Platon-1961 Опубликовано: 17 января, 2010 Жалоба Share Опубликовано: 17 января, 2010 Александр Сотниченко: «Думаю, ни армяне, ни азербайджанцы не хотят превращения Южного Кавказа в Ирак или Афганистан» Интервью с ведущим аналитиком Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Александром Сотниченко - Как вы охарактеризуете состоявшийся несколько дней назад визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву? - Визит Эрдогана не был посвящен обсуждению сиюминутных политических проблем. В первую очередь он касался экономических взаимоотношений между нашими странами. В ходе визита был заключен ряд соглашений, которые позволили премьер-министру России назвать Турцию «одним из ключевых партнеров России». По итогам встреч Эрдогана с президентом России и премьером российского правительства были урегулированы многие спорные вопросы транзита газа через Черное море. В частности, Россия согласилась принять участие в строительстве и наполнении будущего нефтепровода Самсун-Джейхан, а Турция, в свою очередь, теперь не возражает против «Южного потока» - газопровода из России в Европу. Это позволит Турции стать одним из важнейших транзитных регионов Евразии, а России – меньше зависеть от Киева в вопросах поставок газа в Европу. Также этот газопровод станет серьезным конкурентом виртуального пока «Набукко». Эрдоган избрал Россию в качестве партнера для строительства АЭС в Турции. Это позволит привлечь турецкие инвестиции в сферу российских высоких технологий: пока основной статьей нашего экспорта является сырье. Не менее важным стало соглашение о будущем переводе расчетов в национальные валюты. Действительно, Турция более других партнеров подходит для этой операции. Торговый баланс между нашими странами примерно равен, что позволит успешно реализовать это предприятие. Соглашение же о будущем безвизовом режиме выгодно в первую очередь Турции. Если россияне получают турецкую визу на границе, то туркам приходится проходить сложную процедуру в консульствах. - А по поводу Карабахской проблематики стороны о чем-то договорились? - Разумеется, проблема урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе обсуждалась, тем более что во время визита Эрдогана министр иностранных дел России Сергей Лавров находился в Ереване. Москва выступает за разделение Нагорно-Карабахской и армяно-турецкой проблем. Первая должна решаться при посредничестве России, вторая же – в двустороннем порядке между Турцией и Арменией. - Ваши прогнозы относительно решения этого конфликта? - Конфликт может быть разрешен только в том случае, если вне-региональные силы не будут оказывать давление на участников диалога, если к дискуссии будут привлечены все основные региональные акторы – Турция, Россия, Иран, Армения, Азербайджан, и только при взаимных предварительных договоренностях между Турцией, Россией и, желательно, Ираном. Именно наши страны должны предоставить совместные гарантии будущему соглашению. Если каждая страна будет вести свою политическую линию, то все кончится или новой непредсказуемой войной, или вмешательством США, которые не прочь будут сыграть на противоречиях между Арменией и Азербайджаном и заняться очередной миротворческой миссией. Их политика – разделяй и властвуй. Думаю, ни армяне, ни азербайджанцы не хотят превращения Южного Кавказа в Ирак или Афганистан. - Возможен ли стратегический союз между Россией и Турцией? - Этот потенциальный союз имеет необходимую геополитическую и экономическую базу. С этой точки зрения он возможен и был бы чрезвычайно выгоден не только нашим странам, но и всей Евразии в целом. Россия и Турция могли бы создать международную интеграционную структуру, способную превзойти ЕС, успешно сотрудничать на пространстве Центральной Азии, нести ответственность за безопасность на пространстве от Средиземного моря до Тихого океана. Однако, у такого союза слишком много противников как за рубежом, так и внутри России и Турции. США никогда не смирятся с появлением реального геополитического конкурента. Пока США и НАТО претендуют на глобальный статус – само движение к такому союзу будет постоянно подвергаться критике и прямому саботажу со стороны Вашингтона. Как в Турции, так и в России среди политической элиты очень сильны негативные отношения друг к другу, вызванные национализмом и историческими противоречиями. Это надо изживать. Наши страны имеют значительно больше общего, чем разного. У нас общие предки, общие цивилизационные корни, общие тенденции исторического развития. - Какова будет в ближайшей перспективе ситуация на Кавказе? - Предполагаю, что будут превалировать три тенденции. Первая – это урегулирование двусторонних отношений между Арменией и Турцией. В Азербайджане опасаются потерять союзника в лице Анкары, однако, в случае реализации такой перспективы Армения за несколько лет превратится в экономический протекторат Турции, что создаст принципиально иные политические условия для переговоров. Вторая – это рост напряженности вокруг Ирана. Не исключено, что в 2010 г. Израиль и США будут предпринимать какие-то серьезные меры против этой страны, вплоть до бомбардировок. Этот новый очаг нестабильности может негативно отразиться на урегулировании проблем Южного Кавказа, так как регион окажется втянут в глобальную геополитическую игру в качестве объекта для реализации планов США. Третья – это по-прежнему не совсем понятная позиция Москвы, которая, с одной стороны, не предлагает конкретных планов урегулирования, с другой – категорически не заинтересована в росте американского влияния и создания на Южном Кавказе очага нестабильности. - Признает ли Обама геноцид армян? - В США геноцид армян будет признан только в случае полного выхода Турции из сферы влияния США. - Возможна ли ратификация протоколов? - Для ратификации протоколов готово все, как в Анкаре, так и в Ереване. Думаю, что этот процесс не затянется дальше 2010 года. Цитата Ибо нефиг то бишь нах! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
pis-malchik Опубликовано: 17 января, 2010 Жалоба Share Опубликовано: 17 января, 2010 Александр Сотниченко: «Думаю, ни армяне, ни азербайджанцы не хотят превращения Южного Кавказа в Ирак или Афганистан» Интервью с ведущим аналитиком Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Александром Сотниченко - Как вы охарактеризуете состоявшийся несколько дней назад визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву? - Визит Эрдогана не был посвящен обсуждению сиюминутных политических проблем. В первую очередь он касался экономических взаимоотношений между нашими странами. В ходе визита был заключен ряд соглашений, которые позволили премьер-министру России назвать Турцию «одним из ключевых партнеров России». По итогам встреч Эрдогана с президентом России и премьером российского правительства были урегулированы многие спорные вопросы транзита газа через Черное море. В частности, Россия согласилась принять участие в строительстве и наполнении будущего нефтепровода Самсун-Джейхан, а Турция, в свою очередь, теперь не возражает против «Южного потока» - газопровода из России в Европу. Это позволит Турции стать одним из важнейших транзитных регионов Евразии, а России – меньше зависеть от Киева в вопросах поставок газа в Европу. Также этот газопровод станет серьезным конкурентом виртуального пока «Набукко». Эрдоган избрал Россию в качестве партнера для строительства АЭС в Турции. Это позволит привлечь турецкие инвестиции в сферу российских высоких технологий: пока основной статьей нашего экспорта является сырье. Не менее важным стало соглашение о будущем переводе расчетов в национальные валюты. Действительно, Турция более других партнеров подходит для этой операции. Торговый баланс между нашими странами примерно равен, что позволит успешно реализовать это предприятие. Соглашение же о будущем безвизовом режиме выгодно в первую очередь Турции. Если россияне получают турецкую визу на границе, то туркам приходится проходить сложную процедуру в консульствах. - А по поводу Карабахской проблематики стороны о чем-то договорились? - Разумеется, проблема урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе обсуждалась, тем более что во время визита Эрдогана министр иностранных дел России Сергей Лавров находился в Ереване. Москва выступает за разделение Нагорно-Карабахской и армяно-турецкой проблем. Первая должна решаться при посредничестве России, вторая же – в двустороннем порядке между Турцией и Арменией. - Ваши прогнозы относительно решения этого конфликта? - Конфликт может быть разрешен только в том случае, если вне-региональные силы не будут оказывать давление на участников диалога, если к дискуссии будут привлечены все основные региональные акторы – Турция, Россия, Иран, Армения, Азербайджан, и только при взаимных предварительных договоренностях между Турцией, Россией и, желательно, Ираном. Именно наши страны должны предоставить совместные гарантии будущему соглашению. Если каждая страна будет вести свою политическую линию, то все кончится или новой непредсказуемой войной, или вмешательством США, которые не прочь будут сыграть на противоречиях между Арменией и Азербайджаном и заняться очередной миротворческой миссией. Их политика – разделяй и властвуй. Думаю, ни армяне, ни азербайджанцы не хотят превращения Южного Кавказа в Ирак или Афганистан. - Возможен ли стратегический союз между Россией и Турцией? - Этот потенциальный союз имеет необходимую геополитическую и экономическую базу. С этой точки зрения он возможен и был бы чрезвычайно выгоден не только нашим странам, но и всей Евразии в целом. Россия и Турция могли бы создать международную интеграционную структуру, способную превзойти ЕС, успешно сотрудничать на пространстве Центральной Азии, нести ответственность за безопасность на пространстве от Средиземного моря до Тихого океана. Однако, у такого союза слишком много противников как за рубежом, так и внутри России и Турции. США никогда не смирятся с появлением реального геополитического конкурента. Пока США и НАТО претендуют на глобальный статус – само движение к такому союзу будет постоянно подвергаться критике и прямому саботажу со стороны Вашингтона. Как в Турции, так и в России среди политической элиты очень сильны негативные отношения друг к другу, вызванные национализмом и историческими противоречиями. Это надо изживать. Наши страны имеют значительно больше общего, чем разного. У нас общие предки, общие цивилизационные корни, общие тенденции исторического развития. - Какова будет в ближайшей перспективе ситуация на Кавказе? - Предполагаю, что будут превалировать три тенденции. Первая – это урегулирование двусторонних отношений между Арменией и Турцией. В Азербайджане опасаются потерять союзника в лице Анкары, однако, в случае реализации такой перспективы Армения за несколько лет превратится в экономический протекторат Турции, что создаст принципиально иные политические условия для переговоров. Вторая – это рост напряженности вокруг Ирана. Не исключено, что в 2010 г. Израиль и США будут предпринимать какие-то серьезные меры против этой страны, вплоть до бомбардировок. Этот новый очаг нестабильности может негативно отразиться на урегулировании проблем Южного Кавказа, так как регион окажется втянут в глобальную геополитическую игру в качестве объекта для реализации планов США. Третья – это по-прежнему не совсем понятная позиция Москвы, которая, с одной стороны, не предлагает конкретных планов урегулирования, с другой – категорически не заинтересована в росте американского влияния и создания на Южном Кавказе очага нестабильности. - Признает ли Обама геноцид армян? - В США геноцид армян будет признан только в случае полного выхода Турции из сферы влияния США. - Возможна ли ратификация протоколов? - Для ратификации протоколов готово все, как в Анкаре, так и в Ереване. Думаю, что этот процесс не затянется дальше 2010 года. Естественно ни Азербайджан, ни Иран , ни Турция не хотят превратить вот этот вот район в Ад, который творится в Афганистане и в Ираке. Но все к этому идет. США и Россия уже договорились по этому поводу. А Армении ,наоборот все это на пользу , так как и США и Россия во главе такого хаоса,братоубийства и геноцида, армян ставят надзорным органом с плетью. Этот район хотят превратить в один большой концентрационный лагерь ,а армян - надсмотрщиком, и они будут решать кого казнить сразу, а кого на органы. Цитата все в этом мире относительно Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Харон Опубликовано: 17 января, 2010 Жалоба Share Опубликовано: 17 января, 2010 Россия своим отношением ко всему этому добьётся только одного, что там начнутся взрывы, убийства и жертвы среди мирного населения. тем-более, что нетрудно поднять всех мусульман снова. Кавказ, это тлящая искра. достаточно только вспыхнуть. А там вступят в дело Чечня, Ингушетия, Кабардины, Дагестан, Осетины и прочие народности. Хотят внутренней войны, пусть начинают?! Цитата Жить в среде шакалов, но не стать им подобным, это надо уметь. Я волк среди шакалов. 바람 Интуит, с развитым кожно-оптическим зрением. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
pis-malchik Опубликовано: 17 января, 2010 Жалоба Share Опубликовано: 17 января, 2010 Россия своим отношением ко всему этому добьётся только одного, что там начнутся взрывы, убийства и жертвы среди мирного населения. тем-более, что нетрудно поднять всех мусульман снова. Кавказ, это тлящая искра. достаточно только вспыхнуть. А там вступят в дело Чечня, Ингушетия, Кабардины, Дагестан, Осетины и прочие народности. Хотят внутренней войны, пусть начинают?! Да хотят и в этой внутренней войне мечтают армяне, чтобы очистить весь Кавказ от ВСЕХ и дать армянам занять весь Кавказ - от моря до моря. Хотя эта чистка уже идет давно, с самого начала Карабахской войны. Затем Абхазия, Чечня с Ингушетией , Ю.Осетия. И все это руками Российских силовиков, и все для армян на блюдечке с коемочкой. И война на Кавказе будет длинной и бесконечной, пока не поставить со-вместно с Кавказскими народами ,заслон армянскому апетиту. Цитата все в этом мире относительно Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Федя Опубликовано: 18 января, 2010 Жалоба Share Опубликовано: 18 января, 2010 Александр Сотниченко: «Думаю, ни армяне, ни азербайджанцы не хотят превращения Южного Кавказа в Ирак или Афганистан» Интервью с ведущим аналитиком Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Александром Сотниченко - Как вы охарактеризуете состоявшийся несколько дней назад визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву? - Визит Эрдогана не был посвящен обсуждению сиюминутных политических проблем. В первую очередь он касался экономических взаимоотношений между нашими странами. В ходе визита был заключен ряд соглашений, которые позволили премьер-министру России назвать Турцию «одним из ключевых партнеров России». По итогам встреч Эрдогана с президентом России и премьером российского правительства были урегулированы многие спорные вопросы транзита газа через Черное море. В частности, Россия согласилась принять участие в строительстве и наполнении будущего нефтепровода Самсун-Джейхан, а Турция, в свою очередь, теперь не возражает против «Южного потока» - газопровода из России в Европу. Это позволит Турции стать одним из важнейших транзитных регионов Евразии, а России – меньше зависеть от Киева в вопросах поставок газа в Европу. Также этот газопровод станет серьезным конкурентом виртуального пока «Набукко». Эрдоган избрал Россию в качестве партнера для строительства АЭС в Турции. Это позволит привлечь турецкие инвестиции в сферу российских высоких технологий: пока основной статьей нашего экспорта является сырье. Не менее важным стало соглашение о будущем переводе расчетов в национальные валюты. Действительно, Турция более других партнеров подходит для этой операции. Торговый баланс между нашими странами примерно равен, что позволит успешно реализовать это предприятие. Соглашение же о будущем безвизовом режиме выгодно в первую очередь Турции. Если россияне получают турецкую визу на границе, то туркам приходится проходить сложную процедуру в консульствах. - А по поводу Карабахской проблематики стороны о чем-то договорились? - Разумеется, проблема урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе обсуждалась, тем более что во время визита Эрдогана министр иностранных дел России Сергей Лавров находился в Ереване. Москва выступает за разделение Нагорно-Карабахской и армяно-турецкой проблем. Первая должна решаться при посредничестве России, вторая же – в двустороннем порядке между Турцией и Арменией. - Ваши прогнозы относительно решения этого конфликта? - Конфликт может быть разрешен только в том случае, если вне-региональные силы не будут оказывать давление на участников диалога, если к дискуссии будут привлечены все основные региональные акторы – Турция, Россия, Иран, Армения, Азербайджан, и только при взаимных предварительных договоренностях между Турцией, Россией и, желательно, Ираном. Именно наши страны должны предоставить совместные гарантии будущему соглашению. Если каждая страна будет вести свою политическую линию, то все кончится или новой непредсказуемой войной, или вмешательством США, которые не прочь будут сыграть на противоречиях между Арменией и Азербайджаном и заняться очередной миротворческой миссией. Их политика – разделяй и властвуй. Думаю, ни армяне, ни азербайджанцы не хотят превращения Южного Кавказа в Ирак или Афганистан. - Возможен ли стратегический союз между Россией и Турцией? - Этот потенциальный союз имеет необходимую геополитическую и экономическую базу. С этой точки зрения он возможен и был бы чрезвычайно выгоден не только нашим странам, но и всей Евразии в целом. Россия и Турция могли бы создать международную интеграционную структуру, способную превзойти ЕС, успешно сотрудничать на пространстве Центральной Азии, нести ответственность за безопасность на пространстве от Средиземного моря до Тихого океана. Однако, у такого союза слишком много противников как за рубежом, так и внутри России и Турции. США никогда не смирятся с появлением реального геополитического конкурента. Пока США и НАТО претендуют на глобальный статус – само движение к такому союзу будет постоянно подвергаться критике и прямому саботажу со стороны Вашингтона. Как в Турции, так и в России среди политической элиты очень сильны негативные отношения друг к другу, вызванные национализмом и историческими противоречиями. Это надо изживать. Наши страны имеют значительно больше общего, чем разного. У нас общие предки, общие цивилизационные корни, общие тенденции исторического развития. - Какова будет в ближайшей перспективе ситуация на Кавказе? - Предполагаю, что будут превалировать три тенденции. Первая – это урегулирование двусторонних отношений между Арменией и Турцией. В Азербайджане опасаются потерять союзника в лице Анкары, однако, в случае реализации такой перспективы Армения за несколько лет превратится в экономический протекторат Турции, что создаст принципиально иные политические условия для переговоров. Вторая – это рост напряженности вокруг Ирана. Не исключено, что в 2010 г. Израиль и США будут предпринимать какие-то серьезные меры против этой страны, вплоть до бомбардировок. Этот новый очаг нестабильности может негативно отразиться на урегулировании проблем Южного Кавказа, так как регион окажется втянут в глобальную геополитическую игру в качестве объекта для реализации планов США. Третья – это по-прежнему не совсем понятная позиция Москвы, которая, с одной стороны, не предлагает конкретных планов урегулирования, с другой – категорически не заинтересована в росте американского влияния и создания на Южном Кавказе очага нестабильности. - Признает ли Обама геноцид армян? - В США геноцид армян будет признан только в случае полного выхода Турции из сферы влияния США. - Возможна ли ратификация протоколов? - Для ратификации протоколов готово все, как в Анкаре, так и в Ереване. Думаю, что этот процесс не затянется дальше 2010 года. Естественно ни Азербайджан, ни Иран , ни Турция не хотят превратить вот этот вот район в Ад, который творится в Афганистане и в Ираке. Но все к этому идет. США и Россия уже договорились по этому поводу. А Армении ,наоборот все это на пользу , так как и США и Россия во главе такого хаоса,братоубийства и геноцида, армян ставят надзорным органом с плетью. Этот район хотят превратить в один большой концентрационный лагерь ,а армян - надсмотрщиком, и они будут решать кого казнить сразу, а кого на органы. Красиво сказал. За такую грамотность, обещаю, тебя не будем сразу казнить. Пойдешь на органы. Если захочешь, можешь выбрать другой вариант - казнить сразу. Вообщем, в качестве премии, у ВАс будет выбор! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
pis-malchik Опубликовано: 19 января, 2010 Жалоба Share Опубликовано: 19 января, 2010 Красиво сказал. За такую грамотность, обещаю, тебя не будем сразу казнить. Пойдешь на органы. Если захочешь, можешь выбрать другой вариант - казнить сразу. Вообщем, в качестве премии, у ВАс будет выбор! От правды в заду заполыхало. Не любим правду ? Федя - руки коротки, еше не известно как себя ты поведеш при встрече со мной, не обосрись. Видно ,как истинного дашнака, один на один слабо, раз отписался - БУДЕМ. Вы как шакалы только толпой и то из-за спины какогонибудб повелителя. И вид и форс у ВАС всегда напусканный и фальшивите ВЫ грубовато, и ник у тебя Чужой, не армянский, прикрываешся. Да все Ваши проделки на ладони и мерзко пахнут. Да и перед выбором - я пару дашнаков успею покромсать. Цитата все в этом мире относительно Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Самарканд Опубликовано: 5 февраля, 2010 Жалоба Share Опубликовано: 5 февраля, 2010 Т.Рафикоглу: ГУАМ - это уже не актуально Так считает кандидат в президенты Украины Виктор Янукович, с этим согласны и отечественные политологи Кандидат в президенты Украины, лидер Партии регионов Виктор Янукович считает неактуальной деятельность международного объединения ГУАМ (Грузия-Украина-Азербайджан-Молдова). Как передает . со ссылкой на УНИАН, об этом он заявил журналистам в ходе поездки в Луганскую область. "На мой взгляд, в определенной степени потеряна актуальность этого союза или практическое развитие этого политического проекта, потому что я за эти пять лет слышал только разговоры вокруг него, но не видел конкретных действий", - сказал Янукович. При этом он подчеркнул, что в случае избрания президентом Украины готов обсудить этот и другие вопросы с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. "ГУАМ никогда не был актуальным проектом, - говорит политолог Зардушт Ализаде, комментируя высказывания Виктора Януковича. - ГУАМ - это проект Госдепа США, нескольких чиновников. Организация эта нужна для спекуляций с США, что эти государства готовы потакать попыткам США создать что-то антироссийское внутри СНГ. На самом же деле у лидеров стран ГУАМ, за исключением периода Ющенко и Саакашвили, не было никакого желания идти на конфронтацию с Ющенко. Молдова при президенте Воронине полностью находится под влиянием России, сейчас же они готовятся полностью интегрировать на Запад, у Азербайджана же нормальные отношения с Россией. На что нужен ГУАМ, никто так и не знает? Наверное, просто для того, чтобы понравиться США. На самом деле ГУАМ - это мертвая организация с нулевым эффектом". "Независимо от того, кто победит на выборах в Украине - Ющенко или Тимошенко, ГУАМ - это всего лишь бумажный проект в Госдепе США. ГУАМ - мертвый проект, и существует лишь на бумаге. В существовании этой организации нет никакого смысла. Против кого они будут действовать, во время войны с Россией Грузии страны ГУАМ не помогли. Азербайджану против Армении ГУАМ не помогает, Украине другие страны не помогут выстоять против России. А зачем тогда нужна эта организация? У ГУАМ нет никакого потенциала. В мировой практике в разное время существовало много различных проектов, которые затем себя не оправдывали. Нет никакой идеи, которая могла бы объединить Грузию, Украину, Азербайджан и Молдову. Нет единой цели, есть крупные международные организации, такие, как ООН, СНГ, куда входят все эти страны. А ГУАМ - это уже не актуально". В свою очередь, как считает профессор Западного университета, политолог Фикрет Садыхов, высказывания Януковича прежде всего связаны с позицией Грузии к выборам, а именно явной поддержкой Тимошенко и Ющенко. "Януковича очень раздражает позиция Грузии. Видимо, это одна из причин негативной оценки деятельности ГУАМ. По сути же ГУАМ - это не та организация, из-за которой Азербайджану нужно переживать. У нас достаточно активные взаимоотношения во всех областях со странами-членами ГУАМ по отдельности. С Азербайджаном у Украины всегда были партнерские взаимоотношения, и независимо от того, кто будет избран там президентом, он будет исходить из интересов Украины. Украинские интересы подскажут ему реальный путь нахождения в той или иной региональной организации". Т.РАФИКОГЛУ Источник - "Эхо" Цитата Ах Самарканд, Самарканд! Город моей мечты.......... Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Platon-1961 Опубликовано: 19 ноября, 2023 Автор Жалоба Share Опубликовано: 19 ноября, 2023 Как в Африке: «Европейский фонд мира» и оружие для Армении Сергей Богдан Доктор политических наук, специально для Caliber.Az В четверг армянский премьер Пашинян явно радовался, что нашел «новых партнеров» по перевооружению, взамен ОДКБ, связанной с Россией. Действительно, за пару дней до того руководитель внешнеполитического аппарата Евросоюза Жозеп Боррель рассказал об интересной затее, касающейся Южного Кавказа. Мол, ЕС рассматривает возможность не только визовой либерализации с Арменией, но и оказания ей военной помощи через скандально известный механизм т.н. «Европейского фонда мира». Предпринимая эти шаги, Брюссель может лишь дестабилизировать Южный Кавказ. Армении с ее абсолютной стратегической уязвимостью, кстати, первой стоило бы опасаться обещанных европейских даров. «Фонд мира» - не мир, но меч Провалившись в своих попытках навязать Азербайджану вариант мирного договора с Арменией, Брюссель занялся поиском более творческих подходов к Южному Кавказу. Но несмотря на известную оригинальность новых идей, намерения остаются старыми и конструктивного в них не прибавилось. Именно так следует расценивать идею ЕС «зайти на Кавказ» через «Европейский фонд мира» (ЕФМ). Как отмечают западные эксперты, «ЕФМ, который первоначально изображали инструментом предотвращения конфликтов и миростроительства, теперь описывается [официальными лицами] как инструмент защиты геополитических устремлений ЕС». Рассказ высокопоставленного еврочиновника был тому яркой иллюстрацией — он и не скрывал, что Брюссель интересует не мир на Кавказе или роль честного посредника, а нечто иное. Судите сами, Боррель принялся сразу же грозить Азербайджану: «Мы должны быть очень бдительны относительно любой попытки дестабилизации Армении - как внутренней, так и внешней. И наш сигнал Азербайджану четок: любое нарушение суверенитета и территориальной целостности Армении будет неприемлемо и приведет к суровым последствиям для наших отношений». Иными словами, еще ничего не случилось, а Боррель уже назначил виноватых. Но дело не только в словах еврочиновника, но и в том, что означает привлечение такой структуры как «Европейский фонд мира» к проведению внешней политики ЕС на Кавказе. Евросоюз создал ЕФМ в 2021 году, выделив ему финансирование до 2027 года в размере 5,6 млрд евро, затем добавив еще немного денег. Пусть вас не вводит в заблуждение невинное название сего учреждения - в случае сверхдержав использование таких обозначений скорее заставляет насторожиться. И не зря, ведь эта структура предназначена передавать иностранным военным и силовым структурам евросоюзовскую помощь. Она стала увеличенным вариантом ранее существовавших аналогичных механизмов более узкой направленности вроде «Африканского фонда мира». И это еще не все. Что нам там рассказывали о верховенстве права на Западе? Так вот, как откровенно признают мейнстримные западные СМИ, никто в евросоюзовском истеблишменте и не скрывает, что «будучи механизмом внебюджетного финансирования, он [ЕФМ] позволяет обходить ограничения, налагаемые Договором о Европейском Союзе», в частности относительно вооружения других стран. Члены ЕС и примкнувшие к ним страны вроде Норвегии сбрасываются в «один котел» под названием ЕФМ, а затем последний компенсирует расходы тех членов ЕС, которые передали иностранным армиям или силовым структурам военную технику или обучили иностранных военных, их расходы на такую «помощь». Таким образом расходы распределяются между членами ЕС более равномерно. Американские эксперты ехидно отмечают, что ЕФМ не просто финансируется странами-членами ЕС вне бюджета ЕС и не подотчетен Европарламенту. Его деятельность вообще отличается туманной таинственностью — под благовидными предлогами он скрывает детали любых поставок и тренингов! В результате неизвестно даже, что именно и кем поставляется. Это, разумеется, не способствует взаимному доверию среди стран соответствующих регионов. Представьте себе — в ситуации затухающего конфликта ЕС фактически тайно подбрасывает уже ищущей путь к миру нищей стране не помощь в восстановлении мирной жизни, а оружие, военное снаряжение и т.п.! Например, как признают и западные правительственные эксперты, занявшись милитаризацией своих отношений с некоторыми странами Африки через ЕФМ, Евросоюз даже отказался от ранее имевшего места формата многостороннего транспарентного взаимодействия в области безопасности через площадку Африканского Союза! Иными словами, ЕС стал создавать для своей политики плацдармы за счет уничтожения базы для многостороннего взаимодействия всех стран региона. Сейчас эту африканскую практику Брюссель может перенести на Южный Кавказ. Дары Евросоюза подливают масла в африканские войны Практика показывает, что Фонд вообще стал инструментом фактического обхода руководством ЕС якобы признанных Евросоюзом норм в области международного гуманитарного права и прав человека. Дело в том, что изначально ЕФМ пытался финансировать лишь услуги и снаряжение «нелетального характера» (например, медицинское оборудование, строительство военной инфраструктуры, киберзащита). Но сразу же после начала российско-украинской войны все маски спали — 90% финансирования, выделенного «Европейским фондом мира» Украине, ушло на закупку летального оружия. Уже через пару дней после российского вторжения Евросоюз предоставил Украине оружие именно через ЕФМ - чтобы избежать правовых ограничений и просто якобы снять с себя ответственность. Тогда было заявлено, что впервые евросоюзовцы профинансировали через Фонд «летальные вооружения». С тех пор ЕС передал Киеву оружие и боеприпасы на несколько миллиардов евро за счет средств ЕФМ. Кто-то скажет, ну да ладно, цель-то вроде благая и оправдывает сомнительные средства. Но как показывает жизнь, благих целей гнилыми средствами не добиваются. Как помогла Украине эта помощь ЕС? Провал контрнаступления показывает, что не очень. Конечно, это далеко не единственная и не главная причина нынешней ситуации на фронте, но факт остается фактом — подлив масла в огонь безответственными обещаниями, Евросоюз сначала подтолкнул украинцев к активному дерганию российского медведя за лапу и прочие части тела, а сейчас предлагает им разбираться с ним самостоятельно. И мы не преувеличиваем. В среду выяснилось, что ЕС не сможет поставить Украине согласованного миллиона артиллерийских снарядов в оговоренные сроки! В марте, в атмосфере ожидавшегося победоносного (ведь поможет западное оружие!) украинского наступления, было громогласно объявлено, что в течение ближайших двенадцати месяцев за счет ЕФМ Киев получит миллион снарядов, чтобы снести российские боевые порядки. Поэкспериментировав с вооружением Украины, Брюссель принялся использовать ЕФМ для аналогичных задач и в других частях света. Например, в июне этого года Совет ЕС распорядился передать армии профранцузского марионеточного режима в Нигере оружие и боеприпасы за счет ЕФМ. Париж тем самым сократил расходы на содержание своей неоколониальной империи в Африке. Это, как мы знаем, не помогло — вскоре в Нигере произошел переворот. Цитата Ибо нефиг то бишь нах! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Platon-1961 Опубликовано: 19 ноября, 2023 Автор Жалоба Share Опубликовано: 19 ноября, 2023 Тревогу относительно деструктивной политики, связанной с ЕФМ, забили даже эксперты в фонде «Наука и политика», ведущей «фабрике мысли» германского правительства. Изъясняясь на либеральном новоязе, Юлиан Бергман написал, что «посредством Европейского фонда мира подход ЕС к поддержке мира и безопасности в Африке смещается в сторону сильного акцента на наращивание военного потенциала», а это «чревато опасностью столкнуться с неудачей в содействии устойчивому миру в хрупких и подверженных конфликтам странах, если эти действия не интегрированы в более масштабную политическую стратегию». Говоря по-человечески, Бергман предостерегает — вы с вашими декларативными целями укрепления мира просто подливаете уже масло в огонь. Кстати, критика его прозвучала неспроста — на фоне трений в отношениях Германии и Франции, Берлин намекал тем самым, что при дальнейшей несговорчивости Парижа может поднять вопросы эксплуатации африканских стран французскими элитами. Смертоносное спасение В общем Армения, все активнее общающаяся с профранцузскими африканскими режимами, действительно, похоже, получит финансирование ЕФМ именно по «африканской модели», в продолжение французской линии на раздачу оружия за европейский счет дружественным Парижу режимам. Но вообще интересный пакет помощи Еревану огласили в Брюсселе. Трудно придумать что-либо, что утащило бы на дно и без того слабое армянское государство быстрее чем такая помощь. Вообще-то главная проблема Армении — это банальная бедность, отсутствие денег и возможностей их заработать. Если бы Запад хотел помочь — нужны гранты, кредиты, инвестиции, технологии и доступ на рынки. Видим ли мы, чтобы хоть какая-то западная страна передавала что-то из данного списка армянам? Нет, зато видим, что ЕС и та же Франция не способны уговорить крупнейшую французскую телекоммуникационную фирму не уходить из Армении! Как показывают результаты работы ЕФМ, он в принципе не смог помочь ни одной стране решить проблемы в области безопасности. Очередным зловещим предостережением для армянской стороны должна была стать французская военная помощь, поступившая накануне. Два десятка бронемашин «Бастион» - дар глубоко символичный. «Бастионы» вообще состоят на вооружении лишь африканских стран (им их подарили американцы) да еще пары стран, явно купивших их случайно и не известных своими военными достижениями. Сама французская армия тестировала эту технику, но не купила. Да, еще один нелицеприятный для армянских франкофилов момент. Весьма вероятно, что именно Париж и добивался включения механизмов ЕФМ для финансирования поставок оружия Еревану. Поскольку сам Париж платить за своих армянских друзей не намерен, даже если речь идет о сомнительного качества вооружениях — наглядная иллюстрация французской солидарности с Арменией. Впрочем, не будем несправедливыми по отношению к французам, они следуют лучшей западной практике в избавлении от ненужной старой техники. Ведь похожие манипуляции с ЕФМ уже известны — весной даже дошло до расследований в отношении некоторых стран ЕС, известных своим бескомпромиссным идеализмом в борьбе с Россией, но передававших Украине изношенное военное снаряжение и взыскивавших за него цену нового из средств ЕФМ. Заново поджечь Южный Кавказ, растравив реваншистские настроения, западные политики не против, но и копейки своих денег на это тратить не желают. Никто не заменит Армении Азербайджана и Турции Ереван, тем не менее, явно надеется на Запад. В среду армянский премьер Пашинян заявил о поиске альтернатив ОДКБ в сфере безопасности - «мы ищем и находим этих партнеров, заключаем сделки, пытаемся приобрести вооружения и военную технику». Лидер Армении старается убедить Запад в своей готовности перейти на его сторону, надеясь на то, что рано или поздно, но западные партнеры помогут. Услышав в понедельник обещания Борреля, уже на следующий день Пашинян позвонил президенту Беларуси Александру Лукашенко, чтобы объявить о своем решении не приезжать на совещание глав государств ОДКБ в Минске. Однако сам факт использования Брюсселем такого механизма как «Фонд мира», указывает на то, что Евросоюз готов превратить армян в некое орудие своего влияния, но ни на какую особую помощь Еревану рассчитывать не стоит. ЕС (да и весь «коллективный Запад») играет на Кавказе лишь роль «спойлера». Он подрывает продвигаемый Азербайджаном процесс восстановления исторического единства региона будучи не способным предложить реалистичной конструктивной альтернативы и лишь лицемерно рассказывая о желании «спасти» страны региона от российской зависимости. Но может быть армянским реваншистам помогут США, которые заставят ЕС заняться Арменией, так же как они сейчас заставляют европейцев давать Киеву больше денег и вооружений? Но и это вряд ли. В Вашингтоне прошли слушания аж целого подкомитета в нижней палате американского парламента, на которых чиновник Госдепартамента объявил, что некая «помощь» Азербайджану будет приостановлена. Негусто, и более того это — тоже роль спойлера. В сухом остатке, навредив отношениям соседней стране с западными государствами, сам Ереван не получает реальной серьезной помощи и от Вашингтона. И ЕС, и США склонны лишь срывать процесс нормализации в регионе. На нечто большее их не хватает. Дело не только в отсутствии и у ЕС, и у США объективных серьезных интересов, связанных с самой Арменией - она им интересна лишь как дополнительное орудие давления на куда более интересные Западу страны - Азербайджан, Турцию, Россию. Дело также и в имеющихся возможностях. Политический истеблишмент США переживает кризисные времена и серьезнейший раскол, он явно боится ближайших президентских выборов, а потому американское руководство даже старается избавиться от самых проблематичных тем. Например, Байден явно не против перебросить бремя поддержки Украины на ЕС. Но ЕС задыхается: его экономика стремительно слабеет с начала 2010-х гг. И тенденции тревожные: даже само руководство ЕС намедни признало продолжающуюся стагнацию, поскольку квартальные темпы роста экономики блока в январе — сентябре не превышали 0,1%. В 10 из 27 стран ЕС ВВП в этом году сократится — в т. ч. в ключевой Германии (минус 0,3%) и даже далекой от восточноевропейских войн Ирландии (минус 0,9%). Ереванский истеблишмент предпочитает этого не видеть и утешаться громкими словами и сомнительной материальной помощью «коллективного Запада». Очевидно одно — процветающая успешная Армения далеким сверхдержавам не нужна, им нужна отчаявшаяся страна, руководство которой за подачки — пару миллионов евро здесь, пару десятков броневиков по стандартам Françafrique там — готово превратить свой народ в расходный материал. Нужный западным господам, которые хотят попробовать давить таким образом на Азербайджан. Что от того получат армяне? Ничего, кроме дальнейшей деградации. Будущее Армении - в сближении с соседями, прежде всего Азербайджаном и Турцией, в сотрудничестве с ними ради строительства нового Южного Кавказа. У этих стран есть и объективный интерес, и возможности для этого. Caliber.Az Цитата Ибо нефиг то бишь нах! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Platon-1961 Опубликовано: 15 декабря, 2023 Автор Жалоба Share Опубликовано: 15 декабря, 2023 «Армению ждет судьба Сирии и Ирака, если она на это нарывается» Матанат Насибова Интервью Caliber.Az с российским экспертом-международником Дмитрием Верхотуровым. - Как вы оцениваете фактор миссии ЕС в Армении в свете ее недавнего расширения? - Я никак не оцениваю фактор евромиссии, поскольку она ничего, кроме пустых обещаний, дать не может, что очевидно как на примере Украины, так и Армении. - То есть для самой Армении эта миссия абсолютна бесперспективна? - Этот вопрос я бы рассмотрел в двух плоскостях, взяв за основу в первом случае армянскую нацию, во втором армянское государство. Армянскому народу от нахождения евромиссии в Армении ни холодно, ни жарко. Для армянского государства от нее тоже нет какой-то серьезной, политической выгоды. Армении выгодно ориентироваться на Россию, с которой есть давние и тесные связи, и которая ее не бросит, а евроструктуры могут наобещать многое, а потом отказаться от своих обещаний. Поэтому, скорее, эта миссия может быть выгодна Пашиняну и его приближенным, чтобы хоть как-то подкрепить свои треснувшие до основания после краха в Карабахе политические позиции. - Допускаете ли вы поэтапное появление в Армении военных баз стран Запада? - Допускать можно все что угодно, в том числе и появление военных баз Запада в Армении. Но в свете сложившейся ситуации встает вопрос: для чего и кому нужны эти базы? В сущности, их появление будет означать подготовку Армении в качестве плацдарма против России, за которой непременно последует реакция Москвы. Американские базы есть в Сирии, Ираке и эти страны фактически можно назвать оккупированными. Такая же судьба ждет Армению, если она на это нарывается. - С расширением миссии ЕС в Армении также увеличится спектр их возможностей для шпионажа и вербовок? - Допускаю такую возможность, особенно если учесть, что в ее составе есть сотрудники спецслужб под прикрытием. Причем, это совершенно типовое явление. Такие вещи всегда происходят - это общий стиль подобных миссий, которые запускает Европа. - Удастся ли Франции как основному инициатору миссии ЕС в Армении продвинуть в дальнейшем свои интересы в этом регионе? - Инициатором этого процесса скорее являются влиятельные французские армяне, лоббирующие интересы Армении в правительстве Франции. И я бы не стал исходить в данном случае конкретно из интересов самой Франции. Но даже в этом случае армянская диаспора должна понимать, что если Армения втянется полностью в военно-политическую сферу влияния Евросоюза, то это ничего путного ей не принесет. - Возможен ли окончательный разворот Армении на Запад и выход из ОДКБ и ЕАЭС? - Можно предположить, что Армения выйдет из евразийской интеграции, но от этого она потеряет гораздо больше, чем приобретет. Даже если Европа и НАТО пообещают ей защиту, для Армении это будет катастрофическим шагом в полном смысле этого слова. - Каков ваш прогноз относительно мирного соглашения между Баку и Ереваном? - Заключение мирного соглашения между Баку и Ереваном неизбежно. И весь вопрос в том, когда Пашинян осознает эту данность. Потому что есть Азербайджан, который добился удовлетворения своих интересов и своих прав на Карабах, и есть Армения - источник проблем. Эти проблемы имеют историческую давность, они возникли тогда, когда родилась идея построения «Великой Армении от моря до моря». В частности, Карабах рассматривался как один из шагов в этом направлении. Плюс ко всему армяне пытались тогда выдвинуть еще и претензии Грузии и присвоить там какие-то земли. То есть пошагово армяне двигались к этому безумному плану, который так и не удалось им реализовать. И вот теперь перед ними встал главный вопрос: что делать дальше? Ответ на этот вопрос зависит в том числе и от подписания мирного договора. В этой связи, как мне кажется, Армении следует заняться не вынашиванием всяких сомнительных планов, а провозгласить себя нейтральном государством, стать чем-то вроде Швейцарии на Кавказе. То есть, ни с кем не воевать, не соперничать, а поддерживать добрые отношения со своими соседями по региону. Именно в такой конструкции Армения может существовать, причем весьма успешно. Для создания такого государства подписание мира с Баку - основополагающий шаг для Еревана. Цитата Ибо нефиг то бишь нах! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Platon-1961 Опубликовано: 5 марта Автор Жалоба Share Опубликовано: 5 марта Нью-Дели и его Akash подрывают мир на Южном Кавказе Матанат Насибова Политический обозреватель Caliber.Az Правительство националиста Нарендры Моди, особо отличившееся в последние три года милитаристской политикой на Южном Кавказе, целенаправленно вооружает Армению, превращаясь по сути в одного из главных военных поставщиков «страны камней». Так, издание Indian Defence Updates сообщило о том, что Индия начала поставку зенитно-ракетных комплексов Akash-SAM в Армению. О том, что в ближайшие месяцы Нью-Дели поставит Еревану комплексы Akash в декабре прошлого года сообщало и индийское информационное агентство ANI со ссылкой на Минобороны Индии, уточняя стоимость заказа в 600 миллионов долларов. Итак, налицо желание Нью-Дели подорвать усилия по достижению мира на Южном Кавказе. Вне сомнения, в стране Болливуда прекрасно понимают, с какой целью армянская сторона закупает вооружение и против кого оно может быть использовано в конечном итоге. Это, во-первых. Во-вторых, если принять во внимание, что Южный Кавказ расположен на стыке важных транспортных коридоров, которые, кстати, также проходят через Индию, было бы целесообразно, если бы в планы индийской стороны входило сохранение безопасности региона хотя бы ради экономических интересов самого Нью-Дели. И то, что это не просматривается, говорит о том, что геополитические цели Индии в нашем регионе (по крайней мере, на данном этапе времени) доминируют над ее экономическими интересами. С другой стороны, вооружая Армению, Индия ставит под сомнение отношения с Азербайджаном, с которым у нее давние дипломатические связи и торгово-экономическое сотрудничество. Достаточно отметить, что разница в цифровых показателях по торговле Индии с Арменией и Азербайджаном весьма существенная. Например, по итогам 2023 года товарооборот между Арменией и Индией составил около 384 млн. долларов. В то же время только за январь-ноябрь 2023 года товарооборот между Азербайджаном и Индией составил 1 миллиард 107,9 миллиона долларов. Приведенный нами колоссальный разрыв в цифрах показывает потенциальную выгоду от сотрудничества Нью-Дели с Баку, а не с Ереваном. Кроме того, Индия активно закупает азербайджанскую нефть - по итогам первого полугодия 2023 года Индия закупила более 1 млн тонн азербайджанской нефти. Азербайджан, в свою очередь, закупает индийскую фармацевтическую продукцию, пищевые продукты, текстиль. Поэтому, зная недовольство азербайджанской стороны поставками вооружений в Армению, Индия ставит под удар как выстроенные годами дружественные отношения с Азербайджаном, так и налаженное экономическое сотрудничество. В-третьих, вопреки необоснованным аргументам, озвучиваемым в политическом сегменте Индии, тесные союзнические отношения между Азербайджаном и Пакистаном не направлены против Индии. И здесь скорее обоснованные претензии к индийской стороне есть у Баку. Индия лишь первые годы после завершения Первой Карабахской войны проявляла нейтралитет к армяно-азербайджанскому конфликту, однако вскоре пересмотрела свою позицию в пользу Армении. Также уместно вспомнить, как во время Второй Карабахской войны Индия оказывала Армении существенную информационную поддержку, освещая события с проармянской позиции. Так, издание India Today писало, что, «если армянам не удастся остановить явившихся в Карабах протурецких наемников, завтра они могут оказаться с оружием в руках в Кашмире». Кроме того, в Нью-Дели, по-видимому, всерьез обеспокоены крепнущим союзом Азербайджан-Турция-Пакистан, что отражается и на отношениях Индии с Баку. Поэтому есть реальные предпосылки того, что армяно-индийское военно-техническое сотрудничество будет набирать обороты. Тем более что это в том числе выгодно имиджу Индии, которая рвется занять свою нишу на рынке экспортеров вооружений. И еще один немаловажный нюанс. В декабре 2023 года министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар, общаясь с представителями индийской диаспоры по итогам встречи в Москве с вице-премьером, главой Минпромторга Денисом Мантуровым, заявил, что в январе 2024 года начнет переговоры о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. Поэтому можно предположить, что Индия рассматривает Армению как некий мост к ЕАЭС, поскольку в текущем 2024 году готовится стать страной-наблюдателем в этой структуре. В этом случае теоретически поставки Индией вооружений в Армению — ближайшему союзнику России по линии ОДКБ и ЕАЭС — не должны вызывать вопросы у Москвы. Особенно если учесть, что в нынешней ситуации из-за занятости в войне в Украине Россия фактически заморозила военные поставки в Армению. И немного о качестве индийского оружия. Примечательно, что недавно армянские СМИ писали о том, что закупаемое Арменией оружие, боеприпасы и техника из Индии не соответствуют стандартам армянской армии или являются некачественными. К тому же военные эксперты отмечают, что у армянской армии отсутствует опыт и необходимые навыки для эксплуатации индийских вооружений. О низком качестве поставленного из-за рубежа вооружения недавно заявил и лидер движения «Всеармянский фронт», бывший министр обороны Аршак Карапетян, сообщив, что некоторые контракты, подписанные им на закупку оружия, были аннулированы действующими властями. Таким образом, отмечают армянские СМИ, недавнее заявление министра обороны Армении Сурена Папикяна о том, что «армия обеспечивается необходимым вооружением за счет закупок из Индии, Франции и других стран», — это попытка ввести армянское общество в заблуждение. О том, с какой целью Индия вооружает Армению, своим мнением с Caliber.Az поделился индийский политолог, научный сотрудник Индийского совета по международным делам (ICWA) Пунит Гаур. По его словам, поставки индийских вооружений в Армению носят коммерческий характер. «Знаете ли вы о сделке между Азербайджаном и Пакистаном на сумму 1,6 миллиарда долларов? С моей точки зрения, как сделка между Азербайджаном и Пакистаном является коммерческой, так и сделка между Индией и Арменией такая же коммерция. Это не имеет ничего общего с геополитикой», — заявил индийский политолог. При этом он привлек внимание к тому, что Армения поддерживает Индию по Кашмиру, несмотря на огромное давление. «И Индия ценит эти отношения. На мой взгляд, Баку также необходимо пересмотреть политику по вопросу Кашмира. Азербайджан также важен для Индии, особенно для разработки многочисленных логистических проектов», — сказал П. Гаур. В заключение отметим, что Азербайджан, в отличие от Армении, своих друзей и союзников никогда не предает. Азербайджан всецело поддерживает Пакистан в вопросе Кашмира, и будет продолжать поддерживать несмотря на чье-либо недовольство. Цитата Ибо нефиг то бишь нах! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Platon-1961 Опубликовано: 4 мая Автор Жалоба Share Опубликовано: 4 мая Экономическое ослабление Запада и битва за Южный Кавказ Сергей Богдан Доктор политических наук, специально для Caliber.Az Как гром среди ясного неба прозвучало в четверг признание российской корпорации «Газпром» о ее беспрецедентных убытках. Но несколькими днями ранее сюрприз преподнесла и американская экономика. Несмотря на агрессивное стимулирование Вашингтоном экономического роста даже за счет ближайших союзников, темпы ее роста упали. Параллельные экономические проблемы на Западе и в России не удивляют, ведь они следуют, по существу, одинаковой неолиберальной модели, успешность которой изначально была переоценена, поскольку была связана с проеданием наработок прошлых поколений и дешевыми ресурсами из поверженного Восточного блока. Даже несмотря на глобальные потрясения последних лет, мировая экономика продолжает загнивать вместо перехода к новому технологическому укладу. Заканчивающиеся ресурсы для роста в рамках нынешней модели ведут к обострению борьбы за них и рынки, в ходе которой особое значение обретает Южный Кавказ. Штаты откусывают от ЕС по кусочку В четверг ключевая экономическая структура «коллективного Запада» - Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — опубликовала обновленный и довольно оптимистичный прогноз развития мировой экономики в этом году. Интересно, что ОЭСР повысила прогнозные показатели роста ВВП не только США, но и двух его главных оппонентов — Китая и России. Причем, особенно сильно пересмотрены в сторону увеличения российские показатели: если в феврале западные эксперты ожидали, что ВВП РФ увеличится на 1,8%, то сейчас ожидают уже +2,6%! Для сравнения, прогноз по еврозоне увеличили лишь на десятую долю процента, до +0,6%. Оно и неудивительно — хоть МВФ и отрапортовал недавно о преодолении евросоюзовской промышленностью энергетического кризиса, но стоило это Евросоюзу около €768 млрд и потери части своей индустрии, мигрирующей за океан в Штаты. Повышение прогнозных показателей ОЭСР для США с +2,1% до +2,6% отражает в т. ч. и успехи Штатов в отгрызании очередных кусков от экономики ЕС — через переманивание европейского бизнеса, все более «жирные» военные заказы на американское оружие из Европы и продолжаемое субсидирование американского хайтека, которое не оставляет шансов евросоюзовским конкурентам. Кстати, очень сходная ситуация наблюдается и в валютно-финансовой сфере. На первый взгляд, США удерживают позиции: если в 2019 г. доля международных платежей, проводимых в долларах в рамках SWIFT, составляла 45,02%, то в январе 2024 г. эта цифра возросла до 59,7%. Но, во-первых, торговля с такими крупными странами как РФ и Иран уже в значительной степени выпала из этой системы. А во-вторых, доллар укрепился, «отъев» долю рынка у союзного евро (позиции которого упали за это время с 35,68 до 12,73%), тогда как китайский юань укрепился даже в этой, довольно враждебной ему западной системе, поднявшись с 1,24% до 2,86%! Естественно, что нарастающий многомесячный политический кризис в США сводит на нет значительную часть беспардонных усилий Вашингтона по удержанию глобальной экономической гегемонии даже за счет союзников. На прошлой неделе был опубликован отчет Министерства торговли США за первый квартал года, согласно которому рост ВВП страны снизился до 1,6% (в предыдущем квартале он составил 3,4%). В придачу к снижению экономического роста выросла и инфляция - с 3,2% до 3,5% в марте. Последнее африканское предупреждение США и всему «коллективному Западу» в его экономических сложностях очень помогло бы серьезное переформатирование мировой экономической системы - в частности через возможность воспользоваться ранее недосягаемыми ресурсами других стран, например, под предлогом борьбы за демократию и т. п. Но в пятницу западные СМИ распространили неформальную информацию об отказе «Большой семерки» от конфискации российских финансовых активов за рубежом. Судя по всему, их доходы пойдут на финансирование войны с Россией, но обсуждавшегося с осени изъятия активов не будет — евросоюзовские политики сетуют, что, дескать, трудно найти в праве обоснование. Это звучит неубедительно на фоне того, как легко они находят или создают лазейки и для коллективного наказания миллионов граждан неугодных стран, и для разжигания войны на Кавказе через «Европейский Фонд мира». Дело здесь в другом. Конфискация активов без объявления войны у одной из мировых держав создавала бы не просто прецедент — в конце концов США недавно спокойно забрали зарубежные активы у Афганистана даже зная, что это приведет к голоду. Дело в том, что забрать российские активы означало бы создать не просто прецедент, а фактически новую норму в их «праве», якобы незыблемом, но, естественно, перерабатываемом в соответствии с интересами глобального гегемона. И потому, прежде чем идти на столь рискованный шаг, коллективный Запад решил отследить реакцию. Со стороны некоторых стран она была ожидаемой. Реагируя на применение Вашингтоном экономических санкций, в частности заморозку и угрозу конфискации активов, страны БРИКС (Бразилия, РФ, Индия, КНР, ЮАР) на своем последнем саммите поставили своим минфинам и регуляторам задачу подготовить к октябрьскому саммиту БРИКС рекомендации по альтернативным платежным системам. На Западе эти планы - на фоне дедолларизации китайско-российской торговли - воспринимают серьезно и на прошлой неделе экономические советники бывшего (и, возможно, будущего) президента США Трампа «слили» планы наказания стран за отказ от платежей в долларах в их внешней торговле. Но оказалось, что западные планы конфискации зарубежных активов оппонентов чреваты серьезными последствиями не только со стороны России или Китая. В марте лидеры трех прозападных африканских режимов — Ганы, Замбии и Кении — выступили с совместным манифестом-предостережением в рупоре либеральной мысли, лондонском «Экономисте». В нем они предложили африканским странам для начала вернуть на родину из Нью-Йорка, Парижа и Лондона 30% своих иностранных активов. Вопрос был поставлен не о репатриации золотых резервов — ею занимается все больше стран еще с 2014 года — а именно валютных активов разного рода, которые более важны для практической экономической деятельности в современную эпоху. Призывая африканцев вернуть себе свои деньги, президенты трех крупных африканских стран ссылались на необходимость общей перестройки «глобальной финансовой инфраструктуры». Но между строк прочитывался другой конкретный мотив: при всей своей прозападности даже они опасаются, что как только их интересы столкнутся с интересами могущественных элит Запада — они тоже могут остаться без денег, хранящихся за границей. На них тут же обрушился парижский «Africa Report» - в знакомом стиле французских неоколониалистов он убеждал, что не справятся, разбазарят африканцы свои возвращенные средства и неудобно им будет вдали от мировых центров, лучше пусть отдадут деньги западным банкирам. Но сигналы недовольных возможными конфискациями возымели действие. И учитывая то, что могущество не только многих промышленно-финансовых групп на Западе, да и целых стран держится именно на их способности орудовать незападными вкладами и капиталом — вопрос встал остро. Кровные интересы западного капитала, а не некое мифическое священное право частной собственности решили исход дискуссии о том, забирать ли у России деньги. Обострение империалистической борьбы и Южный Кавказ Вдобавок, весьма двусмысленная ситуация сложилась вокруг западных санкций против РФ, которые рвут в клочья взаимозависимую мировую экономику, но пока не дают никакого другого результата. В понедельник глава специального комитета Казначейства Великобритании Харриет Болдуин выступила с сокрушительной оценкой санкций против РФ: «Существует общее мнение, что санкции не работают в соответствии с заявленными целями. МВФ прогнозирует, что в этом году российская экономика станет одной из сильнейших экономик». Эффект от санкций против РФ не стоит переоценивать, но он есть: в четверг «Газпром» неожиданно заявил о первом с 1999 года убытке по результатам своей работы в прошлом году. В 2023 году эта державообразующая компания потеряла 629,1 млрд руб., хотя еще в 2022 году добилась чистой прибыли на 1,23 трлн. руб. Ни Россия, ни Запад не способны разрушить друг друга экономически. Более того, их клинч может длиться долго: эта патовая ситуация не заставляет мировую экономическую систему качественно развиваться. К примеру, что осталось от планов ухода от углеродной экономики? Даже в тех странах, где ее «зеленые» апологеты дорвались до власти, вроде ФРГ и Финляндии, они тут же начали пересматривать свои обещания перестроить экономику посредством новых технологий в направлении защиты окружающей среды и социальной справедливости. На прошлой неделе канцлер Германии Олаф Шольц на Ганноверской ярмарке объявил: «Эпоха ископаемого топлива подходит к концу. Для всех нас это означает изменение промышленных процессов». Но это скорее попытка оправдать смирение с убийственной для германской промышленности утратой российских энергоносителей (наряду с прочим сырьем и рынками). Ведь одновременно Шольц похвалил Норвегию за поставки ее газа вместо российского, и похвалил норвежцев за разработку новых месторождений! Мировая экономика загнивает, поскольку сверхдержавы и их союзники не справляются с переходом на новый технологический уклад. Запад и Восток забросили планы развития даже жизненно важных гражданских технологий — например, перехода на новые технологии в энергетике для предотвращения пагубных климатических изменений, не говоря уж о более идеалистичных направлениях вроде открытия космоса, в котором мы топчемся на уровне примерно 1969 года и высадки на Луну. Сейчас же и вовсе все ресурсы идут на оружие. Оно нужно в борьбе за недоеденные ресурсы и рынки, но даже по вооружениям виден застой — сверхдержавы производят смертоносные системы, способные сровнять с землей Мариуполь или хотя бы деревню в Йемене, но не способные обеспечить победу над их местными оппонентами. Именно в контексте обостряющейся конкуренции между сверхдержавами за сокращающиеся ресурсы и рынки и растет значение Южного Кавказа и Каспия. После закрытия ранее основного, т. н. «Северного» сухопутного маршрута из Китая (через Россию) в Европу, с прошлого года пошли в рост перевозки по альтернативному Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). Он ведет из Китая в Европу через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию. В прошлом году грузоперевозки по ТМТМ почти удвоились по сравнению с предыдущим годом, до 2,8 млн тонн. Причем на фоне обострения борьбы за контроль океанских путей сообщений, после прошлогоднего саммита «Один пояс — один путь», фирмы КНР также активизировались в направлении сухопутного маршрута ТМТМ, в частности это заметно по COSCO — одному из мировых лидеров в морских грузоперевозках. Видя эти процессы, подтянулись и прочие мировые державы, отсюда и их «озабоченность» то мирным процессом в регионе, то «состоянием демократии». Ведь Азербайджан, наряду с Грузией и Казахстаном - это те страны на маршруте ТМТМ, которые «невозможно объехать» в нынешней международной обстановке, перевозя грузы с Дальнего Востока в Европу или же энергоресурсы Центральной Азии и Каспия в ЕС. В руках этих трех государств — судьба транспортной коммуникации глобального значения и жизненной важности для ЕС. А мировые сверхдержавы - кое-кто из которых вообще хотел бы разорвать каспийский маршрут - не любят договариваться, особенно по таким важным вопросам, предпочитая указывать и диктовать. Сделать так, например, с Азербайджаном не удается, вот в дело и идет угроза возрождения армянского экспансионизма. Но благодаря укрепившему азербайджанскому государству и выстроенной Баку системе международных связей, особенно отношений с Турцией, Казахстаном и Грузией, Азербайджан способен нейтрализовать такие интриги. Более того, взяв на себя лидерскую роль в рамках глобальной климатической повестки дня, Азербайджан может вернуть в мировую повестку дня и вопрос о единственном возможном будущем для человечества — оно связано не с санкциями и диктатом сверхдержав или грызней империалистов за скудеющие ресурсы, а с переходом к развитию на основе новых технологий, которое требует толерантности и сотрудничества, а не бесконечного «либерального джихада». Цитата Ибо нефиг то бишь нах! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.