Перейти к содержимому

Про Хабиба, женщин и папахи...


Recommended Posts

Про Хабиба, женщин и папахи...

Хабиб на церемонии награждения после боя с Дастином Порье произнес речь, которая задела некоторых женщин на Кавказе. Женщины остро отреагировали в социальных сетях, назвав Хабиба сексистом и фрейдистом, а сегодня уже флешмоб – фото женщин в папахах – набирает обороты.

 

Для меня вся эта история делится на 3 части: про Хабиба; про папаху; про то, в каких случаях женщины на Северном Кавказе носили мужскую одежду. 

Про Хабиба. Хабиб, безусловно, выдающийся и уже вошедший в историю спортсмен. Он имеет колоссальное влияние на миллионы людей. В ближайшие 1-2 года мы будем наблюдать политизацию всего, что связано с Хабибом и с силовыми видами спорта на Кавказе. Мы наблюдали это и раньше, но теперь этот процесс пойдет совсем в других границах. Вернее, это будет трансграничный процесс. То, с каким достоинством Хабиб заявляет о Северном Кавказе, о своей культуре и идентичности, достойно уважения. Но когда он пытается быть духовным лидером и выходить за рамки профессии, это у него получается не всегда так блестяще, как биться  в октагоне. 

 

Триумфатор в Абу-Даби был немного косноязычен, но все же, как мне кажется, он не собирался задевать, унижать женщин, тем более «показывать им свое место». Не допускаю мысли, что он как человек, воспитанный на традиционной культуре, не знает, что значит «честь женщины» у народов Кавказа – сколько фольклорных текстов об этом; сколько кровных поединков даже в начале ХХ века было устроено из-за того, что была задета честь женщины!

 

«Если надел папаху, то должен ей соответствовать, не урони свою честь и достоинство. Женщины у нас традиционно не носят папаху, потому что папаха (как, например, кинжал или пояс для черкески) – это исключительно мужской атрибут», - при «расшифровке» текст Хабиба я прочла именно так.

 

Про папаху. Папаха на Северном Кавказе – целая Вселенная. Во многих кавказских культурах мужчина, на голове которого папаха или вообще – головной убор, априори наделяется такими качествами, как мужество, мудрость, чувство собственного достоинства. Человек, надевший папаху, словно подстраивался под нее, стараясь соответствовать  – ведь папаха не позволяла склонить голову, а значит – и идти к кому-то на поклон в широком смысле. С папахой связаны многие обычаи горцев – это не только головной убор, в котором зимой тепло, а летом прохладно; это символ и знак. Мужчина никогда не должен снимать папаху, за исключением только одного случая: папаху можно снять, когда просишь о прощении кровников.

 

Администрация Кубанской области, понимая, что горцы не примут обычай снимать головной убор в помещении, в конце XIX века издала специальное распоряжение, разрешающее горцам находиться в помещении в папахах.

В Дагестане молодой человек, опасающийся открыто свататься к понравившейся девушке, когда-то закидывал в ее окно папаху. Если папаха оставалась в доме и не вылетала тотчас обратно, значит, можно рассчитывать на взаимность.

 

Оскорблением считалось, если у человека сбивали с головы папаху. Если же человек снял и оставил где-то папаху, ни в коем случае нельзя ее трогать и перемещать в другое место.

Журналист Милрад Фатулаев вспоминает в своей статье,  что, отправляясь в театр, известный азербайджанский  композитор Узеир Гаджибеков покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Носили ли женщины на Северном Кавказе мужскую одежду? Да, носили. В исключительных случаях, на свадьбах или при участии в определенных обрядах. В антропологии это называется «обрядовое ряжение». Впрочем, не только женщины переодевались в мужчин, но и мужчины в женщин.

 

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Например, этнограф Вилен Уарзиати писал, что «в Центральной Осетии -  в Урстуал, Хъудыгом, Тырсыгом - на свадьбах девочки 12–15 лет надевали мужскую одежду, приклеив усы и надвинув на лоб шапки. В таком виде они появлялись вечером к концу свадебного застолья». Меняя голоса, они представлялись как гости соседнего ущелья и подшучивали над мужчинами, уже бывшими навеселе.  

 

В Дагестане на свадьбах ( с. Бацада, с.Ругуджа) были постоянные персонажи – ряженые. Ряжеными могли быть мужчины и женщины, юноши и девушки. Иногда женщина рядилась в мужскую одежду и приделывала усы, или, наоборот, мужчина переодевался в женщину. Ряженые шутили, бросались в толпу мукой и золой, пачкались сажей. На их шутки было не принято обижаться.

 В с. Ругуджа во время свадьбы женщина переодевалась в мужскую одежду и танцевала «мужской танец» (чирисани).

 

На свадьбе у даргинцев женщинами-ряжеными обычно бывали сестры, золовки или тети жениха в возрасте от 25 до 40 лет. Они переодевались в мужскую одежду, приделывали усы, крепили к поясу кинжал. Лицо мазали сажей или накладывали на него маску из теста.

 Руслан Сефербеков, этнограф из Дагестана, считает, что к таким ритуальным переодеваниям «прибегали для усиления смехового компонента ритуальной обрядности. В то же время переодевание являлось реакцией на жесткую регламентацию гендерных ролей в традиционном горском обществе».

Женщина могла надеть мужскую одежду не только чтобы повеселить публику на свадьбах, но и в более серьезных случаях. У абхазов женщины, если погибали мужчины, переодевались в мужскую одежду и мстили.

 

В редких случаях женщина становилась абреком и переодевалась в мужскую одежду. Например, историк Аслан Мирзоев сообщает:

«В истории Кабарды известен редкий случай, когда женщина стала абреком. Ее звали Зурумхан Шогенова, и ее деятельность относится к концу XIX– началу XX века. Зурумхан родилась в мало-кабардинском селении Къаншуей (ныне Нижний Курп) в семье простого крестьянина. Когда отец умер, её мать с четырьмя детьми переехала к своему брату Батырбеку Налоеву. С юных лет Зурумхан одевалась  как мужчина, носила оружие, ездила верхом, а потом стала сообщницей абреков, вместе с которыми вела разбойничью жизнь. К началу гражданской войны ей было около 40 лет. Разбой ей начал приедаться, она стала подумывать о семейной жизни. Вскоре вышла замуж за чеченца, а в 1944 г., когда депортировали чеченцев, она не бросила мужа и уехала со всеми в Среднюю Азию. После смерти супруга вернулась в Кабардино-Балкарию и служила ночным сторожем на Аргуданской МТС».

 

То есть Хабиб-то не совсем прав. Для женщин на Кавказе папаха вполне возможна. И еще как!

Легендарная Таймасха Гехинская, чеченка, 10 лет командовала отрядом в период Кавказской войны.

view_Taymasha.png
Комменты:

 

Игорь Сажин (Эксперт) 
Как-то я прочел один роман о жизни Байрона, величайшего поэта Англии, поэта которого сделали эталоном для других культур. Пушкина назвали русским Байроном. Так вот из романа выходило, что Байрон был редкостным мерзавцем в отношениях с женщинами. Байрон смотрел на женщин лишь как на некоторых наркотик, который нужен ему, что бы хорошо писать стихи. Мое презрение к Байрону тогда в подростковом возрасте было космическим. Я откровенно ненавидел этого человека за то, что он мог так поступать с женщинами. Я помню, что на меня произвела впечатление его запредельная подлость в отношениях с другим полом. Но стихи Байрона я не переставал любить и восхищаться ими. Байрон-поэт и Байрон-человек были для меня людьми из разных миров. Тоже и с Хабибом... 

 

Vened (Гость) 
А сам Хабиб развлекает людей боями, что не особо то вяжется с благочестием (LOL). Такие казусы часто бывают в обществе пост-модерна, благодаря которому Хабиб и получил мировую славу, но, который не в силах понять, что мир не обязан совсем знать традиции его родного аула. В постмодернизме национальная одежда является не более чем аксессуаром, частью мейнстрима. У консервативных мусульман это приводит порой к психологическим сдвигам возмущаясь через Айфон как мир невежественен.

 

 М.Е.

"Что за бред это флешмоб. Женщины войны были у всех народов наверное. Или в каких то шуточных обычаях , могли носить, но Хабиб прав. Что папаха, что черкеска , это мужское".


Люда Т

."Дай Аллах нам, Кавказским женщинам, никогда не одевать папаху.  Чтобы наши мужчины защишали честь и свою и женщин ин ша Аллах".


Юлия С.

"Зурумхан - кабардинская Бриенна Тарт".

Анзор Б.

"Зурумхан-исключение. Любому народу поменьше нужны "Зурумханы"... Это ненормально. И в социальном и в медицинском плане.  Хабиб сказал то,что должен был сказать любой кавказский мужчина. Он популизирует нашу культуру,наши кавказские обычаи".


Анзор Б.

"Он-не кумир. Его прыжок в зрительный зал был неправильным. Но он-достойный,сильный мужчина,придерживающийся кавказских обычаев. Почему бы ему не быть символом кавказцев,желающих посвятить свою жизнь спорту?
Или футболисты Кокорин и Мамаев выглядят лучше,чем он?"


Эдуард Л.

"тот флэшмоб, по-моему от женского кокетства и заигрывания с хорошей фотографией. В душе основная масса кавказцев гордится его победой и безусловно заслуженно. Всё, что потом, за рингом - это другая история, а для её раскрутки необходимо намного больше времени, чем 25 минут."


Андзор М.

"К сожалению некоторые не поняли смысла слов Хабиба и делают из этого шоу....."


Ирина К.

" И что они этим хотят доказать? Что они мужики? У меня кроме усмешки этот флешмоб не вызывает! Если ты девушка, будь ею и с достоинством позиционируй себя, а не конкурируй с мужчинами!"

Юрий Ш.

"Можно просто болеть за парня и радоваться ,когда он побеждает? Многим он не нравиться только по тому ,что он кавказец ,мусульманин , а теперь не нравиться за то что сказал .Политизирует свой капитал Хабиб это ещё вопрос ,пока он великий спортсмен". 


Алимбек Г.

"Может я ошибаюсь, , это метафора. Он имел ввиду, что наши девушки не должны быть мужчинами... "


Зарема И.

"Абсолютно все правильно сказал Хабиб  обеими руками за его слова; папаху как и черкеску носили и носят только настоящие мужчины и это не Оскорбление а Абсолютно наоборот уважение и честь нашим женщинам
А вот кто одевает мужской костюм на кавказе вот это действительно позор"


Фарида К.

"Я была свидетелем того, как мужчина в 30 - градусный мороз сжег свою дорогущую по тем временам норковую шапку из-за того, что его жена побежала следом за ним и сняла головной убор с его головы со словами:"Не хочу, чтобы ты шел туда, куда идешь". А он ехал к своей больной тете, чтобы проведать ее. Он вернулся в дом, сжег шапку, сказал ей, чтобы она собирала свои чемоданы и поехал проведать тетю. Вернувшись, получил искренние извинения. Он простил, объяснив, что так не положено поступать". 


Nikirayh (Участник) 
Разбой ей начал приедаться, она стала подумывать о семейной жизни. Вскоре вышла замуж за чеченца, а в 1944 г., когда депортировали чеченцев, она не бросила мужа и уехала со всеми в Среднюю Азию. После смерти супруга вернулась в Кабардино-Балкарию и служила ночным сторожем на Аргуданской МТС. Вот и вся ваша героическая суть. сперва  разбойничать а потом под конец жизни работать сторожем у тех против кого разбойничала.

 

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дагестанки ответили флешмобом на слова Хабиба о ношении папахи
Хабиб Нурмугамедов и Наталья Савельева. Фото:  REUTERS/Christopher Pike Скриншот флешмоба на странице Натальи Савельевой, https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2309984592444415&set=a.104047723038124&type=3 Коллаж "Кавказского узла"

Слова чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова о том, что папаху на Кавказе могут носить только мужчины, потому что у них есть честь, вызвали критику в Facebook. Уже не менее 18 женщин приняли участие в флешмобе, выложив свои фотографии в папахах.

 

Как писал "Кавказский узел", 7 сентября Хабиб Нурмагомедов победил в Объединенных Арабских Эмиратах американца Дастина Порье и защитил титул чемпиона Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC) в легкой весовой категории (до 70,3 кг). Победа над 30-летним Порье стала 12-й для Нурмагомедова в UFC, всего спортсмен провел 28 боев по правилам смешанных единоборств, одержав победы во всех.

 

После победы над Порье Хабиб Нурмагомедов поблагодарил болельщиков, выделив тех, кто пришел смотреть бой в папахе. "Вижу много папах, потому что это культура не только Дагестана, не только Чечни и Ингушетии - всего Северного Кавказа. Там, где я вырос, в горах, мы носим папахи. Но не потому, что можем носить их. Для этого нужна честь, ты должен быть мужчиной. Только настоящие мужчины носят папахи - женщины папахи у нас не носят", - процитировал сегодня бойца "Просто про спорт".

Скриншот публикации Светланы Анохиной в рамках флешмоба, https://www.facebook.com/mk.ksana/posts/10206543221816335

"В ФБ запущен флешмоб. Женщины выставляют свои фото в папахах", - говорится в сообщении, отправленном сегодня на sms-сервис "Кавказского узла".

Пользователи WhatsApp могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram - на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

 

Инициатором флешмоба стала махачкалинка Наталья Савельева. В сегодняшней публикации на своей странице в Facebook она призвала отреагировать на слова Хабиба Нурмагомедова о папахах, и первой разместила собственное фото в папахе.

По состоянию на 22.40 мск 8 сентября 13 женщин-комментаторов публикации Савельевой разместили свои фотографии в папахах. "Ай мущщина такая!!!" - прокомментировала публикацию Натальи Савельевой Олеся Деревянко. "Мы, мужчинки, всегда носим папахи", - добавила Амина Шахтаманова.

view_22.jpg

На своей странице в Facebook к флешмобу присоединились дагестанская активистка Светлана Анохина и Ирина Костерина, которая предложила для флешмоба хештеги #женщинавпапахе и #нехабиб. К 22.40 мск 8 сентября в комментариях к публикации Костериной появилось еще два фото женщин в папахах. Таким образом, число участниц флешмоба достигло не менее чем 18.

"Он (Хабиб Нурмагомедов)  скорее себе хуже сделал, приравняв честь к наличию пениса. фрейдист!" - написала Ирина Костерина в комментариях к своей фотографии в папахе.

Публикация Савельевой к 22.40 мск 8 сентября набрала 88 "лайков" и 54 комментария, а публикация Анохиной - 115 "лайков" и 27 комментариев.

 

Отметим, что боец ММА Хабиб Нурмагомедов приобрел огромную популярность в Дагестане. В 2018 году он стал одним из инициаторов "борьбы за нравственность" в республике. В частности, спортсмен подверг резкой критике показанный в Махачкале спектакль "Охота на мужчин". Из-за критики и "неспокойной обстановки" в Дагестане выступления в республике отменили рэперы MC Doni, Егор Крид, Элджей, а также Стас Михайлов
 

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 months later...

Генеральный директор Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC) Дэйна Уайт в шутку заявил, что команда бывшего чемпиона организации в лёгкой весовой категории россиянина Хабиба Нурмагомедова может приехать из Дагестана и захватить США.

«Команда Нурмагомедова может приехать из Дагестана и полностью захватить США. Потому что поколение американцев состоит из трусливых идиотов», — заявил Уайт в интервью Full Send Podcast.

Гендиректор UFC призвал сравнить американскую молодёжь с молодёжью из стран Ближнего Востока и России.

«Если вы сравните, вы уже увидите разницу. Они родились другими, по-другому воспитаны. У американцев совсем другой менталитет. Мужчины в США с каждым днём становятся всё женственнее», — сказал он.

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 months later...

 

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...