Перейти к содержимому

Германские Источники О Геноциде Армян


Recommended Posts

Настоящая статья написана по материалам книги «Германские источники о геноциде армян: Период первой мировой войны: Сборник документов и материалов в 2-х томах», которая, в свою очередь, основана на документах из Германского центрального архива Потсдама, Саксонского главного государственного архива Дрездена, Германского центрального архива Мерзебурга (историческое отделение №2) и Государственного архива Шверина. Большая часть документов представляет собой донесения германских правительственных чиновников, служащих при консульствах Германии в Турции, свидетельства немцев-очевидцев событий, публикации тех лет и другие материалы, представляющие интерес для тех, кто хочет сформировать независимое суждение о геноциде армян в конце 19 – начале 20 вв. В числе основных немецких авторов, освещавших вопросы геноцида армян, следует назвать, в частности, И.Лепсиуса, А.Вегнера, Г.Штюрмера, И.Маркварта, Г.Фирбюхера, А.Краффта Боннарда, Е.Зоммера.

Германские источники о геноциде армян

Я не обвинитель и не защитник. Факты будут говорить сами за себя…

(Из открытого письма доктора И.Лепсиуса канцлеру Германии)

Немецкие источники по вопросу геноцида армян вызывают к себе особый интерес в связи с тем, что кайзеровская Германия была союзником Турции в Первой мировой войне и авторов приведенных ниже сведений, будь то служебные донесения или свидетельства очевидцев, трудно заподозрить в предвзятом отношении к Турции. Имеется интересное свидетельство того, какие усилия предпринимало руководство Германии с целью замалчивания фактов, способных повредить отношениям с их военно-политическим союзником. В 1916 г. специальное распоряжение правительства кайзеровской Германии положило конец дискуссии о т.н. «армянских ужасах» в немецкой прессе[1]. С соответствующим разъяснением выступила и немецкая цензура. Отмечалось, что «эти вопросы касаются внутренней турецкой администрации и мы, чтобы не ставить под угрозу наши дружественные отношения с Турцией, должны воздержаться даже от их рассмотрения. Поэтому нам надо хранить молчание. Если же за границей впоследствии обвинят Германию в соучастии в избиении, нам, возможно, придется начать обсуждение этого вопроса, но с величайшей осторожностью и сдержанностью, доказывая, будто турки были спровоцированы армянами. Лучше всего хранить молчание в армянском вопросе»[2].

Разумеется, подобное отношение своих властей мало устраивало представителей немецкой общественности, особенно интеллигенцию. В архивах германского рейхстага сохранился доклад депутата-очевидца резни армян, в котором говорится: «Нас, немцев, будут обвинять в преступном соглашательстве или в презренной слабости, если мы будем закрывать глаза на устрашающие ужасы, порожденные войной, и обходить молчанием факты, известные уже во всем мире. Если даже не считать нашего общего христианского долга, мы, немцы, обязаны немедленно приостановить уничтожение оставшихся в живых полмиллиона армянских христиан… И если нам сделают хоть один упрек в том, что наш страх и слабость перед союзниками помешали нам спасти от избиения и голодной смерти… женщин и детей, то отражение немецкой войны в зеркале мировой истории на все времена будет отмечено позорным пятном. Те, кто верят, что турецкое правительство само, без сильного нажима со стороны Германии прекратить уничтожение женщин и детей, сильно заблуждаются»[3].

Гарри Штюрмер, находившийся в 1915-1916 гг. в Константинополе в качестве корреспондента газеты «Kolnishe Zeitung» писал «Достаточно иметь хоть немного чувства собственного достоинства, чтобы, краснея от стыда, наблюдать трусость нашего правительства в армянском вопросе. Это печальная совокупность отсутствия совести, глупой неосмотрительности и подлости сделали германское правительство преступным в отношении армян… К счастью, еще не все немцы умеют с такой легкостью, как эти господа-дипломаты с улицы Пера, переносить позор, который отныне войдет в анналы истории; да будет известно, что истребление столь изощренными зверствами полутора миллиона человек – целого народа высокой культуры – совпало с периодом самого большого германского влияния в Турции»[4].

Как известно, положение западных армян в Османской империи особенно ухудшилось в правление султана Абдул-Гамида II. По свидетельству известного немецкого востоковеда профессора И.Маркварта, цели политики султанской Турции исходили из слов Абдул-Гамида II, что «когда не будет армян, не будет и армянского вопроса»[5]. По описаниям немецких источников, беззащитных и безоружных мирных жителей вытаскивали из домов и убежищ, рубили им головы, вешали, избивали до смерти дубинками и железными кольями. Людей сжигали живыми, выкаливали им глаза, резали им носы и уши[6]. Не щадили даже младенцев в утробе матери – их извлекали, разрубали на части и бросали в колодцы или же рассекали крестообразно и снова вкладывали в утробу матери[7].

Характерно, что получив в 1895 г. донесение посла фон Заурмы из Константинополя о зверствах турецких властей в отношении армян, Вильгельм II сделал на его полях пометки: «И все это христианин и европеец должен спокойно наблюдать, да еще в адрес султана доброе слово сказать! Тьфу…»[8]. И далее: «Это превосходит все, что было ранее! Как будто Варфоломеевская ночь! Следует говорить с Портой в ином тоне. Все же мы христиане…»[9]. На другом донесении Заурмы (июль 1896 г.) – пометки кайзера в том же духе: «И христианские державы должны спокойно смотреть на это!… Позор всем нам!»[10]. Со временем негодование кайзера возрастает и доходит до того, что на телеграмме от 28 августа 1896 г., извещавшей о кровавой войне в Константинополе, появляется категорическая пометка: «Султан должен быть смещен!»[11]. Заявлениям Вильгельма II вторил рейхсканцлер Х.Гогенлоэ, который в частном письме также выражал свою озабоченность по поводу избиений армян.

Ничего по существу не изменилось в положении западных армян и после свержения гамидовского режима буржуазной революцией 1908 г., когда к власти пришла партия «Единение и прогресс», возглавлявшая младотурецкое движение. Вслед за введением конституции снова начались репрессии против армян. Систематические убийства, грабежи, насилия над женщинами, жестокая политика налогов и податей, эксплуатация и вымогательство со стороны местных властей продолжались. Армянское население, так же как и раньше, было безоружным перед нападающими на него младотурецкими погромщиками[12]. Последние были основными исполнителями резни армян в Киликии в 1909 г., организованной по приказу центрального правительства, возглавляемого триумвиратом в лице Энвера, Джемаля и Талаата. В одном только г.Адане погибло 30 тыс. армян[13]. Армянский квартал, по свидетельству очевидца, представлял собой груду развалин и мусора. Широкая река стала местом погребения огромного числа людей, а большинство колодцев и цистерн были доверху забиты трупами.

Младотурецкие правители и их кайзеровские союзники «рассматривали погромы армянского населения 1909 г. как репетицию, проверку «окончательного решения» армянского вопроса, - отмечает видный востоковед профессор Э.Вернер[14]. По свидетельству английского ученого Д.Ланга, лидеры младотурецкого движения издавна мечтали об образовании Великого Турана от Стамбула до Самарканда и далее, но главным препятствием был армянский народ, насчитывавший 3 млн. человек и составлявший мощный этнический барьер между Малой Азией и Каспийским морем[15]. «Ликвидация армян», - пишет Д.Ланг, - «являлась центральной задачей младотурецкой политики»[16].

Энвер-паша в присутствии представителей общественности Константинополя заявил, что он не успокоится до тех пор, пока не уничтожит всех армян. Цель депортации, - указывал он, - искоренение всего армянского народа[17].

Позднее Энвер-паша сам признавался, что геноцид в Турции был осознанным намерением турецких государственных органов[18].

В указах Талаата-паши об обращении с выселенными армянами совершенно откровенно говорится об истинных целях турецкого правительства. Так в телеграмме от 9 сентября 1915 г., адресованной в префектуру Алеппо, указывалось: «Право армян жить и работать в Турции полностью ликвидировано. Правительство, которое в этом отношении берет на себя всякую ответственность, приказало не оставлять в колыбели ни одного ребенка. В некоторых провинциях этот приказ был выполнен. Но в Алеппо, по неизвестным нам причинам, делаются исключения, и ряд лиц остается, вместо того, чтобы быть сосланным; в связи с этим перед правительством возникают новые трудности. Пусть без всяких оснований будут высланы женщины и дети, кто бы они не были, даже те, которые не могут идти…[19]».

В одной телеграмме Талаат-паша высказывается еще более откровенно: «По приказу Джемиета правительство решило полностью уничтожить всех армян, проживающих в Турции… Невзирая на женщин, детей и больных, какими трагичными ни были методы уничтожения, не принимая во внимание чувство совести, положите конец их существованию»[20]. Он отмечал, что «так называемый приют для сирот не нужен. Сейчас нельзя терять время на то, чтобы кормить их (сирот) и продлевать им жизнь, поддаваясь влиянию чувств. Отправьте их и сообщите нам об этом… Уничтожайте тайными средствами любого армянина восточных провинций, которого найдете в вашей области»[21].

Приказы шли из Стамбула, несмотря на сопротивление, оказанное отдельными государственными служащими, а в некоторых случаях даже самим турецким населением, они непреклонно и неумолимо выполнялись. Депортация армян сопровождалась невероятными зверствами. Немецкие источники подразделяют историю геноцида армян на следующие этапы:

1. с 1 ноября 1914 г. по 20 апреля 1915 г., с момента вступления Турции в Первую мировую войну до событий в Ване;

2. с 20-24 апреля 1915 г. до декабря того же года; в этот период в основном и осуществлялось изгнание и геноцид армян;

3. с декабря 1915 г. по октябрь 1918 г.; в этот период оставшаяся часть армян Западной Армении насильственно обращалась в ислам и уничтожалась;

4. с 15 февраля 1918 г. по 15-17 сентября этого же года; этот период охватывает события на Кавказе до оккупации турецкими войсками Баку[22].

С началом первой мировой войны под предлогом исполнения воинской повинности все оставшиеся в городах и деревнях мужчины в возрасте от 16 до 70 лет были мобилизованы.

В феврале 1915 г. турецкие власти приступили к разоружению солдат-армян, несмотря на оказанное ими при этом сопротивление. Разоруженные солдаты использовались в качестве рабочей силы при ремонте шоссейных дорог или как грузчики, многие из них погибли от чрезмерного утомления и недоедания, а остальные были убиты[23].

24 апреля 1915 г. в Константинополе прошли массовые аресты представителей армянской интеллигенции. Все армяне, занимавшие какие-либо административные посты в государстве, были смещены со своих должностей и арестованы. Армяне-врачи, с начала войны исполнявшие свои обязанности в турецких военных госпиталях, были заключены в тюрьмы. Аресты производились без соблюдения элементарных судебных формальностей. Ни разу ни в одном случае против армян не выдвигалось обвинение в соучастии в каком-либо враждебном акте, направленном против государства, или в замышлении такового.

С мая - июня 1915 началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении (вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Германский консул в Трапезунде в июле 1915 г. сообщал о депортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены таким образом положить конец армянскому вопросу.

Поскольку мужчины были призваны в армию, депортация коснулась в основном стариков, женщин и детей. В связи с этим немецкий консул в Эрзеруме Шойнбер-Рихтер утверждал, что в деле депортации армян военной целесообразности не было, поскольку «высылаются главным образом женщины и дети». Он добавил, что в Эрзерумском вилайете «восстания армян не предвидится, и по этой причине распоряжение о беспощадной депортации беспочвенно»[24].

В телеграмме от 10 мая 1915 г., адресованном германскому посольству в Константинополе, консул в Алеппо Реслер сообщает, что целью турецкого правительства является полное истребление населения во всех вилайетах[25]. В своих сообщениях Реслер высказывает мысль, что если бы целью депортации было переселение или выселение, то необходима была бы предварительная подготовка[26]. Отсюда консул делает предположение о том, что речь идет не о переселении, а об уничтожении армянского населения под предлогом переселения. В своей телеграмме посольству от 3 июля 1915 г. Реслер сообщает: «Дан приказ о расселении армян по мусульманским деревням Алеппского вилайета, а это означает, что фактически они должны быть уничтожены»[27] и далее: «среди сосланных армян подавляющее большинство – женщины. Во время переселения они окажутся беззащитными и могут подвергнуться насилию. Многие дети уже стали жертвами этого переселения»[28].

В одном из докладов МИД Германии под названием «Армяне гибнут» (июль 1917) указывается: «На фоне кровавых ужасов Турецкой Армении… не секрет то, что погромщики, поощряемые турецким правительством, систематически вырезали армян, чтобы завладеть их имуществом»[29]. В документе подчеркивается «ужасная, невиданная в истории резня, ссылка мирных армян в безлюдные степи Месопотамии»[30].

В донесении рейхсканцлеру от 4 декабря 1916 г. консул в Эрзеруме Шойнбер-Рихтер отмечает, что большинство членов комитета партии «Единение и прогресс» придерживается того мнения, что «турецкая империя – только для мусульман». «Немусульманское и нетурецкое население должно быть обращено в ислам, а там, где это невозможно, его следует уничтожить»[31]. Шойнбер-Рихтер подчеркивает, что первым пунктом программы младотурок является истребление армян[32].

Правительственным донесениям вторит мнение простых немцев. 16 августа 1915 г. немцы, проживающие в Конии, обратились в германское посольство в Константинополе с докладной запиской, в которой указывалось, что «избиение, по-видимому, сводится к полному уничтожению армян. Это бесчеловечное отношение – неизгладимое позорное пятно в мировой истории и не только для турок, но и для нас, немцев, если мы будем смотреть на это дело сложа руки и допустим уничтожение этого народа»[33].

На страницах немецкой прессы сообщалось, что «для изображения всех этих душевных и телесных страданий потребовались бы тома, но все же человеческое перо не в состоянии описать всех мучений, которые вынесли эти бедные жертвы человеческого произвола и жестокости. Кто может изобразить такую сцену, когда жандармы ударами кнута вынуждают мать бросить умирающее дитя? Кто может выразить неописуемое горе ребенка, потерявшего при виде смерти замученной матери последние силы? Кто может понять состояние матери, перед глазами которой жестоко насилуют ее дочь?»[34].

В немецких источниках сохранились многочисленные свидетельства истребления турецкими властями армянского населения.

По рассказам очевидцев-немцев, инженеров Багдадской железной дороги, турки связывали вместе мужчин, стреляли в них дробью и уходили, смеясь, в то время как их жертвы медленно умирали в ужасных конвульсиях. Других мужчин, связав им руки за спиной, скатывали по крутому откосу; внизу стояли турецкие женщины, которые добивали скатывавших ножами[35].

По пустынным горным долинам Анатолии, под палящим зноем жандармы ударами палок и плетей гнали толпы голодных, изнывающих от жажды, босоногих, плачущих женщин и детей. Тех, кто падал, закалывали. Караван депортированных превратился в шествие смертников. К месту назначения дошло менее четверти депортированных[36].

Один из немцев-очевидцев трагических событий в Западной Армении писал, что «турки превзошли все границы жестокости». В различных провинциях были зверски умерщвлены тысячи армян: мужчин, женщин, стариков и детей. Их убивали топором или душили. Беременных женщин избивали прикладами винтовок до тех пор, пока они не умирали. Молодых девушек дарили паше в качестве наложниц или предлагали немецким офицерам[37].

Тысячи трупов армян, жертв избиений, можно было видеть в Евфрате. Неисчислимые массы армян были угнаны в безлюдные местности: мужчин гнали в одном направлении, женщин – в другом, без пищи. Молодых супругов разлучали, а затем женщин насиловали на глазах их мужей, после чего последних убивали на глазах обесчещенных женщин[38].

Немецкий пастор Фишер рассказывает: «В районе Вана … в приют для сирот прибыла группа девочек. Их подвесили за руки на деревья, а потом начали сдирать с головы кожу. С трудом можно представить себе состояние этих несчастных. У одной женщины, которая пришла к нам, разрубили на куски ребенка и этими кусками набили ей рот, многие девушки в приюте для сирот были обесчещены и находились в ужасном состоянии… Однажды я проезжал вдоль турецкой границы и увидел, что на дереве висит что-то темное… Это был человек, с которого полностью содрали кожу»[39].

О резне армян в районе Мараша свидетельствует немецкая медсестра П.Шефер. Она рассказывает, что на дорогах Мараша всюду лежали трупы армян[40].

По сообщению турка Фаиз эль-Гусейна «по обе стороны дорого вблизи Диарбекира все выглядело ужасно. Здесь мужчины с пулей в груди, там разрезанная на куски женщина и маленький ребенок, заснувший последним сном рядом со своей матерью, девушка, обесчещенная во цвете юных лет. Так протекало наше путешествие, пока мы не дошли до канала Кара-Пунар вблизи Диарбекира. Там мы увидели сожженные, обуглившиеся трупы. О, Аллах, от взгляда которого ничего не сокрыто. Ты один лишь знаешь, сколько молодых мужчин и юных девушек, которые могли быть счастливы, стали жертвами пламени в этом зловонном месте»[41].

Один немецкий торговец, следовавший из Багдада вАлеппо, сообщил, что во время трехнедельной поездки по военной дороге он видел много ужасно изуродованных трупов депортированных армян. Другой немецкий коммерсант рассказывает, что по пути его следования валялось так много отрубленных детских и женских рук, что ими можно было бы вымостить улицу[42].

В книге Генриха Фирбюхера приводятся следующие факты: «В Гастеване и Салмазе только из колодцев был извлечено 850 обезглавленных трупов. Почему? Главнокомандующий турецких отрядов за каждую христианскую голову платил определенную сумму. Колодцы были залиты христианской кровью. Только из одного Гастевана в Саугбулак было отправлено на поругание около 500 женщин и девушек… Женщины, видя, как при свете белого дня насилуют их сестер, сотнями бросались в глубокую реку»[43]. Захватив город Мули, жандармы на глазах у мужчин стали насиловать их жен. Многие из мужчин убивали своих жен и дочерей. Одна большая семья умерла, приняв яд. Неподалеку от Анкары убили 500 человек, отрезав им предварительно носы, уши и выколов глаза[44].

Из армян, которых отправили в оазис Дер-эль Зор, почти никто не остался в живых. Время от времени уводили группы из нескольких сот человек и хладнокровно убивали… В Бабе за два с половиной дня умерли от голода 1029 армян[45].

5 августа 1915 г. Талаат-паша в беседе с Гогенлоэ-Лангебургом, исполнявшим тогда обязанности немецкого посла в Константинополе, заявил, что «армянского вопроса больше нет…»[46].

Директор дома слепых в Малатии (Западная Армения) Эрнст Христофель, который был очевидцем трагических событий армянской резни, в письме пастору Д.Штойе Зандту назвал геноцид армян «величайшим преступлением в мировой истории»[47].

Из открытого письма главам европейских держав Армина Теофила Вегнера, члена немецкой санитарной миссии в Турции:

«Что же сделали победоносные державы Запада, чтобы защитить от полного уничтожения этот маленький народ, истязаемый за свою веру и дух? Разрешите мне вам, главам этих государств, напомнить о громких обещаниях, поручительствах, которые вы давали Армении во время войны. Разрешите мне напомнить еще раз вам и всему миру слова Клемансо, обращенные к Армении 14 июля 1918 г., что союзные правительства всегда будут считать своим долгом упорядочить судьбу этой страны согласно законам человечности и справедливости. А разве воздух не наполнен еще громкими словами Пуанкаре, с которыми он обратился к патриарху армян в Киликии – словами, которые так быстро изгладились из его памяти? Ллойд-Джордж…, Бриан, Дешанель, Орландо, Соннино, Вильсон – так много громких имен, которые, подобно параду великолепных мундиров, проносятся мимо нас, оставляя позади себя хохот пустого эха в разочарованных душах. И результатом таких торжественных клятв, следующих одна за другой, явился священный крестовый поход! Новые грабежи, голод, резня следовали за кровавыми событиями войны в Караклисе и Александрополе; в 1921 г. – ужасы Памбака, Сасуна, в 1922 последняя резня и насильственные переселения в области Ангора…»[48].

После прихода Гитлера к власти А.Вегнер поднял свой голос в защиту евреев. Его дважды арестовывали и бросали в концлагеря. Тем не менее, ему посчастливилось выжить. В 60-х годах он посетил Ереван и пять минут на коленях простоял перед вечным огнем в память жертв геноцида армян в Цицернакаберде…

И.Лепсиус приводит статистические данные о депортации армян. Из 1 850 тыс. армян, проживавших до войны в Османской империи, депортации подверглись 1 400 тыс. армян. Из них лишь 10% дошли до места ссылки, остальные были вырезаны в пути, погибли от голода и болезней, а женщины были проданы жандармами в гаремы или похищены[49]. Лепсиус писал: «Две трети населения (около 1 200 тыс.) уничтожены. В восточных провинциях выселялись женщины и дети в основном с целью уничтожения»[50].

По другим источникам, накануне Первой мировой войны в Османской империи проживало около 3 млн. армян[51], из которых после войны осталось в живых лишь несколько десятков тысяч[52].

И.Лепсиусу удалось добиться приема у Энвера-паши, и он отправился в Константинополь. В остальные районы Османской империи въезд Лепсиусу был запрещен. Во время состоявшейся беседы Лепсиус привел многочисленные факты беззакония по отношению к армянам, ссылаясь при этом в т.ч. на данные, полученные из американского посольства в Константинополе. И.Лепсиус предъявил Энверу-паше обвинение в том, что он, руководствуясь преступными планами, уничтожает западных армян[53]. Когда Энвер-паша рассказал о своей беседе с Лепсиусом Талаату, последний ответил, что Лепсиусу нечего беспокоится: необходимость в решении армянского вопроса отпадает по причине полной ликвидации армянского населения[54]

Потеряв надежду предотвратить трагедию, доктор И.Лепсиус вернулся на родину. По прибытии в Берлин он сообщил на собрании «Германо-армянского общества» ужасающие факты о геноциде армян в Турции. Собрание направило канцлеру Германии письмо, которое подписали 50 известных представителей немецкой интеллигенции. И.Лепсиус писал: «Я не обвинитель и не защитник. Факты будут говорить сами за себя. Любой, будь он враг или друг, сам создаст свое мнение. Но в настоящее время у меня есть привилегия стать защитником народа, который не будучи втянутым в мировую войну, в десять раз больше перенес страданий, чем любой другой народ мира, из-за проклятия варварства»[55].

Библиография:

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Sachsisches Hauptstaatsarchiv Dresden, Ausenministerium Akten-Nr, 1952, Bl.33

[2] Marquart J. Die Enstehung und Wiederherstellung der armenischen Nation. Berlin-Schoneberg, 1919, s.48

[3] Eingabe an den Reichstag. Berlin, 1933, s.5-6

[4] Stuermer H. Zwei Kriegsjahre in Konstantinopel. Skizzen deutsch – jungturkischer Moral und Politik, Lausanne, 1917, s.13-14

[5] Marquart J. Die Enstehung und Wiederherstellung der armenischen Nation. Berlin-Schoneberg, 1919, s.45

[6] Lepsius J. Armenien und Europa, Berlin, 1896, s.19

[7] там же, s.24

[8] Die Grose Politik der Europaischen Kabinette 1871-1914. Sammlung der diplomatischen Akten des Auswartigen Amtes. Berlin, 1923, 10, Bd., s.102

[9] там же, s.85

[10] там же, 12. Band, erste Halfte, s.18

[11] там же, s.20

[12] Deutscher Hilfsbund fur christliches Liebeswerk im Orient. Franfert a.M., Februar, 1919, s.1-2, Marz, Munchen, 1913, Oktober bis Dezember, s.842

[13] Werner E. Die Armeniergreuel 1915/16 – ein armenisches Greuemachen? Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft, XXI, Jahrgang, 1973, Heft 2, s.220

[14] Die neune Zeit, 1913, Nr.37, 2., Band, s.378-379

[15] Lang D.M., Armenia: cradle of civilization, London, 1970, p.287

[16] там же.

[17] Eingabe an den Reichstag. Der turkische Bundesgenosse Deutschlands, Berlin, 1932, s.5

[18] Deutscher Hilfsbund fur christliches Liebeswerk im Orient. Franfert a.M., 1919, s.3

[19] Der Prozes Talaat Pascha. Stenographischer Prozesbericht mit einem Vortwort von Armin T.Wegner und einem Anhang, Berlin, 1921, s.133

[20] там же

[21] там же, s.134

[22] Lepsius J. Deutschland und Armenien 1914-1918. Sammlung diplomatischer Aktenstucke, Potsdam, 1919, s.1X

[23] Material zur Beurteilung des Schicksals der Armenier im Jahre 1915, Basel, 1915, s.6

[24] Lepsius J. Deutschland und Armenien 1914-1918. Sammlung diplomatischer Aktenstucke, Potsdam, 1919, s.71

[25] там же, s.66

[26] там же, s.81

[27] там же

[28] там же

[29] Deutsches Zentralarchiv Potsdam. Bestand Auswartiges Amt, Akten Nr.57569, Bl.34

[30] там же

[31] Lepsius J. Deutschland und Armenien 1914-1918. Sammlung diplomatischer Aktenstucke, Potsdam, 1919, s.307-308

[32] там же, s.308

[33] Lepsius J. Deutschland und Armenien 1914-1918. Sammlung diplomatischer Aktenstucke, Potsdam, 1919, s.135

[34] Deutscher Hilfsbund fur christliches Liebeswerk im Orient. Franfert a.M., 1919, s.3

[35] Eingabe an den Reichstag. Der turkische Bundesgenosse Deutschlands, Berlin, 1932, s.4

[36] Material zur Beurteilung des Schicksals der Armenier im Jahre 1915, Basel, 1915, s.7

[37] Sachsisches Hauptstaatsarchiv Dresden, Ausenministerium Akten-Nr, 1953, Bl.76

[38] там же

[39] Deutsches Zentralarchiv, Historische Abteilung 11, Merseburg, Repositur 89, 2.2.1. Konigliches Geheimes Zivilkabinett, Akten-Nr 13340, Bl.192

[40] Sommer E. Die Wahrheit uber die Leiden des armenischen Volkes in der Turkel wahrend des Weltkrieges., Frankfurt, s.7-5, 32-33

[41] Flugblatt der Dr.Lepsius Orient-Mission. Nr.12. Potsdam, 1922, s.9

[42] Deutscher Hilfsbund fur christliches Liebeswerk im Orient. Franfert a.M., 1919, s.3

[43] Vierbucher H. Was die Kaiserliche Regierung den deutschen Untertanen verschwiegen hat. Armenien 1915. Hamburg-Bergedorf, s.68-69

[44] там же

[45] там же, s.76

[46] Europaische Staats und Wirtschaftszeitung, 1919, Berlin, Nr.40 u 41, s.885

[47] Lepsius J. Deutschland und Armenien 1914-1918. Sammlung diplomatischer Aktenstucke, Potsdam, 1919, s.355

[48] Wegner A., Der Schrei vom Ararat. Leipzig, 1912, s.2-3

[49] там же, XXXVII

[50] Der christliche Orient, 1915, Heft 1, X., X., s.165-166

[51] Deutsche Lexante-Zeitung, Hamburg, Marz, 1914, H.5, s.182

[52] Offener Brief an den Prasidenten der Vereingten Staaten von Nord-America Hern Woodraw Wison uber die Austreibung des armenischen Volkes in die Wuste. Von Armin T. Wegner. Berlin-Schoneberg, 1919, s.2

[53] Werfel F. Die vierzig Tage des Musa Dagh. Berlin-Wien-Leipzig, 1933, erster Band, s.172-205

[54] там же, s.200

[55] Mitteilungen aus der Arbeit von Dr. Johannes Lepsius, 1918, Nr. 11-12, s.117

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 39
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

А теперь посмтотри, что пишут ваши же любимчики:

http://karabakh-doc.gen.az/ru/isegod/isg009.htm

Когда админ рыпается на своих ради популяризации ресурса, от полутора миллиона сообщений форума в конце концов остается лишь 976792... (из дневника наблюдений Бозгурда)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опять свой горе сайт пытается протолкнуть, как бездарного музыканта пытаются протолкнуть

на музыкальный олимп............

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По свидетельству доктора Хэмлина, основателя колледжа Роберта, армяне рассказывали ему, что отряды гнчакистов “не упустят возможность убивать турок и курдов, предавая огню их деревни, а затем укроются в горах. Взбешенные мусульмане поднимутся и обрушатся на беззащитных армян, причем будут их убивать с таким варварством, что Россия вмешается во имя гуманизма и христианской цивилизации и установит над регионом свой контроль”. Когда ужаснувшийся Хэмлин осудил эту схему как подлинно дьявольскую и самую жестокую из всех, когда-либо известных, он получил следующий ответ:

ОНА, НЕСОМНЕННО, КАЖЕТСЯ ВАМ ТАКОВОЙ, НО МЫ, АРМЯНЕ, ПОЛНЫ РЕШИМОСТИ СТАТЬ СВОБОДНЫМИ. ЕВРОПА ВНИМАЛА РАССКАЗАМ О БОЛГАРСКИХ УЖАСАХ И ДАЛА БОЛГАРИИ СВОБОДУ. ОНА УСЛЫШИТ НАШ КРИК, КОГДА ОН ВОПЛОТИТСЯ В ПРОНЗИТЕЛЬНЫХ ВОПЛЯХ И КРОВИ МИЛЛИОНОВ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ. МЫ ОТЧАЯННЫ. МЫ СДЕЛАЕМ ЭТО.”

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очень интересно подобрана информация.

Насколько Я понял Вас, Тигран, эта статья написана Вами. По крайней мере Я не встречал написанное, на армянских пропагандистских сайтах. Тем неменее хочу задать Вам несколько вопросов.

1. Чем-же обьяснить, что именно армяне оказались "крайними" в этой истории?

2.Ваше мнение на подстрекательскую роль России.

3.Не кажется ли Вам, что это могло быть и ответом, на крайнюю жестокость армянских банд?

Очень хочеться прочитать Ваш ответ на эти вопросы.

Заранее благодарю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1. Чем-же обьяснить, что именно армяне оказались "крайними" в этой истории?

Были уничтожены не только армяне, но также ассирийцы и греки. В общей сложности 5 млн. человек.

2.Ваше мнение на подстрекательскую роль России.

Вина Турции не снимается никаким подстрекательством.

3.Не кажется ли Вам, что это могло быть и ответом, на крайнюю жестокость армянских банд?

Странная логика! Вместо того, чтобы уничтожить "армянские банды" турки решили уничтожить весь армянский народ. А в придачу еще уничтожили и ассирийцев. И сегодня Турция, чувствуя свою полную безнаказанность готовится к уничтожению других народов, например курдов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я не обвинитель и не защитник. Факты будут говорить сами за себя… (Из открытого письма доктора И.Лепсиуса канцлеру Германии)

Вторая категория свидетелей, цитируемых теми, кто хочет уличить оттоманское правительство в преступлении, объединяет людей, которые сами ничего не видели, но якобы обо всем осведомлены: они ничего конкретного не знают, однако из существующих слухов и молвы сделали заключения, которые полностью соответствуют их представлению об армянах как исторических мучениках.

Одним из главных представителей этой категории свидетелей является Лепсиус, неоднократно цитировавшийся друзьями армян, поскольку он был немцем и потому якобы должен был быть изначально дружелюбным по отношению к туркам.

Однако он ни в коей мере не был лояльным по отношению к ним.

Доктор Лепсиус, рожденный в 1858 г., был протестантским пастором, с 1895 г. посвятившим себя полностью Германско-восточной миссии, которую он и основал. Изучая эволюцию отношений между армянами и турками после 1895 г., никто не обращал внимания на то, какую значительную “дестабилизирующую” и враждебную по отношению к туркам роль играли протестантские миссии среди армян. Эти органы, которые имели резиденции во многих больших странах, пытались распространить свое влияние в находящейся в состоянии упадка Оттоманской империи. Они активно развивали среди армян, обратившихся в их веру, враждебную “центробежную” тенденцию как по отношению к мусульманам-туркам и оттоманскому правительству, так и по отношению к армянской григорианской патриархии, которая духовно правила большей частью армян, живших в Оттоманской империи.

Они оказываются замешаны во всех инцидентах и мятежах, которые имели место среди армян в Оттоманской империи начиная с 1880 г. И в каждом случае они служили своеобразным промежуточным пунктом в интенсивных операциях по пропаганде в пользу якобы уничтожаемых армян, пропаганде, оправдывающей новое иностранное вмешательство на дипломатическом уровне в распадающуюся империю.

(Собственно, так делается всегда во всем мире. Мы сегодня забываем о том пафосе, которым были вдохновлены христианские миссионеры во время европейской колониальной экспансии в XIX веке, когда они были посланы в зоны, входящие в сферу интересов их правительств. Везде - в Тихом океане, на Дальнем Востоке, в черной Африке - деятельность иностранных миссионеров предшествовала артиллерийской обработке, которая в свою очередь сопровождалась прибытием европейского генаралького резидента. То же самое должно было произойти и с Арменией, и здесь мы лишь констатируем акт, не желая бросить тень на идеализм христианских миссионеров).

Таким образом действовал и сам Лепсиус. В 1896 г. опубликовал первое произведение под названием “армяне и Европа”, где распространял легенду об “нз-ниях” 1895 г. В 1915 г., побуждаемый армянской диаспорой, он намеревается поехать в Турцию, где до тех р ни разу пе был, предварительно собрав обильную “кументацию” п Софии - в Центральном бюро армянской самостоятельной и революционной партии “Дашнак”, запрещенной в Турции. Лепсиус отправился в Константинополь, где был любезно принят Энвер Пашой, который не менее любезно ему запретил проделать свое путешествие по империи за пределами столицы

Вернувшись в Берлин, Лепсиус опубликовал мстителъную работу под названием “Отчет о положении армянского народа в Турции”, распространение которой было тогда запрещено немецкой полицией.

Какие же достоинства могут быть у этого документа, написанного автором, который сам ничего утверждать не может, убеждения которого сложились заранее и источниками информации которого являлись армянские революционеры разместившиеся вне Оттоманской империи?

Однако эта киига наделала много шума и была причиной большого скандала. Она подкрепила международное обществе мнение в его враждебном предубеждении против турок и продолжает это делать и сегодня.

Малевил Ж. Армянская трагедия 1915 года

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

СОЛОМОНУ

Спасибо Вам Соломон за ответы. Вы постарались быть очень кратким, и в результате вместо ответов, у Вас всего лишь малоаргументированные фразы. А ответ на второй вопрос и вовсе звучит как "сам дурак!"

Простите, но Вы меня не убедили.

Придеться подождать ответ Тиграна, уверен, что он не обойдется парой дежурных фраз.

Не огорчайтесь! У Вас все еше впереди. :gizildish:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Доктор Лепсиус, рожденный в 1858 г., был протестантским пастором, с 1895 г. посвятившим себя полностью Германско-восточной миссии, которую он и основал. Изучая эволюцию отношений между армянами и турками после 1895 г., никто не обращал внимания на то, какую значительную “дестабилизирующую” и враждебную по отношению к туркам роль играли протестантские миссии среди армян. Эти органы, которые имели резиденции во многих больших странах, пытались распространить свое влияние в находящейся в состоянии упадка Оттоманской империи. Они активно развивали среди армян, обратившихся в их веру, враждебную “центробежную” тенденцию как по отношению к мусульманам-туркам и оттоманскому правительству, так и по отношению к армянской григорианской патриархии, которая духовно правила большей частью армян, живших в Оттоманской империи.

Они оказываются замешаны во всех инцидентах и мятежах, которые имели место среди армян в Оттоманской империи начиная с 1880 г.

Saleh bey

Очень красивая версия.

Но загадка остается! Почему Лепсиус так рьяно взялся за распространение теории о "притеснение армян в Оттоманской Империи"? Потому что он протестант?

И какова действительная основа "армянских мятежей"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И какова действительная основа "армянских мятежей"?

Это племя особое, необыкновенное, «революционное». Сразу же, после того как для них складывались более или менее сносные условия жизни, вновь начиналось движение — борьба за «справедливость», «объединение», «воссоединение», против, разумеется, местного народа, приютившего армян десятилетия назад.

Вот как пишет об этом «сам» Балаян: «Приставали к чужим берегам и везде, где бросили якорь, поднимали свой флаг. И ничто не могло уничтожить это великое множество флагов, символизирующих веру. Веру в справедливость., В объединение. Воссоединение. Возрождение» .

Сколько сел, городов, стран — «чужих берегов» они перепробовали, испоганили своими «якорями», «флагами», сколько людей, наций, народов обидели, восстановили против себя, ожесточили своей «революционной борьбой», драчливым характером, непредсказуемыми действиями, которые сводились к одному — терроризму. Весь путь народа отмечен враждой, разрухой, смертью. Вся история — не жизнь а сплошной скандал — только злое и ничего доброго.

И каждая новая, очередная война завершалась новым, очередным изгнанием на новые, очередные «чужие берега», куда приходили, конечно же, с теми же «флагами», т. е. — камнями за пазухой. И характер же у народа!

Да, при всем этом не забывались и прежние «берега», прежние «родины», «исконно армянские земли», со «столицами», первой, второй... одиннадцатой — не прекращались претензии ко всем бывшим соседям, далеким и близким.

Вот почему получилась такая карта «Великой Армении», накрывающая почти всю Турцию, Иран, Кавказ, часть России — до Воронежа (а столица — пока не решено, думают. Благо, выбор есть — двенадцать!).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Доктор Лепсиус, рожденный в 1858 г., был протестантским пастором, с 1895 г. посвятившим себя полностью Германско-восточной миссии, которую он и основал. Изучая эволюцию отношений между армянами и турками после 1895 г., никто не обращал внимания на то, какую значительную “дестабилизирующую” и враждебную по отношению к туркам роль играли

Цитаты из http://svlourie.narod.ru

Грант Матевосян сказал странные (зачем странные, эти слова хая, которым мы кавказцы уже привыкли) слова: "Мы должны суметь обмануть и себя, и народ и не принять поражения" (без комментария)

Грант Матевосян: "И произошло мое отчуждение от своей страны", Интервью Зульфы Оганян. // Урарту, 25, 3, 16 июля, с. 5.

И еще

С.В. Лурье. "Они хотели видеть "идеальных русских" и им удавалось это даже тогда, когда реальные русские стреляли по ним (только тогда когда хаи довели русских до бешенства). Полторы тысячи лет, живя под различными завоевателями(бедные хаи), они страстно хотели увидеть Армению. И они увидели ее, они создали (с вашей поддержкой) ее почти из ничего. Они верили в геройство и в ответ на Геноцид (с сожалением виртуального), на презрение всего мира(да они призирают всех без исключения) создали прекрасный город-памятник. Ереван победит потому, что не хочет верить реальности(а это уже нонсес)."

Из книги "В первый раз... Книга очерков"

С. Капутикян: "Хайк должен знать, что армянин, открывший глаза в семье боголюбивых армян, родился не для того, чтобы жить, а для того, чтобы помочь армянской нации. Поэтому новорожденному армянину нужно громко, очень громко прокричать в ухо: "Эй, Арам... твой враг турок... Родина важнее бога. Важнее родины церковь. Важнее церкви Великий Тигран. Важнее Великого Тиграна "Великая Армения".(без комментария)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это племя особое, необыкновенное, «революционное». Сразу же, после того как для них складывались более или менее сносные условия жизни, вновь начиналось движение — борьба за «справедливость», «объединение», «воссоединение», против, разумеется, местного народа, приютившего армян десятилетия назад.

Вот как пишет об этом «сам» Балаян: «Приставали к чужим берегам и везде, где бросили якорь, поднимали свой флаг. И ничто не могло уничтожить это великое множество флагов, символизирующих веру. Веру в справедливость., В объединение. Воссоединение. Возрождение» .

Да, при всем этом не забывались и прежние «берега», прежние «родины», «исконно армянские земли», со «столицами», первой, второй... одиннадцатой — не прекращались претензии ко всем бывшим соседям, далеким и близким.

Saleh Bey

Знакомая до боли картина, но парадокс остается!

По всему миру армяне разбросаны, (и я немало повидал), но практически везде: самое лояльное отношение "местных" к ним. Латинская Америка, USA, Канада, Индия, Ближний Восток, ну разумеется Европа. Везде центры, школы, церкьви.

Волею судьбы оказался в Коломбо (Шри-Ланка), посреди города большая церковь, но совершенно нет людей, всего один прихожанин-армянин преклонных лет.

Так что Вы, Saleh-Bay, правы в одном: притензии исключительно к туркам и к нам, (с большой натяжкой к Грузии).

Да флаги они очень любят, так-же, как и свой алфавит. Хвала им за это. Но как нам донести до всех "черную часть их души"? Которую мы знаем лучше, чем кто-либо!

Вот это вопрос вопросов!

Вы мне так и не ответили - "про Лепсиуса".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Но как нам донести до всех "черную часть их души"?

Черная часть армянской души это армянство:

1. Для себя, армянства: Мы самые цивилизованные в мире, а наши соседи — турки (арабы, персы, грузины, ливанцы и т.п.)— дикари-кочевники, они нас все время уничтожали и намерены полностью истребить. Поэтому мы вынуждены уничтожить всех врагов, в первую очередь турок, иначе всем нам конец. А когда не станет турок и всех других оккупантов, т. е. когда мы освободим наши исконно армянские земли, то мы возродим свою могущественную державу — “Великую Армению” от моря до моря (Средиземного, Черного, Каспийского).

2. Для христианского мира: Армян-христиан, только за то, что они армяне-христиане, уничтожали азиаты-кочевники, уничтожают и ныне и хотят уничтожить полностью. Чудо, каковым является армянский народ, его культура, искусство, язык исчезнут для Европы, Америки. Поэтому цивилизованный мир должен, обязан оберегать многострадальный армянский народ, помочь ему в борьбе со злым турком (грузином, арабом и т.д.).

3. Для русских: Повторяется предыдущее утверждение и к нему добавляется следующее:

Армяне и русские — братья по вере, армяне являются естественными (?) союзниками, вечными друзьями русских. Поэтому русские всегда должны защищать армян.

4. Для евреев: Армяне и евреи два древнейших народа, братья от Ноя, они самые мудрые и многострадальные. Поэтому они должны держаться вместе, не только не вредить, но, наоборот, помогать друг другу всегда, во всем, как самые искренние союзники.

5. Для азербайджанцев (и грузин — с ними армяне воевали в 1919 г.): Армяне — вечные соседи с азербайджанцами (грузинами), вместе жили и будут жить в дружбе как народы-братья. А во всех конфликтах, войнах между ними виноваты внешние силы, другие страны, которым нужны эти войны (тут делается прозрачный намек или откровенно указывают на Россию, Америку, Францию и т. д.). Так что армяне ни при чем, они такая же жертва, как и азербайджанцы. Оба (?) народа в конце концов (разумеется, после захвата очередной части азербайджанской территории) одумаются и помирятся, вновь будут ходить друг к другу в гости.

--------------------------------------------------------------------------------

... Армянство — явление. Явление необыкновенное, феноменальное. В нем все не просто лучше или хуже, чем в обычном мире, а совершенно иначе — обратно, противоположно, подобно антивеществу, при столкновении которого с обычным веществом происходит аннигиляция (взаимное уничтожение). Так, армянская правда есть ложь, гуманизм - человеконенавистничество, миролюбие - экспансия, оборона - агрессия, геройство - бандитизм, логика - несуразность...

Феноменальны, разумеется, и чаяния армянства: оно считает, что территории чуть ли не десяти сегодняшних независимых государств являются их “Очагом”, будущей “Великой Арменией” и т. д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вы мне так и не ответили - "про Лепсиуса".

Повторяю

Какие же достоинства могут быть у этого документа, написанного автором, который сам ничего утверждать не может, убеждения которого сложились заранее и источниками информации которого являлись армянские революционеры разместившиеся вне Оттоманской империи?

По моему достаточно :gizildish:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Повторяю

Какие же достоинства могут быть у этого документа, написанного автором, который сам ничего утверждать не может, убеждения которого сложились заранее и источниками информации которого являлись армянские революционеры разместившиеся вне Оттоманской империи?

По моему достаточно :gizildish:

Saleh Bay

с достоинствами все очень даже понятно.

Но мой вопрос звучит совершенно иначе: "Почему Лепсиус так рьяно взялся за распространение теории о "притеснение армян в Оттоманской Империи"? Потому что он протестант?"

Мы имеем дело с "подготовленными" оппонентами, поэтому аккуратность в нюансах должна быть исключительной. Расплывчатые фразы и заезженные термины только льют воду на их мельницу.

Я уверен, что Вы несомненно понимаете необходимость этой аккуратности.

С уважением Kinza.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

С соседней темы - Армяне любят поживиться.

Ответ на некоторые вопросы...

//////Никогда не имели ничего своего, и всегда претендовали на все сразу.

Что это, ненасытность или четко продуманный план присваивания, албанских, тюркских, азербайджанских памятников истории, культуры, музыки, кухни и т.д /////

это природа виновата и стечение обстоятельств.

Нужно давить на Турцию, причем так, чтобы это было приемлимо и для запада (гонимые мусульманами христиане- общественность воспринимает на ура). Вот русские и придумали армению. Она играла и играет для русских очень важную роль - сепаратор между Турцией и остальным тюркским миром. Вот и причина их появления. И как следтсвие, для оправдания оного факта, требуется "история", "культура" и многие другие аспекты. А это уже дело техники.

Рядом разрозненные и намного менее пассионарные азербайджанцы (об этом ниже) и грузины. Вот и взяли то, что не так лежало.

Вот такое совпадение интересов. А еще прибавь антитюркский иран - вообще идиллическая для хаев картина. Им только присосаться к нашей истории и остаеца, а это - см. выше.

Насчет природы -

сравним нас с хаями. Посмотрим, как развивалось переселение хаев по Ближнему Востоку и Кавказу в ближайшие 500 лет. Все время они "ходили" по глым горам и долам. Постоянно их за скверность менталитета гнали взашей. ОНИ ПРИВЫКЛИ БОРОТСЯ!!!!!!!!! И не только с новыми соседями. За последние 200 лет, живя (надеюсь временно) в суровых условиях зап. Азербайджана, где зимы страшно холодны а лето нетерпимо жарко, где ничего не посеешь, ничего не выкопаешь из земли, словом никак на жизнь не заработаешь. И что же делать? Ставшая закаленной, душа вороватого и наглого до невероятной степени хая, ищет "жизненное" пространство. Как они это делают, бииплизством, подхалимством, наглостью, воровством - другой вопрос. Главное ведь результат.

И они это делают. Но пока это не произошло - битва не завершена и хай живет все там же. Такой же наглый и кровожадный - благодаря природе.

вот так то

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Расплывчатые фразы и заезженные термины только льют воду на их мельницу.

Пож.ста внимательно читайте постинг содержащий слова ...., никто не обращал внимания на то, какую значительную “дестабилизирующую” и враждебную по отношению к туркам роль играли протестантские миссии среди армян. Эти органы, которые имели резиденции во многих больших странах, пытались распространить свое влияние в находящейся в состоянии упадка Оттоманской империи. Они активно развивали среди армян, обратившихся в их веру, враждебную “центробежную” тенденцию как по отношению к мусульманам-туркам и оттоманскому правительству, так и по отношению к армянской григорианской патриархии, которая духовно правила большей частью армян, живших в Оттоманской империи.

Европейская политика конца 19-го века была направлена против Оттоманской империи. Использовали все возможные способы, в том числе так называемый "армянский вопрос" (которого сами создали), для уничтожения Оттоманской империи . Армяни в отличие от других христианских народностей живших в Оттоманской империи, пошли на эту провакацию. Вот что пишет арм. автор Папазян: "Лидеры турецкой секции армян, членов партии "Дашнак", не сдержали обещание оставатся лояльными к Турции, когда последняя вступила в войну. На их действия оказали влияние интересы русского правительства, и они ни в коей мере не отдавали себе отчета об опасности, которую затем принесла война армянам Турции. Всякая осторожность была напрочь отброшена ... распространялся призыв, чтобы армянские добровольцы шли сражаться против турок на кавказском фронте"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

М-да..таким образом вы хотите сказать, что протестанская миссия немца Лепсиус доктора обращала армян с целью послать их воевать за Россию? Как я понимаю обе миссии в Турции были немецкими?

"""В 1895 г. в Германии были созданы два патриотических союза. Основателем одного из них был сын знаменитого египтолога и лингвиста Рихарда Лепсиуса — Иоганнес Лепсиус. Созданный им союз «Лепсиус Ориент Миссион» содержал большой приют со школой, больницей, мастерскими (Урфа). Основателем другого союза был доктор Лохман (77, с. 35). Оба были духовными лицами. Первый развернул свою деятельность во Франкфурте, другой — в Берлине, Ганновере, Гамбурге, Саксонии, Бранденбурге. И. Лепсиус основал и в течение ряда лет издавал журнал «Христианский Восток» («Christliche Orient»), на страницах которого помещал статьи в защиту армян. '"""Джон Киракосян МЛАДОТУРКИ ПЕРЕД СУДОМ ИСТОРИИ

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

М-да..таким образом вы хотите сказать, что протестанская миссия немца Лепсиус доктора обращала армян с целью послать их воевать за Россию?

Не надо играть словами. Внимательно читайте постинг. :gizildish:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не надо играть словами. Внимательно читайте постинг.  :luv:

Я и читаю - из написанного следует, что протестанские миссии (которые по известным документам были немецкие) так влияли на армян, что те отвергали патрархию, начинали ненавидеть турков и шли сражаться на стороне России...!?

Только непонятно, все армяне в дружинах стали лютеранами? Или просто сочувствующими?

Уважаемый! Я понимаю что это чушь - но посмотри те ж Вы сами что вытекает из этого постинга!

значительную “дестабилизирующую” и враждебную по отношению к туркам роль играли протестантские миссии среди армян. Эти органы, которые имели резиденции во многих больших странах, пытались распространить свое влияние в находящейся в состоянии упадка Оттоманской империи. Они активно развивали среди армян, обратившихся в их веру, враждебную “центробежную” тенденцию как по отношению к мусульманам-туркам и оттоманскому правительству, так и по отношению к армянской григорианской патриархии, которая духовно правила большей частью армян, живших в Оттоманской империи

Я знаю, что есть армяне лютеране, католики и другие протестанты...но в общей то массе? :gizildish:

Изменено пользователем Albans
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Христианская солидарность, уважаемый... Все просто...

дык..с кем? с германцами или с русскими, там же христиане по обе стороны военных союзов были. А лютеране именно были на стороне Турции.

Интересно дело повернулось - дашнаки - невинные овечки, а два немецких пастора армян так разложили, что они бучу подняли. Только куда потом все это армяне - лютеране подевались? Погибли в сражениях?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно дело повернулось - дашнаки - невинные овечки, а два немецких пастора армян так разложили, что они бучу подняли. Только куда потом все это армяне - лютеране подевались? Погибли в сражениях?

Спасибо Вам Albans , за моё отсутствие на Форуме Вы успели за меня ответить уважаемому Saleh bey. Я очень рад что Вы то-же заметили "шероховатость" этой теории (простите, но считать этот факт решаюшим, не совсем корректно). Тем не менее он имеет право на "жизнь". Приятно осознавать, что мои соотечественники имеют такой большой спектр во взглядах. Это нам только на пользу. Я уверен, что наши оппоненты осознают это так-же.

Аккуратность в фактах и историческая достоверность и есть наше основное "оружие". К моему великому сожалению мы успели "набраться" самым худшим, чем известны наши оппоненты - вольной трактовкой исторического материала в свою пользу. И их не мало и на этом форуме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

// чем известны наши оппоненты - вольной трактовкой исторического материала //

Никакой трактовки нет. Эти цитаты из книги Жорж де Молевил (документ http://karabakh-doc.gen.az/ru/isegod/isg009.htm).

Я так поняль что у вас нет достаточной информации о миссионерах (в том числе протестантских) выпольняющие свои "святые миссии" в Оттоманской империи.

Начиная с 18-го века спец.службы Европейских государств активно использовали миссионеров для ослабления Оттоманской империи. В основном эти миссонеры были агентами своих государств. (см. Hempher "Мемуары английского шпиона")

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я так поняль что у вас нет достаточной информации о миссионерах (в том числе протестантских) выпольняющие свои "святые миссии" в Оттоманской империи.

Начиная с 18-го века спец.службы Европейских государств активно использовали миссионеров  для ослабления Оттоманской империи. В основном эти миссонеры были агентами своих государств. (см. Hempher "Мемуары английского шпиона")

Любой французкий источник очернит кого-угодно, что-бы обелить дашнаков, если б вы привели пример английской миссии, я б еще мог бы поверить, но что б Германия ослабляла своих союзников? Потом возьмите масштабы работы этих миссий, что приводяця в армянских же источниках-посылка куда-то 60 сирот, и т. п. Явно недостаточно чтобы совратить весь народ. А фраза об обращении в свою веру... Я бы рад был бы этому, но к сожалению все факты, которые нам с Вами, уважаемый Салех-бек, известны, говорят о том, что армяне были ОБРАЩЕНЫ только в одну веру - дашнакскую...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

quote.Настоящая статья написана по материалам книги «Германские источники о геноциде армян: Период первой мировой войны: Сборник документов и материалов в 2-х томах», которая, в свою очередь, основана на документах из Германского центрального архива Потсдама, Саксонского главного государственного архива Дрездена, Германского центрального архива Мерзебурга (историческое отделение №2) и Государственного архива Шверина.quote

Привет Тигран, у меня несколько вопросов, можно?

1) Где была издана книга, год издания, авторы?

2) Кто проверял наличие вышеуказанных документов в Германском архиве??

3) Разве есть такое понятие как Саксонский главный государственный архив Дрездена? Я не знаю, просвяти!

((((Большая часть документов представляет собой донесения германских правительственных чиновников, служащих при консульствах Германии в Турции, свидетельства немцев-очевидцев событий, публикации тех лет и другие материалы, представляющие интерес для тех, кто хочет сформировать независимое суждение о геноциде армян в конце 19 – начале 20 вв. )))quote

Донесения чиновников... слишком армянской пропагандой попахивает, а эта фраза "интерес для тех, кто хочет сформировать независимое суждение о геноциде армян.."

Пока доверия не вызывает, продолжим...

(((В числе основных немецких авторов, освещавших вопросы геноцида армян, следует назвать, в частности, И.Лепсиуса, А.Вегнера, Г.Штюрмера, И.Маркварта, Г.Фирбюхера, А.Краффта Боннарда, Е.Зоммера.))quote

Вопрос банален. Кто это такие??

((Германские источники о геноциде армян Я не обвинитель и не защитник. Факты будут говорить сами за себя… (Из открытого письма доктора И.Лепсиуса канцлеру Германии)))quote

Каким числом датировано письмо? Какому канцлеру?

И еще самое главное, ты сам все написал?? Или наверное есть ссылка. В таком случае жду ссылку.

Надеюсь на продолжение дискуссии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Kinza

1. Чем-же обьяснить, что именно армяне оказались "крайними" в этой истории?

Я не совсем понял вопроса. Если вы спрашиваете, почему именно армяне пострадали больше других, то, очевидно, больше албан и арабов они пострадали по причине своего христианского вероисповедания, а больше греков и ассирийцев - по причине численного преобладания на востоке империи, где в основном применялся закон о депортации.

2.Ваше мнение на подстрекательскую роль России.

Опять не совсем понимаю, что вас интересует. Если вы спрашиваете, допускаю ли я подстрекательство России армян на национально-освободительную борьбу, то, конечно, допускаю. Точно также, как подстрекательство другими военными противниками Турции армян, албанцев, арабов, греков. Точно также, как подстрекательство курдов американцами во время "Бури в пустыне" или кавказских горцев турками и англичанами во время Кавказской войны. Нелепо ожидать, что одна держава, которая находится в состоянии войны с другой державой, не воспользуется ее внутренними противоречиями. Что касается того, насколько действенным было это подстрекательство, то я замечу, что армяне тем охотнее шли на сближение с Россией, чем невыносимее были условия их существования в Османской имерии.

3.Не кажется ли Вам, что это могло быть и ответом, на крайнюю жестокость армянских банд?

Нет, мне так не кажется. По моему мнению, напротив, отдельные жестокости со стороны армянских отрядов самообороны были спровоцированы истреблением турецкими властями армянского населения.

Kinza, если не возражаете, давайте на ты.

Серый Волк,

1) Где была издана книга, год издания, авторы?

В Ереване, если не ошибаюсь, в 1992 г. Те же материалы я видел еще в одной, изданной в Москве, книге (на днях уточню). Составителей двое, фамилия одного - Степанян. Могу уточнить еще подробнее, но только тогда, когда доберусь до Гос.росс.ист. библиотеки, где брал эту книгу.

2) Кто проверял наличие вышеуказанных документов в Германском архиве??

Кому надо - тот и проверял, там рецензия проверящих не прилагается.

3) Разве есть такое понятие как Саксонский главный государственный архив Дрездена? Я не знаю, просвяти!

http://www.saxony.ru/kooperR.htm?/Vedomst/archiv.htm

(((В числе основных немецких авторов, освещавших вопросы геноцида армян, следует назвать, в частности, И.Лепсиуса, А.Вегнера, Г.Штюрмера, И.Маркварта, Г.Фирбюхера, А.Краффта Боннарда, Е.Зоммера.))quote

Вопрос банален. Кто это такие??

О некоторых из них говорится в приведенной статье. Вегнер - офицер санитарной службы в армии генерала фон дер Гольца, одновременно был военным корреспондентом нескольких немецких газет, в 1915-16 находился в Месопотамии, впоследствии - видный антифашист. Штюрмер - корреспондент газеты «Kolnishe Zeitung», живший в Константинополе в 1915-1916 гг. Маркварт - немецкий востоковед. Остальных не знаю, могу уточнить, когда на руках будет книга.

((Германские источники о геноциде армян Я не обвинитель и не защитник. Факты будут говорить сами за себя… (Из открытого письма доктора И.Лепсиуса канцлеру Германии)))quote

Каким числом датировано письмо? Какому канцлеру?

Не знаю, подробности в книге, возможно, были, но я не выписал. Если очень надо - могу уточнить, когда будет на руках.

И еще самое главное, ты сам все написал?? Или наверное есть ссылка. В таком случае жду ссылку.

Писал сам, от руки, выписывая из книги интересующие меня фрагменты.

Надеюсь на продолжение дискуссии.

Я тоже, только у меня просьба не допускать в адрес армян уничижительных и оскорбительных эпитетов, как в твоем последнем посте мне в теме записок Твердохлебова. Уверен, среди моих земляков найдутся желающие ответить тебе в таком же тоне, поэтому во избежание никому не нужной перебранки я предлагаю вести себя сдержанно и корректно. И вообще у меня ко всем просьба: тема эта для армян очень болезненна, поэтому я прошу моих земляков по возможности сдерживать свои эмоции, а азербайджанцев - проявить достаточно деликатности, чтобы не провоцировать армян на резкую реакцию. Иначе, как это часто бывает, обсуждение исторических вопросов закончится очередной перебранкой...

P.S. Могу ответить с задержкой - много работы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуй Тигран.

Никаких проблем с переходом на "ты" не имею, спасибо что предложил первым.

Благодарю за пост, мне теперь яснее твоя позиция по этому вопросу, хотя не ждал чего то "нового".

очевидно, больше албан и арабов они пострадали по причине своего христианского вероисповедания, а больше греков и ассирийцев - по причине численного преобладания на востоке империи, где в основном применялся закон о депортации.

В твоем ответе есть конечно "рациональное зерно", но оно пораждает больше вопросов чем поясняет.

Я согласен, что "угроза потери" Северо- восточной Турции была очевидной, но в то-же самое время потеря "арабских" территорий во много раз превышаюшие "армянские" была не сказкой. Тем неменее, никакого "геноцида" по отношению к арабам не последовало.

Как мне кажется загадка в крайней жестокости армянских боевиков.

Новому человеку

Не пойму, кому и что Вы пытаетесь здесь доказать!

Если вы пытаетесь этим кого то унизить, то скорее всего вы добились обратного. Выставили себя в роли ушербного обывателя. Здесь никто никому ничего не доказывает. Доказывать надо самому себе!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Азербайджанцы ненавидят армян и не желают жить с армянами в мире

С какой радости тебе думается что не имея значения Азербайджанцы или Итальянцы или Греки или какие другие народности должны по какой то непонятной причине любить вас, вот лично возьмем тебя как наглядный пример вашей национальности, ты будучи не знаю званым или не званым ,желанным , или не желанным гостем зайдя на чужой форум пытаешься кому то чего то доказать, причем бесцеремонно делая нахальные выпады не определяя с кем говоришь, обливаешь чужих женщин и детей последними словами, делаешь нелепые выпады в сторону администрации форума, ведешь какую то ненужную пропаганду, против народа который предоставил тебе жалкому типу возможность вести плодотворную беседу с грамотными людьми, провоцируя беседу заставляешь особо пылких в свой адрес употреблять последние слова, которые плохо должны отражаться на нормальном человеке, и в конце приняв позу милой овцы из Божьего стада требуешь чтобы люди которых ты только вчера оскорблял тебя Любили.

Тебе самому то не смешно ?ты хоть знаешь что такое любовь? Знаешь с чего начинается ?с чего заключается? Как можно ее заслужить? Как нужно ее беречь?

Я не пойму вас этому специально обучают или у вас какой дар такой считать свою нацию самой мудрой, я тебе замечу что на этом форуме по моим личным подсчетам участвует двадцать четыре национальности которых только я мало эрудированный человек определил, и на сто процентов уверяю что самые бесцеремонные и нахальные сообщения истекали именно от лиц армянской национальности, и как это понимать?

Ну допетри ты в конце концов не могут же быть плохими люди и хозяева на форуме который сами же и создали,ну кто тебе сказал что придя в гости к человеку надо втянуть его в какой то нелепый разговор ,а далее узнав его все секреты и жизненно важные обстоятельства обозвать его последними словами,плюнуть в душу и уйти захлопнув дверь, и в конце сидя у себя на кухне хихикая требовать себя Любить.

Я не знаю каждого армяна лично, и это просто не возможно сделать, но пока за свою жизнь не встречал такого который мне не насолил, в каждой народности есть своя какашка, но пока уж зашел разговор говорю о вас без всяких преувеличений, если учесть что на форуме вы громче всех кричите как вас все обижают и презирают, и зачем это вам надо не пойму, так не возможно прожить, так можно в жизни приобретя все, из за своей неблагодарности к жизни все за один миг и потерять. И не надо мыслить в таком русле будто армяне самые разумные, древние и мудрые люди на планете только потому что они армяне. Это не так, это не красивое и отвратительно-нескромное поведение и неуважение к самому себе. Говоря цитатой : будьте проще ,вас заметят и к вам потянутся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Retabolil

не желанным гостем зайдя на чужой форум пытаешься кому то чего то доказать, причем бесцеремонно делая нахальные выпады не определяя с кем говоришь,

Простите меня уважаемый Retabolil, но вы практически повторяете слово в слово сентенции Нового человека. Чем мы лучше них?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кто-нибудь может перевести пост RETABOLIL с тарабарского языка на русский?

вот и тот наглядный пример выскочки,который обучен встревать там где его не просят

далее ты будеш требовать перевести тебе этот пост с русского на армянский,затем с армянского еще на какой другой,только с какой стати стати это нужно делать исключительно для кого непонятно,какой такой важной натурой ты являешся чтобы тебе чтото переводили,завтра напиши чтобы тебе шнурки погладили,ты на землю сначала спустись ,а далее требуй чего.

пишеш бесмыслицу беспонтовую

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...