Jump to content

Почему демократы казнили Сократа?!


Recommended Posts

Почему демократы казнили Сократа?!


“казнь Сократа“

Смерть Сократа — Википедия
Сократ верил в бессмертие своего дела. И не ошибся. Учение Сократа, рассказ о жизни и смерти философа, записанный его молодыми последователями, стали достоянием всего человечества. Из зала афинского суда протянулась цепь преемственности идей умеренности, справедливости и добра. Сегодня с этими идеями, быть может, связан единственный шанс выжить…

(Лев Остерман)

399 год до н.э. Афины. Казнь Сократа.

Судебный процесс над Сократом 399 г. до н.э презентация, доклад

Когда в назначенный час раб принес чашу с цикутой, Сократ спокойно её выпил до дна. Он приветливо попрощался с друзьями, немного походил, а когда почувствовал тяжесть в ногах, лег на тюремную койку и запутался в гиматий. Потом откинул его, сказал: "Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдай же, не забудь". Это были последние слова Сократа.

(Лев Остерман)

Ибо нефиг то бишь нах!

Link to comment
Share on other sites

Божественная природа Сократа.

Со мной (Сократом) приключается нечто божественное или чудесное… Началось у меня с детства: возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня оттого, что я бываю намерен делать…

(Платон)

Судебный процесс над Сократом 399 г. до н.э презентация, доклад

Нередко Сократ, отключившись от внешнего мира, уходил в самого себя.

В платоновском диалоге "Пир" Алкавиад рассказывает, что однажды Сократ задумчиво простоял, не сходя с места, целые сутки. Сократ пережил духовную эволюцию. Ему никогда не приходило в голову, что он мудр, пока на вопрос одного его почитателя, есть ли кто мудрее Сократа, дельфийский оракул ответил, что нет, чем Сократ был очень озадачен. Но и тогда Сократ не возгордился. Он решил, что Аполлон устами пифий хотел сказать, что Сократ мудрее других не потому, что действительно мудр, а потому, что знает, что его мудрость ничего не стоит перед мудростью бога. Сократ так формулирует свое превосходство над другими людьми: "Я знаю, что я ничего не знаю".

(А.Н.Чанышев)

Миссия Сократа.

Вмести с тем, Сократ был убежден, что он избран богом, приставлен им к афинскому народу, как овод к коню, дабы не давать своим согражданам впадать в духовную спячку. Люди не должны, по убеждению Сократа, больше заботиться о своих делах: об обогащении и карьере, а больше заботиться о нравственном и интеллектуальном совершенстве.

Его, Сократа, сам "бог поставил в строй, обязав… жить и заниматься философией".

(А.Н.Чанышев)

Сократ против тирании.

Правление, при добровольном согласии народа и на основании законов, он считал монархией, а правление против воли народа - тиранией. Резко и отрицательно оценивал он тираническое правление и подчеркивал её недолговечность.

(В.Г.Иванов)

Сократ против демократии.

Цари и начальники, по его (Сократа) словам, это не те, что имеют скипетры или избранны кем бы то ни было, или получили власть по жребию, или насилием, или обманом, но те, которые умеют управлять.

Управлять государством должны люди, понявшие истинный смысл человеческой жизни, сами живущие в соответствии с этим пониманием (умеренно, бескорыстно, стремясь делать добро) и, вместе с тем, - знающие, как помочь своим согражданам найти дорогу к такой же доброте и счастливой жизни.

Могут ли они быть избранны с помощью слепого жребия? Разумеется, нет! Сократ высмеивает это "великое достижение Афинской демократии" и, тем самым, бросает вызов существующему правопорядку.

Никто ведь не хотел бы иметь кормчего, избранного посредством голосования, или плотника, или флейтиста, или кого-нибудь другого в подобных случаях, в которых ошибка гораздо меньше приносит вреда, чем ошибки в государственном управлении.

Таким образом, по важнейшим вопросам об исполнительной власти в государстве Сократ в оппозиции к Афинской демократии. Он очень скептически отзывается и о возможности разумного решения государственных дел Народным собранием.

Люди, которые составляют народное собрание - это валяльщики шерсти, сапожники, плотники, кузнецы, земледельцы, купцы, которые торгуют на базаре и думают только о том, чтобы дешевле купить и дороже продать. Их вожди - демагоги. С достоинством этих людей мы хорошо знакомы.

(Лев Остерман)

Ибо нефиг то бишь нах!

Link to comment
Share on other sites

После смерти Перикла в 429 г до н.э. народное собрание попадает под влияние вожаков из числа недавно разбогатевших простолюдинов. Вожаками становятся с начало торговец паклей Евкрат, потом торговец овцами Лисикл, потом Клеон - владелец кожевенной мастерской, Клеона сменил торговец лампасами Гипербол, а затем банщик Клиген. Целая серия людей своекорыстных, бездарных и безнравственных. Таковы были демагоги - вожди демоса. После смерти Перикла началось разложение демократии. Демагоги становятся могущественными вследствие сосредоточения верховной власти в полном объеме в руках демоса, они же властвуют над его решениями, так как народная масса находится у них в послушании.

Естественно, демагоги ненавидят интеллигентов, способных разоблачить беспочвенность их обещаний. Натравляют на умников простой народ. Понятно и то, что толпа легко поддается такому внушению.

Малокультурный народ, искушенные в риторике демагоги, стараются убедить, увлечь эмоционально, добиваясь народного расположения обманом. Честному человеку, чтобы приобрести доверие к себе у толпы, необходимо прибегать ко лжи.

(Лев Остерман)

Сократ и софисты.

В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов, человек. Но он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Главное содержание, цель философии Сократа - этические вопросы.

Софисты - теоретики риторики. В центре их внимания - слово. Многие из софистов обладали удивительным даром слова и создали науку о слове. Софисты учат, что мир непознаваем, и что нет истины. Как кому кажется, так оно и есть. Поэтому софисты отрицают не истину, а объективную истину. Нет объективного критерия добра и зла. Истина не объективна, а субъективна. Что кому выгодно, то и хорошо, то и благо.

 

Софистов же характеризовал Платон, как лжецов и обманщиков, ради выгоды попирающих истину и учащих этому других. С софистами постоянно спорит Сократ. Он отстаивает объективную истину и объективность добра и зла и доказывает, что быть добродетелям лучше, чем порочным, что порок, при своей сиюминутной выгоде, в конце концов, сам себя наказывает.

Некоторые софисты были профессиональными преподавателями риторики и эристики (искусства речи и искусства спора). Они брали деньги за обучение. "Главным критерием", - утверждали софисты - "является выгода".

Скульптор Антокольский

Смерть Сократа. Скульптор Анкольский М.М. Русский музей. Фото Лимарева В.Н.
Основные приемы софистов:

двусмысленность и многомысленность словесных выражений,
неправильная логическая связь мыслей.
(А.Н.Чанышев)

Справедливость заключается в том (утверждали софисты), чтобы не нарушать законов государства, в котором состоишь гражданином. Так человек будет извлекать для себя наибольшую пользу из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко чтя их, оставаясь же наедине, без свидетелей, будет следовать законам природы.

Старшие софисты - защитники демократии, как наилучшей формы правления.

(В.Г.Иванов)

Ибо нефиг то бишь нах!

Link to comment
Share on other sites

Суд над Сократом.

Сократ был обвинен в безбожии. Обвинение исходило от трагического поэта Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона.

В качестве обвинителя выступил Милет, заявивший, что клятвенно обвиняет Сократа в том, что он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и виновен в том, что развращает юношество; и наказание за это смерть.

Сократ произнес свою защитную речь, в которой опровергал выдвинутые против него обвинения, после чего был признан виновным большинством голосов. Теперь Сократу надо было самому назначить себе наказание. Он предложил присудить ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с олимпийскими чемпионами…после чего присяжные осудили Сократа на смертную казнь. Тогда Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже стар (70 лет) и не боится смерти…В памяти же потомства он, Сократ, навсегда останется мудрецом, тогда как обвинители пострадают (и в самом деле они, согласно Плутарху, повесились).

(А.Н.Чанышев)

Заключение

Демократия в Афинах была обречена. Путь исторического прогресса лежал через её падение. Нечто подобное произошло позже в Риме. Там демократическая республика тоже изжила себя.

В истории все более или менее повторяется. Пройдут века. Рабовладельческая Римская империя распадется и уступит место феодальной раздробленности. Для её преодоления в Европе возникнут обширные монархии. Переход власти к буржуазии вернет демократию. Обнищание пролетариата приведет буржуазную демократию на край пропасти, но технический прогресс и связанный с ним рост общего благосостояния укрепят почву под её ногами.

В России, в силу её политической отсталости и обширности территории, прогресс пойдет своеобразным путем. Запоздалое падение монархии даст толчок бурному развитию демократии в форме социальной революции. Затем наступит эпоха демократической тирании. Наконец, освободившись от неё, демократия осознает невозможность своего развития на базе низкого уровня жизни большинства народа, и вступит на путь энергичных экономических и политических реформ.

(Лев Остерман)

image.jpeg.9d25f0faedffc53881fcec00bc3d7b7b.jpeg

Сократ и современность.

(комментарий автора)

Западная цивилизация неуклонно шагает к закату своего развития. Кризис демократической формы управления очевиден. У власти в западных странах демагоги, которые приняли учение софитов об относительности морали. Ложь стала основным оружием современных демократов. Способы воздействия на избирателей современные софисты довели до совершенства. Современные демократы все свои усилия тратят на поиски все новых и новых способов манипуляции общественным мнением. Россия слепо пытается копировать западную форму управления обществом и тем самым загоняет себя в угол.

Необходимость политических реформ в России очевидна.

К чему призывал Сократ? Какую форму правления считал совершенной?

 

Политическая позиция Сократа близка к государственной концепции Солона - сочетание народовластия с аристократией. Сократ имел в виду такую форму правления, при которой правители и чиновники - без различия имущественного ценза и происхождения - избираются из числа людей, уважающих законы, нравственно достойных и умеющих управлять государством.

То есть имеют право быть избранными только те люди, которые не только доказали обществу свои высокие моральные качества, но и подтвердили свой профессионализм: ученые-управленцы. Ученые и философы должны управлять обществом.

Ограниченный круг людей, доказавших свое право на управление обществом, согласно идеи Сократа, может претендовать на высокие должности в государстве. Кому из этих людей можно доверить главные должности в государстве должен решать весь народ.

Сократ и китайский философ Мо Ди жили в одно и то же время. Государства (этнические образования), в которых они жили, были в одинаковой фазе своего этнического развития, и не случайно, что их идеи по управлению обществом практически совпадают. 


Сократ предполагал, что имеют право быть избранными только достойные граждане, а избирательным правом должны быть наделены все граждане. Я же считаю, что избираться должны только достойные граждане, а право избирать должны иметь только личности, доказавшие свою интеллектуальную зрелость, сдавшие специальные экзамены.

Государство должно нести ответственность за то, чтобы не менее 80% его граждан получили аттестат зрелости и, автоматически, право избирать. И из числа имеющих право избирать не менее 10% людей должны иметь право быть избранными.

Граждане, не получившие избирательные права, должны также считаться гражданами государства и не иметь других ограничений.

Граждане за аморальные поступки могут через суд лишиться избирательного права, а также через суд восстановить свои права.

Любой гражданин имеет право сдавать экзамены на аттестат зрелости, а в случаи не аттестации, имеет право пересдавать экзамены, добиваясь признания, что он является полноценной личностью.

(Лимарев В.Н.)

Ибо нефиг то бишь нах!

Link to comment
Share on other sites

Posted (edited)

За что в демократических Афинах был казнен Сократ?
Марк Каганцов
Почему Сократ презирал демократию? (Скобелев) / Проза.ру

На одном конкурсе сочинений о Сократе победила 12-летняя девочка, написавшая самое короткое: «Сократ ходил среди людей и говорил им правду. За это его убили». Лучше, пожалуй, и не скажешь в двух словах об этом босоногом старце, которого дельфийский оракул назвал «самым мудрым из смертных».

Родился он в 469 г. до н. э. в Афинах и умер там же в 399 г. до н. э., выпив по приговору суда чашу сока ядовитого растения цикуты. Отец его, небогатый ваятель-каменотес, не мог дать ему приличного образования, и откуда Сократ набрался своих обширных знаний, восхищавших современников, неизвестно. 
 
Известно, что зимой и летом он ходил в одной одежде, хуже чем у иных рабов, часто босиком. Но популярность его была такова, что в 404 г. до н. э. правительство 30-и тиранов позвало его к себе на службу, однако он, рискуя жизнью, отказался наотрез. Он порицал все формы правления: аристократию, плутократию, тиранию и демократию, — как одинаково лицемерные и несправедливые. Но считал, что произвол одного все же лучше произвола многих — и что гражданин обязан соблюдать любые, даже самые плохие законы его родины.
В молодости он отличился в трех военных походах, вынес с поля боя раненого товарища.
 
 Вошла в предание, как образец сварливости, его жена Ксантиппа, союз с которой поэт Мандельштам изобразил так:
Встречает пьяного Сократа
Крылатой руганью жена.
Возможно, он впрямь часто приходил домой навеселе, так как больше всего любил, болтаясь битый день по городу, задавать всем, кому не лень вступить с ним в беседу, свои знаменитые вопросы. Ну, а беседа и у древних греков была спутницей застолий и вина. За всю жизнь он не написал ни строки, отпечатавшись, как Христос, в пересказах его речей его учениками — главное Платоном и Ксенофонтом.
 
Сократ считается основоположником диалектики и первым, кто глубоко вскопал вопрос о сущностях — общих понятиях для разных вещей. Например что есть само по себе «прекрасное», «дурное», «полезное» и так далее. Впрочем он сам, мастер образной и цепкой речи, никак не формулировал свою философскую задачу. Но как влекомый некой путеводной целью странник запытывал всех простодушными внешне, но исподволь коварными, даже исполненными подчас язвительной иронии вопросами. 
 
Чем надменней и самоуверенней был собеседник, тем беспощадней обставлял его Сократ — и, загнав в тупик, еще как бы спохватывался: да это я сам такой дурень, что совсем сбил с толку человека!
Но за этим вроде смешным делом крылся обессмертивший Сократа метод, который он сравнивал с хлопотами повивальной бабки, помогающей роженице. А целью этих хлопот было выуживание из хаоса противоречий и недомыслий того, что Сократ ставил выше всего в жизни — истины.
 
Но какую великую истину он извлек на свет? Да никакой — кроме единственной, которую не уставал повторять: что знает только то, что ничего не знает. И этим-то лишь отличается от невеж, которые тоже ничего не знают, но думают, что все знают.
За что же тогда он так почитался уже при жизни — а посмертно был возведен чуть не в родоначальники науки философии? Формально — за его диалектический метод, позже оформленный в учение о «единстве и борьбе противоположностей». 
 
А в сути — за воплощенный им образ мыслителя, имеющего смелость выйти за пределы всего ведомого, дабы постичь силой ума загадочный, бездонный мир — прежде всего мир человека. Его неистовая страсть непредвзято и дотошно судить обо всем на свете не обходила ни самые простые с виду, «детские» вопросы — ни самые парадоксальные и даже запретные: о сущности богов и власти. Он, может, первым из всех мыслителей возвел в систему такой взгляд, что истина — не некий богоданный абсолют, а совокупность противоречивых и даже взаимоисключающих на первый взгляд сторон.
 
Вот он, к примеру, начав с самого тривиального, пытается установить сущность такого понятия как мужество: «Мужество ли, — спрашивает он собеседника, — не оставлять поле боя первым?» — «Конечно». — «А бежать от врага — трусость?» — «Разумеется». — «А если воин бежал с хитростью и с ее помощью победил врага?» Тут собеседник уже несколько смущается: как это он мог упустить такой подвох? И дальше от вопроса к вопросу, словно раздевая лист за листом кочан капусты, отсеивая всякое ложное или даже неточное суждение, Сократ стремится к сердцевине — и к чему приходит? Чаще всего никакого однозначного ответа в результате нет. Но мощный ум настойчивого босяка как бы продрал нас сквозь все противоречия предмета, заразил ощущением, что это продирание через наружную листву и есть путь к истине. Надо лишь, как бы внушает постоянно он, бесстрашно, не мигая смотреть в глаза правде — или мраку, при неимении достаточного света.
 
Как у иных есть абсолютный музыкальный слух, у него был абсолютный слух на всякую неправду. И его утверждение о собственном незнании не было скорей всего ни нарочитым парадоксом, ни кокетством тайного всезнайки. Похоже, он имел в душе какой-то неизреченный образ истины, понимая, что в современном ему мире нет возможности ее изречь. Потому главным образом неутомимо отметал прочь все неистинное, а в его беседах отрицаний куда больше, чем утверждений, и первые звучат куда убедительный вторых.

Edited by Platon-1961

Ибо нефиг то бишь нах!

Link to comment
Share on other sites

По современному выводу историков Кембриджского университета, Сократ был виновен в богохульстве и развращении юношества и приговорен к смертной казни на законных основаниях.(с)

image.jpeg.2338ba6f040b2357e09108ae4cdbb167.jpeg

Ибо нефиг то бишь нах!

Link to comment
Share on other sites

Казнь философа Сократа

Казнь Сократа, признанного оракулом Дельфийского храма самым мудрым из древних греков, несёт из глубины веков мрак жестокой несправедливости неправедного суда после восстановления демократии в Афинах. В солнечное весеннее утро 399 года до нашей эры в Афинах готовился к открытию знаменитый процесс, и всё активное мужское население города спешило к месту судебного разбирательства, предчувствуя острую схватку в полемике семидесятилетнего философа со своими обвинителями.
1396.jpg
Только что было свергнуто народным восстанием правление тридцати тиранов во главе с Критием, учеником Сократа, установленное Спартой после поражения афинян в двадцатисемилетней Пелопоннесской войне. В город вернулись изгнанные демократы и среди них богатый кожевник Анит, ненавидевший философа за то, что был высмеян им во время публичного спора, и за отказ сына после бесед о нравственности наследовать профессию отца.

Трое граждан Афин (поэт-трагик Мелет, богатый и влиятельный демократ Анит, ремесленник и оратор Ликон) обвинили Сократа в отрицании богов и развращении молодёжи придумыванием новых божеств. Первым на процессе выступил Мелет, заявивший, как сообщает античный историк Диоген Лаэртский, что Сократ «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает молодёжь, и наказанием должна быть смерть».

Ликон и Анит повторили обвинение начинающего поэта и тоже потребовали смертной казни. В ответ Сократ произнёс речь, опровергавшую надуманные претензии к нему, доказывая, что не он, а философ Анаксагор «объяснял научным образом небесные явления». Но ему не хотели верить — всё было предопределено.

Сократ, признанный большинством голосов присяжных виновным, должен был сам назначить себе наказание. Он мог предложить в качестве кары своё изгнание или штраф, но заявил, что ни в чём не виновен и заслуживает вознаграждения в виде бесплатного пожизненного обеда с олимпийскими чемпионами или символического штрафа в одну мину. Крики негодования, возмущённое топанье ногами присутствующих подействовали на пятьсот одного судью, и они сами голосованием определили меру наказания…

Сократа осудили на смерть, но отсрочили приведение приговора на месяц из-за отплытия накануне корабля на остров Делос с ежегодной религиозной миссией. После оглашения приговора Сократ произнёс: «Вы идёте отсюда, чтобы жить, а я — умереть. А что из этого лучше, неизвестно никому, кроме бога». В своей последней речи философ сказал, что смерти не боится, что в памяти людей останется мудрецом, что его обвинители обязательно пострадают. Он оказался пророком в жизнеописаниях Плутарха, согласно которым его обидчики повесились.

Сократ утверждал, будто с самого детства слышал внутренний голос, посредством которого бог склонял его к рассуждениям. Афинский философ родился в 469 году до нашей эры в предместье столицы Аттики в семье ремесленника-камнетёса Софрониска и акушерки Финареты. В молодости он посещал уроки красноречия и беседы женщины-философа из Милета Аспасии и отказался наследовать профессию отца, решив серьёзно заниматься ораторским искусством.

Ему было тридцать семь лет, когда началась Пелопоннесская война и пришлось исполнять воинский долг. По свидетельству историков он отважно сражался в трёх битвах первого одиннадцатилетнего периода до заключения в 421 году до нашей эры Никиева мира. В сражениях второго периода Сократ не участвовал, он был заседателем в совете пятисот и не раз, сталкиваясь с неоправданной жестокостью в судебных процессах, противился несправедливым расправам даже во времена правления тридцати тиранов после поражения Афин.

Всё своё свободное время Сократ проводил в философских спорах, у него было много учеников, ведь он не брал ни с кого денег за обучение. Он не входил ни в одну партию и мог с любым человеком беседовать на темы морали, познания истины и справедливости. Человек рассматривался Сократом как нравственное существо, и он считал, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно, утверждал, что познать можно только душу человека и его дела, и в этом заключается задача философии.

Тридцать дней находился Сократ, закованный в цепи, в ожидании казни, пока корабль не вернулся с острова Делос в Афины. Его верный друг Критон подкупил стражу и предложил бежать, но философ отказался, сказав, что закон надо уважать, хотя его и осудили несправедливо. Последний день Сократ провёл со своими учениками, и только Платон не пришёл с ним проститься из-за болезни.

У него было много времени на размышления, и ученики услышали его последние рассуждения об освобождении бессмертной души от её смертной телесной оболочки. Он простился с женой, тремя своими сыновьями и ушёл в комнату для омовения. После купания к нему подошёл палач с чашей яда из цикуты и попросил не проклинать его. Сократ успокоил прислужника, выпил яд и предупредил своих учеников, что хотел бы умереть в благоговейном молчании, не слыша их рыданий.
 
Когда у Сократа похолодел живот, он подозвал своего верного ученика Критона и передал странную просьбу: «Критон, нужно принести петуха в жертву Асклепию». Это были последние слова великого философа перед уходом из жизни, тайный смысл которых до сих пор не разгадан. Одни исследователи утверждают, будто Сократ хотел подчеркнуть последними словами, что смерть тела — это выздоровление души; другие, что смерть — выздоровление от болезни, называемой жизнью; третьи называли их просто дерзостью философа. Платон приписал учителю свои взгляды на бессмертие души.

Бог врачевания греческой мифологии Асклепий (у римлян — Эскулап) воскрешал даже мёртвых, но Сократ к своей просьбе ничего не добавил. Петуха обычно приносили в жертву богу медицины за выздоровление. Возможно, великий философ хотел отблагодарить Асклепия за исцеление души от злобного гнева за учинённую с ним несправедливость, от ненависти к своим обидчикам.

Можно расшифровать последние слова Сократа и как послание человечеству: принести в жертву богу врачевания крикливого, задиристого петуха, чтобы он исцелил души людей от сумасшествия самоуничтожения, жестокости «духовной спячки»…

Ибо нефиг то бишь нах!

Link to comment
Share on other sites


Отсюда же, видимо, происходят и два его самые загадочные для современников признания, за которые он и заплатил в итоге головой. Одно — что с каких-то пор в нем поселился некий внутренний голос, называемый им «демоном», который никогда не говорил, что надо делать, но говорил, чего делать не надо. Ну а второе — уже самое крамольное. Рассматривая проявления огромного числа тогдашних богов, он заподозрил, что они действуют не абы как, но за ними стоит некий безымянный архибог, и управляющий их действиями.
 
Но при всем этом он строго держался и неких положительных начал. Все то же, вероятно, внутреннее чувство, ломавшее все шаблоны отвлеченного суждения, заставляло его возводить гражданскую добродетель в высшее человеческое качество. И удивительно перекликаясь вновь с Христом, он за 4 века до Христа изрек одну из главных установок будущего богочеловека — что для всякого гораздо лучше терпеть зло, чем творить его. Но попутно впал в какое-то безумное для мудреца младенчество — сочтя, что если люди поймут, в чем добро, только ему и будут следовать!
 
Гражданский долг он стойко исполнял не только на войне. Сограждане запомнили его принципиальность на посту притана — члена совета Пританея, учреждения, отправлявшего властные и обрядовые функции. В Пританее еще угощали изысканным обедом за казенный счет отличившихся в пользу отечества героев — например победителей на Олимпийских играх. И когда некто был осужден на казнь, несправедливо по мнению Сократа, он один из всех 50-и коллег-пританов громко выступил против.
 
Но даже современному ребенку уже, наверное, ясно, что такому правдоборцу с его неукротимым словом и умом, рано или поздно должно было не поздоровиться. Для аристократов он был вызывающим простолюдином, беспощадно побивавшим в публичных спорах их купленную за большие деньги образованность. Для демократов — распугивающим их улов и срывающим их продувные вывески разоблачителем. Кто-то даже сравнил его с электрическим скатом, который своим ударом лишает языка любого спорщика. Еще кого-то пугал его великий критицизм и полная отвязанность суждений…
 
Но так как даже 30 тиранов не решились в открытую преследовать его за отказ служить им, сменившие их демократы завели против него тайную интригу. Считается, что руку к ней приложили и софисты, которых он высмеивал за бесцельную словесную эквилибристику. Но на них тогда возникла мода, они давали знатным юношам дорогостоящие уроки — а Сократ, учивший всех бесплатно, еще и подрывал их бизнес.
 
Плохую роль в его судьбе сыграл и знаменитый комедиограф Аристофан. Принадлежа к консервативной партии аграриев, он не делал различия между Сократом и софистами: и тот, и те были для него лишь вольнодумцами, попиравшими святую старину. В комедии «Облака» он вывел Сократа как раз в образе софиста, который сидит как сыч в своей «думальне» и учит молодежь не платить налоги и плевать на старших.
 

Ибо нефиг то бишь нах!

Link to comment
Share on other sites

В итоге «группа товарищей» из демократов во главе с неким Анитом привлекла Сократа к суду по сфабрикованному, как называется сейчас, обвинению. Ему вменялось развращение юношества, отрицание отеческих богов и введение нового божества — «расстрельная» тогда статья. Правда, в гордившихся своей просвещенностью Афинах она практически не применялась — да и суд над Сократом мыслился скорей как бутафорский, с целью лишь окоротить его, но не лишать жизни. Но старина Сократ, военный ветеран, не поклонившийся и былым 30-и тиранам, не дал выставить себя в шутовской роли.
 
Когда ему дали слово, он, обычно весьма скромный в самооценках, в корне изменил своему правилу и сказал примерно следующее. Все, что говорилось здесь против меня — вранье. И хоть всем известно, что я могу затмить любого красноречием, сегодня к нему не прибегну и скажу одну правду. А она в том, что если есть в Афинах безупречный гражданин — это Сократ, герой трех войн, слуга отечества и истины, не развратитель, а воспитатель лучших мужей, чьи имена все знают. И если хотите по обычаю услышать, чего я сам считаю достойным за мои деяния — это обед в Пританее. Тем паче что он мне нужней, чем победителям олимпиад: они не нуждаются в пропитании, а я нуждаюсь.
 
После столь дерзкой отповеди судьи, ожидавшие просьбы о замене смертной казни изгнанием или хотя бы примирительного покаяния, взбеленились от ярости. И вопреки их первоначальному замыслу приговорили Сократа к смерти.
 
Это был беспримерный приговор: в Афинах никого еще не осуждали так строго всего за выразительное слово. И когда первая ярость судей стихла, они решили одну свою подлость выправить другой — передав друзьям Сократа, что если он захочет бежать из-под стражи, препятствий этому не будет. Этой подробности скверного дела посвящен щемящий сердце диалог Платона «Критон». Критона, ученика Сократа, подослали склонить его учителя к побегу, на что богатые сограждане даже сделали свою складчину. Но Сократ, не бегавший и от врага, на доводы Критона, что достойнейший из афинян не должен быть казнен, ответил так.
 
Всю свою жизнь я проповедовал законопослушание и могу ли теперь позволить людям говорить, что это было только лицемерием, которое вскрылось, едва дело коснулось моей жизни? Разве моим детям будет лучше, если я сгину с бесчестьем на чужбине? Я уже стар, все равно скоро умирать, так лучше умру с честью! Предчувствие мне говорит, что моих судей покарает рок, а мое имя будет в славе.
 
Еще широко разошлась в Афинах и в веках такая деталь. Другой ученик Сократа, Аполлодор, придя простится с учителем, горько сокрушился: «Особенно тяжело мне, Сократ, оттого что ты осужден несправедливо!» На что Сократ ответил: «А разве тебе было бы легче, если бы меня осудили справедливо?»
 
Последним его желанием было самому обмыться перед смертью, чтобы потом не пришлось возиться с ним другим. Он выпил, как заздравный кубок, чашу с ядом, лег и умер. Афиняне, до самого конца не верившие в казнь Сократа, пришли задним числом в такой гнев против его обвинителей, что те в страхе бежали из Афин — подтвердив тем предсмертное пророчество философа…
 
Показательно, что христианство, довольно плохо относившееся к античному языческому миру, выделило из него Сократа как предвестника Христа — за догадку о том архибоге. И в ранних христианских храмах Сократ даже изображался на иконах.
 

Ибо нефиг то бишь нах!

Link to comment
Share on other sites

Но за что все же, если отрешиться от деталей, был убит этот гремучий праведник? Я думаю, лучше всего на это ответил он же сам его диалектическим посылом. Такие личности, служившие посмертно славе их народов, при жизни именно их совершенством входили в конфликт с властью, сложенной так или иначе из несовершенного большинства. И потому на таких светочей как Сократ, Христос, Джордано Бруно, протопоп Аввакум всегда находились такие казнители как афинский суд, синедрион, святая инквизиция, РПЦ. Причем последние казнили осужденных ими уже именем казненного Христа.

 

Диалектика Сократа, ушедшая за рамки его времени, пожалуй, объясняет и такой необъяснимый ныне парадокс. Жестокий сталинский режим породил у нас именно культ личности — когда могучих личностей было невообразимое сейчас число. Композиторы Прокофьев и Шостакович, писатели Шолохов, Булгаков и Пастернак, конструкторы Туполев, Яковлев, Ильюшин, Лавочкин; ученые Капица, Ландау, Курчатов — и этот список можно бесконечно продолжать. По нынешней метафизической трактовке все они произошли «вопреки» — но почему-то в наше «свободное» и благое время не происходит ничего подобного. Не пахнет ничем подобным свершениям той «плохой» поры, и последние обломки того великого «вопреки»-авиастроения — Ту-204 и Ил-96 — угроблены благодаря текущему «благодаря».

Сократ биография, жена, диалектика, основные методы и идеи философа,  главные труды в науке, взгляды, интересные факты из жизни » ГДЗ онлайн

То есть наша «свобода» парадоксальным, но уловленным еще Сократом образом обернулась афинским судом, синедрионом и инквизицией вместе взятыми. В зародыше убила этим круговым зажимом весь творческий позыв, еще раз доказав сократовский посыл: что вид снаружи может быть полной противоположностью сокрытой под ним сути.

При тирании Сократ выжил, а при демократах был казнен — и всей своей жизнью и смертью дал нам на 24 века вперед повод задуматься о выведенных им на личной шкуре парадоксах бытия! 

Ибо нефиг то бишь нах!

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...