Georges Опубликовано: 7 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 7 октября, 2003 (изменено) Надеюсь, что независимый источник представит Андраника немного в другом свете. АНДРАНИК И ЕГО ОТРЯД На свете существует немало людей с судьбой исключительной, непригодных для мирного, обычного отправления жизни. Конечно, жизнь сильнее их. И когда она входит надолго в берега, им тоже приходится приспособляться к однообразным требованиям ее порядка. Они поступают на службу, содержат семью, жалуются на ревматизмы и вообще увядают. Но когда история снова вступит в период беспокойства и хаоса, они оживают, по первому зову ее надевают ботфорты и оставляют в неурегулированном виде свои счета. Во главе добровольческого армянского отряда, сформированного в Софии, стоял Андраник, герой песни и легенды. Он среднего роста, в картузе и высоких сапогах, сухощавый, с проседью и морщинами, с жесткими усами и бритым подбородком, с видом человека, который после слишком затянувшегося исторического антракта снова нашел себя. Андранику 46 лет, родом он из турецкой Армении, когда-то был столяром. С 1888 года начал революционную работу в Сивасском вилайете, в 1892 году примкнул к армянской партии "Дашнакцутюн". Еще со времени русско-турецкой войны, т.-е. с конца 70-х годов, в турецкой Армении приобретает большую популярность идея вооруженного восстания против турецко-курдского владычества, при чем восстание должно было, по мысли революционеров, вызвать вмешательство держав, в первую голову -- России. Агенты петербургской дипломатии стремились тогда привлечь на свою сторону и приручить армянских революционеров. Эта полоса, впрочем, продолжалась не долго, с начала царствования Александра III политика пошла уже другая... В кругу карбонарски-дипломатических идей и расчетов сложилась политическая мысль Андраника. В 1894 году происходит в Сасуне избиение армян. Дашнакцутюн направляет туда вооруженную дружину, которая располагается в Мушской равнине, у подножья Сасунских гор. Здесь Андраник получает свое боевое крещение. Во главе армянской четы он затем в течение 1895-1896 г.г. обороняет армянские деревни, перевозит оружие, вооружает население, сражается с курдами и с небольшими регулярными турецкими отрядами. В середине 1897 г. он приезжает на Кавказ, вступает в непосредственные сношения с центром партии и возвращается в Армению -- с широкими полномочиями и с большим транспортом оружия. К 1899 году перебито несколько лучших четнических воевод. Андранику поручается руководство всеми дружинами Сасунского округа, лучшего в Бетлийском вилайете по природным условиям для партизанской войны. Под его командой -- 38 деревень, населенных воинственным полунезависимым армянским крестьянством. Тут развертывается андраникова эпопея. В 1900 году курдский ага Бшаре-Халил, состоявший на турецкой службе, убил одного из самых выдающихся армянских революционеров, Сиропа. Население величало его Сироп-пашой, так как он добился почти полной независимости Сасуна. За этот подвиг Бшаре-Халил-ага был награжден султанским орденом. Через 8 месяцев Андраник совершил свое дело мести: настиг со своей дружиной Халила, убил его и с ним семнадцать курдов и, в качестве трофея, унес с собой орден Абдул-Гамида. В женевском архиве Дашнакцутюн султанский орден хранится и по сей день. Андраник получает большое имя. Армяне ему подчиняются, турки его боятся, султанские войска преследуют его по пятам. В ноября 1901 года Андраник со своими 47 четниками, обстрелянными в постоянных стычках, был окружен в монастыре Апостолов, в часе от Муша. Целый полк из пяти батальонов, во главе с Ферих-пашой и Али-пашой, обложил хорошо укрепленный монастырь. После долгих и бесплодных переговоров, в которых принимают участие армянское духовенство, мушский городской голова и иностранные консулы, Андраник решает прорваться. В платье убитого раньше турецкого унтер-офицера он обходит всю стражу, объясняется с ней на прекрасном турецком языке, велит не спать и в то же время указывает путь своей дружине. Новый период стычек, погонь, нападений... "С мирным турецким населением у меня никогда никаких враждебных действий не было, боролся только с беками и администрацией". Через два с лишним года происходит самое большое дело в жизни Андраника. Было ему тогда 38 лет. Два турецких батальона при 8 крупных пушках осадили его весной 1904 года в Сасунских горах. Под командой Андраника состояло 200 вооруженных скорострельными ружьями дружинников и 800 крестьян с собственными кремневыми ружьями. Две недели длились переговоры. 13 апреля началась бомбардировка армянских деревень. Дружинникам, занимавшим горные позиции, пушки почти не причиняли вреда. Как всегда в таких случаях, карательная экспедиция имела своей главной целью довести до отчаяния крестьянское население и вызвать в нем озлобление против революционеров, изолировать таким образом дружину и обессилить ее. 8 дней продолжалась непрерывная перестрелка. Турки потеряли сотни убитых, трупы которых четники сбрасывали в озеро. Сасунские деревни были покинуты населением: около 4.000 душ отступало под прикрытием отряда, другая половина разместилась по деревням Диарбекира. Отступая и отстреливаясь, дошел Андраник до Ванского озера, захватил три парусных судна и перевез свои четы на остров Ахтамар, в монастырь, а через три дня на тех же судах перебрался ночью в Ван. В Константинополь дали телеграмму, что город в руках Андраника. В дело вмешался английский консул. "Уходите лучше, -- сказал он ему, -- сейчас русско-японская война, внимание Европы отвлечено, вмешательства дипломатии не будет". А кругом пошла резня в армянских деревнях. Андраник решил покинуть Армению. Шел с дружиной только по ночам. На 7-й день прибыл в Персию, оттуда на Кавказ и, через Россию, в Вену. Жил некоторое время в Женеве, потом в Египте и, наконец, обосновался в Софии. Тут он сблизился с македонскими революционерами, столь родственными ему по психологии и приемам борьбы. "Я -- не националист, -- говорит он в объяснение своего похода, -- я признаю только одну нацию: нацию угнетенных". -------------------------------------------------------------------------------- То дуновение идеализма, которое чувствовалось в настроении болгарских народных масс в первую эпоху войны, наиболее яркое свое выражение нашло в армянском отряде. Люди другой нации, другого языка, других преданий собрались под болгарское военное знамя, которое стало для них знаменем борьбы за чужую свободу -- правда, против общего врага. В середине октября я провожал из Софии армянскую добровольческую роту, вошедшую в состав македонского легиона, который прославился вскоре своими жестокостями. Стоял прекрасный день балканской осени, солнце светило ярко, в городе было еще мало раненых, и война имела еще ликующий вид. Добровольцы выступали из здания женской гимназии, в которой жили и обучались приемам. Их было 230 смуглых и волосатых людей, в возрасте от 19 до 45 лет. Публика с самым разнородным прошлым. Старый армянский боевик, который давно уже обжился в Софии, завел маленькую кофейню и отвел в ней угол часовщику, покинул теперь свою семью и свою кофейню и идет за Андраником. Тут и юноша 22 лет, из которых 14 он прожил в Лондоне: мальчиком был взят после армянской резни на воспитание лондонским благотворительным обществом, служил кондуктором, сросся с Англией, еле говорит по-армянски; но смутные детские воспоминания, очевидно, прочно залегшие на дне души, внезапно пробудились и заставили лондонского кондуктора покинуть Англию, надеть холщевой мешок и итти против турок; пуще всего "англичанин" опасается, как бы не пришлось в походе отпустить бороду и усы. Рядом с ним бессемейный корчмарь, который тщательно вел свое небольшое хозяйство, держал на счету каждую стотинку (сантим), а тут позвал своего наемного помощника и сказал ему: "Владей до моего прихода, а не вернусь, -- твое будет". Есть в отряде приказчики, учителя, много рабочих, преимущественно сапожников из Румынии. Есть люди случайные, просто не знавшие, куда приткнуться, есть озорники, которым хочется раззудить плечо. Судьба связала на время их всех тугой петлей: мечтателей и авантюристов, рыцарей и озорников. Платье у добровольцев свое, штатское, только подобранное и подтянутое на военный лад; на многих плотные онучи, ловко охваченные ремнями от локтей. На спине -- холщевая сумка и башлык, сбоку -- лядунка и у большинства собственный револьвер. Все в цветах. На высоких барашковых шапках у ворота и вокруг пояса цветы. И вот все это вместе: барашковые шапки, тугие пояса, башлыки, чистые мешки и цветы придавали отряду не только боевой, но и праздничный вид. Ротой командует армянин-офицер, в форме. Его величают просто "товарищ Гарегин". Гарегин, это -- бывший студент Петербургского университета, привлекавшийся по знаменитому "лыженскому" процессу Дашнакцутюн101 и оправданный после трехлетнего заключения. Он прошел в Софии курс военного училища и числился до войны подпоручиком запаса болгарской армии. Гарегин -- поэт, оратор и воин -- весь пламенный от значительности выпавшей на его долю миссии. Но душою отряда является Андраник. Он великолепен в своем темносером защитного цвета костюме, в высокой каракулевой шапке и ладных солдатских сапогах, из-за которых торчит плеть, символ неофициальной власти. С боку у него бинокль и браунинг, на груди -- целый букет с надписью на ленте: "Свобода или смерть", это -- подношение армянок из комитета Красного Креста. Жены, сестры и дочери добровольцев теснятся к тем рядам, где их мужья, братья и отцы. Старательно марширует отряд, в котором теперь трудно признать корчмарей, приказчиков и кафеджиев. Недаром Гарегин десять дней по десять часов в день обучал их тайнам строевого искусства. Он совсем охрип от команды и речей, у него лихорадочный вид, и его иссиня-черные волосы бурными волнами выбиваются из-под офицерской фуражки. Молча идет перед ротой Андраник, четкой молодой походкой. Все в нем -- поблескивающий взгляд, колючие усы и даже башлык с золотой кистью, -- свидетельствует, что он снова попал в свою стихию. -- Ты меня не узнал? -- обращается один из добровольцев к армянскому журналисту, -- а я у тебя в Константинополе в твоей редакции "Азатамар" чай тебе варил... В задних рядах отряда 30 душ нестроевых, с жестяными мисками и ведрами. Так они без ружей и штыков, с одной кухонной посудой, совершат весь поход, подвергаясь, наравне с прочими, всем его тягостям и опасностям... В роте четыре унтер-офицера, четыре фельдшера; в пути к ней присоединился позже еще доброволец доктор, тоже армянин эмигрант. Поют песню об Андранике: "Весна наступает, и вместе с первым голосом весны раздается воинственный клич Андраника, который стоит в горах Сасуна и зовет нас к бою". Молча идет вперед Андраник, только еще отчетливее становится его шаг... Раздаются тихие, еще слышные звуки оринга, армянской пастушеской свирели. Сперва они заглушаются говором и криками, но постепенно пробивают себе дорогу, и уж можно различить мелодию: "Милый друг, я умираю"... Оказывается, это гимн конституционной Турции. Потом опять поют песнь об Андранике. Высокий худой армянин, балагур и забавник -- ротный шут -- совсем растворился в ритме шагов и звуков: глаза его полузакрыты, шапка сползла на большой, потный нос, но он не поправляет ее и, размахивая длинными костистыми руками, поет о герое, который стоит в горах Сасуна и, вместе с первым дыханием весны, зовет дружину к бою. Дорога сменяется шоссе, которое за мостом прямой лентой меж деревьев уходит в гору. Направо гора Витоша, с которой для многих членов отряда связаны партийные воспоминания. В 1904 году погиб на Витоше от динамитных опытов один из основателей партии Дашнакцутюн, воспитанник Петровской Академии Христофор Микаэльян, примыкавший раньше к Народной Воле, -- на этой горе он подготовлял покушение на Абдул-Гамида. В 1905 -- 1906 г.г. тут же, под Витошей, помещалась партийная военно-инструкторская школа, которая воспитывала, под руководством болгарского офицера, воевод для армянских чет... Нужно прощаться. Гарегин из офицера превращается в патетического оратора. Он говорит о том, что армян всегда считали безличными и трусливыми, нацией без священного огня, способной только ползать и наживаться; однако, последние 25 лет показали, что и армяне умеют бороться и умирать за свободу... Женщины забрасывают оратора цветами. Не хотят отрываться жены и дочери от близких своих, но нужно прощаться. Команда -- отряд выстраивается и с песней вперед! Не выдерживает Андраник, перескакивает через придорожный ров и дает несколько выстрелов вверх из браунинга. Из добровольческих отрядов откликается ему громовое пятиминутное эхо -- точно в Сасунских горах. Сотни рук подняты вверх. Резко, отчетливо бьют браунинги, маузеры, парабеллумы, глухо, точно небольшие пушки, лают бульдоги. Руки с револьверами подняты, словно к присяге: "Свобода или смерть". Такова маленькая глава чистой романтики в страшной книге балканских событий. -------------------------------------------------------------------------------- В конце ноября я видел в Софии первых раненых из армянского отряда, человек двадцать. Выглядели они совсем не так, как в тот солнечный день, когда я провожал их под звуки песни об Андранике. Вконец обносились, исхудали, ожесточились: кто не досчитывался пальцев, кто хромал, у кого перевязана голова. Мы сидели в той самой харчевне, которую хозяин передал своему слуге. -- Тяжело было в походе, -- рассказывали раненые, -- очень тяжело. Знали, что не на свадьбу идем, однако, такого не ждали. Шли пешком, на восьмой день прибыли в Тырнов, там дали нам манлихеровские ружья с ножами, оттуда, вместе с македонским легионом, отправились на Кирджали, там сутки упражнялись в стрельбе и перешли турецкую границу. Пустынно везде, деревни погорелые, скот бродит бесприютный. Жгли до нас, жгли и мы, македонцы, собственно, нам Андраник не позволял. Турок, встречавшихся вне деревень, хотя бы и безоружных, приказано было считать лазутчиками и убивать. Македонцы так и поступали: сперва опрашивали встречного, узнавали у него, что можно было, а потом пристреливали или закалывали. В нашей роте на этот счет строже было. Выходили мы раз из деревни, я отстал и, признаться, дом подпалил. Сам не могу вам сказать, зачем. Андраник уже поджидал меня у дороги. -- Почему отстал? -- По надобности. -- Ты поджег? -- показывает на дом. Дал десять ударов плетью. -- Смотри, говорит, без меня ни шагу! -- Однако ж и из наших кое-кто, по примеру юнаков, тайком резал турок. Да и то сказать: погромы армянские у всех у нас в памяти... Тяжело было. Поход тяжелее сражения. Дважды приходилось переходить в брод реку, раз вечером, другой раз утром, вода по грудь, как лед холодная, обсушиться нельзя было, шли форсированным маршем. Голодали без хлеба. Мяса-то сколько хочешь: турки бежали, а скот остался. Резали быков и коз без счета. У меня лапти износились, зарезал быка на шкуру, только не успел ободрать, как командуют подниматься. Табаку тоже было вволю. Магазины открыты, хозяева ушли, товар весь покинули, бери, чего хочешь. Но не было ни хлеба, ни соли. Как перешли границу, не ели соли, пока сюда не вернулись. От этого сильно болели животами. Участвовали мы в деле против Явор-паши, вместе с регулярными войсками. Страха в сражении не было. Смерть я и раньше видел. Отца и мать курды на моих глазах зарезали, своими глазами на это глядел. Среди нас такие были, что думалось, со страху помрут. А вели себя геройски. Был мальчик Погос, 16 лет, из Родосто. Я ему говорил: тебя-то зачем? Однако, в течение пятнадцати часов он оставался без пищи на передовых позициях. Когда преследовали Явора, Погос впереди и в самых опасных местах. Все хорошо сражались. А лондонец в походе всегда брился. И как успевал, сказать не умею, только всегда выбритый. Для чего, говорим, усы бреешь? Для чистоты, говорит. Сердился, когда мы его англичанином звали... Про шута спрашиваете? Жив... Только там уж не до шуток было. По дороге он много кур ловил: как привал, так он из сумки кур тащит... Андраник сражался наравне с нами, с ружьем в руках, но во время боя настоящее руководство переходило к нему. Гарегин очень храбрый, в бою никогда не ложился, а перебегал с саблей от позиции к позиции. С нами Гарегин делился последним куском. Когда первый у нас дружинник пал, Гарегин подошел, поцеловал в лоб и говорит: "Вот первый мученик!" И дальше также. Кто падал, Гарегин подойдет, поцелует и кричит: "Красный Крест!". Выходят санитары и уносят раненого. Меня в Филиппополь отправили, там я 10 дней в госпитале лежал. Царица к нам приходила, про все расспрашивала. Я ей сказал: "Вам уже хорошо. Вы турок в Азию выгоните, а нам в Армении от них хуже вдвое станет". А царица говорит: "Подождите, и вам будет хорошо". Подарила вот эту открытку, для утешения, значит... -------------------------------------------------------------------------------- Возвратившись в Софию, добровольцы набросились на армянские газеты, но той, какая им была особенно близка, "Азатамар", их константинопольского партийного органа, не нашли. Болгарская цензура наложила на эту газету запрет в наказание за критику, которой "Азатамар" осмелился подвергнуть крестоносный манифест царя Фердинанда. Кара, наложенная на орган той самой партии, под знаменем которой добровольцы умирали за дело Македонии, представляла собою чрезвычайно выразительное столкновение революционной романтики с династической реакцией. Противоречия "освободительной" войны стояли в этом эпизоде, как на ладони. Узнав от армянского коллеги об обстоятельствах дела, я написал тогда телеграмму и дал текст на просмотр одному "левому" цензору (имени его на этот раз не называю, чтобы не отягощать его воспоминаний). -- Вы серьезно думаете посылать эту телеграмму? -- Разумеется. -- Не советую подавать ее официально в цензуру. -- Почему? -- Не забывайте, что мы, цензора, имеем право задерживать не только телеграммы, но и самих корреспондентов... Дальнейших сведений об армянском отряде и его участниках у меня сейчас нет. Не знаю, снят ли был запрет с "Азатамара". Не знаю также, какое действие оказывает открытка болгарской царицы на самочувствие изувеченного добровольца-армянина... "Киевская Мысль" N 197, 19 июля 1913 г. P.S. Кстати, и не слова об отрезанном ухе.... Изменено 7 октября, 2003 пользователем Georges Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ziyadli Опубликовано: 7 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 7 октября, 2003 Маладес Андраник... настaящи палковник Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Georges Опубликовано: 7 октября, 2003 Автор Жалоба Share Опубликовано: 7 октября, 2003 Маладес Андраник... настaящи палковник Если честно, я ожидал большего. Молодец, не молодец, но статья немного не согласуется с утверждениями ряда господ об облике Андраника. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ziyadli Опубликовано: 7 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 7 октября, 2003 Если честно, я ожидал большего. Молодец, не молодец, но статья немного не согласуется с утверждениями ряда господ об облике Андраника. У меня много слов в адрес Андраника... но к cожалению все нецензурные. Просто другие в адрес убийцы многих людей начиная от Урмии до Зангезура никак не могу найти... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Брат Ротердамий Опубликовано: 7 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 7 октября, 2003 (изменено) статья немного не согласуется с утверждениями ряда господ об облике Андраника. Позвольте, что значит “статья”? Статьёй может быть научный труд, литературное эссе, злобный пасквиль, заказная ложь, леденящая душу правда и т. д. В чем приоритет этой статьи? А то вы таким тоном о ней говорите, как об истине в последней инстанции. А во-вторых: независимый источник это кто? Баба Маша с Уралмаша? И судя по попытке окутать его ореолом романтики вряд ли этот источник независимый. Изменено 7 октября, 2003 пользователем Брат Ротердамий Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
RETABOLIL Опубликовано: 7 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 7 октября, 2003 АНДРАНИК И ЕГО ОТРЯД Ссылку “независимую” забыл указать Л.Д.Троцкий http://www.1917.com/index.html Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Брат Ротердамий Опубликовано: 7 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 7 октября, 2003 (изменено) Л.Д.Троцкий Так вы, батенька, марксист??? )))))))) Изменено 7 октября, 2003 пользователем Брат Ротердамий Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
RETABOLIL Опубликовано: 7 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 7 октября, 2003 Сразу после провозглашения в 1918 году независимой Армянской республики начались попытки армян претворения в жизнь идеи “Великой Армении”. Ярким примером тому стали военные действия, направленные на захват азербайджанских земель - Карабаха, Нахчывани, Ахалкалаки, Борчалы и другие регионы). Такие безумцы, как Андраник, Амазасп, Гайк, Дро, Нидже, возглавляющие разбойничьи шайки, совершали не укладывающиеся в сознании преступления: жестоко пытали и убивали мирное население, превращали сотни населенных пунктов в руины. Одним из организаторов массовых убийств мирного населения в 1918-1919 годах был Андраник Озанян - национальный герой Армении. Андраник Озанян Тороси родился 25 февраля 1865 года в селе Шапин-Гарагисар в Турции. Получил образование в Мушегянской школе. Вначале служил в Турции. За измену военной присяге Андраник был подвергнут наказанию - ему отрезали ухо. За это его прозвали “Одноухим генералом”. В 1894-1896 годах Андраник примкнул к армянским мятежникам, участвовал в диверсиях в горах Сасуна в составе террористических отрядов. Во время первой Балканской войны в 1912-1913 годах вступил в болгарскую армию, воевал против турок. Ему было присвоено высокое воинское звание. В годы первой мировой войны, уже в составе русской армии, во главе 1-го армянского добровольческого отряда сражался против турецких войск в направлении Салмас-Башгала-Ван. Подчиненные Андраника всегда пытались выдать этого звероподобного человека за настоящего героя. Этим они как бы оправдывали себя. Один из сподвижников Андраника был маршал Советского Союза И.Х.Баграмян, который служил рядовым в одной из его банд, орудующей в районе Шамахы. В своих мемуарах он умалчивает о бесчинствах Андраника, представляя его читателям героем и патриотом. Армянский историк, Цатур Агаян в своих трудах описывает “одноухого генерала” “пламенным борцом за свободу народа” и отводит ему целые страницы в школьных учебниках. Серо Ханзадян в своем объемном романе “Андраник” (Ереван, “Советакан грог”, 1984), пренебрегая историческими фактами, пытается скрыть истинную сущность палача. И с этой целью он изображает в романе ложные “факты” физического уничтожения армян в Турции - так легче представить разбойника, нарушителя присяги и предателя Андраника освободителем армян. После поражения русских под Сарыкамышем в 1914 году резко возрасла активность армянских добровольческих отрядов на Кавказе. Одним из них командовал “одноухий генерал”, руки которого по локоть были обагрены кровью мирного населения. В 1917 году Российское верховное главнокомандование присвоило Андранику Озаняну звание генерал - майора. Интересно, что, принадлежа к агрессивному, авантюристическому и крайне националистическому крылу дашнакской партии, “одноухий генерал” был недоволен деятельностью дашнаков в Турции и Закавказье, даже делал попытки порвать с ними связь. В октябре 1917 года в печати появилось заявление генерала Андраника: “Не объясняя причины, сообщаю своим товарищам-дашнакам, что покидаю ряды “Дашнакцютун” (журнал “Армянский вестник”, 1917год. №41-42, стр.23). Причиной этого было недовольство тем, что дашнаки были, по его мнению, недостаточно агрессивными. 4 июня 1918 года в боях под Эрзурумом турецские войска нанесли сокрушительное поражение армянским добровольческим частям, которые отступили в направлении Сарыкамыш - Карс - Александрополь. Это вынудило дашнакское правительство Армении заключить в Батуме мир с Турцией, что вызвало гнев Андраника. Он начал выступать за продолжение войны с Турцией и предпринимать попытки пробраться в Урмию, чтобы объединиться с частями, которых возглавлял английский генерал Денстервиль. По словам народного комиссара по иностранным делам СССР Г.В.Чичерина, турецские войска раньше генерала Денстервиля оккупировали Урмию и Тебриз, что вынудило Андраника отказаться от намеченных планов (“Бакинский рабочий”, 14 мая 1924 года). В июне 1918 года Андраник направляется через Джульфу в Нахчыван, уничтожая на своем пути мирное тюркское население. Только в селе Яйчы было убито 2500 человек, их трупы были сброшены в Араз (“Сообщение Закавказского краевого комитета российской коммунистической партии (большевиков)”,№6-7, июнь-июль 1919 года, Тифлис). Андраник в своих кровавых акциях умело использовал местное армянское население. Вся молодежь, способная держать в руках оружие, призывалась в вооруженные формирования, а тех, кто отказывался участвовать в преступлениях, ждала жестокая расправа. В сентябре 1918 года в Сисиане Андраник предал огню мусульманское село Гарагышлаг, а оставшиеся в живых вынуждены были спасаться бегством, включая детей и женщин. Главной целью Андраника было изгнание с захваченных территорий мусульманского населения и расселение в этих местах армян, бежавших из Турции после подавления очередного мятежа. Не вызывает сомнения, что в своих преступлениях Андраник опирался на поддержку стран Антанты, которые видели в армянах верных союзников в войне против Турции. Английское военное командование в Закавказье знало о преступлениях Андраника. Выступавшие на словах за “мир и безопасность” в регионе представители англо-французской миссии взяли своеобразное опекунство над взбесившимися дашнаками. В одном из своих писем Андраник откровенно признается, что “в основном по настоянию английской миссии вынужден оставаться здесь” (газета “Вперед”, 26 февраля 1918 года). Азербайджанское правительство обратилось к правительству Армении с вопросом: действует ли Андраник по вашим указаниям или он занимается самодеятельностью? Армяне ответили, что никаких контактов с Андраником не имеют. Они сами хотят избавиться от него, но не обладают для осуществления цели достаточной военной силой. Только посланные в сентябре 1918 года части Кавказской исламской армии заставили уйти банды Андраника из Шуши и Зангезура. Но в ноябре 1918 года, после заключения Мудросского соглашения, когда турецкие войска покинули Закавказье, банды Андраника вновь активизировались. Только в Зангезуре тогда было полностью сожжено 30 азербайджанских сел. Об отношении местного армянского населения к преступлениям, “одноухого генерала” свидетельствуют следующие строки: “великий” покровитель навлек не только проклятия азербайджанских тюрок, ставших изгоями на своей древней родине. Мы много раз слышали и мольбы армян. Они мечтают о том времени, когда появится правительство, которому удастся изгнать “доблестного генерала” с занятых им территорий” (газета “Наш путь”, 17 января 1919 года). В одном из писем Андраник признается, что местное армянское население “равнодушно, недоброжелательно, иной раз враждебно относится к его отряду”. Он пишет: “Настали очень трудные времена, когда наш отряд вошел в Карабах. В войсках не было дисциплины, солдаты устали и расстроены ...”. “Одноухий генерал” полностью зависел от государств Антанты. Это подтверждают слова народного комиссара по иностранным делам СССР Г.В.Чичерина: “После Брест-Литовского мира турецкая армия атаковала Батум, Карс, Ардаган, затем другие города и тогда только генерал Назарбеков оказал туркам сопротивление. После того как он сошел с поля, борьбу продолжил агент Антанты Андраник. Он старался соединиться с экспедиционным отрядом генерала Денстервиля, потому делал попытки прорваться с Кавказа в Урмию (Южный Азербайджан). Но турецкие войска раньше Денстервиля оккупировали Урмию и Тебриз и вынудили его отступить” (“Бакинский рабочий”, №107, 14 мая 1924 года). Открытая поддержка англичан Андранику проявилась 11 декабря 1918 года, когда по требованию англо-французской миссии, отряды самообороны азербайджанских крестьян покинули занятые позиции и вернулись в свои села. Воспользовавшись случаем, Андраник ворвался в беззащитные деревни. Армяне не щадили ни детей, ни женщин, ни стариков. 12 декабря многие деревни были преданы огню. Воспользовавшись революционными событиями февраля и октября 1917 года, армяне под флагом большевизма развязали этническую чистку азербайджанского населения в Бакинском, Шамахинском, Губинском уездах, Карабахе, Зангезуре, Нахчыване. Дело дошло до того, что расправляются даже с большевиками-мусульманами. Говорят: “Для нас нет разницы - большевик ты или кто. Достаточно того, что ты - мусульманин, другого нам не надо”. ------------------------------------------------------------------------------ Весь текст не стал приводить,это лишь малая часть изложенного о нечеловеке.Также не являюсь мазохистом,получающим удовольствие,или со стороны наблюдающим, как трепетно отзываются о неком черте которого кто то считает своим “героем”. А вот что данный топик тут разгулялся,вопрос уже интересный.Армяне, если кто либо создаст топик,например на российском форуме о “доблестном Адольфе Гитлере и его армии”либо об "армянском легионе"и групенфюрере Назаряне Размике и других, во времена фашистской германии, долго ли он там просуществует? Кстати я создам топик именно на российском форуме(в заповеднике не стану,с ним и так все ясно) об “мужественном Хаттабе и о его отряде”(ссылаясь также на некие сайты),и если этот топик до тех пор тут просуществует,дам свой ответ где более демократичный форум. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Babik Опубликовано: 18 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 18 октября, 2003 У меня много слов в адрес Андраника... но к cожалению все нецензурные. Просто другие в адрес убийцы многих людей начиная от Урмии до Зангезура никак не могу найти... Да мне тоже не хочется выражаться в адресс убийц армянского народа типа Кемаль Талат Энвер - просто у некоторых участников форума завянут уши. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Qarabala Опубликовано: 18 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 18 октября, 2003 (изменено) Зиядлы, 3 лет за не признание геноцида и 3 за нецензурные слова по отношению Андраника, которых ты пока не произнес! Изменено 18 октября, 2003 пользователем Qarabala Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Брат Ротердамий Опубликовано: 18 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 18 октября, 2003 Маладес Андраник... настaящи палковник Да. до конца своей жизни этот недочеловек жил на награбленное вместе с кучкой прихлебателей. А вот ещё несколько “борцов за идею”, которые не грабили и не убивали, а деньги им достались от бабушки с дедушкой: 1921 г., Анри Барбюс: "Основные руководители большевиков Шаумян, Фиолетов, Джапаридзе были арестованы. В багаже Шаумяна было найдено 80 млн. рублей золотом." Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Брат Ротердамий Опубликовано: 21 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 21 октября, 2003 БРАВЫЙ ГЕНЕРАЛ Согласно сведениям достоверных источников, во время рабочей поездки по областям республики замминистра обороны, генерал Манвел Григорян, будучи в нетрезвом состоянии, избил мэра города Джермук и попытался выстрелить в ногу одному из своих сопровождавших, который бросился их разнимать. Кстати, вчера Католикос Всех Армян Гарегин Второй наградил генерала Григоряна орденом "Нерсес Шнорали". aravot.am Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ziyadli Опубликовано: 21 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 21 октября, 2003 Зиядлы, 3 лет за не признание геноцида и 3 за нецензурные слова по отношению Андраника, которых ты пока не произнес! Дык мать его... я же этого пиндоса не ругал. За что сажать то? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Qarabala Опубликовано: 21 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 21 октября, 2003 Есть же у тебя желания ругать одноухого! А хаи "телепаты" и они могут "читать" твои мысли или прочли. B) Поэтому сиди тихо, не дай бог вдруг подумаеш плохо о тигране "великом" или о роберте кочери оглы, то получиш еще 3, а может 6 лет! :plach: Подумай над этими словами. Будь осторожен... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Babik Опубликовано: 30 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 30 октября, 2003 Дык мать его... я же этого пиндоса не ругал. За что сажать то? Не боись братан никто тебя не посадить и не придеться тебе видеть небо в клеточку. ССЖВ Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Qarabala Опубликовано: 30 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 30 октября, 2003 ///Дык мать его... я же этого пиндоса не ругал. За что сажать то? /// Уже можеш ругать. Так как обещают что не посодять! :luv: Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
RETABOLIL Опубликовано: 31 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 31 октября, 2003 Babik и все таки в тебе чувствуется тюркская кровь.Признавайся ты чьих халоп будешь? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Babik Опубликовано: 31 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 31 октября, 2003 Babik и все таки в тебе чувствуется тюркская кровь.Признавайся ты чьих халоп будешь? Вай ты оказывается и кина смотришь. Молодца растешь на глазах. Уже первоклашка. А холопским духом от тебя так и пахнет. Ага тюркская, если верить вашим фантазерам, что армяне-перевернутые тюрки. Не думай о минутах свысока Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Qarabala Опубликовано: 31 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 31 октября, 2003 ///Babik и все таки в тебе чувствуется тюркская кровь.Признавайся ты чьих халоп будешь? /// Откуда пришел к этому выводу? :garabala: Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
RETABOLIL Опубликовано: 31 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 31 октября, 2003 Уже первоклашка. А холопским духом от тебя так и пахнет. Ага тюркская, если верить вашим фантазерам, что армяне-перевернутые тюрки. То есть от первоклашек пахнет холопским духом?Это уже что то новое,наверное последнее открытие армянских академиков и ученых.По видимому ты к ним имеешь прямое отношение,раз так утвердительно изложил что я первоклашка.И не знал что можно виртуально давать какие либо определения.Хотя может ты даешь повод для комплимента в твой адрес.Пусть ты будешь в таком случае уважаемым армянским академиком новой эры и эпохи. А фантазерам верить не стоит,что армяне перевернутые тюрки.Они не тюрки как таковые,и не перевернутые.В них лишь присутствует тюркская кровь,явно или тайно.И все, более ни чего особенного в этом нет.Надеюсь это тебя не сильно пугает. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
RETABOLIL Опубликовано: 31 октября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 31 октября, 2003 Откуда пришел к этому выводу? :garabala: Пока это только наблюдения,а выводы сами собой произойдут.Во всяком случае будем надеятся Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Babik Опубликовано: 1 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 1 ноября, 2003 Уже первоклашка. А холопским духом от тебя так и пахнет. Ага тюркская, если верить вашим фантазерам, что армяне-перевернутые тюрки. То есть от первоклашек пахнет холопским духом?Это уже что то новое,наверное последнее открытие армянских академиков и ученых.По видимому ты к ним имеешь прямое отношение,раз так утвердительно изложил что я первоклашка.И не знал что можно виртуально давать какие либо определения.Хотя может ты даешь повод для комплимента в твой адрес.Пусть ты будешь в таком случае уважаемым армянским академиком новой эры и эпохи. А фантазерам верить не стоит,что армяне перевернутые тюрки.Они не тюрки как таковые,и не перевернутые.В них лишь присутствует тюркская кровь,явно или тайно.И все, более ни чего особенного в этом нет.Надеюсь это тебя не сильно пугает. Ты не внимательно прочитал мою фразу ,товарищ. Я превоклашек не называл холопами. Внимательней читай или очки надень. Да нет высшее достижение азербайджанских ученных.В академики не стремлюсь, так, что твои выводы не верны. Вот ты и признал, что Ваши ученные фантазеры. Чистых наций в мире на данный момент нет. Никто не отрицает, что в армянах течет не только турецкая кровь, но и персидская и греческакя и так далее. А, что в азербайджанцах течет только азербайджанская кровю: а как же мидийцы-персы, тюрки? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Babik Опубликовано: 1 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 1 ноября, 2003 Пока это только наблюдения,а выводы сами собой произойдут.Во всяком случае будем надеятся Наблюдай, наблюдательный наш. Только смотри не сделай поспешных выводов, чтобы не пришлось в них разочароваться. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
kinza Опубликовано: 1 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 1 ноября, 2003 Да мне тоже не хочется выражаться в адресс убийц армянского народа Babik-джан, по-русски слово адрес пишется с одним "С". Это на всякий случай, чтобы не кичился своей "грамотностью". Баров мнас. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Babik Опубликовано: 1 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 1 ноября, 2003 Babik-джан, по-русски слово адрес пишется с одним "С". Это на всякий случай, чтобы не кичился своей "грамотностью". Баров мнас. Спасибки,ахпер джан Иногда и грамотные люди ошибаются. Главное, чтобы они не были постоянными. Будешь у нас на Колыме - заходи Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
kinza Опубликовано: 1 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 1 ноября, 2003 Спасибки,ахпер джан Иногда и грамотные люди ошибаются. Главное, чтобы они не были постоянными. Не суди, так и не будешь подсудимым! (моя интерпритация, на всякий случай). А на Колыму, как то не хочется. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Qarabala Опубликовано: 1 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 1 ноября, 2003 ///В академики не стремлюсь, так, что твои выводы не верны./// А ты уже настоящий хайский акаДемик! :luv: Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
RETABOLIL Опубликовано: 1 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 1 ноября, 2003 Ты не внимательно прочитал мою фразу ,товарищ. Я превоклашек не называл холопами. Внимательней читай или очки надень. Да нет высшее достижение азербайджанских ученных.В академики не стремлюсь, так, что твои выводы не верны.Вот ты и признал, что Ваши ученные фантазеры. Чистых наций в мире на данный момент нет. Никто не отрицает, что в армянах течет не только турецкая кровь, но и персидская и греческакя и так далее. А, что в азербайджанцах течет только азербайджанская кровю: а как же мидийцы-персы, тюрки? Товарищи в Тамбове обитают.И с чего ты взял что есть такая обязаловка,внимательно читать твои фразы.Нет уж,чем читать такое внимательно,лучше очки надеть,причем ультрафиолетовые,иначе можно и луч какой заразный подцепить. Слово <ваши> понятие растяжимое и многогранное.И если даже и кто либо,что либо признает,думаю особо у тебя ни чего не изменится по жизни. Азербайджанцы и не отказываются что они тюрки как таковые и есть,поэтому о присутствии крови упоминать не приходится. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
RETABOLIL Опубликовано: 1 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 1 ноября, 2003 Только смотри не сделай поспешных выводов, чтобы не пришлось в них разочароваться. А это видимо ты из личного опыта даешь советы разного толка. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Qarabala Опубликовано: 2 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 2 ноября, 2003 заявление "кровавого Андраника". В нем, в частности, говорится: "Если вы считаете меня сыном Армении, я завтра же отправлюсь в Эрзерум... для истребления турок и азербайджанцев, курдов и евреев, - и никто меня не остановит". >>> http://karabakh-doc.gen.az/ru/armyanstvo/arm1-4.php Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Babik Опубликовано: 3 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 3 ноября, 2003 Спасибки,ахпер джан Иногда и грамотные люди ошибаются. Главное, чтобы они не были постоянными. Не суди, так и не будешь подсудимым! (моя интерпритация, на всякий случай). А на Колыму, как то не хочется. Я рад за твою интерпритацию. Ну не хочешь, значит не хочешь. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Belushka Опубликовано: 3 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 3 ноября, 2003 Я на минутку представила статью-восхваление Талаат паши на хаястане. Интересно сколько бы она продержалась если была удалена даже тема Стракера с показаниями жертв Ходжалы? Это для тех кто кричит на произволе на бакылылар. Андраник - явление типичное для армян. Ну у каждого народа герои достойные своего народа. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Babik Опубликовано: 3 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 3 ноября, 2003 ///В академики не стремлюсь, так, что твои выводы не верны.///А ты уже настоящий хайский акаДемик! :luv: Вау, я уже и академик. Да нет куда мне до тебя, с твоими великими мыслишками Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Babik Опубликовано: 3 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 3 ноября, 2003 Ты не внимательно прочитал мою фразу ,товарищ. Я превоклашек не называл холопами. Внимательней читай или очки надень. Да нет высшее достижение азербайджанских ученных.В академики не стремлюсь, так, что твои выводы не верны.Вот ты и признал, что Ваши ученные фантазеры. Чистых наций в мире на данный момент нет. Никто не отрицает, что в армянах течет не только турецкая кровь, но и персидская и греческакя и так далее. А, что в азербайджанцах течет только азербайджанская кровю: а как же мидийцы-персы, тюрки? Товарищи в Тамбове обитают.И с чего ты взял что есть такая обязаловка,внимательно читать твои фразы.Нет уж,чем читать такое внимательно,лучше очки надеть,причем ультрафиолетовые,иначе можно и луч какой заразный подцепить. Слово <ваши> понятие растяжимое и многогранное.И если даже и кто либо,что либо признает,думаю особо у тебя ни чего не изменится по жизни. Азербайджанцы и не отказываются что они тюрки как таковые и есть,поэтому о присутствии крови упоминать не приходится. Ну не хочешь быть прелестью, жаль. Я тебя не обязую, просто надо внимательно читать и не делать поспешных выводов, чем, к сожалению страдаешь. Я конкретно сказал, Ваши. А что в моей жизни должно измениться? Я рад за Вас. А ыт учись на чужом опыте и своих ошибок не будешь совершать. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Qarabala Опубликовано: 3 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 3 ноября, 2003 Речь идет … публичном докладе, развившем методологические основы армянского терроризма на ближайшие десятилетия. В выступлении обосновываются предстоящие массовые убийства, депортации тюркоязычных и мусульманских народов СССР… >>> http://karabakh-doc.gen.az/ru/armyanstvo/arm1-6.php Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.