Лезгин-999 Опубликовано: 11 января Жалоба Share Опубликовано: 11 января Цаху́ры — один из дагестанских народов лезгинской группы, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в юго-западном Дагестане и северо-западном Азербайджане, один из титульных народов Дагестана. 1 Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 11 января Автор Жалоба Share Опубликовано: 11 января Цахуры Генетически цахуры входят в лезгинскую группу дагестанских языков. Цахурский язык представлен цахским и гельмецким диалектами. Большинство цахуров знает азербайджанский и русский языки. Вера – мусульмане-сунниты. В Дагестане цахуры населяют высокогорную зону – труднодоступный Рутульский район, верховья реки Самур, в Азербайджане – южные склоны Главного Кавказского хребта. Из истории цахуров «Народ здесь живет дикий и необузданный, налоги никогда никому не платил, не платит и платить не будет», – писал о цахурах один из русских путешественников, побывавший в ХVII веке в верховьях реки Самур. История цахуров уходит своими корнями в глубокую древность – во времена Кавказской Албании. Первые письменные упоминания о народах, населяющих эти места, принадлежат историку Феофану Митиленскому, описавшему поход Помпея на Албанию. Правда, о «дикости и необузданности» народа в них речи не идет. И это неудивительно: памятники зодчества говорят о достаточно высокой культуре и развитии местного народа. В селении Кум, например, сохранились развалины христианского храма VI века, в селении Лякит – остатки круглой церкви, входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса VII века. 1 Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 11 января Автор Жалоба Share Опубликовано: 11 января Однако христианство, столь рано принесенное в эти края грузинскими и армянскими миссионерами, так и не успело здесь окончательно утвердиться. Уже в VIII веке в эти высокогорные районы пришел ислам. По легенде, трое арабских проповедников обратили цахуров в веру пророка Мухаммеда. Многие древние авторы считают Цахур одним из древнейших аулов Дагестана, но сведения о его возникновении противоречивы. Известный дагестанский языковед Г.Х. Ибрагимов пишет, что «согласно документу «Имущество цахурских правителей» Цах был основан в 80 г. до н.э.». «Из всех аулов Горного магала, – пишет Линевич, – главным и древнейшим считается Цахур, существующий по преданию 18 столетий». Интересные сведения о Цахуре оставил еще один русский ученый А. Плотто, который, также опираясь на предание, пишет, что «приблизительно в 500 г. магометанской эры (около 1162 г. нашего летоисчисления) в ущелье, называемом Санбур (Самур), построено селение Захур (Цахур), которое считали в то время самым сильным селением по многолюдству и отваге его обитателей. Вследствие этого из окрестных мест стали приходить к цахурам другие племена, селились и за это сначала подчинялись им, а потом совершенно попали под их владычество». Таким образом, каждый исследователь установил свою дату образования Цахура: Линевич – I в. до н.э., Плотто – XII в. н.э. XII век можно назвать золотым веком цахуров, подаривших миру видного мыслителя, мудреца, гуманиста, великого поэта Низами Гянджеви (Ганджав – название его рода), автора «Пятерицы» («Хамсе»), состоящей из пяти поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин» «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искендер-наме». Низами родом из цахурского села Кум (на родном языке – Къум), где ему установлен памятник. Его поэзия, получив общечеловеческое признание, отмечена глубиной мысли, богатством языка, высокими художественными достоинствами. Она оказала огромное влияние на литературу Ближнего и Среднего Востока. В 1075 г. в Цахуре открылось первое на Кавказе исламское медресе, ставшее центром духовности и утверждения ислама в Дагестане, подготовки алимов-богословов. На местный язык (по утверждению известного востоковеда А.Н. Генко, этим языком был цахурский) с арабского были переведены важные работы, связанные с исламом шафиитского толка и шариатом. Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 11 января Автор Жалоба Share Опубликовано: 11 января Название селения Цахур переводится с цахурского языка как «горящее селение»: его неоднократно сжигали дотла пришлые завоеватели. Вплоть до середины ХIХ века через земли цахуров поочередно проходили арабы, грузины, монголы, турки, персы, вновь турки, пока здесь окончательно не утвердилась власть Российской империи: цахуры во главе с султаном Даниялбеком Елисуйским (Елисуй – река и селение в Азербайджане, одна из резиденций султана) приняли российское подданство. Султану были пожалованы княжеский титул и звание генерал-майора. Однако 4 июня 1844 года в центральной мечети, положив руку на Коран, Даниялбек Елисуйский поклялся о переходе на сторону имама Шамиля. «До сих пор я заблуждался, забывал Бога, не исполнял шариат и наконец, познав истину, пренебрегаю всеми почестями и славою и посвящаю себя служению единому Богу», – так заявил он собравшимся. Десятитысячная армия султана стала мощной поддержкой для Шамиля на Закавказском направлении. В ответ на это царские отряды сожгли Елису, при обороне которого погибло 500 горцев. В июне 1852 года все селения цахуров в Дагестане были сожжены и разрушены. Через семь лет после ссоры с Шамилем Даниялбек сдался князю Барятинскому. К тому времени некогда процветавший под его властью край опустел, более половины жителей погибло. В годы Октябрьской революции и Гражданской войны цахуры Дагестана в большинстве своем поддержали советскую власть. Она отплатила им массовыми репрессиями против мусульманских ученых, которыми всегда славилась эта земля. В годы советской власти закатилась звезда Цахура как оплота ислама на Кавказе. Легенда гласит, что Цахур был сожжен дважды. После того как он будет сожжен в третий раз, он восстанет из пепла и вновь засияет во всем своем утерянном когда-то великолепии, писали ученые того времени. Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 11 января Автор Жалоба Share Опубликовано: 11 января Азербайджанское село и тайны цахуров В Азербайджане есть много древних памятников и географических объектов, которые хранят в себе тайны многовековой истории человечества, целых эпох и цивилизаций… На этот раз Axar.az предлагает своему читателю возможность окунуться в атмосферу позднего средневековья на примере села Сарыбаш в Азербайджане, история которого связана с именами таких выдающихся личностей, как полководец Тамерлан, правитель Надир Шах и султан Даниял-бек. В исторических источниках указывается, что это село основали цахуры, представители Цахурского тухума Мысафырар. Но со временем они ассимилировались и на сегодняшний день считают себя азербайджанцами. Первое испытание В книге «Историко-этнографическое исследование XVIII-XIX вв» говорится, что село Сарыбаш, где проживали цахуры-азербайджанцы, находилось вблизи христианских селений, которые не могли вынести такого близкого соседства с мусульманами: «Собрав огромное войско, они пошли на сарыбашцев, которые, узнав о предстоящем нападении, построили завал в полутора верстах ниже селения. Следы этого завала видны и сегодня». Кто они – цахуры? Цахуры в этнокультурном отношении близки к другим народам Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказской Албании. По официальным данным, общая численность цахуров составляет около 30 тыс. человек, 12 тыс. из которых проживают в Азербайджане. Цахуры и Азербайджан Несмотря на то, что цахуры проживают также в России, в частности в Дагестане, именно в Азербайджане функционирует Цахурский культурный центр. Он находится в Загатальском районе и занимается развитием танцевальных и певческих коллективов цахуров. В 2009 году в Азербайджане также был снят короткометражный фильм «Спиной к Кыбле», ставший первым в мире художественным фильмом на цахурском языке. Сарыбаш сегодня… В XX веке село постигла трагическая участь. Как пишет сайт Sputnik Азербайджан, в эпоху правления Никиты Хрущева в 60-х годах XX века в рамках проводимых "реформ" жители Сарыбаша были переселены в новую местность. Это объяснялось трудностью организации инфраструктуры для Сарыбаша. Вместо того чтобы построить дорогу в эту горную местность, руководство ликвидировало село. Также из исторических источников известно, что в тот период некоторые семьи отказались покинуть родные места и остались в селе, которое полностью было оторвано от внешнего мира. Сегодня село, где каждый камень может рассказать удивительную многовековую историю, практически пустует. Тут остались только старики. Молодежь в поисках лучшей жизни массово покинула село. Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 11 января Автор Жалоба Share Опубликовано: 11 января Цахуры и цахурский язык Цахуры-народ, живущий на Кавказе.Это один из коренных народов Дагестана (Российская Федерация) и Азербайджана. Сами себя цахуры называют "йихъбы", что в переводе означает "мы горцы" или "мы народ". В настоящее время численность цахуров составляет около 70 тыс. человек. Из них более 10 тыс. человек живут в России, в западной части Рутульского района Дагестана в верховьях реки Самур. Также они проживают на прикутанных хозяйствах в Бабаюртовском районе и в городах Махачкала, Дербент, Кизляр и в других городах России. В Азербайджане цахуры живут на южных склонах Кавказского хребта и населяют северо-западные районы Азербайджана: Кахский, Закатальский и Белоканский; а также, живут группами в городах Баку, Гянджа, Сумгаит и Шеки. Цахурский язык входит в лезгинскую подгруппу нахско-дагестанской ветви кавказской семьи. Цахурский язык вместе с арчинским, хиналукским, удинским, лезгинским, табасаранским, агульским, рутульским, крызским и будухским составляют лезгинскую подгруппу дагестанских языков. Ближе всех к цахурскому языку стоят рутульский, крызский и будухский языки. Язык распадается на 3 диалекта: цахурско-сувагильский, гельмецкий и сабучинский. В устном общении цахуры называют свой язык "йихъсум"- "язык йикийцев", а официально принятое название- "цlаlxна миз" (цахурский язык). С древних времён цахуры имели свою письменность. По мнению ряда учёных, в основу древнего албанского письма был положен именно цахурский язык, и это письмо употреблялось на Кавказе до конца lx века. Так это или иначе, но с утверждением ислама в этом регионе в Цахуре (тогда - научный и культурный центр, столица Лагстана) по распоряжению визиря Низама аль-Мулька в 1075 году было открыто первое исламское высшее учебное заведение на Кавказе - медресе, где с арбского на цахурский язык были переведены "Компендий Музани" (свод мусульманских правовых и теологическихнормативов) и "Книга Имама Ал Шафаи" ( КоранИсмаила с комментариями о шафиитском учении). Раньше цахурскую речь можно было услышать во всех поселениях цахуров. Но сегодня есть селения, где этот язык полностью или частично утратил свои позиции. В Илису и Сарыбашах уже не говорят по-цахурски, а в Азгилли, Мухахе и Зарне говорят частично. В 1934 году профессором А. Н. Генко была создана письменность для цахурского языка на основе латинской графики. Впоследствии кавказовед и тюрколог С. А. Джафаров составил учебники для цахурских школ, и многие из них были изданы. С 1934 по 1938 годы в школах преподавали на родном языке. Однако через 4 года преподавание и издание книг на цахурском языке прекратилось. И только в 1990 году цахурская письменность была возрождена набазе кириллицы (авторы алфавита - кавказовед д.фил.наук Г.Х.Ибрагимов и канд.филол.наук Н.Г.Исаев, им же изданы несколько учебников для начальной школы). В Азербайджане в школах цахурский язык преподаётся на основе латинскогоалфавита. Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 11 января Автор Жалоба Share Опубликовано: 11 января Из истории земледелия азербайджанских цахуров А.Мирзоева Цахуры — один из коренных народов Кавказа, исторически основавшийся в юго-западном Дагестане и северо-западном Азербайджане. Генетически и по языку цахуры относятся к нахско-дагестанской (северо-восточной) семье, в которой представлены три нахских и 26 дагестанских языков. Происхождение цахуров уходит в глубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой культуры (конец IV тысячелетия до н. э.). Цахуры — одна из самых древних упоминаемых в источниках Закавказья и Дагестана народностей. Цахуры помимо своего основного занятия — овцеводства, также занимались земледелием. Однако в подгорных селениях, где сама природа воздвигла непреодолимые препятсвия правильному земледелию, успехи последнего были весьма ограничены, тем более, что и сами цахуры были мало расположены к нему. В селениях азербайджанских райнов Гах и Загатала — Сувагиль, Кас, Каркай, Галал, Азгилли, Кетуклю, Илису, Сарыбаш и других пахотной земли было весьма мало и она вся, за малыми исключениями, составляла частную собственность тех лиц, которые либо сами ухаживали за ней, либо это делали их предки. В горных селениях, где земля камениста и плохого качества, после одного или двух лет посева приходилось давать до пяти лет отдыха. Пашни, оставляемые под паром, служили сначала местом сенокоса для своего хозяина, а потом общественным выгоном. Это один из старинных приемов обработки земли, который использовали в Азербайджане, направленный на повышение урожайности, причем участки с лучшими травами предназначались для сенокоса, а другие служили выгонами. Цахуры выращивали пшеницу, ячмень, просо. В целом, важнейшими зерновыми культурами в Азербайджане были пшеница, ячмень, рис. Гораздо меньшее место по размерам посевных площадей и валовому сбору урожая, занимали просо, рожь, кукуруза, овес и прочие культуры. Пшеница, выращиваемая цахурами была тонкая и длинная и называлась «сыгиль». Просо было двух сортов: белое просо «аг дары», черное просо «гара дары». Сеяли в основном весной, так как в горах быстро выпадал снег. Но ячмень сеяли и осенью. Осенью участок очищали от зарослей и кустарников с помощью косы «колчалан». Это были кусты малины, ежевики, шиповника и мушмула. Затем поле вспахивали. Поле для пшеницы, ячменя и проса распахивалось два раза вдоль и поперек. Основным земледельческим орудием была соха «осыш» с железным лемехом «мах». В горных и предгорных районах использовали два типа сохи. Первый тип характеризуется тем, что он изготовлялся из цельного куска дерева, загнутая часть которого служила подошвой («котук») хыша, а ствол-грядилом («гол»). В данном типе только рукоятка (даста) была составной частью орудия. Деревянная часть сохи обычно изготавливалась из дуба. Длина грядила описываемого хыша 3,5 м, диаметр ее 30-35 см, длина подошвы 80 см, ширина 66-25 см, высота рукоятки 80 см. На переднюю часть подошвы хыша надевался железный наконечник длиной 40 см, ширина наконечника совпадала с размерами подошвы хыша. Второй тип хыша состоял из отдельных частей, подошвы, грядила, рукоятки и лемеха. Этот тип более усовершенствованный. Длина его грядила 1,5-2 м, длина подошвы 45-80 см, ширина 10-25 см, толщина 10-15 см, высота рукоятки 50-80 см. Здесь все отдельные части соединялись подошвой. Грядило было либо изогнутым, либо прямым. Во всех типах хыша на переднем конце грядила проделывали от двух до четырех отвестий, в которые вдевался посох, соединяющий хыш с ярмом. Чем ближе к нему укреплялось ярмо, тем глубже была борозда. Для соединения хыша с ярмом употреблялась специальная плетеная тяжа (чембер) из буйволиной кожи. В соху впрягали двух волов. Один человек становился перед волами, другой за сохой. После вспашки приступали к севу. В одной руке сеятель держал деревянную чашу с семенами, другой рукой разбрасывал их. Как рассказывала жительница селения Кас Загатальского района Сахиба Шахмалыева, цахуры к севу относились с большой ответственностью. Это дело доверялось не каждому. На одну деревню были один или два сеятеля. Было поверье, что семена не произрастут, если человек плохой и завистливый. Такого сеятеля никто не звал засевать свое поле. Сеятель должен был быть чистым, обязательно обмыться и прочитать молитву. Только после этого он брал в руки семена. Этим занимались только мужчины. По завершении посева приступали к боронованию. Для боронования нужна была лошадь и большие ветки, которые привязывали веревками к шее лошади. Борону плели и из прутьев. Лошадь по 3-4 раза вращали по всему полю. Семена должны были быть распределены по всему полю равномерно. Пахотные участки, расположенные на расчищенной от леса земле (ахулары) не поливались. Поливали поля водой из родников и горных рек. Владелец участка время от времени наведывался на свой участок. Если там обнаруживали сорняки, то хозяева всей семьей шли очищать участок. Временами хозяин оставался в поле круглосуточно, чтобы животные не уничтожили посев. Порой для этого нанимали сторожа. В августе начиналась жатва. Вся семья — мужчины, женщины и дети приходили на жатву. Урожай убирали серпами «араб» с зазубренным лезвием. Просо не пожинали серпами, так как оно было небольшим, его выдергивали руками. И пшеницу, и просо, и ячмень завязывали в связки «басра» и ставили вертикально, чтобы хорошо высыхали. К этому времени готовили гумно — «атта». Его чистили, поверхность выравнивали, высыпали на середину навоз и пускали воду. 3-4 дня навоз и вода смешивались, образуя жижу. Затем переставали подавать воду, навоз равномерно распределяли по всему гумну и давали обсохнуть. Связки злаков в круговую собирали на гумно, колосьями к центру. Молотильные доски «нугра» были из дерева с отвестиями, куда вставлялись камешки. Волы запрягались, а для дополнительной тяжести на доску сажали детей. Одного человека с посудой приставляли к волам, чтобы они не напачкали гумно. Когда волы уставали, им давали отдохнуть. Когда зерно отделялось от шелухи его развеивали. Вилами и лопатами зерно подбрасывали наверх и ветер уносил шелуху. Затем зерно собирали в мешки. Мешки шили женщины из овечьей или козьей шерсти. Бедняки в количестве несколько человек вместе молотили свое зерно и затем делили между собой. Зерно отвозили на мельницу. В каждой цахурской деревне были водяные мельницы. На реках и оросительных канавах всякий был волен строить мельницы, но с условием, возвращать воду туда, откуда она взята. За перемол хлеба хозяин мельницы брал 1/20 часть помола. Дагестанские цахуры, селение Цахур. Фото С.Иванова (экспедиция ИЭА РАН, 1980-е годы) По рассказам Джамиля Алыева, жителя селения Али-Байрамлы Закатальского района, цахуры выращивали также огородные культуры. Свои огороды цахуры сажали по берегам рек и зачастую потоки воды уносили саженцы. Под огород отводилось также свободное место в садах или во дворе. В основном выращивали лук, чеснок, огурцы, репу, перец, иногда помидоры. Лук был двух сортов: красный и сорокозубка. В огородах также росла зелень: укроп, кинза, базилик, мята. Позже начали выращивыть кукурузу, фасоль. Фасоль растили двух сортов: «шах лобья», «йер лобья». Горох и чечвицу не выращивали. Из бахчевых растили тыкву. Под огород землю распахивали лапатой, затем делали широкие грядки, и, там, сеяли лук, а по сторонам грядок сажали кукурузу и вьющуюся фасоль «йер лобья». На таких же грядах сеяли перец и другие овощи. Вьющаяюся фасоль «шах лобья», огурцы и тыкву сеяли в специальных бороздах и к ним приставляли ветвистые колья. Огородным делом занимались женщины. Мужчины помогали только при обработке земли и при втыкании кольев. Женщины же сажали и сеяли огородные растения, в неделю два раза поливали весь огород, время от времени очищали сорняки. Было развито садоводство. Фрукты в большинстве были осенние. Раньше всех, в июне-июле созревал тут (белый и черный). Из белого тута варили целебный напиток «бекмез». Из-за холодных климатических условий фрукты созревали поздно, но были очень вкусные. По рассказам бывшей колхозницы Тайбат Шахмалыевой, жительницы селения Кас Закатальского района, чтобы хорошо сохранить фрукты, цахуры, сооружали специальный навес, куда стелили многолетнее растение -«чеди». Фрукты собирали туда и сверху накрывали этим же растением. Или, фрукты держали в сарае хлева на втором этаже, в сене, заготовленном на зиму. Порой, там же на чердаке стелили чеди и фрукты хранили внутри него. Таким способом фрукты сохранялись до мая месяца. Цахуры растили следующие сорта яблок: «джалаг» — большое желтое яблоко, «синаф» — одна стороная яблока красная, другая белая, «гызыгёран» — желтое яблоко с красным узором, «гызыл гад жилы» или «йусуф алма» -красное, богатое железом яблоко. Летние яблоки так и назывались «летними яблоками». Груши были следующих сортов: «тапани» — большая, круглая сладкая груша, «суни» — темно-зеленая груша, «джамыш армуд» — очень большая, коричневая груша. Летние сорта груш: «гургурай», «шах армуд», «чаггалбоган». Сливы: «гогам» — темно-синего цвета, «бановши» — большая слива, «дамбя», «сары» — желтая слива. Виноград: «белый виноград», «черный виноград», «михейи». Белый виноград из-за нехватки солнечных лучей был кислым. Черный виноград и «михейи», напротив были очень сладкие. Цахуры также выращивали местные разновидности розы: розовая роза и мелкая роза. Розы использовали как лекарственное средство. Рано утром в шесть часов розу собирали, добавляли воду и кипятили. Затем наполняли в стеклянную посуду и хранили. Это средство помогало при кашле, расстройствах желудка и сердечных болезнях. Выращивали также грецкий и мелкий орехи, который потом продавали. Имелись каштановые деревья, но из-за нехватки солнечных лучей, они не приносили плодов. Тоже самое можно сказать об айвовых деревьях, плоды которых до конца не созревали. Персики, абрикосы и инжир росли не везде. В лесах росли дикая яблоня, дикая груша, мушмула, кизил, грецкий и мелкий орех, бук, дуб, липа, граб, вяз, тополь, каштан. В долинах росли кусты малины, клубники, ежевики, шиповника. По материалам журнала «Археология и этнография Азербайджана» 1 Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Лезгин-999 Опубликовано: 11 января Автор Жалоба Share Опубликовано: 11 января Saxurlar Vetenimiz Azerbaycan. Азербайджан цахуры Гах Azerbaijan Цитата Позор надо смывать любой кровью !!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
A... Опубликовано: 12 января Жалоба Share Опубликовано: 12 января много родственников среди цахуров тетя и двоюродная сестра замужем за цахурцами... 1 Цитата Когда вся грязь народного суда моей душе и сердцу докучала я посылал всех с гордостью туда где наша жизнь взяла свое начало.. /Есенин/ Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ледокол Опубликовано: 19 января Жалоба Share Опубликовано: 19 января “BURA VƏTƏNDİR”- “SAXURLAR” Цитата Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ледокол Опубликовано: 14 июля Жалоба Share Опубликовано: 14 июля Цитата Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.