Перейти к содержимому

Изменение окончаний азербайджанских фамилий


LUXOR

Recommended Posts

Историческая обоснованность и роль в национальном самосознании

Небольшой непредвзятый экскурс в историю показывает, что до второй половины XIX века понятие "фамилия" было чуждо азербайджанцам, как, впрочем, всем представителям мусульманского мира. Мусульманские имена фомировались по арабской формуле исимнасаб-нисба.

Первый элемент соответствовал современному понятию "имя" в узком смысле: Мамед, Али, Гасан, Гусейн, Ахмед и т.д. Второй отличительной чертой был насаб, то есть отчество (ибн Давуд, то есть "сын Давуда").

Затем следовала нисба - географическая, племенная, профессиональная и др. принадлежность (Гянджеви, Туси, Тебризи, Марагаи, Шамлы, Афшар), отличающая ее носителя от возможных тезок по имени и отчеству.

В ряде случаев, особенно у представителей образованных кругов, прибавлялся лагаб - прозвище (Худабенде, то есть "божий человек"; Вагиф, то есть "сведующий") или кунья (Абу Керим).

Эти черты, как правило, не носили официального статуса и их передача от отца к сыну была необязательной. Подобная модель доминировала на Ближнем и Среднем Востоке довольно долгое время: с исламских завоеваний до первой половины XX века. В большинстве арабоязычных стран и с некоторыми отличиями в Пакистане она применяется до сих пор. Иран принял закон о введении официальных фамилий лишь в 1919 году, а Турция - в 1935-м.

В царскую и раннюю советскую эпоху действительно наблюдалась слабая тенденция русификации азербайджанских фамилий. Ахундзаде становились Ахундовыми, Шарифзаде - Шарифовами и т. д. Однако поголовного принуждения к смене фамилий с нерусскими окончаниями в республике не наблюдалось, ибо впервые зарегистрированные паспортными столами фамилии в большинстве своем записывались уже с русскими окончаниями. Носители фамилий на "-заде" и "-ли", в свою очередь, продолжали являться полноправными гражданами СССР.

Как-то в интервью журналу "EL" покойная Азиза Джафарзаде рассказывала, что когда ей настала пора идти в школу, директор, оформлявший ей документы, спросил у бабушки будущей писательницы, как записать фамилию девочки (фамилия отца в реальности была Мусаев). Русское слово "фамилия" бабушка не поняла, но на вопрос "Как зовут деда девочки?" ответила "Джафар". "Тогда будет Джафарова", - сказал директор. "Нет, я буду Джафарзаде!" - парировала маленькая Азиза. Директор рассмеялся и именно так записал ее фамилию.

Были случаи, когда чересчур "узнаваемые" фамилии приходилось менять на более "традиционные". Это относилось в основном к редким фамилиям, которые носили "враги народа", или к фамилиям, определяющим их носителей как представителей "опального" этноса. Такая перемена являлась скорее мерой безопасности или попыткой обеспечить себе беспроблемные карьерные перспективы. В первую очередь было бы справедливо распространить законопроект именно на эти ситуации, ибо они являются единственными, которые действительно подходят под определение "насильственной смены фамилии".

Очень напряженные дебаты в выпуске "Орта мехредж"( в эфире ITV) вызвало право на существование окончания "-заде". Изначально комиссия под руководством Низами Джафарова упоминала его в списке "окончаний-отказников". Окончанию инкриминировалось персидское происхождение. Однако этот тезис напоролся на аргументы присутствующего в студии Араза Ализаде, утверждавшего, что серьезных аргументов для сомнения в исконности этого окончания нет, так как оно не прививалось населению по инициативе государства. В качестве довода была также упомянута широкая распространенность этого окончания у иранских азербайджанцев. В итоге было решено, что фамилии с окончанием на "-заде" имеют право на существование как некая дань иранским азербайджанцам, в реальности осознавая, что фамилии последним "переписать" просто не получится.

Почему-то глупый довод о "колониальной сущности" окончания "-заде" находит поддержку даже у людей с весьма неглупыми научными званиями. В средневековом Иране в период его власти на Кавказе фамилии все еще являлись редкостью, а их принятие (если таковое имело место быть) - добровольным. И если всеобщую паспортизацию в Советском Союзе где-то можно подогнать под определение "русификация", то фамилии с персидскими окончаниями уж никак не могли быть "навязанными", потому что и навязывать-то было, собственно говоря, некому и незачем. В досоветскую эпоху фамилии на "-заде" вне всякого сомнения появлялись по инициативе их носителей, а следовательно никак не могут классифицироваться как "колониальный пережиток" и являются не менее исконными для азербайджанцев, чем "-лы". Можно даже сказать об обратном, что недавно сделал председатель партии "Умид" Игбал Агазаде в интервью ANS Press, ибо в досоветской азербайджанской истории фамилии на "-лы" являлись большой редкостью и уступали по распространенности "-заде".

.

"...Редкое счастливое время, когда можно думать, что хочешь, и говорить, что думаешь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Историческая обоснованность и роль в национальном самосознании

Достаточно прокрутить в голове фамилии азербайджанских культурных, общественных и политических деятелей царской эпохи и среди них фамилии Д.Мамедкулизаде, М.Э.Расулзаде, С.Ахундзаде, М.А.Таирзаде (он же М.А.Сабир), М.Исмаилзаде (он же М.Мушвиг), Г.Расизаде (он же Г.Джавид), А.Талыбзаде (он же А.Шаиг), А.Мехтизаде (он же А.Саххат), А.Джамильзаде (он же А.Джамиль), И.Алмасзаде (он же А.Ильдрым).

Будучи изначально враждебно настроенным к окончанию "-заде", Низами Джафаров в своем выступлении на передаче "Орта мехредж", тем не менее, почему-то высказывал поддержку окончанию "-ский" в азербайджанских фамилиях Шахтахтинский, Гаджинский, Кесаманский, Талышинский, несмотря на его далеко не азербайджанское происхождение.

Касательно проблемы фамилий иранских азербайджанцев, наряду с фамилиями на "-заде" у них в достаточно большом количестве встречаются фамилии на "-и" (Кязими, Бахтияри, Имами, Фазили) и "-пур" (Заманпур, Сохрабпур, Зарринпур). Если Низами Джафаров и остальные члены вышеназванной комиссии проявляют заботу о фамилиях иранских азербайджанцев, то почему, в таком случае, эти окончания, распространенные среди миллионов этнических азербайджанцев, не нашли отражения в списке "приоритетных" окончаний фамилий, рядом с практически ни у кого не встречающимся "-гиль"? Если уж учитывать фактор иранских азербайджанцев и их численность, то нужно иметь в виду, что даже если весь Азербайджан избавится от русских окончаний в фамилиях, граждане с "истинно азербайджанскими" фамилиями на "-лы" все равно останутся в безнадежном меньшинстве. "Запатентовать" за всем этносом уникальный "национальный домен" (с чем недавно сравнил фамилии завотделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Али Гасанов) в виде окончания фамилии все равно не получится.

Таким образом, анализ исторических процессов показывает, что наличие фамилий у кавказских азербайджанцев - продукт русского, а позже советского владычества, нравится нам это или нет. Тем самым наличие русских окончаний в азербайджанских фамилиях исторически обосновано, а сторонники ономастических перемен, хоть они и руководствуются благими намерениями, не имеют морального права апеллировать к истории и самосознанию для обоснования своей точки зрения. Ибо получается, что если в роду Мамедовых фамилия Мамедов была единственной фамилией (в полном смысле этого слова), которую носили его представители, то попытка переписать ее в "Мамедли" - это не возвращение к корням, а наоборот, отдаление от них. Так как фактически фамилию Мамедов в нем носило не менее трех поколений, а фамилию Мамедли - никто.

Гораздо более возмутительной кажется инициатива менять новорожденным детям фамилии в принудительном порядке. Тут возникает несколько вопросов.

Во-первых, этический вопрос. Почему новорожденному гражданину Мамедову автоматически отказывается в праве носить фамилию, которую носит или носил его отец, его дед, прадед, возможно прапрадед и т.д.? Об этом в контексте "возвращение к корням" говорилось выше. Помимо корней, многим может казаться, что их фамилия с новыми окончаниями будет попросту неблагозвучной. К примеру, на мой взгляд, фамилия Мурадалиев с окончаниями "-заде", "-гиль", "-оглу" звучит громоздко, с окончанием "-ли" - нелепо, с усечением окончания - еще более нелепо, ибо становится непонятно, где кончается имя и начинается фамилия.

Во-вторых, этнокультурный вопрос. Предусматривает ли закон автоматическую замену всех окончаний "-ов" и "-ев"? Если да, то насколько исторически целесообразно прививать это "возвращение к корням" гражданам с русскими фамилиями Иванов, Смирнов, Кузнецов, Соколов, а также гражданам лезгинского, горско-еврейского, талышского, аварского, цахурского происхождения, которые могут неоднозначно воспринять то, что группа Низами Джафарова, выявляя дозволенные окончания, не брала в учет культурные характеристики их народов? Если нет, то каков будет критерий различимости нуждающегося в "возвращении к корням" младенца и младенца, освобожденного от этого счастья? И вот тут уже начинает попахивать дискриминацией и пассивной формой комплекса национальной исключительности... Выход мог бы состоять в предоставлении (а не навязывании) родителям выбора окончания фамилии при регистрации ребенка в загсе, однако про свободу выбора конкретно в связи с фамилиями новорожденных ни господин Джафаров, ни другие депутаты ни разу не обмолвились с самого начала ономастических дебатов.

Из анализа вышеозначенных изъянов готовящегося законопроекта можно сделать определенные выводы о том, как азербайджанское законодательство не только растрачивает свои силы и ресурсы в неправильном направлении, но и обрекает себя на роль политизатора истории и исторического ревизиониста. По сути сторонники обязательной смены фамилий занимаются тем, в чем сами же обвиняют советское руководство. Пропаганда массовой смены фамилий под соусом "возвращения к корням" с одной стороны - это попытка переписать историю из неудовлетворенности ее досадным ходом. С другой стороны, это похоже на комплекс неполноценности, испытываемый перед народами, которые могут позволить себе "роскошь" быть распознанными по фамилиям. Одно дело, когда смена фамилии - это индивидуальный выбор каждого гражданина. В этом случае выбор делается осознанно и не под давлением (пусть даже незначительным). Другое дело, когда некая легитимная сила пропагандирует этот выбор, играя на национальных чувствах граждан, апеллируя такими священными чувствами, как патриотичность и самосознание ради решения, согласимся, весьма тривиальной и высосанной из пальца проблемы. Ведь где гарантии, что после того как львиная доля населения "национализирует" свои фамилии, гражданам с фамилиями на "-ов" и "-ев" не будет ставиться в укор "недостаточная патриотичность" и "услужение российскому империализму"? Очевидно, что все идет к этому. Сегодня от сторонников этого, так сказать, движения можно услышать, что мол, "национальные" окончания не навязываются; гражданам всего лишь предоставляется выбор и возможность добиться этого без проволочек. Однако вместе с тем граждане, делающие осознанный выбор в пользу сохранения русских окончаний, сталкиваются в лучшем случае с недоумением "национализаторов".

Разве мало для азербайджанской литературы и театра сделал Мирза Фатали Ахундов, добровольно заменивший "национальное" окончание "-заде" в своей фамилии Ахундзаде на русское "-ов"? Разве нуждаются в дополнительной "азербайджанизации" заслуги Зейналабдина Тагиева, Мустафы Топчибашева, Кара Караева, Фикрета Амирова, Мирзы Ибрагимова, Шовкет Алекперовой и сотен других перед Азербайджаном только потому, что окончания их фамилий "окончанием не вышли"? Каждый из них сделал для своей Родины больше, чем иной отдельно взятый Мамедли или Ализаде. Но, очевидно, не все со мной согласятся. И поэтому с недавних пор Узеира Гаджибекова пытаются усиленно и искусственно превратить в "Гаджибейли", словно память великого композитора нуждается, чтобы из него делали большего азербайджанца, чем он являлся.

Что ожидает Азербайджан после этого, не побоюсь сказать, позорного законопроекта? Можно предположить, что за ним последует очередной "рывок вперед" на обратном пути к "корням", на этот раз путем изменения имен и производных от них фамилий, напоминающих нам о "колониальном арабском прошлом". Если избавление от русских окончаний поможет нам чувствовать себя бoльшими азербайджанцами, чем мы являемся, то избавление от арабских корней в именах и фамилиях сделает нас просто отпетыми патриотами. Оттого в следующем законопроекте следовало бы предусмотреть "предоставление выбора" на изменение имен Мамед, Али, Гасан, Гусейн, Ахмед, Абдулла, Аббас, Махмуд, Касум, Фарид и, соответственно, фамилий Мамедов, Алиев, Гасанов, Гусейнов, Ахмедов и пр., при грамотной пропаганде их "навязывания" азербайджанскому народу. Работникам загса прибавится работы, ведь по данным на 2009 год, три из перечисленных имен являются самыми популярными среди новорожденных мальчиков, а уж Мамедовым и Алиевым в Азербайджане является чуть ли не каждый пятый...

Сулейман Мурадалиев

Изменено пользователем LUXOR

"...Редкое счастливое время, когда можно думать, что хочешь, и говорить, что думаешь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 weeks later...

«Новые» азербайджанцы со «старыми» фамилиями.

Встретив где-нибудь человека по фамилии Георгадзе, можете не сомневаться – он грузин. Если же вам случилось пообщаться с неким Каваллини, вероятнее всего, он отлично готовит спагетти, потому, что родом из Италии. А моя приятельница, носящая фамилию Пасько, имеет украинские корни. Но, познакомившись с Ибрагимовым, придется здорово поломать голову – он может быть чеченцем, татарином, узбеком, казахом, таджиком, черкесом и азербайджанцем. Причина понятна и проста – русские окончания «-ов»,«-ев», «-ски» и «-ский» достались всем нам «в наследство» от Советского Союза. И, несмотря на то, что с 1991 года Азербайджан является независимой страной, окончания, навязанные нам правящей тогда властью, «живы» и по сей день. В переводе с латинского слово «фамилия» означает «семья». Указывать она должна на родовое имя всей семьи, ее происхождение. Изучая историю фамилий, исследователи составляют наиболее точное представление о культуре, науке, литературе народа. Языковое несоответствие окончаний фамилий рождает существенную звуковую дисгармонию и наносит огромный ущерб красоте звучания азербайджанских фамилий.

Не будем коверкать родной язык

Фамилия является неотъемлемой частью языка, и должна подчиняться его законам. Окончания «-ов», «-ев» соответствуют фонетике русского, славянского языка, но никак не нашего азербайджанского. То же самое относится и к аффиксам "-ски", «-ский». У славянских народов они появились с XIV века, тогда русские бояре и князья формировали свои фамилии из названий своих владений, к примеру, Московский. Часто фамилии образовывались из названия церквей (Успенский, Троицкий). В польских фамилиях «-ски» указывало на место его происхождения. Такую же роль это окончание играет и в азербайджанских фамилиях (Шушинский, Талышинский, Кенгерлинский, Шихлинский и т.д.). Хотя с позиции нашего языка, гораздо правильнее было бы использовать окончания «-лы» - (Шушалы, Шихлы и т.д.) «Если в наших фамилиях будут использоваться окончания по месту происхождения (-ли, -лы. прим. авт.), в обществе усилится тенденция к местничеству» - считает директор Института по правам человека НАНА Айтен Мустафаева. По ее мнению, наиболее приемлемой формой окончаний азербайджанских фамилий является вариант «-заде». «По звучанию оно вполне адаптировано к звуковому строю азербайджанского языка. Сейчас почему-то бытует обманчивое мнение о том, что это – фарсидское окончание фамилий, которое не соответствует азербайджанским традициям. В Иране проживает огромное число азербайджанцев, фамилии которых оканчиваются на «-заде». То есть, это именно азербайджанский вариант, получивший наибольшее распространение в Иране», говорит А.Мустафаева. По ее словам, «иноязычные» окончания фамилий противоречат звуковому строю азербайджанского языка. «Более того, выезжая в какую-то страну, мы сталкиваемся с тем, что люди не могут определить по фамилии, откуда мы прибыли. Азербайджан относится к одной из немногих стран, где актуальна проблема национальной идентификации. Фамилии менять необходимо, но делать это нужно, учитывая множество факторов, отталкиваясь от истории каждого рода, и уж, конечно, без какого бы то ни было принуждения. К примеру, люди, относящиеся к бекскому роду, при предоставлении соответствующих документов могут взять окончание «-бейли». В общем, в этом вопросе нужен индивидуальный подход», считает Мустафаева.

Идите вы… в ЗАГС!

Все эти доводы звучат вполне убедительно. Почему же некоторые граждане нашей страны так противятся смене фамилий? Чтобы разобраться в этих причинах, корреспондент провел опрос, в результате которого выяснилось, что большинство респондентов попросту страшатся бумажной волокиты. «Менять документы довольно сложный процесс. Не вижу необходимости в том, чтобы менять фамилию, меня и так все устраивает», сказала Егяна Мамедова. Руслана Аллахвердиева волнует то, что проблемы могут возникнуть из-за несоответствия фамилий в разных документах. «Фамилия моя указана в дипломе, различных метриках и т.д. Как я буду доказывать, что я – это я, если захочу, например, устроиться на работу за пределами нашей страны? Есть среди опрошенных и те, кто решительно против смены фамилии в силу своего консерватизма: «Мне 47 лет. Под этой фамилией я прожил всю жизнь, у меня имеется множество знакомых, которые узнают меня именно под этой фамилией. Не хотелось, бы менять ее, ведь окончание меняет звучание в целом. Рафиев и Рафибейли сейчас уже абсолютно разные фамилии», считает Фуад Кязимов. Что до бумажной волокиты, то, как заверили нас в ЗАГСе Наримановского района, процедура смены окончания фамилии для всех желающих максимально упрощена и абсолютно бесплатна. Для этого достаточно написать соответственное заявление, предъявить свидетельство о рождении и удостоверение личности. Забрать готовые документы можно будет в тот же день.

Думайте сами, решайте сами – менять или не менять

«Более 70% азербайджанцев сейчас носят фамилии, оканчивающиеся на «ов» и «ев». От этих окончаний необходимо избавляться» - считает председатель парламентского комитета по культуре, член комиссии, созданной в связи с изменениями окончаний фамилий, Низами Джафаров. По его словам, формат национальной фамилии планируется утвердить на основании исследований истории и сложившихся веками традиций. Комиссия уже пришла к общему знаменателю, выбрав четыре соответствующие азербайджанскому языку формы окончаний фамилий. Это «лы» (в 4 вариантах), «оглу», «гиль» и «сой». Кроме того, будет допустим вариант фамилий без окончаний. «Поскольку более 10% азербайджанцев сейчас носят фамилии с окончанием «-заде», вероятно этот вариант будет также допустим. Рекомендации по изменению фамилий уже отправлены в администрацию Президента» - отметил он. По словам председателя комиссии, процесс смены окончаний в азербайджанских фамилиях довольно сложен, ведь азербайджанцы проживают по всему миру, а смена документов в других странах может быть сопряжена с определенными сложностями. «Что касается нашей страны, то всем отделениям ЗАГС-а дано поручение максимально упростить процесс смены документов граждан, желающих национализировать свою фамилию» - сказал Н.Джафаров. Однако противникам «национализации» не стоит бить тревогу, поскольку менять окончания фамилий граждане Азербайджана будут, исключительно на добровольной основе. «В случае если наши предложения будут приняты, после вступления в силу соответствующего распоряжения президента, новые фамилии будут даваться новорожденным. Все остальные вольны решать сами – менять или не менять», заключил Джафаров. Каждая нация борется за сохранение своих исконных традиций, к которым можно причислить и окончания фамилий. Учитывать историю нации, ее культуру и устои жизненно необходимо. И хорошо, что последующие поколения азербайджанцев станут продолжателями своих исконных фамилий.

Лейла Лейсан

"...Редкое счастливое время, когда можно думать, что хочешь, и говорить, что думаешь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если интересно мое мнение, то я его выскажу но не в пользу нового проекта. Наша семья интернациональная(ничего плохого я в этом не вижу): здесь есть и азербайджанская кровь,и русская, и корейская, и лезгинская. Я понимаю, что неофициально определяют национальность ребенка по отцовской линии но кто скажет, какой он национальности, если от азербайджанца осталась только фамилия. Ничего против нынешней фамилии мужа, а она азербайджанская и оканчивается на - ов, я не имею и не собираюсь менять на никакую другую, даже и не за бумажной волокиты. У меня есть сын и я была бы против того,чтобы решение каких-то "умников",зависела фамилия его ребенка. Почему у его деда, прадеда была фамилия на -ов, а у внука, правнука она должна быть на -заде, -лы и т.д? Если некоторых товарищей смущает,что наших соотечественников не будут узнавать по фамилии, то тогда давайте возобновим в документе удостоверяющюю личность графу- "национальность". Менять фамилию(имя, отчество)-это право любого гражданина нашей республики, достигшего(если мне не изменяет память) 16лет.возраста согласно закону, но там не указывается на какую именно,т.е. с каким окончанием. Я буду разочарована, если этот закон примут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

Азадлыг на русском / Блоги

Национальные фамилии

C11F253C-51E3-4DEA-AF02-114F5CE46601_mw270_s.jpg Философ Агалар Мамедов

14.05.2010 Агалар Маммедов, философ Я Мамедов. Допустим, поменял окончание «ов», а что делать с корнем фамилии – именем «Мамед», сокращенное от «Мухаммед»? Разве имя «Мухаммед» национально?! Это арабское имя. Что изменится, если будем сохранять арабские, персидские корни и отбрасывать русские окончания? То есть, если Ахмедов станет Ахмедоглу, а Мустафаев – Мустафагил, новые варианты будут национальными, национализированными?

УПУЩЕННЫЙ МОМЕНТ

Предлагаю сделать национализировать, сделать фамилии по настоящему национальными через национализирование корней в фамилиях, а не только окончаний. Пусть каждый возьмет себе в качестве фамилии любимый псевдоним, или слово, которое ему нравится. История фамилий в Азербайджане начинается с XIX века. Такие единичные личности, как Мирза Фатали (Ахундов), Абаскули Ага (Бакиханов) «создавали» себе основу фамилии, то есть саму фамилию, когда вынуждены были взять себе фамилию при поступлении на государственную службу в царской России.

Таким образом, первыми обладателями фамилий с русскими окончаниями были они. Этот процесс приобрел массовый характер и закончился в 1930 году. Таким образом, мы в течение полувека получили фамилии не только на русский лад, а впервые получили фамилии вообще!

Теперь создают такую картину, словно до фамилий на русский лад у нас были национальные фамилии и русские изменили их. Тогда как до фамилий на русский лад у нас не было фамилий вообще! Если и было что-то, то были псевдонимы, клички и прозвища.

ФАМИЛИИ БЕЗ ПРОШЛОГО

Цель советов в деле «фамилизации» была достаточно проста: перепись населения. Таким образом, все как один понаделали себе фамилий из имени одного из своих дедов при помощи окончаний «-ов» и «-ев». То есть фактически можно сказать, что ни одна из наших фамилий не означает никакой фамильной, родовой или племенной принадлежности, или принадлежности к какому-либо региону, а являясь простым результатом механизма «фамилизации», процесса присвоения фамилий.

Если фамилизация для переписи была закончена в 30-х годах XX века, и каждый взявший фамилию может вернуться в прошлое только на 3-4 поколения и по максимуму, припомнить разве что деда своего деда, возраст наших фамилий не перешагивает за XIX век. В таком случае, о каких фамилиях, названиях древних корней, родовых именах, о каком начале, теряющемся в глубинах неведомого, загадочного и притягательного прошлого можно говорить?!

Ясно что, в этом случае наши фамилии не несут для нас никаких воспоминаний, никакого исторического наследия, не выражают никаких традиций. В действительности эти фамилии отделяют нас от прошлого и не привязывают ни к чему! В результате свободы действий, предоставленной советским механизмом фамилизации, многие роды разделились на несколько ветвей, хотя происходят от одного корня.

ИМЕНЕМ ДЕДА

В действительности же механизм советской фамилизации имел целью лишить корней, обрезать и пересадить на новую почву, создать новую историческую общность - советский народ. А в таком случае, вместо того, чтобы быть против советских окончаний «-ов» и «-ев», не лучше ли выступить против всего механизма фамилизации? Действительно, кому это пришло в голову? «Скажи нам имя деда, которого можешь вспомнить или который тебе нравится, сварганим тебе фамилию». С другой стороны, как осуждать за это, если даже теперь в Азербайджане не проведены исследования по истории родов и родословных, откуда было найти на это время в 30-х годах XX столетия?

КОРНИ И ОКОНЧАНИЯ

Почти все наши фамилии арабского и персидского происхождения. Я предлагаю национализировать, сделать национальными сами фамилии, название - отражение несуществующего рода, а не только окончания. Пусть каждый возьмет себе любимое прозвище или псевдоним в качестве фамилии, то есть названия рода. Однако эти псевдонимы обязательно должны быть на азербайджанском.

Например, отказываясь от фамилии Мамедов, в основе которой имя «Мухаммед», неужели я отказываюсь от своего рода?!

Давайте сами подумаем и найдем, как определять свои фамилии. Другими словами, создадим свои фамилии из автонимных прозвищ. Предлагаю фамилии Гюнеш, Агадж, Чичяк, Ер, Гёй, Су, Од, Торпаг, Далга, Илдирым, Улдуз, Ягыш, Ягмур, Чискин, Долу, Ишыг (на самом деле Ышыг), Даг, Чай, Булуд, Булаг, Чен, Сель, Дашгын, Чичяк, Гёнчя, Дениз, Дамла, Чыгыр, Йол, Йолчу, Йолагы, Гая, Ай, Йарпаг, Будаг, Аг, Гара, Из, Гюндюз, Геджя, Ахшам, Сылдырым, Меше, Уфюг, Думан, Туфан, Дюз, Чинар (правильнее Чынар), Палыд, Гумру, Гёярчин, Дурна, Ямадж, Чемен, Юва, Тэпе, Ганад, Бар, Кёльге, Учурум, Бёюк, Уджа, Юксяк, Саялы, Чаг, Уз, Сач, Урек, Умуд, Юрд, Аддым, Кёрпю, Эрк, Дэрин, Гала, Халай, Харай, Оджаг, Учуш, Улу, Озюл, Олсун, Олар, Янар, Гюдж(лю), Агры, Яхын, Узаг, Ич, Дилек, Сёйкек, Гонаг, Догру, Севяр, Биляр, Алар, Айдын, Гёрк, Улгю, Аяз, Боран и так далее.

При помощи словоизменяющих суффиксов можно создать варианты приведенные выше. У нас есть слова, пригодные стать корнем для фамилии, соответствующей любому характеру, любому идеалу.

Если фамилии взяты совершенно произвольно и этим потеряна связь между поколениями, почему нельзя сегодня выбирать такие фамилии, как Даг, Гая, Гёнчя? И почему нельзя узаконить передачу таких фамилий от поколения к поколению? А если так, давайте родимся заново. Из случайных продолжателей станем творческими началами.

Статья отражает точку зрения автора

Изменено пользователем si1234
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Луксор и Си,

до вас самих не доходит бессмысленность "диалога" через перепечатки статей?

Где описание темы, где суть дискуссии и направление, которое хотели придать? А в ответе, чему именно ответили?

Продолжите в том же духе, получите баны без дальнейщих предупреждений.

Əziz Bakılılar və şəhərimizin qonaqları, ...

AZE.az - AZEрбайджанские новости

Мой блог

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все это, конечно, идеологическая шелуха в духе псевдо-азербайджанизма.

Имя и фамилия далжны быть приравнены к частной собственности и потому считаться неприкосновенными.

Даже со стороны государства.

Право давать имя и фамилию ребенку имеют исключительно родители.

Но каждый сознательный гражданин имеет право их менять по своему усмотрению. На любые другие.

А смешной довод, мол, нас по фамилиям не узнают заграницей - вообще убил.

Что ж тогда делать неграм с их франко-итальяно-немецко-английскими именами?

И что вообще даст и человеку и государству подобная тотальная унификация фамилий?

Ничего ровным счетам.

А вот задолизы из пресловутой комиссии наверняка надеются, что им что-то перепадет за проявление подобного патриот-национализма.

А фактически это очереденая попытка отнять у целого народа еще одно суверенное право - право свободного выбора имен и фамилий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ramiz Aslanov, выходцы из Африки везде "вычислят" визуально друг друга без труда.) Теперь о том, что касается относительно проекта соответствующего закона. Кто нибудь может привести текст?

Изменено пользователем si1234
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ramiz Aslanov, выходцы из Африки везде "вычислят" визуально друг друга без труда.) Теперь о том, что касается относительно проекта соответствующего закона. Кто нибудь может привести текст?

С таким же успехом можно вычислить, что азербайджанец - "лицо кавказской национальности". greenyes

Или все негры для вас одной национальности?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я для своих детей обошелся вообще без окончания.

Имхо, идеальный вариант.

Варианты вроде "гиль", "сойлу" считаю нафантазированными.

"Заде" персидское по происхождению, но прижившееся, как в "харамзаде", "шахзаде" и т.д.

Как стандартную рекоммендацию нужно оставить "ли" или без окончания. А если кто хочет что-то другое сам, то это уже их право.

Əziz Bakılılar və şəhərimizin qonaqları, ...

AZE.az - AZEрбайджанские новости

Мой блог

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Аза  ханум

Я дочку записала так , окончания отчество - овна ,не кызы как у меня .Она говорит что ей легче ,а у подруги дочь вечно нервничает именно из окончание отчество ..

Изменено пользователем Аза ханум
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мне вот интересно... нашему бессмертному национальному лидеру тож поменяют фамилию?

Анасына бах - гызыны ал,

Атасна бах - г*зува да алма!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

у меня сын оглы.. 10 раз пожалела уже что послушалась мужа. мне кажется тяжело ему будет.

Я знаю твердо, что любовь пройдет
когда два сердца разделяет море.

 

 

Собакая я, Баскервилиха )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если паспорт российский, то нужно по российски, то есть с -ович

Если азербайджанский, то с -оглы

Если западный, то вообще отчество незачем писать.

Əziz Bakılılar və şəhərimizin qonaqları, ...

AZE.az - AZEрбайджанские новости

Мой блог

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

В Азербайджане в процессе присвоения имен детям будет применен новый механизм

14 июля, 2010

В Азербайджане будет применен новый механизм по присвоению имен.

Об этом сообщил в среду . директор Института информационных технологий Национальной Академии наук Азербайджана Расим Алигулиев.

"На данный момент по рекомендации Министерства юстиции комиссия НАНА, состоящая из ученых, исследует значение имен граждан страны. Список имен, согласно механизму "светофор", будет представлен Министерству юстиции", - сказал он.

По словам Р.Алигулиева, на основе принципа "светофор", имена, которые соответствуют национальным, культурным и идеологическим ценностям Азербайджана, будут включены в "зеленый список" и в присвоении этих имен не будет никаких ограничений. Вторая категория имен будет включена в "желтый список" - это имена нежелательные, не рекомендованные, вызывающие насмешки, имеющие некрасивое звучание в других языках. Имена третьей категории будут включены в "красный список" и присвоение этих имен не будет допускаться. К таким именам относятся имена лиц, совершивших агрессию против азербайджанского народа, имена, смысл которых имеет оскорбительное значение в нашем языке.

Директор института сказал, что к концу этого года уже начнется применение нового механизма.

"Любое имя, которого не будет в списке, будет направлено в соответствующую комиссию НАНА, и после того, как эта комиссия озвучит свое мнение, будет разрешено присвоение этого имени", - сказал он.

"...Редкое счастливое время, когда можно думать, что хочешь, и говорить, что думаешь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что за идиотизм! Очень напоминает советские времена, как там юмористы говорили: как правильно произносить "the table" по последней инструкции ВЦСПС? И вообще, по моему, это ущемление прав и свобод граждан. Может, я хочу своего сына назвать Одуванчиком, кому какое дело?

Будьте осторожны с мыслями, ибо они переходят в слова, со словами - они переходят в дела, с делами - они переходят в привычки, с привычками - они переходят в характер, с характером - он переходит в судьбу...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 months later...

Пока дети маленькие  надо  поменять  фамилии ,чтоб  дети не  комплесовали  в будущем ,это  важно самом деле.До  сих пор  у меня  спрашивают  в  банке  ,как понять  кызы ,это  фамилия ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а я думала окончание -заде только у задегенов, аристократов то есть было.

"Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним." Марк Аврелий

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

УПУЩЕННЫЙ МОМЕНТ

Предлагаю сделать национализировать, сделать фамилии по настоящему национальными через национализирование корней в фамилиях, а не только окончаний. Пусть каждый возьмет себе в качестве фамилии любимый псевдоним, или слово, которое ему нравится. История фамилий в Азербайджане начинается с XIX века. Такие единичные личности, как Мирза Фатали (Ахундов), Абаскули Ага (Бакиханов) «создавали» себе основу фамилии, то есть саму фамилию, когда вынуждены были взять себе фамилию при поступлении на государственную службу в царской России.

Таким образом, первыми обладателями фамилий с русскими окончаниями были они. Этот процесс приобрел массовый характер и закончился в 1930 году. Таким образом, мы в течение полувека получили фамилии не только на русский лад, а впервые получили фамилии вообще!

Теперь создают такую картину, словно до фамилий на русский лад у нас были национальные фамилии и русские изменили их. Тогда как до фамилий на русский лад у нас не было фамилий вообще! Если и было что-то, то были псевдонимы, клички и прозвища.

Вот именно - упущенный момент. В Турции это было сделано в начале прошлого века, до этого, во времена Османской империи к имени приписывали имя отца, например Фариде Нуреддин - и все. После образования Турецкой республики постановили ввести фамилии на европейский лад, причем каждый волен был взять себе в качестве фамилии любое слово или словосочетание, или прозвище, что угодно. Мустафа Кемаль, например, взял себе фамилию Ататюрк. Отсюда появились их звучные фамилии типа Хаккарар (ищущий справедливость) и Эйилмез (незгибаемый), или же Чилингир и Терзи (отражающие профессию). Ну, правда, иногда, появлялись такие конфузы как Чиплак и Дели - если кто-то ругался с чиновником в паспортном столе, регистрировавшим население...

Так или иначе, каждый получил себе фамилию. Сейчас это такая же неотъемлемая характеристика турецкой нации, как язык, флаг и гимн.

А у нас все это сейчас кажется вымученным и несвоевременным, как и все , что обычно затевается чиновничьими кампаниями.

Все надо делать в свое время и в свою эпоху.

Будьте осторожны с мыслями, ибо они переходят в слова, со словами - они переходят в дела, с делами - они переходят в привычки, с привычками - они переходят в характер, с характером - он переходит в судьбу...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если паспорт российский, то нужно по российски, то есть с -ович

Если азербайджанский, то с -оглы

Если западный, то вообще отчество незачем писать.

Они умнее всех.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

хансы олкада яшайырсыныз о олканин отчествосы лазымдыр .

Аналогу -Аталогу олмиян фикир)coffee.gif
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...