Перейти к содержимому

Лев Толстой и Ислам...


A...

Recommended Posts

«Смотрите на меня, как на доброго магометанина» – указывает в одном из своих поздних писем Лев Николаевич Толстой – автор сразу нескольких произведений, посвященных жизни на Кавказе.

 

Но, в отличие от стихов и повестей Пушкина и Лермонтова, в них нет восхищения местной природой или скрытой автобиографии. Толстой проник в самую суть Кавказа.

Он даже провел множество бесед с плененным Шамилем, после того как царь поселил горца в имение, из которого никуда нельзя было выезжать. Зачем? И почему писателя отлучили от церкви?

1-я причина, конечно, ясна. Литератор везде, где мог критиковал догмы РПЦ.

 

А еще?

 

(скопировано с пульсмайл.ру)

Когда вся грязь народного суда

моей душе и сердцу докучала

я посылал всех с гордостью туда

где наша жизнь взяла свое начало.. 

/Есенин/

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лев Николаевич был глубоко верующим человеком. Весь вопрос в том, что он понимал Бога не так как Русская Православная Церковь

Николай II, осознавая это, даже спорил со Святейшим Синодом. Уговаривал митрополита Санкт-Петербургского не накладывать анафему.

Но РПЦ неумолима.

 

 

 

Казань, Северный Кавказ, Самарская губерния – в этих местах «безбожный граф», потеряв доверие к официальному российскому христианству, искал Истину.

И каждый раз приближался к ней, общаясь именно с мусульманами Российской империи. Их взгляды больше касались не служителей и помещений, связанных с культом, а, скорее, с моральными аспектами.

 

Светило русской литературы слишком глубоко переживал, что Вера сильно обросла Ритуалом. Особенно у русских. Как-то он написал обращение к своим сторонникам: «Церковь – название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими».

 

Толстой понимал Бога лишь как 2 очень простые вещи – Любовь и Начало Всего. Все остальное, принятое для понимания Его было, по словам литератора, излишним и даже вредным. В первую очередь, камень был брошен в огород РПЦ, сконструировавшей в свое время целую «индустрию культа» (в том числе платную).

Тут все логично – Лев Николаевич было особо прогрессивным для своей эпохи. Он и крестьян-то своих освободил, создав что-то типа вольного поселения, где оставил себя на роли его идеолога.

 

Причем тут упомянутая в заголовке религия?

В данном вероисповедании, по словам героя обзора, сохранялось некоторое ощущение простоты, свойственной для первого этапа зарождения какого-либо духовного течения. Аскетизм, почти полное отсутствие церковной обрядности, особое «опрощенное» мировосприятие.

 

В смысле упрощенное. «Опрощение» – философия, которую литературные критики и исследователи публикаций привязывают именно Толстому.

Очистка от лицемерия и фальши…

 

Толстой много общался с Шамилем (когда-то предводителем антироссийских сил на Кавказе).Однако главным героем «Хаджи-Мурата» (перечитайте его!) сделал именно Хаджи-Мурата. Даже переписывался с сыном этого наиба, Гуллой.

Чем один аварец отличался от другого? Оказывается, граф понял, что названный воин еще менее «заумен», чем Шамиль.

Вот прямо классический случай «опрощения» (позже феномен окрестили «толстовством»).

Смелость необузданна. Нрав неукротим.

Повиновение обрядности отсутствует от слова «совсем».

 

 

Когда вся грязь народного суда

моей душе и сердцу докучала

я посылал всех с гордостью туда

где наша жизнь взяла свое начало.. 

/Есенин/

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тут сразу вспоминается один из устоев самураев – бесстрашных воинов страны Восходящего Солнца.

«Во время сражения думать вообще нельзя». Относительно «толстовства» можно сказать, перефразируя: «Во время Веры думать вообще нельзя».

Любить так любить.

Убить так убить…

Вступать так вступать.

Главное, что все это естественно…

 

 

Неуправляемость, непредсказуемость, мгновенная решительность, Вера без размышлений о том, как лучше верить. Жизнь без размышлений о том, как лучше жить. Хаджи-Мурат менял союзников и, соответственно, врагов. Но никогда не менял принципа жизни «Делай что делаешь».

 

Но не стоит думать, что Толстой думал принять мусульманство. Он вообще никуда не хотел вступать (ни в политическую партию, ни в религиозную конфессию), считая это ниже достоинства.

Но он знал одно. «Шамиль – оборванный зов к свободе. Хаджи-Мурат – свобода как таковая».

Схожую концепцию мы видим в «Казаках», где вроде бы русский человек вместе с чеченцами ворует лошадей у давно осевших ногайцев!

 

Итак, что же взбесило РПЦ? Фразы писателя наподобие той, что содержалось вот в этом письме семье Викиловых «Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше всего христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения и в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия».

Ведь в старости он не стеснялся писать такое в периодике!

Когда вся грязь народного суда

моей душе и сердцу докучала

я посылал всех с гордостью туда

где наша жизнь взяла свое начало.. 

/Есенин/

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я читала всё его кавказское творчество как то и отписывалась в соответствующей теме

просто скопирую себя сюда..

 

Цитата

 

 "Казаки " Толстого

немного скучновато ,но это Толстой и этим все сказано.

 

Это мощь и вскоре ты это чувствуешь

Тут главное действующее лицо Кавказ.

и действительно так.Человек приезжает на Кавказ как бы "лечиться".

Лечить душу.

Главный герой Оленин ,конечно ,излечился ,но вряд ли это сделало его счастливым.

 

 

 

Цитата

 

"Хозяин и работник" (Толстой)

 

о доброте,гуманизме,о смысле жизни вообщем.

В разных рассказах автор показывает  и передает разный подход к осмыслению.

В "Казаках" сначала смысл жизни он видит в самопожертвовании,а потом  меняет свое мнение на " в любви к ближнему"

в этом романе он опять возвращается к самопожертвованию и в этом видит смысл жизни человека.

 

 

Когда вся грязь народного суда

моей душе и сердцу докучала

я посылал всех с гордостью туда

где наша жизнь взяла свое начало.. 

/Есенин/

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Хаджи-Мурат"  Толстого.

Книга о борьбе горцев Кавказа за свою независимость.Времена имам Шамиля,но повесть больше о его сподвижнике Хаджи_Мурате.

повесть основана на реальных,кстати,событиях.

 

 

Это незаконченный роман .Я так понимаю из последних его творений.

 

роман о сподвижнике и правой руке имам Шамиля ,о Хаджи-Мурате.Он вынужден выбирать между своим народом и врагами ,которые пришли на его землю.

 

Его образ Толстым представлен очень красиво и как бы любя.

Мне вообще кажется ,что Толстой очень любил Кавказ.Любил по настоящему.

Не как гость , не как временный путешественник или турист ,а почему то он проникся душой к Кавказу и кавказцам.Все кавказцы представлены гордыми ,красивыми ,грациозными , брутальными ,но в то же время и мудрыми людьми.

Я чувствую эту любовь его к кавказцам.

 

сначала повесть может показаться русофобской.На самом же деле он показал реальность.Реальное положение дел и показал ОТКУДА и ПОЧЕМУ пошла ненависть к русскому в чеченцах и горцах.Но в то же время я не сказала бы ,что Толстой плохо отзывается о русских .

 

Он очень даже красиво подает и русских, и их простоту.Он показывает в книге как зверства одной стороны,так и другой.Показывает всю наготу отношений двух народов.

Он не мог предположить что будет лет через сто ,но такое ощущение ,что он заранее прекрасно видел и знал о СЕГОДНЯ.

 

 

 

ну что сказать?Толстой - это вообще отдельная тема для разговора.

Толстого надо  читать ,если себя уважаешь .

 

Когда вся грязь народного суда

моей душе и сердцу докучала

я посылал всех с гордостью туда

где наша жизнь взяла свое начало.. 

/Есенин/

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, Веро сказал:

его отлучили от церкви по моему 
за aнтиклерикальные высказывания
привет А.

 

знаешь,я считаю что искусство все же выше политики ,и да простит мне моя религия даже выше религии ..

 

неправильно выражаюсь..

 

\не имею в виду ,что ставлю выше религии,а просто имею в виду ,что даже если что то идет вразрез с религией я могу прочесть ,посмотреть и дать свою оценку 

 

то есть я не из тех кто ЗАРАНЕЕ ненавидит что то или ЗАРАНЕЕ против..или заранее не согласен.Многие ненавидят ислам даже не понимая в этом ровным счетом ничего

как можно ненавидеть или любить то ,что ты даже не попытался понять ,узнать ,увидеть?

---

доказательств прямых что он принял ислам нет.Но то,что он был несогласен с догмами христианства - определенно.

 

 

Когда вся грязь народного суда

моей душе и сердцу докучала

я посылал всех с гордостью туда

где наша жизнь взяла свое начало.. 

/Есенин/

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

думаю не то что был не согласен
скорее не хватало христианства 
 для его морального кодекса
т.е. постулаты ислама добавили к его мудрости
с исламе он нашёл то что недоставало ЕМУ в христианстве

 

15 минут назад, A... сказал:

доказательств прямых что он принял ислам нет.Но то,что он был несогласен с догмами христианства - определенно.

 


как то путанно получилось

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...