Перейти к содержимому

Vopros O Prichinnosti I O Svobode Voli


Recommended Posts

glavniy vopros filosofii - vopros o prichinnosti i svobode voli. Ego mi sformuliruem tak:

verno li, cto vse misli, jelaniya i volevie akti cheloveka jestko obuslovleni ego proisxojdeniem, sredoy i vneshnimi obstoyatel'stvami ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Свобода воли" - прОклятая и краеугольная тема философии. Кто только не брался за толкование этой "свободы" и путей её возникновения и о самоей теории причинно-следственного механизма её возникновения. И Спиноза и Кант и Ницше. Очень интересный подход у Эйнштейна. В 30-годы была предпринята попытка связать теорию о "свободе воли" с открытиями в квантовой физике ("электрон совбоден").

Сложная тема. Я не знаю ответов, и поэтому попробую разобраться на простом примере. Мы голодны. Мы берём кусок хлеба и едим его. Причём , как нам кажется, мы едим его совершенно свободно ( только повинуясь своей воле) - и это справедливо. Мы поступили так исходя из собственного субъективного выбора ( выбор между, например, хлебом и глотком воды). Но тут же и очевидно полное подчинение той самой причинности - кусок хлеба необходим нам для поддержания жизни. Другими словами вы съели этот кусок, ПОТОМУ, что были голодны. Причина - голод, следствие - мы съели хлеб.

Таким образом теория причинно-следственной связи нашей "свободы воли" кажется почти априорным законом. В мире явлений одно следствует из другого ( "mam ex nihilo nihil fit" - ничто не происходит из ничего). Мы можем считать себя свободными, но это по-большей частью лишь в мыслях. Я сделала жалкую попытку истолковать заданный вопрос с позиций Канта ( да простит он моё свободное толкование).

В данном случае понятие причинности называется ещё линейным, а я весьма сомневаюсь, что человеческий мозг настолько линеен...

Что касается самого термина "детерменизм" - сколько уже копий поломано. Кто-то приветсвует, кто-то полностью развенчивает его. Вспомним хотя бы Эйнштейна и его вечные споры с Бором ( неуклюжая поптытка связать физику с лирикой... но ведь так и есть...)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лана не умничай!!!

Сян кирян кол дейил!!!

Я постараюсь. Мой пример так плох? Ну, тогда, я развожу руками.

А что написано ниже? Я не понимаю азербайджанского, переведите, плиз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

verno li, cto vse misli, jelaniya i volevie akti cheloveka jestko obuslovleni ego proisxojdeniem, sredoy i vneshnimi obstoyatel'stvami ?

Необходимо прояснить термины. Во-первых, что именно понимается под обусловленностью? Если причинность, то ответ категорический - НЕТ. Во-вторых, "мысли" и "желания" сами находятся в соподчиненном отношении. Мы мыслим только то, что желаем (получить или избежать), а с другой стороны, все наши желания облекаются в форму мысли. "Волевые акты" еще более собирательный термин, включающий в себя первые два.

У мыслительных актов нет причин, если конечно не утрировать вопрос, низводя его до уровня нейропроцессов в коре головного мозга. Наши мысли формируются в заданных культурной средой рамках (парадигмах). Но эти рамки подвижны и не единичны (их довольно много в каждом обществе). Культурная среда есть продукт нашего же мышления. Иными словами, мы сами создаем рамки своего мышления.

То, отчего разные люди мыслят по-разному, зависит от множества обстоятельств. Я намеренно опускаю вопрос психического здоровья и интеллектуальных способностей, поскольку они требуют серьезного клинического наблюдения. Но сам факт того, что они влияют на нашу способность мыслить, очевиден.

В остальном, мы мыслим по-разному, потому что мы по-разному мотивированы. А почему? Потому, что мотивацию мы тоже понимаем по-разному. Для одних (даже многих, пожалуй большинства) мотивация мыслится в терминах "причина", "влечение", "стимул". Для такого рода людей, чтобы мыслить нужен "толчок" (причина). Другие же (таких очень мало) предпочитают мыслить мотивацию в терминах "цель", "ценность", "потребность". Для такого рода людей, чтобы мыслить нужна "тяга" (ориентир).

"Я мыслю, значит существую", - сказал Декарт. остается только добавить: "Как мы мыслим, так и существуем". Если и есть причинность в культурной жизни человека, то только такая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Причинность свободы воли - Божий дар. Выбирайте, граждане, но не забудьте, что именно за этот выбор вы и получите, кто люлей, а кто пряников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В остальном, мы мыслим по-разному, потому что мы по-разному мотивированы. А почему? Потому, что мотивацию мы тоже понимаем по-разному. Для одних (даже многих, пожалуй большинства) мотивация мыслится в терминах "причина", "влечение", "стимул". Для такого рода людей, чтобы мыслить нужен "толчок" (причина). Другие же (таких очень мало) предпочитают мыслить мотивацию в терминах "цель", "ценность", "потребность". Для такого рода людей, чтобы мыслить нужна "тяга" (ориентир).

toest, mojno razdelit tak : fatalisti i volyuntaristi ?

dlya fatalistov vse sobitiya vokruq ix, v mire - et cepochka avtomaticheskix reakciy na slojivshiesya usloviya, qde vse segodnyashnie sobitiya neizbejno sleduyut vcherashnix, a zavtrashnie predopredeleni segodnyashnimi, a vot volyuntaristi chitaut, cto v mire sushestvuet sushestva, sposobnie k bezprichinnomu deystviyu - "generatori proizvola", nadelennie svobodnoi volei.

ili pereputal ya ? fat' i volyuni tyt ne prichem?:gizildish:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...