Перейти к содержимому

С чего начинается Родина


Recommended Posts

Интерпретация Ницше учения Заратустры считается одним из самых спорных. Одно время критиковать его произведение "Так говорил Заратустра" считалось даже правилом самоутверждения для начинающих философов. Но, безусловно, и выдающиеся умы не соглашались с его трактовкой. Собственно, сам Ницше писал о себе:

"Людей будущего - как меня, например, - понимают хуже, чем людей современных, но зато их лучше слушают. Строго говоря, мы никогда не будем поняты и отсюда наш авторитет." ("Сумерки кумиров или как филосовстовать молотом" с. 5)

Ну это так, в качестве совета. Понять Ницше действительно очень сложно, а интерпретировать тем более.

А врага надо уважать. Это единственный способ избежать его недооценки.

P.S. У смелости и трусости один и тот же источник - неведение. (Ницше)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 45
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Уважаемый Deconstructor,

Во первых рад, что вернулись.

Во вторых почему же спорные?

Действительно понять Ницше не всем под силу, однако несоглашатся с ним еще трудней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Deconstructor:

Интерпретация Ницше учения Заратустры считается одним из самых спорных.

Ницше и не пытался интерпретировать учение Заратустры. Ницше создавал свое собственное учение, а Заратустра послужил лишь образом для его философской поэмы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ницше и не пытался интерпретировать учение Заратустры. Ницше создавал свое собственное учение, а Заратустра послужил лишь образом для его философской поэмы.

Без интерпретации Ницше не смог бы это сделать. Все, что каждый из нас пишет, является интерпретацией того, что он(а) когда-либо читал. Чтение - процесс ценностно-ориентированный. Это означает, что при всяком прочтении, ожидания читателя опережают и направляют смысл слов автора. Такова судьба любого текста. Общий (если такой вообще возможен) смысл является результатом более или менее схожих ожиданий. В силу разных причин Ницше всегда открыто противопоставлял себя другим философам (это заметно и из приведенной мной цитате - см. предыдущий мой пост). Такая манера философствования не принималась академическими кругами Германии. Тут, вероятно, сказывалось и его польское происхождение, что в шовинистической Германии не могло не отразиться на отношении к его произведениям. Из-за этого Ницше был вынужден перехать в Базель (Швейцария), где в местном университете ему предложили кафедру. Ему даже пришлось отказаться от Германского подданства; настолько он был разочарован в перспективе у себя на родине. Ну, а поскольку в Европе именно Германия являлась "законодательницей мод" в философии, то тенденция критиковать Ницше (по поводу или без) была перенята философскими школами и в других странах. Я уже писал, что критика Ницше считалась правилом самоутверждения для начинающих философов по всей Европе. Это, конечно, не означает, что Ницше меньше прав, чем остальные. Просто он слишком многозначно писал. Из его слов можно вывести множество убедительных и в то же время противоречивых заключений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если Ницше и интерпретировал подсознательно учение Заратустры, то делал он это не целенаправлено. Иначе его труд был бы сухим пересказом Авесты, сопровождающимся академическими толкованиями со множеством ссылок. Но Заратустра для Ницше есть только повод для собственного философского творчества. Реальный Заратустра имеет такое же отношение к герою философской поэмы Ницше, какое манихейский чернокнижник Фавст (Фауст) имеет к герою поэмы Гёте. Что же касается сходства некоторых идей зороастризма и ницшеанства, то и это сходство не большее, чем сходство, которое имеется у Ницше с учением Гераклита и вообще с греческой до-сократовской философией (см., например, его "Рождение трагедии из духа музыки").

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1. "Рождение трагедии из духа музыки" действительно не имеет ничего общего с греческой философией какого-либо периода потому, что это первое серьезное произведение Ницше (тогда ему было 28 лет), который в то время еще не был хорошо знаком (следует упомянуть, что базовым образованием Ницше было филологическое) с трудами греческих философов. Это произведение он написал под впечатлением от общения с известным композитором Р. Вагнером в "благодарность" за то, что тот избрал Ницше в качестве прототипа для своей оперы "Зигфрид". Характерно, что "Рождение трагедии из духа музыки" получило самую короткую в истории философии рецензию: "Каждый, кто написал нечто подобное, научно мертв".

2. То, что Ницше не написал академического толкования учения Заратустры становится ясным каждому, кто хотя бы пролистает его работу "Так говорил Заратсустра". По этому поводу спора нет. Но отсюда не следует, что Ницше интерпретировал Заратустру нецеленаправлено. Для того, чтобы убедиться в этом необходимо сопоставить его мысли написанные в разных трудах. Дело в том, что Ницше верил в биологическое происхождение морали. Нет сомнений, что он был расистом. Правда, справедливости ради следует отметить, что его неверно причисляют к основоположникам национал-социализма. Иронично, но Ницше (будучи поляком по происхождению) считал славян высшей расой. Он писал: "Одаренность славян казалась мне более высокой, чем одаренность немцев, я даже думал, что немцы вошли в ряд одаренных наций лишь благодаря сильной примеси славянской крови". Теперь понятно, почему его не любили в Германии.

Однако я немного отошел от темы.

3. Так вот, Ницше почти презирал поклонение немецких философов греческой философии. У него это вызывало плохо скрываемое раздражение, которое он и отражал в своих произведениях. Вот, к примеру: "Греки не произвели на меня такого сильного впечатления; да, правду сказать, они и не могут быть для нас тем, чем были римляне. От греков не научишься: искусство их слишком нам чуждо, слишком расплывчато, чтобы сделаться для нас императивом, повлиять на нас классически. Кто когда-нибудь научился у греков писать? И кто мог научиться писать без римлян? Нечего указывать мне на Платона. Мое отношение к нему вполне скептическое. Платон скучен. Мое недоверие к Платону коренится глубже. Я нахожу его до такой степени уклонившемся от основных инстинктов эллинов, что готов применить к Платону скорее название "великого сумасброда". Платон -трус; он боится действительности и ищет от нее убежище в идеале". (Ф. Ницше "Сумерки кумиров или как философствовать молотом" с. 95-97). Здесь же он, явно желая принизить Платона, упоминает о том, что "этот афинянин посещал школы египтян (или, может быть, евреев в Египте)" (см. там же).

4. Из вышесказанного ясно следует, что не стоит искать истоки мыслей Ницше в греческой философии. А при чем здесь тогда Заратустра? А при том, что Ницше сознательно выбрал его в качестве первоположника греческой философии. Он был убежден, что греки, особенно Гераклит, многое у него переняли. Немцы же, а с ними и вся Европа, несправедливо забыли откуда берет начало греческая философия. Причиной тому, по мнению Ницше, является то, что "всё современное философствование имеет политическую и полицейскую подкладку; благодаря правительствам, церквам, академиям, нравам, обычаям, человеческой трусости оно ограничивается одной показной ученностью" (Ф. Ницше "О философах" с. 11). Но главное, в этом же произведении Ницше пишет: "Греки многое переняли и многому научились на востоке, откуда и заимствовали многое для своей философии. В Греции ставили Зороастра наряду с Гераклитом, индусов с элеатами, египтян с Эмпедоклом, Анаксагора с евреями... Философия, в сущности, ввезена в Грецию, а не есть ее естественный продукт, почему она и представляет нечто чуждое для греков и способствовала скорее их гибели, чем процветанию" (конец цитаты).

5. Теперь должно быть понятно, откуда у Ницше такой интерес к учению Заратустры. Нет он не был его поклонником. Его целью было разоблачение "германской философской традиции" считать греческую философию прародительницей всей философии Запада. Ясно, что Ницше существенно переиначил то, чему учил Заратустра (отсюда и историческая несогласованность в изложении). Но это только подтверждает то, что он интерпретировал его целенаправленно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ясно, что Ницше существенно переиначил то, чему учил Заратустра (отсюда и историческая несогласованность в изложении). Но это только подтверждает то, что он интерпретировал его целенаправленно.

Странная у вас логика! Может, вы хотели сказать, что Ницше "переиначил" учение Заратустры по недоразумению (т. е. по невежеству)? Или это он делал сознательно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Разумеется сознательно. Ведь у него была вполне определенная цель, о которой я уже писал. Его не интересовала историческая достоверность. У него была идея о том, что греки многое переняли у Заратустры. Для того, чтобы убедить в этом остальных (особенно немцев) он позволял себе крайне вольное толкование, лишь бы преподнести все так, как если бы это было на самом деле. Что здесь непонятного?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Победа. Вот единственное решение.

Salam Aleykum Gardash!

Nakonez to slishi rech nastoyashego mujchini. Insha Allah mi pobedim. I osvetlim pamyat nashix shahidov.

Malibu on xot i "armosha" napisal xoroshie slova - slova Zardushta. Tak ya predpochitayu takix vragov. Kogda kinjal v tvoix rukax vxodit v ego telo s xrustom, kogda ego teplaya krov istekaet, kogda smotrish v ego glaza videsh i NENAVIST i STRAX, togda ponimaesh chto eto vrag i tebe nado bilo ego ubivat.

Malibu, no vashi ubivayut detey i jenshin. Ne nado ix, beri nastoyashego mujchinu kak vraga. Privet tebe iz Californii. Xot i "armosh" zdes mnogo, no oni kakie to ne sovsem vedut sebya po vrajeski. A vedut sebya kak nastoyashie "armoshi". Na vid tixie, spokoynie, izlomlennie "godami izgnaniy" i podavlennie "turezkim genozidom", no verolomnie, truslivie i jestokie. Kak jalko chto nam popalis takie vragi kak vi. A tak s udovolstviem ya bi votknul bi svey kinjal v grud odnogo iz etix "vragov" InshaAllah vstretimsya na pole boya.

Diana, perestan nestu chush o pobede razuma i intellekta. Ne jenskoe delo sudit o voyne. Sidi, rodi detey i vospitay ix xorosho. Esli bi materi xorosho bi vsex detey vospitali bi, v mire bilo menshe podonkov kak te kotorie orudovali v Xojali.

Privet Vam Vsem iz Californii. Yashasin Gelebe!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

To Ziyadli

Mozhet adresok podkinesh raz ti takoi smeli v Californii sidish.

Khochetsia psmotret na cto ti sposoben, pobeditel srani.

Zhdu otveta i ne zabud, Ya ridom.

Ya jivu v Newport, skaji kogda i mi vstretimsya. Ya predlagayu vstretitsya gde nibud v East LA. Skaji gde, Basdi Jan. Podkin vse eto mne v privat.

Basdi yoxsa basmadi?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...