Перейти к содержимому

Якорь с красным полумесяцем


Recommended Posts

 К.Чуприн: Якорь с красным полумесяцем.

Скромное сегодня азербайджанского военного флота   

Некоторые бакинские историки утверждают, что подобие военного флота появилось в феодальном государстве Ширван, располагавшемся на территории современного Азербайджана, в XII веке - в период правления ширваншаха Ахситана I. Располагая боевыми кораблями и опираясь на стены Бакинской крепости, Ахситан I смог отразить нападение прибывших на многочисленных ладьях русов, пытавшихся овладеть городом.С развалом в середине XVIII века персидской империи Надир-шаха, в которую входили и земли Азербайджана, появилось несколько враждовавших друг с другом мелких ханств, в том числе и Бакинское, правителем которого с 1747 по 1768 год был Мирза Мухаммад-хан - человек, не чуждый морскому делу. При нем в Баку была начата постройка судов, причем не только торговых, но и военных.О древних азербайджанских мореплавателях известно мало. Вряд ли их корабли были шедеврами судостроения, но факт остается фактом: попытки создания собственного военного флота в Азербайджане уходят в глубь веков.ГЛАВНАЯ БАЗА КАСПИЙСКОЙ ФЛОТИЛИИБакинский военный порт расположился в западной части Бакинской бухты (район Баилов). В 1867 году в Баку из Астрахани была переведена главная база русской Каспийской флотилии. Февральская революция и октябрьский переворот 1917 года разлагающе подействовали и на Каспийскую флотилию - так, по требованию матросской братвы был изгнан командующий контр-адмирал Е. В. Клюпфель.Революционные матросы поддержали большевистскую Ба- кинскую коммуну. Затем лихие братишки с такой же легкостью поддержали меньшевистско-эсеровский Центрокаспий (Центральный комитет Каспийской флотилии). После падения Бакинской коммуны, а вслед за ней - недолговечной диктатуры Центрокаспия практически вся Каспийская флотилия бывшей Российской империи перешла под юрисдикцию мусаватистской Азербайджанской республики.Поначалу, во время оккупации Азербайджана турками, которые в сентябре 1918 года взяли Баку, привезя сюда правительство мусаватистов, у Азербайджана военного флота не было. В ноябре того же года потерпевших поражение в Первой мировой войне турок сменили в Баку англичане - 5-тысячный гарнизон во главе с генералом Томсоном. Англичане передали правительству Азербайджана корабли и суда русской Каспийской флотилии, уведенные было по приказу Центрокаспия в Петровск (ныне Махачкала), но возвращенные в Баку после ухода турок.В конце августа 1919 года началась эвакуация английских войск из Баку. Завершили свою миссию на театре и действовавшие на Каспии с 1918 года силы английского военного флота (Royal Navy Caspian Flotilla - Каспийская флотилия Королевских ВМС), возглавлявшиеся коммодором Норрисом. ВМС Великобритании передали ВМС Азербайджана часть своих боевых кораблей и вспомогательных плавсредств - судов русского коммерческого флота, захваченных и вооруженных англичанами. В их числе, в частности, оказались вспомогательный крейсер "Пушкин", канонерская лодка "Греция", посыльные суда "Курск" и "Орел" и госпитальное судно "Алесгерье".В конечном итоге весной 1920 года азербайджанские ВМС в полном составе перешли на сторону большевиков. Возглавил их азербайджанский большевик, инженер, этнический курд Чингиз Ильдрым. После победы большевиков Ильдрым стал народным комиссаром Азербайджанской Советской Социалистической Республики по военным и морским делам и командующим Красным флотом советского Азербайджана - так теперь именовались национальные ВМС.Летом 1920 года Красный флот советского Азербайджана был объединен с Каспийским военным флотом РСФСР в Морские силы Каспийского моря (с 1931-го - Каспийская флотилия). На этом история собственно национального азербайджанского военного флота прервалась на 72 года.СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ----------Распад СССР коснулся и Каспийской флотилии. Летом 1992 года состоялся раздел ее главных сил, базировавшихся в Баку, между Россией и Азербайджаном. Кроме боевых кораблей и судов практически всех имевшихся у флотилии классов и вспомогательных судов Азербайджан получил в свое распоряжение обустроенную Бакинскую военно-морскую базу с большими запасами боеприпасов и материальных средств, военный судоремонтный завод № 23 и другие элементы флотской инфраструктуры.Первым кораблем, поднявшим государственный флаг Азербайджана, стал сторожевой корабль "Бакинец". Произошло это 26 июля 1992 года. Эта дата ознаменовала возрождение национальных ВМС Азербайджана. Командующим стал ничем себя особенно не проявивший на этом посту капитан 1-го ранга Рафик Аскеров, а в 1999-м ВМС Азербайджана возглавил выпускник штурманского факультета Каспийского высшего военно-морского краснознаменного училища имени С. М. Кирова, ныне вице-адмирал Шахин Султанов.В первые годы независимости азербайджанскому руководству, погрязшему во внутренних политических и экономических неурядицах и бесславной войне с Арменией из-за Нагорного Карабаха, было не до национального военного флота и содержания в надлежащем порядке его кораблей. А военные моряки направлялись на сухопутный фронт.Бакинские умельцы, обнаружив на доставшихся им складах Каспийской флотилии несколько старых 130-мм корабельных артиллерийских установок Б-13, расположили их на железнодорожные платформы и отправили для обстрела армянских позиций с участка железной дороги Евлах - Степанакерт. Корабли ВМС Азербайджана привлекались для подавления мятежа сепаратистов на юге страны, где те пытались провозгласить Талышскую Муганскую республику.В 1994 году по инициативе тогдашнего президента Азербайджана Гейдара Алиева были прекращены боевые действия в Нагорном Карабахе, что спасло эту страну от национальной катастрофы. Вместе с тем Алиев - талантливый политик и опытный государственный деятель - предпринял энергичные усилия по наведению порядка в вооруженных силах, и именно при нем Азербайджан приступил к планомерному военному строительству.Примечательно, что в 1997 году Милли меджлис (парламент) Азербайджана утвердил систему военно-морских флагов и вымпелов, в дизайн-концепции которых прослеживается явное влияние советской системы. С эстетической точки зрения бело-голубой с якорем и красным полумесяцем кормовой флаг ВМС Азербайджана можно отнести к числу самых красивых в мире. Для кораблей и судов морских частей пограничных войск сегодня принят флаг также традиционного советского дизайна (зеленое поле с военно-морским флагом в крыже).С назначением на должность командующего ВМС энергичного Шахина Султанова начался качественно новый этап в их истории. Вице-адмирал Султанов оказался толковым организатором: при нем была восстановлена боеспособность доставшихся Азербайджану кораблей и, кроме того, превращены в боевые единицы некоторые суда вспомогательного назначения.СИЛЫ, СРЕДСТВА, ЧИСЛЕННОСТЬЛичный состав ВМС Азербайджана сегодня - порядка 2500-3000 человек. Подготовка офицерских кадров флота и морчастей погранвойск осуществляется в Военно-морской академии Азербайджана (бывшее КВВМКУ имени С. М. Кирова) и военно-учебных заведениях Турции, а мичманов и чавушей (старшин) контрактной службы - в учебном центре ВМС.Флагман ВМС Азербайджана - построенный в 1967 году 1040-тонный сторожевой корабль "Бакинец" ("СКР-16") проекта 159А, переименованный в G121 "Кусар" (по названию азербайджанского города Кусар, в советское время - Кусары). В ходе длительного ремонта с корабля были сняты два 400-мм пятитрубных противолодочных торпедных аппарата ПТА-40-159 (некоторое время спустя в корме были установлены две торпедные трубы), сохранена пара реактивных бомбометных установок РБУ-6000, а артиллерийское вооружение усилено - в дополнение к двум штатным двухорудийным 76-мм артиллерийским установкам АК-726 азербайджанцы установили на нем пару двуствольных 30-мм зенитных автоматов АК-230.С ракетного катера Р-173 проекта 205У "Цунами" азербайджанцы сняли контейнерные пусковые установки противокорабельных ракет П-15У, переименовали его в S-008 и передали в береговую охрану морских частей пограничных войск. Туда же была передана пара артиллерийских катеров проекта 205П "Тарантул" (бывшие АК-234 и АК-374). С катеров проекта 205П сняты 400-мм противолодочные торпедные аппараты.Чтобы пополнить состав боевых корабельных сил, азербайджанцы переоборудовали в сторожевые катера бывший корабль радиационно-химической разведки проекта 1388Р (бывший КРХ-1), установив на нем две 14,5-мм спаренные зенитно-пулеметные установки 2М7 (он получил бортовой номер Р212), и бывший спасательный катер проекта 368У (бортовой номер Р219). Последний вооружили более серьезно: спаренными 25-мм зенитным автоматом 2М3М и 14,5-мм зенитно-пулеметной установкой 2М7, а также двумя реактивными бомбометными установками РБУ-1200. Получился своеобразный малый охотник уровня 50-х годов.Зенитно-пулеметные "спарки" 2М7 получили и три бывших учебно-тренировочных катера Каспийской флотилии польского проекта УК-3 - теперь они также относятся к классу сторожевых и носят бортовые номера Р213, Р214 и Р215. Имеются и два сторожевых катера Р217 и Р218 проекта 722 польской постройки (бывшие советские посыльные катера, после приема в состав ВМС Азербайджана также вооруженные каждый установкой 2М7).Есть еще в азербайджанском флоте и патрульный катер Р222 хорошо известного во многих странах мира советского проекта 1400М "Гриф" с 12,7-мм спаренной пулеметной установкой "Утес-М".Единственным дальнезарубежным приобретением азербайджанских ВМС стал старый, 1949 года постройки противолодочный катер Р223 "Араз" - бывший турецкий АB-34 типа "Тюрк".Минно-тральные силы ВМС Азербайджана представлены более или менее отвечающими современным требованиям кораблями: тремя базовыми тральщиками проекта 12650 "Яхонт" (М325, М326 и М327) и двумя рейдовыми проекта 1258 "Корунд" (М237 и М328).В группу амфибийных сил флота входят малые десантные корабли - четыре польской постройки (проекта 771А - D433, проектов 770МА и 770Т - D431, D432 и D434) и два проекта 106К (D435 и D436). Есть также десантный катер D437 проекта 1785.Вспомогательный флот ВМС Азербайджана представлен более чем двумя десятками разных судов, из которых можно отметить судно обеспечения глубоководных водолазных работ А671 (бывшее "Свияга") проекта 10470, рейдовый танкер Т752 проекта 1844, два малых гидрографических судна проектов 871 (бортовой номер Н561) и 872 (оба польской постройки), два противопожарных судна (бывшие ПЖС-551 и ПЖС-552) проекта 1893, два противопожарных катера А643 и А644 проекта 364, малое кабельное судно T750 (бывшее "Эмба") финского проекта 1172, водолазные катера проекта 1896 (А641) и проекта 1415 (А648), санитарно-госпитальный катер А649 польского проекта СК-620, рейдовые буксиры проекта 737 (Т757) и проекта 9.8057 (постройки ГДР - Т758) и т. д. Имеется также 106-метровый несамоходный ремонтный плавучий док.ПЛОВЦЫ, ПОДЛОДКИ, САМОЛЕТЫПрактически все корабли и суда базируются в Баку (исторический военно-морской район Баилов). В состав ВМС также входят ба- тальон морской пехоты и морской диверсионно-разведывательный центр спецназначения - войсковая часть 641 (отряд боевых пловцов), дислоцирующаяся на берегу моря, в районе Зых на окраине Баку (недалеко от Военно-морской академии). В некоторых источниках эта часть называется бригадой. Она создана на материальной основе бывшего морского разведывательного пункта Каспийской флотилии ВМФ СССР.На вооружении в/ч 641 состоят оставленные Азербайджану сверхмалые подводные лодки (групповые носители боевых пловцов) типа "Тритон-1М" и "Тритон-2", а также индивидуальные подводные средства движения водолазов-разведчиков - торпедообразные носители типа "Сирена" и другие. Ныне эстафету в подготовке спецназа ВМС Азербайджана у бывших советских офицеров приняли инструкторы из стран НАТО, в частности "морские котики" диверсионно-разведывательных подразделений SEAL ВМС США и инструкторы частной американской компании Blackwater USA.Очевидный недостаток ВМС Азербайджана - отсутствие у них собственной специализированной авиации: доставшиеся в свое время Баку несколько вертолетов Ка-27ПС и три гидросамолета-амфибии Бе-12 уже исчерпали свой ресурс. Впрочем, для поддержки и воздушного прикрытия флота Азербайджан может задействовать боевые самолеты и вертолеты ВВС (например фронтовые бомбардировщики Су-24М, штурмовики Су-25, учебно-боевые самолеты L-39, фронтовые истребители МиГ-29, вертолеты Ми-8 и Ми-24). Мобилизационный резерв морской авиации - вертолеты Ми-8, Сикорский S-76, Еврокоптер "Супер Пума" и "Дофэн" гражданской авиакомпании "Азалгеликоптер", которая активно использует их для снабжения каспийских нефтяных платформ. В интересах ВМС может использоваться и приобретенный недавно в России новейший спасательный гидросамолет-амфибия Бе-200ЧС министерства по чрезвычайным ситуациям Азербайджана.Действующим резервом ВМС Азербайджана является береговая охрана морских частей пограничных войск страны. Помимо трех сторожевых катеров (по советской классификации - пограничные сторожевые корабли 3-го ранга, в ВМФ - артиллерийские катера) проекта 205П (ныне S-005, S-006 и S-007), доставшихся от Каспийской флотилии и 17-й отдельной бригады сторожевых кораблей Пограничных войск СССР, а также упомянутого выше бывшего ракетного катера S-008 проекта 205У, в ее состав входит списанный береговой охраной США патрульный катер S-201 постройки 1969 года (бывший Point Brower типа "Пойнт" серии D).Кроме того, от США получены два малых патрульных катера типа "Силвер Шип 48-футовый" (S-11 и S-12) и более мелкие плавсредства, в том числе надувные моторные катера с жестким каркасом S-09 и S-10 типа RIB-36.В состав береговой охраны Азербайджана приняты крупные океанские буксиры и суда-снабженцы, ранее принадлежавшие Каспнефтефлоту. Это четыре судна польской постройки: типа "Вихрь" (проект В-99) - S-703 и типа "Нефтегаз" (проект В-92) - S-701, S-002 и S-003. Особенность судна-снабженца морских нефтяных платформ типа "Нефтегаз" - возможность применения его в качестве вспомогательного десантного транспорта. На палубе "Нефтегаза" можно разместить 13 плавающих бронетранспортеров БТР-60/70/80, при этом не исключено десантирование подобной бронетехники сходом в воду с кормы. Один из "Нефтегазов" береговой охраны имеет вертолетную площадку под вертолет Ми-8, другой оборудован мощной антенной системой, что позволяет сделать предположение о выполнении им функций корабля радио- и радиотехнической разведки и управления.Самый мощный в постсоветском Закавказье экономический потенциал, основу которого составляет нефтедобыча, вполне позволяет Азербайджану иметь небольшой, но значимый в качестве фактора силы на Каспийском море военный флот.

Константин ЧУПРИН

Источник - Военно-промышленный курьер 

Ах Самарканд, Самарканд!

Город моей мечты..........

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 year later...

Россия и Запад начали битву за Каспий

Президент России Дмитрий Медведев провел совещание с постоянными членами Совета безопасности по вопросам взаимодействия с ЕС и противодействия Транскаспийскому газопроводу, который Брюссель хочет построить для закупки туркменского газа в обход Москвы, сообщает 17 октября "Московские новости". По мнению издания, мероприятия прошло на фоне обострения отношений России с ЕС и в самой прикаспийской "пятерке".

"На встрече, кроме постоянных членов Совбеза, присутствовали министр энергетики Сергей Шматко и глава "Газпрома" Алексей Миллер. Дмитрий Медведев во вступительном слове, опубликованном на его сайте, обозначил две темы для разговора: сотрудничество с ЕС в условиях изменения законодательства и строительство "Транскаспия". "К сожалению, за последнее время произошел целый ряд событий, которые создают проблемы в газовом сотрудничестве. Поэтому я хотел бы, чтобы сегодня и министр энергетики, и председатель правления "Газпрома" представили свои предложения о том, каким образом выстраивать отношения с нашими европейскими партнерами с учетом реализации правил так называемого "третьего энергетического пакета", - сказал президент.

Недавние масштабные обыски в офисах "дочек" и партнеров "Газпрома" в Европе он не назвал среди причин, но они явно подразумевались. Говоря о Транскаспийском газопроводе, Дмитрий Медведев подчеркнул, что Россия должна сформулировать свою позицию и "довести ее до сведения наших каспийских партнеров в случае принятия ими тех или иных решений". Это прозвучало по меньшей мере как предупреждение, если не угроза", - считает российское издание.

Отмечается, что Еврокомиссия сделала крупную ставку на Транскаспийский проект. Всего 200 км подводной трубы между Туркменией и Азербайджаном принципиально меняют расклад в сфере ресурсного обеспечения "Южного коридора", по которому газ из каспийского региона планируется поставлять в Европу через Грузию и Турцию. Для этого консорциум во главе с ВР построил газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум для транспортировки газа с месторождения "Шах-Дениз" на шельфе Каспия. В 2017-2018 годах здесь планируется начать добычу. Но ресурсов там немного - проектный уровень добычи 16 млрд кубометров газа в год, из которых 6 млрд кубометров собирается покупать по долгосрочным контрактам Турция. Остается всего 10 млрд кубометров излишка. Притом, что с турецкой территории в ЕС предлагается три газопровода - Nabucco, ITGI и TAP - общей проектной мощностью около 50 млрд кубометров. Более того, главный для Брюсселя проект NABUCCO спроектирован на 31 млрд кубометров газа в год.

"Проблему может решить подключение к проекту Туркмении. Страна добывает около 60 млрд кубометров в год и заявляет об огромных успехах в геологоразведке. В частности, на прошлой неделе Ашхабад объявил об увеличении минимальных извлекаемых ресурсов газа на месторождении "Южный Йолотен" на востоке страны c 4 до 13 трлн кубометров, а максимальные с 12 до 21 трлн. Но для того, чтобы подключить их к "Южному коридору", нужно пересечь Каспий. Президент Австрии Хайнц Фишер, который на прошлой неделе совершил турне по маршруту Баку-Ашхабад, на встрече с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым признал наличие проблем, но выразил уверенность: "Мы преодолеем все препятствия за счет определенных усилий". Попытки предпринимаются давно, но пока безуспешно. Новый поход Еврокомиссии при активной дипломатической поддержке Вашингтона официально стартовал в начале сентября и выглядит гораздо более подготовленным", - утверждает столичное издание.

Также напоминается, что Брюссель получил от руководства стран Евросоюза мандат на переговоры с Баку и Ашхабадом по поводу трехстороннего соглашения по Транскаспийскому проекту. Стороны создали рабочую группу для подготовки документов. Азербайджан и Туркмения уже около года на всех встречах прикаспийских государств (в их числе Россия, Казахстан и Иран) синхронно выступают за то, что прокладка морской трубы - это их внутреннее суверенное дело. На встрече с Фишером Бердымухамедов отметил, что они "приступают к созданию контрактной и правовой базы для поставок туркменского газа в Европу".

Отметим, что через десять дней в Ашхабад может по приглашению Бердымухамедова приехать глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на празднование двадцатилетия независимости Туркмении. "Астана занимает нейтральную позицию, Москва и Тегеран выступают категорически против, требуя сначала урегулировать правовой статус Каспия. И после выдачи мандата Еврокомиссии МИД России распространил сверхжесткое заявление о недопустимости вмешательства третьей стороны в дела каспийской "пятерки". В ответ еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер пообещал России большие проблемы в газовом бизнесе с Европой. Во-первых, если Москва будет мешать строить "Транскаспий", ей не дадут построить "Южный поток", конкурирующий с "Южным коридором" проект доставки российского газа в Юго-Восточную и Центральную Европу. Во-вторых, Еврокомиссия сделает все, чтобы сузить рынок газа в ЕС за счет ужесточения регулирования. Звучало это как ультиматум. А в конце сентября несколько сотен офицеров ЕК провели масштабные обыски в офисах "дочек" "Газпрома" и его партнеров в десяти странах Восточной и Центральной Европы. По большому счету у Москвы нет других рычагов противодействия Транскаспийскому проекту, кроме демонстрации мощи своим более мелким соседям и консолидации усилий с Ираном. Азербайджан и Туркмения уже готовят ответные шаги. Согласно данным WikiLeaks, Баку консультировался на этот счет с Вашингтоном, а Бердымухамедов на прошлой неделе провел смотр военно-морских сил Туркменистана (их состав не сообщается), учредил День ВМФ страны и поручил им блюсти интересы государства на Каспии", - заключает российское издание.

Ах Самарканд, Самарканд!

Город моей мечты..........

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Мы фирма, производящая катера и лодки в соответствии с требованиями. Наши катера используются в поисково-спасательных работах, береговой охране и т.д. Наша компания также производит катера гражданского назначения, катера для перевозки сотрудников, полицейские, таможенные, патрульные, медицинские катера."

Подробности: http://regnum.ru/news/fd-abroad/turkey/1383807.html#ixzz1lGgS84Ll

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Азербайджанский эксперт Джанмирза Мирзоев также считает, что необходимо учитывать возможную угрозу, которая исходит от Ирана. В этой связи он напомнил о сделке между ИРИ и Россией, которая состоялась в 1993 году. Тогда Москва продала Ирану 10 подводных лодок "Кило" (Проект 688, в России такие лодки еще называют "Варшавянки"). Большая часть этих судов, безусловно, сосредоточена в Персидском заливе, однако эти лодки за считанные дни можно перевезти с помощью железнодорожных платформ и на Каспий. "Здесь эти подлодки будут эффективны. Их огневой мощи достаточно, чтобы разрушить нефтяные платформы, они в состоянии блокировать выходы из бухт, бесшумны, с большим запасом автономного плавания. Конечно же, эти лодки, прежде всего, опасны для авианосцев, например американских, в случае их развертывания в Персидском заливе и и подготовки удара по ИРИ. Но, как я уже выше говорил, их легко можно перебросить и на Каспий", - подчеркнул эксперт.<br style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; padding-top: 0px; padding-right: 0px; padding-bottom: 0px; padding-left: 0px; border-top-width: 0px; border-right-width: 0px; border-bottom-width: 0px; border-left-width: 0px; border-style: initial; border-color: initial; "><br style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; padding-top: 0px; padding-right: 0px; padding-bottom: 0px; padding-left: 0px; border-top-width: 0px; border-right-width: 0px; border-bottom-width: 0px; border-left-width: 0px; border-style: initial; border-color: initial; ">По мнению Мирзоева, закупка Казахстаном корветов - верное решение. Эти суда могут не только охранять водный район, но и применяться в качестве наступательного вооружения. "У Азербайджана тоже есть ударные силы - десантные корабли. А вот чего нам не хватает, так это конкретики в военной доктрине. Необходимо отрегулировать многие вопросы, в том числе и координацию с ВМФ стран Каспийского региона. Надо держать ухо востро, а флот - в постоянно готовности", - подчеркнул эксперт.

http://www.casfactor...s/news/510.html

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Из доставшихся Азербайджану боевых кораблей Краснознаменной Каспийской флотилии наиболее крупным был 1040-тонный сторожевик «Бакинец» проекта 159А. Однако освоить эксплуатацию этого дизель-газотурбинного противолодочного СКР ВМС Азербайджана не удалось. Об этом наглядно свидетельствует жалкий вид корабля (бортовой номер 404), пришвартованного – во всяком случае, до недавнего времени – к стенке военного судоремонтного завода (бывший СРЗ № 23 ВМФ СССР) в Баку. Впрочем, есть сведения о том, СКР поставлен на капитальный ремонт, в ходе которого с него сняты 400-мм торпедные аппараты и РБУ-6000, а за рубкой установлены два 30-мм автомата АК-230. По азербайджанской национальной классификации (а-ля НАТО), прежний сторожевик отнесен к классу фрегатов (по-азербайджански «фрекат»), хотя это скорее корвет.

Как наиболее современный и боеспособный корабль ВМС Азербайджана, если верить, например, российскому справочнику «Военные флоты мира» (издан в 2005 году), оценивается бывший советский пограничный артиллерийско-противолодочный катер проекта 10410 – впрочем, другие источники никак не подтверждают наличия его у этой страны.

Сомнительную боевую ценность имеет противолодочный катер «Араз» – бывший турецкий АB-34 типа «Тюрк» 1969 года постройки (такие же катера ввиду ненадобности для нужд своих ВМС щедрые турки подарили Казахстану и Грузии).

С ракетного катера проекта 205У (бывший Р-173) азербайджанцы сняли контейнерные пусковые установки противокорабельных ракет П-15У, и теперь он составляет одну группу сторожевых катеров с довольно слабым артиллерийским вооружением – по паре 30-мм спаренных зенитных автоматов АК-230 на каждом – вместе с двумя катерами проекта 205П (бывшие АК-234 и АК-374). Еще два или три катера проекта 205П входят в состав береговой охраны морских частей пограничных войск Азербайджана. Видимо, ввиду отсутствия противолодочных торпед и специалистов по их применению и обслуживанию с катеров проекта 205П, по сведениям автора, сняты 400-мм торпедные аппараты, хотя азербайджанцы первоначально отнесли данные боевые единицы к классу «торпедо катерляри».

Чтобы пополнить состав корабельных сил, азербайджанцы переоборудовали в сторожевые катера бывший корабль радиационно-химической разведки проекта 1388Р (КРХ-1), установив на нем две 14,5-мм спаренные зенитно-пулеметные установки 2М7 (он получил бортовой номер Р212) и бывший спасательный катер проекта 368У (бортовой номер Р219). Последний вооружили по мобилизационному варианту, предусмотренному для данного проекта. В результате получился эдакий «малый охотник» со спаренными 25-мм зенитным автоматом 2М3М и зенитно-пулеметной установкой 2М7, а также двумя реактивными бомбометными установками РБУ-1200 – уровень середины 50-х годов прошлого века. Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба. Есть еще в азербайджанском флоте и патрульный катер (бортовой номер 137) хорошо известного «пограничного» проекта 1400М с 12,7-мм спаренной пулеметной установкой «Утес-М» – бывший АК-55.

Минно-тральные силы ВМС Азербайджана представлены более или менее отвечающими современным требованиям кораблями – тремя базовыми тральщиками проекта 12650 (бывшие БТ-16, БТ-103, БТ-155) и двумя рейдовыми проекта 1258 (бывшие РТ-136 и РТ-473). По-азербайджански тральщики называются «минатуфан гямиси».

Возможно, по одному тральщику обоих проектов уже выведены из боевого состава флота, и у него остались только два корабля проекта 12650 (бортовые номера М325 и М326) и один проекта 1258 (борт М237). Некоторые же источники утверждают, что у азербайджанцев имеются не два-три, а четыре тральщика проекта 12650, а также один базовый тральщик проекта 1252 (бывший БТ-177), принадлежащий к малой экспериментальной серии искателей мин – первых в мире стеклопластиковых кораблей противоминной обороны.

В группу амфибийных сил флота входят малые десантные корабли («десант гямиси») – три польской постройки (бывший МДК-107 проекта 771А – D-431, борт 309, бывшие МДК-37 и МДК-687 проектов 770Т и 770МА – D-432 и D-433, борта 291 и 380) и два проектов 106 и 106К, известные среди моряков под непочтительным прозвищем «мыльницы». Дурная слава «мыльниц» на Каспии обязана имевшему место в начале 1960-х гг. случае, когда в ходе учений недалеко от Баку внезапно налетевший шквал утопил несколько таких плоскодонных корабликов с мотострелками и танками на борту.

В целом имеющийся в наличии наряд десантных кораблей ВМС Азербайджана может принять на борт 22 танка типа Т-55 или до 800 морских пехотинцев, т.е. их с лихвой хватает на всю азербайджанскую морскую пехоту. Есть также десантный катер проекта 1785 (бывший Д-603), вместимость которого – один танк Т-72 или 20 морпехов.

Для обеспечения морской практики курсантов Военно-морской академии Азербайджана используется учебный корабль («идаряэдичи гямиси») Т-710 проекта 888, построенный для ВМФ СССР в Польше (бывший «Ока»). Т-710 применяется также в качестве корабля управления. Для учебных целей служат и три учебно-разъездных катера проекта УК-3, также польского происхождения.

Вспомогательный флот ВМС Азербайджана представлен более чем двумя десятками разных судов, из которых можно отметить мелкосидящий танкер проекта 10470, аналогичного типу «Олег Кошевой» (бывший бункеровщик Каспнефтефлота «Свияга»), принятый уже после распада СССР от гражданского флота с присвоением бортового номера А671, малый базовый танкер проекта 1844 (бортовой номер, возможно, Т752), два малых гидрографических судна проектов 871 и 872 (тоже «поляки»), два противопожарных судна (бывшие ПЖС-551 и ПЖС-552) проекта 1893 – еще одно такое судно «Генерал Гамидов» с советских времен имелось в составе морского пожарного отряда МВД Азербайджана, два противопожарных катера проекта 364 (бывшие ПЖК-12 и ПЖК-179), малое кабельное судно (бывшее «Эмба») проекта 1172, построенное в Финляндии (бортовой номер T750) и санитарно-госпитальный катер (с лазаретом на 12 мест) польского проекта СК-620 (бортовой номер 385).

http://flot.com/hist...zerbaidzhan.htm

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Речь идет не только о контроле за местными энергоресурсами. Штатам это выгодно для осуществления последующих агрессивных планов в отношении Китая, России и Ирана. Причем главная ставка здесь делается на Азербайджан, с политической элитой которого США наладили особенно тесную связь. Втянув эту и остальные страны региона в военно-техническое сотрудничество, Америка тем самым получает большую возможность влияния на их политику. Если она полностью будет поставлять все необходимое для флотов этих стран, то она будет контролировать их военную мощь. И если кто-то себя поведет не так, как этого хочет Дядюшка Сэм, ему пригрозят тем, что откажутся поставлять запчасти и боеприпасы, да еще при необходимости со спутников отключат электронику. В результате имеющаяся на вооружении стран Каспия боевая техника станет просто хламом".

http://www.pravda.ru...1-fleetkaspi-0/

Как бы там ни было, но выбор американцами Азербайджана в качестве приоритетного союзника на Каспии не может не настораживать. Разумеется, у нынешнего президента Алиева хватит ума не уподобляться Саакашвили и не быть пешкой в американской игре против России в обозримом будущем.

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По мнению заведующего сектором Средней Азии Института стран СНГ и Балтии Андрея Грозина, "каждая страна, включая и Туркмению, стремится защитить свои интересы. И туркмено-азербайджанский спор — один из ключевых. Речь, главным образом, идет о продолжении старой перебранки Туркмении с Азербайджаном за разработку трех крупных нефтяных месторождений: Баку ссылается на международные законы, позволяющие вести хозяйственную деятельность в 200-мильной экономической зоне от своих берегов. И на этом основании претендует на разработку значительной части бассейна южного Каспия. Но Ашхабад приводит ответный аргумент: все прикаспийские государства договорились учитывать протяженность своей морской границы, зависящей от береговой линии. И в этом случае, мол, спорные месторождения принадлежат нам.

Ситуация осложняется тем, что два из трех месторождений, которые Ашхабад считает своими, Баку явочным порядком уже вовсю разрабатывает с помощью западных компаний. Западные партнеры рассчитывали, что с приходом к власти нового туркменского президента эту проблему удастся устранить. Неоднократно пытались усадить Алиева и Бердымухаммедова за стол переговоров, но безуспешно. И перспективы снятия этой напряженности весьма туманны".

http://www.pravda.ru/world/asia/19-11-2010/1058061-kaspiy-0/

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Параллельно обсуждались экономические и экологические проблемы Каспия. Российский президент предложил ускорить работу по созданию транспортных коридоров в регионе Каспийского моря с последующим построением канала, связывающего Каспий с Черным и Азовским морями, а также выдвинул идею о том, чтобы все крупные энергопроекты предварительно обсуждались в рамках «Прикаспийской пятерки» и одобрялись общим согласием. «Экологическая безопасность должна стать мерилом безопасности всех проектов на Каспии, особенно в сфере освоения и транспортировки энергоресурсов…Проекты, способные нанести серьезный ущерб экологической обстановке на всем Каспийском море, не должны и не могут реализовываться без обязательного предварительного обсуждения в рамках «каспийском пятерки» и принятия консенсусных решений в интересах нашего общего Каспия».

Таким образом, стало очевидно, что Россия считает Каспий и прилегающее к нему территории приоритетной зоной своих национальных интересов и предпримет все усилия, чтобы не допустить в него США и страны Европы или создать на его южных рубежах второй Ирак.

http://www.pravda.ru...42191-kaspij-0/

Изменено пользователем Ратмир

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 13 years later...

Иран может приостановить мониторинг МАГАТЭ своих ядерных объектов, которые не подпадают под действие соглашения о гарантиях в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия. Об этом заявил председатель Комитета по национальной безопасности и внешней политике Меджлиса Ирана Эбрахим Азизи.

«Весь мониторинг, выходящий за рамки [соглашения о] гарантиях, должен быть остановлен», - сказал он эфире государственного телевидения.

По словам Азизи, члены комиссии подготовили письмо должностным лицам Ирана, в котором подчеркнули необходимость ограничения инспекций МАГАТЭ на ядерных объектах республики.

Ах Самарканд, Самарканд!

Город моей мечты..........

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...