Перейти к содержимому

Армянские народные "сказки"


Recommended Posts

Да. Тем более, что эта записка для Королевского географического общества.

Страна в географическом её понимании. В политическом остаётся пока что только на 1918 год. На этом основании можно делать утверждение, что параходгрибаедова причалил к исконно азербайджанским землям?

Т.е. Вы согласны с тем, что название "Азербайджан" имеет отношение не только к территории к ю. от Аракса? По поводу политического значения я отвечу после, но вот какой вопрос я бы хотел задать:

Мне кажется, что вне зависимости от того, включалась ли та или иная территория в состав государства под названием "Азербайджан", тот факт, что эта территория есть часть страны "Азербайджан" позволяет говорить о том, что это исконная азербайджанская территория.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 312
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Т.е. Вы согласны с тем, что название "Азербайджан" имеет отношение не только к территории к ю. от Аракса?

Да, если принимать во внимание записку географическому обществу. Тут могут быть тонкости, которые я не понимаю. Исправьте энциклопедию тогда на основании этой записки, если это возможно, если на это есть основания. Никто за вас это делать не будет.

Мне кажется, что вне зависимости от того, включалась ли та или иная территория в состав государства под названием "Азербайджан", тот факт, что эта территория есть часть страны "Азербайджан" позволяет говорить о том, что это исконная азербайджанская территория.

Ничего подобного. На этом основани мы тогда можем утверждать, что армянское нагорье является исконной армянской территорией только по причине названия. Но вы ведь постоянно это отрицаете.

Кстати и нагорная часть Гарабаха относится к Армянскому нагорью. На основании географических категорий невозможно делать выводы о "принадлежности" той или иной территории.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5

К Армянскому нагорью относится также западная часть Ирана, юг Грузии и западная часть Азербайджана
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

без понятия.

А следовало бы знать, прежде чем традиционно по аналогии с Гарабахом обсирать армян Джавахка. Кстати, судя по предыдущей ссылке, географически это часть Армянского нагорья.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%85%D0%BA_(%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80)

"Сомехи" означает армянин по-грузински, "Сомхетия"- по сути "Армения", в контексте документа получается, что район, населенный армянами. Однако армянского государства тут уже очень давно не было, а Азербайджана как государства ещё не было на момент написания записки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, если принимать во внимание записку географическому обществу. Тут могут быть тонкости, которые я не понимаю. Исправьте энциклопедию тогда на основании этой записки, если это возможно, если на это есть основания. Никто за вас это делать не будет.
Я борьбой с ветряными мельницами не занимаюсь. Мне достаточно то, что я знаю и могу остальным при желании доказать.
Ничего подобного. На этом основани мы тогда можем утверждать, что армянское нагорье является исконной армянской территорией только по причине названия. Но вы ведь постоянно это отрицаете.

Кстати и нагорная часть Гарабаха относится к Армянскому нагорью. На основании географических категорий невозможно делать выводы о "принадлежности" той или иной территории.

http://ru.wikipedia....%80%D1%8C%D0%B5

Не согласен. Путаете разные вещи: одно дело - название страны, а другое - географического объекта (горы, равнины и т.д.) В вашем случае следует различать название страны - Армения и название географического объекта - Армянское нагорье. Например есть понятие "Русская равнина, куда относятся и Польша с Финляндией и Германией. http://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_равнина

Кроме того, Карабах и проч. вроде бы относится к Малому Кавказу, а не к Армянскому нагорью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А следовало бы знать, прежде чем традиционно по аналогии с Гарабахом обсирать армян Джавахка. Кстати, судя по предыдущей ссылке, географически это часть Армянского нагорья.
И где я их обсирал?
"Сомехи" означает армянин по-грузински, "Сомхетия"- по сути "Армения", в контексте документа получается, что район, населенный армянами. Однако армянского государства тут уже очень давно не было, а Азербайджана как государства ещё не было на момент написания записки.
Получается, что Армения - это маленький регион в составе Грузии))) Вот грузины, всё то, что армяне считают Арменией не называют, а только маленький регион, где они в Грузии живут.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кроме того, Карабах и проч. вроде бы относится к Малому Кавказу, а не к Армянскому нагорью.

Статьи для кого пишут? Для неумеющих читать повторяю:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5

К Армянскому нагорью относится также западная часть Ирана, юг Грузии и западная часть Азербайджана.

Что это по-Вашему, "западная часть Азербайджана"? Где тут нагорье? Термин "Нагорный Карабах" как бы ничего не означает? Здесь очевидно, что термин "Азербайджан" указывает на государство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Статьи для кого пишут? Для неумеющих читать повторяю:

http://ru.wikipedia....%80%D1%8C%D0%B5

А вот другая статья в Википедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Малый_Кавказ

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И где я их обсирал?

"Вы" написано у меня с маленькой буквы. Т.е. это не конкретно Вы, агностик, а "карапето-херберт" и, возможно, другие, я ведь не весь форум прочитал.

Получается, что Армения - это маленький регион в составе Грузии))) Вот грузины, всё то, что армяне считают Арменией не называют, а только маленький регион, где они в Грузии живут.

Получается, что на тот момент тот район. Сейчас государство Республика Армения называется

??????? - [сомхети].

http://xmf.wikipedia.org/wiki/%E1%83%A1%E1%83%9D%E1%83%9B%E1%83%AE%E1%83%94%E1%83%97%E1%83%98

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вот другая статья в Википедии:

http://ru.wikipedia....ki/Малый_Кавказ

Всё верно. Иногда надо читать ссылки, на которые указывают оппоненты.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5

К Армянскому нагорью относится также западная часть Ирана, юг Грузии и западная часть Азербайджана[1]. В широком смысле слова Армянское нагорье включает также Малый Кавказ (образующий его границу с севера), Восточный (Армянский) Тавр и Курдские (Курдистанские) горы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В широком смысле слова
Значит, что в узком, собственном смысле Малый Кавказ не включается в Армянское нагорье.

И ответьте на:

Не согласен. Путаете разные вещи: одно дело - название страны, а другое - географического объекта (горы, равнины и т.д.) В вашем случае следует различать название страны - Армения и название географического объекта - Армянское нагорье. Например есть понятие "Русская равнина, куда относятся и Польша с Финляндией и Германией. http://ru.wikipedia....Русская_равнина
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Значит, что в узком, собственном смысле Малый Кавказ не включается в Армянское нагорье.

Возвращаемся к определению:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Малый_Кавказ

Малый Кавказ (азерб. Ki?ik Qafqaz, арм. ???? ??????, груз. ????? ??????????) — горная система в Закавказье, представляющая собой сложную систему хребтов, вулканических нагорий и плато. Соединяется с Большим Кавказом Лихским хребтом, на западе отделяется от него Колхидской низменностью, на востоке — Кура-Аракской низменностью. Окаймляет с севера и северо-востока Армянское нагорье.

Возможно из-за сложности разделения в системе собственно хребтов от нагорий и употребляется узкий и широкий вариант трактования Армянского нагорья, без Малого Кавказа и вместе с ним. Так или иначе, под термином Армянское нагорье подразумевается и Малый Кавказ. В противном случае, назвали бы, к примеру, Горный Гарабах, если только горные хребты в "западной части Азербайджана".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И ответьте на

Именно этим и занимаюсь.

Посмотрим, что англичане подразумевают под "country", раз мы разбираем английскую записку:

http://en.wikipedia.org/wiki/Country

Not to be confused with sovereign state.

A country is a region legally identified as a distinct entity in political geography. A country may be an independent sovereign state or one that is occupied by another state, as a non-sovereign or formerly sovereign political division, or a geographic region associated with a previously independent people with distinct political characteristics.

Пишут, что "не путать с суверенным государством".

"Страна это регион законно идентифицированный как самостоятельный субъект в политической географии. Страна может быть суверенным государством или быть оккупированным другим государством, как несуверенное или формально суверенное политическое подразделение, или географический регион ассоциируемый с ранее независимым народом с определенными политическими характеристиками."

Т.е. о государстве речь не идёт. Получается, что о географическом регионе Персии ранее ассоциированным с отдельным народом, государством, может быть. Что то за государство такое? Мидия Атропатена?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не согласен. Путаете разные вещи: одно дело - название страны, а другое - географического объекта (горы, равнины и т.д.) В вашем случае следует различать название страны - Армения и название географического объекта - Армянское нагорье. Например есть понятие "Русская равнина, куда относятся и Польша с Финляндией и Германией. http://ru.wikipedia....Русская_равнина

Верно, одно дело название страны, другое - географического объекта. Как страна, по Вашей аналогии с Азербайджаном, Армения ещё шире:

Армения (исторический регион)

Сначала "исторический регион":

http://ru.wikipedia....%B8%D0%BE%D0%BD

Историческая область — принятое в этнографии, истории, культурологии понятие для территории, исторически, как правило, составлявшей политическое единство и в силу этого ныне характеризующейся определенными общими чертами в культуре, этнографии, языке, самосознании местного и окружающего населения.

Теперь про Армению как историческую область:

http://ru.wikipedia....%B8%D0%BE%D0%BD)

Арменияисторико-географический регион в Передней Азии, включающий территории в Малой Азии и Закавказье[1][2], район исторического проживания армян. Согласно разным оценкам занимает территорию от 290 000[3] до 360 000 км?[2]. В силу исторических обстоятельств регион делится на Западную (Византийскую, Турецкую) и Восточную (Персидскую, Закавказскую, Русскую) части. На протяжении своей истории регион входил в состав большого количества государств и в полном объёме лишь кратковременно находился под контролем одного правителя[3].

Большую часть региона составляет Армянское нагорье, здесь берут начало несколько крупных рек: Кура, Аракс, Тигр, Евфрат, Мурат и др. Крупнейшие озёра: Урмия, Ван и Севан. Высочайшие вершины: Большой Арарат (5137 м), Арагац (4094 м), Сипан (4058 м), Малый Арарат (3927 м)[3].

Регион охватывает значительную часть современной восточной Турции, а также северо-восточные части Ирана, части современных Грузии и Азербайджана и всю территорию Республики Армения. Историческая Армения ограничивалась рядом естественных границ: по реке Кура она отделяется от каспийской и грузинской низменностей на востоке и северо-востоке, по горным хребтам Тавра и Загроса отделяется от Курдистана и Ирана, а река Евфрат определяет западные пределы исторической Армении[4].

Как видим, по английскому определению "country" территории Армении и Азербайджана местами пересекаются и не могут быть сейчас однозначным основанием для обоснования принадлежности той или иной территории.

Изменено пользователем Гришунтий
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гриша, но ведь ты в одном из постов утверждал, что термин "Азербайджан" стал применяться к терриории севернее Аракса только после 1918 года.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

До этого момента все складно. Я не знал, что ?sir(пленник) происходит от Ассирии.

А вот это... Или я чего то не понял или не сильно убедительно.

Если у вас есть факты выкладывайте больше, интересно узнать.

Про "Тартарию" не в курсе, а вот про "Тартар" слышал. У нас T?rt?r говорят так прозвали римляне которых там настигло наводнение (или еще какое бедствие). В общем у римлян "тар-тар" это ни то "ад" ни то что то вроде того.

Уважаемый IGEBERG. Так вот .Моя информация о древнейшей языческой вере «Тар-тар, Тар-тария, Танрыя ,Мая- танрыя, Митрая – Митраизм».Это верование покоилась на 4 стихиях подвластных матери плодородия – земле и духу солнца и огня- Рух-гюню ,Рух-хуну, и в конце «Хуну».Отсюда и нвзвание древних урусов – хуны, потомками которых на сегодня является все славянские и тюркские народы .

Теперь конкретно о Тартаре .В Азербайджане в 8 тысячелетии до новой эры шел процесс формирования кавказских гор ,который длится по настоящее время .Одним из самых известных вулканов в Нагорном Гарабахе это «дели – даг» .

Из кипящей и бурлящей огненной лавы периодически выбрасывались огромные глыбы камней величиной с одноэтажный дом .Такие глыбы разбросаны вокруг этого вулкана на расстояние 10-15 километров .Этот процесс сопровождался глухим поршневым звуком Тар-тар….Тар –тар .

Люди которые были свидетелями этого процесса в течение тысячелетий назвали его богиней земли Тяртярия .Река которая текла со склонов этой горы на равнину назвали Тяртяр чай .Поселения в низовьях реки назвали Тяртяр .Все население называло себя Тяртяриляр.

Существующие десятки древних курганов от вершины Далигдага до равнинного райцентра Герамбой это долина называется Гер- мир мертвых , бой - долина и вместе долина мертвых царей .Как известно что курганные захоронения Азербайджана имеют возраст захоронения 8 –ми тысячелетней давности .Теперь конкретно о кургане .На глубине 4-5 метров сложные из булыжников закрытое помещение где в середине помещения лежит обработанный каменный известняк в форме смещенного квадрата ,что дает форму 8-ми конечной звезды ,которая означает веру в потусторонний мир. Посреди этой звезды выбита лунка в которой вложен глиняный горшок в котором лежит зала человека которого кремировали .С ним укладывалось в помещение все его предметы необходимые ему при жизни на том свете .Захоронения засыпается большим количеством земли пока она не примет округлую форму, которую называли «Гарынган» т.е. имитация беременности богине земли Тартарие на русском - курган.Как известно всеми религиями объясняется что человек был создан из глины ,но здесь мы видим что люде тех времен считали что человека создали из пепла и оживили духом солнца .

В Азербайджане среди женщин существует проклятие ,которое приняло форму шутки .Эти движения кистями двух рук в сторону противницы сопровожденные возгласом «Куль башива олсун» это означало присутствие дома покойника которого следовало кремировать и символично на головы причитавших женщин насыпать частицы пепла-залы с крыше дома .

Остальное содержание горшка с пеплом старейшина относил и высыпал на существующий курган ,поэтому он назывался Пиром – братской могилой .

Поселение с наименованием Тартария существует в Румынии рядом с курганами ,Монголии и Ираке.

Жизнь - колыбель нашей планеты,человек же в ней дитя , качает разум колыбель планеты,его сознанием ростя...

Sirdash

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гриша, но ведь ты в одном из постов утверждал, что термин "Азербайджан" стал применяться к терриории севернее Аракса только после 1918 года.

Да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да.
Полагаю, что тебе теперь очевидно, что твоё утверждение было неправильным.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Полагаю, что тебе теперь очевидно, что твоё утверждение было неправильным.

Если опираться на записку английского географического общества, плюя слюной на энциклопедии, то "да", утверждение было неправильным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если опираться на записку английского географического общества, плюя слюной на энциклопедии, то "да", утверждение было неправильным.
Гришуня, чего плеваться, ты ж не верблюд, вроде)

А если серьёзно, то ведь я на эту тему говорил: в Энциклопедии Британика говорится именно о провинции Ирана "Азербайджан", которая в тот момент включала земли к ю. от р. Аракс. А Записка - это свидетельство о стране Азербайджан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый IGEBERG. Так вот .Моя информация о древнейшей языческой вере «Тар-тар, Тар-тария, Танрыя ,Мая- танрыя, Митрая – Митраизм».Это верование покоилась на 4 стихиях подвластных матери плодородия – земле и духу солнца и огня- Рух-гюню ,Рух-хуну, и в конце «Хуну».Отсюда и нвзвание древних урусов – хуны, потомками которых на сегодня является все славянские и тюркские народы .

"Танрыя" какое нибудь отношение имеет к "танры" которое сейчас можно услышать иногда.

Хуны это те самые гунны? Каким боком гунны стали русскими урусами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 1899 году открыли конку, был основан паровой флот в Бакинском порту. В город съехалось много мигрантов — русских, евреев, немцев, армян,азербайджанцев (как из России, так и из Персии) и т. д. С нефтяным бумом расцвела культурная жизнь, открылись театры, было построено здание оперы. Баку стал известен как «Париж Кавказа»[22]. При том, что ни одна национальная группа не составляла абсолютного большинства, основными национальностями являлись азербайджанцы (которых тогда называли татарами или персами) и армяне; при этом азербайджанцы составляли основную массу чернорабочих, хотя среди них было немало купцов и владельцев нефтяных промыслов, тогда как в руках армян была сосредоточена большая часть торговли и многие нефтяные промыслы[11]. Между этими группами четырежды (в феврале и августе 1905 г., в марте и сентябре 1918 г.) происходила кровопролитная резня.

С 1901 по 1906 гг. в Баку действовала нелегальная типография Нина, обеспечивавшая социал-демократической литературой практически всю территорию Российской империи[23][24].

Исследователь Том Рейсс отмечал, что Баку был единственным местом в Российской империи, где евреи могли себя чувствовать в безопасности.[25] «Евреи играли значительную роль в бакинской космополитической смеси, также, как происходило с ними во многих других местах мира. В советское время евреи испытывали много проблем, однако Баку, однозначно, был одним из наименее антисемитских городов Российской империи и, однозначно, наименее антисемитским городом СССР…Баку был очень русским городом, но именно здесь российский элемент потерял одну из своих черт — антисемитизм, во многом благодаря сложившемуся здесь уникальному этническому и религиозному балансу. В Баку не доминировала ни одна из культур или религий. Баку был местом, где мусульмане становились невероятно современными и устремленными в будущее интеграционалистами.»[22]

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А Записка - это свидетельство о стране Азербайджан.

Именно страны в терминах "политической географии", не государства. Возвращаясь, исходя из всего этого, есть ли основания делать утверждения, что в Российской империи армяне расселялись на исконно азербайджанских землях?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Исследователь Том Рейсс отмечал, что ... именно здесь российский элемент потерял одну из своих черт — антисемитизм...

Ну вот никак без российского антисемитизма не могла фраза обойтись.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Именно страны в терминах "политической географии", не государства. Возвращаясь, исходя из всего этого, есть ли основания делать утверждения, что в Российской империи армяне расселялись на исконно азербайджанских землях?

Конечно есть, это и Шавров с Грибоедовым подтверждали.... я же ставил их письма.

Ты термин "исконные земли" не понимаешь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На каком основании?

На основании договора между империями.. и на основании того что известный "Адурбадаган"(Азербайджан) был намного раньше известен и зафиксирован со своим коренным населением(нами), чем туда стали заселять армян...

Почитай ещё раз и внимательно их письма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Адурбадаган"(Азербайджан) был намного раньше известен и зафиксирован со своим коренным населением(нами)

К какому периоду это относится?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Этническая панорама Закавказья в XIX веке

Официально, точно, неопровержимо

12 октября 1813 года был подписан Гюлистанский договор, согласно которому впервые в состав Российской Империи были включены азербайджанские земли, а именно восемь ханств, захваченных ею в 1804-1813 гг. Они получили статус провинций. Россия сразу же приступила к камеральному описанию материальных и людских ресурсов завоеванных ханств. Появились описания каждой из провинций. Целью было упорядочение их налоговой системы в пользу казны. Эти процессы сопровождались вытеснением местной знати (ханов, беков, агала-ров), т.е. создавались условия при которых они вынуждены были эмигрировать. По Туркменчайскому договору, подписанному 10 февраля 1828 года, Персия "навсегда" уступила России еще два азербайджанских ханства: Эриванское и Нахичеванское. 21 марта 1828 года был опубликован Высочайший Манифест, в котором эти два ханства были названы Армянской Областью. Это послужило хорошей страховкой при массовом переселении армян из Персии на эти исконно азербайджанские земли. Переселенческий комитет возглавляли полковник Л.Я. Лазарев и подполковник князь М.З.Аргутинский-Долгоруков - этнические армяне. В результате их активной деятельности в кратчайшие сроки в пределах Империи расселилось не менее 8 тысяч армянских семей!

Одновременно, в соответствии с XIV статьей Туркменчайского договора, вглубь Персии насильно выселялись представители азербайджанской знати и духовенства, "неугодные" новой власти. Их имущество отходило казне или переселенцам-армянам. В своих письмах графу И.Ф. Паскевичу-Эриванскому А. С. Грибоедов отмечал произвол в отношении азербайджанского населения, в том числе знати и естественную их тревогу.

Изменениям этнографической ситуации в Закавказье, которые шли в те годы, посвящены следующие книги: "Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России" С. Глинки, "Переселение-христиан из Турции" и "Возрождение Армении" В.Алотта, "Сношения Петра Великого с армянским народом: Документы" Г.А.Эзова и другие. Г.А.Эзов, пытаясь "оправдать" эту "переселенческую политику" пишет: "мусульмане по духу своего миросозерцания враждебны христианской власти".

Несмотря на оправданные протесты азербайджанского населения, политика администрации Кавказа практически не менялась. Конец каждой русско-турецкой войны XIX века (1828-29 гг., 1853-56гг. и 1877-78гг.) сопровождался массовой депортацией мусульманского населения Закавказья и расселением на его месте христианского населения других регионов, в основном великоруссов, малоруссов, белорусов, немцев, чехов, поляков, ссылаемых на Кавказ после польских восстаний 1831 и 1863 гг. и т.д. На местах этим процессом руководили представители этнических армян. Вскоре выяснилось, что идет широкое расселение региона именно армянскими переселенцами. Такое положение не устраивало Николая I и Высочайшим указом от 9 июня 1849 года вместо Армянской области была образована Ираванская губерния. Тем самым, была "исправлена" ошибка, связанная с тем, что в названии единственного субъекта Российской Империи на Кавказе была указана конкретно определенная национальность. В отношении властей к мусульманам вообще и к азербайджанцам в частности, стало наблюдаться потепление. На этом историческом фоне рассмотрим эволюцию технологии переписи в Российской Империи.

До 1858 года численность населения в той или иной губернии России определялась во время ревизии. В 1862 году по данным последней ревизии, губернских отчетов, камеральных описаний, списков местного начальства И.Стебницким была предпринята первая попытка составления статистических таблиц населения Кавказа по этническому и конфессиональному признакам. Списки были опубликованы в "Кавказском Календаре" 1865 года.

Отметим, что среди местных начальников на Кавказе за два года до официального объявления об окончании Кавказской войны 21 мая 1864 года не было мусульман. Это привело к большим "погрешностям" при статистических подсчетах. Они были связаны с несколькими факторами. Число азербайджанцев только в Бакинской и Ираванской губерниях, а также в Елисаветопольском (Елизаветпольском) уезде Тифлисской губернии. Азербайджанцы, курды-мусульмане, тюрки-месхетинцы, немцы, греки, поляки и другие жители Тифлиса, Дербента и других населенныхпунктов не были учтены.

Кроме того, подсчеты производились только в пределах губерний или областей. Например, жители Дагестанской области поголовно назывались горцами-мусульманами. Азербайджанцы - жители города Дербент не учитывались при этом.

На наличие "погрешностей" повлияло и полное отсутствие общественного контроля со стороны всех этнических и конфессиональных групп населения. Все решали чиновники. А число мусульман в губернских и уездных канцеляриях было незначительным, преобладали представители христианской части населения, в том числе и армян, обязанностью которых было придавать легитимность и оправданность всем решениям губернских властей в глазах местного мусульманского населения. Хотя, эти решения не всегда учитывали их интересы.

Полнейший произвол наблюдался при подсчетах среди кочевой части мусульманского населения в губерниях. Чиновничество всячески занижало их численность, не брезгая ничем: подделка документов, судебный беспредел, запугивания, грабежи и т.д. В 1880-1910 гг. на страницах прессы печатались жалобы притесняемых мусульман-кочевников.

В Кавказском крае из 4.157.522 человек было 932330 (22,1%) азербайджанцев, 848378 (20,2%), грузин, 814935 (19,6%), русских, 748149 (18,0%) горцев, 504228 (12,1%) армян.

Естественно, соотношение основных национальностей изменяется, если ограничиться только Закавказьем. Из 2894993 жителей Закавказья азербайджанцев было 932330 (32,2%), грузин - 848378 (28,8%), армян - 488427 (16,8%), горцев -468503 (16,1%), русских - 28436 (1%).

Качество работы И.Стебницкого не могло удовлетворить специалистов и они стали искать новые более точные методы проведения переписи в военных целях. Не случайно, этой проблемой занимался Генрих Антонович Леер (1829-1904) - генерал от Инфантерии, начальник Николаевской Академии (1889-1898 гг.) (ныне Академия Генерального Штаба) основоположник статистических исследований в России.

В 1868 году на административной карте Закавказья появилась Елисаветпольская губерния. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. к России была присоединена обширная территория, преобразованная в Карсскую область. В 1885 году Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел были произведены подсчеты населения всех губерний России на уровне уездов и округов. Данные были опубликованы в "Энциклопедии военных и морских наук" под редакцией Г.А. Леера (Петербург, 1893 г., т. VI). Приведем сведения лишь по некоторым губерниям Закавказья.

В Елисаветпольской губернии характер соотношения следующий: азербайджанцев - 62,9%; армян -32%; горцев - 2,5%; русских - 1,5% и т.д. Обращает на себя внимание очень важное соотношение в Зангезурском уезде: азербайджанцев -53,7%; армян - 46,3%.

Приведем данные по Ираванской губернии. После многократных депортаций азербайджанцев и переселения на их земли армян соотношение оказалось довольно неожиданным. В Ираванском уезде азербайджанцы составляли 61,4%, Нахчыванском - 57,7%, Сурмалинском - 69,1%, Шаруро-Даралагезском -75,4% от общего числа жителей.

В Александропольском уезде (ныне в составе Армении, наз. Гюмрю), в результате поголовной депортации мусульман и расселения на этих землях армян из Турции, удалось кардинально изменить этнографическую ситуацию, доведя долю армян до 90%. В Новобаязетском и Эчмиадзинском уездах депортация была не такой тотальной и доля азербайджанцев сохранялась на уровне 30% и 40% соответственно. Само название Новобаязетского уезда раскрывает суть историко-этнологических процессов на этой территории. Селение Кавар, куда были переселены эмигранты из турецкого города Баязет, стало называться Новый Баязет. Так, в 1885 году в "Армянской области" в азербайджанцы составляли большинство.

В Тифлисской губернии, в целом, азербайджанцев было 10,2 %, в основном за счет жителей г. Тифлиса, Тифлисского и Барчалинского уездов.

В Дагестанской области азербайджанцы составляли весьма существенную часть населения города Дербента и его окрестностей.

В Карсской области, несмотря на массовую депортацию мусульман в 1878-1880 гг. (65447 человек), описанную Вс.В.Крестовским, из общего числа жителей - 162665 человек турки и азербайджанцы составляли 61,8%, армяне - 21,7%; греки -11,0%; русские - 5,5%. Вс.В.Крестовский пишет о 11000 армян - переселенцев, расселившихся в Кагызманском округе. В результате, коренное православное население области - греки оказались здесь в меньшинстве.

I всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 года была хорошо организована. Разработкой структуры переписи заведовал сенатор Н.А. Тройницкий. Это была первая научно обоснованная перепись, проведенная под контролем властей и общественности. К переписи было привлечено огромное число грамотных людей, особенно военных, всех национальностей без исключения. Были разработаны типовые таблицы, которые учитывали пол, национальность, конфессию, родной язык, возрастную группу, уровень грамотности, оседлость, занятость в сельском хозяйстве и промышленности и многое другое. Собирались сведения и по принципу социальной принадлежности. Все эти данные были сведены в 25 типов таблиц и проинтегрированы по селам, местечкам, городам, уездам, округам, губерниям и областям.

Перепись прошла довольно успешно. На основе полученных данных Д.И.Менделеев разработал свою программу государственного развития страны, изложенную в книге «К познанию России». Но они не реализовались в связи с последующими историческими событиями (социалистическая революция и т.д.). Результаты переписи были изданы отдельными тетрадями, каждая из которых охватывала отдельную губернию или область. Мы рассмотрим лишь Елисаветпольскую (тетрадь 63, 1904 год) и Ираванскую (тетрадь 71, 1905 год) губернии. При этом нас будет интересовать сведения об азербайджанцах и армянах.

Из всего многообразия информации мы выбрали две важнейшие, на наш взгляд: численность жителей вообще и число потомственных дворян для двух указанных национальностей, претендовавших на преобладание в этих губерниях. Число потомственных дворян коренной национальности указывает на права на земельные владения. Не случайно, в "Кавказском Календаре" в первую очередь приводились сведения о численности семьи Губернатора, семей чиновников губернской администрации, затем по порядку приводилась информация о числе членов ханских семей, сейидов (потомков Пророка), беков и агаларов. Только затем приводились сведения о численности семей личных дворян, потомственных почетных граждан и т.д.

При анализе данных переписи по Елисаветпольской губернии необходимо обратить внимание, прежде всего, на "проблемные" уезды. Очевидно, что преобладание потомственных дворян из азербайджанцев гораздо больше, чем преобладание общего числа жителей – азербайджанцев. Это можно объяснить только массовой иммиграцией, серьезно нарушившей естественную этнографическую ситуацию. Распределение числа и процентное соотношение азербайджанцев и армян по уездам Елизаветпольской губернии было следующим (См. табл. 1).

Для краткости приведем распределение числа потомственных дворян из азербайджанцев и армян только по "проблемным" уездам Елисаветпольской губернии (См. табл. 2).

Таблица ясно показывает, что в тех уездах, где число армян наиболее значительно, преимущество азербайджанцев в числе потомственных дворян неоспоримо. Это соотношение верно и для губернии в целом. Из общего числа потомственных азербайджанцев было 23. 530 (80, 6%), а армян - 4. 310 (14,8 %).

Перейдем к анализу данных по Ираванской губернии. Очень интересным было распределение числа и процентное соотношение азербайджанцев и армян по ее уездам (См. табл. 3).

Мы уже писали, что этнографическая ситуация в некоторых уездах Ираванской губернии была насильственно изменена еще в 1828-29 гг. но, как видно, в 1897 году официальная перепись показывает, что Ираванский и Шаруро-Дарала-гезский уезды, а также город Ираван продолжали оставаться азербайджанскими.

Более впечатляющим было распределение численности потомственных дворян по национальному признаку (См. табл. 4).

Анализ таблицы приводит к однозначным выводам. Процент потомственных дворян из азербайджанцев, за исключением многострадального Александропольского уезда, от 60 % до 97 %! Даже в Александропольском уезде потомственных дворян из азербайджанцев и армян соответственно 14% и 12,3%. Хочется особенно выделить 92 % потомственных дворян из азербайджанцев в Эчмиадзинском уезде. И за этими цифрами стоят сотни азербайджанских сел, которых теперь нет!

Перепись населения Ираванской губернии неопровержимо доказала, что при естественном развитии этнографической ситуации, армянское население в ней не превышало бы того невысокого уровня, каким он был в Османской Империи, Персии, странах Ближнего и Среднего Востока.

В заключении, приведем данные о Карсской области (См. табл. 5).

Как мы видим, в течении многих десятилетий, пользуясь неосведомленностью общества, создавался этнографический миф о населении Карсской области. А жили в ней: православные (русские, греки, грузины), старообрядцы, молокане, турки, азербайджанцы, курды, армяне.

Распределение числа и процентное соотношение потомственных дворян Каррской области тоже очень интересно. Высокий процент русских и польских потомственных дворян объясняется их участием в Карсском Генерал-Губернаторстве и в дислоцированных в области воинских частях. Но курды, турки, азербайджанцы, грузины составляли коренное население (См. табл. 6).

Названия населенных пунктов и территорий, в приводимых таблицах, строго соответствуют тексту тетрадей переписи 1897 года.

Как видим, данные переписи населения 1897 года Российской Империи полностью соответствуют подсчетам сделанным И.Стебницким в 1862 году, Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел в 1885 и 1897 гг. Все они еще раз и неоспоримо доказали преобладание азербайджанцев на исконно азербайджанских землях, которые армяне, игнорируя всякие факты и достоверные сведения, называют армянскими.

Последние тетради с результатами переписи вышли из печати в 1905 году. Это послужило стимулом для межнациональных столкновений в Закавказье. Ведь, результаты переписи доказывали неоправданность надежд армянских националистов на возрождение "Великой Армении" на чужых землях. Тем более, что Дом Романовых, приобретая военным путем новые территории, стал рассматривать их жителей, независимо от конфессии и национальности, прежде всего как подданных Российской Империи. Власть стала понимать, что мусульманское население наиболее лояльно к своему сюзерену - Императору Николаю П.

Итак, последняя перепись населения Российской Федерации - это историческое событие, которое дает нам надежду на то, что будет установлено точное число азербайджанцев, проживающих на территории России. Ведь она стала второй родиной для многих азербайджанцев, которые сегодня активно участвуют в развитии и процветании России. Они стали связующим звеном между двумя странами, способствуя укреплению и развитию российско-азербайджанских отношений на всех уровнях. Это очень важно для нас, азербайджанцев, которые оказались свидетелями предательства армян, много лет проживающих на нашей земле.

Табл. 1. Распределение числа и процентное соотношение азербайджанцев и армян по уездам Елисаветпольской губернии

Уезды Елисаветпольской губернии

Общее число жителей всех национальностей (человек)

Азербайджанцев

Армян

человек

%

человек

%

Елисаветпопь ский г Елисаветполь

162.788

103.970

63,7

43.040

26,4

Арешский уезд и местечко Агдаш

67.277

47.133

70,3

13.822

20,6

Джебраильский уезд и местечко Джебраил

66.360

49.189

74,5

15.746

23,8

Джеванширсхий уезд и местечко Тертер

72.719

52.041

71,3

19.551

26,7

Заигезурский уезд и местечко Герусы

137.871

71.216

52,3

63.622

46,4

Казахский уезд и местечко Казах

112.074

64.101

57,2

43.555

38,8

Нухинский уезд и г. Нуха

120.555

83.578

69,1

18.899

15,6

Шушинский уезд и г. Шуша

138.771

62.868

45,3

73.953

53,1

Всего в губернии

878.415

534.086

60,8

229.188

26,1

Табл. 2. Распределение числа потомственных дворян из Азербайджанцев и армян по «проблемным» уездам Елизаветпольской губернии.

Уезды Елизаветпольской губернии

Потомственные дворяне из Азербайджанцев (чел.)

Потомственные дворяне из армян (чел.)

Елизаветпольский уезд и г. Елизаветполь (Гянджа)

2811

518

Зангезурский уезд и местечко Герусы

4911

904

Шушинский уезд и г. Шуша

5033

1987

Табл. 3. Распределение числа и процентное соотношение азербайджанцев и армян по уездам Ираванской губернии.

Уезды Эриванской губернии

Общее число жителей всех национальностей (человек)

Азербайджанцев

Армян

Человек

%

Человек

%

Эриванский уезд и г. Эривань

150879

77516

51,37

58148

38,54

Александропольский уезд и г. Александрополь

165503

8104

4,73

141522

85,51

Нахичеванский уезд и гг. Нахичевань и Ордубад

100771

64515

63,66

34672

34,41

Новобаязетский уезд и г. Новобаязет

122573

34726

28,33

81285

66,31

Сурмалинский уезд и селение Игдыр

98055

41424

46,51

27075

30,40

Шаруро-Даралагезский уезд и селение Башнорашен

76538

51564

67,36

20726

27,08

Эчмиадзинский уезд и селение Вагаршабат

124237

36008

28,98

77572

62,44

Итого по губернии

829

313493

37,75

441000

53,16

Табл. 4. Распределение численности потомственных дворян Ираванской губернии по национальному признаку.

Уезды Эриванской губернии

Общее число потомственных дворян всех национальностей (человек)

Потомственных дворян из азербайджанцев

Потомственных дворян из армян

человек

%

человек

%

Эриванский уезд и г. Эривань

2.543

1.501

60,0

306

12,0

Александропольский уезд и г.Александрополь

809

114

14,0

99

12,3

Нахичеванскнй уезд и г. Нахичевань и Ордубад

1.460

1.267

86,7

67

4,5

Новобаязетский уезд и город Новобаязет

228

155

67,9

32

14,0

Сурмалинский уезд и селение Игдыр

904

558

62,0

16

1,7

Шаруро-Даралагезский уезд и селение Башнорашен

1.298

1.262

97,0

29

2,2

Эчмиадзинский уезд и селение Вагаршабат

1.099

1.011

92,0

49

4,4

Итого по губернии

7.341

5.868

79,9

618

8,4

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Массовое переселение армян в Северный Азербайджан в первой половине XIX века

Июль 25, 2011 Gulustan 1 Comment

Относительно путей и механизма образования в новое время армянской государственности, утраченной ими на 1400 лет в прошлом, в публикациях арменистов отмечено ее воссоздание на территории, именуемой Восточной Арменией, образованной на территории азербайджанской исторической Чухур-Саадской области, точнее на землях азербайджанских Иреванского и частично Нахичеванского ханств. Она известна ныне как республика Армения. Арменисты же указывают причины появления армян на Кавказе и источники количественного увеличения здесь армянского населения. После окончательного завоевания Кавказа Российской империей в первой трети XIX века, то есть спустя 1500 лет после начала оттока армян с территории ликвидационных армянских царств, они в значительном количестве появились на Южном Кавказе. В результате, дефиниция «Армянское географическое пространство» стало обозначать новую территорию. Если прежде она прилагалась к землям во Фракии, то есть в Европе, а затем в Азии – к восточной части Малой Азии, то теперь, начиная с XIX века – стала обозначать новое понятие – «Кавказскую Армению», причем за счёт азербайджанских земель.

Приступая в начале XIX века к завоеванию Южного Кавказа, в том числе Северного Азербайджана, Российская империя возлагала большие надежды на армян.

Замысел переселить этих восточных христиан на Кавказ возник у российских государственных деятелей еще до завоевания Северного Азербайджана. Вынашивая планы заселения его христианами, Российская империя начала переселенческую кампанию еще до заключения Гюлистанского мирного договора 1813 года с Иранским государством. Переселением занялся главнокомандующий на Кавказе генерал П.Д. Цицианов; начав это процесс в октябре1803 года, он указал на желание армян «видеть скорейшее и благоуспешное водворение в сих странах российского владычества».

Стремясь к скорейшему водворению армян на завоеванных территориях, П.Д. Цицианов тогда же в письме армянскому архиерею Иоанессу просил, чтобы тот срочно прислал иреванских армян, уверяя в обеспечении их благоустройства.

Следует отметить, что российское правительство с целью переселения обращалось не только армянам но и к другим восточным христианам. Так, в 1804 году П.Д. Цицианов приглашал в Северный Азербайджан 16.000 новоассирийцев (айсоров) Иранского государства. В обращении к ним он писал, что, соединившись с армянами, им будет легче противостоять преследованиям со стороны мусульман.

Однако основную опору П.Д.Цицианов видел в армянах: для осуществления колониальных целей России они подходили лучше других. Во-первых, потому, что армян было во много раз больше, нежели других восточных христиан, вместе взятых. Во-вторых, он проживали преимущественно в Иранском и, особенно много, в Османском государствах – главных соперников Российской империи в борьбе за Кавказ. В-третьих, армяне могли стать полезными в последующем соперничестве России с этими конкурентами, так как, в-четвертых, знали Иранское и Османское государства изнутри, со всеми их слабыми и сильными сторонами.

Еще в период русско-иранской войны 1804-1813 годов Россия вела переговоры с армянами Османского Эрзерумского вилайета в малой Азии. Речь шла о переселении на Южный Кавказ, главным образом – на азербайджанские земли. Ответ гласил: «Когда милостью божьей занята будет Эривань российскими войсками, то непременно все армяне согласятся войти в покровительство России и на жительство в Эриванской провинции». В сентябре 1806 года представительство русской Кавказской армии было доложено, что около 10 тыс. армян Байазета желают перейти на территорию азербайджанского Иреванского ханства.

Одновременно они помогали русской армии при завоевании Северного Азербайджана. По свидетельству генерала Н.Сипягина, «армяне отличались своим бесстрашием и своей верностью России». Генерал Н.Ф.Ртищев также отмечал, что «армяне оказали значительные услуги, пребывая в примерном усердии и непоколебимой верности Российской империи, отличали всегда себя преданностью оной». Архиепископ Нерсес Аштаракский, находясь в действующей русской Кавказской Армении, способствовал, по свидетельству П.Д.Цицианова, весьма важной победе над азербайджанским Гянджинском ханством. Когда генерал И.В.Гудович в 1809 году осадил Иреван, тот же Нерсес, ставший католикосом, доставил русской армии «12 тыс. пудов пшеницы и муки, 25 пудов пороха» и тем самым вывел «из крайне затруднительного положения русские войска, за что был награжден бриллиантовой панагией».

Обо всем этом мелики азербайджанского Карабахского ханства писали в Санкт-Петербург – М.Лазареву, адмиралу русского флота. Они сообщали также, что армянские военные отряды действовавшие на Лори-Бамбакском направлении под руководством М.Вериляна и Г.Манучаряна, принимали активное участие в захвате русской армией северных земель Азербайджана. В отряде Г.Манучаряна были собраны армяне из азербайджанских Шамшаддильских и Газаской дистанций. Они участвовали в походах русской армии и вели бои в окрестностях Борчалы, Газаха, Шамшаддиля, Дилижана и Гейча; в наступлении на Иреван, за что «Манучарян был награжден орденами Георгия 4-й степени, Владимира и Анны».

Успехи в русско-иранской войне 1804-1813 годов не дали России возможности собрать на Южном Кавказе значительное количество армян. Но они по-прежнему возлагали на нее большие надежды. Так, в 1822 году армяне османских вилайетов Карс и Эрзерум просили генерала А.П.Ермолова о «приближении русских – наших спасителей». Во время русско-иранской войны 1836-1828 годов армяне, поселенные в Северном Азербайджане, активно помогали русской армии, в том числе осаде Иреванской крепости. Очевидец событий писал: «персияне (азери-Авт .) отстреливались, но их ядра, частью и потому, что к пушкам были, приставлены армяне, нередко попадали в крепость».

В связи с успешным окончанием русско-иранской (1826-1828) и русско-османской (1828-1829) войн открылись широкие возможности для переселения армян на Южный Кавказ. Однако Россия не спешила с заключением мирного договора с Иранским государством. Так, для получения как можно больших выгод Николай I инструктировал И.Ф.Паскевича о том, что «по первом востребовании персиян изъявите о согласии войти с ними в объяснения о мире»; однако одновременно император писал: « доколе овладеете Эриванской крепостью и не поставите себя за Араксом на твердой ноге, вы можете вступать с ними в переговоры, но продолжать военные действия также. Когда уже приобретете все вышеуказанные выгоды, склонитесь на перемирие до окончания переговоров о мире».

Более того, А.С.Грибоедов представил договор о мире, согласно которому Иреванское и Нахчыванское ханства отходили к России. 10 февраля 1828 года между Российской империей и иранским государством был подписан Туркменчайский мир. По его условиям, Азербайджан оказался разделен на две части, река Араз была определена как демаркационная линия.

Этот договор разрешил ряд сложных государственных задач России. Так, он упрочил ее позиции на Южном Кавказе и позволил активизировать переселенческую политику. Поэтому не случайно особое место занимала статья XV, которая давала « всем жителям и чиновникам Азербайджанской области годичный срок для свободного перехода со своими семействами из персидских областей в российские». Немаловажную роль в составлении текста статьи сыграл А.С.Грибоедов.

Вообще роль этого русского поэта и дипломата в заключении Туркменчайского мирного договора оказалась весьма значительной. Об этом можно судить по тому факту, что он получил денежную награду в 50 тыс. руб. сер., тогда как фельдмаршалу М.И.Кутузову за Бородино было пожаловано 100 тыс. руб. сер. А ведь эти два события несоизмеримы: Бородино и последующие деяния фельдмаршала спасли России от французского супостата; а дипломатия А.С.Грибоедова лишь подвела черту в борьбе Российской империи за Южный Кавказ, в первую очередь за Северный Азербайджан. Значит, империя во внешней политике придавала большое значение южному направлению.

По условиям мира, Иранское государство обязывалось не препятствовать переселению тех своих подданных, которые пожелают этого, и предоставить им годичный срок для свободного перехода, вызова и продажи движимого имущества, не облагая его пошлинами или налогами. Для реализации недвижимости был установлен пятилетний срок.

Статье XV договора, касавшейся, в первую, армян Иранского государства и их имущества, Россия придавала большое значение. В частности, один из русских чиновников писал по этому поводу: «К числу бессмертных подвигов минувшей войны с Персией бесспорно принадлежит переселение из Персии армян в наши провинции».

Выше отмечено, что немаловажную роль в составлении статьи XV Туркменчайского договора сыграл А.С. Грибоедов. И.Ф.Паскевич, признавая его заслуги, докладывал императору: «Я осмеливаюсь рекомендовать его как человека, который был для меня по политическим делам весьма полезен. Ему обязан я мыслью не приступать к заключению трактата прежде получения вперед части денег; и последствия доказали, что без сего долго бы мы не достигли в деле сем желаемого успеха».

Деятельность А.С.Грибоедова способствовала также массовому переселению армян из Иранского государства на Южны Кавказ. Отдельные источники однако, приписывают эту «заслугу»

Полковнику русской армии армянину Х.Е.Лазареву. Его дед переселился из Джульфы в Россию в середине XVIII века. В 1774 году Екатерина II пожаловала ему и его потомкам российское дворянство «за заслуги».

Тем не менее документы свидетельствуют, что Х.Е.Лазарев был одним из рядовых исполнителей переселения его сородичей на Южный Кавказ, в том числе в Северный Азербайджан. Он сыграл лишь эпизодическую роль в осуществлении статьи XV. Основная же роль принадлежит А.С.Грибоедову.

Арменист И.К.Ениколопов, специально занимавшийся изучением деятельности А.С.Грибоедова на Кавказе, считал, что план переселения армян разрабатывался еще в 1827 году в возглавляемой им дипломатической канцелярии. Сам А.С.Грибоедов считал безосновательным приписывать организацию армянского переселения кому-либо иному, а том числе полковнику Х.Е.Лазареву, потому что «армяне никакого понятия не имели о нем, будучи единственно движимы доверенностью к России и желанием быть под ее законами».

Однако и Х.Е. Лазарев сыграл свою роль в событиях первой трети XIX века. Так, он предлагал «особый проект, в котором говорилось о создании автономной армянской государственности в пределах исторической территории Северной Армении» (т.е. на исконно азербайджанских землях Чухур- Саада- Авт.).

Конечно, никакой «исторической территории» армян на Южном Кавказе никогда не существовало, и «Северная Армения» такое же мифическое понятие в реальной географии, как и мифологемы «Восточная Армения», «Западная Армения» или «Южная Армения», которыми оперируют арменисты, рассказывая о «родине» армян на Азиатском континенте.

Переселяя армян в Северный Азербайджан, Россия намеревалась обустроить их здесь компактной массой, создав в первую очередь для себя, надежную этно-конфессиональную опору. План был реализован, причем за счет коренного населения – азери и их земель. Исполнители плана следовали тем строкам «высочайшего указа» Сенату от 21 марта 1828 года, в котором говорилось: «Силою трактата с Персией, заключенного 10 февраля 1828 года, присоединенные к России Ханство Эриванское и Ханство Нахичеванское повелеваем во всех делах именовать отныне областью Армянской».

Переселяя армян из Иранского государства на Южный Кавказ, Россия разместила их преимущественно на территории бывших азербайджанских ханств – Иреванского и Нахичеванского, а также в Карабахе, то есть в Северном Азербайджане.

Это объясняется тем, что решалась главная задача колониальной политики империи: создать на завоеванной враждебной, иноверной и иноязычной, иноэтичной и еще незнакомой территории опору для связей власти. Не случайно в документах того времени говорится: «Вообще соглашать христиан, дабы они следовали в Нахичеванскую и Эриванскую области, где предполагается увеличить, сколько можно, народонаселение христианами».

Поставленную цель Россия реализовала через специально созданный Комитет по переселению. Он должен был контролировать миграционный процесс армян, которых обустраивали на новых местах таким образом, чтобы жители созданных поселений не входили в контакт с уже существующими азербайджанскими селами. Эриванское временное правление инструктировало Комитет: «избегать всячески, дабы селения христиан не были перемешиваемые с мусульманскими, но стараться составить из христиан отдельные округи или магалы».

Как указано выше, при переселении армян кавказской администрации пришлось столкнуться с большими материальными и иными трудностями. Это понимал и А.С.Грибоедов, исполнявший в то время обязанности полномочного министра России. Вложив в переселение армян и в защиту их имущественных интересов огромную энергию и душу, он стал объектом недовольства иранского правительства. А.С.Грибоедов, именовавший себя «политическим агентом», чувствовал это и писал: «Если затаенное чувство злобы побежденных было бессильно по отношению к самой России, то для политических ее агентов оно не могло не обещать ряда серьезных опасностей». Перед последней поездкой в Тегеран он говорил А.А.Жандру, своему другу и русскому писателю: « Нас там все перережут. Аллахйар-хан (зять наследника иранского престола Аббас Мирзы. – Авт. ) – мой личный враг, и никогда на простит он мне Туркменчайского договора».

Эти опасения не были беспочвенными, тем более что А.С.Грибоедов имел своеобразное мнение относительно иранского государства. Например, он считал, что «Друзей я здесь не имею и не хочу. Здесь прежде всего должны бояться России. Всем я кажусь грозным и меня назвали «сахтиром – каменное сердце».

Документы свидетельствуют, что практическое руководство переселением армян осуществляли полковник Х.Е.Лазарев и прикомандированные к нему русские офицеры, большей частью армянского происхождения, либо те, кто владел армянским языком. Проводя эту компанию, организаторы переселения были озабочены тем, чтобы снабдить армян продовольствием и всем необходимым в пути следования, а также на новом месте.

Когда более 5.000 семей армян подошли к Аразу, Армянским областным правлением было доложено генералу И.Ф.Паскевичу, что на новых местах в будущей Иреванской губернии нет возможности обеспечить хлебом всех прибывающих переселенцев. Тогда Кавказская администрация решает уговорить большую часть переселенцев, особенно беднейших, устроиться в Карабахе.

О целесообразности их размещения в Карабахской провинции писал в докладной записке И.Ф.Паскевичу полковник Х.Е.Лазарев: «Более 1.000 семейств армян из окрестностей Мараги и Тавриза тронулись с мест и частью достигли провинции Нахичеванской, и почти все христиане из Урмии, Самаса и Хоя готовятся к переселению. Наиболее нуждающихся направлять в Карабаг, где могут быть до нового урожая продовольствованы до 3.000 семейств».

Однако поселенные в Карабахскую провинцию армяне испытывали большие трудности. Так, в начале 1828 года вышедшие из Иранского государства 750 семей армян и греков были обустроены в окрестностях Барды. Для их пропитания вместо хорошей пшеницы была отпущена испорченная ржаная мука, в результате чего среди переселенцев появилась «особая болезнь», и в течение трех месяцев погибли 1012 армян-переселенцев из Мараги.

В результате массового переселения армян из Иранского государства в 1828-1829 годах в Северный Азербайджан здесь оказалось 6.946 семей или 35,560 мигрантов. Из них 2.558 семей разместили в Нахичеванской провинции: 416 – в городах, 1869 – в селах. Только в одном Ордубадском округе их оказалось 266. В Карабагской провинции разместили 3.000 семей, или, примерно, 15 тыс. чел. В течение 1828-1829 годов в Иреванской провинции были обустроены 1458 армянских семей.

Таким образом, в кратчайшие сроки была организована массовая миграция армян в Северный Азербайджан. Поэтому генерал Н.Дубровин отметил: « население так называемой Армянской области значительно пополнилось армянами – выходцами из Персии и Турции, переселившимися в Россию разновременно и в особенности после войны в 1828 и 1829 годах».

Переселенцы получили все те выгоды, которые «Россия привыкла предоставлять народам, отдающимся с полной доверенностью под ее покровительство». Например, мигрантам обеспечили в пути казачий конвой, а на местах расселения – «щит гражданской и военной безопасности; выделили денежные и землю, гарантировали свободу торговли и освобождение на шесть лет от налогообложения, на три года – от земских повинностей». Об этом говорилось в обращении Х.Е.Лазарева к своим единоверцам-переселенцам: после перехода в Иреван, Нахчыван, Карабах, «где(поселиться) сами изберите, получите вы в изобилии шести лет от всяких податей и для вас подана будет помощь».

В итоге армяне Иранского государства, где они были сосредоточены преимущественно в Южном Азербайджане, почти поголовно покинули местные азербайджанские ханства – Салмасское, Урмийское, Хойское, Марагинские, Табризское, а также области Курдистар и Казвин – и перебрались на Южный Кавказ, преимущественно в Севернный Азербайджан. Их обустроили на землях бывших азербайджанских ханств – Нахчыванского, Карабахского и Иреванского, ибо именно здесь российскими властями «предлагается увеличить сколько можно, народонаселение христианами». При этом мигрантов склоняли идти, в первую очередь, В Карабах, «где они могут быть во всем обеспечены».

В связи со сказанным стоит напомнить, что ранее армян было мало. Так, Н.Н.Шавров писал, что в Елизаветпольской и Иреванской губерниях прежде «армянское население было ничтожно».

Таким образом, в выигрыше оставались оба участника реализации политики. С одной стороны, российские власти осуществляли одну из задач колониальной политики на Кавказе: упрочение социальной базы за счет христиан-армян, следовательно, за счет христианизации края. С другой стороны в выигрыше были армяне-переселенцы, перебиравшиеся из пределов мусульманского государства под сень христианского стяга.

В итоге же армянская миграционная волна призвана была способствовать христианизации Северного Азербайджана. Иными словами, армянам отводили определенное место, как одному из участников реализации «христианского вектора» колониальной политики Российской империи на вновь завоеванных землях, где жили «иноверные», в данном случае мусульмане – азери.

В связи со сказанным отметим, что В.А. Парсамян, говоря об этническом составе Кавказской Армении до завоевания Российской империей, указал, что там имелось 169 тыс. жителей из коих 34% или 57.368 составляли армяне, 50% или 84.500 – азери, 16% или 27.040 – курды. Г.А.Галоян писал: в начале XIX столетия из Иранского государства в российские пределы переселились 40 тыс. армян, а по завершении русско-османской войны 1828-1829 годов из восточной части Малой Азии сюда перебрались еще более 90 тыс. армян.

Ц.П.Агаян привел данные за 1832 год: тогда в Армянской области имелось 164.450 жителей, из коих армян было 25.151 или 15% от численности всех жителей; переселенцев из Иранского государства – 35.560 или 22%, из Османской империи – 21.600 или 13%.

Таким образом, после заключения Туркменчайского договора на территории Северного Азербайджана произошли этно-демографические сдвиги, вызванные механическим движением населения, то есть за счет переселения армян из Иранского и Османского государств. В заключение Ц.П.Агаян отметил, что переселение армян в Восточную Армению являлось процессом, имевшим место лишь после ее включения в состав Российской империи в первой трети XIX века.

Опираясь на публикации В.А.Парсамяна, Г.А.Галояна и Ц.П.Агаян, нетрудно резюмировать, что течении первой трети XIX века количество армян в Кавказской Армении резко возросло, и произошло это за счет механического движения населения.

По мнению верхушки Иранского государства, переселение местных христиан нанесло «Персии ущерба на четыре курура», то есть на 32 млн. руб. ассигнациями. Вместе с тем эта потеря не могла компенсировать другую, более значительную, а именно – уменьшение населения.

Первоисточники довольно подробно описывают переселение армян в Нахичеванскую провинцию. Выше отмечено, что сюда обустроили 2.558 семей, или около 13.632 чел. В основном это были армяне городов Салмаса, Хоя, Урмии и их округов. В Нахчыван попали горожане-армяне Хоя и Табриза, Дейкара и Урмии (см. таблицу 1).

Таблица 1

В таблице 2 приведено количество армян- переселенцев отдельно по Ордубадскому округу Нахчыванской провинции, появившихся здесь в то же период 1828-1929 годов.

Таблица 2

Таким образом, всего в Нахичеванскую провинцию в 1828-1829 годы было переселено из Иранского государства 13.632 армянина. Если принять во внимание, что до завоевания этой территории Россией здесь проживали 434 армянских семьи, то, следовательно, в результате переселения удельное количество армян в Нахичеванской провинции резко возросло и составило к 1830 году заметную цифру в 2.992 семьи. Увеличение было семикратным или стало больше на 590%.

После русско-османской войны 1828-1829 годов и заключения между Российской и Османской империями Адрианопольского мирного договора в Северный Азербайджан стали переселять армян из османских владений. Первая партия мигрантов была обустроена близ Алагеза, в Бамбакской дистанции, и в окрестностях Гюмри. Эти армяне были расселены преимущественно в обезлюдевших селах, покинутых местными коренными жителями – азери.

В связи с этим достаточно отметить, что лишь за два первых года – 1829-1830 – из османских пределов на Южный Кавказ, преимущественно в Северный Азербайджан, перебрались более 14 тыс. армянских семей, или более 84 тыс. чел. Из них 2264 семьи были выходцами из Карса, 4.215 семей – из Баязета. Часть переселенцев обустроилась в Карабахской провинции, но основная часть осела в Армянской области, то есть в Иреванской и Нахичеванской провинциях. Из Эрзерума перебрались 7.298 семей, из которых 1.050 обосновались в Борчалинской дистанции; 67 семей из Ардагана поселились в Бамбакской и Шорагельской дистанциях. Здесь же нашли приют 2.264 семьи из Карса.

Таким образом, только в Бамбакской и Шорагельской дистанциях и в течении лишь двух лет, в 1829-1830 годах, осела 2.331 армянская семья (см. таблицу 3).

Таблица 3

Общее число армян, обустроенных в Северном Азербайджане в 1828-1830 годах из Иранской и Османской империй, то есть фактически за три года, составило около 21.600 семей, или 119.5 тыс.чел. (см.таблицы 1 и 3).

Это было началом планомерного массового и целенаправленного переселения армян на Южный Кавказ, в первую очередь и главным образом в Северный Азербайджан. Процесс практического осуществления российской колониальной политики по изменению этно-конфессиональной ситуации в Северном Азербайджане был непрерывным, и шел до начала XX века.

При переселении армян Османской империи Кавказская администрация испытывала те же финансовые затруднения, что и при выводе армян из Иранского государства. В обоих случаях, это было вызвано, прежде всего, последствиями русско-иранских отношений и русско-османской войн в первой трети XIX века, которые потребовали больших расходов. При этом Россия одновременно должна была вкладывать немалые средства в восстановлении разрушенного военными действиями хозяйства приобретенного силой оружия Южного Кавказа.

На эти последние цели были ассигнованы 5 млн. руб. сер. Кроме того, необходимо было профинансировать полномасштабное переселение и обустройство армян Османского Иранского государств на новых местах.

Решение последней задачи больше касалось османских армян, ибо их имелось гораздо большее количество, чем иранских. Причем всех переселенцев Россия хотела разместить на Южном Кавказе, в первую очередь в Северном Азербайджане.

Как ранее, в связи с армянами Иранского государства, для организованного вывода армян Османской империи на Южный Кавказ, в том числе в Северный Азербайджан, был создан специальный Комитет по переселению. Он занимался обустройством мигрантов из Баязетского пашалыка в Иреванской и Карабахской провинциях. Комитету вменялось в обязанность выяснить, «достаточно ли будет для поселения христиан одних казенных земель; обеспечить продовольствием переселенцев до того времени, когда они будут иметь хлеб из собственных своих посевов».

Комитет выяснил, что «из числа 8.000 семейств, ожидаемых к переселению христиан, 5.000 будут нуждаться в пособии».

Поэтому Комитет просил администрацию Кавказа об «исходатайствовании еще 500 тыс. руб. сер., сверх ассигнованных уже 90 тыс. червонцев». Однако Кавказская администрация имела всего 380 тыс. руб. сер., и не смогла полностью удовлетворить обращение Комитета. В результате, было принято и размещено 4.215 семей из предполагаемых 8.000 семей – жителей Баязетского пашалыка Османской империи.

Следует отметить, что, переселяя армян на завоеванные земли, Россия не столько ограждала их от ассимиляции в Иранском и Османском государствах, сколько преследовала собственные политические и военные, экономические и территориальные, конфессиональные и в целом колониальные цели. Образовав на Южном Кавказе «Армянскую область» за счет Нахчыванского и Иранского ханств, Россия была уверена, что армяне станут ее верной опорой.

Для трансформации бывшего азербайджанского Иреванского ханства в «Армянскую область», по мнению генерала Н.Сипягина, достаточно было заселить сюда 15 тыс. армянских семей. После заключении Туркменчайского мирного договора из Иранского государства в город Иревань были переселены 1.715 армян; в Шарурский, Сурмалинский, Алинджачайский, Мавазинский магалы – по 1.000-2.000 армян в каждый. Сюда же переселили армян из Эрзерумского и Баязетского пашалыков, и еще – на обезлюдевшие земли на юге и юго-западном берегу озера Гейча.

В результате, этнический состав Армянской области в течение 1828-829 годов изменился. «Если до заключения Туркменчайского мирного договора здесь проживал 25.151 армянин», то за последующие два года их численность возросла втрое и стала 81.610.

Однако происходила частичная реэмиграции армян: «они десятками семейств из под скипетра русского искали путей жизни под игом персидским». Ибо в Иранском и Османском государствах «жилось армянам не хуже, нежели поданным султана и шаха». Как отметил Симеон Лехаци, «османы всегда благожелательно относились к армянам».

Однако реэмиграция армян носила спорадический характер, ибо встречный «армянский поток» из Иранского и Османского государств не только не иссякал, но с годами становился все более массовым. Так, в начале 40-х годов XIX века миграция армян в Северный Азербайджан интенсифицировать.

В результате, в Северном Азербайджане произошли значительные демографические изменения. Они оказались тем более разительными, что их итогом стал уход коренного населения. Эти встречные потоки носили вполне «законный» характер, так как официальные русские власти, переселяя армян в Северный Азербайджан, не препятствовали уходу отсюда азери в иранские и османские пределы. Так, в 1827-1828 годах в Нахчыванском ханстве из 4.600 семей азери составляли 4.170, то есть более 90%. В процессе переселенческой кампании эту землю покинули почти 1.400 семей азери, и в 1832 году их оставалось примерно 2.791, то есть в полтора раза меньше – 60%.

И.Шопен указывал, что в Иреванской провинции из 2.984 семей азери осталось 847, или 28%, то есть их количество сократилось в три с половиной раза. Эмигрировали в Иранское и Османское государства.

Этот процесс наблюдался и в других местах северного Азербайджана. Например, коренные жители азербайджанских земель, граничивших с провинциями, где начало преобладать христианское население, уходили на территории, где большинство составляли мусульмане, в основном в Елизаветполльскую и Карабахскую провинции. Та же картина наблюдалась в Газахской дистанции, где численность автохтонов сократилась в полтора раза: в 1831 году здесь осталось 4ю960 семей азери, тогда как в 1817 их было 7.266.

Таким образом, после переселения армян в Северный Азербайджан в некоторых его областях численность азери заметно уменьшилась и оно превратились в меньшинство. В городе Ново-Баязете, Иреванской губернии, возникшем на месте азербайджанского села Кавар, в середине XIX века проживали только армяне: « Все население состоит из армян, вышедших из города Баязет во время последней войны с Турцией и поселенных здесь с 1830 года, и усвоено настоящему месту жительства этих переселенцев название Ново-Баязет». К началу 50-х годов XIX века в Ново-Баязете проживали 2.560 армян: в Ново-Баязетском уезде их было 23.038, а азери – 8.207 чел., то есть втрое меньше – 36%.

Аналогичная ситуация наблюдалась в Бамбакском участке Александропольского уезда. К середине 50-х годов XIX века здесь проживало 1.513 армянских семей, а азери осталось всего 166.

Шорагельский участок Александропольского уезда после заключения Адрианопольского мирного договора с Османской империей был заселен армянами Карсского, Эрзерумского и Баязетского пашалыков, а также из Муша и Вана Бассенской провинции. В результате, произошли заметные перемены в этно-демографической структуре участка, и в середине XIX века армяне составляли здесь 5.239 домов, а азери – всего 32, то есть в 164 раза меньше – 0,6%.

В Сардабадском участке Эчмиадзинского уезда в середине XIX века имелось 18.212 армянских семей, тогда как азери осталось всего 2.530, то есть автохтонов было всемеро меньше – 14%.

Таким образом, в первой половине XIX века этно-демографическая ситуация Северном Азербайджане заметно изменилась. Соотношение между автохтонами-азери и аллохтонами-армянами складывалось в пользу последних. Таковы были последствия колониальной политики и переселенческой кампании Российской империи на Южном Кавказе в первой трети XIX века.

Процесс продолжался и нарастал во времени, и характерен также для второй половины XIX – начала XX веков.

Подводя итоги процессу переселения армян в Северный Азербайджан в первой половине XIX века, можно сделать следующие выводы.

Водворяя армян в организованном и планомерном порядке, российское правительство стремилось создать на азербайджанских землях христианскую опору для себя. С этой целью была образована в 1828 году «Армянская область».

Переселение армян в Северный Азербайджан сопровождалось исходом азери с родных мест.

Налицо нараставшая во времени и территориально этно-конфессиональная трансформация. С одной стороны, абсолютное увеличение количества армян переселенцев в Северном Азербайджане; с другой – относительное уменьшение численности коренного этноса – азери.

Среди дальнейших последствий изменений в этно-демографической картине на Южном Кавказе следует отметить еще одно характерное явление. Занимая населенные пункты, где прежде и всегда жили азери, переселенцы-армяне, с ведома русских властей, меняли азербайджанские географические названия на армянские. Если сравнить топонимию, фиксированные на карте Генерального штаба 1903 года, с современной, бросается в глаза их «арменизация». В бывшей «Армянской области», то есть на исторических землях Азербайджана; не осталось ни одного азербайджанского топонима.

http://gulustan.ws/2011/07/%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD-%D0%B2-%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B/

Изменено пользователем Суфий
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Про Туркманчайский договор знаю, читал. Ты про это писал, что "известен и зафиксирован"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Про Туркманчайский договор знаю, читал. Ты про это писал, что "известен и зафиксирован"?

История Азербайджана начинается еще с эпохи палеолита.

Выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия Азербайджана способствовали появлению на его территории человека уже в глубокой древности. На северо-западе Азербайджана на горе Авейдаг и в пещере Азых в Гарабаге обнаружены каменные орудия труда. Кроме того, в пещере Азых была найдена нижняя челюсть одной из древнейших форм неандертальца. Памятники бронзового века обнаружены в Ходжалы. Гядабее, Дашкесане, Гяндже. Мингячевире, в Нахчыване. Недалеко от Баку, в Гобустане, на месте поселения древних людей сохранились наскальные рисунки, возраст которых около 10 тысяч лет. Здесь же скала с латинской надписью, повествующая о пребывании в Гобустане в I веке нашей эры центурия римского легиона: "Время императора Домициана Цезаря Августа Германика, Луций Юлий Максим. Центурион XII Легиона Молниеносного.

В конце III - начале II тыс. до н. э. сложились предпосылки для зарождения первых классовых обществ. Первыми государственными образованиями на территории Азербайджана были племенные союзы маннеев, а затем мидян.

В 1-м тыс. до н. э. на территории Азербайджана обитали также кадусии, Каспии, албаны и др.

В IX веке до н. э. возникло государство Мана. В VII в. до н.э. возникло другое крупное государство - Мидия, распространившее в дальнейшем свою власть на огромную территорию. Наибольшего могущества это государство достигло в период правления царя Киаксара (625-584 до н. э.), превратившись в крупнейшую империю Древнего Востока.

К середине IV века до н. э. власть в Мидии перешла в руки персидской династии Ахеменидов. Государство Ахеменидов пало под ударами войск Александра Македонского и в конце IV века до н.э. образовалось государство Атропатена ("страна хранителей огня"). Главной религией в Атропатене было огнепоклонничество - зороастризм, высокого уровня в стране достигла хозяйственная и культурная жизнь, использовалась пехлевийская письменность, расширилось денежное обращение, развивались ремёсла, в частности, широкой известностью пользовалась выделка шерстяных тканей.

В I веке до н.э. - I веке н.э. возникло государство Албания Кавказская.

В начале IV века в Албании в качестве государственной религии было принято христианство, по всей стране были возведены храмы, многие из которых сохранились до наших дней.

В начале V века в Албании появился собственный алфавит из 52 букв. В течение всей своей истории Азербайджан неоднократно подвергался нашествию иноземных завоевателей, через Дербендский проход осуществлялись набеги кочевых племён, гуннов, хазар и др.

В середине VII века началось арабское нашествие на Азербайджан. В ходе сопротивления прославился ставший впоследствии правителем Албании, албанский полководец Джеваншир - глава феодального владения Гирдыман.

В начале VIII века Арабский халифат захватил Азербайджан. С тех пор религия Азербайджана - ислам.

Этого хватит?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гришунтий, а ты к какому племени армян принадлежишь к уруме или к мушку?

Просто интересно...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Этого хватит?

Пресной воды хватит, с три короба налил. Что-то не нашёл там про государство азербайджанцев Азербайджан.

На каком основании тогда?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пресной воды хватит, с три короба налил. Что-то не нашёл там про государство азербайджанцев Азербайджан.

На каком основании тогда?

:ofigel: Предпоследний пост хотябы ещё раз прочитай.... последовательность.

Что это не пресная вода ты и сам знаешь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...