Змий Опубликовано: 21 апреля, 2004 Жалоба Share Опубликовано: 21 апреля, 2004 Прошу прощения, но - не в религиозный же подраздел - .... Фанатов - райских кущ - просьба - не беспокоиться. СОВЕТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КУЛЬТАХ И ЗАДАЧИ ПО УСИЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ЕГО ВЫПОЛНЕНИЕМ (Доклад Председателя Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР А. А. ПУЗИНА на совещании идеологических работников республик Средней Азии 5 февраля 1964 года) Прежде всего я хотел бы, товарищи, условиться о том, что не все, о чем говорится здесь, может быть опубликовано в печати или в открытой публичной лекции. В нашей печати, в частности, не публикуются данные о количестве действующих и закрытых мечетей, церквей и других молитвенных домов, о количестве верующих. Я хочу начать свой доклад с изложения некоторых постановлений ЦК и Правительства, которые были приняты в последние годы. Я имею в виду лишь те постановления, которые касаются советского законодательства о культах и контроля за его выполнением. Это диктуется темой моего доклада. Здесь уже говорилось о так называемых "святых местах". Этот вопрос со всей остротой был поставлен ЦК КПСС в 1958 году. ЦК принял тогда специальное постановление "О мерах по прекращению паломничества к "святым местам", которое сыграло большую роль в борьбе с суевериями людей и обманной деятельностью духовенства. На основе этого постановления партийными и советскими органами проведена большая работа и многие "святые места" были закрыты. Здесь уже говорилось об этом, назывались цифры. Но у нас нет никаких оснований успокаиваться, преувеличивать наши успехи в этом деле. Паломничество верующих к "святым местам" продолжается. Многие "святые места", ранее считавшиеся закрытыми, в последнее время вновь стали возрождаться. Паломниками являются обычно женщины. Борьба с суевериями оказалась одной из труднейших задач воспитательной работы с женщинами-мусульманками. И об этом нужно открыто говорить, поскольку имеется определенная недооценка трудностей этой работы. Из сообщений печати и кино все очевидно знают о паломничестве верующих к источникам, расположенным на территории Таджикистана. В свое время было решено построить там межколхозный дом отдыха. Я не сомневаюсь в том, что товарищи исходили при этом из самых хороших побуждений. На деле же получилось неладно. Дома отдыха не открыли, а построенные здания стали использоваться для обслуживания паломников. Говорят, что ни один колхозник в этот дом отдыха не поедет. Тогда не нужно было строить дом отдыха на этих источниках, которые как говорят, не обладают никакими лечебными свойствами. Можно и нужно было придумать что-то другое, а главное нужно было организовать терпеливую разъяснительную работу среди населения и особенно среди женщин. В Киргизии до сих пор продолжается массовое паломничество к Сулейман-горе. Ранее здесь собиралось до 60 тыс. человек. Теперь значительно меньше, но и сейчас положение дел там вызывает тревогу. Очевидно ошские товарищи недооценили трудность борьбы с суевериями людей и слишком большие надежды возлагали на мероприятия административного характера. Так, в прошлом году они выставили вокруг Сулейман-горы большое количество дружинников, которые преграждали путь паломникам на гору, но это не дало желаемых результатов. Очевидцы рассказывают, что в дни паломничества в город Ош приехало около 9 тысяч паломников. Всего в Таджикистане насчитывается сейчас более 50 "святых мест", к которым продолжается паломничество верующих. В Туркменской республике действует около 100 "святых мест", в Узбекской - около 50. Основной недостаток в выполнении постановления ЦК о "святых местах", на мой взгляд, состоит в том, что многие подошли к делу борьбы с суевериями людей как к очередной кампании. ЦК КПСС обязывал разоблачить перед народом обман духовенства, разжигающий суеверия людей, возбудить общественное мнение против шарлатанствующих элементов, подвизающихся у "святых мест". Знахарство, мнимое исцеление больных, пророчества и другие "чудеса", которые творятся у "святых мест", - какой огромной разоблачительной силы материал в наших руках. Можно и нужно было поднять на борьбу с невежеством людей врачей, учителей, ученых и многих других людей, пользующихся уважением в народе. Это был бы большой удар по суевериям людей, удар по религии вообще и по авторитету духовенства в частности. Вместо этого некоторые местные органы ограничились проведением некоторых мероприятий, преимущественно, административного характера. Административные мероприятия нужны. В частности, очень многие мазары и другие сооружения, являющиеся местом паломничества, числятся как архитектурные и исторические памятники, охраняемые государством. На самом же деле, многие из них не имеют никакой ценности и должны быть снесены как аварийные сооружения. Безусловно нельзя признать нормальным также то обстоятельство, что колхозы выделяют автотранспорт для доставки верующих к месту паломничества. Значит как-то заранее объявляется, что состоится такой выезд, людей специально кто-то собирает, как на экскурсию. Уже сам этот процесс агитирует за паломничество. Это ненормально. Многое другое также нужно продумать в административном плане. Но даже самые разумные административные мероприятия, без надлежащей разъяснительной работы среди населения, не могут принести прочного успеха. Ведь речь идет о борьбе с суевериями людей, о борьбе с невежеством, а это нелегкая задача и одним махом ее не решишь. Нельзя ожидать здесь успехов шумных, немедленных. Были и такие случаи, когда некоторые местные органы организовывали читку верующим обращения о вреде суеверий, с которым обратилось к верующим Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана. В этом обращении духовенство отделяет веру от суеверий, осуждает суеверия и возвеличивает "истинную веру", осуждает шарлатанов и возвышает авторитет духовенства. Служители культа пользуются ныне каждым удобным случаем, чтобы поддержать пошатнувшуюся веру людей. Они не прочь теперь щегольнуть своей "просвещенностью", "культурностью". Вот, например, какую телеграмму однажды я получил от духовенства: - "Мы, участники пленума Духовного Управления мусульман Средней Азии и Казахстана, сердечно приветствуем Вас и просим передать нашу благодарность руководителям нашего родного Советского правительства за предоставленную нам полную свободу вероисповедания. Приложим все свои силы для искоренения суеверий и предрассудков из сознания отсталой части людей". - Видите, какое "прогрессивное" стало духовенство. Теперь духовенство осуждает суеверия. Это к служителям культа можно отнести стихотворение, опубликованное недавно в "Правде". - Мы за прогресс, за скорость, за ... ! - Всю жизнь скрипели тормоза. Много еще нужно сделать в борьбе с суевериями людей, много надо работать, чтобы добиться прекращения паломничества и закрытия всех так называемых "святых мест". Разрешите мне остановиться еще на двух очень важных постановлениях ЦК КПСС и Правительства. Я имею в виду постановление ЦК "О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах", принятое в 1960 году, и Постановление ЦК и Совета Министров СССР "Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах", принятое в 1961 году. За все годы Советской власти, вернее за годы, прошедшие со дня опубликования ленинского декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", ЦК и Правительство не принимали решений подобного характера. Что побудило принять эти решения? Дело в том, что в послевоенное время стали грубо нарушаться ленинские принципы политики партии и государства в отношении религии и церкви. Эти нарушения выражались в игнорировании ленинского декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" и других законодательных актов, изданных на основе этого декрета. Советское законодательство о культах, без всяких к тому оснований, признавалось устаревшим, потерявшим силу. Эти нарушения выражались также в ослаблении контроля со стороны государственных органов за деятельностью религиозных объединений и духовенства, в отстранении от этого контроля местных органов власти. Имело место прямое попустительство незаконной деятельности духовенства со стороны некоторых государственных органов. Все это объективно способствовало усилению влияния религии и церкви на население. В чем выражались нарушения законности религиозными объединениями и духовенством? В ряде случаев церковники и сектанты пытаются противодействовать проводимым партийными и советскими организациями мероприятиям по усилению научно-атеистической пропаганды среди населения. Некоторые церковнослужители выходят за рамки религиозной деятельности, пытаются использовать церковь и секты в интересах и целях враждебных советскому народу, распространяют всякие небылицы о жизни советских людей, об отношении Коммунистической партии и Советского правительства к религии и церкви, насаждают среди верующих националистические настроения, сеют недоверие к внешней политике нашего государства. Часть служителей культов прибегает к таким незаконным действиям, как побуждение верующих отказываться от выполнения своих гражданских обязанностей, создание групп и курсов по обучению детей религии, самовольное строительство и открытие церквей, мечетей, молитвенных домов, проведение благотворительной деятельности, организация паломничества к так называемым "святым местам". Вполне понятно, ЦК и Правительство не могли пройти мимо этих фактов. Руководствуясь указаниями ЦК и Совета Министров СССР, государственные органы теперь более внимательно следят за деятельностью церкви и духовенства, за выполнением ими советских законов. Это, конечно, не означает, что духовенство не нарушает более законов, но эти нарушения не носят теперь массового характера, как это было раньше, и не проходят безнаказанно. Большое значение в усилении контроля за деятельностью религиозных объединений и духовенства имело издание новой Инструкции по применению законодательства о культах. Я хочу обратить ваше внимание на особое значение этой инструкции. Необычным является уже то обстоятельство, что инструкция, изданная ведомствами, т.е. Советом по делам религиозных культов и Советом по делам русской православной церкви, предварительно рассматривалась и была одобрена Президиумом ЦК КПСС. Это превращает инструкцию в документ, обязательный для исполнения всеми центральными и местными советскими органами, всеми партийными, комсомольскими, профсоюзными и другими организациями, всеми должностными лицами и гражданами СССР. Значение этой инструкции не ограничивается лишь разъяснением советских законов и порядка применения их. Дело в том, что в ряде союзных республик, как известно, нет своего законодательства о культах, кроме Конституции и отдельных нормативных актов. К таким республикам относятся Азербайджанская, Узбекская, Молдавская, Таджикская и Латвийская. Законодательство других союзных республик на их территорию также официально не распространено, как это было сделано в свое время, например, в Киргизской, Казахской и Туркменской республиках. Новая инструкция для этих республик, таким образом, по существу заменяет собой сейчас законодательство о культах. Кроме того, инструкция содержит в себе ряд новых положений, которых не было ранее в законодательстве. В связи с этим, Президиум Верховного Совета РСФСР принял в декабре 1962 года специальный Указ о внесении изменений в действующее законодательство о культах. Кроме РСФСР ни в одной союзной республике не внесены требуемые изменения в законодательство. Мне кажется нужно во всех союзных республиках провести работу по упорядочению законодательства о культах, по приведению его в соответствие с последними постановлениями ЦК и Правительства. При этом нужно учесть некоторые особенности республик. В последние годы Правительством был принят также ряд других постановлений по ликвидации нарушений законодательств о культах: "О монастырях в СССР"; "О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений"; о ликвидации извращений в исчислении пенсий рабочим и служащим, работающим в религиозных организациях; об увеличении налога на служителей религиозных культов, певчих церковных хоров, регентов, органистов и преподавателей духовных учебных заведений; "Об ограничении круга лиц, работающих в религиозных организациях, на которых распространяется законодательство о труде". Государственными органами была проведена также некоторая работа по сокращению подготовки кадров духовенства. Руководители религиозных центров, пользуясь бесконтрольностью со стороны государственных органов, в послевоенное время стали непомерно расширять подготовку служителей культа. Были случаи даже самовольного открытия духовных учебных заведений. Нельзя допускать этого. Действующие в настоящее время духовные учебные заведения не восполняют естественную убыль священников. Среди духовенства преобладают старики. Таким образом, убыль профессиональных служителей культов впредь будет происходить довольно быстро. Большинство служителей культов имеют низшее общее образование и не имеют никакого специального религиозного образования. Но нельзя обольщаться этим. Там, где нет профессионального служителя культа, его функции выполняют сами верующие, преимущественно старики. Особенно характерно это для мусульманского культа, не говоря уже о сектантах. Известно также, что нередко необразованный служитель культа лучше умеет найти путь к сердцу верующего, чем некоторые образованные атеисты. Недаром говорят, что ловкий проповедник и сухарь атеист - это небо и земля. Безусловно, все эти и многие другие мероприятия по законодательному ограничению деятельности религиозных объединений и духовенства способствовали и способствуют некоторому ослаблению влияния религии и церкви на население. Однако нужно противиться соблазну видеть в действиях административных органов чуть ли не главное средство борьбы с религией. Религию запретить нельзя и было бы грубой ошибкой рассматривать советское законодательство о культах как средство борьбы с религиозными верованиями людей. Нельзя забывать того, что и в рамках закона духовенство имеет большие возможности для религиозной пропаганды. Решающее значение в борьбе с религией имеет работа партийных и других организаций по атеистическому воспитанию трудящихся. Это конечно не означает, что мы должны ослабить бдительность нашего административного аппарата. Нельзя не видеть того, что духовенство и сейчас нередко допускает нарушение законов. Эти нарушения выражаются в следующем: самовольное строительство новых мечетей, возведение пристроек к зданиям действующих мечетей в целях расширения площади молитвенных помещений; самовольное открытие ранее закрытых мечетей и других молитвенных домов, самовольное проведение массовых богослужений под открытым небом, деятельность так называемых безмечетных или бродячих мулл, обучение детей религии служителями культа, создание для этого специальных групп, самовольное создание групп и школ для подготовки из числа молодежи служителей культа; сбор денег и других пожертвований вне стен молитвенного дома специально выделяемыми для этого сборщиками из числа духовенства и актива верующих; уклонение от уплаты подоходного налога, скрытие от финансовых органов большой части дохода, подлежащей обложению налогом. Все это говорит о том, что нельзя ослаблять контроль за деятельностью духовенства. - Кто должен осуществлять этот контроль? - Еще совсем недавно широко было распространено мнение, будто контроль за деятельностью духовенства должны осуществлять лишь Совет по делам религиозных культов и Совет по делам русской православной церкви и их уполномоченные на местах. Следует сказать, что такое мнение имеется кое-где и сейчас и это приносит вред делу. Иногда спрашивают, чем же должны заниматься Советы и их уполномоченные? Я говорю об этом потому, что иногда слышу самые невероятные представления о деятельности Советов. ЦК КПСС так определил задачи названных Советов: Последовательное осуществление линии партии и Советского государства в отношении религии, контроль за правильным применением центральными, местными советскими органами, а также религиозными объединениями советских законов о культах; Осуществление связи между Правительством СССР и центрами религиозных объединений, полная осведомленность и своевременное информирование ЦК КПСС и Советского правительства о деятельности этих объединений; Привлечение религиозных организаций СССР и их деятелей к борьбе за мир, к разоблачению антисоветской пропаганды, ведущейся в зарубежных странах, к разъяснению советского законодательства о культах и положения религии в СССР. Советы и их уполномоченные в республиках и областях, без соответствующей работы местных органов власти, не могут обеспечить надлежащего контроля за деятельностью религиозных объединений и духовенства. Недавно ЦК КПСС утвердил мероприятия по научно-атеистической пропаганде, выработанные идеологическим отделом ЦК. В этом решении ЦК рекомендует местным партийным и советским органам "активизировать работу Комиссий по контролю за соблюдением законодательства о культах при местных Советах депутатов трудящихся". Не везде созданы эти комиссии, а там, где они имеются, работают еще плохо. Нужно обратить на это внимание. В инструкции по применению законодательства о культах изложены способы контроля за деятельностью религиозных объединений и духовенства. Служители культов умышленно и злостно нарушающие законодательства о культах, должны лишаться права заниматься церковной деятельностью. Нет в мире власти и никогда ее не было, которая бы равнодушно относилась к антигосударственной деятельности религиозных организаций, к лицам, проявляющим неуважение к законам государства. В уголовном кодексе всех союзных республик имеются специальные статьи, предусматривающие наказание за нарушение законодательства о культах. Я хочу обратить Ваше внимание на некоторые изменения и дополнения, занесенные сравнительно недавно в уголовный Кодекс. Я имею в виду статью об ответственности за посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов. Такая статья была и раньше в Уголовном Кодексе. В новой редакции этой статьи более четко и подробно изложены признаки состава преступления и расширен круг лиц, несущих ответственность по этой статье закона. После принятия нового закона, борьба с антиобщественной и изуверской деятельностью религиозных объединений значительно усилилась. Ранее привлечение к судебной ответственности по этой статье было редким явлением, при наличии большого количества грубых нарушений законности. Проведение таких судебных процессов и в дальнейшем, несомненно, должно являться одной из важных мер борьбы с противозаконной деятельностью церковников и сектантов. Но властью нужно пользоваться умело. Нельзя забывать того, что наше законодательство о культах, в том числе и уголовное, ведет борьбу не с религией и не с верующими - за религию судить нельзя, - а с преступными правонарушениями совершаемыми под прикрытием веры в бога. Особенно внимательно нужно относиться к верующим, впервые допустившим незначительное нарушение законов, не представляющее большой опасности для общества. В этом случае нужно применять методы убеждения. Большую роль в этом деле должна играть наша общественность. Сами судебные процессы должны преследовать не только карательные, но и воспитательные задачи, а этого можно добиться только при условии тщательной подготовки к каждому судебному процессу. На деле же не всегда так бывает. Многие судебные процессы не имеют воспитательного значения. Все, что я говорю сейчас о судебных процессах, нельзя понимать как призыв к снисходительности в отношении нарушителей законов. Речь идет об усилении воспитательного воздействия судебных процессов над церковниками и сектантами, о правильном сочетании принуждения с воспитанием. Говоря о судах, я имею при этом в виду деятельность и других административных органов и нашу печать, которая освещает судебные процессы. Увлечение административными методами борьбы с религией получило в последнее время довольно-таки широкое распространение во многих областях и республиках и с этим очень трудно бороться, несмотря на неоднократные указания ЦК КПСС на этот счет. Некоторые должностные лица понимают законность односторонне, как требование, обращенное лишь к религиозным объединениям и духовенству, освобождая себя от обязанности соблюдать советские законы о культах. Свобода совести, провозглашенная Конституцией СССР, по их мнению, не более как формальная декларация, рассчитанная на то, чтобы благоприятным образом воздействовать на общественное мнение зарубежных стран. ЦК КПСС и Правительство СССР осудили подобного рода взгляды. Наиболее ярким проявлением администрирования в отношении религиозных объединений и духовенства является незаконное закрытие молитвенных домов при наличии большого количества верующих, что вызывает недовольство у населения и наносит вред делу коммунистического воспитания трудящихся. У некоторых работников сложилось неправильное представление о способах борьбы с религией. Так, однажды один из руководящих работников искренне недоумевал по поводу того, что до сих пор не покончено с сектантами. - "Странно получается, - говорил он, - на заводе 25 тысяч рабочих, 2,5 тысячи коммунистов и эта громада не может справиться с 25 сектантами". Если бы речь шла о кулачном бое, - тогда, конечно, через несколько минут все верующие были бы бездыханными. А как быть, когда приходится иметь дело с сознанием человека, его психологией, когда мы хотим воздействовать на мысли и чувства людей? В этом деле кулаки - плохие помощники. "Опровергать заблуждения палочными ударами, говорил один философ древности, - столь же абсурдно, как выступления против бастионов с речами и силлогизмами" (т.е. умозаключениями) . Безусловно, мы не можем обойтись без применения административных мер по отношению к служителям культов и верующим, нарушающим советское законодательство. Но партия отвергает администрирование как метод борьбы с религией. К сожалению имеется не мало еще таких должностных лиц, которые не следуют этим указаниям ЦК, оскорбляют религиозные чувства верующих, да еще похваляются этим, ставят это себе в заслугу. Очень хорошо по поводу таких людей говорил в свое время М.И.Калинин: - "Если бы при царизме наш комсомолец, - говорил он, -вошел в церковь в шапке, это было бы большое революционное демонстративное действие, потому что всякий, находящийся в церкви, знал бы, что он рискует, что из церкви он пойдет в тюрьму, что он самоотверженно преследует политическую цель. Если же сейчас комсомолец... войдет в церковь в шапке, то это будет воспринято как озорство. Почему? Потому, что это безнаказанно проходит, а там, где безнаказанность, там озорство. Два человека одинаковой силы дают другу другу пинки - это есть игра; а если большой маленькому дает пинки, то посмотрите, что это: для большого - это игра, а для маленького... То же в религиозном вопросе. У нас, у партии власть, в наших руках аппарат принуждения, этого мы не должны забывать... Мы вообще преследуем цель внедрить в крестьян неверие, но это неверие должно быть внедряемо другими мерами, другими способами... Надо уничтожить административные распоряжения... Такие действия не составляют борьбы, а окружают только религию каким-то ореолом. Ведь гонение облагораживает религию". Так говорил М.И.Калинин 40 лет тому назад в докладе на 13 съезде нашей партии "О работе в деревне". Однако и сейчас эти слова не потеряли своего значения. Администрирование лишь разжигает фанатичность верующих и загоняет религиозную жизнь в подполье. Известно, что наиболее жесткие административные меры применяются сейчас по отношению к сектантам. А каковы результаты? Гонения не вредят сектантам. Они умеют приспосабливаться к деятельности в любых условиях. Их общества снимают с регистрации - они действуют без регистрации, их молитвенные дома закрывают - они разбиваются на мелкие группы и собираются по квартирам, иногда по ночам и даже в лесу. Сектантские вожаки и проповедники заранее готовят своих членов к деятельности в условиях "преследования". Вот какие поучения они дают своей пастве на сей счет: "Отныне церковь должна быть организована по иному принципу. Эти новые принципы рассчитаны на то, чтобы сделать жизнь церкви неуязвимой для любых гонений со стороны властей. Поэтому пусть верующие не будут в растерянности и панике от вероятных предстоящих гонений и закрытия молитвенных домов. При новой организации церкви гонения не повредят ей, а напротив, укрепят силу ее духа. В условиях гонений никаких храмов и никаких молельных домов не будет. В таких условиях церковь будет жить так: где соберутся двое или трое верующих, там будет церковь. Они должны избрать одного из себя на роль пастыря, которому должны быть послушны остальные. И такая церковь будет угодна богу в тысячу раз более, чем та, которая имеет храмы и молельные дома. Ибо, что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, то это угодно Богу. Будьте мужественны во время предстоящих гонений". Это я прочитал вам выдержку из одного документа, который нелегально распространялся среди сектантов. Все это заставляет нас задуматься над методами борьбы с религиозными вероучениями. Мы должны знать, какие действия с нашей стороны полезны, а какие могут принести вред делу. Нельзя забывать того, что основная масса верующих - это честные советские люди и не вина их, а беда, что они оказались в плену религиозных предрассудков. Мы обязаны проявлять чуткое, внимательное отношение к верующим, не допускать оскорбления их чувств. Партия учит вести борьбу с религиозными заблуждениями людей не административными наскоками, а посредством настойчивой и планомерной пропаганды. Неправильные методы борьбы с религией не только не подрезают базу для распространения религии, но, наоборот, ведут к усилению религиозного фанатизма, к скрытым формам служб и обрядов, порождают у верующих недоверие и недовольство, ожесточают их" (Л.Ильичев. "Формирование научного мировоззрения и атеистическое воспитание". Журнал "Коммунист" ? 1 за 1964 г.). Многие очевидно знают о нелегальной деятельности баптистских организаций, о создании подпольного так называемого "оргкомитета", который действует по всем правилам конспирации. Этот комитет добивается созыва Всесоюзного съезда баптистов под его руководством, на котором они намерены провозгласить непризнание советского законодательства о культах. Они хотят сместить ныне действующий Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов, будучи недовольны этим центром за его лояльное отношение к Советскому государству и его законам. Сторонники подобного рода взглядов имеются во многих областях и республиках, особенно среди молодежи. Главной опорой в деятельности оргкомитета внутри нашей страны являются незарегистрированные баптистские общества и группы. Вожаки этого комитета пытаются объединить все незарегистрированные баптистские общества и группы в единую централизованную организацию и возглавить ее. Посмотрите внимательно, ведь нередко мы сами толкаем сектантов к нелегальной подпольной деятельности администрированием. И было бы крайне ошибочным недооценивать вредность этой деятельности. Следует признать преимущества открытой легальной деятельности религиозных объединений, находящейся под контролем органов власти, по сравнению с нелегальной, обычно неконтролируемой государственными органами, что создает благоприятные условия для нарушений советского законодательства о культах и использования нелегальных организаций в целях, враждебных нашему государству. Администрирование приносит вред делу борьбы с религией. Но не меньший вред приносит и другая крайность - примиренческое отношение к религии. Я не знаю, что более вредно - администрирование или примиренчество. Думаю, что одинаково вредно и то и другое. Администрирование по существу является примиренчеством наизнанку. В чем конкретно выражается примиренческое отношение к религии? - Оно выражается прежде всего в том, что борьба с религией сводится нередко к борьбе с сектантами, проявляя при этом почти полное равнодушие к борьбе с мусульманским и другими вероисповеданиями. Многие говорят так: "Не велика беда, что некоторые старики ходят в мечеть или церковь. Сектанты -вот это вредные люди и против них нужно бороться". Один лектор, излагая опыт индивидуальной работы с верующими, говорил так: "Мы добились перевоспитания одной старушки: она ушла из секты баптистов и теперь является верующей русской православной церкви". - Он искренне считал это успехом антирелигиозной работы. Секретарь партийной организации одного завода на вопрос: ведется ли на заводе антирелигиозная работа? - ответил, что не ведется, потому что на заводе нет сектантов. Я думаю, что мусульманское духовенство и духовенство русской православной и всех других церквей радуются, что на свете есть сектанты. Они как громоотвод оберегают эти веры и церкви от критики атеистов. Безусловно подобного рода взгляды не соответствуют политике нашей партии и государства в отношении религии. Нельзя ставить так вопрос, будто одни религии вредные, а другие - невредные или мало вредные. Одна форма религии, - говорил Ленин, -отличается от другой примерно также, как синий черт отличается от черта желтого. Многие склонны приукрашивать успехи борьбы с религией. Ошибка этих товарищей состоит в том, что они судят о религиозности населения лишь по таким внешним признакам, как количество официально действующих мечетей и других молитвенных домов и по количеству людей, присутствующих на богослужениях. Они не принимают во внимание то обстоятельство, что повсюду, наряду с официально действующими, т.е. зарегистрированными в органах власти молитвенными домами и служителями культов, имеется много так называемых незарегистрированных, действующих вне контроля со стороны государственных органов. Вообще следовало бы отказаться от деления религиозных объединений на зарегистрированные и незарегистрированные. Неважно в зарегистрированную, или в незарегистрированную мечеть ходит верующий. Важно знать, что есть верующие и среди них нужно вести воспитательную работу. У нас появилась статистика количества людей, исполняющих религиозные обряды. Но в большинстве случаев берутся данные об исполнении религиозных обрядов лишь в мечетях или церквах. Если судить о религиозности населения только по этому показателю, то дела у нас идут хорошо. Но кто же не знает, что повсюду и особенно среди мусульманского населения, большинство религиозных обрядов исполняется не в молитвенном доме, а в домах верующих и это учесть очень трудно. Можно назвать много районов и городов, где закрыты все или почти все мечети и церкви, а количество людей, исполняющих религиозные обряды, очень большое. Поэтому не следует обольщаться количеством закрытых мечетей и церквей, если это закрытие не является результатом воспитательной работы среди населения, результатом отхода людей от религии. Здесь уже говорилось о том, что наиболее наглядным примером примиренческого отношения к религии является то, что религиозные обряды нередко исполняют представители интеллигенции и даже коммунисты. Очень плохой пример показывают они. Вы помните, как резко отзывался Ленин об обывателях и либеральных интеллигентах, которые трусят борьбы с религией, забывают об этой своей задаче, мирятся с верой в бога. Нужно создать общественное мнение вокруг таких людей, обстановку осуждения поступков, порочащих звание члена партии, а тех, кто не порвал своих связей с церковью и религией Ленин советовал "гнать из партии". Примиренческое отношение к религии несовместимо со званием члена партии. Программа и Устав партии требуют от каждого коммуниста не только отказа от религии, но и решительной борьбы с религиозными предрассудками и суевериями. Антирелигиозная работа - это ведь не только лекции, но и задушевная беседа с отдельным человеком, и осуждение терпимости к религии, и хороший личный пример. Нужно, чтобы каждый коммунист и комсомолец, каждый ученый и сознательный интеллигент был воинствующим атеистом всегда и всюду, в семье, прежде всего. Некоторые коммунисты не стесняясь говорят, что они потеряют авторитет среди населения, если не будут исполнять религиозные обряды, "от нас отвернутся тогда все родственники и знакомые". Нужно прямо сказать, что нередко можно наблюдать засилие религиозников, их мнение является часто господствующим. Рассказывают, что один мулла отказался от веры. Знакомые перестали с ним дружить, с ним не здороваются, никто не приглашает его в гости, никто не ходит к нему в дом, его презирают. Примерно в такое же положение попадают и рядовые верующие, отказавшиеся от религии. Как же можно равнодушно относиться к такого рода фактам. Использование авторитета интеллигентов и коммунистов, исполняющих религиозные обряды, является излюбленным приемом служителей культа, пытающихся доказать гармонию веры и знания, совместимость религии с коммунизмом. Они спекулируют на этих именах. Да и сами верующие видят все это и также судят об этом. Иногда можно слышать рассуждения о том, что обрезание и связанное с этим пиршество не имеют религиозного характера, что это мол просто именины сына, которые отмечаются всеми народами. Если это так, то почему не празднуется рождение дочери? Этот обряд возвышает мужчин и унижает женщин. Истоки столь унизительного отношения к женщине, как известно, коренятся в исламе. Можно ли столь оскорбительное отношение к женщинам называть национальной традицией, требующей уважения? Я уж не говорю о том, что обряд обрезания и связанные с ними пиршества проходя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Deconstructor Опубликовано: 21 апреля, 2004 Жалоба Share Опубликовано: 21 апреля, 2004 Эта тема больше подойдет для политраздела. Перевожу её туда. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.