Перейти к содержимому

Хыналыг


Recommended Posts

18 исторических фактов об азербайджанском селе Хыналыг… от хыналыгцев

xinalig-facts.jpg
 

Хыналыг — древнее село в Губинском районе Азербайджана, над рекой Кудиалчай, прославилось своим языком, своеобразными обычаями и традициями.

Своей труднодоступностью, своеобразным языком, уникальным архитектурным обликом и культурой село всегда привлекало туристов и путешественников.

Хыналыгцы — потомки населения древней Кавказской Албании. Первые упоминания о них в письменных источниках относятся к XVIII веку. До XIX века Хыналыг входил в состав Ширванского, со второй половины XVIII века — Губинского ханства.

В данном материале собраны интересные факты о селе Хыналыг от одного из местных жителей, Энвера Ахмедова:

xinalig-3.jpg Хыналыг, местный музей xinalig-1.jpg Музей в селе Хыналыг

История села Хыналыг корнями уходит в прошлое, насчитывающее около 5,000 лет.

**********

 

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Раньше места жительства хыналыгцев назывались по-разному, например «Джемали-Дервиш», или «Тепелик». Здесь во время вспашки земли были однаружены предметы жизнедеятельности и хозяйства хыналыгцев, в том числе каменные орудия труда.

**********

 

Многие могилы на кладбищах вокруг села Хыналыг располагались друг на друге, порой достигая «трех этажей». Делалось это потому, что земля в те времена была самым ценным у местных жителей. Нехватка земли породила многие пословиц и поговорок. Например, в народе говорили «если бык где-то лег на землю, значит это место ему продано.»

**********

Деревню Вандам Габалинского района на хыналыгском языке называли «Габал».

**********

Древние албанские племена говорили на 25-ти языках, одним из которых был хыналыгский язык.

**********

В соседних с Хыналыгом деревнях жизи грызы, хапиты, джеки и другие народности, которых хыналыгцы называли по-своему. Грызов — «хоттами», джеков — инджами.

**********

Древнее название хыналыгцев — кетд, а этноним «хыналыг» появился позднее. Раньше, когда в селе один человек встречался с другим, он спрашивал — «ты кетдет?». Некоторые ученые утверждали, что древнее название было связано с племенем «кетд».

 
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B Хыналыг, свадьба. 1957 год

**********

Хыналыгский язык со временем потерпел изменения, потому что в село переехали жители из других деревень. С их появлением, хыналыгский язык пополнился разнообразными неологизмами, и несколько изменился.

**********

 

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В лексике хыналыгского языка очень много омонимов, антонимов, синонимов. Есть слова, которые, описывая одно и то же действие, сильно друг от друга отличаются. Например, в хыналыгском языке приход, вхождение в дом женщины и мужчины передается совсем разными глаголами.

**********

Раньше хыналыгцы занимались кочевым животноводством. Летом они пасли своих животных у себя в округе, а зимой перемещались на зимние пастбища, которые находились в районах Пирсаахат, Али-Байрамлов, Сальян и т.д.

**********

Во времена СССР из Академии наук Дагестана в Хыналыг приезжал ученый, который составил алфавит хыналыгского языка на кириллице. Также Хыналыг посетил Алексей Евгеньевич Кибрик (в 1972 г. в соавторстве с С.Кодзасовым и И. Оловянниковой опубликовал первое грамматическое описание по результатам экспедиций — «Фрагменты грамматики хиналугского языка»).

 

**********

в Губинской зоне Хыналыг всегда считался религиозным центром. Здесь находилось духовное медресе, в XVII-XVIII в. Началом отчета принятия ислама в Хыналыге считается XII век, именно в этот период арабский полководец Абу Муслим стал распространять его среди населения. Первая мечеть, именуемая как Джума мечеть, появилась в XII веке с принятием ислама населением села. Мечеть была названа в честь Абу Муслима.

**********

В Хыналыге действовали своеобразные свадебные обычаи, а свадьбы продолжались три дня.

**********

Жители села Хыналыг делали свои собственные кладбища — в своих же дворах. Общего кладбища в селе не было, однако кладбища были со всех сторон Хыналыга.

xinalig-kladbishe-2015.jpg Кладбища Хыналыга

 

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

**********

В основном хыналыгцы дружили и имели взаимоотношения с жителями дагестанской деревни Куруш. Объясняется это тем, что там находилось святое место «Эренлер баба» и хыналыгцы часто навещали эту деревню. Там же нередко они обзаводились семьями. Хотя хыналыгцы обычно не роднились с чужими, эта деревня являлась исключением. С жителями Губинского района общение было ограниченным.

**********

До Ислама в Хыналыге правила религия огнепоклонничества. До недавнего времени поблизости от села находились обломки храма огнепоклонников. В некоторых местах были сооружены шалаши для отшельников, строились возле святынь, связанных с огнепоклонничеством. Отшельники оставались здесь 40 дней, не принимая пищу, лишь изредка пили в малом количестве воду. По их словам, через 40 дней им давался некий святой чин в иерархии огнепоклонничества.

**********

В связи с тем, что люди в Хыналыге селились «друг на друге», поднимаясь все выше по склонам гор и холмов, с целью сохранения чистоты и поддержания гигиены была построена уникальная канализационная система. Но со временем она потеряла свое значение, так как строилось много новых домов. Во время раскопок были обнаружены фрагменты этой канализационной системы, которые представляли собой самые настоящие туннели.

**********

С древней мечетью Шейха Шалбуза в Хыналыге связана легенда. Легенда гласит, что сын Шейха Шах Аббас узнав, что в этих местах живет известный святой Шахбуз баба, решает с ним встретиться и проверить его способности. Ших Шахбуз бабе в это время было видение, что кто-то хочет с ним встретиться и он решает опередить своего гостя.

Шахбуз баба встречает Шаха Аббаса на берегу реки и спрашивает — «Куда путь держишь?»

Шах Аббас отвечает — «Хочу встретиться с Шахбуз баба, не знаете, как я могу его найти?»

Шахбуз баба отвечает на хыналыгском языке — «Знай, это я.»

 

Шах Аббас не понял его и подумал, что тот говорит – «не знаю». Он едет дальше, а когда подъезжает к дому Шахбуз бабы, дочка говорит, что ее отец недавно пошел навстречу Шаху. Тогда Шах Аббас понимает, кто его встретил у реки. Потом они все же встречаются и долго спорят на самые разные темы.

В конце концов, Шах Аббас признает свое поражение и величие Шахбуз бабы. Шахская поляна стала так называться в честь Шах Аббаса, обустроившего на ней свою палатку, а протекающую рядом реку назвали в честь его жены — Шах Набат.

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 weeks later...

Архив А.Измайловой: Село Хыналыг в 1950-1970 годах 

Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
 

Атига Измайлова (1932-2006) была одной из ведущих этнографов Азербайджана. Свою карьеру она начала как специалист по талышской культуре и общественному быту, а затем обратилась к истории азербайджанского национального костюма.

Родившись в Баку, А.Измайлова получила свою ученую степень на факультете истории МГУ в 1955 г., а кандидатскую степень в Институте Этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая при Академии наук СССР в 1964 г.

А.Измайлова проработала большую часть жизни в Институте Истории, Археологиии и Этнографии Академии Наук Азербайджана где она публиковала статьи, охватывающие разнообразные темы от этнографии талышей северного Ирана и сравнительного изучения декоративных украшений до ее основной специальности – национальной одежды.

Кроме того, она провела важные этнографические исследования по вопросам беженцев в Азербайджане, среди которых были десятки людей со сломанными судьбами из-за конфликтов на Кавказе, произошедших после развала СССР. В 1996 году А.Измайлова перешла работать в музей истории Азербайджана, где она проработала в должности руководителя отдела этнографии до самой смерти.

Все фото-материалы из архива А.Измайловой смотрите тут.

Ниже — фотографии азербайджанского села Хыналыг (Губа), снятые в 1950-1970х годах, из архива А.Измайловой:

Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг-1950е
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг, 1957 год
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг, свадьба. 1957 год
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг — 1972 г.
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг — 1972 г.
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг — 1972 г.
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг — 1972 г.
Atiga-Izmayilova-%D0%94%D0%BE%D0%BC-%D0%
Дом в селе Хыналыг — 1972 г.
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг-1974 год
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг-1970е
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг-1970е
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг — 1970е
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг — 1970е
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг, 1977 год
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг, 1977 год
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг, 1977 год
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг, 1977 год
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг, 1977 год
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B
Хыналыг, 1977 год

Источник фото

Позор надо смывать любой кровью !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...