Перейти к содержимому

Мовсес Каланкатуаци, «ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК»


Recommended Posts

Библиотека Русской Религиозно-Философской Библиотеки "ВЕХИ"

П Р Е Д С Т А В Л Я Е Т:

Мовсес Каланкатуаци, «ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК»

Азербайджанцы, радуйтесь!

©2002, Библиотека «Вехи»

При использовании материалов Библиотеки "Вехи" ссылка обязательна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 52
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

По указанной ссылке опубликован полный текст книги, являющейся ОСНОВНЫМ источником по истории Кавказской Албании.

Публикуется в новом русском переводе Ш.В.Смбатяна. Мовсэс Каланкатуаци, «История страны Алуанк», Изд. Института древних рукописей им. Маштоца «Матенадаран», Ереван, 1984. Первый русский перевод – К.Патканов [Патканян], «История агван», С.-Пб., 1861. Публикуемый текст существенно отличается от первого русского перевода К. Патканова

Вот, что пишет о переводе сам автор: "Настоящий перевод осуществлен с на­учно-критического текста, подготовленного к печати В. Аракеляном на основе одиннадцати рукописей хранящихся в Институте древних рукописей им. Маш­тоца - Матенадаране, представленные в крити­ческом тексте латинскими буквами: А = № 1531, время 1289 г., В = № 1725, время 1675 г., С = № 2561, время 1664 г., D = № 3043, Е = № 8035, время 1848 г., F = № 4197, время 1822 г., G = № 2646, время 1761 г., М = № 6520, время 1835 г., N = № 6547, время 1847 г., S = № 8057, время 1855 г., Т = № 2866, время 1829 г. Им использованы также три другие рукописи: R- микрофильм рукописи, хранящейся в настоящее время в Британском музее и описанной Фредериком Конибером (A Catalogue of the Armenian manuscripts in the British Museum, London, 1913,117), L-фотоснимки рукописи, хранящейся в Ленинг­раде под номером 19 и Н - микрофильм рукописи, хранящейся в Антилиасе под номером 180 (время 1730—1737 гг.). Помимо перечисленных рукописей в критическом тексте отражены издания Н. Эмина, К. Шахназаряна, а также пе­реводы К. Патканяна и Ч. Довсета.

Располагая всеми разночтениями рукописей, предоставляемыми научно-кри­тическим текстом, мы имели возможность сделать более правильный, на наш взгляд, выбор" (Мовсэс Каланкатуаци 1984,20). Таким образом, перед нами не одна из версий хроники Мовсэса Каланкатуаци, реально существующих на сегодняшний дней в списках, а реконструкция предполагаемого первоначаль­ного текста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Cмотри, смотри, Атилла, только не говори, что Муса Каланкатли тоже лжец, как и все, разумеется, армяне :gizildish:

"УВЕРОВАНИЕ УРНАЙРА [В ХРИСТА] И КРЕЩЕНИЕ ЕГО СВЯТЫМ ГРИГОРОМ. А ТАКЖЕ ОБРАЩЕНИЕ ВСЕХ АЛУАНЦЕВ [В ХРИСТИАНСТВО] ЦАРЕМ УРНАЙРОМ

Блаженный Елиша, начав свое апостольское возделывание с окраин страны, просветил лишь северо-восточную часть края, но не весь. Сам же, как мог, успешно завершив борьбу за свой народ, принял мученическую смерть. Но в то самое время, когда Господь посетил род человеческий и сделал Запад цветущим [через] великого императора Константина, он озарил также и Великую Армению [через] блаженного Трдата. [Он] обратил в веру и Восток, где лишь отчасти были осведомлены о рождении истинного Солнца спасения. Они [жители Востока] второй раз и совершеннее, [чем прежде], были озарены через Урнайра. И эти чудеса были сотворены Богом в одно и то же время.

Урнайр, царь Алуанка, муж доблестный, был зятем персидского царя Шапуhа. Он в великих сражениях снискал себе славное имя, воздвиг в Армении Крест победы. Он обрел вторичное рождение от просветителя армян святого Григора и, вернувшись [к себе], озаренный сиянием Святого Духа, стал еще больше просвещать алуанцев и до конца своей земной жизни оставался сыном вечного света. После его [Урнайра] смерти из Алуанка попросили себе в католикосы отрока Григориса, поскольку царь наш Урнайр просил у святого Григора, чтобы [впредь] его святым рукоположением был назначен епископ над его страной. И по сей день, следуя установившемуся порядку, они, Армения и Алуанк, пребывают в единодушном братстве и нерушимом союзе."

Последняя фраза специально для тебя, Атилла, вчитайся в нее внимательно, пожалуйста. И после этого попробуй только еще раз сказать, что мы, что-то у албанов украли или как мы их там задавили, несчастных. Написано, черным по белому - в единодушном братстве и нерушимом союзе. Григор Лусаворич (просветитель), просветив армян - просветил и братьев наших албанцев. Причем очень давно - по крайней мере, до 5 века, когда христианство стало государственной религией в Армении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Атилла,

И поподробнее:

"Храбрый Урнайр, услышав обо [всем] этом, не стал [более] медлить или откладывать и не через посланцев своих, а сам великий царь со своими вельможами, нахарарами и множеством войск прибыл в Армению и предстал перед исполином Трдатом, царем [армянским]. Тот принял его по-братски, с любовью и радостью, встретил со всеми своими приближенными и раскрыл перед ним все помыслы свои, при святом Григоре и всем множестве армянского войска. Поклонился царь ваш [Урнайр], встал на колени перед ним, обнял ноги его, припал к руке св. Григора, рассказал обо всех заблуждениях языческих и покаялся во всех прежних грехах, совершенных по неведению."

Ты утверждал, что албанцы или алуанцы были вашими отцами (надеюсь ты еще не отказался от своих слов), выходит ваши отцы целовали руки армянским царям, вставали на колени, обнимали ноги и все такое прочее при всем множестве армянского войска. Нехорошо как получилось, учитывая нынешнюю геополитическую обстановку в регионе, можно сказать даже оскорбительно. Впредь осторожнее надо быть при декларации своих "отцов".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Зиядлы,

Про то, что вы азербайджанцы не имеющие никакого отношения к албанцам мне прекрасно известно. Я спорил с Атиллой, утверждавшего, что его отцы были албанцами.

А история про ваши пыльные сапоги - это не ко мне, расскажи лучше карабахцам, они в полной мере оценят твой черный юмор.

Кстати, Атилла, ник твой также неудачен, в "Истории Алуанка" есть описания многочисленных войн алуанцев с гуннами, а из описания осады гуннами города Тбилиси становится очевидным, что гунны - типичные монголоиды - безбородые, с круглыми едва заметными бровями, широкоскулые и круглоголовые. Так что быть одновременно потомком Атиллы и алуанцем довольно затруднительно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Поклонился царь ваш [Урнайр], встал на колени перед ним, обнял ноги его, припал к руке св. Григора,...". А йох бир hяля далыны да мач еляди.

Зюлюмов деди, усё, гутарды...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вот и полный текста - Урнайр - царь Алуанка. Но непонятно, кто он алуанец, перс или армянин. Там указано только, что зять Шапуха. Но какая разница ?

"Когда любовь Христова поселилась в предке вашем, в Урнайре, божественная ревность, привела его к армянскому царю Трдату. Ведь он слышал о великих чудесах и знамениях, совершаемых святым Григором в Армении, и о том, как из множества троп заблуждения они [армяне] без промедления вступили на стезю единого истинного Бога. Благодаря познанию Бога и Его благоволению они сбросили тягостное ярмо язычества, встрепенулись, воспряли, окрылились, вспорхнули и взлетели к небесам.

Храбрый Урнайр, услышав обо [всем] этом, не стал [более] медлить или откладывать и не через посланцев своих, а сам великий царь со своими вельможами, нахарарами и множеством войск прибыл в Армению и предстал перед исполином Трдатом, царем [армянским]. Тот принял его по-братски, с любовью и радостью, встретил со всеми своими приближенными и раскрыл перед ним все помыслы свои, при святом Григоре и всем множестве армянского войска. Поклонился царь ваш [Урнайр], встал на колени перед ним, обнял ноги его, припал к руке св. Григора, рассказал обо всех заблуждениях языческих и покаялся во всех прежних грехах, совершенных по неведению."

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

-"при святом Григоре и всем множестве армянского войска. Поклонился царь ваш [Урнайр], встал на колени перед ним, обнял ноги его, припал к руке св. Григора, рассказал обо всех заблуждениях языческих и покаялся во всех прежних грехах, совершенных по неведению"

Tak David, rech idet zdes o Sv.Grigoriye Prosvetitele- v to vremya i ya bi tak sdelal. Vprochem vtret ya Sv.Grigoriya segodnya na ulitsax LA poklonilsya bi pered nim. Rech zdes o Sv.Grigoriya a ne Trdate. A Sv.Grigoriy na to i Sv.Grigoriy chtobi emu ruku tselovali- nezavisimo ot ego natsionalnosti...A on ne bil armyaninom. A persom, naskolko ya znayu

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ziyadli, ПРИВЕДИ МНЕ ХОТЬ ОДНО ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО ЧТО ОН БЫЛ ПЕРСОМ. иЛИ ТЫ ПРИСУЬСТВОВАЛ ПРИ ПРОЦЕССЕ ЗАЧАТИЯ?

И ЭТО ПРОЙДЕТ

И ЕЩЕ, Я ДОПУСТИЛ "понибратское и оскорбительное обращение к модератору". Если бы я знал что такое "ПОНИБРАТСКОЕ" мне бы наверное было бы стыдно!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Gospoda, vot kak priverno proisxodilo razoranie trex "respublil" Zakavkaz'ia kochevnikami. Odnoy "respublike" ne udalos' ustoyat', i seychas novie xozyaeva govaryat, chto oni eto i te[Aluantsi] toje. PO krovi vozmojno, no po kul'ture i yaziku ia somnevaius.

В то самое время царь росмосоков, собрав свои войска, вместе с полком Тобельским, присоединив также войска гуннов, перешел реку Куру, развернулся в гаваре Ути и расположил свой лагерь близ города Халхал. Здесь он избрал трех полководцев и поставил их начальниками над большим войском. Начальство над всеми одиннадцатью отрядами своих войск он передал им и приказал вторгнуться в пределы Алуанка, Армении и Иверии и опустошить их. Третья группа войск вторглась в гавар Гарабах в начале Пасхи и стала грабить Мец Куэнк.

Услышав об этом набеге разбойников, расположившиеся в Члахе иерусалимцы были объяты великим страхом. Собрав поспешно в одно место все мощи, они поместили их в две серебряные корзины и закопали. Но тут со всех сторон стали доноситься до них ужасные роковые крики, которые подобно проливному дождю, привели их в безнадежное отчаяние. Подобно морским волнам, они [неприятельские воины] вскоре захлестнули Астлаблур. Не подозревая ничего, в этот нежданный час, они шли прямо навстречу беспощадно истребляющему мечу. Была разграблена утварь золотая и серебряная, а мощи святых разбросаны тут и там по всему холму. Главный священник, блаженный Атанас, тут же был замучен, а остальных, захватив в плен, держали под стражей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Зиядлы, о чем ты ? Какой такой перс ? Болшьая часть истории Армении описывает борьбу персов язычников с христианами армянами. Св. Григор один из зачинателей христианства в Армении... Он мог быть греком, на худой конец, но никак не персом. Легендарная личнось - один из святых почитаемых армянской церковью.

"Vprochem vtret ya Sv.Grigoriya segodnya na ulitsax LA poklonilsya bi pered nim"

Не ожидал от тебя такой любви к христианам :gizildish: Я лично, не стал бы поклонятся ни перед какими мусульманскими святыми, и не потому, что не уважаю мусульманство, а просто потому, что с чего бы мне преклонятся перед святыми не моих отцов ? Но это твое право - если вдруг ты воспылал внезапной любовью к нашим ценностям и к нашим святыням, значит в этом что-то есть :luv:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Зиядлы, о чем ты ? Какой такой перс ? Болшьая часть истории Армении описывает борьбу персов язычников с христианами армянами. Св. Григор один из зачинателей христианства в Армении... Он мог быть греком, на худой конец, но никак не персом. Легендарная личнось - один из святых почитаемых армянской церковью.

"Vprochem vtret ya Sv.Grigoriya segodnya na ulitsax LA poklonilsya bi pered nim"

Не ожидал от тебя такой любви к христианам :gizildish: Я лично, не стал бы поклонятся ни перед какими мусульманскими святыми, и не потому, что не уважаю мусульманство, а просто потому, что с чего бы мне преклонятся перед святыми не моих отцов ? Но это твое право - если вдруг ты воспылал внезапной любовью к нашим ценностям и к нашим святыням, значит в этом что-то есть :luv:

Историю религий читать надо. Имеется единственно - принципиальное отличие Ислама и Христианства. Вера в Аллаха, а не на сына Божьего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

David,

-"Зиядлы, о чем ты ? Какой такой перс ? Болшьая часть истории Армении описывает борьбу персов язычников с христианами армянами. Св. Григор один из зачинателей христианства в Армении... Он мог быть греком, на худой конец, но никак не персом. Легендарная личнось - один из святых почитаемых армянской церковью."

Ya ne 100% uveren, chto on pers. Est mnogo versiy. No on ne armyanin tochno! Eto on prines i armyanam i albanam xristianstvo. I v chest ego nazivayut eto napravlenie xristianstva Grigiryanskim. Nu eto ti znaesh navernyaka i sam!

-"Не ожидал от тебя такой любви к христианам"

Mir polon neojidannostey. Nu o pogolovnoy lyubvi k xristianam ya ne otlichayus. Ya vsex lyudey uvajayu! A Prorok Isa (Jesus Christus, Mir Emu) yaylyaetsya dlya nas ne menee svyatim chem Prorok Muhammad (Mir Emu).

Kogda musulmane govoryat o Messiyi, to imeyut v vidu Proroka Isa (Mir Emu). A Sv.Grigoriy dostoin poklona xotya bi tolko zato, chto on prines lyudyam slovo Bojie.

-"Я лично, не стал бы поклонятся ни перед какими мусульманскими святыми, и не потому, что не уважаю мусульманство, а просто потому, что с чего бы мне преклонятся перед святыми не моих отцов ?"

Poklon uvajenie dostoynomu cheloveku ne unizit nikogo! Ya govoril o poklone a ne kolenopreklonstvie. U nas v Islame vse lyudi ravni pered bogom! Vse!! Daje armyane, kak ni stranno, no eto tak!

-"Но это твое право - если вдруг ты воспылал внезапной любовью к нашим ценностям и к нашим святыням, значит в этом что-то есть :gizildish:"

Ya ne vospilal vdrug.. i ne k vashim tsennostyam.. Neujto ti dumaesh xristiamstvo ili slovo Bojie vashi tsennosti.? Eto je vsechelovecheskie dostoinstva! Mi xot i vragi, no ne stoit zabivat, chto mi lyudi i nakonets sosedi. No vi zabivaete ob etom.

Daje vraga nado uvajat!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну так как? Понравилась вам эта публикация? Почему никто меня не хвалит? Я ведь так старался! :gizildish:

И потом... Это же все-таки основной источник по истории древней Албании! Это же должно быть так для вас важно. Или вы не патриоты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну так как? Понравилась вам эта публикация? Почему никто меня не хвалит? Я ведь так старался! :gizildish:

И потом... Это же все-таки основной источник по истории древней Албании! Это же должно быть так для вас важно. Или вы не патриоты?

для них это уже не актуально,они щас аланами интересуются

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну так как? Понравилась вам эта публикация? Почему никто меня не хвалит? Я ведь так старался! :gizildish:

И потом... Это же все-таки основной источник по истории древней Албании! Это же должно быть так для вас важно. Или вы не патриоты?

для них это уже не актуально,они щас аланами интересуются

davay malibu, smotri est li u tebya chto nibud, gde govoritsya chto alani eto armyane obosetinivshesya! chtobi tebya mi nachali xvalit, nado tebe eshe potruditsya :luv::luv:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

специально для зиядлы! вот, что говорит БСЭ.

Кавказ — один из районов древнейшего поселения человека на территории СССР: в Армении обнаружены стоянки, относящиеся к раннему каменному веку. В 1-й половине 1-го тыс. до н. э. в Закавказье образуется первое на современной территории СССР рабовладельческое государство — Урарту. Позднее возникают Колхидское царство (6 в. до н. э.), Айратское царство (4 в. до н. э.), Иберия (4—3 вв. до н. э.). Во 2 в. до н. э. образуются крупные государства — Албания Кавказская и Армения Великая, которая вела упорную борьбу с Римом. К. неоднократно подвергался нашествиям кочевников (скифы, сарматы, аланы и др.). В 1-м тыс. н. э. К. становится ареной борьбы между Византией и сасанидским Ираном. В середине 1-го тыс. н. э. на большей части территории К. утверждаются феодальные отношения, распространяется христианство. В 7—8 вв. Закавказье захватывают арабы. В обстановке борьбы против иноземных захватчиков (арабов, затем тюрков — сельджуков, византийцев) происходит дальнейшее развитие феодальных отношений, которое приводит к образованию крупных государств: в Армении во главе с Багратидами и в Грузии (вокруг Тао-Кларджетского княжества). В 12—13 вв. усиливается Грузия. В 13 в. К. подвергся опустошительному нашествию монголо-татар. В 14—15 вв. Армения и Грузия страдали от опустошительных походов иноземных захватчиков; в Азербайджане в 15 в. возникают тюркские государственные образования. Северный К. значительное время оставался под властью монголо-татар и их преемников, его развитие значительно отставало и сохраняло патриархально-феодальные черты до 19 в. Армения и Грузия с 16 в. стали объектом ожесточённой борьбы между Турцией и Ираном. В 16 в. на Северном К. появились русские поселения. После падения Астраханского ханства (1556) южная граница России продвинулась до р. Терек, на которой были основаны крепости Терки (в устье р. Сунжи, 1567) и Терский городок (в дельте р. Терек, 1588). В междоусобной борьбе одни феодалы стремились опереться на Россию (например, Кабарда приняла русское подданство ещё в 1557), другие занимали враждебные ей позиции (например, шамхал тарковский в Дагестане, против которого в 1594 и 1604—05 были предприняты экспедиции русских войск).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

A on ne bil armyaninom. A persom, naskolko ya znayu

Ziyadli,

Я не вмешиваюсь в исторические споры, потому как считал и считаю, что разговаривать, а тем более доказывать азербаджанцам когда ведет свое начало армянская цивилизация дело пустое. Все равно у них Буниатовшина в махровых тонах представлена. Но пост Ziyadli заставил меня включится в обсуждение.

Ziyadli ты говоришь, что Святой Григорий был по происхождению Персом? Ты можешь привести доказательства сказанного?

Немного о Святом Григории а не Георгии потому как просвятителем Армении был Святой Григорий

302 г. Святой Григорий Просветитель был рукоположен в епископы от епископа Леонтия Каппадокийского в Кесарии. После этого он приступает к организации Церкви Армении.

Армения в то время представляла государство, во главе которого находилась царская династия Аршакидов. Будучи правителем всей страны, царь имел и наследственное владение - область Айрарат. В вассальной зависимости от него находились князья-нахарары, которые владели соответствующей областью на правах феодальной собственности. В зависимости от своего могущества и влияния князья-нахарары располагались рядом с царем в Тронном зале царского дворца. Такова была государственная иерархия страны в начале средневековья.

Святой Григорий Просветитель организует иерархию Армянской Церкви, аналогичную светской власти. Для каждого нахарарства (княжества) Св. Григорий Просветитель рукополагает епископа. Так, например, в Сюнике был Епископ Сюникский, в Тароне - Епископ Таронский и т. д. Все они подчинялись Епископу Армении. Так образовался институт Патриаршества в Армянской Церкви. Согласно историческим источникам, Святой Григорий Просветитель рукоположил 36 епископов, каждый из которых был духовным предводителем нахарарства. Все они восседали в тронном зале: одна половина располагалась справа от Епископа Армении, другая слева.

Святой Григорий Просветитель совершал беспрерывно апостольскую миссию в разные части страны. Это занимало не мало времени. С учетом этого Святой Григорий Просветитель рукоположил своего младшего сына Аристакеса во Епископы Армении. В конце своей жизни, выполнив Великую Миссию, Просветитель Армении удалился в недоступную обитель, в Манеац-айр, находившуюся высоко в горах.

Вот что пишет святой патриарх Сильвестер о Святом Григории (Григора Лусаворича).

Рукоположив более 430 епископов, отправился Григор вместе с великим государем Трдатом в Рим для созерцания мощей апостолов Петра и Павла, свидания с великим императором Константином и заключения с ним договора и союза. Григорию, который по происхождению из армян, были дарованы как исповеднику и как живому мученику множество любезных и подобающих почестей. Константин, пав перед ним на колени, просил его священных молитв и благословения. Передал ему частицы мощей апостолов, левую руку апостола Андрея и много других даров.

Можешь удостоверится в этом прочитав о крещении Трдата III.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Ya ne vospilal vdrug.. i ne k vashim tsennostyam.. Neujto ti dumaesh xristiamstvo ili slovo Bojie vashi tsennosti.?"

Наши ценности, потому что Григор просветитель жил в Армении, и был организатором нашей церкви. Именно по этому наша церковь называется "григорианской", а не православной. В Армении святые места, связанные Григором Лусаворичем знает каждый армянин, по ним водят экскурсии, о них написано в истории. Я еще в детстве помню, как нас водили в Сардарапат - там находится яма, в которую в долгое время был заключен Григорий просветитель. Туда можно спуститься, посмотреть, очень глубокое место. А остальное - Бингул много написал об этом. Просто мне смешно, когда что-то невозможно отрицать - настолько очевидно, используется прием - "отказать в армянстве". Хачкары объявляются албанскими, все армянские надписи на них тоже, армянские историки - тут же по национальности оказываются агванцами, а католикосы - персами. Армянское слово "хач" и то объявлено не армянским.

Малибу,

СПАСИБО !!! очень классный линк ты прислал. Я ее бегло просматривал однажды на армянском в бумажном варианте, а тут на русском очень удобно читать, все таки русское образование ж....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

David,

-"Наши ценности, потому что Григор просветитель жил в Армении, и был организатором нашей церкви. Именно по этому наша церковь называется "григорианской", а не православной."

neujeli ti dumaesh, chto moya nenavist k vam do togo bolshaya, chto ya vse armyanskoe nenaviju? Ne nado merit vse svoim arshinom.

Mne chestno govorya ne tak uj vajno kto Sv.Grigoriy po natsionalnosti-pers, grek, armyanin ili assiriyets. On chelovek, kotoriy prosvetil na Kavkaze mnogix lyudey- i armyan, i alban. Kak cheloveku, kotoriy prines istinu bojiyu lyudyam uvajayu ya ego pamyat. I nizkiy poklon ego pamyati ot menya, musulmanina!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо Малибу, хоть ты и урод, но полезное дело сделал

Я тут бегло прочитал и вот что меня заинтересовало

И при Вачагане сбылись слова Божьи: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесам» (Матфей, 5, 19). Именно так и поступал боголюбивый царь Вачаган. Прежде всего сам он отвратился от грешных деяний и злого пути, творил множество всевозможных добрых дел, а затем и многие страны [отвратил] от поклонения злым дэвам обратил на святой и истинный путь богопочитания и добрым раскаянием поучал [других] добродетелям. Своими увещеваниями и наставлениями он убеждал исповедовать истинного Христа нахараров своей страны, совершенно осквернивших разум и души свои омерзительной верой могов, а тела – распутным развратом. Примерами из Святого Писания поучал, что воистину будет воскресение усопших по велению Сына Божьего Иисуса, и свершится Страшный суд во веки веков неугасимым огнем над отступниками, неверующими и нечестивыми злодеями, и будут удостоены награды вечной и неизреченной славы исповедующие непостижимое Божество, воскресшие за свои благодеяния по воле того же Бога. И тех, кто после благодати купели спасения перешел в огнепоклонство, он склонил к раскаянию. А тех, кто с малых лет следовал по пути гибели, он приказал просвещать в купели спасения и причащать пресвятой плоти и крови животворящего Сына Божьего.

И сам он весьма радовался не столь своему царствованию, сколь присоединению всех нахараров своей страны к братии святой церкви, памятуя о животворной заповеди, о том, что [если] обратит кто уклонившегося от истинного пути и приучит его к добродетельной жизни, тот «спасет душу свою от смерти и покроет множество грехов» (Послание Иакова, 5, 20).

И день за днем, вдохновляясь в боголюбивом служении, он неустанно отправлял службу в память святых. Вслед за этим он повелел жителям Гарабаха, страны труднодоступной, находящейся под его властью, оставить обряды идолопоклонства и жертвоприношения, и поклонения скверным идолам.

И рассказал иерей монастыря, и говорит: «Жил на свете отшельник весьма добродетельного нрава, иерей из Веhкерта, Иов, с даром апостольским. Неверующих жителей всего великого гавара Пазканк в Гарабахе, он обратил [в веру христианскую] и, приобщив к Богу, сделал их сообщниками служителей неизреченного таинства Троицы. Много раз [Иов] приходил на то место и совершал службу в память святого Григориса и много раз говорил перед народом, что в страну Алуанк явится царь верующий и будет разыскивать это место и святые мощи Григориса. И еще, как-то раз, в гости к нам пришел некий пустынник. Выйдя ему навстречу, мы приняли его как обычно принимают братьев. Омыв ноги, он перекусил немного и, поднявшись на это место, лег отдохнуть и заснул. Вдруг он пробудился ото сна, соорудил своими руками крест и установил его на этом месте, а нам он наказал, чтобы никто не смел снимать крест с этого места: «Напротив, установите здесь крест великий и каждый день, утром и вечером молитесь тут и курите ладан, ибо здесь я увидел великое видение».
И вот, на тридцать восьмом году Хосрова, это был тревожный год его убийства, пришел тот самый Джебу хакан, о котором речь шла выше, вместе со своим сыном. И никто не мог бы сосчитать его несметное войско. Когда страшная весть [о вторжении] пришла в Алуанк, присланный Хосровом правитель и князь Алуанка Гайшак захотел укрыть народ страны в великой столице – в крепости Партав. По его приказанию множество жителей окрестных гаваров укрепилось в городе. Он думал с помощью вельмож страны и жителей города оказать сопротивление хазирам. Но он с тревогой следил и видел, что произошло с большим [укрепленным] городом Чора, с воинами, сторожившими его, с мощными стенами, построенными за большие деньги персидскими царями, которые, изнурив свою страну [податями], с помощью строителей построили из различных материалов великолепное сооружение и закрыли проход между Кавказским хребтом и великим Восточным морем.

И вот, при приближении вселенской ярости, которая еще предстояла всем нам, волны моря взбушевавшегося, катясь одна за другой, обрушились прежде всего на него и разрушили его до основания. Ибо, когда [сторожившие город воины] увидели страшное множество людей безобразных и широкоскулых, без ресниц, которые с длинными распущенными, как у женщин, волосами, мчались верхом на конях, страх великий объял их, тем более, когда увидели они, какие те искусные стрелки, как из тугих луков они обрушивали на их головы настоящий град стрел, как, подобно кровожадным волкам, свирепо набрасывались на них, безжалостно истребляя всех на улицах и в переулках города. Они не различали ни красивых и цветущих юных девиц и отроков, ни больных, ни немощных. Не щадили они ни калек, ни старцев. И не трогало нисколько их сердца усердие прильнувших к грудям убитых матерей младенцев, которые вместо молока сосали кровь [из ран] грудей. Напротив, как пламя, охватившее тростниковые заросли, они врывались в одну дверь и вылетали в другую, оставляя хищным зверям земным и птицам небесным довершать там злодеяние. Так, постепенно, волна эта накатывалась на нас.

Когда слух обо всем этом дошел до князя и начальника нашего, владевшего и правившего городом Партавом, ему захотелось поговорить с народом, укрепившимся в крепости перед великой опасностью, и узнать, что следовало бы предпринять? Он хотел было раскрыть рот [и поговорить с народом], но от страха великого, охватившего его с ног до головы, не смог он произнести ни слова, и так сильно трясло его, что колена его бились одно о другое. Когда собравшиеся люди увидели, до чего он струсил, то подняли шум и закричали: «Зачем же ты нас держал здесь до сих пор? [Разве для того], чтобы затем всех нас, вместе с женами и детьми нашими, предать в руки кровожадных зверей? Как можем теперь мы такой огромной и беспорядочной толпой выйти из [окружения] и бежать на глазах лютого врага, когда он вот уже всего в трех милях от нас?» И говорит один другому. «Зачем мы медлим? Чтобы найти в этом городе себе могилу? Давайте бросим имущество и скарб и убежим. Авось, да сумеем спастись». И все устремились к четырем воротам города, спеша [выйти] и укрыться в горах гавара Гарабах.

P.S. Сорри за большой копипейст

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ:luv:))))))))))

Как хорошо что я сюда зашел))))))))))))

армехи опять дезу пускают))))))))))

Моисей Калакатуйский ,албанец, написавший книгу об истории АЛбании,интересно однако как его "перевели" армяши :gizildish:)))))))))))смбатян, патконян, абрамян))))))))) милая компашка что говорить)))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гуд Гай,

Хор Вирап (Глубокая Яма) - название монастыря. А с Сардарапатом я действительно перепутал. Это тоже историческое место, но это довольно далеко от Арташата - поблизости которого Хор-Вирап располагается. Но почему-то с детства запечатлелось, как будто бы это рядом - маленький был тогда еще, все перепуталось. Последний раз я там был лет 15 назад...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Страно почему приведенный мною копйпест не вызвал интереса у армян.

Я хоть и бегло прочитал, но как я понял из него следует что Гарабах(Карабах) принадлежал Албании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ziyadli

A chto tut nevigodnovo. Nu da mojet odin moment bil. Nu i chto Ya mogu pokazat kartu gde nam prinadlejala vsya Alabanya aj do Kaspiiskovo morya.

No vi tak i ne dali normalni otvet kakoe VI AZERO_TURKI imeyte otnoshenie k Albancam ????

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ya mogu tebe kartu pokazivat, gde armeniya i chast Iraka, pol Gruziyi i pol Dagestana Sefevidam, toest nam prinadlejala. Nu i chto? Teper chto ja nam begat i krichat, chto Saddam Hussein u nas nashi zemli otnyal?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ziyadli

Eto nasha problema. Vi tut krichite Sefevidi eto proto-Azerbaydjanci. Mol Albanci eto proto-proto- Azerbaydjanci i na osnovanii vot etix skazek i stroite svoyi prityazanie na Karabax, na Sevan i daje na Yerevan.

A u nas princip prostoy tam Gde jivyot tam i budet Armenya.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...