Лезгин-999 Опубликовано: 23 декабря, 2023 Жалоба Share Опубликовано: 23 декабря, 2023 18 исторических фактов об азербайджанском селе Хыналыг… от хыналыгцев Хыналыг — древнее село в Губинском районе Азербайджана, над рекой Кудиалчай, прославилось своим языком, своеобразными обычаями и традициями. Своей труднодоступностью, своеобразным языком, уникальным архитектурным обликом и культурой село всегда привлекало туристов и путешественников. Хыналыгцы — потомки населения древней Кавказской Албании. Первые упоминания о них в письменных источниках относятся к XVIII веку. До XIX века Хыналыг входил в состав Ширванского, со второй половины XVIII века — Губинского ханства. В данном материале собраны интересные факты о селе Хыналыг от одного из местных жителей, Энвера Ахмедова: Хыналыг, местный музей Музей в селе Хыналыг История села Хыналыг корнями уходит в прошлое, насчитывающее около 5,000 лет. ********** Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 23 декабря, 2023 Автор Жалоба Share Опубликовано: 23 декабря, 2023 Раньше места жительства хыналыгцев назывались по-разному, например «Джемали-Дервиш», или «Тепелик». Здесь во время вспашки земли были однаружены предметы жизнедеятельности и хозяйства хыналыгцев, в том числе каменные орудия труда. ********** Многие могилы на кладбищах вокруг села Хыналыг располагались друг на друге, порой достигая «трех этажей». Делалось это потому, что земля в те времена была самым ценным у местных жителей. Нехватка земли породила многие пословиц и поговорок. Например, в народе говорили «если бык где-то лег на землю, значит это место ему продано.» ********** Деревню Вандам Габалинского района на хыналыгском языке называли «Габал». ********** Древние албанские племена говорили на 25-ти языках, одним из которых был хыналыгский язык. ********** В соседних с Хыналыгом деревнях жизи грызы, хапиты, джеки и другие народности, которых хыналыгцы называли по-своему. Грызов — «хоттами», джеков — инджами. ********** Древнее название хыналыгцев — кетд, а этноним «хыналыг» появился позднее. Раньше, когда в селе один человек встречался с другим, он спрашивал — «ты кетдет?». Некоторые ученые утверждали, что древнее название было связано с племенем «кетд». Хыналыг, свадьба. 1957 год ********** Хыналыгский язык со временем потерпел изменения, потому что в село переехали жители из других деревень. С их появлением, хыналыгский язык пополнился разнообразными неологизмами, и несколько изменился. ********** Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 23 декабря, 2023 Автор Жалоба Share Опубликовано: 23 декабря, 2023 В лексике хыналыгского языка очень много омонимов, антонимов, синонимов. Есть слова, которые, описывая одно и то же действие, сильно друг от друга отличаются. Например, в хыналыгском языке приход, вхождение в дом женщины и мужчины передается совсем разными глаголами. ********** Раньше хыналыгцы занимались кочевым животноводством. Летом они пасли своих животных у себя в округе, а зимой перемещались на зимние пастбища, которые находились в районах Пирсаахат, Али-Байрамлов, Сальян и т.д. ********** Во времена СССР из Академии наук Дагестана в Хыналыг приезжал ученый, который составил алфавит хыналыгского языка на кириллице. Также Хыналыг посетил Алексей Евгеньевич Кибрик (в 1972 г. в соавторстве с С.Кодзасовым и И. Оловянниковой опубликовал первое грамматическое описание по результатам экспедиций — «Фрагменты грамматики хиналугского языка»). ********** в Губинской зоне Хыналыг всегда считался религиозным центром. Здесь находилось духовное медресе, в XVII-XVIII в. Началом отчета принятия ислама в Хыналыге считается XII век, именно в этот период арабский полководец Абу Муслим стал распространять его среди населения. Первая мечеть, именуемая как Джума мечеть, появилась в XII веке с принятием ислама населением села. Мечеть была названа в честь Абу Муслима. ********** В Хыналыге действовали своеобразные свадебные обычаи, а свадьбы продолжались три дня. ********** Жители села Хыналыг делали свои собственные кладбища — в своих же дворах. Общего кладбища в селе не было, однако кладбища были со всех сторон Хыналыга. Кладбища Хыналыга Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 23 декабря, 2023 Автор Жалоба Share Опубликовано: 23 декабря, 2023 ********** В основном хыналыгцы дружили и имели взаимоотношения с жителями дагестанской деревни Куруш. Объясняется это тем, что там находилось святое место «Эренлер баба» и хыналыгцы часто навещали эту деревню. Там же нередко они обзаводились семьями. Хотя хыналыгцы обычно не роднились с чужими, эта деревня являлась исключением. С жителями Губинского района общение было ограниченным. ********** До Ислама в Хыналыге правила религия огнепоклонничества. До недавнего времени поблизости от села находились обломки храма огнепоклонников. В некоторых местах были сооружены шалаши для отшельников, строились возле святынь, связанных с огнепоклонничеством. Отшельники оставались здесь 40 дней, не принимая пищу, лишь изредка пили в малом количестве воду. По их словам, через 40 дней им давался некий святой чин в иерархии огнепоклонничества. ********** В связи с тем, что люди в Хыналыге селились «друг на друге», поднимаясь все выше по склонам гор и холмов, с целью сохранения чистоты и поддержания гигиены была построена уникальная канализационная система. Но со временем она потеряла свое значение, так как строилось много новых домов. Во время раскопок были обнаружены фрагменты этой канализационной системы, которые представляли собой самые настоящие туннели. ********** С древней мечетью Шейха Шалбуза в Хыналыге связана легенда. Легенда гласит, что сын Шейха Шах Аббас узнав, что в этих местах живет известный святой Шахбуз баба, решает с ним встретиться и проверить его способности. Ших Шахбуз бабе в это время было видение, что кто-то хочет с ним встретиться и он решает опередить своего гостя. Шахбуз баба встречает Шаха Аббаса на берегу реки и спрашивает — «Куда путь держишь?» Шах Аббас отвечает — «Хочу встретиться с Шахбуз баба, не знаете, как я могу его найти?» Шахбуз баба отвечает на хыналыгском языке — «Знай, это я.» Шах Аббас не понял его и подумал, что тот говорит – «не знаю». Он едет дальше, а когда подъезжает к дому Шахбуз бабы, дочка говорит, что ее отец недавно пошел навстречу Шаху. Тогда Шах Аббас понимает, кто его встретил у реки. Потом они все же встречаются и долго спорят на самые разные темы. В конце концов, Шах Аббас признает свое поражение и величие Шахбуз бабы. Шахская поляна стала так называться в честь Шах Аббаса, обустроившего на ней свою палатку, а протекающую рядом реку назвали в честь его жены — Шах Набат. Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 11 января Автор Жалоба Share Опубликовано: 11 января Архив А.Измайловой: Село Хыналыг в 1950-1970 годах Атига Измайлова (1932-2006) была одной из ведущих этнографов Азербайджана. Свою карьеру она начала как специалист по талышской культуре и общественному быту, а затем обратилась к истории азербайджанского национального костюма. Родившись в Баку, А.Измайлова получила свою ученую степень на факультете истории МГУ в 1955 г., а кандидатскую степень в Институте Этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая при Академии наук СССР в 1964 г. А.Измайлова проработала большую часть жизни в Институте Истории, Археологиии и Этнографии Академии Наук Азербайджана где она публиковала статьи, охватывающие разнообразные темы от этнографии талышей северного Ирана и сравнительного изучения декоративных украшений до ее основной специальности – национальной одежды. Кроме того, она провела важные этнографические исследования по вопросам беженцев в Азербайджане, среди которых были десятки людей со сломанными судьбами из-за конфликтов на Кавказе, произошедших после развала СССР. В 1996 году А.Измайлова перешла работать в музей истории Азербайджана, где она проработала в должности руководителя отдела этнографии до самой смерти. Все фото-материалы из архива А.Измайловой смотрите тут. Ниже — фотографии азербайджанского села Хыналыг (Губа), снятые в 1950-1970х годах, из архива А.Измайловой: Хыналыг-1950е Хыналыг, 1957 год Хыналыг, свадьба. 1957 год Хыналыг — 1972 г. Хыналыг — 1972 г. Хыналыг — 1972 г. Хыналыг — 1972 г. Дом в селе Хыналыг — 1972 г. Хыналыг-1974 год Хыналыг-1970е Хыналыг-1970е Хыналыг — 1970е Хыналыг — 1970е Хыналыг, 1977 год Хыналыг, 1977 год Хыналыг, 1977 год Хыналыг, 1977 год Хыналыг, 1977 год Хыналыг, 1977 год Источник фото Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 12 октября Автор Жалоба Share Опубликовано: 12 октября Хыналыг: место, где застыло время Зарина Оруджалиева Село Хыналыг Губинского района Азербайджана, расположенное на высоте 2100—2200 метров выше уровня моря, над рекой Кудиалчай, — самое уникальное место в республике. Место, где застыло время. В наши дни в Хыналыге проживает около двух тысяч жителей. Почти всё население является коренным. Село находится в труднодоступном районе, на юго-западе Губинского района, на склоне горы Кызылкая, на северном склоне Главного Кавказского хребта. Своей труднодоступностью, своеобразным языком, уникальным архитектурным обликом и культурой село привлекает туристов и путешественников. Здесь находятся относящиеся к средним векам храм Огнепоклонников, гробница Хыдыра Неби, мечети Шейха Шалбуза, Абу Муслима, пещеры и многочисленные неизученные археологические памятники. Большую часть территории занимают субальпийские и альпийские луга. 9 октября Государственное Агентство по Туризму организовало медиатур для представителей средств массовой информации в Государственный историко-культурный и этнографический заповедник «Хыналыг и Кёч Йолу» («Хыналыг и Кочевой путь»). В туре, приуроченном к годовщине включения Хыналыга в список ЮНЕСКО, приняли участие более 40 представителей СМИ. В ходе тура участникам была предоставлена информация о проделанных за год работах, после того, как «Культурный ландшафт Хыналыг и Кёч Йолу» получил статус объекта Всемирного наследия. Было отмечено, что в заповеднике завершены работы по реструктуризации и подготовлены ключевые документы по реставрации и консервации в соответствии с требованиями Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также началась работа по созданию базы данных заповедника. В ходе медиатура была представлена информация о работах, проводимых Госагентством по туризму по сохранению и консервации архитектурных элементов, которые являются важными атрибутами культурного наследия Хыналыга. В частности, речь шла о ремонтно-реставрационных работах, осуществляемых на территории села. С 2020 года в целях защиты архитектурных ценностей Хыналыга проводятся проектные работы по реставрации 60 аварийных домов, из которых 41 дом уже полностью отремонтирован и передан местным жителям. В последующие два года планируется отремонтировать ещё 19 домов. Поскольку большинство домов в Хыналыге двухэтажные, общая площадь ремонтных работ составляет более 18 тысяч квадратных метров. Основными трудностями при проведении этих работ являются горный рельеф и суровый климат, который позволяет вести строительство лишь в течение пяти месяцев — с мая по сентябрь. Журналистам также сообщили, что помимо сложного рельефа и неблагоприятных погодных условий, увеличение объёмов работ, не предусмотренных изначальным проектом, также способствовало продлению сроков строительства и росту затрат. По многочисленным просьбам жителей села Хыналыг, с целью улучшения их бытовых условий, были дополнительно построены тандыры, санузлы, конюшни и другие постройки, которые не входили в первоначальный план. Это привело к значительному увеличению расходов. Ещё одним из факторов, увеличивающих стоимость реставрации, является использование специальных дорогостоящих строительных материалов, в соответствии с рекомендациями Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, необходимых для сохранения уникальных архитектурных особенностей Хыналыга. Представителям СМИ сообщили, что реализация масштабных ремонтных и реставрационных проектов, а также других проектов госагентства способствовала росту занятости и благосостояния местных жителей. Почти 90% населения села было обеспечено работой с перерывами на протяжении нескольких лет. Присвоение Хыналыгу статуса объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО привлекло внимание местных и иностранных туристов, что стимулировало развитие самозанятости среди сельского населения. Государственное агентство по туризму активно работает над созданием новых туристических продуктов, таких как кемпинг и хайкинг на территории государственного историко-культурного и этнографического заповедника «Хыналыг и Кёч Йолу». Напомним, что Государственный историко-культурный и этнографический заповедник «Хыналыг и Кёч Йолу» был создан 4 сентября 2023 года по распоряжению президента Азербайджана. 18 сентября 2023 года на 45-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО было принято решение о включении «Культурного ландшафта Хыналыг и Кёч Йолу» в Список Всемирного наследия. Образ жизни народа Хыналыг, его уникальный язык, древние архитектурные традиции и правила жизни общины, адаптированные к суровым природным условиям Кавказа, отражают исключительные общечеловеческие ценности этой местности. Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 12 октября Автор Жалоба Share Опубликовано: 12 октября Государство восстанавливает дома хыналыгцев Зарина Оруджалиева Государственное агентство по туризму реализует масштабный проект по восстановлению старых разрушенных домов в самом высокогорном селе Азербайджана Хыналыг. Однако плачевное состояние домов и сложность рельефа увеличило затраты на строительство. Прошел год, как Государственный историко-культурный и этнографический заповедник «Хыналыг и Кёч Йолу («Хыналыг и Кочевой путь» был включен список Всемирного наследия ЮНЕСКО). В заповеднике завершены работы по реструктуризации и подготовлены ключевые документы по реставрации и консервации в соответствии с требованиями Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также началась работа по созданию базы данных, связанной с заповедником. С 2020 года с целью защиты архитектурных ценностей Хыналыга проводятся проектные работы по реставрации 60 аварийных домов, из которых 41 дом уже полностью отремонтирован и передан местным жителям. В последующие два года планируется отремонтировать ещё 19 домов. Поскольку большинство домов в Хыналыге двухэтажные, общая площадь ремонтных работ составляет более 18 тысяч квадратных метров. «Сегодня тут началось переселение жителей села, примерно 500 человек переселились на низменности в направлении Гаджикабула. В Хыналыге осталось 700 человек из числа трудоспособного населения. Наша цель заключается в том, чтобы сохранить село, где бы продолжали жить люди. А для этого нужны нормальные условия для жизни и рабочие места. Наша философия заключается в том, что мы восстанавливаем дома вместе с местной общиной. Село восстанавливают свои же местные жители. Каждый ремонтируют свой дом сам и за это получает выплаты», — сказал советник председателя Госагентства Кянан Гулузаде. Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 12 октября Автор Жалоба Share Опубликовано: 12 октября Основными трудностями при проведении этих работ являются горный рельеф и суровый климат, который позволяет вести строительство лишь в течение пяти месяцев — с мая по сентябрь. В 2024 году были подготовлены проекты по реконструкции 15-ти домов. Реализуется проект достаточно сложно, признался начальник строительного отдела ГАТ Эльшан Агаларов. Все дома построены из глины и речного камня. Никаких средств для укрепления раствора использовано не было. Когда начинается восстановление, дома рушатся. Пришлось поменять тактику, чтобы максимально обеспечить безопасность постройки. Из-за сложного рельефа восстановление дома обходится в насколько раз дороже, чем было запланировано в проекте. С июня, вплоть до 29 июля, в результате проливных дождей обрушился мост на дороге в Хыналыг. Это усложнило работу строителей. Например, техника с подземной силой в 8 тонн может поднять в Хыналыг 4 тонны материала, а это означает удорожание работ. Шебень доставляется сначала до амбара и только после этого по кубу поднимается в село. Строительные материалы, привозимые из Баку, транспортируется в три этапа Баку-Губа, Губа-Хыналыг, Хыналыг-Хыналыг. Кроме того, используемые для перекладин пиломатериалы приходится закупать в России. В Азербайджане подобных брусьев не производят, пояснил Агаларов. Помимо сложного рельефа и неблагоприятных погодных условий, увеличение объёмов работы, не предусмотренных изначально проектом, также способствовало продлению сроков строительства и росту затрат. По словам главы Агентства по туризму Фуада Нагиева, для восстановления домов было предусмотрено 6 млн 600 тысяч манатов. Восстановление одного дома должно было обойтись в 80 тыс. манатов, однако позже в процессе работы возникли дополнительные траты. «Это слишком старые дома, и когда мы начали этот процесс дома, можно сказать, рушились. Поэтому мы были вынуждены заново отстраивать их, а это дополнительные расходы»,- заявил Нагиев. Однако работа продолжается. Местные жители охотно идут на сотрудничество. Они участвуют в строительстве и стараются сделать работу качественно, поскольку ремонтируют свои же дома. Улучшив свои условия, они смогут принимать у себя туристов и тем самым зарабатывать. Шестидесятилетняя Гюльнар ханум с внучкой на руках обживает только недавно выкрашенный дом. В нем живут сын с невесткой, годовалая внучка и она с супругом. «Раньше мы жили внизу, около речки, теперь тот дом мы будем сдавать туристам. В новом доме ещё осталось отремонтировать санузел. Тут все хорошо. Даже окна изготовили в старинном стиле», — радуется местная жительница. Для нового дома им подарили мебель. Реконструируют в таком же стиле, как сотни лет назад. Архитекторы решили отказаться от кровельного покрытия в пользу плоских крыш. Однако вместо грязи для крепления камней в раствор добавляется цемент. В новых домах появились санузлы, горячая вода и привычные предметы современной жизни. Внешне дома все также напоминают старинные постройки. Местами удалось сохранить рисунки на стенах, окна в потолках, служащие источником дневного света, и деревянную атрибутику. По многочисленным просьбам жителей села Хыналыг, с целью улучшения их бытовых условий, были дополнительно построены тандыры, санузлы, конюшни и другие постройки, которые не входили в первоначальный план. Это привело к значительному увеличению расходов. Ещё одним фактором, увеличивающим стоимость реставрации, является использование специальных дорогостоящих строительных материалов, в соответствии с рекомендациями Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, необходимых для сохранения уникальных архитектурных особенностей Хыналыга. Реализация масштабных ремонтных и реставрационных проектов, а также других проектов Государственного агентства по туризму способствовала росту занятости и благосостояния местных жителей. Почти 90% населения села было обеспечено работой с перерывами на протяжении нескольких лет. Присвоение Хыналыгу статуса объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО привлекло внимание местных и иностранных туристов, что стимулировало развитие самозанятости среди сельского населения. Госагентство по туризму активно работает над созданием новых туристических продуктов, таких как кемпинг и хайкинг, на территории государственного историко-культурного и этнографического заповедника «Хыналыг и Кёч Йолу». Напомним, что Государственный историко-культурный и этнографический заповедник «Хыналыг и Кёч Йолу» был создан 4 сентября 2023 года по распоряжению президента Азербайджана. 18 сентября 2023 года на 45-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО было принято решение о включении «Культурного ландшафта Хыналыг и Кёч Йолу» в Список Всемирного наследия. Кочевой образ жизни Хыналыг, его уникальный язык, древние архитектурные традиции и правила жизни общины, адаптированные к суровым природным условиям Кавказа, отражают исключительные общечеловеческие ценности этой местности. Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 12 октября Автор Жалоба Share Опубликовано: 12 октября Азербайджанское село, в котором нет невест Зарина Оруджалиева 11 октября 2024 Самое высокогорное село Азербайджана – Хыналыг вправе побороться еще за одно звание. Оказалось, что в этом населенном пункте, расположенном в Губинском районе на высоте 2100—2200 метров выше уровня моря над рекой Кудиалчай, практически нет невест на выданье. Местные молодые мужчины сетуют, что им не на ком жениться. В селе не осталось девушек на выданье, а те, кто им нравится, не хотят жить так высоко в горах. Как рассказал Minval.az местный аксакал Шабанов Юсиф, в селе проживают около 40-ка не женатых мужчин, однако никто не хочет выходить за них замуж. Девушки с других сел не желают жить в Хыналыне. «Увидев это, мужчины начали похищать невест в других селах (смеется). За последний год уже украли трех-четырех девушек. Но молодые люди женятся не только на девушках из нашего района, привозят также с других районов», — говорит пожилой собеседник. Местные же девушки больше не хотят жить в сложных условиях. В горах тепло только пять месяцев, да и то только днем. А вот с обогревом в Хыналыге — настоящая беда. Надо сказать, что до сих пор во многих домах хыналыгцев нет газа, теплой воды, интернета. Нет и дров, которыми они могли бы топить свои печи. Все лето местные жители заготавливают кизяки из навоза животных, а затем сушат их повсюду. Из высохших брикетов они собирают целые стены. Порой можно увидеть заготовки высотой в два метра и выше. Эту тяжелую работу должны выполнять как женщины, так и мужчины. Отсутствие запасов кизяков в столь сложных горных условиях для хыналыгцев означает только одно – смерть от голода и холода. Но женщины устали так жить дальше, когда можно иначе, по-человечески. Цивилизация до этих мест не дошла. Поэтому они предпочитают выходить замуж за мужчин из райцентра или как минимум переселяться в села, что находятся ниже Хыналыга. Там и погодные условия помягче, и жить полегче. «В прошлом году у нас сыграли восемь свадеб, хотя раньше ежегодно женились как минимум 30 пар», — сетует местный житель. Сегодня в Хыналыге в основном проживают люди старшего поколения. С каждым годом молодых там остается все меньше и меньше. Уезжают не только девушки, но и мужчины покидают его в поисках заработка. Местная жительница Гюльнара ханум, на вид ей около 50 лет, женила сына и выдала дочь. Сын с невесткой и годовалой внучкой живут вместе с ними, а дочка переехала в город Губа. Жить в горах сложно. Недавно Государственное агентство по туризму отремонтировало их дом и подарило мебель, чтобы люди не покидали свои дома. Скоро на первом этаже, ранее использованном в качестве хлева появится и туалет. У многих он по-прежнему сооружён над отвесной скалой, что замещает отсутствие канализации. Эдакий экстремальный санузел. Еще местная жительница рассказала, что их мужчины стараются огородить своих немногочисленных женщин от внимания назойливых туристов. И хотя село славится своим гостеприимством и туристов зовут погостить в каждый дом, однако гостей, как правило, встречают и провожают исключительно мужчины. Они обслуживают гостей за столом, а по вечерам устраивают настоящие застолье, угощая их местным самогоном. Женщины же, особенно молодые, стараются не показываться на глаза посторонним. Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.