Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 открытие ! У армян своя ВИКИ!!! Вы представляете ,что там творится ? "Movses Вы наверное не понимаете того, что "Менк Айенк" армянский сайт, а статья находится в Русский Википедии. Вот на армянской Википедии вы можете вставить эти персоналии, а в русской... для кого вы их вставили? " Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 (изменено) Думаю, что да. Мы к евреем никакого отношения не имеем. Многие говорят про затылок и форма черепа, они очень схожи с евреями. На счёт затылков ни чего общего. Плоский затылок это - армянский бренд.) Вы мне напомнили анекдот. Вас в роде забанили? Звонят на сотовый. Здравствуйте! Здрасьте! Вы знаете кто с вами говорит? Да . Знаю! Кто? ФСБ! От куда узнали? У меня телефон без аккумулятора , а вы дозвонились. Изменено 28 марта, 2015 пользователем Benzin Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Armenia 2015 Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 На счёт затылков ни чего общего. Плоский затылок это - армянский бренд.) И евреев. Цитата Единственный враг всех людей - это ЛОЖЬ, единственно достойно людей - поиск ПРАВДЫ. ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО БЛАГО - ЗНАНИЕ И ТОЛЬКО ОДНО ЗЛО - НЕВЕЖЕСТВО. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Арташес Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 (изменено) Это я знаю, знают ли об этом сами армяне?) Нет, мы арийцы - высшая раса... Попов не армянин. На аватаре бабушка с пистолетом или дедушка? Изменено 28 марта, 2015 пользователем Арташес Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 Нет ни чего хуже чем поиск великих в армянской истории ,в основном они все середнячки по общепринятой шкале, но для армян они как минимум "известные" , а то и "великие"! "Я понимаю, что сайт рейтинга является армянским сайтом, а здесь русскоязычная википедия. Заметьте не "русская" (национальная), а русскоязычная. Это разные вещи, прежде всего, потому, что русским языком владеют не только русские. Вы пишете, что есть много деятелей армянского происхождения. Бесспорно. Однако в конкретном рейтинге указанные вами деятели не набрали достаточного количества голосов. Например, Иван Лазарев Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Armenia 2015 Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 (изменено) Нет, мы арийцы - высшая раса... Попов не армянин. На аватаре бабушка с пистолетом или дедушка? Тебе не надоело подкалывать? А на твоём аватаре, чей флаг горит? Гватемалы? Не армянский флаг точно, ты бы не смог-бы пойти на такое - ты ведь армянин))). Изменено 28 марта, 2015 пользователем Armenia 2015 Цитата Единственный враг всех людей - это ЛОЖЬ, единственно достойно людей - поиск ПРАВДЫ. ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО БЛАГО - ЗНАНИЕ И ТОЛЬКО ОДНО ЗЛО - НЕВЕЖЕСТВО. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 Shalomov88 так печётся за Лузиньяна будто бы он ему родственник. "Почему мы именно на него ореентируемся, если сайт видимо создан вобще не для этого. Я бы всё таки вставил вместо Вардана МамиконянаЛевона де Лузиньяна, а вместо Комитаса - Галуста Гюльбенкяна. Хотябы потому что о них больше написано в статьях, нежели об этих двух." "Лузиньян и Григорий Просветитель не армяне. Лузиньян - французский крестоносец, Григорий - парфянин. Вернул прежние персоналии" - однако бдительность не потеряна .Номер не прохлял.) Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 чтобы армяне не выглядили в ВИКИ комедиантами за ними стали следить. "Армянская ветвь французских Лузиньянов, это французы, правящие в Армении. И мало ли кто основал армянскую церковь? Римскую церковь основал Святой Петр, он что, римлянин был? Коллега, верните старый инфобокс, вы же видите, против ваших правок выступают сразу несколько редакторов. Divot " Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 Divot при памяти и в стеснении . "А зачем нужно всех "великих армян, которые хорошо известны и другим народам" помещать в инфобокс? Представляете что тогда будет, например, с итальянцами? Только великих художников у них несколько десятков. И, как я понимаю, Серж Танкян и Гарик Мартиросян вряд ли причисляются к "великим армянам". Равно как и Иван Баграмян. Крупный военачальник, но "Бородинского сражения" за ним не числится. Divot" Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 Приписывают к себе всех под рачёсчку. "С таким же успехом Синана и Василия к грекам в инфобокс могем оформить.--Вадуля 20:49, 28 апреля 2011 (UTC) Это вряд ли. Дело в том что в турецких архивах найдено письмо Синана где он просит за своих армянских родственников из Кипра, то есть как минимум у него были армянские родственники. Никаких иных сведений о его происхождении нет. Некоторые турецкие авторы всячески пытаются доказать что он турок, или на худой конец грек, но другие турецкие ученые выступают категорически против этого." Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 "Кстати, о семействе Бальянов. Крупнейшие османские архитекторы. Это просто нонсенс что в Рувики о них ни слова. Divo" Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 армяне не сдаются . Синана приватизировали из-за купола !))) Бедный Синан!( Как бы то ни было, в статье про Синана указано, что он армянин. Во вторых Синан спроектировал второй по величине купол в мире! (Третий кстати принадлежит Трдату Архитектору) Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 Не имеет значение кто там не был армянином и армянкой! включайте , - нефиг спрашивать! "Что же касается Василия, то его мать Феофано была армянкой, а отец Роман был грекоармянином из Лаконии. Болгаробойца наряду с Юстинианом величайший византийский император, думаю его нужно включить в список. vahan.hovh " Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Armenia 2015 Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 "Кстати, о семействе Бальянов. Крупнейшие османские архитекторы. Это просто нонсенс что в Рувики о них ни слова. Divo" Рувик - это что? Цитата Единственный враг всех людей - это ЛОЖЬ, единственно достойно людей - поиск ПРАВДЫ. ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО БЛАГО - ЗНАНИЕ И ТОЛЬКО ОДНО ЗЛО - НЕВЕЖЕСТВО. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 Мовсеса обидели армяне! "Моё мнение не изменилось - нужно руководствоваться только объективными критериями, а предложенное в данном разделе это опять привнесение субъективных мнений "а вот я считаю этот достоин". Уверен, что через некоторое время возникнут очередные предложения "да зачем там этот, нужно заменить его на другого"... Я сознательно не присоединялся к дискуссии, потому что мой довод об использовании только объективного критерия это глас вопиющего в пустыни. Так что, пожалуй, останусь я в своей пустыне и не буду мешать. --Movses " Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 Рувик - это что? Ру ВИКИ Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 весело сползаем подстол! Армя́не — народ, говорящий на армянском языке "Из какого источника позаимствовано такое определение армян? --Max Shakhray 19:15, 25 мая 2011 (UTC) Поскольку сама постановка вопроса подразумевает ВП:НДА, то осмелюсь ответить вопросом на вопрос. У вас какие-то сомнения в том, что армяне говорят на армянском языке? Сомнения в том, что армяне народ ? Сомнения в чём-то ином ? Слишком тривиальное определение ? --Movses" Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 "Если армяне - это народ, говорящий на армянском языке, то армянин (представитель армянского народа) - это человек, говорящий на армянском языке. Так? --Max Shakhray " - макс, то ли запутался , то ли хочет запутать всех. Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Armenia 2015 Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 Ру ВИКИ Есть https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD Цитата Единственный враг всех людей - это ЛОЖЬ, единственно достойно людей - поиск ПРАВДЫ. ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО БЛАГО - ЗНАНИЕ И ТОЛЬКО ОДНО ЗЛО - НЕВЕЖЕСТВО. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 неожидано , на сцену вышел пожарник - Мурад. Как говрится - тебятолько не хватало! "Если армяне - это народ, говорящий на армянском языке, то армянин (представитель армянского народа) - это человек, говорящий на армянском языке. Так? --Max Shakhray" Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 К обсуждению присоединились библиотекари Парижа. "Хотелось бы поднять ещё раз этот вопрос. Если мы сохраняем это определение, то насколько разумно писать об армянах во Франции? Кто из них разговаривает по-армянски (по собственному опыту — хозяева армянского книжного в Париже не говорят)? Мне не кажется это определение ни обоснованным, ни подтверждённым АИ. Какие есть альтернативы определению?--green_fr" Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 Положили на площадь армянскую ВИКИ и ждут совета, как её лучше оприходовать ... "С такой логикой можно переписать все статьи в Википедии. Например в статье о греках написано «народ индоевропейской языковой семьи», но при этом найдутся в этом мире многие греки говорящие на языках семитской или алтайской или любой другой языковой семьи. Смотрим статью об азербайджанцев — «тюркоязычный народ ... Говорят на азербайджанском языке», но при этом многие азербайджанцы например в России говорят исключительно на индоевропейском русском языке, найдутся многие иранские азербайджанцы говорящие только на фарси. В статье Испанцы «Разговаривают на испанском языке.», а ведь найдутся многие испанцы не говорящие на родном языке. Да и в целом во всех шаблон-карточках к народам указан их родной язык. В чём же ваша проблема? Тема ни о чём. --Alex.Freedom.Casian " Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 Чувак забрёл за угол мозга. "Я ни в коей мере не пытаюсь доказать, что армян не существует или ещё что." Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 продолжение следует, если не забанят. Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 28 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 28 марта, 2015 Есть https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD Я не против, как видим и армяне из ру ВИКИ тоже со мной в согласии.) Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Арташес Опубликовано: 29 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 29 марта, 2015 Тебе не надоело подкалывать? А на твоём аватаре, чей флаг горит? Гватемалы? Не армянский флаг точно, ты бы не смог-бы пойти на такое - ты ведь армянин))). Я рад, что ты воспринимаешь юмор (заметьте, на "ты" снова Вы перешли, ну, да ладно). Горит на аватаре флаг Армении, я специально ждал этого вопроса, чтобы на этой ветке про нас армян обсудить, откуда это фото. Итак, привожу статью 2014 года и задаю вопрос, нужен ли был нам (армянам) тот Карабах? Если ты честный и самокритичный человек, то готов ли ты признать Армению агрессором? Понимаю, снова будешь увиливать... Ağdamın işğal günü aksiya ilə anıldı (fotolar) İyulun 23-də Qarabağ Azadlıq Təşkilatının (QAT) üzvləri Ağdamın işğal günü ilə bağlı Şəhidlər Xiyabanını ziyarət ediblər. Ziyarət zamanı torpaqlarımızın və müstəqilliyimizin uğrunda şəhid olan bacı və qardaşlarımızın ruhlarına dualar oxunub, məzarlarının üstünə güllər qoyulub. Tədbir iştirakçıları həmçinin Türk Şəhidliyi abidəsini ziyarət ediblər. Sonra işğalçı Ermənistana nifrətin, qəzəbin bildirilməsi məqsədilə Ermənistanın bayrağı yandırılıb və tapdalanıb. Ziyarət iştirakçıları düşmənə nifrətlərini bir daha dilə gətirib, düşməni lənətləyiblər. Daha sonra QAT-çılar İkinci Fəxri Xiyabana gedərək orada uyuyan şəhidlərin, o cümlədən Asif Məhərrəmov, Mübariz İbrahimov, Famil Məmmədli və digərlərinin məzarlarını ziyarət ediblər, ruhlarına dualar oxunub, məzarlarının üstünə güllər qoyublar. ELŞAD Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Armenia 2015 Опубликовано: 29 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 29 марта, 2015 (изменено) Я рад, что ты воспринимаешь юмор (заметьте, на "ты" снова Вы перешли, ну, да ладно). Горит на аватаре флаг Армении, я специально ждал этого вопроса, чтобы на этой ветке про нас армян обсудить, откуда это фото. Итак, привожу статью 2014 года и задаю вопрос, нужен ли был нам (армянам) тот Карабах? Если ты честный и самокритичный человек, то готов ли ты признать Армению агрессором? Понимаю, снова будешь увиливать... Я люблю юмор. Я долго смеялся по поводу моего аватара и твоих слов по этому поводу. Ты уже поменял на Вы, а было Общаться как удобно). Что касается этой азербайджанской статьи, понять можно, погибли люди, беженцы, разбитые семьи - всё то, что приносит война. По поводу нужен Карабах был или нет, отвечу так, что таким образом как сейчас и что происходило в те года, он не нужен. А, то, что произошло, нас об этом никто не спрашивал. По поводу агрессии, то Армянская ССР (на то время) не США, которое могло и может принимать решения самостоятельно. Значит был указ сверху. И ещё раз хочу сказать, что ни один клочок земли не стоит слезы ребёнка, не говоря уже о смерти кого либо. Но это произошло. Раз это произошло. Я только за мирное урегулирование этого вопроса. Зато, чтобы прекратились стычки на границы и не погибали-бы ребята с обеих сторон. Многие пишут по поводу гибели ребят, горе родителям и т. д.. Горе родителям это понятно (но они живы), а самое горе того, кого нет уже в живых, у которого не будет ни жизни, ни семьи и детей, и внуков - не будет ничего. Я, зато, чтобы сели за переговоры никак политические проститутки, а как люди, мужчины и пришли к единому мнению. И каким оно ни было его должны принять все и жить в мире и в дружбе. И раз и навсегда закончили вражду между нашими народами. Изменено 29 марта, 2015 пользователем Armenia 2015 Цитата Единственный враг всех людей - это ЛОЖЬ, единственно достойно людей - поиск ПРАВДЫ. ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО БЛАГО - ЗНАНИЕ И ТОЛЬКО ОДНО ЗЛО - НЕВЕЖЕСТВО. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 29 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 29 марта, 2015 .... Признаемся, что у армян имеется отработанный пропагандистский трюк в любой стране, где есть их общины. Им легко создать миф о том, что они много сделали для этой страны и по этой причине заслуживают особого почета и уважения. Об одной такой попытке мы недавно напечатали заметку, в которой речь шла об инициативе переименования западноукраинского города Львова на армянский лад - Арютц. Представители малочисленной нынешней гастарбайтерской армянской общины утверждают, что, мол, город был основан именно армянами в XVI веке. Что сказать, любопытное утверждение. Интерес к нему усиливается еще и тем, что наши соседи иногда озвучивают такого рода высказывания не только по отношению к этому городу, но также и ко многим другим украинским городам - Киев, Каменец-Подольск, Луцк, Могилев-Подольск, Серет, Аккерман... Список можно было бы продолжить. Естественно, что утверждать такое, не имея на то исторических оснований, невозможно. Все же мы ради интереса решили вникнуть в суть этого "сенсационного" вопроса, хотя убеждены, что это совсем не так. Откуда же у армян особое пристрастие именно к украинским городам? Мы в своих поисках в первую очередь обратились не куда-нибудь, а прямо к российским научным источникам, чтобы узнать мнение авторитетных ученых относительно армянских "претензий" на эти города. Как мы и думали, это был факт наглого воровства. Вернее, попытка "приватизации" истории воинственных кипчаков-половцев со стороны представителей "древнейшего" народа. Действительно, в архивах и музеях Франции, Австрии, Венгрии, Италии, Польши, Украины имеются документы, охватывающие период 1524-1669 гг., написанные армянским алфавитом. Однако язык этих документов - старо-кипчакский, или же половецко-кипчакский (на Западе их называли куманами. См.: "Codex Cumanicus"). Часть из этих документов издана в Москве еще 1967 г. в книге под названием "Документы на половецком языке XVI в." в переводе и с предисловием Т.И.Грунина и под редакцией Э.В.Севортяна (из-во "Наука"). Начиная с XIX века отдельные фрагменты этих памятников изданы также в Вене, Варшаве, Париже, Венеции, причем с обширными комментариями западных тюркологов. А вообще-то, как известно из тюркологии, существуют 112 исторических письменных памятников на этом языке, но с армянским алфавитом. Например, 28 судебных документов из Каменец-Подольска в период 1572-1663 гг., акты Львовского религиозного суда, свидетельства о рождении, "Каменецкая хроника", "Венецианская хроника", "Польская хроника", "Судебник", ряд словарей, переводы религиозных книг, переводы с армянского на кипчакский язык церковной литературы. Есть и молитвенник "Алгыш битиги" ("Хвалебная молитва"), изданный в 1618 г. во Львове типографическим способом и др. Возникает резонный вопрос: почему армяне не использовали в делах родной язык или хотя бы польский, украинский, венгерский, а писали на языке степного народа? Или же, если они были на самом деле кипчаками-половцами, тогда где же они приняли григорианство и тем самым заимствовали армянский алфавит? В вышеупомянутой книге "Документы на половецком языке XVI в." и других источниках имеют место различные противоположные толкования ряда видных тюркологов советского периода. И носят они туманный характер. МНЕНИЕ УЧЕНОГО-АРМЯНОВЕДА Убедившись в грубом воровстве, мы все же за разъяснением обратились к ученому-армяноведу, автору ряда научных трудов по данной тематике, профессору Исмаилу Велиеву. Вот что сказал уважаемый профессор: - В советский период азербайджанские ученые-тюркологи этими документами почти не интересовались. Отрадно, что в последнее время ситуация изменилась. Например, ученый из БГУ Азизхан Танривердиев написал "Грамматику кипчакского (половецкого) языка XVI века" (2000 г.). Ясно, что МЫ имеем прямое отношение к этим источникам, а не армяне. По той простой причине, что они написаны на одном из наречий нашего тюркского этноса. Употребляемые термины "армянская община", "тюркский язык армян", "тюркоязычные армяне" - относительно той средневековой среды и языка этих документов - весьма спорны и неприемлемы. На международных симпозиумах наши оппоненты, обезоруженные неопровержимыми аргументами, вынуждены соглашаться с нами. Если "кипчакоязычные", или "огузоязычные армяне" откочевали туда с Северного Кавказа или Крыма, то откуда они взяли с собой на Запад григорианство и армянский алфавит, которые, в свою очередь, локализовались на Южном Кавказе и в Северо-Восточной Анатолии? Если они отуречивались по языку, то почему не претерпели изменений их вероисповедание и письменность? По какой причине европейские "армяне" были названы "армянами": по языку, по письменности или же по григорианству? До сих пор исследователи не в состоянии четко ответить на поставленные вопросы. Но все они признают, что данная тематика относится к тюркологии - это однозначно, и только по части письменной графики относится к арменистики. В таком случае только на основании письменности нельзя их называть армянами. В таком случае все народы, пользующиеся латинской графикой, пришлось бы назвать латинянами, а арабской графикой - арабами. Выходит, что общины были названы "армянскими" только из-за того, что использовали армянский алфавит и были приверженцами григорианского вероисповедания. По предположению, они уехали из нашего Южно-Кавказского региона. Там, в раннем средневековье, как и в самом средневековом периоде, проживала внушительная кипчакская масса. Прибыв сюда язычниками, вероятно, часть из них постепенно приняла григорианство. Известно также, что часть кипчаков перешла в грузинскую веру, другая приняла мусульманство и смешалась с предками нынешних азербайджанцев. Известно, что кипчаки-григориане имели свои церкви, монастыри, где служение велось на кипчакском языке, но имена и фамилии присваивались согласно традициям григорианской церкви. Например, в Шираке - Артикском районе (сам топоним - кипчакский) до сих пор остаются развалины "кипчакской церкви", монастырь с названием Хипчахаванк. Есть и развалины монастыря с названием Туркманеци. В средневековом периоде кипчаки имели свои церкви и монастыри в Ташыре, Кафане, Газахе, Дашкесане, Гядабее, Кяльбаджаре, Карабахе и др. Ядро населяющих Южный Кавказ христиан-григориан составляли именно тюрки-кипчаки, которые не имели никаких проблем с соседями. Их "армянство" заключалась лишь в церковном подчинении, а в остальном - музыке, устном народном творчестве, образе жизни, языке - они оставались своими. С поголовным знанием тюркского языка они мало чем отличались от соседей тюрок-мусульман. Уже доказано, что "ермен", или "ермени", - это не этноним, а теоним. Их этническое самоназвание - "хай", а мифическая их страна называется - "Хаястан". - Можно ли предположить, что часть кипчаков-григориан покинула наш регион в результате продолжавшихся здесь разорительных и опустошительных османо-сефевидских войн, период которых совпадает с вышеупомянутым периодом 1524-1669 годов и появлением кипчакоязычных "армянских" общин в западноукраинских и польских городах? К тому же известно, что в 1554 году по указанию шаха Тахмасиба I мусульманская часть газахов-кипчаков, населявших т.н. "страну газахов" (территории нынешних Газахского, Агстафинского, Товузского, Шамкирского, Дашкесанского, Гядабейского районов, северных районов современной Армении, а также Борчалы), была переселена в глубь Ирана. Да, грузинские цари тогда стремились избавиться из массы григориан-кипчаков... - Вполне возможно. Хотел бы добавить, что упомянутые кипчакские монастыри и церкви нынешние армяне не считают "своими", поэтому они до последних лет находятся в полуразвалившемся состоянии. До нас дошли лишь их старинные фотографии, сделанные в царское время русскими учеными. Еще в XIX - начале XX веков были стерты старинные надписи со многих церквей, и сделали это переселившиеся в эти края армяне из Ирана и Османской империи. Затем уже придумали собственные исторические названия и трактовки появления и существования этих культовых сооружений. К слову, об этой практике армян писал грузинский просветитель Илья Чавчавадзе в известной книге "Армянские ученые и вопиющие камни". Что касается алфавита, который использовали также кипчаки-половцы, то в этом нет ничего удивительного. В средневековье с этой письменностью были знакомы и некоторые другие народы, также пользовавшиеся ею. Это подтверждают все историки. Научный анализ письменности европейских "армян-кипчаков" показывает, что она не была придумана для тюркского языка, а всего лишь приспособлена к его фонетическим особенностям. В Матенадаране (Ереван) хранится много рукописей с текстами на тюркском языке, но с армянским алфавитом. Среди них даже встречаются произведения Насими, Физули, Хатаи и других классиков тюркской литературы. Этот факт подтверждает, что в те времена было немало читателей-тюрок, пользующихся этим алфавитом. Тюркоязычные тексты с армянской письменностью встречались вплоть до XVIII и XIX веков. Например, Саят-Нова и другие гусаны, носящие армянские имена, сочиняли стихи на тюркском языке. Кухни азербайджанцев и жителей Армении очень похожи: девяносто процентов блюд в армянской кухне носят тюркские названия. НАШЕ МНЕНИЕ Мне не слишком интересно, что говорят ученые из различных стран. Мне любопытно, что "армяно-кипчакские тексты" написаны на языке, понятном мне - азербайджанскому тюрку. Я читал и понимал эти тексты без особого труда - это мой родной привычный язык. Личные имена в текстах в большинстве своем исконно тюркские, исключение составляют несколько христианских имен и ряд имен на украинский лад. Например, Синан Хутлу бей оглу, Каспар Улу Ходжа оглу, Саркис Тамгаджи, Андрей Коста оглу, Хачко Зумрут оглу, Сарук, Петр Узун, Тугал бей, Гого оглу, Бенеш оглу, Айдын Тукчи, Ембей Марене оглу, Иван Роман оглу, Йолбей Биргош оглу, Донук Йолуш, Атани оглу, Максим Мати оглу и т.п. Какие же это армяне? В отношении армянских ученых ко всему этому явно заметен особый подход. Мы бы сказали так: одновременно осторожный и враждебный. Видимо, они отдают себе отчет в том, что это чужое. Это для них просто ширма в разглагольствованиях об армяно-украинской "вековой дружбе". Т.И.Грунина сообщает об одном случае: основной фонд "на армяно-половецком" языке до Великой Отечественной войны был перевезен из Каменец-Подольска в Киев и хранился в Архиве древних актов в помещении университета. Однако в свое время не были сделаны фотоснимки этих документов, и во время Великой Отечественной войны при эвакуации архива из Киева в Армению некоторые книги с записями на половецком языке, датированные 1559-1567 гг., были утеряны. По нашему убеждению, не без участия армянских "ученых-ликвидаторов". Мы тоже сторонники того, что эти памятники старины имеют к Азербайджану, как к тюркскому государству, прямое отношения, хотя бы по языку. Не говоря уже о том, что в этногенезе нынешних азербайджанцев кипчаки участвовали непосредственно. Они еще в раннем средневековье были переселены в Кавказскую Албанию. Кроме того, как сообщают грузинские хроники периода царствовании Георгия II (1072-1089), "от Тифлиса до Барды всюду были поселены турки", и край назывался "Туркоба", или "Тюркский Гюджистан". А во времена правления Давида IV (1089-1125) кипчаки-казахи были переселены на юг и восток страны, чтобы они помогали Грузии в противостоянии сельджукскому натиску. Например, как пишут грузинские хроникеры, в период с 1118 по 1120 год царь Давид переселил из Северного Кавказа в эти провинции примерно 225 тыс. кипчаков-казахов. По естественному приросту населения спустя девять веков они уже составляли бы порядка несколько миллионов. Но куда девался этот народ? Вот, приняв григорианство, они стали "армянами", приняв грузинскую веру - "грузинами", приняв ислам смешались в огузской среде азербайджанцев. Элементы кипчакского языка сохранились в большей степени в нынешнем газахском диалекте азербайджанского языка. Видимо, поэтому тексты "кипчакско-армянского языка" нам, газахцам, более понятны. И еще. Американские антропологи из Университета Пенсильвании после сравнения кода ДНК 9 кавказских народов пришли к выводу, что азербайджанцы и армяне - два самых близких народа на Кавказе. А в начале прошлого тысячелетия эта близость была еще сильнее. Возникает вопрос: не от того ли, что в корнях нынешних армян много больше кипчакского и вообще тюркского, чем, скажем, хайского? Сегодня на повестке дня стоит вопрос собрания всех кипчакско-половецких текстов воедино и их издание в нескольких томах. В этом деле, как нам представляется, должны активно участвовать также азербайджанские ученые-тюркологи с коллегами из братских тюркских стран. Наследники той истории - мы, а не кто-нибудь другой. __________________ Bakililar.AZ приводит выдержки из 9-ти томного издания "Doqquz bitik" профессора Фиридуна Агасыоглу (Джалилова). Огромной ошибкой являлось то, что до 1920 года хоронимы Армения / Арман и Хайастан в истории употреблялись как синонимы. Потому что это 2 разные географические области и каждая получала свое название в разные исторические периоды. И названия относятся далеко не к одному и тому же народу. Каждое из них – этнотопоним, но Арман относится к древнему тюркскому роду Передней и Средней Азии, тогда как Хайастан является наименнованием государства (нынешняя Армения), принадлежащего народу индоевропейского происхождения – hay (неверно называемого ныне армянами) чтобы понять, какие из первоначально тюркских этнотопонимов с компонентом Арман/Эрмен получили распространение из Передней Азии вплоть до Алтая, необходимо рассмотреть некоторые из них (19): Ермен дагы (Гора Эрмен) (Казахстан - Абдырахманов 1975, 90) Эрментау (город) (Казахстан - ГЭС, 1987,126) Эриман (Казахстан, топоним в области Агадыр - ОКЖСА, 232) Эрман гышлагы (кишлак Эрмен) (=Хазарак, Узбекистан, район Сарыосийе - Нафасов 1988, 222) Эрмен-дели (степь) (Туркмения, район Йыланлы - Атаниязов 1980, 327) Эрменигум (Туркмения, топоним - Атаниязов 1988, 138) Арман-гала / Крепость Арман (крепость близ Ашгабада - Атаниязов, 1980, 43) Арман (топоним в том же месте, упоминается в 1818-м году МИТТ, II, 413) Арман (топоним в Башкирии, район Баймак) Из примеров видно, что слово Эрмен употребляется в Казахской, Узбекской, Туркменской, Башкирской этнотопонимии. Сам ФАКТ того, что это ничто другое, как этнотопоним доказывает одно обстоятельство, что словом Арман/Эрман/Эрмен назывались и родовые подразделения. Понятно, что уж в Среднюю-то Азию хаи, воспринявшие самоназвание тюркского племени Арман в Передней Азии – добраться ну никак не могли. Специалисты по этнотопонимии Казахстана связывали ороним Арман/Эрмен с монгольским (Г.Конкошпаев), монголо-тюркским (А.Абдрахманов) происхождением, объяснали это “гибридизацией” (20). Но название горы в Казахстане не получило должной этимологизации, так как не был учтен факт связи его с этнонимом народа, сформировавшегося вдалеке от Казахстана и Средней Азии. Потому что появление этнотопонимов типа Эримен/Эрмен/Арман у тюрок Средней и Центральной Азии связано с родом Эрмен, часть которого переселилась в составе племенного союза митан/муйтен из восточной Анатолии и Азербайджана в сторону Алтая. Отметим, что родовые подразделения митан/муйтен в античных источниках фиксируется под названием митан-эрмен. Необходимо проследить среднюю форму этнонима эрмен, вариации которого в виде Арман/Эрмен распространились на столь огромной территории. Эта средняя форма – Эрми. В одном из греческих источников булгарский род эрми, принявший христианство, назван “эрми – арис”. В дальнейшем, в чувашско-башкирской среде переселившаяся его часть стала называться “эрми/ерми/юрми” (21). Что касается народности Арме в одноименной области в Анатолии, то мы еще коснемся этого этнонима. Выше, говоря о топониме и народе Аран, мы отметили, что он состоит из компонентов АР/ЭР (“муж”, “человек”, “воин”) и суффикса “~АН”. Этот суффикс выражающий множественность, имеет собирательное значение. Кроме него такую же, синонимичную функцию несет в себе и компонент “~pi/~bi” [иногда с переходом в “~mi”], также учавствующий в образовании этнонимов (suv-bi, kam-bi, lulu-bi, azer-bi [отсюда и название “АЗЕРБАЙДЖАН”], kas-pi, uru-mi, eli-pi и т.д.). Как и Аран, слово Арман/Эрмен также имеет в себе компонент “АР/ЭР” (с тем же значением), в виде структуры аr+me+an (АРМАН), или эр+me+an (ЭРМАН). Наряду с употребляемой ныне у тюркских народов формой Арме/Эрме, еще шире распространилась вариация с суффиксом “~an” – Эрман/Арман. Компонент “me-an” c переходом в “man”, в дальнейшем употреблялся в формировании таких этнонимов, как “кара-ман”, “турк-мен”, “ку-ман” (22). Среди одних только башкиров встречаются рода “дюрман”, “бюшман”, “торокман” (“туркмен”), “итемен” (23). Стефан Византийский, рассказывая о народе “тирмен”, указывает, что они из Сагских (скифских) родов, и на языке сагов это название означает “изгнанный”. В самом деле, как во всех древнетюркских языках, и в азербайджанском языке используется глагол “itir~” (“i” добавлено), который вкупе с компонентом “men” образует “(i)tirmen”, что значит “выгнанный”, “изгнанный”. В этой связи привлекает внимание башкирское родовое подразделение “itemen”. Итак, среди тюркских народов сага/сака, булгар, азер/хазар, туркман, живущих ИЗНАЧАЛЬНО на территории вблизи Каспия, существовали внутренние родовые подразделения Арман, Эрми, Эрман, Караман, Тирмен, и пр. Как мы уже показали, существует тюркская почва, этимологизирующая эти этнонимы. В древнем Азербайджане можно встретить следующие топонимы с тюркским компонентом Арман: Арман (гора южнее Керкука на берегу Тигра, ХV-ХII вв. до н.э.) Арман (город Касситского периода близ реки Диалы, читается также как Alman) Армуна (село около озера Урмия, VII в. до н.э.) Арманgу (топоним близ реки Кызыл-Узен, VIII век) Армаит (крепость близ местности Зивийе, VII в. до н.э.) Оставив на время топонимию на Северного и Южного Азербайджана, просмотрим географические названия к западу. Сперва остановимся на названиях, связанных с этнотопонимом Арман/Арми, тесно связанных с этнонимом Эрман, а также на имени семитского народа – арамейцев, так как многие ученые, говоря о названии народа эрмени (ныне так называются хаи), ссылаются на вышеуказанные этнотопонимы (25). Географические названия Арми и Арман употребляются начиная с III тыс. до н.э., вплоть до настоящего времени. Этот топоним можно встретить в записях, относящихся к аккадскому царю Наррам-Суэну (2236-2200) и его деду – Саргону: 1) SAG.GISH.RA Ar-ma-nimki u Eb-laki 2) Ar-ma-namki u Eb-laki Хотя расположение одной из этих областей (Эбла) известно, локализация района Арман не дается в источнике. Поэтому находятся исследователи, отождествляющие в новонаяденных источниках район Арман с Арме. По нашему мнению, это разные топонимы, хотя расположены они в одном регионе. Так, итальянские археологи обнаружили в северо-западной Сирии, южнее Халеба, архивы древнего города-государства – Эблы. На глиняных табличках зафиксированы на неизвестном семитском наречии (система записи аккадо-шумерская) многие топонимы, которые не относятся ни к одному шумерскому, семитскому, эламскому, херритскому или индоевропейскому диалекту того периода. Один из топонимов – неоднократно повторяющийся Арме (26): dra-sa-ap ar-mi ki “бог города Арме Расап”; 3 Ar-miki al-KU Gi-za-anki “три человека из области Арми, находящиеся в Гизане”; Eb-laki wa Ar-miki “Эбла и Арми”; 4 GISsilig 1 ninda ku-li en-en Ar-miki “Еда на 4 человек для друзей правителя Арми”. Этот топоним в Междуречье Тигра и Евфрата нельзя связывать с арамейцами потому, что, во-первых, арамейцы появляются здесь через 1000 лет после того, как появилось географическое название, и во-вторых, судя по источникам, это название применялось по отношению к субарам, и хурритам (27). Принимая во внимание то, что страна, названная в Эблаитских текстах “Арме”, находилась в центре Митании, а митанийские племена назывались Арман/Эрмен в тех местах, где проживали субарейцы. Рассмотрим источники, относящиеся к этим племенам, потому что, как было сказано, топоним Арман упоминается именно на этой территории. Также известно и то, что за 1000 лет перед появленем названия Арме до урартов здесь по соседству с субарами проживали хурритские племена (28). Конечно, это способствовало консолидации разноязычных племен на определенном этапе исторического развития. Видимо, хурриты смешались именно с митанскими племенами субаров, потому что государство, построенное хурритами, чаще всего называлось “Митания”. В письме, посланном митанийским царем Турматтой египетскому фараону Аменхотепу-III (1455-1424) эта страна называлась по-хурритски “Хуррохэ”, а в части, написанной по-аккадски – “Митани” (29). После распада Митании, митанские племена, жившие, как и субары, отдельными мелкими феодальными образованиями, попадали под влияние то одного, то другого соседнего государства. Часть их переселилась вглубь Анатолии, другая же часть поселилась вблизи озера Урмия и в Средней Азии, поэтому в указанных местах упоминаются родовые подразделения митан. Чоган Валиханов упоминая о узбекском роде “моитан” в Кумуше, перечисляет также мингов, каракалпаков, баркутов, катаганов/кутаганов, и митанов (30). Л.Толстова, писавшая о митано-хорезмийских связях, описала легенду о приезде праотца племени каракалпаков-моитенов на Кавказ; указала массу этнотопонимов, связанных с с племенем митан. В ее труде затронута проблема таких топонимов, как Мада-Митан, упоминаемые в X-XII веках, причем автор выступает против их иранского происхождения (31). Митанские племена подробно рассматриваются в трудах Геродота и Страбона, причем информация охватывает как минимум 5 веков (V в. до н.э. – I в. н.э.). Геродот пишет, что реки Большая и Малая Заб текут из страны матиенов, самих же матиенов он помещает в центральной части Анатолии и близ Урмии. Вот что пишет “отец истории”: “Капподокийцев эллины зовут `сирийцами`. А сирийцы эти до персидского владычества были подвластны лидийцам, а затем [подчинились] Киру. Границей же мидийского и лидийского царств была река Галис, текущая с Арменского горного [хребта] через Киликию; затем она протекает справа по области матиенов, а с левой стороны – по земле фригийцев. Минуя Фригию, река поворачивает на север и затем образует границу между сирийскими капподокийцами на правом берегу и пафлагонцами – на левом” (I, 72). “Двигаясь на Вавилон, Кир достиг реки Гинда. Истоки этой реки находтся в Матиенских горах, течет же она через землю дарданов, а впадает в другую реку - Тигр” (I, 189). “По рассказам некоторых, Аракс (в данном случае Кызыл-Узен – автор) больше Истра, другие же напротив, считают эту реку меньше….; берет исток в Матиенских горах, откуда течет и Гинд (Диала), разделенная Киром на 360 каналов” (I, 202). “На матиенов, саспиров и алародиев была наложена подать в 200 талантов. Это был 18-й округ” (III, 94). “Далее, после фригийцев идут капподокийцы, которых мы зовем сирийцами. Их соседи – киликийцы, …. С килицийцами вот здесь граничат армении (они тоже богаты скотом), а с армениями – матиены, которые живут в этой стране. Затем следует земля кассиев…, а в ней на этой вот реке Хоаспе лежит город Сусы, где пребывает великий царь и находятся его сокровища” (V, 49). Страбон, не соглашаясь с Геродотом, отождествившим Араз/Аракс и Кызыл-Узен (XI, 14, 13) пишет об этнотопонимах, связанных с названиями мада, матиен, армен/арман следующее: “По словам Ксанфа, в царствование Артаксерса была такая сильная засуха, что высохли реки, озера и колодцы …. а самому ему приходилось во многих местах вдали от моря – в Армении, Матиене и Нижней Фригии – видеть камни в форме двустворчатой раковины, …. Поэтому он высказал мнение, что эти равнины когда-то были морем” (I, 3, 4). “Область Мидии – Матиен…” (II, 1, 14). “По другую сторону гирканцев живут дебрики, а кадусии граничат с мидийцами и матианами у подножия Парахоафры” (ХI. 8. 8). “Эта страна /Атропатена - автор/ расположена к востоку от Армении и Матиены, к западу от Великой Мидии […]; с юга – она примыкает к областям около впадины Гирканского (Каспийского) моря и к Мантиане” (XI, 13, 2). “Далее говорят, что Армению, в прежние времена бывшую маленькой страной, расширили войны Артаксия и Зариадрия” (XI, 14, 5). “Есть в Армении также большие озера. Одно из них носит название Мантиана и в переводе значится как “синее”. Как говорят, оно самое большое после Меотиды соленое озеро и простирается до Атропатии” (XI, 14, 8). Из всего сказанного о племенах митан/моитан/матиен можно сделать вывод, что они в середине II тысячелетия способствовали кавказоязычным хурритам в создании на юго-западе Междуречья государства, носившего название Митания. Этническое большинство этого государства – Субаро (митано)-хурритские племена расселились от северо-запада Сирии до различных поселений вдоль берегов Тигра на востоке. Митано-эрманские племена, так же, как и Сако-Киммерийские (Saga-Gamer), являются внутренними родовыми подразделениями одного народа, они отмечаются во всех первоисточниках до н.э. в близком соседстве друг с другом. После распада Митании некоторая их часть перешла в Анатолию, Азербайджан и Среднюю Азию. Уже во времена Геродота (V в. до н.э.) эти племена встречаются в центральной и восточной Анатолии, вокруг озера Урмия; ко времени Страбона область Матиен к востоку от Армении и к западу от Атропатены была в составе Мидии. В последующих столетиях этноним матиен упоминается среди узбеков, каракалпаков, башкир, казахов и др. Этноним эрмен, который принадлежал к одному из субаро-митанских родовых подразделений и отразился не только в Древнем Азербайджане и Анатолии, но и в Средней Азии. Представители тюркских-эрменских племен шли как из Южного Азербайджана на восток, так и из Северного Азербайджана в Сторону Северного Кавказа. Таким образом, до сих пор сохранились топонимы Эрман в Осетии и Арман-гала (“крепость Арманов”) в дельте реки Самур. К сказанному добавим, что в трехязычной Бисутунской надписи Дария-I области Арминийа и Урарту приводятся как синонимы. В этой же надписи приводится имя арминийца (не хая!), поднявшего мятеж в Вавилоне – Урака, а такое же имя носил и тюркский хан, правитель ногайцев, живших в Кумыкских областях (32). Наконец, сам факт того, что среди многих тюркских народов современности по сей день присутствуют родовые подразделения Арман/Эрман – прекрасно дает нам понять, что это был за народ в древейшие времена и к какой этнической группе он принадлежал. Так что посоветуем тем, кто героиню поэмы Низами Гянджеви “Хосров и Ширин”, которая родом из местности Эрман называет “Ширин из армянского/хайского рода”, поискать в поэме такие фразы, где Ширин называет себя тюрчанкой. Причина искажения названия Арман (сравните Албан [Aghvan] и Аран) кроется в том, что некоторые ученые, не особо разбирая ньюансы исторической этнологии ставят знак равенства между этнонимами хай и арман/эрмен, поэтому и названия Армения и Хайастан являются по сей день синонимами, а это вносит путанницу в историю Тюрок-Азербайджанцев. Таким образом, первоначальные носители этнонима Арман/Эрман были тюрками (отсюда и этимологизация на тюркской языковой основе). В пользу этого говорят те факты, что этнотопоним Арман распространился на территории от Анатолии на западе до Байкала на востоке еще в древности ,от озера Урмия на юге до Азовского моря на севере, в первоисточниках же этот этнотопоним встречается в Митании. ИСКЛЮЧЕНИЕ в виде оронима Армения (государства хаев, созданного на аннексированных землях Западного Азербайджана – Чухур Сакат, Зангезур и др. в начале XIX в. при поддержке царской России, а затем и большевиков) является “заслугой” не истории, а историков, потому что уже 3 тысячи лет этот этнотопоним присутствует в среде тюрок (и является общетюркским!). После распада Митании среди феодальных образований в северной части Междуречья была и область Арман. Во II – начале I тыс. до н.э. начинается приток арамейцев в Междуречье. Северная часть Сирии с этого момента стала фиксироваться в источниках под названием KURAreme, matArame, KURAramu. Встречается на этой территории также и этноним арамаиа ахламаиа (34). Семитское происхождение этих названий бесспорно, но хотя они распространились вплоть до Кашярских гор, до Диярбакыра все же не доходят. А интересующий нас находился севернее Диярбакыра, к западу от Субарского княжества (35). И проживали тут не арамейцы (несмотря на кажущееся подобие слов Арман/Арме - Араму), а тюрки – субары, митан-арме, кавказоязычные хурриты, оставшиеся после распада Митанийского государства. И район АРМАН, место их проживания, назывался соответственно этнониму Арман/Эрмен в урартских источниках – Армэ, в ассирийских – Ариме (36). По прошествии времени, в ходе захватнических походов со стороны Урарту и Ассирии, эта область постепенно попала в зависимость от Ассирии. Но княжество субаров, располагавшееся на востоке от нее, сохранило независимость до 673 года до н.э. В этом году ассрийцы подчинили и это княжество, после чего на его территории появились 2 завысимые области, причем к западной из них присоединили область Арман. Обе области занимали территорию выше Тигра по периметру Муш-Битлис-Диярбакыр- Озера Хазар, с населением, состоящим из урмийцев, субаров, митанов, племени (также тюркского) Арми, к северу же, близ озера Бингёль жили кашкайцы. Среди этих тюркских племен проживали и оставшиеся после развала Митании хурриты. Отошедшие отсюда к северу субары, арми-митанийцы и урмии воссоединились со своими этническими сородичами сако-киммерийцами (Saga-Gamer) в верхнем течении Евфрата (VII в. до н.э.). Это и была историческая Арминийа (отметим, что здесь до тех пор были земли, завоеванные Урарту). Воины этой страны присоединились к армии Мидии в войне против ассирийцев в 615 г. до н.э. После победы мидийский царь Киаксар предоставил исторической Арминийи особый статус провинции Мидийсого царства. Правителем этих владений Киаксар назначил Парура из рода Сагов/Саков (37). Так, не имеющая никакого отношения к хаям Эрменская/Арманская область стала составной частью Мидии с населением, состоящим из тюрок: субар, арми-митанийцев, урму, кашкайцев, саков-киммерийцев и кавказоязычных – хурритов и урартийцев. А проникновение сюда хайских племен из северо-западной Сирии на заре появления христианства и превращение их в основное население области произошло несколько позднее. После Мидии область Арман была завоевана Ахеменидами, Селевкидами, туркмено-аршакской династией Парфии, Византийцами, Сасанидами, арабами, сельджуками, и наконец, до конца XX века она входила в состав Османской Империи. На данный момент это территория находится в составе Республики Турция. Все повелители древних империй, назначая сатрапов этой области, зачастую поручали им управлять и примыкающими территориями, в силу чего понятие Арминийа приобретало не этническое, а административно-политическое значение. Иранский историк Саид Нафиси писал, что “арабы назвали все названные территории Кавказа именем Арминийа”. Таким образом, проследив историю страны Эрман/Арман мы останавливаемся на рубеже нашей эры. Подводя итоги, давайте вернемся к вопросу “хаизации”/“арменизации” этой области: а). Область Арман в верхнем течении реки Евфрат с III-го по I-е тысячелетие была заселена субаро-митанийцами, хурри-митанийцами, с X по VIII вв. до н.э. захвачена урартами и в VII в. до н.э. здесь селятся сако-киммерийские народы. Тюркское население здесь было доминантным (сако-киммеры, субары, арми-митаны), с ними наряду тут проживали хурриты. С конца VII в. область присоединяется к Мидии, а с середины VI в. завоевана Ахеменидами. До селевкидов сатрапов этой области назначались из урартийцев, мидийцев, сагов/саков, персов. б). После разгрома Ахеменидов в ходе походов Александра Македонского в Переднюю Азию на месте персидской империи появляется владение династии Селевкидов. Только после победы Рима над Антиохом-III (223-187 гг. до н.э.) область Арман/Эрмен была поделена на 2 римские провинции. Хотя во время Тиграна-II эта область на 20 лет подчинялясь столице – Тигранокерту, в дальнейшем вновь попадала в завсимость то от Рима, то от Парфянской линии Аршакидов. в). До прихода сельджуков, эта страна (Арман/Эрман) завоевывалась со стороны Аршакидов, Сасанидов, Византии, Арабского Халифата. В эти периоды административно-политическое значение этой страны то уменьшалось, то, наоборот, увеличивалось в зависимости от того, объединяли ли ее с примыкающими областями или нет. Во времена Геродота “Великая” Армения была протяженностью не более 310 км. Даже находившаяся к востоку от нее область Матиен была вдвое больше (Геродот, V, 52). Как видим, хороним Эрмен (Арманийа) образовавшийся от тюркского этнонима Арман/Эрмен, имел не этническое, а административно-политическое значение, и границы этой области часто менялись. Видимо, тюрки-эрмены, как и тюрки-албаны, были первыми из принявших христианство, так что слово “арман/эрман/эрмен” носило также значение “христианин”. Так, в Шакинском районе Северного Азербайджана есть село Киш с такой топонимией, как Эрмен Jери (Место Эрмен), Эрменское кладбище, хотя тут хаи никогда не проживали. Эти понятия имеют значение “христианский”. Род эрми среди западных булгар был также христианским (39). В то время, как нынешние т. наз. `армяне` имеют самоназвание “хай/hay”, грузины их зовут “somekhi”, курды - “file”, чеченцы и ингуши - “ermalo”, азербайджанцы и другие тюрки - “ermeni”. Однако, как уже было сказано, этноним “эрман/арман” изначально не имел к ним никакого отношения. Этим названием обозначали принадлежащих совсем к другой культуре, этносу, языку субаров-эрменов (тюрок). По приходу хаев в область Арман особенно после принятия ими христианства, они начали расселяться на соседних территориях, таким образом приобретая экоэтноним “армени/эрмени”, что вполне естественно, ибо соседние народы под словом эрмени подразумевали население области Эрман/Арман (житель Арман). По тому же принципу, как они приобрели экоэтноним – самоназвание некоторых тюркских родовых подразделений “Эрмин/Эрман/Арман”, они создали себе алфавит и присвоили многовековую историю тюрок-эрменов из субаро-митанских родовых подразделений, записав ее на свой счет. Поэтому, говоря о происхождении этнонима эрман/арман/эрмен следует отличать тюрок, носивших это название, от псевдо-эрменов/армян – хаев. Комментатор труда хайского хрониста М.Хоренского Н.Эмин писал, что “хаи, называли себя всегда именно хаями (а не “арменами” - автор), родом арама, а свою страну – hayots ashkhar, hayots yerkir, hayastan, hayastan ashkhar (но не “Армения”)” (40). В Анатолии, где упоминаются аримы (у Гомера - arimoi), арме и ермены – тюрки из субаро-митанских родовых подразделений, нет места для истории народа hay. Пришедшие из Балкан в Сирию, а оттуда – в землю Арман хаи, естественно, сильно отличались от местного населения эрменов, как антропологически, так и по языку. На постаменте статуи царя Дария в Сусе отображены многочисленные рисунки, пресдставляющие тот или иной народ, письменной формой названия народа. Среди них рисунок, относящийся к народу армини, является отображением не арменоидов-хаев, а сагского/сакского типа (41). Вот что пишет по этому поводу Страбон (I, 2, 34): “так как сирийцы, арабы и армяне живут в тесном соседстве, они схожи внешне, по образу жизни”, но не по языку. Поэтому Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
lobbist Опубликовано: 29 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 29 марта, 2015 Патрик, кажется я просил Не выставлять километровые копии. Ты хотя бы выделяй особые моменты. А то темы получаются нечитабельные. Если бы я любил читать газеты, я б покупал их, а не в инете лазил. Цитата Однажды я проснулся гением... всех времен и народов.. такой дудук нам не нужен. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
lobbist Опубликовано: 29 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 29 марта, 2015 Я люблю юмор. Я долго смеялся по поводу моего аватара и твоих слов по этому поводу. Ты уже поменял на Вы, а было Общаться как удобно). Что касается этой азербайджанской статьи, понять можно, погибли люди, беженцы, разбитые семьи - всё то, что приносит война. По поводу нужен Карабах был или нет, отвечу так, что таким образом как сейчас и что происходило в те года, он не нужен. А, то, что произошло, нас об этом никто не спрашивал. По поводу агрессии, то Армянская ССР (на то время) не США, которое могло и может принимать решения самостоятельно. Значит был указ сверху. И ещё раз хочу сказать, что ни один клочок земли не стоит слезы ребёнка, не говоря уже о смерти кого либо. Но это произошло. Раз это произошло. Я только за мирное урегулирование этого вопроса. Зато, чтобы прекратились стычки на границы и не погибали-бы ребята с обеих сторон. Многие пишут по поводу гибели ребят, горе родителям и т. д.. Горе родителям это понятно (но они живы), а самое горе того, кого нет уже в живых, у которого не будет ни жизни, ни семьи и детей, и внуков - не будет ничего. Я, зато, чтобы сели за переговоры никак политические проститутки, а как люди, мужчины и пришли к единому мнению. И каким оно ни было его должны принять все и жить в мире и в дружбе. И раз и навсегда закончили вражду между нашими народами. мы тоже не хотим убивать и умирать. Нам эту войну навязали. Цитата Однажды я проснулся гением... всех времен и народов.. такой дудук нам не нужен. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 29 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 29 марта, 2015 Патрик, кажется я просил Не выставлять километровые копии. Ты хотя бы выделяй особые моменты. А то темы получаются нечитабельные. Если бы я любил читать газеты, я б покупал их, а не в инете лазил. Всё. учту. Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Armenia 2015 Опубликовано: 29 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 29 марта, 2015 Статья однобокая, попахивает нефтедолларами. Цитата Единственный враг всех людей - это ЛОЖЬ, единственно достойно людей - поиск ПРАВДЫ. ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО БЛАГО - ЗНАНИЕ И ТОЛЬКО ОДНО ЗЛО - НЕВЕЖЕСТВО. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 29 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 29 марта, 2015 Дело в том , что пока обсуждаешь одну часть темы постами разрывают её на части и лоскуты ни кому не нужны. Я так понимаю. Вот и получается ,что злоупотребляю размерами текста. Учту. Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Benzin Опубликовано: 29 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 29 марта, 2015 Статья однобокая, попахивает нефтедолларами. У вас всё на нефтедоллары сваливают. А ваши медью и крестами. Цитата В жизни всё не так, как на самом деле. (Станислав Ежи Лец.) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Armenia 2015 Опубликовано: 29 марта, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 29 марта, 2015 У вас всё на нефтедоллары сваливают. А ваши медью и крестами. Вначале за здравие, а после за упокой. Цитата Единственный враг всех людей - это ЛОЖЬ, единственно достойно людей - поиск ПРАВДЫ. ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО БЛАГО - ЗНАНИЕ И ТОЛЬКО ОДНО ЗЛО - НЕВЕЖЕСТВО. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.