Перейти к содержимому

Закавказье В Iv-xi Вв. (л.н. Гумилев)


Recommended Posts

Кстати не в этом ли причина исчезновения албанских книг. Если их было немного - только основные религиозные, и собраны только в одном городе...?book2.gif

а это выше, простите ...мне? :gizildish:

Изменено пользователем Albans
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 52
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Albans,

Да нет в том то и дело, что и грузинский, и армянский также и одновременно получили письменность и переводы Писаний. Они бы просто использовали грузинские и армянские книги. Тут именно говорится о нерастпостранении литературы, значит и христианства в остальной Албании. Aрмян и грузин в этом обвинить было бы нельзя.

"На албанский язык были переведены Евангелие и некоторые другие книги, но просуществовала эта литература недолго. Причина в том, что так называемый албанский язык - это был язык населения небольшой, в ту пору центральной области Албанского царства (вокруг столицы - Партава)"

вот поэтому этот язык и не получил распространения, так как остальное население имело свою письменность (армяне, грузины) и это никак не связано с вероисповеданием. Кроме того, до пришествию арабов, почти вся Албания исповедовала христианство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"На албанский язык были переведены Евангелие и некоторые другие книги, но просуществовала эта литература недолго. Причина в том, что так называемый албанский язык - это был язык населения небольшой, в ту пору центральной области Албанского царства (вокруг столицы - Партава)"

начнем с того, что не каждый источник можно считать авторитетным по истории албании.

Думаю никто не спорит, что Тревер это "прима" истории Албании.

Вот ее слова:

О языке древних албанов мы знаем чрезвычайно мало, вернее, НИЧЕГО, кроме сообщения Страбона, гласящего, что "у албанов выдающиеся цари, ныне один царь над всеми властвует; прежде каждое племя, имеющее свой язык, имело своего царя. Языков у них 26, вследствие недостаточного между ними общения..."

Как она же отмечает, наличие и различия этих языков для времени когда писал страбон, либо для более раннего периода - неясно. Но вследствие того, что география страбона по сути компилляция составленная из более ранних источников, большинство историков склоняются к мысли, что это было намного ранее страбона. (он переписал географию из трудов Гераклида, Патрокла, Феофана Митиленского, Посидония, Делия, Плиния Старшего и других)

Кроме того видно, что ко времени походов Помпея, Лукулла в регион у албан союз племен уже был сложившимся фактом. Такого же мнения и тревер.

Второе упоминание о языке албан появляется спустя 6 веков, в корюне говорится о том, что Маштоц придя в албанию "ВОЗОБНОВИЛ (!!!) ИХ АЛФАВИТ, СОДЕЙСТВОВАЛ возрождению научных знаний ....." и т.д.

Теперь разберем "дело маштоца".

Как известно "отцом" хаевой истории они же считают моисея хоренского. Не буду вдаваться в подробности правдоподобия оригиналов и переписанных, а затем удревненных рукописей. (поговорим в отдельной теме).

Так вот, Житие маштоца как говорят написал Корюн, который большую часть инфы по данным тех же историков, черпал из хоренского, а если быть более точным, переделал его. (как и все остальные, дополняя современными данными).

Так что, возможные ошибки хоренского повторились с завидной частотой.

А теперь конкретно.

Корюн пишет: ВОЗОБНОВИЛ (!!!) ИХ АЛФАВИТ, СОДЕЙСТВОВАЛ возрождению научных знаний ....."

значит это уже было.

Далее, самое интересное, в псевдо корюне, "созданном" хаями позже слова "возобновил и возрождению" отсутствуют. Странно не так ли? На эту странность указывали все ученые!!!!

Допустим он действительно ///ВОЗОБНОВИЛ (!!!) ИХ АЛФАВИТ, СОДЕЙСТВОВАЛ возрождению научных знаний ....." ////

Тогда как в 65 году албанский царь Ород послал письма помпею, прося о восстановлении мира? (Тревер, Очерки..., стр.20)

А в 3 веке, албаны не приняв писем Шапура1 (о победе над Валерианом) написали римским вождям!!!

Более того, в 6 веке, албаны уже пользовались своим письмом для международных сношений. (тревер)

Это то, что доказанно непосредственно.

Выходит за 300 лет албаны забыли и потом восстановили????? Допустим так!

время поджимает остальное завтра...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Албанс джан да дело в том, что они не осозновали себя единой нацией(так как таким не были).

А раз не единая нация, то и централизированной валсти политики не было. Общеизвестно, что западные части Албании было под большим влиянием Армении и поменьше Грузии, центральная часть это Партва а восточные части были более близки к горцам. После прихода арабов восточные албнацы начали ассимилироваться с ними, западные с армянами и грузинами. А центральная 1асть попала под еще более большое воздействие Армении, так как были единоверцы с армянами.

_____________

Думаю у них нет богатого наследия так как они его не создали. По моему главная причина в том, что не было единой нации и не было сильного госсударства. Это конечно ИМХО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

attilla, отвечаю последний раз на твою туфту, чем больше с тобой общаешься - тем более деградируешь...

Тогда как в 65 году албанский царь Ород послал письма помпею, прося о восстановлении мира? (Тревер, Очерки..., стр.20)

А в 3 веке, албаны не приняв писем Шапура1 (о победе над Валерианом) написали римским вождям!!!

ты что думаешь они римским вождям писали на албанском??? :luv: а латинский или греческий тогда на кой были?

Более того, в 6 веке, албаны уже пользовались своим письмом для международных сношений

конечно, алфавит ведь изобрели в 5 веке :gizildish:

я тебе уже говорил - оканчивай свои 10 классов!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ну что ж, продолжим, уверяю здесь вы многое почерпнете из собственной истории...

Л. Н. Гумилев

История Востока, том 2

Глава V

МЕЖДУ МОНГОЛАМИ И ПОРТУГАЛЬЦАМИ (Азия и Северная Африка в XIV - XV вв.)

ЗАКАВКАЗЬЕ В XI-XV вв.

Нашествие сельджуков сопровождалось страшными опустошениями и разрушением многих закавказских городов. Оно имело огромные последствия для исторических судеб Закавказья. Впервые сюда пришла большая волна тюркского населения. Отдельные группы тюрок проникали в регион и прежде, преимущественно с севера (хазары, булгары и т.д.), но они не изменили этнический состав населения закавказских стран. Иное дело сельджуки. Их племена прежде всего обосновались на превосходных пастбищах Южного Азербайджана (собственно Азербайджана) и Мугани, а затем Арана. Предгорная часть Арана особенно интенсивно заселилась тюркскими кочевниками на протяжении XII-XV вв., и постепенно древнее название Аран заменилось на Карабах (тюркско-иранское Черный сад). В то же время горные районы усиленно сопротивлялись тюркизации и стали прибежищем христианского населения, к тому времени арменизированного.

Проникновение тюрок в Восточное Закавказье постепенно привело к тюркизации значительной части местного населения, что положило именно в ХI-ХIII вв. начало формированию тюркоязычной азербайджанской народности. Однако отделять тюрок Азербайджана и Восточного Закавказья от малоазиатских до XV-XVI вв. вряд ли правомерно, хотя уже к XIV в. восточнотюркские наречия этого малоазиатско-западноиранско-закавказского региона выделились как самостоятельные. Знаменитый поэт Несими, живший в арабских странах, считается одним из ранних азербайджанских писателей.

Окончательное размежевание малоазиатских тюрок (современных турок) и кавказско-иранских (нынешних азербайджанцев) случилось не ранее XV-XVI вв. и связано с историей Османской империи, с одной стороны, и государствами Ак Коюнлу и Сефевидов - с другой.

Современная наука относит завершение сложения турецкой народности к концу XV в. Очевидно, так же следует датировать и сложение азербайджанского этноса.

Разумеется, дело не ограничивалось собственно сельджукским периодом (ХI-ХIII вв.). Массы тюркского населения прибывали в Закавказье и позже, с монголами и Тимуром. В основном это были огузы или родственные им племена, на основе наречий которых и сложились турецкий и азербайджанский языки.

В описаниях современников сельджукское нашествие предстает как бедствие для стран Закавказья. Сельджуки быстрее всего утвердились в южных армянских землях, откуда армянское население вынуждено было эмигрировать в пределы Византии. Так возникло Киликийское Армянское царство, просуществовавшее до конца XIV в. На Армянском нагорье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским. То же самое имело место и в пределах Закавказья. Здесь, однако, вплоть до XIII в. общее положение было иным. Грабительские походы сельджуков заставили закавказские государства сплотиться перед лицом завоевателей. Возглавило борьбу самое сильное из них - Грузия. Уход "союзников"-византийцев из Западного Закавказья, с одной стороны, облегчил положение Грузии, до того стесняемой империей. С другой же стороны, Грузия осталась почти один на один с ордами тюрок. Последние во второй половине XI в. захватили часть Южной Грузии, как обычно вытесняя оттуда грузинское население и обращая культивированные земли в пастбища.

Это заставило грузинских феодалов сплотиться вокруг царской власти. Но лишь распад империи Великих Сельджуков в 90-х годах XI в. привел к существенным изменениям в ходе борьбы Грузии с завоевателями. В истории Грузии это приходится на правление Давида IV Строителя (1089-1125). Проведя ряд реформ, направленных на укрепление центральной власти, в том числе и военную, Давид сумел организовать отпор сельджукам. К концу его правления Грузия была вполне самостоятельна и древняя ее столица Тбилиси освобождена от власти мусульман.

Однако Давид и его преемники отлично осознавали всю сложность политической ситуации в Закавказье, а потому проводили вполне лояльную политику по отношению к закавказским мусульманам и монофизитам-армянам. В XII в. сложился своеобразный союз стран Закавказья, во главе которого стояла Грузия, в борьбе против сельджуков. Но союзниками (а порой и вассалами) Грузии были не только христиане-армяне, но и мусульманские княжества Аран и Ширван.

Очень умело грузинские цари использовали против сельджуков и их северокавказских соплеменников - половцев. После разгрома половецких орд Владимиром Мономахом и его союзниками часть половцев ушла по приглашению Давида IV в Грузию и составила костяк войска грузинских царей. Выходцы из половецкой знати занимали крупные посты при грузинском дворе XII в. Какая-то часть кыпчаков обосновалась и в Ширване.

Вопрос о Грузинском царстве XII - начала XIII в., несмотря на огромную литературу, не во всех аспектах ясен. По-видимому, некоторые современные грузинские историки преувеличивают степень его централизации. Цари опирались на мелких и средних феодалов, церковь и города. Но в стране по-прежнему существовала феодальная раздробленность, и крупные феодалы - дидибулы - нередко выступали против центральной власти, используя самые различные обстоятельства. Характерна история с первым мужем царицы Тамар Юрием (Георгием). Сын владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, он был лишен наследства своим дядей Всеволодом и долгое время жил в половецких кочевьях. Именно оттуда послы группировки грузинской знати половецкого происхождения доставили Юрия в Грузию, женив на юной дочери Георгия III. Брак оказался неудачным. У супругов не было детей. Но, пожалуй, главное - он поддался влиянию сильной группировки преимущественно западно-грузинских феодалов, тогда как вокруг его жены сплотились дидибулы Восточной Грузии и подвластной грузинским царям Северной Армении. В итоге Юрий был лишен и престола и жены. Он несколько раз пытался вернуть трон, выступая на стороне той или иной феодальной группировки, но в конечном счете исчез в пределах Византии.

На фоне международных отношений второй половины XII - начала XIII в. Грузинское государство выглядело весьма внушительно. Его полководцы совершали походы в глубь Ирана, а при поддержке Тамар возникла буферная Трапезундская империя. Однако, по существу, это было политическое образование, только пытавшееся выйти за рамки феодальной раздробленности. Фактическая слабость Грузии выявилась уже при первом походе монголов на Закавказье. В 1221-1222 гг., преследуя хорезмшаха, два монгольских отряда (тумена) появились в Закавказье. Выступившее им навстречу грузинское войско было разбито, а сын Тамар, Лаша Георгий, смертельно ранен в сражении. На сей раз монголы не вошли в Грузию: у них были иные задачи. Но в 30-40-х годах Грузия вынуждена была признать власть наследников Чингис-хана, и прежде всего сильнейшего из них в ту пору - Батыя.

Весь XIII век прошел в погромах и нашествиях. Золотоордынские Джучиды воевали со своими родичами Хулагуидами, утвердившимися в Иране, а ареной войн чаще всего являлось Закавказье. Правда, Грузия, а также Ширван сохранили в отличие от армянских земель частичную независимость.

Распад государства Хулагуидов, казалось бы, создал предпосылки для возрождения независимых государств в Закавказье, прежде всего Грузии. Царю Георгию V Блистательному (1314-1346) удалось объединить грузинские (и часть армянских) земли, но это объединение не было прочным.

В последней четверти XIV в. в Средней Азии на арену истории вышел Тимур, поставивший себе целью воссоздать империю Чингис-хана. Новый "покоритель вселенной" несколько раз огнем и мечом прошел Закавказье. Например, в Грузию он совершил восемь походов.

Не отставали от него и золотоордынские правители. Так, хан Тохтамыш во время похода в Закавказье разорил Ширван и Аран, а после взятия Тебриза увел в плен большую часть его обитателей.

С Тимуром связана новая волна тюркских племен, нахлынувших в Закавказье. Особенно пострадали земли Армении, все большее число которых отнималось у местного населения и заселялось пришлыми кочевниками. Этот процесс продолжался и в XV столетии.

Смерть Тимура привела к мгновенному распаду его империи. Страны Закавказья оказались под властью или в сфере влияния сначала державы Кара Коюнлу ("Черные бараны"), а затем Ак Коюнлу ("Белые бараны"). И в той и в другой господствовала знать кочевых тюркских племен, в основном так называемых туркмен, т.е. огузского происхождения. В XIV-XV вв. население Южного Азербайджана было почти полностью тюркизировано. Та же судьба постигла и равнинный Карабах. На протяжении XV в. самостоятельность сохраняли грузинские государства, а также Ширван. Грузия распадалась в XV в. на отдельные части. Хотя формально такой распад был узаконен лишь решением дарбази (высшего совета) в 1491 г., на деле Картли, Кахети и Имерети стали самостоятельными раньше. Из грузинских царств XV в. самым богатым и сильным оказалось Кахетинское. Расположенное относительно далеко и от Кара Коюнлу и от Ак Коюнлу, богатое шелком, Кахети во второй половине XV в. резко выделялось из прочих грузинских земель. Богат был и Ширван, а также небольшое княжество Шеки на северо-западе от Ширвана. На остальной территории Закавказья безраздельно хозяйничали тюркские орды сначала Кара Коюнлу, а потом Ак Коюнлу. Однако правители Ак Коюнлу, закрепившись в Западном Иране, восточной Малой Азии и Южном Закавказье, быстро поняли угрозу со стороны набиравшей силу Османской империи.

Были сделаны попытки создать антиосманскую коалицию, в которую входили бы грузинские царства, Трапезундская империя и даже некоторые европейские государства. До активного содружества дело, однако, не дошло. Османы действовали решительно и быстро. В 1461 г. они ликвидировали Трапезундскую империю, а в 1473 г. при Терджане разгромили "белобаранного" правителя Узун Хасана. На сей раз турки, правда, дальше на восток не пошли, но угроза этого возникла.

Правители Кахетии и Ширвана пытались найти новых союзников, даже в далекой Москве, только что сбросившей золотоордынское иго. Но на практике это мало что давало небольшим закавказским государствам.

XI-XV века были временем интенсивного развития культуры народов Закавказья. Однако, являясь логическим продолжением предыдущей эпохи, это культурное развитие имело и свои особенности.

ХII-ХIII века стали периодом необычайного расцвета закавказской словесности. Творения великого Руставели в Грузии, а также Низами и Хакани в Ширване вошли в золотой фонд мировой культуры. Несмотря на то что эти поэты писали на разных языках (два последних на персидском), общая идейная направленность их творчества была сходной. Они воспевали дружбу народов, простые человеческие отношения, романтизм любви.

Для армянской культуры этой поры характерно перемещение ее центра на северо-восток, в области исторической Албании, где существовал (прежде всего в горных районах и в городах) массив армянского населения. Здесь развивались и литература (хотя существовали и иные ее очаги, прежде всего в Киликии) и наука. Крупнейшим представителем последней был Мхитар Гош. Ученый-юрист и писатель, он создал Судебник, который надолго стал эталоном для юриспруденции не только в Армении, но и в ряде других стран.

Эти же два центра армянской культуры функционировали в XIV в. Но как раз в конце XIV в. прекратило существование Киликийское Армянское царство, а на землях Центральной Армении шел процесс вытеснения армянского этноса тюркскими кочевниками. Армяне спасались от них в горах, в частности в ущельях горного Карабаха, который надолго стал одним из центров армянской общественной и политической жизни.

В XIV-XV вв. с началом формирования азербайджанского тюрко-язычного этноса возникает и его культура. Первоначально она не имела своих стабильных центров (вспомним, что один из ее ранних представителей, Несими, погиб в Сирии), и ее довольно трудно для данного времени отделить от османской (турецкой) культуры. Даже этническая граница между турками и азербайджанцами установилась только в XVI в., да и тогда она еще окончательно не определилась. Тем не менее в XV в. формируются два центра азербайджанской культуры - Южный Азербайджан и Карабах (равнинный). Окончательно они сложились уже позже, в XVI-XVIII вв.

Говоря о возникновении азербайджанской культуры именно в XIV-XV вв., следует иметь в виду прежде всего литературу и другие части культуры, органически связанные с языком. Что касается материальной культуры, то она оставалась традиционной и после тюркизации местного населения. Впрочем, наличие мощного пласта иранцев, принявших участие в формировании азербайджанского этноса, наложило свой отпечаток прежде всего на лексику азербайджанского языка, в котором огромное число иранских и арабских слов. Последние вошли и в азербайджанский, и в турецкий язык главным образом через иранское посредство. Став самостоятельной, азербайджанская культура сохранила тесные связи с иранской и арабской. Они скреплялись и общей религией, и общими культурно-историческими традициями.

http://www.kulichki.com/~gumilev/HE2/he2510.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

странно, уже не возражем?

Гумилев - это признанный авторитет. Что тут возразить?!

Между прочим, точка зрения Гумилева на сегодняшний день является общепризнанной как наиболее подтвержденная первоисточниками, как прямыми, так и косвенными.

Но, разумеется, азербайджанских историков общепризнанная история Закавказья не устраивает. Именно поэтому они занялись ревизионизмом.

К счастью, этот ревизионизм нигде кроме самого Азербайджана серьезно не воспринимается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

насчет того, что не постят - вы все равно ничего не заметите.....как говорят тупым ученикам - глядишь в книгу - видишь фигу. (с полузащитником реала прошу не путать)

а насчет тюрков в закавказье

http://forum.bakililar.az/index.php?act=ST...=1644&showall=1

читай на здоровье. Что то не ясно - спроси. Хочешь продолжить обсуждение.....

А насчет Гумилева....................повторюсь.

не каждый источник можно считать авторитетным по истории албании.

не каждый источник можно считать авторитетным по истории албании.

не каждый источник можно считать авторитетным по истории албании.

не каждый источник можно считать авторитетным по истории албании.

Сахаров тоже признанный авторитет. Но не во всем ведь.

п.с. количество часто обратно пропорционально качеству............. это тебе только во вред...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не прочитал, но просмотрел до конца и вот последний пост:

attilla

Дата Nov 6 2002, 21:09

даже если захочу в ближайшие пять дней не смогу ответить..... т.к. не хочу писать коротко, не получается.......

а полно - требуется времечко, в общем жди, я займесь ответами на предыдущие вопросы....

Ты на те вопросы ещё не ответил (может я не заметил)...

Впрочем на «политике», на одной ветке ты говоришь следующее:

Казаки, называющие себя русскоязычным народом, носящие в основном старотюркские фамилии, уже не хотят признавать тюрков своими предками.

Ну не хотят признавать, что поделать...

Кто не понял поясняю: согласно attille Стенька Разин тюрок...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

не каждый источник можно считать авторитетным по истории албании.

1. назови источник по Албании, который для по твоему является авторитетным!

2. можешь объяснить какое отношение имеет Албания к азербайджанцам???

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кто не понял поясняю: согласно attille Стенька Разин тюрок...

согласно attilla тюрки ещё с шумерами в шашки резались...

а главное, он ставит свою дисскуссию на этом форуме выше авторитета Гумилёва... этож надо...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кто не понял поясняю: согласно attille Стенька Разин тюрок...

согласно attilla тюрки ещё с шумерами в шашки резались...

а главное, он ставит свою дисскуссию на этом форуме выше авторитета Гумилёва... этож надо...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Fhuval джан еслиб только Гумилев. :gizildish:

Он плюет на всех известных( и не так очень) историков всех времен и всех народов. На которых ксати ориентировались практически все без исключения историки всех времен и всех народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...