Перейти к содержимому

Западный Азербайджан


Recommended Posts

Турки требовали раскрыть архивы, потому что геноцида армян не было | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

https://www.youtube.com/watch?v=1xwkADDv9_A

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 412
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Пашинян повторял: Иреван, Зангезур, Гёйча – азербайджанские земли | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Съёмочная экспедиция CBC побывала в Армении

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Подвергшийся Армянскому Гнету Зангибасарский Махал | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На основе карты каких годов должна проводиться делимитация? | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Каким образом армяне из Анатолии были расселены в Чамбараке? | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армянский учёный: в Басаркечяре стёрты следы азербайджанцев | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Земли Иреванского ханства: из истории Сурмалинского района

surmali-igdir.jpg
 

Г.Гасанов

Одной из важнейших задач азербайджанской историографии является изучение истории всех азербайджанских земель, которые ныне находятся в составе некоторых соседних государств.

В годы советской власти неафишируемое табу не позволяло азербайджанским историкам даже близко подойти к изучению истории неко- торых западноазербайджанских земель – Иревана, Геокчи, Сурмали и т.д.

После восстановления государственного суверенитета Азербайджана в конце ХХ в. азербайджанскими исследователями было сделано немало по изучению экономики, истории, культуры и т.д. Иреванского ханства (1747-1827), Армянской области (1828-1840), Эриванской губернии (1849-1917).

Одна из составных частей бывшего Иреванского ханства и губернии — Сурмали долгое время оставалась вне этих изысканий.

 

Так, во время существования Иреванского ханства (1747-1827) Сурмалинский магал, наряду с другими – Геокчасарским, Зангибасарским, Гарнибасарским, Керпибасарским, Сардарабадским и др. магалами входил в состав ханства, которое возникло на месте Чухурсадского беглярбекства Сефевидского государства (1501-1736), и после падения кратковременного, но могущественного Афшаридского государства Надир шаха Афшара (1736-1747) вплоть до своей ликвидации, в 1827 г. управлялся представителями династии Каджаров.

Абсолютное большинство населения этого края состояло из азербайджанских тюрков.

Сурмалинский магал с центром в селении (в дальнейшем местечко) Игдыр, был расположен на правом берегу р.Араз, и играл важную роль во взаимоотношениях сначала иреванских ханов, а потом российских властей с Османской империей.

 

По данным авторов монографии «Иреванское ханство», Сурмалинский магал охватывал юго-западные земли Иреванского ханства и «был расположен на правом берегу р.Араз. Магал на севере и северо-востоке граничил с р.Араз, на западе с Даракендо-Парченинским магалом, на юге по Агрыдагской гряди с Баязидским пашалыком Османской империи, а на юго-востоке с Ираном.

По данным И.Шопена 1852 г., во время войны 28 из 78 селений этого магала полностью были разрушены.

 

Сурмалинский магал после установления российской власти вплоть до 1840 г. оставался в составе Иреванской провинции, т.н. Армянской области, образованной 21 марта 1828 г. на месте бывших азербайджанских ханств – Иреванского и Нахичеванского, и состоял из двух одноименных провинций.

После административно-территориальной реформы начала 1840-х гг., когда вся территория Южного Кавказа была разделена на Каспийскую область и Грузино-Имеретинскую губернию, эти земли на короткий срок оказались в составе вышеназванной губернии.

 

В 1849-м году на этих землях была создана Иреванская губерния, которая просуществовала до конца правления здесь романовской системы управления. В конце XIX – начале ХХ вв. Иреванская губерния делилась на 7 уездов – Иреванский, Нахичеванский, Шаруро-Даралагезский, Александропольский, Новобаязетский, Эчмиадзинский и Сурмалинский.

Как известно, «Эриванская губерния была образована указом Николая I от 9(21).6.1849 г. из частей Тифлисской губернии (Александропольский уезд без Ахалкалакского участка, Нахичеванский и Эриванский уезды) и части Шемахинской губернии (Мегринский участок и селение Капан Шушинского уезда).

 

Первоначально эта губерния делилась на 5 уездов: Александропольский, Нахичеванский, Новобаязетский, Ордубадский, Эриванский. Указом Александра II от 19.6(1.7).1859 г. из Эриванского уезда был выделен Эчмиадзинский уезд, а оставшаяся часть была включена в состав Нахичеванского уезда. В 1870 из северной части Нахичеванского уезда был выделен Шаруро-Даралагезский уезд (с центром в Баш-Норашене), а в 1875 из части Эчмиадзинского уезда к югу от р. Аракс – Сурмалинский уезд».

В середине XIX века на Сурмалинском участке проживали 2715 мусульман на бекских и 3799 мусульман на казенных землях, и еще 1531 мусульман занимались отгонным скотоводством. Данная после массовых организованных переселений общая численность армян составляла всего 3693 человек, что означало менее 1/3 части всего населения участка.

Как следует из данных «Кавказского календаря»за 1855 г., «в этом участке существовали всего 89 деревень и сел, где проживали 1946 мусульманских и 904 христианских дымов (семей); в участке были зарегистрированы также 38 зимовников. В участке было 33 церкви, 12 мечетей, 120 садов. Население занималось в основном земледелием (ежегодно высеивали 3200 халваров зерновых) и скотоводством (более 42 тыс. голов различного скота).»

 

В календаре также отмечалось, что «в участке действовали 160 бассейнов, 711 верст арыков, в пользовании жителей было посевных земель на 1907 халваров.»

По данным 1874 г. в Сурмалинском уезде было зарегистрировано 266 населенных мест из 1370 населенных мест по всей Эриванской губернии.

Сурмалинский уезд к концу XIX века считался крупным торговым центром — здесь действовала крупная Игдырская таможня.

Как следует из данных «Кавказского календаря», «за 1886 г. через эту таможню было вывезено 80390 пудов пшеницы, 2418 пудов свежих фруктов, 6619 пудов керосина, астории и др. тяжелых масел, на 9880 руб. бумажной ткани, 910 голов мелкорогатого скота и т.д., всего всех товаров на 150123 руб. Через эту же таможню за этот год было также привезено всех товаров на 23974 руб.»

 

По данным «Списков населенных мест Кавказского края» от 1879 г. в 1873 г. по всей Эриванской губернии было зарегистрировано всего 1370 городов, селений, местечек, отселка, карантинных постов и др. (из них 5 городов). По Сурмалинскому магалу было регистрировано всего 266 таких пункта и 10 оба (отселка).

По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в Сурмалинском уезде (территория 3241 кв. верст) было зарегистрировано 47269 д. мужчин и 41786 д. женщин. Из этого числа 4680 проживали в уездном центре – в м. Игдыр.

Среди наличного поселения было 195 временно пребывающие в месте переписи и 2626 иностранных граждан. Удельный вес грамотных среди всего населения был очень низкий — 4,1% (в Игдыре — 23,2 %). Но это охватывало только лиц с русской грамотой, а общая численность грамотных, конечно же, был намного выше.

В общей массе населения мусульмане составляли более 59%, армян — 30,4%.

 

В Сурмалинском уезде активно занимались ковроткачеством. В 1902 г. по поручению Кавказского Кустарного Комитета члены этого комитета изучали положение ковроткачества в Шушинском, Зангезурском, Нахичеванском, Новобаязетском, Эчмиадзинском, Александропольском и Сурмалинском уездах.

В Сурмалинском уезде основными центрами ковроткачества считались зимовья Каракут, Муга, Оргов, Зорасма, Ястыбулаг, Асланлы, Алчалы, Казигопаран, Астафли, Джаванлы, Тэндуран, Дютар, Баш Синах, Зорасма и др.

Приведенные данные ясно доказывают, что этот регион несмотря на различные переселенческие компании продолжал оставаться мусульмано-азербайджанским краем. Хотя в этно-религиозном составе уже были заметны серьезные изменения. Сурмалинский уезд, как и прежде, оставался в основном сельскохозяйственным регионом и играл значительную роль во внешней торговле с различными государствами.

По материалам сборника «250 лет единения Ингушетии с Россией: время, события, люди»

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пашинян развалит Армению и она превратится в Западный Азербайджан» | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Почему Джалалоглу было названо именем армянского большевика? | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Арменизированный азербайджанский район Агин | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как армяне закапывают камни-хачкары для фабрикации истории | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дрон телеканала СВС зафиксировал сокрытие истории Еревана

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Самая страшная фальсификация - «великая Армения» | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Российская разведка XVIII века об азербайджанской Эривани и других городах.

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жителям села Уруд не позволили поселиться в Карабахе

ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Депортации 1918, 1948 и 1988 годов: горькая судьба азербайджанцев | ХРОНИКА  ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА - YouTubeДепортация азербайджанцев и трагические события 1988 года http://1905.azДепортация азербайджанцев из Армянской ССР - Hərbi portalАрмяне избивали и оскорбляли нас еще до сумгайытских событий -  депортированный из Армении азербайджанец

 

Депортации 1918, 1948 и 1988 годов: горькая судьба азербайджанцев | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Историк: "Ереван - это азербайджанский город!"

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

История азербайджанского населения гёйчинского магала

goycha-magal-4.jpg
 

Н.Кулиева

Гёйчинский магал (административная единица, селения) охватывал северное и северо-восточное побережье озера Гёйча (Севан). До захвата Российской империей он находился в составе азербайджанского Эриванского ханства, в котором были 522 села, а затем Эриванской губернии. Из распространенных здесь топонимов следует, что коренное население этих мест составляли азербайджанцы.

 

В 1828-1830 гг., в связи с массовым переселением армян из Османской империи и Иранского государства, многие тысячи азербайджанцев были изгнаны из родных мест, что резко изменило этнодемографическую картину региона.

В мае 1918 г. была образована Армянская (Араратская) Республика площадью 10 тыс. км2. В декабре 1920 г. к ней были присоединены участки Гёйча и Гарагоюнлу. При советской власти территория бывшего Гёйчинского магала была разделена на 5 административных районов: Чемберекский, Басаркечарский, Ашагы Каранлыкский, Кеварский и Еленовский.

По данным 1970 г., в Чемберекский район входили 13 сельских советов, в том числе Агбулак, Арданыш, Башкент, Колкент, Джил, Каракая, Кырмызыкент, Ени Башкент, Ашагы Чемберек, Тутуджук, Чайкент. Их население составляло 26,3 тыс. человек, в большинстве своем азербайджанцы.

goycha-magal-1.jpg

В Басаркечарский район входили один поселок и 14 сельсоветов Кырхбулак, Султаналиккишлак, Джанахмед, Гюнешли, Дашкент, Зод, Гедакбулак, Каябашы, Ашагы Зогаллы, Беюк Марза, Памбак, Кызыл-Ванк, Бала Марза, Шишкая с населением 48,7 тыс. человек. В течение 1948-1951 гг. часть местных азербайджанцев была переселена в Азербайджанскую ССР. Стоит отметить, что согласно статистическим данным, в 1831 году на этой территории проживали всего 9 армян.

В те годы здесь было 44 селения. В состав Ашагыкаранлыкского района входили один посёлок городского типа и 16 сельских советов Ашагы Алчалы, Алгырых, Авдалагяхлы, Ашагы Гезалдаре, Адамхан, Юхары Адыяман, Каранлык, Велиагалы, Залахар, Гель, Медине, Ашагы Адыяман, Тазекент, Деликташ, Колагирен с населением 62,2 тыс. человек.

 

В 1948-1951 гг. почти все местные азербайджанцы были депортированы. В Кеверском районе имелись 1 город и 9 сельских советов Эйриванк, Косамамед, Башкент, Кулах, Гюзеджик, Агзыбир, Гаджи Мугань, Горадиз, Деликардаш с населением 23,7 тыс. человек. В Еленовском районе — 1 город, 1 посёлок и 8 сельсоветов Джырджыр, Шехруз, Диашен, Ордекли, Дзахкунк, Субуклу, Александровка, Яйджы.

Ещё в 1956 году в результате археологических раскопок в селе Ордекли были обнаружены ценные материалы, свидетельствующие, что Гёйчинский бассейн издавна был населен тюркскими племенами. Местные жители издревле занимались земледелием, преимущественно зерноводством. Со второй половины прошлого века здесь стали распространяться садоводство, табаководство и овощеводство. Традиционный уклад жизни в этих местах мало отличался от такового в других азербайджанских регионах.

goycha-magal-5.jpg

Наряду с этим, в материальной и духовной культуре азербайджанцев Гёйчи имеются местные особенности. Среди них интересны свадебные и погребальные обряды. Так, выбор невесты был прерогативой родителей. На сватовство отправлялись мужчины; после получения согласия приступали к предварительному сговору – белге, за ним следовало обручение – нишан. Нередки были так называемые «свадьбы святых» («пейгамбери той»), т.е. «богоугодные», на которых доминирующую роль играли аксакалы, сопровождавшие невесту до дома жениха. На таких свадьбах музыкантов не было.

 

Ещё до помолвки представители дома жениха подносили невесте подарки кольцо, шелковый платок, сладости и т.д. Разносчику чая на предварительном сговоре принято было давать деньги. Непременными участниками этой церемонии были дядя по матери и дедушка невесты. Ближайшие родственники приходили на свадьбу с украшенными ветвями. На свадьбу собирались и жители окрестных селений. Все расходы по проведению свадьбы обязан был нести жених.

Накануне переезда невесты из отчего дома приглашали её родных и близких, а также повивальную бабку. Невеста получала от семьи жениха хончу (поднос со сладостями и подарками). Расходы на шитье платья («парча бичини») невесты также обязан был нести будущий муж.

Проводы невесты из отчего дома отличались торжественностью и состояли из нескольких ритуалов. Так, невеста должна была обойти в округ очага и и получить благословение своих родителей. Её сажали на лошадь, а на круп садился мальчик, которого угощали сладостями и фруктами. Гостей на свадьбе обычно угощали шашлыком, вареным мясом.

На свадьбе в доме жениха в честь новобрачных произносились здравицы, невесту приглашали на танец, причем во время танца ее забрасывали деньгами («гуйруг пулу»), которые по обычаю предназначались ей. Собранные на свадьбе деньги обычно покрывали свадебные расходы. Шаферы жениха имели на рукавах красную повязку. Ещё накануне свадьбы гостям и близким дарили домотканые шерстяные носки с белым узором, изготовленные в доме невесты. Такие носки получала и йенга – родственница жениха, сопровождающая новобрачных в его дом.

goycha-magal-2.jpg

 

В доме жениха разыгрывались ритуальные сценки «похищения жениха» («бей огурламасы») с целью получения денежного выкупа с шаферов. В прошлом на свадьбах наряжали верблюда. Невесте в качестве подарка обычно дарили ковер (гябя), который стелили вдоль стены и палас безворсовый ковер. Обряд «кройки платья» («палтар бичини») сопровождался одеванием невесты в платье из дорогой ткани (например, из бархата с цветными узорами). Важное место занимал также обряд окрашивания рук невесты хной («хына йахды»), расходы которого также ложились на жениха. Приданое невесты состояло из ковров, постельных принадлежностей, самовара.

 

Своеобразные черты носили погребальные обряды азербайджанцев указанного региона, хотя, как и в других, здесь также отмечали третий, седьмой, сороковой дни с момента кончины, устраивали поминки по четвергам. Что касается доисламских верований, то наиболее известными были святилищя (пир) в селах Дашкент (пир Сеида Байрама) и Боюк Гарагоюнлу (пир Мирселима).

Как и все азербайджанцы, гёйчинцы широко отмечали весенний праздник Новруз. В это время молодёжь загадывала желания, люди поминали умерших. Широко отмечали и мусульманские праздники Гурбан байрам (жертвоприношение) и Уразабайрам (разговение).

Гёйчинский магал известен и своими ашугами: Алы, Алескер, Мехти, Гусейн, Наджаф. Таким образом, у коренного населения Гёйчинского магала, каковыми являлись азербайджанцы, наряду с общенациональными, могут быть отмечены местные специфические черты материальной и духовной культуры.

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Ереване наконец признали: Армения создана на азербайджанских землях

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По следам резни в Зангезуре (1906 г.)

zangezur.jpg
 

Ф.Джаббаров

Первый в истории крупный армяно-азербайджанский межэтнический конфликт, вспыхнув в феврале 1905 г. в Баку, вскоре перекинулся и в другие местности края, обернувшись целой чередой вооруженных нападений, убийств, грабежей, поджогов, уничтожением отдельных населенных пунктов.

 

Одним из тех регионов, где дашнаки намеревались за счет террора против мусульман образовать «сплошную территорию для армянского народа», являлся Зангезурский уезд Елизаветпольской губернии.

Архивные документы свидетельствуют, что накануне армяно-азербайджанского конфликта 1905 г. дашнаки развернули в Зангезуре обширную работу по подготовке вооруженных беспорядков.

В ноябре 1904 г. в селении Хинзирак Зангезурского уезда возник армянский революционный комитет, состоявший из 80-100 человек. Члены комитета платили ежегодные взносы, на которые покупались ружья и патроны. Комитет имел в своем распоряжении и террористов, которые получали плату не ежемесячно, а за каждое убийство, поэтому голова каждого приговоренного к смерти оценивалась в определенную сумму.

С начала 1906 г. Зангезурский уезд превращается в один из очагов широкомасштабного армянского террора против азербайджанского населения. По сообщению елизаветпольского уездного начальника в Департамент полиции, в Зангезурском уезде собралось до 2 тыс. вооруженных армян, которые сожгли 10 азербайджанских деревень. Жители вынуждены были скрыться в окрестных деревнях.

 

Прокурор Тифлисской судебной палаты Кукуранов отмечал в своем рапорте: «…Многие селения превращены в развалины, жители частью разбежались, а частью перебиты, и тела их предаются земле войсками, причем на трупах сплошь и рядом видны следы изуверства армян«.

Прокурор констатировал также бессилие местной администрации и фактическое хозяйничанье в уезде дашнаков: «Пока русская власть совершенно подавлена, и весь уезд подчинен армянам, на стороне которых сильно терроризированная администрация и даже отчасти войско, которого к тому же недостаточно».

 

Летом 1906 г. зангезурская резня приняла громадные масштабы. Разворачивая террор в Зангезуре, дашнаки преследовали цель уничтожить мусульманские села, расположенные между Зангезуром и Нахчываном, чтобы объединить свои вооруженные отряды, действовавшие в этих двух регионах.

После поражения в Шуше дашнаки собрали рассеянные по Джеванширскому и Джебрильскому уездам силы и сконцентрировали их в армянских селах Зангезурского уезда — Барабатум и Чекедек. Целью этого плана был захват стратегически важного пункта — селения Катар, в котором добывалась медь и были устроены медные рудники. Трагические события в Катаре начались, как и во всех предыдущих эпизодах межнациональных столкновений, с армянской провокации.

 

29 июля 1906 г. в селе Катар армянами был убит Сафияр бек — доверенное лицо одного из зангезурских беков. Это убийство вызвало естественную в условиях многолетней взаимной вражды реакцию азербайджанцев: они атаковали рынок, убили одного армянина и подожгли один опустевший рудник. Воспользовавшись ожидаемой реакцией, дашнакские отряды напали на торговые лавки мусульман, уничтожив их, а затем начали преследовать спасавшихся бегством. Армянами были убиты шестеро мусульман.

Описываемые события показали, что армяне были заранее подготовлены к боям, хорошо организованы и вооружены. Подтверждением этому служит следующий факт. В тот же день, когда армяне разрушили рынок в Катаре — 29 июля — они напали еще на 6 селений азербайджанцев и захватили их. Села Кархана, Лов, Халадж, Салдашлы, Инджевар, Дашнов были разрушены дашнакскими боевиками, а жители-мусульмане вынуждены были искать укрытия в соседнем селе Катар, либо в горах и лесах.

zangezur-3.jpg

Действия дашнаков в Зангезуре так же, как и в других уездах Елизаветпольской губернии, были четко слаженными как с военной, так и с организационной точки зрения, что полностью отрицает тезис о неподготовленности и беззащитности армян во время межнациональных столкновений.

Как отмечалось в одном официальном документе, пешие и конные отряды дашнакских «хумбов», «зинворов», вооруженные главным образом ружьями и револьверами системы Маузер, по предписаниям дашнакских комитетов направлялись в пункты, требовавшие сосредоточения сил. Эти отряды перебрасывались из одной местности в другую с невероятной быстротой, благодаря поставке населением сменных верховых лошадей.

 

На эти отряды возлагалась не только защита армянских селений, но, главным образом, разгром азербайджанских населенных пунктов вдали от арены борьбы армян с мусульманами. Эти отряды обрушивались на беззащитные мусульманские села и громили их дотла. В качестве примера приводился ряд сел Охчинского ущелья, с. Горс Зангезурского уезда.

Наиболее драматические события в истории зангезурской резни произошли в селе Катар. 1 августа 1906 г. армяне окружили село и начали обстрел. Положение жителей-азербайджанцев усугублялось тем, что Катар был со всех сторон окружен армянскими селами, что фактически делало невозможным спасение. В таких условиях единственным способом остановить натиск армян были решительные действия против них полиции и казаков. Однако события в Катаре наглядно и уже в очередной раз подтвердили не только их бездействие, но и открытую поддержку армянам.

 

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В частности, когда один из полицейских чинов обратился к приставу Сахарову со словами: «Вы же видите, что мусульман обстреливают. Нельзя ли вызвать находящихся на окраине села казаков, чтобы они защитили их?», тот ответил: «Я не могу защищать мусульман, не видишь разве, какой огонь ведут армяне?»

Цинизм Сахарова проявился и тогда, когда он отказал старейшинам кочевых племен, переселившихся в Катар, в просьбе дать возможность уйти из села под защитой войск. Позднее же пристав, мировой посредник и казаки перешли в армянское село Барабатум, оставив фактически катарцев один на один с дашнаками.

Осада и обстрел армянами Катара продолжались до 9 августа. Благодаря стойкости защитников села, дашнакам в течение более 10 дней не удавалось захватить его. Село было захвачено армянами 9 августа в результате наступления, поддерживаемого казачьими частями. Местное мусульманское население было вырезано, а выжившие спаслись бегством и укрылись в соседнем селе Келледаг.

 

М.С.Ордубади в своем описании последнего дня селения Катар приводил рассказ очевидца, который 9 августа тайком пробрался туда из села Халадж: «Когда я, пройдя рудничный рынок, приблизился к Катару, мне открылась странная картина. Над селом клубился дым, Катар был окутан туманом. Нигде не было видно ни огонька, даже вспышки спички. Не слышны были голоса ни животных, ни людей, окутанное мраком село было погружено в кошмарное безмолвие. Изредка оттуда доносились какие-то звуки, похожие на плач грудных детей, что говорило о том, что жители Катара не спят. Иногда до меня доносились причитания, сводившие меня с ума. Печальные звуки плача в кромешной тьме растворялись в этом безмолвии природы, и эхо их разносилось вокруг. Казалось, горы, окружающие село, как коленопреклоненные родители, стонали, оплакивая погибших сыновей. Я долго слушал в темноте наступающего утра страшные, душераздирающие причитания матерей, я был удивлен и подавлен, но еще более — охвачен страхом и ужасом, хотя против своей воли продолжал идти. Может быть, на звуки причитаний? Не знаю! Но хоть я и шел, страх все сильней овладевал мною. Наконец, я дошел до оставленных без защиты укреплений мусульман. Здесь все еще валялись вперемешку пустая посуда от воды, пустые ящики для патронов. Я чувствовал сильный запах пороха, впитавшийся в камни. Увидев вдалеке армян, готовых захватить село, я побежал через горы в деревню Келледаг«.

zangezur-2.jpg

После разгрома Катара дашнакские отряды перешли в наступление в направлении сел Охчу и Шабадин. Бои, продолжавшиеся с 9 по 12 августа, завершились для армян неудачно: жителям Охчу не только удалось отстоять село, но и обратить противника в бегство. Отступив в село Гиджалан, армяне стали строить там укрепления и готовиться к обороне. Однако Гиджалан был захвачен отрядами азербайджанской самообороны.

 

На помощь дашнакам пришли подкрепления из соседних сел Зангезура, что сразу же принесло перевес в силе. Армяне 14 августа овладели горными вершинами, окружающими Охчу и Шабадин. Азербайджанские силы самообороны вместе с мирными жителями вынуждены были отступить, осознавая безысходность сопротивления превосходящим силам противника. Однако, укрывшись в соседнем селе Саггарсу, они были настигнуты армянами, которые учинили здесь кровавую расправу.

Как писал М.С.Ордубади, «после того, как искавшие убежище в Саггарсу мусульмане частью были убиты, а частью бежали, Молла Гасан Эфенди с оставшимися женщинами, взяв в руки Коран, вышел навстречу армянам и во имя Корана стал просить их о пощаде. Однако кровожадные дикари, не почитающие ни Коран, ни Евагелие, всех их зверски убили. Затем подожгли бывшие при Мулле Гасане Эфенди несколько экземпляров Корана и других священных книг и нацепили их, как факелы, на острия штыков«.

 

Военную помощь жителям зангезурских сел Охчу и Шабадин оказали отряды добровольцев, собранные в Ордубаде. По сообщению М.С.Ордубади, около 1800 вооруженных человек выступили в середине сентября из Ордубада и начали бои с армянами. В разгар боев подошли правительственные войска, отсутствующие на протяжении всего времени кровопролитных столкновений. При поддержке ордубадцев и под защитой правительственных войск жители Охчу и Шабадина вернулись в разрушенные села.

 

Взаимная вражда, длившаяся около года и унесшая сотни жизней с обеих сторон, привела к тому, что столкновения приобрели характер настоящих сражений, с использованием огнестрельного оружия, а порой и артиллерии. Однако характер действий противоборствующих сторон существенно отличался, о чем свидетельствуют архивные документы.

В докладе прокурора Елизаветпольского окружного суда А.Скульского от 5 декабря 1906 г. отмечалось, что нападения азербайджанцев на армян заканчивались, как правило, захватами и грабежами, поджогами сел, домов, лавок и не сопровождались убийствами мирных граждан. Во время 13 нападений азербайджанцев, зафиксированных в разных уездах Елизаветпольской губернии за конец 1906 г., было убито всего 7 армян и то это были те, кто открывал огонь. К тому же азербайджанцы не стреляли в войска, а при их приближении прекращали стрельбу и отступали.

Существенно отличался характер нападений армян. А.Скульский приводил следующие примеры их действий, как против мирных азербайджанцев, так и против правительственных войск. Согласно его докладу, в Зангезурском уезде была разгромлена часть селения Сисиан, убито и ранено около 75 азербайджанцев. В этом же уезде армяне напали на село Моллаахмедлы, когда же на помощь азербайджанским жителям села прибыл взвод казаков, он был встречен огнем армян и вынужденно отступил.

 

Таким образом, зангезурская резня заняла одно из трагических мест в истории армяно-азербайджанского конфликта 1905-1906 гг.

Несмотря на отсутствие точных статистических данных о количестве жертв этой резни и довольно скудный фактический материал для ее описания, источники создают довольно четкое представление о масштабах армянского террора, учиненного против азербайджанского населения Зангезурского уезда в 1906 году.

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К вопросу об исторической географии Зангезура

zangezur-2.jpg
 

Р.Сафаров

В конце первой трети XIX в. шел начальный процесс установления русской административно-политической системы в регионе, вследствие чего в составе Карабахской провинции был создан Зангезурский участок, охватывавший все земли между Зангезурским и Карабахским хребтами и реками Аразом и нижним течением Хакяри.

Географический рельеф Зангезурской провинции имел в наличии горные хребты, тянущиеся в разных направлениях. Это рельефное разнообразие придавало местности резко пересеченный характер, благодаря чему он делился на несколько определенных районов. Один из районов располагался в верхней долине реки Хакяри. Другой район охватывал верхнюю долину реки Базарчая. И, наконец, последний район находился между Баргюшадским хребтом и рекой Араз. Эта географическая особенность определяла в средние века различную политико-административную принадлежность указанных частей Зангезура.

Ландшафтные особенности региона отразились на исторической географии Зангезура. Он расположен в восточной части территории древней области Сюник, в состав которой входил на протяжении периода вплоть до распада этой области. Исторически Сюник, являясь одной из областей Кавказской Албании, включал кроме указанной автором территории Зангезура ещё и земли вокруг озера Гёйчи и далее к югу до Араза. В состав Зангезура входила значительная часть исторического Сюника, который, согласно исследованиям, состоял из 4 следующих областей Албании: Зангезура, Нахчывана, Иревана и Гёйчи.

Во второй половине VII в. Зангезур был завоеван арабами. В эпоху ослабления власти Арабского халифата на территории Албании образуются азербайджано-мусульманские государства. Так, в IX в. возникает Двинский эмират, охватывавший всю территорию албанской области Сюник вместе с ее восточной окраиной – Зангезуром. Со времени Мухаммеда б. Абу-с-Саджа Двином владели эмиры из фамилий Саджидов, Саларидов (дейлемитов), Шеддадидов и других правителей Азербайджана.

В 1022г. Шеддадиды захватили Двинский эмират, оставаясь его правителями до 1130 г. Сельджукиды, основавшие мощное государство, сохранили власть Шеддадидов над Зангезуром. В 1130 г. Двин был взят эмиром Битлиса Куртом. По поручению сельджукского султана, Шамсаддин Ильдениз в 1146-1147 гг. к своему владению в Арране присоединил северную половину Азербайджана и Двинский эмират в составе Нахчывана, Двина и Зангезура. В административном отношении Двин с Зангезуром до прихода монголов находились в составе Аррана и Азербайджана, которые в политическом отношении являлись частью Иракского султаната, а затем государства Ильденизидов.

При монгольской административно-политической системе Зангезур оставался в составе Нахчыванского тюмена Азербайджанского вилаета. Такая же политико-административная принадлежность Зангезура сохранялась в XV в. во времена правления азербайджанских династий Каракоюнлу, Аккоюнлу и первых Сефевидов.

В позднее средневековье большая часть Зангезура оказалась в составе Капаната и Нахчывана. Новые провинции входили в состав области Азербайджан. Капанат охватывал южную половину Зангезура до Баргушадского хребта. Сисъян принадлежал Нахчывану. И только махалы Зангезур (Горис) и Кашатаг (Лачин) являлись частью Карабахской области.

 

В период оккупации Азербайджана в результате войны 1578-1590 гг. османы внесли значительные административно-территориальные изменения в состав областей и провинций. Нахчыванская провинция вместе с махалом Сисъян и капанатскими махалами Баргюшад и Урут была передана из Азербайджанского вилаета в состав Чухурсаада.

Азербайджанские владения на левобережье Араза – Капанат и махал Зангезур, вместе с чухурсаадскими провинциями Баязид и Алашкерт были выделены в отдельную Баязидскую ливу. В Карабахском эялете находились махалы Кештасф и Хакяри.

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

После возвращения утраченных земель шах Аббас упразднил все административные изменения, осуществленные османами. Так, Нахчыван, Капанат и Баргюшад опять числились в Азербайджанском вилаете. Упомянутый выше Базарчай слился с Сисъяном. Но уже в 30-х годах XVII в. Нахчыван вместе с махалом Сисъян был окончательно передан в подчинение Чухурсаадского беглербека. С тех пор зангезурские земли согласно административно-территориальному делению Азербайджанского государства в XVII-XVIII вв. находились в составе трех вилаетов: Чухурсаада, Карабаха и Азербайджана.

zangezur-uezd-1-e1595758629681.jpeg

Согласно второй османской переписи 1724-1727 гг. в захваченных землях Азербайджана часть зангезурских земель, Сисъян и Мегри, числилась в Чухурсааде. В состав Карабахского эялета кроме Баргюшада входили махалы (нахия) Хакяри, Кештасф, Чуландар и часть Кештака.

Надир шах отделил от карабахского беглербека пятерых карабахских меликов и зангезурского мелика с двумя махалами Баргюшад и Зангезур, подчинив их азербайджанскому генерал-губернатору. После убийства шаха Надира в 1747 г. и распада страны на ханства, азербайджанские владения на левобережье Араза (Капанат) поделили между собой тебризский и карадагский ханы. Первому достались Капан, Зангезур и, надо полагать, Баргюшад, а второму – махалы Мегри, Гюней и, по-видимому, Чулдур.

В период ханской междоусобицы основатель Карабахского ханства Панахали хан Джаваншир в 50-х годах XVIII в. отнял и присоединил к себе Мегри и Гюней Карадагской провинции, Татев и Сисъян Нахчыванской, Зангезур и Капан Тебризской провинции. Как и несколько веков назад, весь Зангезур оказался объединен в одной административной единице.

Присоединенное к России в 1805 г., Карабахское ханство позже было ликвидировано и включено в состав Военного округа Мусульманских провинций. Кавказские ханства Азербайджана русские преобразовали в провинции, но сохранили прежнее деление на махалы. В начале 30-х годов XIX в. новая власть образовала в Карабахской провинции крупный Зангезурский махал, объединивший в себе девять минбашеств (бывших махалов), расположенных в бассейне рек Хакяри и Баргюшада вплоть до Зангезурского хребта.

Утвержденная Николаем I от 10 апреля 1840 г. новая административная реформа к 1 января 1841 г. была повсеместно введена в действие. В составе Карабахского уезда Каспийской области бывший Зангезурский махал был разделен на два участка: Зангезурский и Мегринский. По новому административно-территориальному делению 1846 г. Карабахский уезд был переименован в Шушинский, а Каспийская область в Шамахинскую губернию. В связи с образованием Иреванской губернии переданная ей южная половина Зангезура под названием Мегринского участка (бывшая провинция Капанат с махалами Капан, Мегригюней, Чулдур и Пюсьян) с 1850 по 1867 гг. находилась в составе Ордубадского уезда данной губернии.

 

Претворение в жизнь Указа о создании в 1868 г. Елисаветпольской губернии сопровождалось образованием уездов. В том же году из состава Шушинского уезда был выделен Зангезурский уезд с возвращением ему Мегринского участка из Иреванской губернии. В дальнейшем Зангезурский уезд был разделен на участки и в таком виде просуществовал до советизации страны.

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Таким образом, как в историко-географическом и политическом отношении, так и по этническому составу населения, Зангезур составлял исконную часть Кавказской Албании, а затем Азербайджана.

Большевистский переворот 1917 г. в России привел к развалу империи и образованию в Закавказье трёх национальных государств. Появление нового политического образования под названием Армения на азербайджанских землях стало возможным благодаря проводимой Россией политике выселения мусульман и переселения армян.

В результате армянской колонизации XIX- начала XX в. в пределах азербайджанской области Чухурсаад/Иреванской губернии была создана небольшая, но довольно компактная армянская этническая территория, послужившая очагом образования Армянского государства. На момент провозглашения независимости Армения охватывала территорию в 11-13 тыс. кв.км, т. е. территорию тех районов, которые с севера и запада прилегали к Иревану и бассейну Гёйчинского озера.

Не довольствуясь этим, армяне проводили захватническую политику, применяя испытанный метод «обармянивания» земель путем этнических чисток районов, населенных азербайджанцами-мусульманами. Эти преступления совершали не только банды головорезов, но, что примечательно, правительственные войска.

Политика геноцида со стороны армян подтверждается фактами, приводимыми в исследовании армянского автора Б.А.Боряна: «Армянские политические деятели установили государственную власть не с целью управления страной, а для истребления мусульманского населения и захвата его имущества. В армянском правительстве даже существовала должность министра по погромным делам».

Сам факт существования такого министерства свидетельствует о наличии на государственном уровне целенаправленной программы по истреблению мусульман. Политика искоренения азербайджанцев проводилась не только в Армении, но и в Зангезуре и других соседних провинциях.

zangezur-3.jpg

 

Другим неопровержимым свидетельством армянской политики этнических чисток является перепись населения Армении в 1919 г., выявившая огромную потери среди азербайджанцев и курдов, еще в 1918 г. насчитывавшие 290 тыс. чел. После более чем годичной политики по уничтожению и изгнанию численность мусульман уменьшилась на 232.000 чел. или на 80% и составила всего лишь 58,500 чел.

В статистических материалах переписи зримо просматривается политика этнических чисток, в которой при поддержке западных держав имеющих в регионе собственные интересы, армянские вооруженные формирования раз за разом устраивали кровавую бойню в азербайджанских селах, убивали детей, стариков и женщин ради территориальных притязаний.

Материалы переписи явно свидетельствуют, что в западной половине Зангезура азербайджанское население было полностью уничтожено или изгнано. Все три года своего правления армянское правительство занималось этническими чистками районов проживания мусульман.

Вмешательство в политический процесс на Кавказе сильных соседей – России и Турции, вернуло Армению в прежние границы. За время советизации Азербайджана большевистская XI армия из России и азербайджанские воинские части выбили дашнакские банды из Зангезура и заняли Нахчыван. Освобождение Зангезура, наконец то, позволило Нахчывану воссоединиться с Азербайджаном.

Упрочение русских позиций на Кавказе требовало неотложного решения территориальных споров закавказских республик. Московские представители занялись определением межреспубликанских границ. Россия, приложившая большие усилия к созданию из армян надежного оплота на Кавказе, конечно же, шла им на уступки за счет азербайджанских земель.

В результате давления Москвы на Азербайджанское правительство в 1921 г. Армении передали западную половину Зангезура. Эти азербайджанские земли были старательно очищены армянами от азербайджанского элемента для создания чисто армянских территорий, из которых и сложилось армянское государство. Таким образом, пограничную линию провели сугубо по новой этнической границе, т. е. Армения была создана именно в этнических пределах тех земель, которые дашнаки успели очистить от азербайджанцев и «обармянить» их.

В результате такой политики после определения армяно-азербайджанской границы в 1921 г. только восточная часть Зангезурского уезда осталась за Азербайджаном и была переименована в Губатлинский уезд. В переданной армянам части региона были образованы Зангезурский и Мегринский уезды. В дальнейшем в процессе районирования страны азербайджанская часть уезда была разделена на Зангеланский, Губатлинский и Лачинский районы. В армянской же части были образованы Мегринский, Кафанский, Горисский и Сисъянский районы.

Однако предел армянским притязаниям на территории соседних стран так и не наступил, ибо это противоречило армянской политике строительства «Великой Армении». Очередной этап армянской агрессии против Азербайджана начался в 1988 г., когда Армения затеяла нагорно-карабахский конфликт с целью отторжения от Азербайджана его исконных земель в Карабахе, Зангезуре, Нахчыване и других регионах.

С развалом Советского Союза конфликт перерос в стадию армянской военной агрессии, в результате чего в 1992-1993 гг. Армения захватила значительную часть территории Азербайджана, в том числе и три района азербайджанской части Зангезура.

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Почему Дюзкенд был переименован в Ахурян? / ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Община Западного Азербайджана выразила протест Дунье Миятович

ПОЛИТИКА  

 

Председатель правления Общины Западного Азербайджана Азиз Алекберли направил комиссару Совета Европы по правам человека Дунье Миятович письмо, в котором выражен протест против ряда недочетов, допущенных в докладе о визите комиссара в Армению и Азербайджан 16-23 октября 2023 года.

Как сообщает Caliber.Az, в письме говорится:

«С чувством глубокого сожаления и разочарования отмечаем, что в вашем последнем докладе затрагивается вопрос лишь одной этнической группы, причем искаженным образом, а нашему вопросу в документе преднамеренно не отводится места. Тот факт, что вы не уделили внимание проблеме сотен тысяч изгнанных из Армении азербайджанцев, их горькому положению и их продолжающейся борьбе не только разочаровывает, но и противоречит принципам справедливости и беспристрастности. Это классический пример предвзятости, этнической и религиозной дискриминации.
Дунья Миятович призвала обеспечить права журналистов в Армении | Новости  Армении- АРМЕНПРЕСС Армянское информационное агентство

Дуняша очень похожа на корову, погрязшую в разврате и коррупции.


В вашем отчете содержится лишь обобщенный призыв к Армении уважать право на возвращение, но не указывается, о ком конкретно идет речь. Такая неопределенность умаляет ценность и влияние данного призыва. Игнорирование страданий азербайджанских беженцев подрывает остатки доверия к Совету Европы и его миссии».

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Почему русские упразднили Сеидли-Ахсахлинский махал? | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

Изменено пользователем Ратмир

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет никаких доказательств существования «Великой Армении» | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

«Если вернусь в Гёйчу, отвезу туда землю с могилы моего отца» | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армянские учёные своими находками, разоблачили собственную ложь | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

«Армянская армия отойдёт от границы как минимум на 5 километров» | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армянская уловка по заселению Эллярского района в 1905 году | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На месте Иреванской крепости построен винно-коньячный завод | ХРОНИКА ЗАПАДНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армянам дали волю – они прогнали всех азербайджанцев с родных мест

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...