Перейти к содержимому

Западный Азербайджан


Recommended Posts

  • Ответы 520
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

  • 2 weeks later...
  • 2 weeks later...

Аракел Даврижеци мешает армянским историкам сочинить еще одну сказку

mechet-v-erevane-1079x600.jpeg

Поднятие со стороны властей Азербайджана вопроса о праве возвращения азербайджанцев в Зангезур, Иреван и на другие исторические азербайджанские земли перед международным сообществом вызывает заметную нервозность среди армянских экспертов, которые всеми правдами и неправдами пытаются опровергнуть или исказить исторические факты.

 

Так, некий кандидат исторических наук Микаэл Малхасян апеллируя искаженными историческими фактами заявил о том, что требование о возращении азербайджанцев в Западный Азербайджан полностью беспочвенно.

 

По его мнению, что в 1604 году по приказу сефевидского шаха Аббаса Первого с территории нынешней современной Армении было насильственно переселено до 600 тысяч армян. «Вследствие чего опустела ощутимая часть территорий Восточной Армении и здесь заселились разные племена мусульманского происхождения», — утверждает Малхасян.

 

Так ли это было на самом деле? Очевидец тех событий армянский историк Аракел Даврижеци отмечал, что наряду с армянами в Персию были перемещены также мусульмане и евреи. Он также отмечает, что по приказу шаха Аббаса коренных жителей оставляли, а переселяли пришельцев. Иными словами, на указанной территории все же жили мусульмане, то есть азербайджанцы, а раз по приказу шаха переселяли пришельцев, то таковыми являлись армяне.

 

Далее армянский горе-историк утверждает, что «ни в одном сборнике, отчете 19 века или в каком-либо другом аналогичном документе не упоминается этноним «азербайджанец», а всех мусульман, живших на нынешней территории Армении, будь то шииты или сунниты, азербайджанцы объединяют и всех называют «азербайджанцами», несмотря на то, что у них нет подобного этнического происхождения». Чтобы убедиться в обратном Малхасяну нужно поработать с историческими источниками. К примеру, российский дипломат Александр Грибоедов в начале XIX века указывал на понятие «азербайджанец». В декабре 1827 года он писал:  «Для удержания адербиджанцев от возмущений…» (http://feb-web.ru/feb/griboed/texts/varia/mjas_40.htm#@04). Тем самым, А.С. Грибоедов подтверждает, что в начале XIX века существовало понятие «азербайджанец», несущее в себе этнический смысл.

 

Касаясь истории нынешней столицы Армении — города Иреван, Малхасян несет несусветную чушь о том, что там никогда не было крупных азербайджанских кварталов. Европейские путешественники Жан Тавернье, Жан Шарден, Керр-Портер, Джеймс Мориер, Монпере, Камерон, Линч и другие, побывавшие в разное время в Иреване, утверждали, что город состоял из четырех кварталов – Гала, Шехер (Шехри), Тепебашы и Демирбулаг. При этом они отмечали, что армяне, будучи малочисленными, проживали только в пригородных селах.

 

В 30-40-е годы XX века азербайджанские кварталы Иревана еще существовали. По причине того, что армяне были переселены в Иреван в начале XIX века, их кварталы располагались кольцом вокруг азербайджанских кварталов. В 50-60-х годах кварталы компактного проживания азербайджанцев и их кладбища под предлогом строительства новых зданий были стерты с лица земли.

 

Игнорируя эти факты, Малхасян утверждает, что согласно переписи населения 1979 года, в Советской Армении проживали 160 000 азербайджанцев. Тем самым он заявляет о том, что озвученные властями Азербайджана цифры о численности изгнанных из Армении азербайджанцев преувеличены и беспочвенны.

 

«Знатоку истории» Малхасяну следует помнить и не забывать о том, что в 1948–1953 годах из Армении были депортированы более 150 тысяч азербайджанцев, а в 1988-1991 годах — почти 200-тысяч.  По этой причине сегодня азербайджанский народ справедливо поднимает вопрос о своем праве на возвращение в Зангезур, Иреван и на другие исторические азербайджанские земли.  Это право закреплено в международных конвенциях и в один прекрасный день азербайджанцы вернутся к родным очагам в Западном Азербайджане.

 

 

Автор: Асиф Айдынлы |

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

Памятники Западного Азербайджана

 Согласно известному тюркскому путешественнику Евлийа Челеби, в 1509-1510 годах по Христианскому летоисчислению (Х.л.) Шах Исмаил Сефевидский отдал приказ своему визирю Гавану Гулу хану построить крепость (на месте нынешнего города Ереван — вдоль правого берега реки). Раван Гулу хан завершил строительство крепости за 7 лет.

 

1930 год. Ереван. Мечеть в районе Демир булаха

1930 год. Ереван. Мечеть в районе Демир булаха

В крепости было трое ворот — «Тебризские ворота», «Ширванские ворота», «Мостовые ворота» и 4 квартала: «Гала», «Шехер», «Тепебашы» и «Демирбулаг». Начиная с 1864 года стены крепости стали полностью разрушаться. Иреванские мечети с минаретами, упиравшимися в небо, были строениями, характеризующими силуэт города. 4 таких мечети были расположены в квартале, называемом «Шехер»: «Новрузали хан», «Гусейнали хан» (Голубая мечеть), «Ходжа Сефербей» и «Мохаммед Сертибхан».

 

После того, как Шах Аббас I освободил Иреванскую крепость от Османцев в 1604 году, он отдал приказ о построении грандиозной мечети в восточной части от дворца Сардар. Архитектором этой мечети, построенной в 1606 году, был известный в то время Шейх Бахаддин.

В комплекс Иреванской мечети, имеющей общую схожесть с Гянджинской мечетью, входили медресе, библиотека, гостиница и постройки различного назначения. До 1918 года мечеть и окружающие постройки, хоть и в полуразрушенном виде, но оставались. Позже они были полностью ликвидированы.

ir_384-a

В 1725 году Реджебом Паша в крепости Иреван была построена новая мечеть.

Мечеть построенная со стороны Аббаса Мирзы в XVIII столетии по своему архитектурному стилю вызывала всеобщее восхищение.

После того, как русские захватили крепость Иреван (1827), мечеть, построенная Аббас Мирзой, была полностью разрушена, на месте мечети, возведенной Реджебом Паша, была построена русская церковь.

ir_382

Мечеть Гусейнали, известная как Голубая мечеть, первоначально имела четыре минарета. После Второй мировой войны три минарета мечети были разрушены. До недавних времен, хотя и с одним минаретом, но эта Голубая мечеть существовала и привлекала внимание как один из памятников Исламской культуры. Вообще, до начала XX столетия в Иреванской крепости действовало 8 мечетей. Сейчас не осталось и следа от них. Самая древняя мечеть в Иреванской крепости была построена в 1510 году по приказу Шах Исмаила. В 1918 году армяне, заполнив эту мечеть мусульманами, подожгли ее. Мечеть вместе с теми, кто был в ней, сгорела дотла.

Вообще, до 1992 года на территории Западного Азербайджана (нынешняя Армения) — в Иреванском уезде действовали 42 мечети, в Эчмиадзинском уезде — 33, в Зангезурском уезде действовали 35 мечетей. В настоящее время нет ни одной из этих мечетей, все они были разрушены со стороны армян.

ir_291

Сардарский дворец (Ханский дворец), расположенный в Иреванском уезде, также имел архитектуру, которая когда-то восхищала путешественников. Дворец был полностью построен на краю пропасти над рекой Зенги. Вдоль другого берега реки был разбит Ханский сад, изобилующий различными цветами и фруктовыми деревьями, и большую часть года все здесь было покрыто зеленью. В период Сефевидов и Тюркских шахов Дворцовый комплекс был еще более расширен и благоустроен. Так, в XVIII столетии по поручению Гусейнали Хан Хойлы архитектор Мирза Джафар провел во Дворцовом комплексе широкомасштабную перестройку. В 1791 году Мохаммед Хан поручил пристроить к дворцовому комплексу

зеркальный салон и летнюю резиденцию. В свою очередь Махмуд хан в 1798 году занялся благоустройством Дворца и приказал создать постройки различного назначения. Завершающие орнаментальные работы были выполнены в 1850 году художником Мирза Гадимом Иревани.

 

Вообще, Сардарский Дворцовый комплекс, сравнимый по своей архитектурной красоте с архитектурными комплексами Хешт-Бехишт в Исфагане и Чинили Кешк в Стамбуле, был полностью разрушен совместными бандитскими группировками русских и армян в 1913-1918 годах. Таким образом, прекрасный пример дворцовый архитектуры, принадлежащий периоду Сефевидов и Каджаров был навечно стерт с лица земли.

В Иреванской крепости действовали многочисленные караван-сараи. Среди них караван-сараи Сардар, Шейхульислам, Таглы, Сулу, Сусуз, Гаджи Али, Кемурчи, Гюрджу, Джульфа, Гаджи Ильяс и другие. Как можно видеть, ни одно из караван-сараев, даже своими названиями напоминающие мусульманский мир, не сохранились до сих пор.

Исследования показывают, что стирание исторического и культурного наследия мусульманского мира стало для армян обычным делом. К примеру, в деревне Джафарабад (на территории нынешней Армении) высокая тюрбе, построенная из красного туфа, осталась до недавних пор. Купол этой тюрбе, по своей общей архитектуре напоминающей тюрбе Моминехатун в Нахчывани, был сохранен до 1956 года.

Согласно данным члена-корреспондента НАНА М.Немет, в надписи, опоясывающей тюрбе вдоль всего карниза, присутствуют элементы сульса письма насх на арабском, которые отражают имена амира Пир Хусейна и его отца Амир Саади из рода Саадлу провинции Сад. Согласно этой надписи, этот памятник относится к периодам Каракойунлу и Аккойунлу (XV), на территории вокруг этого памятника было несколько древних мусульманских кладбищ и тюрбе. Сейчас от них не осталось и следа. И судьба одноименного караван-сарая в Салимском переходе нам неизвестна. В 1328 году Селимский караван-сарай, построенный с использованием местного камня, обладал двойным покрытием.

 

Караван-сарай, состоящий из двух больших зал, имел первую залу, равную 15×7 аршин, вторую — 45×21 аршин. В боковых частях сталактитового караван-сарая находились фигуры животных, в центре же была расположена каменная книга (1,87х0,76м), обрамленная растительным орнаментом (текст книги был прочитан М.Немет). Армяне, не обращавшие внимание на все это и учитывая то, что это не религиозный памятник, сделали попытку присвоить ее, расположив на внутренней восточной стене караван-сарая каменную книгу на армянском языке.

 

Караван-сарай в Иреване. Художник Г.Гагарин.

0_151bdb_29ceb29e_orig-1.jpg

Напомню и то, что до 1988 года в Западном Азербайджане более 1870 историко-культурных памятников тюркско-азербайджанского происхождения, а названия деревень-поселений и другие географические названия были изменены с целью арменизации их или были полностью уничтожены.

 

Несомненно, для того, чтобы стереть с лица земли какой-либо народ, мало оккупировать его территорию. Оказывается, одной из важных задач является уничтожение историко-культурных памятников, принадлежащих этому народу. Армяне, прекрасно понимающие это, время от времени реализовывают именно эти свои цели против Азербайджана. А мир все еще замалчивает это!!!. 

Ризван ГАРАБАГЛЫ

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...
  • 2 weeks later...

ayxan_hacizade_060223-800x600.jpg

Армения, если она заинтересована в открытии региональных коммуникаций, должна предпринять практические шаги в этом направлении.

Об этом заявил пресс-секретарь Министерства иностранных дел Айхан Гаджизаде, отвечая на вопрос местных СМИ о статье премьер-министра Армении о коммуникациях в информационном агентстве “Арменпресс“.

«Всем известно, что Армения, которая на протяжении почти 30 лет удерживала под оккупацией международно признанные суверенные территории Азербайджана, что привело к блокаде Нахчыванской Автономной Республики Азербайджана, не вносила позитивного вклада в реальный переговорный процесс по открытию коммуникаций в течение четырех лет после 44-дневной Отечественной войны».

«Предлагая долгие и сложные маршруты, которые трудно реализовать на практике, Армения пытается отвлечь внимание от процесса и своих обязательств. Если Ереван действительно заинтересован в открытии коммуникаций, он должен не уклоняться от выполнения обязательств, а предпринять практические шаги, соответствующие новым реалиям в регионе», — заявил Гаджизаде.

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...