Перейти к содержимому

Причины застоя в азербайджанском кинематографе


Ледокол

Recommended Posts

  • 2 weeks later...
  • Ответы 64
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Alatava | 1-ci bölüm | 07.04.2024

 

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

настоящий всплеск начнется тогда , когда у нас снимут довольно откровенный для нашего менталитета фильм ... и смогут его отстоять как часть киноискусства ...

Сабина Пашаева ... как сложилась твоя судьба ?  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

здравствуй Palakero :wavey:

 

10 часов назад, palakero сказал:

настоящий всплеск начнется тогда , когда у нас снимут откровенный для нашего менталитета фильм ... 

а откровенный на какую тему ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13 часа назад, Веро сказал:

здравствуй Palakero :wavey:

 

а откровенный на какую тему ?

здравствуйте ... не узнаю вас в гриме ... Иннокентий Смоктуновский ? ))))

 

откровенный ? нууу   довольно таки очень смелую эротику  например ...  но так, чтоб бородатые святоши не устроили стихийные бунты ))))))))

Сабина Пашаева ... как сложилась твоя судьба ?  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Alatava | 2-ci bölüm | 14.04.2024

 

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Alatava | 3-cü bölüm | 21.04.2024

 

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Фильм Азера Гулиева поборется за призы Каннского кинофестиваля

Азербайджан примет участие в основном конкурсе короткометражных фильмов 77-го Каннского кинофестиваля.

Согласно сообщению официального сайта премии, в этом году в конкурсе короткометражных фильмов примут участие кандидаты из 11 стран – Азербайджан, Бразилия, Болгария, Канада, Китай, Хорватия, Франция, Косово, Литва, Португалия и США.

 

Азербайджан на фестивале представит режиссер Азер Гулиев с фильмом «Словно тебя нет». На основном этапе конкурса будут представлены 11 короткометражных фильмов, отобранных из 4420 фильмов.

Победитель «Золотой пальмовой ветви» по короткометражному фильму будет объявлен 25 мая.

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Alatava | 4-cü bölüm | 28.04.2024

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Азербайджан заинтересован в сотрудничестве с Италией в области кино.

Как сообщает Caliber.Az, об этом министр культуры Адиль Керимли заявил на встрече с находящимся с визитом в Азербайджане вице-президентом Палаты депутатов итальянского парламента Джорджио Мюле.

 

«Отношения между Азербайджаном и Италией в таких сферах, как сохранение исторического и культурного наследия, архитектура и дизайн, укрепляются с каждым годом. Азербайджанская сторона также заинтересована в сотрудничестве с Италией в области кино», - сказал Керимли.

В свою очередь Мюле отметил, что Азербайджан является важным партнером для Италии, и сотрудничество между двумя странами охватывает широкие сферы.

На встрече также были обсуждены вопросы организации взаимных гастролей театров двух стран.

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Alatava | 5-ci bölüm | 05.05.2024

 

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Alatava | 6-cı bölüm | 12.05.2024

 

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Alatava | 7-ci bölüm | 19.05.2024

 

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Исмет (Гибель адата) (1934) фильм смотреть онлайн

 

 

Фильм «Исмет», которому в этом году исполняется 90 лет, в истории азербайджанского кинематографа – знаковый. Он стал последней немой лентой в истории азербайджанского кинематографа и великолепным образцом искусства кино.

Об этом сообщает АЗЕРТАДЖ.

Премьера фильма состоялась 25 мая 1934 года в Баку.

Сюжетная канва ленты «Исмет» полностью отвечала требованиям того времени.

Тридцатые годы прошлого столетия – это период, когда в Азербайджане происходили крупные изменения в социальной жизни, шло переосмысление роли женщины в обществе. Ей уже было мало иметь право голоса, быть просто образованной и заниматься благотворительностью. Молодые азербайджанки становились все более активными, открывали для себя новые сферы, отстаивали свои права.

2024_05_25_6652012524d02.jpg

История одной из таких девушек и легла в основу сюжета фильма «Исмет», режиссером и сценаристом которого стал молодой Микаил Микаилов, окончивший в 1927 году в Москве Государственный техникум кинематографии (сегодня – ВГИК). В своих воспоминаниях заслуженный артист и заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР отмечал, что на написание сценария его вдохновила судьба члена женского клуба имени Али Байрамова Сарии (Сары) Халиловой.

В 1933 году она была жестоко убита братом и отцом за то, что вела активную работу среди женщин. Похороны молодой активистки прошли в женском клубе имени Али Байрамова и вызвали большой общественный резонанс.

«Обобщив образ азербайджанской женщины, я сделал ее героиней фильма, но выбрал для нее профессию летчика», – писал Микаил Микаилов, отметивший, что это было новой сферой для кино и символизировало стремление азербайджанских женщин к высотам.

2024_05_25_6652014fe52e4.jpg
 

Еще одним прототипом главной героини фильма стала первая в Азербайджане женщина-авиатор Лейла Мамедбекова. Сломав стереотип о мусульманских женщинах, она решила стать летчицей и в 1931 году окончила Бакинскую, а в 1933 году – Московскую школу авиации.

Истории двух молодых азербайджанок, бросивших вызов устаревшим устоям, сделали «Исмет» очень смелым и убедительным фильмом. Кроме того, Микаил Микаилов нашел оригинальное художественное решение фильма. В фильме широко использовались декорации, которых во время съемок было установлено 27. В прокат фильм вышел в 1934 году.

По сюжету ленты, молодая девушка Исмет вместе с группой рабочих текстильного предприятия, где она работает, принимает участие во встрече с авиаторами. Она становится одной из тех, кто откликается на приглашение бортпроводников перевезти на самолете нескольких гостей, а во время полета ветер срывает платок с ее головы.

2024_05_25_6652016f515b3.jpg
 

Незаурядный характер главной героини особенно проявляется на фоне тщательно проработанных второстепенных персонажей, в числе которых – торговец-мошенник, дотошная свекровь, отец-простолюдин.

Соавтором сценария выступил известный режиссер и сценарист Григорий Брагинский. Над созданием фильма работали азербайджанские кинематографисты Мамед Бабаев, Гейдар Везиров и Мирза Мустафаев. Роль Исмет исполнила Жука Михельсон. В ленте также снимались такие актеры, как Хайри Азимзаде, Мохсун Санани, Алисаттар Меликов, Хагигат Рзаева и Мирза Али.

2024_05_25_665201846f5ca.jpg

Образ Исмет после выхода фильма на экраны обрел культовый статус и привлек внимание к проблеме освобождения женщин, которая ранее поднималась в фильме «Севиль» 1929 года, экранизации одноименной пьесы Джафара Джаббарлы. Вдохновляясь примером Исмет, тысячи женщин смогли преодолеть прошлое и стать активными членами общества.

Кинолента сыграла интересную роль и в судьбе прототипа главной героини киноленты. Совершая перелеты в самые отдаленные районы Азербайджана на самолете U-2, Лейла Мамедбекова часто брала с собой этот фильм, пропагандируя среди сельских жителей авиацию и профессию летчика. В годы войны она готовила летчиков и десантников для фронта, и десятки из них мужественно сражались против врага на фронтах.

В 2019 году постановлением Кабинета министров Азербайджанской Республики лента «Исмет» была включена в список фильмов, объявленных государственным достоянием Азербайджана.

 

Caliber.Az

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Режиссер Самир Керимоглу: Новосозданный АКАР обманул надежды и оказался некомпетентным
 

Когда создавалось Агентство кино Азербайджанской Республики (АКАР) при Министерстве культуры, мы все надеялись и верили в его справедливость и честность. Возможно и сами создатели хотели как лучше, а получилось как всегда. Об этом Minval.az заявил известный кинорежиссер Самир Керимоглу.

Напомним, что в сентябре 2023 года начала работу организация по производству фильмов АКАР.  Тогда многие ждали от этой структуры грамотного подхода, согласно утвержденному регламенту и четким правилам конкурсного производства кинопроектов, потому что, будем честны, азербайджанская киноиндустрия не то, чтобы слабо развита, она умерла. А ведь в Азербайджане снимались прекрасные фильмы.

Режиссеры, продюсеры и сценаристы выражали уверенность в том, что новая команда сможет разобраться с недочетами и ускорить процесс развития кинопроектов, а не заниматься перетягиванием одеяла на себя, используя при получении прав на съемку имена высокопоставленных чиновников. Создатели кино считали, что при хорошем, грамотном и качественном подходе к творчеству азербайджанский кинематограф возродится как Феникс из пепла и вернет себе оливковую ветвь всенародной любви.

В июле 2023 года АКАР объявило конкурс кинопроектов, организованный государством в целях поддержки развития сферы кино, популяризации кинематографической деятельности и повышения опыта отечественных кинематографистов, производства фильмов, пропагандирующих национально-духовные и общечеловеческие ценности, а также поддержки частного сектора в этой сфере.

 

В данном конкурсе могли участвовать кинопроекты независимых продюсерских центров и других компаний, действующих в сфере кинематографии. Общий фонд конкурса составил 5 500 000 манатов, а проекты принимались по четырем направлениям: фильмы, производимые по государственному заказу; коммерческие фильмы; авторские фильмы; дебютные и студенческие фильмы. При этом 2 млн манатов выделено на госзаказы на кинопроекты (полнометражные или короткометражные художественные, документальные и анимационные фильмы). На проекты коммерческих фильмов (полнометражные художественные, документальные и анимационные)  выделено 1 250 000 манатов, на авторские фильмы (полнометражные или короткометражные художественные, документальные и анимационные) – 1 250 000 манатов, дебютные (полнометражные или короткометражные художественные, документальные и анимационные фильмы) и студенческие (только короткометражные фильмы) – 1 млн манатов.

На 3-м этапе конкурса состоялась защита (питчинг) проектов участниками конкурса перед Отборочной Комиссией и Экспертным Советом. Победителями должны были стать проекты, успешно прошедшие этап питчинга.

 

Но всё оказалось куда более прозаично, предсказуемо. Причиной, побудившей режиссера Самира Керимоглу обратиться в редакцию Minval.az, стал сценарий его нового фильма, которому так и не суждено было увидеть свет из-за некомпетентности и равнодушного отношения членов Совета АКАР к своим профессиональным обязанностям.

Не читали, но осуждаем

По словам Керимоглу, его сценарий «Sözün varsa, de!» «запороли», даже не соизволив прочесть, который, кстати, прошел по всем пунктам питчингового отбора, не вызвав у жюри никаких нареканий. В принципе во всем мире так принято: если пройден этот этап, сценарий утверждают. Но в Азербайджане сочли, что в процессе утверждения обязательно должен участвовать Совет Минкульта. И именно этот Совет забраковал достойный проект известного режиссера Самира Керимоглу, при этом не удосужившись объяснить причину отказа, что выглядит странным и противоречит регламенту АКАР, в котором четко сказано – по каким именно параметрам сценарий может пройти.

 

Если сценарий участника конкурса не проходил, ему объясняли причину, так как каждый участник вправе знать, почему ему отказали. По словам режиссера, в Совете же не заморачиваются на такие «мелочи». Тогда как в состав этого Совета входят авторитетные, влиятельные лица, к примеру, театральные режиссеры, руководители телевизионных компаний, и никто из них не удосужился прочесть сценарий – просто наложили на него табу, без причин и объяснений.

«На возмущение моей команды директор АКАР Орхан Фикретоглу поспешил успокоить, дескать, будет создана апелляционная комиссия, и в ходе повторного пересмотра сценария будет вынесен окончательный вердикт. «Фильм пройдет обязательно. Я обещаю!» – эта фраза была сказана лично директором. Мы поговорили с ним и попросили предоставить хоть какую-то информацию о причинах отклонения сценария: «Назовите хоть один из десяти пунктов, согласно которым мой сценарий не прошел, докажите – почему именно. И если Вы мне докажете, я лично сниму свой сценарий с конкурса». Но прошло шесть месяцев с момента начала рассмотрения апелляции, команда ожидала решения апелляционной комиссии. И 10 мая дождалась: сценарий так и не утвердили, плюс ко всему отклонили законную просьбу на ознакомление с результатами, полученными в ходе прохождения первого тура, хотя мы имеем право знать, по каким пунктам и сколько баллов было выставлено сценарию», – рассказал режиссер.

 

По его словам, по закону, он имеет право обжаловать комиссионное решение, так как из семи человек там присутствовали трое, с которыми у него личностный творческий конфликт.

«И я уверен, что именно они могли проголосовать против моего сценария. С одним из них, Явером Рзаевым, я беседовал по телефону. Он приводил нелепые доводы, и сказал как бы между прочим: «Самир, твой проект хорош, но мне не нравится один пункт в твоем сценарии, ибо этого там БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО». Интересно, что такое заявляет человек, не принимавший в создании данной работы ни малейшего участия, не проживавший жизнь созданного нами образа, не ведавший его чаяний, далекого от внутреннего мира этого образа. Что значит сказать автору: «Тут такого быть не должно»? То, чего, по его словам, «быть не должно», является основной линией моей драматургии. То есть мнение этого человека – чисто субъективное, и оно не может влиять на судьбу моего сценария, никак не может. Он поделился мыслями со мной, но не имел права именно из-за того, что ему «показалось», рубить на корню мое детище. Я не знаю, если честно, рассуждал ли этот человек со своей точки зрения, или выражал мнение «Х-муаллима», читал ли он вообще мой сценарий? Я уверен, что не читал, потому что только после детального прочтения понимаешь созданный мною образ. И я уверен, что никто из них не читал моего сценария. Я настроен решительно и намерен добиться аннулирования решения апелляции, далее – выдвинуть претензию к директору АКАР, продемонстрировавшему некомпетентность», – отметил Самир Керимоглу.

Самое интересное, по словам режиссера, были несколько участников, у которых отсутствовали сценарии на конкурсе, но им дали право снимать фильм. Или же жюри было настроено изначально против одного из предложенных сценариев, но Совет дал зеленый свет, так как податель был влиятельным человеком, и отказать ему было нельзя. Также несколько соискателей не прошли по результатам питчинга, но Совет решил иначе, и эти соискатели получили право на съемку фильма.

 

«Я, конечно же, за то, чтобы снималось как можно больше фильмов, все достойные и талантливые люди снимать. Но отбор должен быть честным, понимаете? ЧЕСТНЫМ ДЛЯ ВСЕХ! Если вы правильная и прозрачная организация, то почему скрываете итоги, почему не указываете на те, или иные ошибки команды, подавшей сценарий на рассмотрение? И почему снова в приоритете крутые дядечки, которым невозможно отказать?», возмущается режиссер.

Члены Совета без проблем получили финансирование для своих проектов    

«Я понимаю, что читать 120 сценариев – дело нелегкое, но это ВАШЕ ДЕЛО. Также шли разговоры о том, что мой фильм может быть и коммерческим в том числе. Да, я согласен, это авторский фильм, он может быть и коммерческим, и в этом случае принесет часть затраченных на его съемки денег обратно в казну благодаря кассовым сборам. Ведь как бывает: государство выделяет деньги на съемки, фильм снимают, и он после незначительного просмотра ложится на полку на долгие годы, а деньги, затраченные на его создание, уплывают в никуда в итоге. А мой фильм мог бы быть успешным, так как в сценарии присутствуют все необходимые для хорошего национального кино элементы, связанные с традициями нашего народа, с традициями города, национальный музыкальный колорит. Это типичный азербайджанский фильм, который требовали и по регламенту АКАР, это было их требование. Кроме того, бюджет, к примеру, выделяет миллион на съемки, а мы сократили эту сумму почти в два раза. У нас есть все ресурсы для того, чтобы снимать полнометражное кино, у нас одна из самых лучших команд в Азербайджане. Но проблема в другом: заявки на съемку подавали и сами члены Совета, в том числе и тот самый «большой человек, которому невозможно было отказать»», – глубоко возмущен режиссер.

По словам С.Керимоглу, присутствовавший в апелляционной комиссии тоже подавал сценарий.

«Между нами давний конфликт, продолжающийся вот уже более десяти лет, и я почти убежден, что именно поэтому мне были поставлены отказные баллы. 14 лет Министерство культуры мне, Самиру Керимоглу, принципиально не дает фильм. В данный момент директор АКАР Орхан Фикретоглу продолжает эту «традицию», хотя я не понимаю – почему, ибо у него нет никаких оснований для того, чтобы не давать нам право на съемку фильма, так как и продюсер у нас – один из самых лучших в Азербайджане. Я считаю себя тоже не вторым и не третьим по режиссерскому мастерству. Эти люди, несмотря на свои обещания, слово не сдержали», – сказал   режиссер.

Минкульт запретил мейхану?  

«Одна из негласных претензий со стороны Совета – мейхана в моем фильме. Но разве в Азербайджане существует официальный запрет на использование мейханы – уникальной части азербайджанского фольклора в кино? Тем более, что в мейхане этой нет пропаганды аморального образа жизни, наркотиков и так далее. Фильм проникнут азербайджанским духом, национальным бытом, в создании сценария принимали участие известные писатели. В процессе конкурса многие подходили ко мне и выражали восхищение нашей работой, говорили, что проект интересный и увлекательный, говорили, что хотели бы посмотреть этот фильм на большом экране. Я уже подал претензию в Минкульт, потому что это дело касается непосредственно их. Орхан Фикретоглу ошибается: кому-то дает сразу по два фильма, или же документальный фильм за такой же бюджет, как и художественный – это несправедливо.

 

Я бы хотел посмотреть, почему этим соискателям дают столько ресурсов, и по каким параметрам они прошли. Мне не предъявили никаких доказательств, указывающих на некомпетентность моей работы и потому я считаю, что «запарывание» моего проекта было умышленным, это был акт чьей-то мести и возможность дать «зеленый свет» другим, более выгодным, соискателям», – резюмировал Самир Керимоглу.

Все это выглядит очень печально. Печально, что наше общество так и не избавилось от дурных традиций землячества, тапша, угодничества. Верно сказал в свое время писатель и киносценарист Михаил Шолохов: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».

Интересно знать, что скажет на этот счет сам Орхан Фикретоглу, чем объяснит отказ режиссеру? Мы готовы выслушать и его точку зрения.

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Alatava | 8-ci bölüm | 26.05.2024

 

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Alatava | 9-cu bölüm | 02.06.2024

 

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

не могу сказать за все жанры кинематографа в азербайджанском кино, но комедийный жанр очень даже хорошо себя проявляет, тому есть много примеров... Допустим недавно был в кинотеатре Низами на показе фильма Cin Ati, очень достойная комедия, замечательный подбор актеров, отличный сценарий. Конечно ничего особенного в работе камеры я не заметил но игра актеров и сюжет вытянули весь фильм, улыбнуло и не раз.  

В 13.04.2024 в 03:35, palakero сказал:

настоящий всплеск начнется тогда , когда у нас снимут довольно откровенный для нашего менталитета фильм ... и смогут его отстоять как часть киноискусства ...

в азербайджанском кинематографе много таких фильмов, к примеру Yarasa - uncensored версия(если найдете), и ничего никаких бунтов. Обнаженкой кино не сделаешь, тут магия кинематографа нужна... для этого в первую очередь сценарий нужен. Ну у азербайджанских сценаристов хорошо комедии получаются, причем очень даже хорошо, вот они эту тему и продавливают.

Был правда один фильм про первую карабахскую войну, довольно таки неплохой фильм, о трех друзьях(если память мне не изменяет до 2019 года) вот там я был приятно удивлен и сценарием и самим процессом сьемки - явно ребята постарались...

харьковский аниме клуб Asa no Sora...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Alatava | 10-cu bölüm | FİNAL | 09.06.2024

 

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жаль, многие считают что в нашей стране кинематограф на очень низком уровне. 

Есть незначительные моменты, которые радуют, тем, что не все потеряно. 

Если честно я ждал фильм Алатава, и наблюдал. Фильм никакого интереса не вызвал. Я не ожидал. Слабый фильм. Можно сказать, что фильм смотрится только благодаря актерам. Айдемир, Алихан... Не та позиция. Я ожидал что фильм будет снят чем то похожий на "ЗАНАВЕС", Или что то вроде "СЛОВО ПАЦАНА"... 

Все таки я проголосую за наш кинематограф и очень верю, что наступит великий подъем в данной сфере. А поповоду скандалов в различных организациях кинематографа - это сейчас везде. И в союзе композиторов, и в союзе писателей, и в союзе архитекторов. Каждые сто лет бывают и падения и подъем культуры. В данный момент мы проживаем в культуре падение, благодаря 90 годам. Преступность, наркобизнес, все это отголоски 90-х. В 10 годах началось шевеление, надеюсь что к 30-4-х годах будет очень круто.

Как то так...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 weeks later...
Эльвин Адыгезал назвал «корень зла», убивающий азербайджанский кинематограф

Очередная палка, вставленная в колеса национального кинематографа, побудила Minval.az написать очередную, третью, статью на эту тему. Причиной послужило обращение в редакцию известного азербайджанского режиссёра Эльвина Адыгезала, рассказавшего о главном «корне зла», взращенном в стенах Министерства культуры. Именно этот корень, по словам режиссёра, заставляет всех причастных к созданию кино, чувствовать себя осуждёнными, ожидающими смертного приговора.

Для справки: Эльвин Адыгезал родился 18 ноября 1989 года в Геранбое, работал на телевидении. В 2013 году дебютировал с полнометражным фильмом «Хамелеон», премьера которого состоялась на МКФ в Локарно. Адыгезал также снял фильмы «Репортаж из тьмы» (2018 год) «Съёмки фильма Рены ханум!» (короткометражный фильм, 2019 год), также представленные на международных кинофестивалях.

В 2020 году Адыгезал снял свой третий полнометражный фильм «Билясувар», мировая премьера которого состоялась на фестивале Бусан, считающемся одним из лучших международных фестивалей.

Отметим, что Эльвин Адыгезал со своими полнометражными проектами участвовал в программе L’Atelier и получил приз Hubert Bals fund в Голландии.

Кинематограф должен работать по единому мировому закону, а не по неписанным «законам Минкульта»

 

Причиной жалобы в редакцию Minval.az стало открытое обращение сорока представителей азербайджанского кинематографа – кинооператоров, режиссёров, продюсеров, актёров и звуковиков, работающих на съемочных площадках. И все они высказывали недовольство тем, что национальный кинематограф находится под давлением минкульта, под колпаком т.н. «цензуры», не дающей возможности делать и показывать своё кино.

«Мы не можем работать в таких условиях, так как существует большая проблема, яма, в которую нас, людей кинематографа, толкнуло министерство культуры во главе с министром А. Керимли», – заявил Э. Адыгезал.

По словам режиссёра, Керимли создал экспертную комиссию, соответствующую «внутренним законам» Министерства культуры», и комиссия эта почему-то решает, показывать или не показывать фильмы на демонстрационных площадках страны.

 

«А тем не менее в законе «О кино» от 2006 года чёрным по белому написано, что каждый фильм, который снимается в Азербайджане и показывается здесь, должен получить прокатное удостоверение. Ранее этим полномочием был наделен Госкомитета семьи, женщин и детей, а затем оно перешло к министерству культуры. А. Керимли, используя букву данного закона, собрал свою комиссию, члены которой посредством голосования решают, пускать кино в прокат или не пускать. На самом деле это незаконно, и моему утверждению о том, что это незаконно есть два обоснования: во-первых, в законе чётко написано, что комиссия должна состоять из социологов и психологов в том числе. А в составе министерской экспертной комиссии представителей этих профессий нет вообще (у нас имеется список тех, кто входит в её состав).

 

Далее: комиссия – согласно закону, не должна давать отзыв фильму, она должна ставить возрастные категории для просмотра той или иной аудиторией. Кроме того, есть озвученные официально запреты, например, на порнографию или искажение национальных ценностей. Если в фильме, показанном Комиссии, есть какие-то сомнительные сцены, подпадающие под запретные темы, члены комиссии отправляют запрос продюсеру и требуют объяснить, почему эти сцены были вставлены в фильм. И только после получения объяснений Комиссия принимает решение о назначении возрастной категории, но не о запрете! Что происходит в нашем министерстве культуры? Министр и его люди просто смотрят кино, разбрасываются словом «НЕТ» направо и налево и даже не считают нужным объяснить, почему фильм попал под запрет. Просто НЕТ и всё», – возмутился режиссер.

 

По его словам, аналогичный, ничем не необоснованный, отказ на днях получил и режиссёр Илькин Юсиф, обладатель национальной премии «Хумай» (его проект поддерживал Расим Балаев). На каком основании было отказано – непонятно.

«И такая безликая казуистика ждёт всех нас! Завтра всем нам запретят вообще снимать кино без согласия этой самой пресловутой «экспертной комиссии от минкульта». Это незаконно, несправедливо и неправильно. Нам нужен совсем другой министр культуры, тот, который уважает кинематограф и всех, кто причастен к этому великому искусству. Нам нужен министр – выходец из среды кинематографа. Понимаете, мы не чувствуем себя творцами, мы чувствуем себя подсудимыми, ожидающими приговора. Мы хотим, чтобы был цивильный закон для кинематографа, когда кино становится воротами в мир, а не прыжком в никуда. Мы должны вести прямой диалог с человеком, который покажет наши фильмы всему миру, а не бросит нашу работу на потребу выгодных ему людей, безнаказанно рубящих на корню всю нашу работу, все наше творчество. В стране много талантливых режиссёров, сценаристов, артистов, но все они зависят от решения некомпетентных людей, сидящих в креслах министерства культуры», – резюмировал Э. Адыгезал.

 

«Это же хорошее кино! Пропустить!»

Интересная картина получается на самом деле: сначала палки в колеса от АКАР, затем – от Минкульта… А потом мы ещё удивляемся тому, что азербайджанский кинематограф умирает. Точнее, он агонизирует в муках, ведь на его горле ботинок цензуры, причем необоснованной. Цензура в кино – фактор, губящий великое искусство «световых балаганов». Причём цензоров, по вине которых шедевры кинематографа пылились на полках долгие десятилетия, всегда и везде было предостаточно. Запарывали на корню не только фильмы, ставшие впоследствии культовыми картинами миллионов зрителей, но и кино, прошедшее через лучшие кинофестивали мира и отмеченное самыми престижными кинопремиями. Достаточно вспомнить ту же самую «Кавказскую пленницу» режиссёра Леонида Гайдая. Министерские цензоры запихнули фильм на полку, мотивируя отказ тем, что песенка «Если б я был султан» глубоко аморальна. И если бы не искренний хохот генсека Л.И. Брежнева, всякий раз требовавшего в личный просмотр все новые и новые фильмы, «Кавказская пленница» стала бы пленницей пыльной полки в углу на долгие-долгие годы. «Не понимаю, зачем запретили этот фильм? Хорошее ведь кино! Пропустить!» – вот доподлинные слова генсека, спасшего шедевр Леонида Гайдая.

Кстати, фильм «Белорусский вокзал», вызывающий слезы у миллионов зрителей по всему миру, также запороли «цензоры», навесив ярлык «упадничества». Но и эту картину спас Брежнев, искренне расплакавшийся во время просмотра.

 

Но кто спасёт наши, отечественные кинофильмы? Ведь если цензоры советского времени апеллировали к конкретным обвинениям, которые мы перечислили выше, цензоры сегодняшние  («независимые, демократические») вообще отказываются давать какие-либо объяснения своим отказам. Понятно, что в рамки «отмазки» под названием «искажение национальных ценностей» можно подогнать что угодно, запороть любой проект, даже самый лучший. Как в 1969 году цензоры СССР «запороли» фильм «В одном южном городе» режиссёра Эльдара Гулиева, снятого по сценарию, написанному Рустамом Ибрагимбековым.

 

В Советском Союзе выпуск этого фильма был запрещён по причине того, что в фильме были подняты такие острые социальные вопросы, как взяточничество, местничество и коррупция. Вечная тема, которую и сегодня можно запретить, искусно подогнав в рамки «искажения национальных ценностей». Слава Богу, что такого принципа не придерживаются в той же Италии, иначе мы никогда не увидели бы ни одного фильма про мафию. А значит, можно и нужно говорить на языке кино, доступном и понятном в любой точке мира. И для начала нужно выстроить диалог между деятелями кинематографа и чиновниками, обожающими необоснованные запреты. А ведь, по большому счёту, цензура – это реклама за государственный счёт, как говорил великий Федерико Феллини. Но реклама – не кино. Действительно, не пора ли просто отбросить все обиды, условности, клише и просто выйти на встречу друг к другу?

Яна Мадатова

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

 

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

45 минут назад, Ледокол сказал:

 

 

Не понравилось, странное кино 

КиноКлуб Bakililar.az

ryB2E.jpg

Да, патамуштамыбанда!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 months later...

Маленький фильм о большой проблеме | Caliber.Az

Маленький фильм о большой проблеме

В киноцентре «Низами» состоялась премьера фильма «Atamın kölgəsində» («В тени отца»).

Не ошибусь, если скажу, что спустя четыре года после Второй Карабахской войны данная картина стала первой, так ярко, жестко и с другой стороны трепетно и искренне обнажившей проблему семей шехидов, а точнее их детей. Ведь практически для всех детей шехидов эта война разделила их жизнь на две части: сначала они были окружены любовью своих отцов, их поддержкой и наставлениями, а потом вдруг потеряли всё это, не понимая, а иногда и просто не принимая, что мужчины, которого они считали самым лучшим и самым крутым, больше рядом с ними нет и не будет.

 

В фильме «В тени отца» режиссеру картины с помощью просто потрясающе искренней игры актерского тандема Захида и Гурбана Ахмедовых удалось показать всю эту боль потери и фактически бесконечной надежды на возвращение своего Супермена (как он называл своего отца) маленьким мальчиком, долго не желавшим принять очевидное — что его отец погиб смертью храбрых во имя защиты своей Родины.

 

Не знаю, чья это была задумка, чтобы данный тандем, являющийся в реальной жизни отцом и сыном, стал таковым и в кино. Но сработало сие просто блестяще. Ведь реально мало какой десятилетний мальчик сможет сыграть так с в реальности чужим для него человеком, если он не его настоящий отец. Отец и сын Ахмедовы, которых я никогда ранее не видел в кино, справились со своей ролью на все сто — зрители, до отказа набившие зал киноцентра, не могли сдержать слез практически с первых и до последних минут этого маленького фильма о большой проблеме.

 

Примечательно, что в картине практически не было «воды», то есть тягучих и зачастую не несущих абсолютно никакой смысловой нагрузки моментов, от которых уже мысленно советуешь режиссеру избавиться. Но на этот раз режиссеру Фариду Ахмедову советовать было практически нечего — каждый эпизод нес определенную смысловую нагрузку, даже самый жестокий, где ребенок в прямом эфире одной из передач, куда его позвали как сына шехида, заявляет, что его отец не погиб, и убегает из эфира. Это было явным намеком телеканалам «не перегибать палку» при общении с детьми шехидов и проявлять максимум чуткости.

 

Да, было бы здорово, если бы актриса, игравшая маму главного героя, немного не переигрывала, но, что поделать, полностью актерской семьи в нашем кино пока еще нет, и подстроиться под реальных отца и сына ей было тяжеловато.

Отдельно спасибо автору проекта Гамиду Асадзаде, который уже не раз находил и претворял в жизнь темы для социального кино, особенно на такую болезненную и необходимую для освящения тему о жизни семей шехидов после победоносной войны. Ведь как мы, наше государство, не забываем наших героев, бывших суперменами для своих детей и ставших ими для своей Родины, так всегда нужно быть чуткими к проблемам их семей, оставшихся без отцов. 

Вюгар Вюгарлы, специально для Caliber.Az

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...