Перейти к содержимому

Забытый лицедей


=Zaman=

Recommended Posts

Забытый лицедей

sx_79574407_dp.jpg

После перенесенного инсульта известный актер Ариф Гасымов оказался никому не нужен

С.Алиева, Е.Малахова

Никто не гарантирован от забвения, и забытым может оказаться любой человек. Но есть категория людей, которых, как кажется, такая чаша должна миновать. Это те, кто купается в лучах славы, те, чьи лица мы часто видим на экранах телевизоров. Однако жизнь - штука непредсказуемая. Вчера ты мог быть популярным, а сегодня уже никому не нужен.

Актера Арифа Гасымова народ любит по сей день, и, несмотря на то, что он перенес тяжелую болезнь и сейчас практически не выходит из дома, простые граждане узнают его на улице. А вот государство об этом замечательном актере, к сожалению, забыло. Он еле сводит концы с концами, не получая за свои заслуги никаких пенсий и пособий. Ариф муаллим уже отвык от внимания прессы, и потому наш визит стал для него полной неожиданностью.

- С чего началась ваша актерская карьера?

- Начну с того, что с самого раннего детства я мечтал о карьере актера. Родители не воспринимали это мое стремление всерьез. Тем не менее, они отдали меня в драматический кружок, думая, что там я "переболею" актерством, и это мое желание останется в детстве. Кстати, кружок я посещал вместе с Яшаром Нури, народным артистом Азербайджана.

В десять лет я впервые попал на телевидение, где мне предложили сыграть роль Буратино в телеспектакле. Можно сказать, что с этой роли и началась моя актерская карьера.

- После того как сыграли эту роль, родители, наконец, увидели в вас актера?

- Нет, этого не произошло. Профессия актера так и воспринималась моими родителями как простое детское увлечение. Когда я окончил школу и речь зашла о поступлении в институт, я заявил родителям, что хочу поступать в театральный вуз. Мой выбор, мягко говоря, вызвал удивление у моего отца.

В моем роду были в основном врачи и педагоги, и ни одного актера. Однако до конфликта в семье не дошло, ведь у нас всегда с уважением относились к мнению друг друга. В итоге я поступил в культурно-просветительский техникум. Параллельно с этим хотел устроиться на работу в цирк. Дело в том, что цирк меня буквально завораживал, ведь это особый мир со своей непередаваемой атмосферой, и мне очень хотелось стать частью этого мира. Я так и видел себя на арене цирка, в смешном клоунском костюме, веселящим детей. Набравшись смелости, пошел к директору Бакинского цирка с просьбой взять меня на работу. Но директор цирка оказался хорошим знакомым моего отца и на мою просьбу взять меня на работу сказал, что подумает, а сам тем временем сообщил отцу о моем визите к нему. Отец, в свою очередь, попросил его не брать меня на работу, считая, что клоун - это совсем не подходящая мне профессия. Так разбилась моя мечта работать в цирке. По окончании техникума я поступил на режиссерский факультет Института искусств. Потом были высшие режиссерские курсы в Москве.

- Кем вы себя считаете - актером или режиссером? Какая профессия вам ближе?

- Я режиссер. Что касается моих актерских работ, это было для меня больше хобби, нежели работа. С 1975 года работаол на AzTV режиссером телепередач, и эта работа всегда была мне по душе, я буквально жил ей. В голове постоянно рождались мысли по поводу новых проектов. Моими детищами на AzTV стали передачи "Музыкальная почта", "Арзулар", Yada dushen xatireler и многие другие.

- Во скольких фильмах и телеспектаклях вы снялись?

- В общей сложности я снялся более чем в тридцати пяти художественных фильмах и телеспектаклях.

- С какими режиссерами работали?

- В основном играл в фильмах Вагифа Мустафаева, который постоянно приглашал меня. Также снимался у Джахангира Мехтиева.

- К какому жанру вы больше тяготели как актер?

- К счастью, я никогда не был актером одного жанра. Мои роли разноплановые, и эта разноплановость делала процесс съемок для меня увлекательным. Приходилось открывать в себе новые грани характера, возможности своего актерского мастерства, много работать над собой, чтобы созданный образ получился полноценным, чтобы зрители поверили моему герою.

- Есть ли у вас любимая роль?

- Да, такая роль у меня есть. Это роль в киноленте "Айна". "Айна" - психологический фильм, благодаря которому я впервые познакомился с жанром психологической драмы в кинематографе. Это была весьма тяжелая работа. В данной роли не делалась ставка на слова, действия, и, тем не менее, она наполнена психологическим напряжением.

- Есть ли роль, которую вы не сыграли, но очень хотелось это сделать?

- Всю жизнь я мечтал о роли горбуна Квазимоды из "Собора Парижской Богоматери". Но, когда я был в состоянии играть, никто так и поставил ни спектакля, ни фильма по этому известному роману Виктора Гюго. А сейчас эта мечта уже вряд ли сбудется.

- Вы всю жизнь проработали на AzTV.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Забытый лицедей

После перенесенного инсульта известный актер Ариф Гасымов оказался никому не нужен

С.Алиева, Е.Малахова

Чем объясняется такая преданность первому каналу страны? И были ли у вас предложения поработать на других каналах?

- Когда я только начал работать на телевидении, AzTV был единственным отечественным телеканалом. После распада СССР появилось много новых телеканалов, и начали поступать предложения о работе на некоторых из них. Однако я остался предан AzTV, который считал лучшим каналом. К тому же я не легок на подъем и не люблю менять устоявшийся уклад жизни.

- Следите ли вы за тем, как развивается национальное телевидение? Какой отечественный телеканал, на ваш взгляд, на сегодняшний день лучший?

- Помимо AzTV, хочу выделить Общественное телевидение. На мой взгляд, этот канал динамично развивается, на нем много интересных передач, нацеленных на разную возрастную аудиторию. Видно, что там работают настоящие профессионалы своего дела.

- Работая на AzTV, вы поставили не один телеспектакль. Теперь телеспектакли на нашем телевидении можно увидеть крайне редко. Как, по-вашему, нужно ли сейчас снимать телеспектакли, или это жанр прошлого, которому в настоящем не место?

- Я уверен, что телеспектакли нужно снимать. Этот жанр не может устареть, он актуален во все времена. Для того чтобы телеспектакль получился удачным, нужно несколько составляющих. В первую очередь это хороший литературный материал. Важно, чтобы в спектакле были задействованы профессиональные актеры, которые играют с душой, а не механически делают свою работу. И, конечно, большую роль играет режиссерская работа, ведь режиссер - это как дирижер в оркестре, он управляет всем процессом на съемочной площадке.

- Есть ли у Арифа Гасымова режиссерские замыслы, которые он пока не успел претворить в жизнь?

- Да, перед самой болезнью я собирался снимать цикл передач, посвященных Азербайджанским железным дорогам. Но болезнь нарушила все планы, и этому замыслу не было суждено сбыться.

- Люди, знавшие вас в период вашей творческой активности, характеризуют вас как человека, который и минуты не мог усидеть на месте. Такому жизнерадостному человеку, который не может жить без постоянного общения с людьми, без любимой работы, наверно, очень трудно сейчас вести затворнический образ жизни не по своей воле...

(На этом вопросе Ариф муаллим сильно разволновался, было видно, что ему тяжело говорить на эту тему.

Потому за него ответила его супруга Севиль ханум)

- Действительно, Ариф всегда был очень общительным человеком, и он очень тяжело переносит то, что сейчас вынужден большую часть времени сидеть в четырех стенах. Он целыми днями сидит дома один, так как я на работе, а дочь - на учебе. Ариф с нетерпением ждеш выходных, когда вся семья будет целый день вместе. Каждый вечер мы выходим с ним на прогулку около дома, ведь Арифу нужны свежий воздух и общение не только с домашними, но и хотя бы с соседями. Иногда берем такси и едем на бульвар. Приятно, что ни один наш выход в город не остается незамеченным со стороны простых жителей столицы. Арифа всегда узнают, подходят к нему, благодарят за его передачи, за его роли. Такое внимание подпитывает его, ведь очень важно осознавать, что тебя помнят и любят. К сожалению, выезжать даже на бульвар получается крайне редко по причине стесненного материального положения.

Хотелось бы иногда вывозить Арифа и в регионы страны, и на море, и хотя бы в соседние страны, ведь смена обстановки, впечатлений, ощущений могла бы благотворно сказаться на его самочувствии. Однако поездки требуют больших затрат, а у нас кормилец не работает, и до пенсии ему еще два года. Я зарабатываю немного, дочь учится, и единственные, кто помогает, - это родственники. Так, племянники Арифа оплатили его лечение в Иране. Я даже не представляю, что бы мы без них делали. Видя то, в каких условиях мы живем, знакомые часто говорят мне, что надо обивать пороги различных структур, просить о помощи, но я это делать не могу, да и Ариф не позволит. Он у нас всегда был гордым, никогда ничего ни у кого не просил. Так, когда он был здоров, он даже никогда не просил определенную сумму за свою работу, а говорил, что сколько дадут - столько дадут.

Как известно, ничто не происходит просто так, и я уверена, что инсульт Арифа произошел из-за его невостребованности в профессии. Ему перестали давать ставить передачи, каждый день он возвращался с работы в подавленном состоянии. Стресс не прошел даром для его здоровья, и с ним случился инсульт.

- Когда Ариф муаллим в последний раз выходил на сцену?

- Это было в прошлом году во время празднования юбилея Яшара Нури в Аздраме. В свое время Ариф сыграл Деде Горгуда в фильме "Француз", и на сцене он опять предстал в этом образе. Сейчас ему очень трудно учить роли, и он с большим трудом заучил слова своей маленькой роли. При его выходе на сцену зрительный зал взорвался от аплодисментов. Это показало, что Арифа помнят и любят до сих пор. Это были первые и последние аплодисменты с того времени, как он заболел (у Севиль ханум на глаза навернулись слезы, и Ариф муаллим отвернулся, чтобы не показывать, как ему тяжело).

На праздновании юбилея присутствовал весь свет театрального и кинобомонда. Мы так надеялись, что после этого об Арифе вспомнят не только простые граждане, но и те, с кем он работал, и государственные мужи, ведь сейчас мы так нуждаемся и в моральной, и в материальной поддержке.

Но, к сожалению, об Арифе так никто и не вспомнил... Ему поаплодировали и опять забыли.

А между тем сейчас, после перенесенного инсульта, Ариф нуждается в длительной реабилитации. Конечно, то, что вы видите сейчас, не сравнить с тем, что было сразу после инсульта. Сейчас Ариф, по крайней мере, может ходить, разговаривать, обслуживать себя, хоть и с трудом. Однако до полного выздоровления еще далеко. Ариф дважды в год ложится в больницу на лечение, пьет множество дорогостоящих лекарств, так что на лечение у нас уходит большая часть заработка.

Несмотря на вклад, который внес Ариф в развитие отечественного кинематографа, у него нет ни одного звания. И живем мы, сами видите, в каких условиях, в трущобах... А тем, кто появился в кино совсем недавно, часто дают и звания, и квартиры. Вероятно, прошлые заслуги у нас не в почете...

* * *

Хотелось бы, чтобы словосочетание "забытый актер" навсегда исчезло из нашего лексикона. Мы можем снова и снова пересматривать старые фильмы, так почему мы забываем о тех, кто внес вклад в их создание?...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 weeks later...
  • 2 weeks later...

http://az.wikipedia.org/wiki/Arif_Qas%C4%B1mov_(aktyor)

Arif_Qasimov_%28Seans_%282007%29%29.JPG

Почему-то не смог вспомнить его ролей.

Əziz Bakılılar və şəhərimizin qonaqları, ...

AZE.az - AZEрбайджанские новости

Мой блог

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...