Перейти к содержимому

ТРИЗ


Sadix

Recommended Posts

Buduchi eshe shkolnikom ya sovershenno sluchaino popal na vneklasniye zanyatiya po izobretatelstvu. Eto bilo v zastoiniye 70 ie , i chego to novogo vne shkolnoi programmi uslishat ot uchitelei bilo ne tak to prosto. I vot na tex vneklasnix zanyatiyax nam i prepodavali TRIZ - teoriyu resheniay izobretatelskix zadach. Ee sozdal bakili balasi Genrix Saulovich ALtshuller. Ya s blagodarnostyu vspominayu tex lyudei kotoriye iniziirovali vo mne tyagu k izobretatelstvu i izucheniyu RIZ, chto po sei den mne udayetsya realizovat v zhizni. Nadeyus eta tema budet interesna pokoleniyu ne zastavshemu te slozhniye i v to zhe vremya ochen interesniye vremena.

Nizhe privozhu copy paste s so stranizi http://www.natm.ru/triz/istoria/alt_triz.htm

Генрих Саулович Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Родители были родом из Баку. Отец работал в редакции газеты “Заря востока”. Когда мальчику исполнилось 5 лет, родители вернулись в Баку. В этом городе он прожил практически всю жизнь.

GS.jpg

Он очень рано попал в библиотеку, запоем читал научную фантастику. Повезло с учителями. Мечтал стать моряком. В 8-ом классе поступил в военно-морскую спецшколу. Когда началась война, весь выпуск школы забрали на фронт. Он был на год моложе всех, поэтому его оставили. Пришлось вернуться в обычную школу.

В те годы, совсем еще мальчишкой, Г.С. Альтшуллер сконструировал катер с химическим двигателем. Он занимался в двух кружках: в военно-морском и химическом. И в обоих нужно было в конце года сделать выпускную работу. В результате объединения работ появился катер с химическим двигателем. Идея двигателя была проста: если налить в карбид воды, начнется бурная реакция с выделением газа. Если газ поджечь, получится реактивный двигатель. Свою идею он реализовал: построил катер, который мог выдержать человека. И вот испытания. Залили воду в двигатель, несколько секунд ничего не происходило, вдруг резкий толчок выбросил испытателя за борт, как оказалось, к счастью, потому что еще через несколько секунд катер пролетел весь пруд, выскочил на берег и взорвался...(Подробности см. здесь).

Еще он хотел построить Наутилус или просто какой-то аппарат, позволяющий плавать под водой. Акваланг тогда еще не был изобретен, да и откуда взять компрессор для сжатия воздуха? Подошел бы и жидкий воздух, но, конечно, холодильной машины у мальчишки тоже быть не могло. А нельзя ли получить жидкий воздух без ожижения? Теоретически невозможно... И все-таки ему удалось обойти запрет. Он решил использовать жидкость, в которой много кислорода, — перекись водорода Н2О2. Для выделения кислорода ее достаточно подогреть. И достать перекись водорода оказалось несложно — в аптеках продается. Аппарат был построен. Так еще в школе Г.С. Альтшуллер получил авторское свидетельство на свое первое изобретение.

После школы его забрали в армию. Попал в запасной стрелковый полк, из которого его направили в летное училище. Окончание училища совпало с окончанием войны, и Г.С. Альтшуллер попросил направить его в Баку, в военно-морскую флотилию.

В военно-морской флотилии он попал работать в патентный отдел. Много пришлось изобретать самому и учить этому других. Странное у него было положение: обращались за помощью в изобретательстве люди вдвое, а иногда и втрое старше его. Как им помочь? Он бросился в библиотеки, перерыл огромное количество книг в поисках советов, правил, как изобретать, и ничего не обнаружил. Оказалось, что учить было нечему. Возникла необходимость изучить или создать самому приемы изобретательства. Не сразу он понял, что вышел на большую, исключительно важную для всего человечества цель — создать метод, позволяющий каждому научиться изобретать, решать творческие задачи в разных областях человеческой деятельности. И всю дальнейшую жизнь Г. С. Альтшуллер подчинил достижению этой цели. В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения, Альтшуллер начал изучать сами изобретения, т.е. технические системы, созданные человеком. Он начал искать отличия сильных изобретений от слабых. В качестве критерия использовал противоречие. Был проанализирован весь фонд авторских свидетельств и патентов и выявлены типовые приемы разрешения технических противоречий.

В 1948 году, когда были получены первые результаты, Г.С. Альтшуллер вместе с товарищем, которого он привлек к работе над целью, написали письмо Сталину. Оно было объемистым — несколько десятков страниц и содержало анализ весьма плачевного состояния изобретательского дела в стране. Писали его полгода. В письме предлагались меры по улучшению изобретательства, в первую очередь путем обучения изобретателей новым приемам изобретательства. Письмо было деловое, сухое, без обязательных для того времени уверений в личной любви и преданности, оно выглядело укором Председателю Совета Министров, плохо, по мнению авторов, выполнявшему свои обязанности. В конце письма сообщалось, что создана методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике необходимо было обучать.

Многие расспрашивали потом Генриха Сауловича об этом письме — неужели тот не понимал, чем оно грозило? Понимал. Но не мог остаться равнодушным к страшной разрухе, в которой оказалась наша страна в послевоенные годы, к угрозе атомной войны. Он был уверен в том, что в его руках возможность помочь восстановлению страны, и не мог не попытаться это сделать. Но ответом на письмо был арест, вздорные обвинения, пытки, приговор — 25 лет лагерей.

Работа над ТРИЗ не прекращалась и в лагере, несмотря на голодное существование, нечеловеческие условия жизни и вдобавок одно из самых издевательских лишений—запрещение вести записи — все нужно было держать в голове. И тем не менее Альтшуллер считает, что именно ТРИЗ помогла ему выжить: первыми гибли те, кто сломался, смирился с безысходностью и потерял цель, смысл жизни.

Например, Генрих Саулович рассказывал такой эпизод. В период так называемого “следствия” тюремщики имели обыкновение изощренно издеваться над подследственными. Одним из таких издевательств были такие их действия. Заключенный вызывался на допрос в ночное время. В ярко освещенной камере, где должен был проводиться допрос, заключенного усаживали на единственный находящийся в камере стул, лицом к железной двери, в которой имелось смотровое окошко. Его оставляли одного. Заключенный должен был сидеть на этом стуле много часов подряд, и ему запрещалось спать. Находящийся снаружи надзиратель регулярно заглядывал в смотровое окошко и, если видел, что заключенный закрыл глаза, тут же врывался в камеру и начинал избивать его резиновой палкой. Лишение человека сна - это очень страшная пытка.

Находясь в этой ситуации, Генрих Саулович сформулировал для себя противоречие: он должен закрывать глаза, чтобы спать, и не должен закрывать глаза, чтобы не давать повода надзирателям избивать себя. Это противоречие он разрешил следующим образом: вырезал из бумаги небольшие продолговатые кусочки и нарисовал на них угольком темные зрачки глаз. Когда его в очередной раз вызвали на допрос, он взял эти кусочки бумаги с собой. Оставшись один на стуле в камере пыток и выждав момент, когда за ним не наблюдали, он закрыл глаза и наклеил кусочки бумаги слюной себе на веки. Надзиратель заглядывал в камеру - у заключенного глаза открыты. А на самом деле он спал.

Попав в лагерь, Г.С. Альтшуллер быстро сориентировался, что, если работать так, как требовали от заключенных надзиратели, долго не протянешь. Несмотря на то, что выходящим на работы полагался значительно больший паек, чем тем, кто на работы выйти уже был не в состоянии, - условия и нагрузка были таковы, что этого пайка никак не могло хватить для восстановления сил. “Губит большая пайка”, - понял Генрих Саулович и добровольно отказался от нее, перестав выходить на работы и перейдя в разряд “доходяг” - умирающих людей, на которых все махнули рукой.

Таковых в бараке было много. Каждый день умирали люди. В числе “доходяг” оказалось много представителей технической интеллигенции: специалисты по разным отраслям техники, профессора и доценты технических вузов. Все это были люди пожилого возраста, очень ослабленные и находящиеся в стадии медленного умирания.

И тогда Генрих Саулович открыл в бараке “университет одного студента”. Каждый день, по определенному расписанию, он слушал лекции кого-либо из своих товарищей по несчастью. Люди ожили. У них появилась цель: передать свои знания молодому человеку. И люди в бараке перестали умирать!

В 1953 году, после очередного отказа о помиловании сына, мать Альтшуллера покончила с собой. Отец умер еще раньше. А в 1954 году Г.С. Альтшуллер был полностью реабилитирован.

В 1956 году в журнале “Вопросы психологии” вышла первая статья с изложением основ ТРИЗ. Главная мысль – техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Любая изобретательская задача – это выявление и разрешение противоречия.

Два года бились специалисты над проблемой создания газотеплозащитного скафандра для горноспасателей. Проблема была в том, что вес скафандра, включающего аппарат для дыхания и систему охлаждения, не должен был превышать 20 килограммов, в то время как только дыхательный аппарат весил 16 килограммов и система охлаждения немногим меньше. Был объявлен всесоюзный конкурс. И три первых места в нем заняли три варианта скафандра, разработанные Г.С. Альтшуллером вместе с товарищем. Они нашли красивое решение проблемы: совместить системы охлаждения и дыхания. Сначала жидкий кислород используется для охлаждения, а испарившийся кислород — для дыхания; Конечно, путь от идеи до конструкции был не близок, попутно друзьям пришлось сделать еще несколько изобретений, прежде чем проекты были готовы.

После возвращения с каторги Альтшуллер устроился на завод стальных канатов, работал в редакции газеты “Бакинский рабочий”, потом в Министерстве строительства Азербайджана. Закончил институт.

Но отношение к бывшим “зекам” в нашей стране было достаточно негативным. На работу старались не брать, а если брали – при первой возможности стремились избавиться. Однако надо было зарабатывать на жизнь. Альтшуллер опять сформулировал для себя противоречие: работать надо, чтобы зарабатывать деньги, и работать нельзя, потому что не берут. Разрешение этого противоречия он нашел в занятии литературной работой.

С конца 50-х годов Альтшуллер – писатель-фантаст. Он писал фантастику под псевдонимом Генрих Альтов (подробнее см. здесь).

Однако постепенно работа над Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) вытеснила фантастику и заняла всю жизнь.

Внедрение методики шло тяжело. Десять лет с 1958 по 1967 год велась переписка с ЦС ВОИР. Альтшуллер просил выслушать его и десять лет получал отказы.

В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной Лаборатории методики Изобретательства (ОЛМИ), а в 1971 году был открыт Азербайджанский Общественный Институт Изобретательского Творчества (АзОИИТ). Он вырос из первой в стране молодежной изобретательской школы.

Огромные усилия Г.С. Альтшуллер приложил к организации исследовательской работы. Сотрудники ОЛМИ работали по эстафетному принципу. Кто не выдерживал и уходил, передавал материалы другим разработчикам. Альтшуллеру удалось создать хороший творческий коллектив разработчиков теории.

По всей стране начали возникать школы, в которых обучали ТРИЗ.

В 1974 году ЦС ВОИР закрыл ОЛМИ, так как Г.С. Альтшуллер не прекратил по требованию ЦС ВОИР создавать школы по всей стране. Процесс создания школ становился для ЦС ВОИР неуправляемым. После закрытия ОЛМИ Г.С. Альтшуллер ушел из АзОИИТ. Вместе с ним ушли и другие преподаватели. ОЛМИ существовала еще 10 лет на общественных началах.

С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Этому способствовало создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров “Изобретающая машина”.

Литературное наследие Альтшуллера огромно: десятки книг, сотни статей. Многие из них переведены на иностранные языки и изданы за рубежом. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.

Очень много Г.С. Альтшуллер сделал для организации ТРИЗ-движения, объединяющего всех, кто использует ТРИЗ. В 1989 году была создана Всесоюзная Ассоциация ТРИЗ. Президентом Ассоциации был избран Г.С. Альтшуллер.

В 1998 году создана Международная Ассоциация ТРИЗ со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. ТРИЗ-движение развивается вглубь и вширь. В сотнях городов нашей страны и за рубежом работают школы, народные университеты, центры по обучению изобретательству взрослых и детей, в которых ведут занятия подготовленные Г. С. Альтшуллером ученики и ученики его учеников.

Слушатели начинают решать свои производственные проблемы еще в процессе обучения. Группы по изучению ТРИЗ работают на заводах, в НИИ, Дворцах культуры и техники, Домах научно-технической пропаганды, центрах научно-технического творчества, вузах, в институтах повышения квалификации инженеров, кооперативах и коммерческих фирмах.

ТРИЗ изучают не только инженеры, но и врачи, учителя, социологи, биологи, журналисты, предприниматели — все, кому приходится в своей работе решать творческие задачи. Множество людей благодарны Г.С. Альтшуллеру за то, что он привлек их к работе над наукой, может быть, самой важной из созданных в наше время — наукой о развитии творческой личности.

Eshe xochu dobavit do vremen Xalg Ch.si v Baku bil vtoroi po znachimosti Vsesoyuznii Institut Izobretetlstva. Chto uzhe za sebya govrit.

Изменено пользователем Sadix
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Eshe odna statya s togo zzhe linka. Ю.В. Горин nam chital lekzii po TRIZ

Ю.В. Горин, Пенза

Опубликовано в:

"Журнал ТРИЗ" 2/3, 1996

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ГЕНИЯ

Юрий Васильевич Горин. Физик, к.ф.-м.н. Ныне доцент кафедры физики Пензенского Гостехуниверситета. Учеба в АзОИИТе в 1972-73 годах, диплом № 4 АзОИИТ-73, удостоверение №4 ВОИР на право преподавания Методики-73. Автор первого варианта Указателя физических эффектов и ряда положений в ТРИЗ. Преподавание в АзОИИТ в 1972-75 годах, в АзИТТП профтехобразования в 1974-76 годах. Сегодняшние интересы в ТРИЗ: ввод ТРИЗ в среднее и высшее образование, единая программа для средней школы и ВУЗа для факультативна “Физика и ТРИЗ”, разработка концепции современного естествознания, включающей в качестве отдельных глав концепцию развития техносферы и законы этого развития и современную эвристику (готовится к печати учебное пособие по этой проблеме).

Генрих Саулович Альтшуллер в бытность свою шефом АзОИИТа приглашал для проведения занятий по обеспечивающим дисциплинам классных профессионалов. Лекции по психологии АРИЗного мышления первому набору читала Нина Петровна Линькова. Отличные лекции. После одной из них ваш покорный слуга попросил разъяснить следующий тезис: “Мышление человека в процессе эволюции сформировалось как мышление на основе МПиО. Иные не выжили. Но АРИЗное мышление выходит за рамки этого метода. Пока речь идет о совершенствовании техники, это не страшно. Но Вы утверждаете, что всеобщее распространение АРИЗного мышления — дело почти неотвратимое. Это же может оказаться попросту опасным, поскольку законы эволюции безжалостны. Так это или нет? И как оценить степень опасности?” На всякий случай уточняю, что в 1972 году понятия “ТРИЗ” еще не существовало.

Для Нины Петровны вопрос оказался неожиданным. В ее дотоле четкой и понятной речи заблистала мишура специальных психологических терминов. Мгновенно уловив это, вмешался Генрих Саулович: “Сейчас ваши мозги придут в порядок, поскольку противоречия здесь нет. На самом деле АРИЗ есть естественный продукт эволюции мышления. Понимаете, не случайный всплеск, а закономерный эволюционный сдвиг. Первичным материальным объектом этого сдвига стал мозг создателей АРИЗ. Первичным ареалом распространения — АзОИИТ. И все. Никаких опасностей. Ну, а то, что именно это направление эволюции неотвратимо и правильно, доказывают два факта. Первый — ваше присутствие здесь. Второй — способность задавать подобные вопросы. Дальнейшие сдвиги мы с вами будем реализовать вместе”. Не могу ручаться за дословное воспроизведение, но смысл его передан правильно. Шеф умеет оформить в систему самые сложные вещи, и объяснить их на понятном языке. Тем, кто хочет понять. Ну, а как Генрих Саулович создавал “жаждущих понять”, проиллюстрирую на собственном примере.

Когда-то в начале 70-х годов ЦК спустил в Академию лозунг: “Все в изобретатели!”, надеясь, что после этого наука сама внедрится в производство. Для неначальственного состава этот лозунг был трансформирован в требование: “Даешь изобретения!” В разгар всеобщего талдычения об изобретениях я обнаружил у букиниста потрепанную книжку, на которой черным по белому значилось: “КАК НАУЧИТЬСЯ ИЗОБРЕТАТЬ”. Тогда фамилия автора даже не закрепилась в памяти. Сейчас эта книжка стоит у меня на почетной полке, среди раритетов: Г.Альтшуллер, Тамбов, 1961, тираж 50000 экз., цена (внутри) 18 коп, на обложке — 21 коп.

Купил. Принес в лабораторию. Полистал. Мура какая-то. “Что такое рацпредложение”. Картинки занятные. Несерьезно. Да и коллеги хихикнули — тоже, теоретик нашелся... Изобретатель... Там же про железяки... И ничего про твою подвижность ионов... Короче, книжечку я забросил в шкаф. Потом были весна и лето в горах, а осенью 71-го года забрела ко мне троица друзей с уговорами поступать в институт изобретательского творчества. Я сопротивлялся.

— Да ты знаешь, кто преподаватель будет? Сам Альтшуллер!

— А кто это?

Уговоры меня на трогали, пока один из пришедших не пустил в ход “абсолютный аргумент”:

— Вот, ты фантастикой бредишь, а про фантаста Альтова слыхал?

Г.Альтова я читал и сильно уважал. Мне импонировала его идея универсально подготовленного человека с нешаблонным мышлением.

— Так вот — Г.Альтов и есть Альтшуллер.

Ситуация перевернулась. “Изобретательская чушь” в цене не поднялась, но возможность поучиться у всамделишного писателя, умного к тому же... Согласился. За компанию. Из которой до диплома АзОИИТа добрался один.

Собеседование в ЦК комсомола проводила комиссия. Вполне целенаправленно я попал к Альтову. Мне уже было за тридцать, кое-что в этой жизни я знал и умел. Так что собеседование проходили обе стороны.

Сел. Положил анкету. Внимательный взгляд.

— Рад познакомиться. Какая у вас профессия?

— Физик.

— Есть ли изобретения?

— Нет, конечно. Я занимаюсь изучением ионов в газах. Тема не очень техническая.

— Что Вас привело сюда?

— Ваши книги. Фантастика.

— А какая фантастика Вам нравится?

Минут пять мы потолковали на эту интересную тему. Я ощутил бездонную эрудицию, благожелательность и заинтересованность. Результат собеседования для меня был положительным, меня зачислили в слушатели. Г.Альтов подтвердил мои представления о хорошем писателе и доказал свое право быть УЧИТЕЛЕМ.

Вводное занятие в АзОИИТе проводил, конечно, сам Генрих Саулович. Мы слушали его два часа без перерыва. Потом этот материал стал первой и второй главами "Алгоритма изобретений", но в устном изложении автора он был на порядок интереснее. Детали фиксировались сознанием и в конспекте, истины напрямую оседали в подсознании. Это очень редкий дар Педагога — суметь довести свои мысли до подсознания слушателя, сделать их убеждениями.

Основной курс вел Альтшуллер. Изредка в его занятия досадно вклинивались патентоведение и сверхтщательно подготовленные фрагменты в исполнении выпускников. Тогда же учились Женя Шахматов, Гена Мегаррамов, Ира Фликштейн и многие другие.

Я извлек из шкафа и основательно проработал книжечку “Как изобретать”. Это давало мне определенную фору, т.к. мои домашние задания и разные вопросы “попадали в струю”. Генрих Саулович мне явно симпатизировал, что проявлялось в дополнительных персональных заданиях. Много позже, анализируя то, что мне пришлось сделать на первом курсе сверх программы, я понял, что эти задания составляли продуманную систему — “систему подключения” или втравливания.

В апреле 72 года Генрих Саулович попросил меня остаться после занятий минут на двадцать — я остался и, как оказалось, навсегда. Дело было таким: Альтшуллер пришел к выводу, что физика — вещь абсолютно необходимая для изобретателя. Задача мне была поставлена скромно, но четко: “Нужен указатель физэффектов, нужна программа что и как преподавать по применению физических знаний”. Тут же Генрих Саулович выдал пачку “физических” примеров из патентных материалов, собранных В.Гутником. На мой наивный вопрос: “А кто это дело преподавал?” последовал обезоруживающе простой ответ: “Преподавать предстоит Вам. Осенью.”

С сентября 72 года “Физэффекты” были введены в программу обоих курсов АзОИИТа. Вести занятия пришлось и в той группе, в которой я сам учился. Подобные “эксперименты” почти однозначно обречены на провал (“Тоже мне, педагог выискался...”), но тогда безупречно сработали и уверенность Генриха Сауловича в необходимости физики, и его всегда ко времени подстраховка. Потом до меня дошло, что к этим “моим” занятиям Альтшуллер готовился тщательнее и глубже, чем я, особенно по части нештатных ситуаций — аудитория была щедра на странные вопросы.

Работать мне было и очень трудно, и очень просто. Трудности понятны — практически все приходилось делать впервые. Корме того нужно было изложить физику на “человеческом” языке, а не на физическом жаргоне. А простота определялась тем, что и стратегию дела и многие привходящие ситуации Генрих Саулович продумывал с опережением, с ясностью, присущей талантливым людям. Прозорливость гения — не только в глобальных построениях, она проявляется и в деталях.

На очередном методсовете Генрих Саулович, положив книжечку АРИЗ-71 на папку с материалами к указателю физэффектов, сказал: “Их надо объединить. Продумайте, где в АРИЗе должна подключаться физика и как закономерно ввести физэффекты в процедуру ликвидации ТП. Может быть выделить “физическую группу” приемов?” К следующему методсовету я предложил модернизировать шаги 3.4...3.6 с введением понятия физическое противоречие и приемов его устранения разделением противоречивых свойств во времени и пространстве и путем открытия новых ФЭ. Мои “открытия” шеф встретил скептически и настоял, чтобы перед выходом с ФП к слушателям был бы сделан развернутый анализ нескольких учебных задач. Такой анализ был произведен на задачах о подвижности ионов, молниеотводе и ледяном полировальнике. Новая формулировка шагов 3.4...3.6 АРИЗ-71Б, указатель с двумя таблицами и методические рекомендациями по проведению занятий по этой теме были готовы к весне 73 года. Каждая позиция в этой работе подвергались разбору. Редактировал Генрих Саулович основательно.

“Всесоюзная представление” ФЭ и ФП планировались на летнем семинаре “Днепропетровск-73”. При подготовке к нему я посмотрел на свою предшествующую “педагогику” и она привела меня в ужас. Я принес свои сомнения Генриху Сауловичу и услышал в ответ:

— Скажите, халтура в этой работе была? —Нет!

— Тогда все в порядке. Давайте лучше обсудим, что именно привело Вас в такой “антивосторг”?

Обсудили, разобрали плюсы и минусы. Генрих Саулович настаивал на приоритете положительного: “Что было хорошо? Почему это было хорошо?” В отношении минусов, то его реакция была снисходительной: “Вы теперь это знаете? Ну и ладно, а критику оставим третьим лицам. Ругать Вас будут еще много и со вкусом...” Однако снисходительность Альтшуллера распространялась только на стратегических единомышленников — отход от принципов он оценивал очень жестко, иногда, как мне казалось, даже с перебором.

Потом было многое: большой сбор на Днепре, где по предложению Альтшуллера была проведена первая аттестация преподавателей методики изобретательства; наглое ренегатство руководства ВОИР, оберегавшего свой покой от неугомонного Альтшуллера и противопоставившего ему целую свору псевдоинтеллектуального жулья и многое другое. Порой среда давила не столько тычками, сколько равнодушием и неприятием.

Мышление эволюционирует медленно, однако неуклонно, в направлении, предугаданном Генрихом Сауловичем Альтшуллером, — по пути к ИКР. Создавая ТРИЗ и ТРТЛ он ведал и ведает, что творит. Как обыкновенный ясновидящий.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жутко интересно ни о чем подобном до этого не слышал. Жаль что из-за какого то письма такой человек потерял столько ценных лет.

Вот нашел на сайте фонда имени Альтшуллера электронную книгу

«Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы», версия 1.02

Изменено пользователем Stracker
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Начав с попытки создания методики изобретательства, Генрих Саулович Альтшуллер создал теорию сильного мышления (включающую ТРИЗ-ТРТС, РТВ, ТРТЛ), которую десятки тысяч людей во всем мире используют для решения творческих проблем в различных областях человеческой деятельности.

Вот о этой теории интересно бы...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ya sam kak to pri pomoshi TRIZ na zanyatii izobrel novii tip konfet - tverdaya obolochka i gazoobraznaya nachinka. Snachalo kazalos nerealnoi, a takiye shtuki okazivayetsya ispolzuyutsya v kosmonavtike i HiTech. (no eto ya posle shkoli uznal) Odin izobretatel nashel method kak ochishat orexi ot skorlupi ne mexanicheskim sposobom. Eto ochen prosto - rezkoye razrayzhenie v zamknutom obyeme - i skorlupa orexa razletatyestya . Seicha s etot metod ispolzuyut dlya promishlennoi ochistke orexov. Vot nekotoriye primeri resheniya zadach po TRIZ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Sadix, а помните в Пионерской правде - последние страницы - посвященные изобретательству?;)

Он поражал нас своей работоспособностью, организованностью и высоким КПД. Начальству нравились его ответы на письма, они были краткими, чёткими и ясными. Министр и его замы завалили Альтшуллера приходящей почтой. Тогда он вбил в боковую стенку своего письменного стола 3 гвоздя. Все письма, которые направляли ему, он вешал на первый гвоздь. Если ему напоминали о каком-либо письме, он перевешивал его на второй гвоздь. Если напоминали вторично, тогда он помещал его на третий гвоздь. С этого гвоздя он брал письма в работу. Около 40% писем оставалось на первом гвозде; около 30% оставалось на втором, и только на оставшиеся 30% он писал ответы. Таким образом, он показал, что наша бюрократическая машина имела КПД всего лишь 0,3.

Интересно, сколько бы сейчас писем доходило бы до третьего гвоздя...

Изменено пользователем Змий
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо, Sadix! Воспоминания... помнится, я тоже посещал школу АРИЗ в середине 70-х. Занятия проводились по воскресеньям в какой-то школе, кажется, в районе Дворца Ленина. Занятия вел не сам Альтшуллер, а 2-3 молодых человека, кто-то из его учеников, уже смутно помню все это. Горина я знал, но не уверен, что он вел эти занятия. Но список физических эффектов точно уже существовал. Хотя я недолго посещал эту школу, но вынес из нее много ценного...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нас пригласили в класс в ПТУ гдето позади ИНХП им Мамедалиева в Черном городе. Там и были уроки по ТРИЗ. Насчет того что Горин вел несколько занятий, он не все время был, а потом приходили другие другие преподователи. У них разные направленности были, а поскольку меня интресовала физика и химия , то он мне запомнился.

А потом я познакомился с человеком который учился в Питере и посещал занятия Альтшуллера. Так сразу я почуствовал что за школа, вдвоем мы смогли адаптировать некоторые биохимические технологии применительно к нашим условиям. В подробности вдаваться не буду, это интресно только специалистам, но ТРИЗ помог здорово.

Изменено пользователем Sadix
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения"...

В сталинские времена не изучали ни психологию ни социологию, но зато поощрялся интерес к техническим наукам, для повышения производительности труда.

Письма к вождю и отцу народов не считались преступлением, это было в духе той пропаганды. Вспомните картину "Ходоки к Ленину".

Генрих Саулович Альтшуллер .. Очевидно еврей. "В 1948 году, когда были получены первые результаты, Г.С. Альтшуллер вместе с товарищем, которого он привлек к работе над целью, написали письмо Сталину". В 1948 в Кремле было принято важное тайное решение относительно советских евреев, маховик набирал обороты, и лишь смерть вождя остановила его. В такой обстановке не следовало высовываться из окна.

Однако это не из Москвы пришла санкция на арест. Все письма Сталину прочитьвались где-то в Московском МГБ и отправлялись назад в региональные МГБ с резолюцией : "Разобраться на месте". Возможно, что письмо Альтшуллера и не дошло до Москвы, а было прочитано и вскрыто в самом начале Бакинским МГБ, и так как наводило тень на его работу, там решили состряпать на него дело. А так как он был еврей, то это пришлось кстати. И освободили его не в 1953, а в 1954, после падения Багирова и чистки аз. МГБ.

После его освобождения, с него повидимому взяли подписку на неразглашение дела, и валить всю вину на Сталина, в духе хрущёвского времени.

=============================

"И зажжём на высотах костры".

Константин Бальмонт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...