Перейти к содержимому

Вклад Турции в мировую культуру и цивилизацию


Recommended Posts

Как могло так случиться, что столь многочисленный народ, насчитывающий около 40 млн. чел. и существующий примерно с XI-XII в. н.э. не дал миру ни одного известного ученого, философа или писателя, ни в древности, ни в наше время?..

Может, я чего-то не знаю, но я не могу назвать ни одного сколько-нибудь значительного турецкого имени, которое было бы всемирно известным. Такoe, например, как Толстой или Достоевский, Чайковский или Хачатурян, Ницше или Флоренский, Тарковский или Параджанов, Эйнштейн или Менделеев...

Одним словом, просветите меня: что дала миру Турция кроме шашлыка и янычаров c башибузукaми?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 138
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

ну стыдно не знать! они дали миру латинский алфавит! в результате чего англичане американци и австралийци обучились турецкой грамоте и свободно читают по турецки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

malibu,

--А ты уверен, что шашлык дело рук турецких "кулинаров"?

--Как могло так случиться, что столь многочисленный народ, насчитывающий около 40 млн. чел. и существующий примерно с XI-XII в. н.э. не дал миру ни одного известного ученого, философа или писателя, ни в древности, ни в наше время?..

--Народ слишком молодой вот и не научились пока рожать ученых, мыслителей, поэтов, философов. Все что успели создать- это солдаты, да отменные пастухи. :gizildish:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тюрки как подкласс оказали немалое влияние на мировую культуру. Хотя безусловно, индоевропейцы оказали на порядок большее влияние - если уж говорить об общностях - давайте говорить правильней. Неправильно говорить о величии турок и тут же ссылаться на тюрков...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тут у вас гей тусовка? Сами пишем, сами обсуждаем, и друг друга того....этого самого? Тогда меня здесь не будет. А если вы к геям никакого отношения не имеете, так ответьте, почему на азербаджанском форуме вы выясняете вкла Турции в мировую цивилизацию? Да, турки - братский мне народ. Да, я питаю уважение к их народу, флагу и стране. Да, они наш союзник. Но не пойти бы вам (нет, не на..., туда - ad libitum) турецкий форум?

En beyuk Turkiyye!

Ne mutlu turkem deye!

ЗЫ. Малибу, не надоело тебе?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да что вы? Это кто тут гость-то? Во народ, а? Немудрено, и Карабах ваш, и Краснодар, и Нахичевань.

ЗЫ. А татары то чего вам сделали? Ну тебе, лично?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 Che Guevarra

Это у них манера такая мы уже привыкли :gizildish:

2 malibu

Ну если не нравится статья с сайта Мин-ва культуры Турции которую я приводил на Азтопе можно было бы и в БСЭ посмотреть вроде нейтральный источник.

И вообще этот спасатель Малибу как назойливая муха :luv: Ладно запостирую всю статью сюда надеюсь админы не вырежут за большой объем.

Наука и научные учреждения

1. Естественные и технические науки

Османская империя в определённой мере унаследовала научные и технические достижения Византии и Западной Европы, в частности в области артиллерии и военно-строительного (крепости Анадолухисары и Румели-хисары) дела. К 1-й половине 15 в. относится деятельность математика и астронома Кази-заде Руми (в Бурсе), логика и врача Хаджи-паши Айдына (в Конье), географа Али Абдуррахмана (в Эдирне) И Али Кушчу (ученика Улугбека), бежавшего в Малую Азию после разгрома обсерватории в Самарканде и впоследствии основавшего в Стамбуле первую в Т. математическую научную школу и положившего начало астрономическим и геодезическим измерениям в Т.

Во 2-й половине 15—17 вв. создаётся обширная как переводная (с греческого, арабского, персидского языков), так и оригинальная естественнонаучная литература, особенно по медицине и географии, на турецком языке. Автором ряда трудов по математике, астрономии, классификации наук и философии был в конце 15 в. Лютфи Такади (казнён в 1494 как еретик). Для 2-й половины 15—16 вв. характерен интерес к навигации и географии. В начале 16 в. из завоёванных Сирии и Египта было вывезено много арабских рукописей, содержавших географическое описания и лоции. Турецкий адмирал Пири Рейс, критически переработав многие не дошедшие до нас португальские и венецианские источники, в 1513 составил карту мира, а в 1523 — морской атлас «Бахрие», остававшийся справочником в продолжение всей эпохи парусного флота. Сиди Али Рейс оставил труды «Мухит» («Океан» — навигационное описание Индийского океана), «Мират аль-Малик» («Зеркало стран» — странствия по Ю. Азии и Ближнему Востоку). Ценные историко-географические сведения содержатся в описании путешествия в Китай Али Экбера Хатая, в книге «Маназир аль-авалим» («Зрелище миров») Мехмета Ашика и др. В 17 в. наиболее известны энциклопедическая сводка Кятиба Челеби (Хаджи Халифе), впервые сопоставившего (в книге «Джиханнума» — «Зеркало миров») данные европейской и арабской космографии, и 10-томная «Книга путешествий» Эвлии Челеби (описания Турции, Ю. России, Балкан, Центральной Европы, Египта).

В 18 в. возросло влияние европейской научной литературы, чему способствовало основание в 1727 первой турецкой типографии. Географические сведения содержатся в многочисленных «Сефаретнаме» — описаниях посольств в европейских и др. странах. Появляются научные работы в области математики (Геленбеви Исмаил-эфенди), картографии, изучения флоры и фауны Т. Мировую известность в 18 в. получило турецкое цветоводство (культура тюльпанов, роз). В 1737 открыто первое в Т. учебное заведение с преподаванием точных наук (Инженерная артиллерия школа в Ускюдаре). В Стамбуле в 1761 основана инженерная школа для навигаторов, артиллеристов и фортификаторов, в 1773 — Морское инженерное училище (ныне Стамбульский технический университет), в 1795 — Сухопутное инженерное училище («Мюхендисхане»), на базе которых начали создаваться национальные инженерные кадры. В период реформ Махмуда II основано Военно-медицинское училище (1826). В 20— 30-е гг. 19 в. выделялись математики Хюсейн-эфенди и Исхак-эфенди, анатом и медик Шанизаде Атауллах, медик Мустафа Бехмет-эфенди и др. Появился интерес к исследованию минеральных ресурсов Т.: в 1828 открыты угольные месторождения в Северной Анатолии — Зонгулдакский бассейн; в середины 19 в. началась разработка месторождений медных и железных руд, магнезита и др. полезных ископаемых. Некоторым стимулом для становления науки в Т. послужили реформы танзимата. Были основаны с.-х. училище и Школа ветеринаров (1847), Лесная школа (1858), Гражданское медицинское училище (1866). Первые научные общества — Турецкое медицинское (1856), Османское научное (1861) — были основаны главным образом для популяризации европейской науки, однако в них велись и оригинальные исследования (особенно в области математики — Видинли Тевфик-паша, Салих Зекль). В 1884 открыта школа гражданских инженеров, в 1895 — гражданская ветеринарная школа. В конце 19 в. проводились прикладные исследования по ветеринарии, лесному делу, сельскому хозяйству.

После Младотурецкой революции 1908 велось (с участием как турецких, так и французских и немецких специалистов) изучение природных ресурсов Т. В 1909—13 были разведаны месторождения хромитов и бокситов в Тавре, борное (пандермитовое) месторождение близ Бандырмы, ртутно-сурьмяные руды в Центральной Анатолии.

Научные исследования велись в научно-преподавательских центрах, созданных на территории Т. при участии иностранных держав — Германии, Франции, а с начала 20 в. и США. В 1912 при американском Роберт-колледже (основан в Стамбуле в 1863) создан инженерный факультет, ставший центром промышленно-технологических исследований и разработок. Во время войны за независимость и последовавших реформ Ататюрка научная деятельность в Т. оживилась. Были основаны новые научные общества: в Стамбуле — химическое (1919), электро-радиографическое (1924), микробиологическое (1931) и хирургическое; в Анкаре — ветеринарное (1930) и др. Формировались национальные научные кадры в области математики (Хусни Хамид-бей и его школа), медицины (Ассаф Дервиш-паша, Ахмед Бурханеддин, Мустафа Шевкет-бей, Нешет Эвгер-бей, Тевфик Ремзи), радиологии (Субхи Нешад-бей и его школа). Появились новые научные центры. В 1933 в Стамбульском университете созданы физико-математический, медицинский и др. факультеты, а также научно-исследовательский географический институт. В Анкаре были основаны Педагогический институт им. Ататюрка (1926) и институт по изысканию и исследованию полезных ископаемых (1935).

После 2-й мировой войны в Т. возникли научные общества: геологическое (1946), биологическое (1949); научно-исследовательские институты: стандартов (1960), научных и технологических исследований Мраморного моря (1972); университеты: Анкарский (1946), Средневосточный технический в Анкаре (1956, на средства специального фонда ООН), Эгейский в Измире (1955), им. Ататюрка с научно-исследовательским институтом сельского хозяйства в Эрзуруме (1957), Черноморский технический в Трабзоне (1963), Босфорский в Стамбуле (1971).

Б. А. Старостин.

2. Общественные науки

Философия. Философская мысль в Т. в период феодализма (14—18 вв.) развивалась под влиянием основных течений мусульманской средневековой философии (см. Ислам), особенно трудов Ибн аль-Араби, Газали и Ибн Рушда. Среди турецких мыслителей того времени наибольшую известность приобрёл шейх Бедреддин Симави, отстаивавший пантеизм, извечность мира, идею социального равенства. Начавшееся в 16 в. наступление реакционного духовенства привело к засилью религиозного фанатизма и застою в культуре.

Со 2-й половины 19 в. в Т. возникают философские течения, испытавшие влияние западной буржуазной философии. Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в Т. стали распространяться идеи марксизма, в пропаганде которых видную роль сыграли М. Субхи и Ш. Хюсню.

Работы Зии Гёкальпа, сторонника учения Э. Дюркгейма, положили начало развитию социологии в Т. В современных условиях наряду с эмпирическими социологическими исследованиями различных аспектов жизни общества (Н. Абадан, М. Кирай) турецкие социологи обращаются к общим проблемам экономического и социально-политического развития страны. Многие социологи (Х. З. Ульген, М. Н. Чанкы и др.) стоят на идеалистических позициях. Ряд учёных (Д. Авджиоглу, М. Сойсал и др.) пропагандируют социалистические идеи. Острая борьба развернулась вокруг вопроса о роли религии. Реакционное «традиционалистское» течение (А. Ф. Башгиль, А. Ялман, А. Х. Башар), видя в исламе силу, способную противостоять росту влияния социалистических идей в Т., выступило против принципа лаицизма (светского государства). Другие буржуазные учёные (Н. Беркес, Т. З. Туная, Ш. Мардин) последовательно защищают идею лаицизма и разоблачают реакционную деятельность духовенства.

Получили распространение различные варианты «турецкого социализма», в основе которых лежат идеи мелкобуржуазного «исламского социализма», буржуазно-националистические (Дж. С. Барлас), социал-реформистские (Х. Озген, М. Айбар), левацкие (М. Белли, Д. Перинчек) концепции. Вместе с тем работы Б. Боран, С. Арена и др. свидетельствуют о растущем влиянии идей научного социализма. Социологические исследования ведутся на факультетах Стамбульского и Анкарского университетов. Издаётся социологический журнал «Sosyoloji dergisi» (с 1945).

М. С. Мейер.

Историческая наука. К числу самых ранних исторических сочинений на турецком языке относятся анонимные летописные труды по османской истории (начало 15 в.). Основной формой исторических сочинений в средние века были династийные хроники придворных биографов («шахнамеджи»). Среди хронистов 15 в. наиболее известны Урудж бен Адиль, Ашикпашазаде, Нешри. Крупнейшими представителями турецкой феодальной историографии, расцвет которой приходится на 16—18 вв., были Ибн Кемаль, Садеддин, Печеви, Мюнеджимбаши, Найма. Традиции феодальной историографии сохранились и в 19 в. (Джевдет-паша, Вефик-паша и др.).

Зарождение буржуазной исторической науки в Т. относится к периоду танзимата. В работах турецких историков 2-й половины 19 в. проявляется стремление преодолеть описательность средневековых хроник, усвоить идеи и методы европейской исторической науки. После Младотурецкой революции 1908 было создано общество османской истории, поставившее своей целью изучение и публикацию архивных документов. В Стамбульском университете началась подготовка исторических кадров. Однако общий уровень турецкой исторической науки в этот период оставался низким, исследования носили подражательный характер, повторяя в основном работы европейских авторов.

Новый этап в развитии турецкой историографии начался после победы Кемалистской революции. Созданное в 1931 общество по исследованию турецкой истории (преобразовано позже в Турецкое историческое общество) под непосредственным влиянием Ататюрка провозгласило главной задачей исследователей более глубокую разработку истории Т. с целью разоблачения тенденциозных взглядов европейских буржуазных историков, рассматривавших турок как второстепенную нацию и преуменьшавших значение вклада турецкого народа во всемирную историю. Новые взгляды (так называемые национальные концепции) нашли своё отражение в 4-томной «Истории», давшей официозное толкование турецкой истории с древнейших времён до республиканского периода включительно. Однако в борьбе за пересмотр истории страны турецкие историки нередко вставали на позиции крайнего национализма, во многих работах получили распространение идеи пантюркизма. Была начата разработка проблем социальной, экономической, культурной и религиозной жизни турецкого общества; наряду с работами по османской истории всё больше внимания стало уделяться истории Сельджукидов Малой Азии 13—14 вв., этногенезу турок, древнейшей истории тюркских народов, истории материальной культуры. Большой вклад в развитие турецкой историографии в 30—40-е гг. внесли М. Ф. Кёпрюлю, А. Р. Алтынай, И. Х. Узунчаршылы, А. Инан. Благодаря их работам значительно расширилась источниковедческая база исследования за счёт архивных материалов, документов вакуфов, литературных произведений и фольклора, исторических источников соседних народов.

После 2-й мировой войны и особенно в 50—60-е гг. в трудах турецких историков значительное место заняли проблемы новейшей истории, в особенности национально-освободительной войны турецкого народа под руководством Ататюрка и кемалистских реформ (исследования Ю. Х. Баюра, Ф. Г. Уната и др.). Началось интенсивное изучение истории Т. 19 — начала 20 вв., в частности причин превращения Т. в полуколонию империалистических держав (труды Э. З. Карала, Т. З. Туная, Н. Беркеса, Ш. Мардина и др.). Проблемы социально-экономического и политического развития османского общества в средние века разрабатывались в трудах О. Л. Баркана, М. Акдага, Х. Иналджика, Т. М. Гёкбильгина, А. Н. Курата, С. Танселя, А. Гёкпынарлы. В ряде работ турецких историков наметился сдвиг к более глубокому научному анализу. В работах некоторых историков, левых политических деятелей и журналистов (Б. Боран, М. Тунчай) исследуются проблемы развития общественной мысли, зарождения и развития рабочих и социалистических организаций. В буржуазной историографии значительное место занимают исследования по истории тюркских народов (О. Туран, М. А. Кеймен, И. Кафесоглу), этнографии (Х. Барлас, К. Гюнчер), археологии (Ш. А. Кансу, А. М. Манзель), истории искусства Т. (О. Асланпа) и ряду прикладных исторических дисциплин. Однако научное значение большинства этих работ, содержащих большой фактический материал, обесценивается националистическими и даже шовинистическими взглядами их авторов.

Основные исторические исследования координируются Турецким историческим обществом и ведутся в университетах, при которых существуют исследовательские институты, в том числе в Стамбульском — институте экономической и социальной истории, Востоковедческий и Тюркологический институты, институт исламоведческих исследований; при Анкарском — институте истории, институт истории турецкой революции. В Анталье действует Центр археологических исследований.

Материалы исторических исследований публикуются в журналах Турецкого исторического общества: «Belleten» (с 1937), «Belgeler» (1964); Стамбульского университета: «Tarih dergisi» (с 1949), «Türkiyat mecmuasi» (с 1925), «Vakiflar dergisi» (с 1947), «lktisat fakültesi mecmuasi» (с 1939); Анкарского университета: «Tarih arastirmalan dergisi» (с 1963), «Dil ve tarih-corafya fakultesi dergisi» (c 1942).

М. С. Мейер.

Экономическая наука. Разработка национально экономических концепций в Т. практически началась после победы национально-освободительного движения под руководством М. К. Ататюрка (1922). До этого турецкие экономисты придерживались различных теорий западноевропейской буржуазной политической экономии.

Формирование экономической науки в Т. происходило в тесной связи с практическими потребностями развития её народного хозяйства. В первые годы существования Турецкой республики, когда правительство проводило курс поощрения частного капитала, приоритет имели концепции «экономического либерализма» и привлечения «нейтрального», «неэксплуатирующего» иностранного капитала (бельгийского, шведского, польского, голландского и др.). С переходом в 30-х гг. к политике государственного капитализма основное внимание турецкие экономисты стали уделять анализу роли и места государства в системе общественного производства, теоретическим проблемам взаимоотношений государственного и частного секторов экономики, перспективам их развития. При этом высказывались различные точки зрения. Буржуазные апологеты (Т. Альп, А. Х. Башар, Дж. Кутай) с целью затушевать классовую природу государственного капитализма трактовали его в качестве метода удовлетворения «всеобщих интересов нации» и обеспечения «классовой гармонии». Мелкобуржуазные радикалы (Ш. С. Айдемир, Я. К. Караосманоглу, В. Н. Тёр, И. Х. Тёкин) рассматривали его как особый (не капиталистический и не социалистический) способ общественного производства, с элементами, присущими якобы только Т. Экономисты лево-демократических убеждений рассматривали государственный капитализм не как альтернативу капитализма, а, наоборот, как средство, призванное форсировать становление капиталистического способа производства.

После 2-й мировой войны в экономической политике Т. преобладала установка на свёртывание государственного предпринимательства и возврат к политике «экономической либерализации». Для 40—50-х гг. стала вновь характерна приверженность турецкой экономической науки (начиная с политэкономических терминов и кончая трактовкой социально-экономических процессов) к теоретическим и методологическим основам различных школ буржуазно-политической экономии стран Запада.

Благоприятные условия для разработки турецкими экономистами теорий, отличных от официальной концепции, сложились лишь после государственного переворота 27 мая 1960. Кроме внутренних условий, этому способствовали и внешние факторы: победа социализма в ряде стран Европы и Азии, крушение колониальной системы империализма, распространение в развивающихся странах концепции некапиталистического пути развития.

Наряду с официальной экономической доктриной, придерживающейся традиционно-консервативных установок «умеренного прогресса в рамках законности и порядка» (Ш. Билькур, О. Дж. Сардж, М. Эте), в Т. были разработаны концепции и теории, не поддерживаемые правящими кругами: концепция «направляемого капитализма», представляющая собой конгломерат идей, заимствованных из буржуазно-экономических учений 19 в., кейнсианства и кемализма, и предусматривающая преодоление общественно-политического кризиса в стране на базе принятия последовательно капиталистических решений под прикрытием фразеологии о «социальной справедливости», «народном государстве», «развитии в условиях демократии» и т.д. (Б. Эджевит, И. Гиритли, С. Кючюк и др. сторонники курса «левее центра», провозглашенного Народно-республиканской партией); теория так называемого нового этатизма или «национального» («демократического») социализма, эклектически сочетающая в себе идеи кемализма, социал-реформизма (лейбористского толка) и некапиталистического пути развития (Д. Авджиоглу, М. Аксой, М. Сойсал); теория некапиталистического пути развития, отстаиваемая Рабочей партией и содержащая наряду с научными положениями ряд догматических постулатов (Б. Боран, Ф. Наджи, С. Аксой, Х. Айтекин).

В 60—70-х гг. возросло число учёных-экономистов, которые в своих исследованиях всё более опираются на марксистско-ленинскую экономическую теорию, используя её категории и методологию.

Между сторонниками различных экономических концепций борьба ведётся по теоретическим проблемам развития национального капитализма и системы «смешанной экономики», аграрному вопросу, проблемам индустриализации, границ и возможностей планирования народного хозяйства. Необходимость составления экономических планов развития страны поставила перед турецкими экономистами задачу анализа национального дохода.

Центры экономической науки — ряд гуманитарных факультетов университетов, при которых функционируют научно-исследовательские институты, направляющие исследовательскую работу по экономическим специальностям. Экономические исследования ведутся в университетах Анкары, Стамбула и Измира. Аналитические прикладные исследования осуществляют Государственная плановая организация, исследовательские центры др. государственных организаций, ведающих вопросами социально-экономического развития (отраслевых министерств, управлений государственных предприятий, крупных государственных банков), а также частные экономические центры: Турецкое экономическое общество, Союз торговых и промышленных палат и товарных бирж, исследовательские группы ряда крупных частных банков («Ишбанкасы», «Япы ве креди банкасы», «Акбанк») и отдельных компаний.

Экономические журналы и газеты: «Ekonomi» (с 1944), «Istanbul ticaret odasi mecmuasi» (c 1884), «Türkiye iktisat gazetesi» (c 1952).

П. П. Моисеев.

Языкознание. Системное описание и научное изучение турецкого языка началось в середины 19 в. в эпоху Танзимата: было издано много грамматик, учебников, трактатов, Шемсеттин Сами создал «Словарь турецкого языка» («Kamus-i Türki», 1899—1901). В 19 в. исследования османского литературного языка (см. Турецкий язык) находились под сильным влиянием традиций арабской лингвистической школы и не отражали многих типологических особенностей турецкого языка.

Возникшая после национально-освободительной революции 1918—23 проблема создания новых форм литературного турецкого языка, близких к народному языку, изменила ориентацию и методы исследования. Мероприятия по языковому строительству, включая реформу алфавита 1928, получили наименование «языковой революции» (Dil Devrimi) и связаны с деятельностью Турецкого лингвистического общества (Türk Dil Kurumu, 1932).

Значительны успехи турецкой лексикологии и лексикографии: нормативный толковый «Словарь турецкого языка» («Türkic Sözlük», 1945), «Словарь диалектной лексики» Омера Асыма Аксоя («Derleme Sözlüğü», т. 1—8, 1963—75), «Исторический словарь турецкого языка» Омера Асыма Аксоя и Д. Дильчина («Таrama Sözlüğü», т. 1—7, 1963—74), «Словарь неологизмов» А. Пюскюллюоглу («Öz Türkçe Sözcükier ve Terimler Sözlüğü», 1966), «Словарь турецкого арго» Ф. Девеллиоглу («Türk Argo Sözlüğü», 1970), «Орфографический словарь» («Yeni lmlâ Kilavuzu», 1970), энциклопедические, переводные и терминологические словари.

Ведутся исследования в области турецкой диалектологии (работы А. Джафероглу, О. А. Аксоя, Х. З. Кошая, О. Айдына), грамматики (по морфологии и синтаксису — работы А. Д. Эмре, Т. Н. Генджана, В. Хатибоглу), фонетики (Т. Бангуоглу).

Среди работ по истории, развитию, современному состоянию и изучению турецкого языка наиболее крупными являются исследования К. Эрена, Х. Куна, А. Дильачара, А. С. Левента. Широко публикуются памятники турецкой и тюркской литературы с переводами и комментариями, в том числе и уникальные рукописи, находящиеся в книгохранилищах Турции: «Словарь тюркских языков Махмуда Кашгарского», переведённый Б. Аталаем («Divanü Lûgat-it-Türk Tercümesi», т. 1—3, 1939—72), «Кутадгу билиг» («Kutadgu Bilig». т. 1—3, 1942—43), «Деде Коркут» («Dede Korkut Kitab», т. 1—2, 1958—63: издан Мухарремом Эргином с индексом и грамматическим очерком).

Основные языковедческие центры: Анкарский университет; общество турецкого языка (Türk Dil Kurumu, Анкара); Стамбульский университет. Основными периодическими лингвистическими изданиями являются ежегодник «Türk Dili arastirmalan Yilliğ Belleten» (c 1953) и журналы («Türk Dili», c 1951, и др.).

А. Н. Баскаков.

3. Научные учреждения

Единая система научных учреждений и единый координирующий центр отсутствуют. Некоторые координирующие функции выполняют Государственная плановая организация, определяющая основные направления научно-исследовательских работ, Турецкое научно-техническое исследовательское общество (основано в 1963, подчинено Совету Министров) и ряд министерств. С 60-х гг. на научно-исследовательские работы выделяется 0,4% валового национального продукта, около 400 млн. лир (в 1970 выделено лишь 0,35%), которые распределяются приблизительно поровну между государственными и частными научными учреждениями. Кроме того, создан специальный фонд (400 млн. лир) для развития промышленных научно-исследовательских работ в государственном секторе. Основная масса научно-исследовательских работ приходится на университеты, в которых, кроме собственных научно-исследовательских работ, осуществляются изыскания по договорам с государственными и частными предприятиями. Научно-исследовательскими группами располагают многие министерства. Крупные частные предприятия имеют лаборатории с небольшим штатом научных сотрудников. Ограниченную научную работу проводит Турецкое научно-техническое исследовательское общество (издаёт информационный бюллетень «Указатель по турецкой науке»). Общая численность научных работников около 10 тыс. чел., из которых 38% —в медицине, 26% — в сельском хозяйстве, 22% — в технике, 10% — в гуманитарных науках. Научно-технический прогресс вызвал повышенный спрос на кадры высшей квалификации, которые пока не могут удовлетворить вузы страны. Однако турецкие учёные в поисках лучших условий научно-исследовательской работы эмигрируют в промышленно развитые капиталистические страны Америки и Европы; «утечка умов» наносит большой ущерб развитию научно-исследовательских работ.

Г. И. Старченков.

Литература

Древнейшие произведения турецкого фольклора сохраняют доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека. Из памятников героического эпоса наиболее значителен вобравший такие мифы цикл «Огуз-наме». Послеисламской формой огузского эпоса явился цикл, связанный с именем деде Коркуда (см. «Китаби деде Коркуд»). К более позднему фольклору (с 13 в.) принадлежат легендарные сказания, построенные на исторической основе. Особой славой пользуется цикл дастанов о Кёр-оглы. Значительное место занимают романтические рассказы хикяе, произведения так называемой лубочной литературы, сказки — волшебные, бытовые, шуточные и т.п., басни о животных, анекдоты (в том числе о Ходже Насреддине), пословицы, поговорки, загадки. Всегда были особенно популярны четверостишия-частушки мани, лирические песни тюркюи кошма, песни хулы ташлама.

Турки, сравнительно поздно приобщившиеся к исламу, восприняли также и мусульманскую культуру. В государстве Сельджукидов Рума арабский язык был языком религии и науки, а персидский — языком придворной поэзии. Первые точно датированные произведения письменной литературы, созданной в Малой Азии на турецком языке, относятся к середине 13 в. Первые произведения ранней тюрко-язычной или так называемой староанатолийской литературы (середина 13 — середина 15 вв.) носили суфийский характер (см. Суфизм). Появились турецкие стихи, и их появление вызвало борьбу двух систем стихосложения: тюркской народной устной поэзии, имевшей силлабическую и силлаботоническую метрику, и арабо-персидской метрической системы аруз, господствовавшей затем в турецкой поэзии шесть веков. Вместе с арузом тюрки заимствовали арабские и персидские поэтические формы: месневи, касыда, газель.

Древнейшим турецким суфийским произведением считается «Книга судьбы» Ахмеда Факиха (умер около 1250); его ученик Шейад Хамза создал поэму «Юсуф и Зелиха». Виднейшим представителем суфийской поэзии в Малой Азии явился персо-язычный поэт, выходец из Средней Азии Джалаледдин Руми (1207—73), у которого есть несколько стихов также и на турецком языке; его традиции продолжил и расширил его сын Султан Велед (1226—1312), стихи которого интересны лишь как первая точно датированная попытка создания и записи стихов на турецком языке. Суфийские стихи создавал и странствующий дервиш Юнус Эмре (конец 13 в.—1320/21). Первое значительное произведение на турецком языке появилось в 1330. Это поэма-месневи «Книга скитальца» суфия Ашик-паши (1271—1332).

На рубеже 14—15 вв. в турецкой поэзии появляются романтические месневи, своего рода рыцарские романы в стихах, преимущественно на сюжеты из «Пятерицы» Низами Гянджеви: «Искандер-наме» Ахмеди (1334— 1413), «Хосров и Ширин» Юсуфа Синана Шейхи [1371(?)—1431(?)] и др. Позже в турецкой поэзии наметился перелом в сторону усложнения стиля, нагромождения искусственных образов, эпитетов и сравнений, арабо-персидской лексики.

В середины 15 в. наступает так называемый классический период развития турецкой поэзии, продолжавшийся до начала 17 в. Бурно развивалась придворная поэзия. Поэты, которым не удавалось найти покровителя при дворе, с трудом добывали средства к существованию. Таким был Хамди Челеби (1449— 1503), автор первой «Пятерицы» на турецком языке. Позднейшие придворные поэты создавали множество вариантов своих «Пятериц»; некоторые из них, порывая с суфизмом, насыщали свои произведения эпикурейскими мотивами. Достигла высокого уровня и лирическая поэзия; особенно развивалась версификация. Многие поэты, замыкаясь в кругу трафаретных тем панегирической, философской и суфийской лирики, не выходили за рамки «стандартизованных» приёмов и образов, бесконечно варьировали их. Но ряд талантливых поэтов, ставивших перед собой иные художественные и общественные цели, стремился в рамках поэтических традиции средне-вековой литературы Ближнего Востока отразить современную им жизнь: Ахмет-паша (умер 1497), Неджати (умер 1509), Месихи [1470(?)—1512], поэтесса Михри Хатун (1456—1514), Махмуд Бакы (1526—1600).

С начала 17 в. большое место в литературе заняли сатира и дидактика. Сознавая упадок Османской империи, поэты пытались увещевать знать, погрязшую в пороках, правителей канцелярий, взяточников и казнокрадов. Сатирические произведения пользовались популярностью, но поэтов-сатириков часто ждала крутая расправа власть имущих: сатирик Омер Нефи (около 1572—1635) был задушен. В месневи Юсуфа Наби (1642—1712) «Хайрие» описаны лицемерие духовенства, злоупотребления судей и пашей, царившие при дворе пьянство и разврат. Для читателей из народа писал поэт Аллаэддин Сабит (1650— 1712); в поэме «Вознесение» он впервые в мусульманской литературе рассказывает в юмористических тонах о полёте пророка Мухаммеда в семь небесных сфер. Так пробивало себе дорогу новое, противостоящее панегирической поэзии направление в литературе. Оно оказало влияние даже на творчество типичного представителя придворной поэзии Ахмета Недима (1681—1730), создавшего новую форму шаркы в подражание турецким народным песням.

В 18 в. оживает суфийская поэзия, особенно в творчестве Шейха Галиба (1757—99), автора поэмы «Красота и любовь». В начале 19 в. турецкая поэзия находилась в застойном положении. Художественная проза нового типа в турецкой литературе ещё не сложилась. Прозой писали главным образом трактаты по медицине, богословию, сочинения историографического характера и т.п. Ряд поэтов в то же время стремился приблизить поэзию к жизни, расширяя тематику стихов, насыщая их язык разговорными элементами, упрощая стиль: два мухаммаса Васыфа Эндерунлу (умер 1824), стихи и особенно поэма «Страдания в Кешане» Иззета Моллы (1785—1829).

В период Танзимата в борьбе со сторонниками феодальной культуры и эпигонами классической поэзии публицисты и писатели пропагандировали идеи буржуазного просвещения, выдвигали новые задачи: обращение к реальной жизни, к человеку, обществу. Литература этого времени может быть охарактеризована как переходная от старой к новой, современной. Турецких читателей знакомили с произведениями французских писателей. Возникали новые жанры (эпистолярный, драматический), появлялись первые образцы художественной прозы — новелла, исторический, социально-бытовой, приключенческий роман. Литература осуждала деспотические феодально-мусульманские традиции. Крупнейшие представители литературы Танзимата — Ибрахим Шинаси (1826—71), поэт, пропагандист французской литературы, автор первой антиклерикальной комедии «Женитьба поэта», создатель турецкого фольклора; Намык Кемаль (1840—88), автор патриотических пьес и первых социально-бытовых и исторических романов; Шемсеттин Сами (1850—1904), прозаик, драматург и лексикограф; Ахмед Мидхат (1844—1913), основоположник жанра новеллы. Эти писатели упрощали и реформировали турецкий литературный язык, приближая его к народному.

Во 2-й половине 19 в. выступили новаторы, решившиеся подвергнуть поэзию дальнейшей перестройке. Абдулхак Хамид Тархан (1852—1937) и Реджаизаде Экрем (1847—1913) искали и находили новые ритмы, новые решения лирических тем, обращались к внутреннему миру лирического героя. Значительное влияние на их творчество оказала поэзия В. Гюго. А. Ламартина, А. Мюссе. Всё чаще появлялись публикации фольклора, труды по литературоведению, критические статьи.

В конце 70-х и в 80-е гг. 19 в. в связи с наступившей общественной реакцией начались преследования прогрессивных деятелей (Намык Кемаль, например, умер в ссылке). Была установлена жестокая цензура. Всё это породило у турецких писателей мистические и упаднические настроения. Разочарование в жизни, салонная замкнутость характерны для группы писателей, связанной с журналом «Сервети-фюнун», который сыграл большую роль в литературно-общественной жизни страны. Вокруг журнала сложилась «новая литература»; она охотнее всего обращалась к опыту современных ей французских писателей (Э. Золя, Г. Мопассан, братьев Гонкур), не чужда была и творчеству Стендаля и О. Бальзака. Далёкая от народа, она тем не менее не принимала деспотический уклад султанской Турции. Романтической грустью отмечены ранние стихи главы группы Тевфика Фикрета (1867—1915). В начале 20 в. в его поэзию входят и гражданские мотивы. Поэт был смелым новатором, он обогатил турецкую поэзию, преобразовав аруз; внёс в лирику тему сочувствия страданиям простых людей.

В романах и рассказах, приближающихся к произведениям европейского типа, Ха-лид Зия Ушаклыгиль (1866—1945), Мехмет Рауф (1875—1931), Хюсейн Джахид Ялчин (1874—1957), Ахмет Хикмет (1870—1927) разрабатывали новые темы, критикуя отдельные стороны социального бытия (развращённость нравов компрадорских кругов, власть денег, тяжёлая судьба «маленького человека»). В результате нового наступления реакции в начале 1900-х гг. литература вступает в полосу застоя.

После Младотурецкой революции 1908 в турецкой литературе происходит процесс формирования национально реалистической литературы, сопровождаемый борьбой различных литературных направлений. Сторонники демократизации, приближения к реальной жизни выступали за новые темы, за упрощение турецкого языка, его очищение от иностранных слов, что вело за собой отказ от старых форм и метра. В разгар споров появились «Турецкие стихи» Мехмета Эмина Юр-дакула (1869—1944), написанные слоговым размером «хедже», свойственным народной поэзии. Это была смелая попытка освободиться от влияния старой поэзии.

Однако ограниченность и реакционность тематики Мехмета Эмина (война и мифическая родина всех тюрок — Туран) отрицательно сказались на художественной форме произведений его последователей — поэтов-пантюркистов, для которых характерны бедность лексики, отсутствие оригинальных образов, повторение одних и тех же мыслей, монотонный пафос.

В дальнейшем в слоговое стихосложение внесли усовершенствования поэты Орхан Сейфи Орхон (1890—1972), Юсуф Зия Ортач (1895—1967), Фарук Нафиз Чамлыбель (1898—1973), Халид Фахри Озансой (1891—1971). Заслуга их была тем значительнее, что в противоположном лагере находились крупные мастера стиха Яхья Кемаль Беятлы (1884—1958) и Ахмет Хашим (1884—1933), произведшие ряд реформ в системе аруза и приспособившие его к требованиям турецкого языка.

В прозе этих лет писатели-реалисты Рефик Халид Карай (1888—1965), Ака Гюндюз (1885—1958), Хюсейн Рахми Гюрпынар (1864—1944), Омер Сейфеддин (1884—1920), впервые обратившие свои взоры на провинцию и изображающие жизнь Анатолии с позиций передового художника, стремились к конкретности, лаконичности, стилистической выразительности, пластичности характеров. Сатирическая новеллистика Омера Сейфеддина оказала сильное влияние на развитие турецкой прозы последующих десятилетий. Однако даже в его творчестве проскальзывали порой националистические настроения; под влияние националистических идей временно подпадали и др. писатели, например Халиде Эдип Адывар (1883—1964) в романе «Новый Туран» (1912), Якуб Кадри Караосманоглу (1885—1974) в романе «Последний вечер».

После 1-й мировой войны, когда Т. была оккупирована иностранными войсками, литературная жизнь почти замерла. В журналах, выходивших под двойной цензурой — оккупационных властей и султанской, печатались салонные произведения. С началом национально-освободительного движения в Анатолии происходит оживление литературной жизни. В газетах появились стихи, призывающие народ к сопротивлению иностранным оккупантам. Борьба за Анатолию, выросшая вскоре в борьбу за самостоятельность Т. вообще, привлекла к себе живые силы искусства и литературы. Ряд писателей принимал участие в национально-освободительной войне. Но эта тема получила широкий отклик в литературе уже после установления республики (1923), когда появились романы «Убейте блудницу» (1926) Халиде Эдип, «Зелёная ночь» (1928) Решада Нури Гюнтекина (1892—1956), «Содом и Гоморра» (1928) Якуба Кадри. О событиях национально-освободительной революции идёт речь в пьесах «Трагедия одной ночи» (1925) Решада Нури, «Голубая молния» (1933) Ака Гюндюза. В этих и многих др. произведениях звучало обличение антип

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Стракер,

А что, хорошую статью привел, все потверждает, что я и говорил:

"Научные исследования велись в научно-преподавательских центрах, созданных на территории Т. при участии иностранных держав — Германии, Франции, а с начала 20 в. и США. В 1912 при американском Роберт-колледже (основан в Стамбуле в 1863) создан инженерный факультет, ставший центром промышленно-технологических исследований и разработок. Во время войны за независимость и последовавших реформ Ататюрка научная деятельность в Т. оживилась. Были основаны новые научные общества: в Стамбуле — химическое (1919), электро-радиографическое (1924), микробиологическое (1931) и хирургическое; в Анкаре — ветеринарное (1930) и др. Формировались национальные научные кадры в области математики (Хусни Хамид-бей и его школа), медицины (Ассаф Дервиш-паша, Ахмед Бурханеддин, Мустафа Шевкет-бей, Нешет Эвгер-бей, Тевфик Ремзи), радиологии (Субхи Нешад-бей и его школа). Появились новые научные центры. В 1933 в Стамбульском университете созданы физико-математический, медицинский и др. факультеты, а также научно-исследовательский географический институт. В Анкаре были основаны Педагогический институт им. Ататюрка (1926) и институт по изысканию и исследованию полезных ископаемых (1935).

После 2-й мировой войны в Т. возникли научные общества: геологическое (1946), биологическое (1949); научно-исследовательские институты: стандартов (1960), научных и технологических исследований Мраморного моря (1972); университеты: Анкарский (1946), Средневосточный технический в Анкаре (1956, на средства специального фонда ООН), Эгейский в Измире (1955), им. Ататюрка с научно-исследовательским институтом сельского хозяйства в Эрзуруме (1957), Черноморский технический в Трабзоне (1963), Босфорский в Стамбуле (1971)."

То есть так и есть, практически наука как таковая появилась в Турции в 20-ом веке с помощью иностранцев. Что я сказал не то ? Для сравнения, приведем Россию. Кстати, несмотря на успешные войны с Турцие - были и неудачные походы. То есть по уровню военного развития Турция была примерно равна России. А война не может быть без экономики разумеется, стало быть и экономика была. Но как так получилось, что после создания турецкой республики, после того, как эта страна в одночасье стала практически мононациональной (кроме курдов, разве что) - вдруг оказалось, что в ней нет ни одной научной школы. Тогда как в России научные школы сформировались на намного раньше... Ответ простой - потому что носителями культуры и движителями экономики в Турции были коренные жители, а никак не сами турки.

Сравним сейчас Турция с тем же Ираном - там вовсе идут исследования в ядерной физике - наши ребята физики - побывавшие там на симпозиумах утверждают, что масштаб и уровень тамошней физической школы, особенно в ядерной области, на порядок выше, чем тот, что был в советской время в Армении, а у нас было чем гордится - в Ереване даже целый район есть так и называемый - физгородок, при институте физики... Я когда узнал, често говоря был озадачен - не мог в это поверить. И это при всем их "исламском фундаментализме". И никакого сравнения с Турцией - в которой несмотря на огромные денежные вливания и заботу правительства до сих нет серьезных научных школ - Турция не может самостоятельно вести разработок ни в одной серьезной сфере. Иран же вполне самостоятельно разрабатывает баллистические ракеты средней дальности.

Что на это скажешь, Стракер ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Многословный, но бессодержательный ответ Стракера напоминает отчетный доклад какого-нибудь секретаря ЦК республиканской компартии "О национальном расцвете при социализме" -- в каждой республике созданы своя академия, свой союз писателей и т.п. (Однако общий уровень культуры -- за исключением ликвидации всеобщей безграмотности -- остался прежним.) Один докладчик договарился даже до того, что сказал: "До революции в Тульской губернии был всего один писатель - Лев Толстой. А теперь, благодаря заботе партии и правительства, здесь создан целый филиал союза писателей, насчитывающий двести человек..."

А вот, что сказано в этой статье о турецкой поэзии, например:

"...Многие поэты, замыкаясь в кругу трафаретных тем панегирической, философской и суфийской лирики, не выходили за рамки «стандартизованных» приёмов и образов, бесконечно варьировали их..."

"... для поэтов-пантюркистов ... характерны бедность лексики, отсутствие оригинальных образов, повторение одних и тех же мыслей, монотонный пафос...."

В целом, как я уже говорил, турецкая культура представляется как духовная пустыня, и эта статья из энциклопедии только подтверждает это впечатление.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а я этот труд и читать не стал ! нет там никаких известных имён и никакого вклада. так можно написать и энциклонедию "отного дна из жизни водопроводчика". где всемирноизвестные имена с окончанием на оглы или оглу? а вот вам имя! представлять не надо! доктор кеворкян. и не надо долго и нудно писать. всего два слова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

David, est`statistuika UNESKO, opredelyayushaya na kakom meste nauka kakoy libo strani. Seychas Turtsiya na 25 meste operejaya Gretsiyu, Phinlyandiyu i mnogie drugie evropeyskie strani.

Molodets Straker. Eshe dobavlyu Mevlanu. Rech`idet`o 13 veke. Prakticheski vse idei na kotorom osnovano Evropeyskoe soobshestvo mojno tam nayti. Cennost`cheloveka, uvajenie k ego pravam nezavisimo ot rasi, veroispovedaniya, pola.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Cennost`cheloveka, uvajenie k ego pravam nezavisimo ot rasi, veroispovedaniya, pola.

единственное хорошее, что может сделать людоед человеку,это есть его с аппетитом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 _Давид

Это же старая статья из БСЭ видишь они даже пантюркистов ругают и придворных поэтов, а наш малибу вырвал слова из контекста и радуется :luv:

Вообще то разговор идет о тюрках или турках? Если о тюрках, то это совершенно другой разговор.

А вообще, то это я безграмотному малибу привел статью, на Азтопе он вообще утверждал что у турков нет ни ученых, ни философов ни писателей одни башибузуки о них он, наверное у Акунина прочел. :gizildish:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

доктор кеворкян. и не надо долго и нудно писать. всего два слова.

Nehu*vii primer. Pobolshe bi vam takih doktorov, glyadish - narod drugimi glazami bi na vas vzglyanul.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как могло так случиться, что столь многочисленный народ, насчитывающий около 40 млн. чел.

Что же вы так неточны?

В одной только Турции согласно переписи плотность населения составляет 60 миллионов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Stracker:

А вообще, то это я безграмотному малибу привел статью

Интересный аргумент в споре: кто со мной не согласен, тот сам дурак. Или другими словами, весь миp есть плод моего воображения,-- а если вы со мной согласитесь, то и вашего...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

saalesk:

Что же вы так неточны?

В одной только Турции согласно переписи плотность населения составляет 60 миллионов

Плотность населения не измеряется в миллионах. Плотность населения - это численность на квадратный километр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

saalesk:
Что же вы так неточны?

В одной только Турции согласно переписи плотность населения составляет 60 миллионов

Плотность населения не измеряется в миллионах. Плотность населения - это численность на квадратный километр.

Ну вот принялись разводить привычную свою демагогию.....:gizildish:

ПерфразируемС:согласно переписи в Турции насчитывается 60 миллионов человек......

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 malibu

Я негативно отношусь к юзерам на форуме, которые задают вопрос не для того что бы получить на него ответ, а в целях провокации.

Вам уже ответили на Азтопе по культуре турков спрашивается что же вы опять уже здесь завели старую пластинку?

Интересный аргумент в споре: кто со мной не согласен, тот сам дурак. Или другими словами, весь миp есть плод моего воображения,-- а если вы со мной согласитесь, то и вашего...

Да нет я именно что предпочитаю спорить, а не оскорблять оппонентов, но ваша упрямая назойливость меня действительно начала раздражать.

Вообще то, доктор Геворкян - гуманист. У кого-то есть другое мнение?

А почему же этого великого гуманиста в Америке называют Доктор Смерть? Или может я это придумал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Усама,

"David, est`statistuika UNESKO, opredelyayushaya na kakom meste nauka kakoy libo strani. Seychas Turtsiya na 25 meste operejaya Gretsiyu, Phinlyandiyu i mnogie drugie evropeyskie strani."

Хотелось бы посмотреть на этот документы, хотя бы ссылку или что нибудь еще... Хотя бы посмотреть, на каком месте находится Иран, Россия, которых я упоминал и "многие другие европейские страны". Хотя конечно пример с Финляндией мне понравился - вы вообще в курсе какова площадь этой крохотной страны и численность ее населения, что вы сравниваете ее научный потенциал с 60-и миллионной Турцией ? Может еще и с Карабахом сравнить ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вообще то, доктор Геворкян - гуманист. У кого-то есть другое мнение?

А почему же этого великого гуманиста в Америке называют Доктор Смерть? Или может я это придумал?

потому-что доктор кеворкян придумал"целебную" смерть-эфтаназию! можно долго спорить о пользе его детища. у него, кстати, много последователей и это практикуется. но не это главное. главное вы его узнали. имя!

а ваш труд, изобилующий огромным колличеством печатного материала,слов нет, грамотен и познавателен! достойное уважения писание! но достижения, там перечисленные, не имеют широкой огласки и последователей и имеют только значение для самой турции ,говоря о её разитии и культуре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 Гаспар

потому-что доктор кеворкян придумал"целебную" смерть-эфтаназию! можно долго спорить о пользе его детища. у него, кстати, много последователей и это практикуется. но не это главное. главное вы его узнали. имя!

Вот еще оказывается и эвтаназию армяне придумали :gizildish:

Эвтаназия это намеренное ускорение смерти этимология слова от греческого eu — хорошо и thanatos — смерть.

Геворкян пошел на то что другим врачам этика не позволяла в условиях законодательного запрета эвтаназии он использует нехитрый механизм при помощи, которого больной может сам себя умерщвлять типо смертельной инъекции с дистанционным управлением. Кроме него другие тоже применяли подобные механизмы просто его чаще по судам таскали оттуда и популярность.

Так что строго говоря это суицид, а не эвтаназия. Он на этом и выезжал на всех судебных заседаниях. :luv: Так что ни дай бог присяжные решили бы что там имело место эвтаназия сел бы ваш доктор Смерть.

Его скандальная известность ни говорит о наличии у него каких бы ни было выдающихся качествах может PR хороший не больше.

а ваш труд, изобилующий огромным колличеством печатного материала,слов нет, грамотен и познавателен! достойное уважения писание! но достижения, там перечисленные, не имеют широкой огласки и последователей и имеют только значение для самой турции ,говоря о её разитии и культуре.

Значит получается по вашему жил человек творил истинные шедевры в своей сфере, но так как его труды вовремя не перевели на другие языки или не жил он в US или Европе его уже гениальным можно не считать. Значит по вашему популярность и огласка по стути своей очень субъективные факторы имеют важнейшее значение.

Я вообще против слепого преклонения перед великими анализируешь иногда произведения некоторых литераторов и понимаешь что это всего лишь наши стереотипы делают их гениальными нам просто со школы так внушили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 Гаспар

Его скандальная известность ни говорит о наличии у него каких бы ни было выдающихся  качествах может PR хороший не больше.

- не спорю! но вы его узнали,и лучше меня знаете ,что он "изобрёл". а перечисленные вами имена я слышал впервые. я не спорю, что они были выдающемися людьми, но не выходя из турции человечеству от них пользы мало.вы же будучи арбитром не защитаете мировой рекордустановленный у кого-то  дома, на заднем дворе.

Я вообще против слепого преклонения перед  великими анализируешь иногда произведения некоторых литераторов и понимаешь что это всего лишь наши стереотипы делают их гениальными нам просто со школы так внушили.

ну, вы имеете голову и пользуйтесь ей без всяких стереотипов.согласитесь со мной, что жизнь в одном месте,пропаганда, воспитание ,культура и т. д. накладывает свой стереотип мышления отличающийся от идеального? ну, а вы-то стремитесь к идеальному? или я не прав?да в конце концов, вы , как  сформировавщаяся личность отверственны принимать стереотип или быть белой вороной,но быть идеальным или близким к нему.  люди мыслящие без стереотипов,по философски,никогда не разругаются и найдут истину,ходтя могут быть противоположных точек зрения.

------

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

saalesk:

Ну вот принялись разводить привычную свою демагогию.....

ПерфразируемС:согласно переписи в Турции насчитывается 60 миллионов человек......

Да ради Бога! Измеряйте вы плотность населения Турции хоть в амперах! :tualet:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Stracker:

Вам уже ответили на Азтопе по культуре турков спрашивается что же вы опять уже здесь завели старую пластинку?

Я не считаю, что мне ответили на мой вопрос о культурном влиянии Турции - ни здесь, ни на азтопе. Вы не назвали мне НИ ОДНОГО великого турецкого деятеля культуры, а предлагали вместо этого разных футболистов или малоизвестных эстрадных певцов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так что ни дай бог присяжные решили бы что там имело место эвтаназия сел бы ваш доктор Смерть.

Насколько я помню, доктора Кеворкяна в конце концов приговорили к пожизненному заключению -- после многочисленных предупреждений и условного осуждения.

В чем его заслуга? -- В том, что в своем желании облегчить страдания умирающего, он рисковал собственной безопасностью. Когда-нибудь в США узаконят эвтаназию, и тогда доктора Кеворкяна будут считать первопроходцем... Кстати, совсем недавно эвтаназия была узаконена в Голландии. Конечно и там процедура эта обставлена уймой юридических препятствий -- но тем не менее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

David, eto dannie za 2001 god, statistika osnovivaetsya na poschete citation index. Chital v solidnom jurnale. Uveren, chto est`v internete toje. Postarayus`nayti adres. Esli mne ne izmenyaet pamyat

V pervuyu desyatku vxodili

ÙSA, Chinese, G. Britain, Germany, France, Italy, India,

Russia, Japony, Spain. ( mestorospolojenie ne tochno )

Iran pomoemu na 50 mestax bila.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так что ни дай бог присяжные решили бы что там имело место эвтаназия сел бы ваш доктор Смерть.

Насколько я помню, доктора Кеворкяна в конце концов приговорили к пожизненному заключению -- после многочисленных предупреждений и условного осуждения.

В чем его заслуга? -- В том, что в своем желании облегчить страдания умирающего, он рисковал собственной безопасностью. Когда-нибудь в США узаконят эвтаназию, и тогда доктора Кеворкяна будут считать первопроходцем... Кстати, совсем недавно эвтаназия была узаконена в Голландии. Конечно и там процедура эта обставлена уймой юридических препятствий -- но тем не менее.

Хм... разве? А я то думал выкрутился он, перестарался с PR всего лишь делал бы свои операции без широкой огласки как другие никто бы его и не тронул.

Ну да и ладно ему самому скоро эвтаназия понадобится.

malibu, а по культуре турков я назвал достаточно количество гениальных деятелей, то что вы с их творчеством не знакомы это недостатки вашего образования.

Популярность аля Геворкян им конечно же не грозит, но от этого они не становятся менее гениальными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как могло так случиться, что столь многочисленный народ, насчитывающий около 40 млн. чел. и существующий примерно с XI-XII в. н.э. не дал миру ни одного известного ученого, философа или писателя, ни в древности, ни в наше время?..

Может, я чего-то не знаю, но я не могу назвать ни одного сколько-нибудь значительного турецкого имени, которое было бы всемирно известным. Такoe, например, как Толстой или Достоевский, Чайковский или Хачатурян, Ницше или Флоренский, Тарковский или Параджанов, Эйнштейн или Менделеев...

Одним словом, просветите меня: что дала миру Турция кроме шашлыка и янычаров c башибузукaми?

Ваше замечание вполне логично если рассуждать на уровне среднестатистического армянского обывателя раздираемого всеми возможными и невозможными комплексам, маниями и фобиями. Тем не менее постараюсь ответить на ваш вопрос с сильным опасением что это будет иметь эффект метания бисера перед свиньями и со слабой надеждой что хоть одна армянская голова начнет мыслить более глобально.

1) Если вы имеете в виду Османскую Турцию то действительно, надо признать что имен вроде Да Винчи, или Декарта Турция не породила. Ну и что? Зарубите себе на носу следующее: Османская Империя дала миру несравнимо большее чем великих ученых - она показала миру каким должно быть государство. В этой стране не было национальных притеснений и представитель любой национальности (в том числе и армяне) мог получить высокий пост. Турки презирали национализм. Но это никто не оценил начиная с вас армян. Я больше не буду разглаголствовать, надеюсь что дал вам пищу для размышления.

2) Если вы имеете ввиду всех турков (включая азери-турков и туркмен) то список великих людей довольно внушителен. Господь как бы компенсировал Азербайджану отсутсвие сильного государства гениями. Держите:

Низами

Физули

Насреддин Туси

Сухраварди

Лютфи-заде

Азад Мирзаджанзаде

Тогрул Нариманбеков

Узеир Гаджибеков

Кара Караев

Теймур Раджабов

3) Великих ученых Турции вы еще узнаете

4) Чья бы корова мычала. Если бы данный пост повесил француз или скажем русский это выглядело бы более адекватно. Но вы то, хаи что вы то сами то сделали, при этом не забывая что существуете со времен большого взрыва во вселенной (может это вы устроили этот взрыв? Астагфуруллах)

P.S На свете нет ничего прекраснее чем мечети Истамбула...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Зарубите себе на носу следующее: Османская Империя дала миру несравнимо большее чем великих ученых - она показала миру каким должно быть государство. В этой стране не было национальных притеснений и представитель любой национальности (в том числе и армяне) мог получить высокий пост.

V etoi strane, vplot' to konca XIX veka po zakonu christiane byli porajeny v pravakh. Delenie bylo

po vere a ne po naciona'nti. To, chto nemusul'mane byli zaschischeni zakonom (imeia pri etom

men'she prav) mojno schitat' kakim to preimuschestvom v XV veke, no uj nikak ni XIX-XX (kogda

christian prosto vyrezali).

P.S На свете нет ничего прекраснее чем мечети Истамбула...

...Postroennikh v osnovnom christianami...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...