Перейти к содержимому

Западный Азербайджан


Recommended Posts

  • Ответы 494
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Мы вернемся в Западный Азербайджан!

irevan-hanstvo.jpg
Центр социальных исследований опубликовал результаты опроса на тему: «Поддерживаете ли вы создание эмигрантского правительства Западного Азербайджана?», сообщает Minval. По данным исследования, 85,5% респондентов ответили утвердительно, 4,4% — отрицательно, а 10,1% затруднились с ответом.
 
Опрос проводился среди граждан Азербайджана в сентябре 2024 года, в нем приняли участие 388 респондентов старше 18 лет из разных экономических регионов страны. В самом опросе, как и в его данных, нет ничего удивительного. Ведь для очень многих граждан Азербайджана именно территории современной Армении являются местом рождения и проживания их предков.
 
Напомню, что  в  1897 году, когда впервые была проведена всероссийская перепись населения, в Ереване проживало 29 006 человек, из них 43,15 % составляли азербайджанцы. Но уже согласно всесоюзной переписи 1939 года,  численность азербайджанского населения Еревана составляла уже всего 3,3/%. Согласно же всесоюзной переписи 1959 года, численность азербайджанского населения  Еревана составляла всего 0,7%.
 
Сейчас в Ереване не проживает ни одного азербайджанца. Могу привести и иной пример. Речь идет про  Западный Азербайджан, город Веди, который являлся центром области Ведибасар — магала Эриванского ханств. По данным «Сборника сведений о Кавказе» за 1880 год, в селе Беюк-Веди Эриванского уезда, по сведениям 1873 года, был 241 двор и проживало 1743 азербайджанцев. Также добавлю, что по статистическим данным 1893 года, в Беюк-Веди жило 2110 человек, все — азербайджанцы. Сейчас и там  тоже нет ни одного азербайджанца.
 
Аналогичная ситуация по всей Армении. Таков итог планомерной политики этнической чистки, вытеснения азербайджанцев из Армении. В этой связи напомню, что 23 декабря 1947 года и 10 марта 1948 года Совет Министров СССР принял специальные решения о переселении колхозников и иного азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР. В соответствии с этими решениями, в 1948 и 1953 годах более 100 тысяч азербайджанцев было насильно переселено со своих исконных, родных земель – горных районов Армении в степи Муганской и Мильской равнин Азербайджанской ССР.
 
Напомню также и про факт насильственного изгнания из Армянской ССР в 1987—1990 годах 200.000 азербайджанцев, проживавших на этой земле в течение многих веков. Наконец, упомяну о том, что 8 августа 1991 года последний азербайджанец был изгнан из Армении. Последним азербайджанским населённым пунктом в Армении стало село Нюведи Мегринского района. Азербайджанцы были изгнаны оттуда 8 августа 1991 года. Все, с тех пор азербайджанцев в Армении нет.
 
Соответственно, никто из азербайджанцев, вот уже почти 33 года, не празднует в Армении Новруз. Соответственно, ложью является утверждение Никола Пашиняна о том, что армянское государство заинтересовано в развитии всех национальных общин. В реальности, и поныне официальный Ереван не демонстрирует готовности обеспечить возвращение в Армению сотен тысяч азербайджанцев, отцы и деды которых проживали на этой земле, исторически являющейся азербайджанской.
 
В Армении, на совершенно разных уровнях, готовы говорить лишь о перспективах возвращения армян в Карабахский экономический регион Азербайджана. О том, что процессы должны идти параллельно, что азербайджанцы имеют право вернуться в Армению, в Ереване и слышать не хотят. Причем, звучат из Еревана и поистине хамские заявления.
 
В проекте мирного договора нет требования о переселении азербайджанцев в Армению. Об этом заявил в беседе с журналистами 1 октября спикер Национального Собрания Армении Ален Симонян, отвечая на замечание о том, что в Азербайджане постоянно используют термин «Западный Азербайджан» и говорят о возвращении азербайджанцев на историческую родину.
 
«Тем кругам, которые ищут историческую родину в Азербайджане, не следует этим слишком увлекаться, поскольку может оказаться, что им придется переехать и жить, например, на Алтае», — заметил Симонян. Это были слова того самого персонажа, который без устали твердит о готовности Армении к подписанию мирного договора с Азербайджаном.
 
О том, что армяне являются пришлым народом на Южном Кавказе, он не вспоминает. Хотя, есть же памятнике «Марага-150» в Тертерском районе Азербайджана, который армяне установили в 1978 году, чтобы отметить 150-летие переселения первых армянских семей из иранского города Марага в Карабах.
Марага-150»: Известный литовский эксперт о том, как армяне сами доказали  факт своего переселения на азербайджанские земли | 1news.az | НовостиИстория памятника Марага-150 - Версии.com Фабрика аналитики
Да и столица современной Армении является древним азербайджанским городом Иреван. В который азербайджанцы обязательно вернутся навсегда. Не на танках, а на поездах, автобусах, личных автомобилях. Как бы не пытались Симонян или иные представители действующей армянской власти оспаривать это их право.

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Западный Азербайджан: Армения попала в собственную ловушку

 
Западный Азербайджан: Армения попала в собственную ловушку
 

Открытие в Баку памятника Ашугу Алескеру и выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева вновь напомнили об актуальности темы Западного Азербайджана. Так же как и изгнание коренного азербайджанского населения Карабаха, «этнические чистки» азербайджанцев на территории Армении являются частью стратегии Еревана по захвату азербайджанских территорий, и полноценное урегулирование отношений Азербайджана и Армении должно включать в себя и решение этого вопроса.

 

Более того, этнические чистки не перестают быть преступлением от того, что они произошли на территории Армении, а не Азербайджана, тем более что здесь есть и свои эпизоды массовых убийств мирного населения, прежде всего в Гугаркском районе. Формы решения этого вопроса могут быть самыми разными, но у тех, кто был насильственно изгнан, повторимся ещё раз, должно быть право на безопасное возвращение к родным очагам.

Формально правительство Пашиняна не несёт ответственности за «этнические чистки» конца восьмидесятых. Но пищу для размышлений даёт здесь заявление спикера парламента Армении Алена Симоняна, который что-то вякнул по поводу «переселения азербайджанцев на Алтай». Повторив тем самым лозунги оголтелых националистов, звучавшие накануне 44-дневной войны, он, как напомнили в Баку, не оставил сомнений в радикальной сущности нынешнего правительства Армении. Как минимум, то упорство, с которым Ереван отказывается даже обсуждать тему возвращения азербайджанцев, заставляет говорить о политической ответственности нынешних властей Армении за продолжение «этнических чисток другими средствами». Как максимум…

 

А здесь нелишне вспомнить, что министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян недавно умудрился заявить: «Сегодня азербайджанская сторона говорит о «Западном Азербайджане», который, по их мнению, включает почти всю территорию Армении. Они заверяют, что это не территориальные претензии, но, к сожалению, впечатление совершенно противоположное».

Заявление, что и говорить, примечательное. Судя по всему, игнорировать поднятый Ильхамом Алиевым вопрос Западного Азербайджана в Ереване уже не могут. Уж слишком изменилась расстановка сил после победы в Карабахе. Найти контраргументы тоже не получается. Стоит ли господину Мирзояну, которого «ловили за язык» на специальном заседании СБ ООН, причём его измышления опровергали на основе слов премьер-министра Армении Никола Пашиняна, так уж доверять своим «впечатлениям» — вопрос риторический. Судя по всему, у этого субъекта, который большую часть сознательной жизни прожил в моноэтнической Армении, просто не укладывается в голове, что на территории его страны может жить ещё кто-то, кроме армян.

 

Другое дело, что в вопросе территориальной принадлежности Западного Зангезура и Гейча магалы Армения сама расставила себе ловушку, в которую благополучно попала. Как бы существуют постсоветские границы Армении, и эти границы включают Западный Зангезур и Гейча магалы. Но — вот незадача! — эти самые постсоветские границы не признала сама Армения. Здесь вроде бы ратифицировали Алматинскую декларацию, но сделали это с кучей оговорок.

Принадлежность Карабаха Азербайджану эти оговорки под вопрос не ставят, но они как минимум вызывают серьёзные сомнения в том, признала ли сама Армения собственные границы. А если Армения отказывается признать советские границы (обозначенные в конституции претензии на Карабах — наглядное тому свидетельство), то… правильно. В такой ситуации может быть поставлен вопрос о возвращении к границам, признанным Парижской мирной конференцией. А здесь уже и Гейча магалы, и Западный Зангезур — в составе Азербайджана. Не буди лихо, пока оно тихо…

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

«День Еревана»: чужая столица с придуманной историей

В Ереване торжественно празднуют «день города» — по традиции, его отмечают во вторую субботу и воскресенье октября. Накануне здесь прошёл винный фестиваль, народные гуляния, по Северному проспекту прогулялся мэр армянской столицы Тигран Авинян с семьёй. В Апаране провели соревнования по маунтинбайкингу, и в них даже отметился, правда, вне общего зачёта, премьер-министр Армении Никол Пашинян собственной персоной. С площади Республики в Ереване запустили большие воздушные шары. Ну и, конечно, по очередному кругу озвучиваются штампы насчёт «древнего Эребуни», «Еревана, который старше Рима» и т.д. и т.п.

А что на самом деле? На самом деле клинописной таблички с буквами «р», «б» и «н» для воплей о «древнеармянском Эребуни», будем реалистами, слишком мало. Тем более что нет доказательств, что это именно «Эребуни», а не, скажем, «Арбан» или «Ирбун» (гласные буквы в клинописном письме пропускаются). Для того чтобы с помпой рассуждать о «древности» того или иного города, нужна самая малость — преемственность. Что было на месте нынешнего Иревана во времена Урарту, пусть разбираются историки, но в течение 1200 лет никакого населённого пункта с таким названием на этом месте не было вообще. А в 1510 году шах Исмаил I Сефеви приказал своему визирю Реван-гулу хану возвести на берегу реки Зенги крепость. Первоначально в честь Реван-гулу-хана крепость называли Реван-кала, а со временем оно трансформировалось в Иреван.

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Город рос, расширялся, здесь возникали исторические кварталы, сады Далма, был выстроен великолепный ханский дворец, семь мечетей, строились дома мусульманской знати, бани-хаммамы, базары, ремесленные кварталы… И всё это время Иреван оставался мусульманским, точнее, азербайджанским городом.

Армянская история Иревана начинается 1, по новому стилю, 14 октября 1827 года. В этот день русские войска под командованием генерала Паскевича, которому предстояло стать «графом Эриванским», взяли Иреванскую крепость. Это событие отображено на картине Франца Рубо, и здесь можно разглядеть панораму вполне «мусульманского» города с куполами и минаретами, где не просматривается ни одной церкви. Более того, Паскевич в своей свите имел переводчиков с «татарского», как тогда называли азербайджанский язык, но никак не армянского. Позже новый территориальный расклад был закреплён Туркманчайским договором. На его основе и началось переселение этнических армян из Персии и Османской империи на исконно азербайджанские земли Эриванского и Карабахского ханства.

 

Почему выбор пал именно на Иреван и Карабах, в общем-то понятно. России был нужен управляемый христианский форпост на границе с Османской империей. А ещё — контроль над горным узлом в Карабахе и Зангезуре, с которого было очень легко перерезать торговые пути между Азербайджаном и всё той же Османской империей. Российскую империю заботили свои территориальные аппетиты и извечная мечта о выходе к Босфору и Дарданеллам, где армянам отводилась роль важного инструмента.

Как следует из истории, сколачивать на месте Иреванского ханства «Армянскую область» Николай I начал ещё в 1828 году. Но потом проект вынуждены были закрыть. Ещё в начале XX века Иреван представлял собой азербайджанский город, а «армянской столицей» на Кавказе считался Тифлис.

 

Столицей Армении Иреван стал уже в 1918 году в результате территориальной уступки властей Азербайджанской Демократической Республики. Но всё же в новообретённом «Ереване» армянская верхушка чувствовала себя не ахти как уверенно. В городе каждый уголок напоминал о его исторических азербайджанских корнях.

И в результате из Еревана планомерно выдавливалось коренное азербайджанское население — взамен сюда привозили этнических армян из-за рубежа, в основном с Ближнего Востока. «Этническая чистка» завершилась уже после начала открытых претензий Армении на Карабах. Одновременно, начиная с двадцатых годов прошлого века, в Ереване продолжается процесс планомерного уничтожения исторической застройки города: разрушены ханский дворец, Иреванская крепость, шесть из семи мечетей, дома, медресе — словом, всё, что хоть как-то напоминает о реальном, не придуманном прошлом Иревана. С лица земли стирали город, который по своей архитектуре и красоте вполне мог соперничать с Самаркандом. Уже сейчас «добивают» сады Далма и квартал Тепебаши. Зато в качестве бутафории выстроен на окраине новодел под названием «древняя крепость Эребуни».

 

Уже в нынешнем веке в Армении спохватились: у Еревана нет исторического центра и «старого города»! Причём спохватились после того, как в Азербайджане отметили 500-летие основания Иреванской крепости. Ереванские городские власти решили спешно создавать старый город. По плану предполагалось «передвинуть» и собрать в одном районе дома постройки XIX — начала XX века. Найти в «древнем Эребуни» что-нибудь постарше Туркманчайского договора и немусульманское оказалось невозможным. О том, что «старый город» вообще-то складывается исторически, а не собирается по принципу конструктора LEGO, разумеется, подумать забыли.

А теперь — апофеоз. День города в Ереване отмечают во вторую субботу октября. В чёткой хронологической увязке с взятием войсками Паскевича Иреванской крепости. Такое вот нечаянное и красноречивое свидетельство, что армянская история Еревана начинается с его российского завоевания. А ещё — невольное признание, насколько зыбкими были и остаются исторические права Армении на собственную столицу.

 

Город с стёртой памятью и разрушенным историческим центром сам по себе превращается в улику, в «вещдок преступления», особенно красноречивый на фоне учинённого Арменией урбициду на азербайджанских землях, оккупированных в ходе первой Карабахской войны. Более того, в нынешней ситуации, когда Армения сама отказалась признавать советские границы и инициировала их силовую перекройку, под вопросом вполне могут оказаться и политические права. Иреван, напомним, уступили Армении в обмен на отказ от других территориальных претензий, и это условие Армения не выполнила — ни тогда, в 1918 году, ни сейчас. И да, праздник отшумит, воздушные шары улетят, а неудобные исторические реалии останутся.

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...
  • 2 weeks later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...