиннер, в течение четырех лет писавший книгу "Торговля людьми. Рабство в 21-м веке". Он – продолжатель традиций изучения проблемы, заложенной Кевином Бэйлесом, которого считают крестным отцом исследований вопроса современного рабства и насчитавшего в мире 20 млн. рабов. Регион исследований Скиннера – Африка. В той же Мавритании, как следует из книги, рабство является средством для того, чтобы вырвать семью из нищеты. Выходцы из социально изолированных общин попадают в кабалу, крепостная зависимость часто наследуется из поколения в поколение. Скиннер приводит интервью с человеком, дед которого задолжал сумму, эквивалентную 62 американским центам, чтобы заплатить выкуп за невесту. Внук сегодня, по прошествии более десяти лет, по-прежнему является должником, его заставляют работать на рабовладельца.

По убеждению немецкой журналистки Ютты Швенгсбир, Пакистан является известным в Азии центром современной работорговли. Гулам Рассул занят формовкой кирпичей и их обжигом в печи на одном из производств в Равалпинди. Вместе с ним 20 других мужчин трудятся здесь 365 дней в году, без выходных и без какого-либо вознаграждения. "Мы превратились из наемных рабочих в обычных рабов, поскольку не смогли вовремя выплатить долги и стали собственностью кредитора", - говорит Гулам. Долг наследуется во многих случаях, переходя на детей. Так в Пакистане живут десятки тысяч людей, попавших в кабалу. Они трудятся по законам средневековья на богатого собственника. Тот, пользуясь тем, что Гулам и его товарищи по несчастью безграмотны и даже не знают точной суммы своих долгов и процентов, превращает жизнь зависимых в бесконечную рутину. Это современная форма рабства, которая передается по наследству из поколения в поколение: шесть из семи детей Гулам Рассула трудятся бок о бок с отцом, обжигая кирпич.

В Пакистане мусульманин угнетает мусульманина по имущественному признаку, в Мавритании – по признаку цвета кожи.

Узаконенная десятилетиями форма отношений в Мавритании складывается по формуле "белый мавр (бидхан) – черный мавр (харатин)". Официально рабство в стране рассматривается только как исторический факт. Число рабов в стране неизвестно, но, по оценкам групп по защите прав человека, счет идет на несколько сотен тысяч. По словам эксперта Кевина Тюки, доля рабов в общей численности населения самая высокая в мире. Это связано с тем, что в Мавритании продолжают бытовать традиционные иерархические классы или статусные группы и племена. В 20-м веке, особенно после обретения независимости, в этих группах населения произошли значительные изменения, однако они не коснулись положения потомков черных мавров, которые были представителями различных черных африканских этнических групп, угнанных в рабство. Они работали в основном в качестве пастухов, возделывали поля и постепенно приспособились к своему второстепенному положению. С 1930-х годов харатинам было разрешено свободно перемещаться по территории Мавритании, но традиции рабства никто не отменял и в ходе французского колониального периода, длившегося до 1960 года. Засуха 1968-69 гг. способствовала разделению рабов и их хозяев, теперь значительно обедневших. Она стала сигналов для создания экс-рабами в начале 1970-х организации по защите прав человека El Hor (Свобода).

В истории Мавритании были предприняты четыре попытки по введению в законодательство пункта об отмене рабства: в 1905, в 1961, в 1981 и в 2007 гг. Последний закон, от 8 августа 2007 г., вызвал чрезвычайные споры в парламенте, поскольку впервые вводилось понятие уголовной ответственности за рабство. Особенно свирепствовали фундаменталисты, которые доказывали, что рабство не запрещено в исламе, и это отражено в мусульманских книгах, в частности, у Умайя ибн Халафа, доверенного лица исламского пророка Мухаммеда, были рабы, которых он называл "билялами". В конечном итоге было решено, что раб в Мавритании сам должен представить доказательство того, что он раб. В связи с тем, что положение рабов отличается (есть примеры так называемого гуманного обращения и очевидной жестокости; есть случаи перепродажи детей рабов в случае неуплаты долга и есть разрешение хозяев покинуть домохозяйство) подобные доказательства весьма проблематичны.

Одна из причин долгосрочного сдержанного отношения мавританских властей к рабству состоит в том, что в стране оно - важный институт в поддержании особого статуса белой мавританской элиты. В частности, велика вероятность того, что встанет вопрос о передаче земли из владений белых мавров экс-рабам, чтобы позволить последним добывать средства к существованию. Земли, пригодной для обработки и пастбищных угодий недостаточно. Поэтому маловероятно, что ее нынешние владельцы захотят поделиться подобным лакомым куском. Кевин Бэйлес пишет в своей книге "Новое рабство": "В сегодняшней Мавритании отсутствует рабство, но куда ни глянь, на каждом углу и в каждом магазине, во всех полях и пастбищах я видел рабов. Они подметают и чистят, готовят еду и ухаживают за детьми, строят дома и пасут стада овец, носят воду и изготавливают кирпич - всю работу, которая считается утомительной, неприятной и грязной. Экономика Мавритании покоится исключительно на их плечах, и только их бесконечная тяжелая работа позволяет их хозяевам жить комфортной жизнью, при этом не давая рабам никакой надежды на то, чтобы получить средства к существованию".

Мавританские власти считают: подорвать основы власти элиты способно не только экономическое освобождение рабов, но и их связь с Суданом, где проводится аналогичная политика по стравливанию Севера и Юга. Значительная часть западных исследователей исходит в своих объяснениях ситуации в Судане из ряда интерпретаций. Здесь рабство имеет религиозный аспект.

Первая интерпретация: глубокий раскол между северной и южной частями Судана связан с веками эксплуатации "африканского" Юга "арабским" Севером. Вторая интерпретация: очевидно, что Судан претерпел значительный процесс арабизации и исламизации арабскими племенами со времен средневековья, причем, арабизация воспринималась властными структурами как неизбежный процесс, не прекращающийся и в периоды турецко-египетского и британского правления.

Таким образом, причины конфликтов, от которых страдает Судан, этно-религиозного характера, на основе которых развивалась экономическая эксплуатация в периоды колониального и постколониального вмешательства. Так страна превращалась в то, чем является сейчас: множество различных фрагментов в периферийных регионах и центра политической и экономической власти.

Отношения Севера к Югу как рабовладельца к рабу провоцирует новые конфликты. В этой связи необходимо пристальней рассмотреть особенности Севера и Юга Судана.

Первая особенность – топонимическая и этнографическая. Судан означает в переводе с арабского "земля черных", однако порядки в нем изначально устанавливались не негроидными племенами, а арабско-мусульманскими, которых до момента провозглашения Южного Судана (9 июля 2011) насчитывалось чуть более одной трети. По мнению Мудави Ибрагима Адама, руководителя SUDO, одной из суданских неправительственных организаций, работавших в различных районах Судана, на этой огромной территории, "по крайней мере 600 (!) различных этногрупп, которые никто и никогда не спрашивал, где они хотят ли они жить, все решал Хартум, а Хартум решал все в пользу арабов-мусульман".

Вторая особенность – территориальная. Состав страны однако гораздо более разнообразен, чем предполагает это определение, подчеркивают западные эксперты. В самой большой стране Африки, где могло бы поместиться восемь Италий, но жило (до провозглашения Южного Судана) около половины населения ФРГ, говорят на десятках языков.

Третья особенность – колониальная. Судан был рекордсменом и по части продолжительности гражданского конфликта, который в новейшей истории несколько раз перерастал в войны и приводил к гибели миллионов людей от пуль, голода, нищеты и болезней. Свою лепту в эти страдания внесли англичане, которые произвольно установили границы государства, разъединяя родственные племена и объединяя те, которые не имели ничего общего. Поэтому на протяжении многих лет, например, жители южной части Судана, ставшей в июле 2011 года отдельным государством, стали вынужденными переселенцами, и воссоединяли семьи, пересекая границу с сопредельными государствами, по широкой двухтысячекилометровой дуге - с Центрально-Африканской Республики на западе до Эфиопии на востоке, теряя и отыскивая там родственников.

Четвертая особенность – расистская. Если учесть, что существовало многолетнее противостояние не только между Севером и Югом, но и между племенами, населяющими как Север, так и Юг, можно представить клубок десятилетиями не решаемых противоречий. Судан можно назвать страной процветающего расизма, где люди различались по цвету кожи, этнической и религиозной принадлежности, по нормам жизни и исповедуемым ценностям. При этом государство поощряло одних, делая ставку на маргинальные круги, наиболее подверженные идеям расизма, которые фактически смыкаются с понятиями "рабовладелец" и "раб".

Немецкие эксперты отмечают наличие рабства не только в отсталых странах арабского и в целом мусульманского мира, но и в достаточно благополучных государствах региона. Так, оно отмечено в Саудовской Аравии, где женский персонал используется как закабаленные работники. Обозреватель Клаус Вольтер указывает на подобный характер труда на кухне – семь дней в неделю. Казалось бы, 33-летней филиппинке Марии Эстрамо повезло: ее приняли горничной в богатую семью в Эр-Рияде. Однако она работает 20 часов в сутки, иначе как "собака" ее работодатель не называет. Если она посмеет пожаловаться, ее уволят.

По оценкам экспертов, девять из десяти домохозяйств используют в Саудовской Аравии помощь на дому, которую оказывают приезжие из Индонезии, Филиппин и Шри-Ланки. Во многих случаях условия их работы напоминают современное рабство. Они работают весь день, не имеют выходных, получают в месяц сумму, эквивалентную 140 евро. Нередко эти деньги не выплачиваются годами. Наемные работники попросту теряют человеческий облик. В июне горничная из Шри-Ланки была уволена в Джизане, городе на юго-западе страны. Выяснилось, что из 30 лет жизни она 17 провела в качестве рабыни и была настолько закабалена, что забыла родной язык и действовала "как робот".

Каждый день организация Migrante Middle East в Саудовской Аравии фиксирует от шести до десяти случаев, когда домашние работники утверждают: они подвергались сексуальному насилию и избиениям. Однако, по мнению активиста организации Джона Монтерона, саудовские власти активны только тогда, когда международная пресса рассказывает о подобных случаях. Он приводит пример: домработницу-филиппинку Ромелин Эрой-Ибаньес, о которой сообщила англоязычная пресса осенью 2010 года, нашли с многочисленными ножевыми ранениями в кухне ее работодателя в Даммаме, ее рот и руки были изъедены серной кислоты. Однако саудовская полиция констатировала самоубийство. Международный резонанс обрело дело индонезийской домработницы Сумиати Бинт Салана Мустапы. 23-летнюю девушку в ноябре 2010 года отправили в больницу в Медину после того, как ее работодатель нанес ей многочисленные травмы по всему телу. Ее верхняя губа была изрезана ножницами, на голове виднелись следы сильных ожогов, ребра и пальцы сломаны, ноги парализованы. При этом 53-летний работодатель заявил, что служанка сама нанесла себе травмы. После протестов в международной прессе работодатель был приговорен к трем годам лишения свободы. Правительство Индонезии оценило решение как слишком мягкое и подало апелляцию, требуя выплатить пострадавшей, ставшей инвалидом, компенсацию, эквивалентную шести миллионам евро. Одновременно власти Филиппин и Индонезии ведут переговоры с Саудовской Аравией об улучшении условий труда для домашних работников и доведении уровня минимальной зарплаты для них до 400 долларов.

Известный саудовский журналист и правозащитник Абдель Азиз аль-Хамиз в интервью немецким СМИ сомневается в устранении рабства в стране, когда даже родившиеся здесь граждане не имеют всей полноты политических свобод. Речь не женщинах, которые требуют прав на управление автомобилем: это - единственная страна в мире, где женщины не могут сесть за руль, из-за чего вынуждены нанимать водителей. "Даже саудовские мужчины до сих пор не получили полные политические права", говорит Абдель Азиз аль-Хамиз, в настоящее время живущий в Лондоне, где возглавляет Центр по правам человека в Саудовской Аравии.

ВЫВОДЫ

Первый. Независимо от того, считается ли страна мусульманского мира преуспевающей, относительно благополучной или отсталой, проблемы рабства в них носят одинаково актуальный характер.

Второй. Рабами в странах мусульманского мира становятся как представители иных конфессий, так и сами мусульмане. Причины рабства могут носить различный характер, чаще всего этнический, кастовый или религиозный, однако характер кабалы одинаков: одна группа людей считает себя вправе лишать другую элементарных прав и навязывает бесчеловечные условия существования.

Третий. В ходе "арабской весны" проблемы современного рабовладения выпадают из поля зрения приверженцев демократии, которую пытаются адаптировать к условиям мусульманского мира.

И.С.Берг

Источник - Институт Ближнего Востока

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Оч. интересная статья.

Маленький..не совет, а так, рекомендация на будущее - людям сложно/не хватает времени читать длинные статьи, идеально делать короткое изложение сути вопроса, тогда более читабельно.

"Арабская весна" - красивый на самом деле лозунг. Мало что общего имеющий с правами женщин, рабов и прочими, не так интересующими СМИ "деталями"…

Народ , наблюдающий за событиями по тв, думает, что "ну вот, вот она - швабода - пришла!", на деле же из "делающих свободу" мало кто заинтересован в необходимых правах для всех слоёв населения.

Does the noise in my head bother you?? …
…..


I solemnly swear that I am up to no good...

 

………………………………...Forever Bakililar...

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Оч. интересная статья.

Маленький..не совет, а так, рекомендация на будущее - людям сложно/не хватает времени читать длинные статьи, идеально делать короткое изложение сути вопроса, тогда более читабельно.

"Арабская весна" - красивый на самом деле лозунг. Мало что общего имеющий с правами женщин, рабов и прочими, не так интересующими СМИ "деталями"…

Народ , наблюдающий за событиями по тв, думает, что "ну вот, вот она - швабода - пришла!", на деле же из "делающих свободу" мало кто заинтересован в необходимых правах для всех слоёв населения.

Благодарю Вас, я это учту на будущее. Про рабство в Чечне и странах среднеазиатского региона (СНГ) есть много материалов. Постараясь их вкратце как нибудь выложить. Отрадно, что в Азербайджане рабства почти нет, но зато есть нукеры ( и мальчики и девочки) из числа сирот или людей оказавшихся за бортом общества по причине "force majeure". Наблюдал таких случаев немало на дачах богачей в окрестностях Абшеронского полуострова. Работают за одежду, проживание и еду, и никаких оплат за труды праведные. Рабы ли они или как?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мусульманские говорите?

Армяне 19 лет держут наших пленных в рабстве и продают их органы, из за одного гроша хлеба губят их, а вы тут про мусульманских стран и т.д. говорите. А мусульманские страны с небо упали? Откуда рабство перешло к ним, может расскажете?

Туз, он и в Африке Туз

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мусульманские говорите?

А мусульманские страны с небо упали? Откуда рабство перешло к ним, может расскажете?

У статьи есть автор. Давайте попробуем вместе опровергнуть. Фактами из истории.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Москве трудятся тысячи детей-рабов

Власти не интересуются проблемами защиты детей от коммерческой и сексуальной эксплуатации. К такому выводу пришли участники организованного международной коалицией «Ангел» круглого стола по вопросам охраны детства, который состоялся в четверг. Сотрудница "Ангела" Татьяна Узакова сообщила, что приглашенные представители всех государственных структур, занимающихся борьбой с торговлей детьми, мероприятие проигнорировали. За одним исключением: в круглом столе участвовала начальник Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) ГУВД Москвы подполковник Тамара Мешкова. В аппарате уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина корреспонденту «Газеты» заявили, что приглашения не получали.

По словам Узаковой, у государства нет никакой программы защиты детей от работорговцев и сексуального рабства, так же как и органа, который бы координировал работу всех ведомств в этой сфере. «Отсутствие законодательства и понимания реальных масштабов проблемы нам сильно мешает», - уверена директор городского центра «Дети улиц» Светлана Волкова. Из УК, принятого в 2003 году, была исключена статья 152 («Торговля несовершеннолетними»), а введенные статьи 127.1 ("Торговля людьми") и 127.2 ("Использование рабского труда"), по мнению правозащитницы, не решают проблемы. В результате, как рассказали сотрудницы «Ангела», в правоохранительных органах не понимают, как доказывать подобные преступления, как допрашивать детей, чтобы выявить скрытое преступление сексуального характера.

Со статистикой дело обстоит еще хуже: официальной нет, а подсчеты правозащитников разнятся - от 17 тысяч малолетних рабов по стране до 25 тысяч в Москве. По статистике МВД, приведенной на круглом столе, всего с 2003 по 2007 год до суда по статье 127.1 дошло 578 дел, осуждены 127 работорговцев. Рабовладельцев выявили и того меньше - по 82 делам осудили 52 преступника. Эти данные касаются не только детей-рабов, но и взрослых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Современное рабство: нелюди нового типа

22.03.2007 - Украина Криминальная…Современные рабы теряют свободу почти добровольно. Они готовы жить в нечеловеческих условиях - только лишь за шанс получить хоть какие-то деньги. Посредники, доставляющие их через границу, и зачастую власти, принимающие мигрантов, вполне похожи на работорговцев какого-нибудь XVIII века: рабы для них - это товар не слишком длительного пользованияУзбек Исом с опаской выглядывает из-за калитки высокого забора роскошного особняка. Он первый раз в России - приехал в Подмосковье из Узбекистана всего неделю назад, «по совету знакомых». Ему обещали платить 300 руб. в день за мелкую работу по участку: косить траву, рыть канавы, окапывать деревья. Паспорт Исом отдал хозяину «на оформление миграционной карты». Пока у него хорошее настроение - «никто не обижает». Заплатят Исому деньги или нет, станет ясно осенью. У него хорошие шансы пополнить ряды новых русских рабов-мигрантов, которые работают на кабальных условиях или же совсем бесплатно. В этом дачном поселке рабство очень даже принято: в прошлом году на соседних участках бригада из восьми узбеков все лето строила дом, а в августе хозяин приехал с участковым, который под угрозой депортации потребовал бесплатно покрыть крышу и построить баню.

Они и им подобные - рабы нового типа. Они не становятся собственностью хозяина, как это было в Древнем Риме, на плантациях Юга США и в Бразилии в XVIII–XIX веках или в некоторых современных африканских странах. Но от этого они не перестают быть рабами - людьми, которые трудятся по принуждению. Казалось, 150–200 лет назад мир одумался и решил раз и навсегда отказаться от рабства. Но теперь это позорное явление как ни в чем не бывало вновь становится важным для экономики вполне развитых стран. Во многих из них застенчиво закрывают глаза на новые методы рабовладения, если дело касается не их собственных граждан.

Рабы-мигранты сотнями тысяч и миллионами появляются в привлекательных для трудовых мигрантов странах - их постиндустриальная экономика располагает к тому, чтобы часть самого черного труда была как можно более дешевой, а, если это возможно, и вовсе бесплатной. А Россия, по прогнозам демографов, очень скоро должна стать одной из ведущих «рабовладельческих держав».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ПРЕОДОЛЕВАЯ ПРОПАСТЬ

Современные рабы теряют свободу почти добровольно. Они готовы жить в нечеловеческих условиях - только лишь за шанс получить хоть какие-то деньги. Посредники, доставляющие их через границу, и зачастую власти, принимающие мигрантов, вполне похожи на работорговцев какого-нибудь XVIII века: рабы для них - это товар не слишком длительного пользования.

«Торговля людьми и рабство в современном мире вызваны в первую очередь пропастью в уровне жизни между странами мира», - говорит ведущий научный сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Ирина Денисова. Представители «золотого миллиарда» не хотят заниматься неквалифицированным трудом - почти все жители развитых стран слишком много времени и средств тратят на образование, чтобы потом посвящать себя малопроизводительной работе. Освобожденные ими рабочие места - от строителей и дворников до проституток - занимают мигранты. Их работа не требует особого рвения, а потому им невыгодно предоставлять социальные блага. Платят им мало, а по возможности не платят вовсе.

Оценить количество «новых рабов» в России можно лишь по косвенным признакам - никакого учета здесь не ведется, а милиция уделяет внимание лишь вопиющим случаям. Но соцопрос, проведенный Международной организацией труда в Москве, Омске и Ставрополе, показал, что 24% опрошенных мигрантов принуждали работать бесплатно, у 20% была ограничена свобода перемещения, 21% подвергались угрозам и шантажу со стороны работодателя. Все это, по международным конвенциям, - признаки современного рабства. Исходя из этих результатов, по крайней мере около 1–1,5 млн из 5 млн гастарбайтеров, постоянно находящихся в России, пребывают здесь в положении рабов. И это если допустить, что опрашиваемые вдруг перестали бояться всего на свете и отвечали честно. Дальше - больше: экс-замдиректора российского бюро Международной организации по миграции Гурам Саникидзе уверен, что количество рабов в России будет только увеличиваться.

Впрочем, Россия - не единственное «рабовладельческое государство» в бывшем СССР. Схожая ситуация складывается в соседнем Казахстане. «С ростом экономики там начались те же явления, - говорит Елена Тюрюканова из Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. - Когда мы проводили исследования, даже удивились, что там процент рабов точно такой же, как в России». А методы и формы принуждения абсолютно те же: угрозы депортации, мнимые долги, которые нужно отрабатывать, и самое банальное взятие в заложники.

Тем не менее, по словам Тюрюкановой, до 80% рабов считают свое пребывание в России выгодным. В Таджикистане чернорабочий получает в день 20 центов, а в России ему теоретически могут заплатить в 20–30 раз больше, и мигранты, даже зная о подстерегающей их опасности, считают, что игра стоит свеч.

Этот парадокс добровольного рабства объясняет экономическая модель, построенная ректором Российской экономической школы Сергеем Гуриевым и профессором Тулузского университета Гвидо Фрибелем. Они исследовали вопрос на примере миграции китайцев в США. Услуги по перевозке жителя Поднебесной в Штаты и устройству на работу в нелегальный сектор стоят около $40 000. У 90% желающих иммигрировать такой суммы, конечно, нет. Они договариваются с работорговцами-посредниками о переезде в долг и, прибыв в Америку, отрабатывают его на подпольных предприятиях. При этом они часто теряют даже личную свободу. Обычно срок такого рабства составляет около 2–3 лет.

«Подобная система появилась еще в XVII веке, когда 2/3 европейцев, переезжавших в Америку, отдавали долг за билет на корабль, бесплатно работая в течение 3–7 лет. Если они пытались сбежать с места работы, их ловили шерифы и возвращали хозяину», - говорит Гуриев. В конце XIX века по той же схеме в США приезжали жители Китая и Карибского региона. «Раньше мигранты отрабатывали дорогие билеты на корабль, сейчас - суммы, потраченные на нелегальный переход границы, но схема осталась прежней», - уверяет Гуриев.

Он вывел формулу, в которой сопоставляются нескольких переменных: зарплата на родине будущего раба, зарплата в нелегальном секторе в новой стране пребывания, шанс депортации в случае попытки легализоваться и стоимость посреднических услуг по нелегальной миграции. «Конечно, наша модель лучше подходит для дальней миграции, но и, например, переезд из Таджикистана в Россию можно рассчитывать по той же схеме, - говорит Гуриев. - Только у нас гастарбайтеры часто попадают в долговое рабство не от посредников, а от сотрудников силовых органов». Главный вывод исследования Гуриева: чем тяжелее перейти границу и чем жестче миграционная политика - тем дороже обходится иммигранту переезд и, соответственно, выше шанс попадания в рабство. Россия здесь едва ли не лидер.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ПО 127-Й СТАТЬЕ

По словам Гуриева, существует несколько отраслей экономики, в которой распространено рабство нового типа: строительство, торговля, некоторые профессии сферы услуг, вроде бебиситтинга. «Их все объединяет одно: у предпринимателя нет стимула вкладывать в обучение рабочей силы из-за краткосрочности проектов», - говорит Гуриев. Жители Юго-Восточной Азии заняты в основном пошивом одежды и сельским хозяйством на востоке страны, таджики и узбеки трудятся на стройках, украинки и внутренние мигрантки втянуты в секс-индустрию. Автор нескольких докладов по рабству в России Елена Тюрюканова утверждает, что в России более 150 000 женщин занимаются проституцией, из них 5000 - недобровольно; это секс-рабыни, большинство из которых находятся в столице. Она упоминает и более редкие типы рабства - с целью трансплантации органов, для принуждения к попрошайничеству.

Милиция имеет серьезные успехи лишь в борьбе с секс-рабством - здесь, как правило, рабами завладевают откровенным обманом, а потом их часто спохватываются родственники. Например, в начале 2007 г. сотрудники столичного Управления по борьбе с организованной преступностью освободили шесть невольниц с Украины. Выйти на притон, располагавшийся в обычной трехкомнатной квартире в одном из домов на Веерной улице, оперативникам удалось при помощи украинских коллег, рассказывает сотрудник УБОП Игорь Цирюльников. Рабынями оказались жительницы города Никополя Днепропетровской области. По словам одной из девушек, попросившей не называть ее имя, она вместе со своими подругами приехала в Москву по приглашению посредников осенью прошлого года «устраиваться гувернантками, продавщицами или официантками». Как только девушки сошли с поезда на перрон Киевского вокзала, у них отобрали паспорта, якобы для регистрации, и отвезли в квартиру, рассказывает Цирюльников. «В первый же вечер к нам привезли клиентов. Тех, кто отказался их обслуживать, морили голодом, избивали, связывали и ставили на животы холодный утюг, обещая включить его в сеть, - вспоминает одна из узниц. - Даже в туалет нас водили со скованными наручниками руками и заставляли обслуживать до 5 клиентов за ночь».

За три года существования 127-й статьи УК - торговля людьми и использование рабского труда - появились уголовные дела и задержанные злоумышленники, но это все же капля в море, рассказывает офицер МВД. Согласно милицейской статистике, таких преступлений в 2004 г. было выявлено 17, в 2005-м - 60, а в 2006-м - уже 106. Почти все дела - по торговле людьми, до «добровольных рабов» милиция пока не добралась.

Общественности становятся известны редкие случаи освобождения рабов, если они подходят для государственного пиара. Про рабство в Чечне времен Дудаева и Масхадова по-русски написано не меньше, чем про восстание Спартака. Здесь были свои герои - вроде строителя из Казани Александра Малышева, проведшего в рабстве 18 лет и освобожденного только весной прошлого года. Его передавали друг другу чеченцы-родственники, как какое-нибудь орудие труда.

Менее известна - потому что не вполне политкорректна - история бывшего рядового 503-го полка 58-й армии Алексея Крапивина, которого в августе 1999 г. в рабство в Чечню продал его командир. По словам самого бывшего раба, его продали на специальном невольничьем рынке в Урус-Мартане. Во время освобождения весной 2000 г. он весил всего 36 кг и мог передвигаться только на четвереньках.

Однако другие истории рабов, томящихся в деревнях и дачных поселках центральной России, редко становятся широко известными. Бессчетные гастарбайтеры - как бы и не невольники вовсе. «Нам очень сложно выявлять места, где используются рабы», - разводит руками «профильный» офицер МВД. По словам оперативников, мигранты просто боятся сообщать, что у них отбирают документы и заставляют бесплатно строить дома или работать на приусадебных участках. Боятся не мести рабовладельцев, а депортации. «В душе каждый раб надеется, что рано или поздно ему заплатят за его работу, вернут документы и отпустят домой», - говорит офицер.

И, строго по формуле Гуриева, чем жестче становится законодательство, тем чаще мигранты попадают в рабство. Например, всплеск случился после введения нового порядка выдачи разрешения на работу. По словам Гурама Саникидзе, разрешения, которые официально стоят 1000 руб., реально обходятся дороже. «Развелась куча фирм, которые уверяют, что они уполномочены ФМС МВД. Платишь 8000 рублей - и действительно через десять дней заветный документ у тебя в кармане. А если платишь только госпошлину - ждешь месяцы», - уверяет правозащитник. Впрочем, официальный представитель ФМС МВД Денис Солдатиков заявил Newsweek, что о существовании каких-то уполномоченных фирм слышит впервые и выдача разрешений на работу мигрантам идет нормально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

«СВЕЖЕНЬКИЕ ТАДЖИКИ»

Найти «новых рабов» в Москве просто - достаточно доехать до знаменитого «рынка труда» на пересечении МКАД и Ярославского шоссе. Здесь в весенней грязи вдоль обочины всегда стоят сотни гастарбайтеров. Корреспондент Newsweek попытался нанять бригаду для рытья канав и колодца на садовом участке. Сначала мы познакомились со «свободным» таджиком, который предложил звать его «просто Саша», хотя мы были согласны называть его настоящим именем Мухаммаджон. Однако разговора не получилось - его довольно грубо оттер локтем прилично одетый молодой человек. «Меня Саид зовут, - сказал он почти без акцента. - Это я здесь вопросы решаю. У меня человек сто есть, чего хотите будут делать». Все остальные гастарбайтеры смущенно расходились, когда видели за нашей спиной Саида. Тот просил денег себе - причем слишком много и вперед. Об оплате труда самих работников речи не шло.

«Вам чурки нужны?» - тихо переспросил конкурент Саида - бригадир из Мордовии Миша, который трудится в Подмосковье с начала 90-х. По его словам, можно взять совсем дешево: «свеженького», только приехавшего таджика или узбека, берут за 100 рублей в день. И платить не обязательно - это даже плохой тон: «Если хочешь сэкономить, дай им чуть-чуть денег, а когда закончат, скажешь им, что плохо сделали и не плати больше ничего», - делится опытом Миша. Второй его совет - отобрать у работников паспорта, якобы для регистрации, и не отдавать, пока работу не закончат. Если будут возмущаться, достаточно договориться с участковым, который за небольшую сумму приедет и пригрозит мигрантам тюрьмой.

К самим рабам Миша относится с совершенным презрением: мол, кроме лопаты дать им в руки ничего нельзя. Да и воруют: хозяйка по соседству наняла бригаду узбеков, пообещав небольшие деньги и проживание в бытовке. «Сначала дом вроде споро строился: фундамент, потом первый этаж, второй, - рассказывает Миша. - Потом ребята эти освоились, русский выучили, начали в деревню бегать - подрабатывать». Кирпичная коробка сначала застопорилась на уровне второго этажа, потом дом начал уменьшаться, а в деревне начали появляться постройки из такого же кирпича. Нельзя с ними так свободно, заключает идеолог рабовладения из Мордовии.

Но никто и не либеральничает - держать «черных» в узде считается в порядке вещей. Даже если они вовсе не черные. А повод для того, чтобы сделать из свободного гастарбайтера раба, всегда можно найти. Хозяин небольшого продуктового магазина на окраине Москвы Семен Решетов (имя изменено. - Newsweek) решил построить коттедж. На строительном рынке он нашел двух молдаван, которые согласились за небольшую плату сделать внутреннюю отделку. Семен решил не скупиться и застелить полы дорогим дубовым паркетом. Приехав в очередной раз проверить ход работ, он увидел, что дубовые плашки молдаване прибили гвоздями к стяжке. Хозяин, рассвирепев, предложил им два варианта: либо копать себе могилу, либо отрабатывать должок за испорченный паркет. В течение следующего года два новоявленных раба жили в сарае, бесплатно достраивали дом и облагораживали участок. Документы у них Семен отобрал, а в качестве пропитания выдавал каждый месяц мешок пшена и $10 на мелкие расходы. Рабы и не пытались возмущаться: «жить-то всем хочется», философски резюмирует Семен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

СТРОЖЕ ЗАКОНЫ - БОЛЬШЕ РАБОВ

В прошлом году Гуриев с коллегами по заказу Центра стратегических разработок построил модель притока трудовых мигрантов в Россию до 2025 г. По их расчетам, через 20 лет в России будет работать 18 млн мигрантов. «Этот процесс неостановим - в России огромный спрос на дешевую рабочую силу, а в странах СНГ и Юго-Восточной Азии - неисчерпаемое предложение, - говорит Гуриев. - Какой процент от этих мигрантов станет рабами, зависит от законодательства: чем тяжелее будет легализоваться - тем больше будет рабов».

По расчетам сотрудников Института демографии ВШЭ, при самом оптимистичном прогнозе роста экономики в 2015 г. дефицит рук достигнет 22% от общей потребности в рабочей силе. Острее всего эта проблема проявится в Москве, на Урале, в Приволжье и на Северо-Западе. В Сибири и на Юге России скорее всего сохранится переизбыток рабочей силы, и она будет медленно перетекать в дефицитные регионы. И эти переселенцы никак не смогут вытеснить рабов.

«Мы проводили исследование мобильности населения в России и пришли к выводу, что даже в регионах вроде Дагестана, откуда люди в советские времена традиционно часто уезжали на заработки, лишь в каждом десятом домохозяйстве есть те, кто уехал на заработки, - говорит Ирина Денисова из ЦЭФИР, - столько же, сколько в Кировской области, например». При этом внутреннюю миграцию поглощает бюджетный сектор - малооплачиваемый, но «статусный» по сравнению, например, с сельским хозяйством или строительством.

Впрочем, и граждан России все чаще обращают в рабство сами соотечественники - так уже привычно. Сергей, рыбак из поселка Круп Печорского района Псковской области, себя таковым не считает. Он предпочитает лексику из эпохи крепостного права. Говорит, что оказался «в батраках» у своего соседа добровольно. «Я тут от рыбоохраны уходил на Псковском озере - и двигатель соседский утопил. А он стоит 30 000 рублей. Откуда у меня эти тысячи? Вот и батрачу уже четвертый месяц, - признается Сергей. - У нас в поселке таких рабов, как я, человек десять». И никто из мужиков не возмущается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 11 years later...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...