Перейти к содержимому

Образ России В Сознании Армян


Recommended Posts

от автора:

“россия, я верю в твою силу... ” Образ России и русских в современном массовом сознании армян

Отношения между народами могут быть столь же сложны и запутаны, как и отношения между людьми. Образ одного народа в сознании другого бывает столь же многослоен и противоречив, как и образ одного человека в сознании другого, во всяком случае, если речь идет о человеке, с которым нас тесно связала судьба.

Очень трудно ответить на вопрос, как эти отношения изучать. Традиционное исследование авто - и гетеро - стереотипов, не просто поверхностно, но иногда ведет к абсолютно ложным выводам. Потому что в различных обстоятельствах эти стереотипы могут меняться и очень быстро, поскольку отражают они только некоторые слои сложных межкультурных и межчеловеческих отношений.

Постараюсь последовательно и по возможности подробно изложить историю карабахского конфликта, делая акцент, на, может быть, неожиданной стороне его, а именно, фиксируя свое внимание на армяно - русском конфликте, длившемся с 1988 года. И только потом перейду к описанию образа России в сознании армян, как он сложился в последние месяцы В последнее десятилетие отношения армян к русским было очень напряженным. Антирусские выпады и переживания почти всегда носили характер надрыва, то горделивого, то отчаянного, но всегда напряженного и дискомфортного, почти всегда с выраженным желанием получить опровержение тем фактам.

Очень долгое время мне не удавалось прижиться в Ереване. Я написала свои очерки о Ереване, как бы составила Еревану легенду, мне почти казалось, что я сочинила этот город. Но неприятности следовали за неприятностями. Казалось, что Ереван меня выталкивает вон из себя. В один из таких критических моментов кто - то мне сказал: “Потерпи еще немного, скоро все должно кончиться. Или уже не кончится никогда”.

Действительно, когда я приехала в следующий раз, отношение ко мне резко изменилось. У всех одновременно. Мне все стали говорить в разных контекстах и по разным поводам одну и ту же фразу: “Мы будем тебя кормить”. За пять дней я услышала ее раз десять от самых разных людей, никак друг с другом не связанных. Ни до, ни после я ее не слышала. Я приходила к старым знакомым и слышала восклицание: “какая же ты худенькая! ” Я тогда действительно была очень худенькой, но, когда я приезжала раньше, была точно такая же - и никто этого не замечал. Сейчас это был словно предлог, чтобы добавить: “Мы будем тебя кормить”.

Уезжать мне не хотелось. Я в шутку сказала карабахским армянам: “что вам стоит, возьмите меня в заложники. ” “Ну, — рассмеялись в ответ, — какой из тебя заложник. За тебя даже канистру бензина не дадут”. Последовало минутное молчание. “А вот что — возьмем тебя в заложники и будем кормить. ” И тогда я поняла, что армяне меня приняли, то есть решили, что со мной можно делать: меня, оказалось, можно кормить.

Но это было еще не все. Я летела из Еревана в Санкт - Петербург. Спала. Проснулась от того, что мужчина рядом начал очень активно шевелиться. Открыла глаза. Он посмотрел на меня, порылся в сетке, достал лаваш, завернул в него овощи и молча протянул мне. Я так же молча взяла и съела. Он навернул другой лаваш. Я опять съела, понимая, что происходит что - то странное. Мужчина начал наворачивать третий. Я подала голос: “больше не надо”. Он молча встал и ушел. Вернулся со стаканом воды и так же молча протянул мне. Я взяла воду, выпила и сказала: “спасибо”. Он забрал свой стакан и мгновенно уснул, очевидно, с ощущением выполненного долга. Вплоть до самой посадки я размышляла над тем, откуда он - то, мой случайный попутчик, знал, что меня надо было кормить.

Наступили голодные времена, и никто особенно меня не кормил. Скорее я могла угостить. Но ведь кормить было не обязательно, кормить было можно. Мне просто нашли применение, в принципе.

Но никогда больше я не чувствовала, чтобы среда так выталкивала меня.

P.S.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 38
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Блин, чё нибудь умное ответил бы ! :gizildish: 

:luv:

ну можно не отвечать ни кому.

если армян какая либо другая тема на форуме обидит,она созданна для вас армяне из гуманных соображений !

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На существовании Еревана под российским покровительством смотрели как на нечто совершенно естественное.

Несмотря на психологические трения Ереван во многом был дитем Российской империи — не хочу говорить, Советской, поскольку уверена, что в данном случае не имеет значения — хотя, действительно, сформировался Ереван как миллионный город в центр собирания армян, разбросанных по всему свету в советские годы,до этого их там было совсем не много. Я приведу цитаты из противопоставляющей ереванских и карабахских армян, написанной несколько в полемическом тоне (что показывает уже ее название “Ереван против Степанакерта”) и потому в чрезмерно прямолинейных и резких выражениях: “Сформировавшись как дитя советской империи за короткий период 1930 — 80 годов, современный Ереван редко чувствовал себя ответственным за всю нацию.Высшим авторитетом для него была центральная советская власть, которой только он и готов был служить от души... Ереван стал ареалом - театром реализации национальных идеалов, в наибольшей мере, идеалов спюрка диаспоры. Обращаясь к образу “идеального русского” в сознании армян, я должна уточнить следующее. В последние годы это был именно русский империи, русский, олицетворяющий действия империи. Именно ему приписывался весь набор положительных характеристик. Русский язык хотели учить, как язык империи. На русского как представителя империи бытовая неприязнь распространяться не могла. Империю любили не просто как гарант мира и спокойной жизни армян, не просто из восхищения сильным государством, ее любили из - за своей причастности к ней, как бы к ее тайне. Ереван имеет много черт, делающих его как бы городом – “памятником жертвам геноцида”. Но даже образ “турка - врага” превратился почти в абстракцию.

Представление армян о себе сводилось прежде всего к представлению о своей цивилизованности и культурности. Пережитая несколько десятков лет назад трагедия не забылась, но как бы отошла на второй план.Как будто это не были уже армяне жаждущие мести, готовые отвечать кровью на кровь. Воспоминания о геноциде выражались более всего в ощущении себя жертвой. Память о народных мстителях — фидаи — почти исчезла, образ армянина, проливающего кровь, был почти нонсенсом. Возможно причиной такого восприятия было не только забвение некоторых из страниц своей истории, а ощущение как бы внутренней победы.

Полторы тысячи лет до того армяне не жили столь спокойно и не чувствовали себя столь хорошо. Советский период был период расцвета армянской архитектуры, скульптуры, литературы, живописи и поэзии. Творчество почти возводилось в культ. В ереванских кафе любили интеллектуальные разговоры, споры.

Город, казалось, действительно, почти не думал о реальности.

Все оборвалось в один миг.

Р.S.

Традиционный образ русских в сознании армян

Прежде чем перейти к истории конфликта, необходимо внести хотя бы относительную ясность в двух отношениях: в том, что касается образа русских в этнической картине мира армян и в том, что касается представления армян о себе самих на момент предшествовавший началу Карабахского конфликта.

Образ русских в сознании армян двоится. Покровителю всегда приписываются идеальные характеристики, причем иногда весьма далекие от действительности. "Образ покровителя" в армянском сознании имеет черты "божества из машины" из античных трагедий — божества, спускающегося на землю в критический момент, разрубающего узел неразрешимых проблем и удаляющегося обратно на небеса. Те русские, которые существуют реально, существуют как бы параллельно. В них имеется немало черт раздражающих армян, а народная молва эти черты даже преувеличивает. Или более правильно было бы сказать так: в мире существуют обычные русские, которые армянам чем - то не нравятся, и существуют некие “идеальные русские” — спасители, освободители, защитники от всех бед, которые не имеют недостатков, которые умнее, сильнее, вообще лучше всех в мире. Доминировать может то первый, то второй из этих образов, хотя оба они в более или менее выраженном виде всегда присутствуют.

В - третьих, напряженность армяно - русских отношений приводит к тому, что любая конфликтность армян с кем бы то ни было всегда приобретает оттенок конфликта с русскими. Идеальный образ русских дан, в частности, в книге Хачатура Абовяна “Раны армении.

Итак, несколько выписок.

Храбрый дух русских спас нас.

Бог внял слезным мольбам армян, денно и нощно просившим, чтобы он послал им увидеть когда - нибудь русских и лишь тогда сойти в могилу, — и исполнил их просьбу.

Тоскующий взор армянина не увидит более слез, но увидит свою родину, на лоне ее возрастет армянское племя, насладится ее любовью и слепым завистникам делами своими покажет, что армянский народ не денег ради и не из - за выгоды преклонился перед именем русской державы, но стремится исполнить обет своего сердца, — для защитника веры его и народа не жалеть ни крови, ни жизни, ни родных детей...

Солдаты стали входить в крепость, — а в тысяче мест, в тысяче окон люди не в силах были рот открыть, — так душили их слезы... Как друг, как небесный ангел - благовестник, с венцом свободы и милосердия, вступил князь Паскевич в сардарский дворец. Проходя, в тысяче мест должен он был сам сдерживать слезы, видя как старики, дети, девушки, старухи не только у него ноги целуют, но бросаются на шею солдатам и замирают у них на груди в душевном умилении. ”

“после написания “Ран армении” Абовян прожил еще семь лет. Нищета и застой национальной жизни углубили его духовную драму.

Во время ежегодных торжеств в ереванском уездном училище осенью 1845 года Абовян заявил: “имя русского должно быть для нас так же священно, как и кровь, коею спасены мы навсегда, как и покровительство, под которым благоденствуем, будучи защищены совершенно от всех врагов нашей веры, нашего отечества”.

Я не знаю, понимает ли читатель, что означает, когда такие слова говорятся без притворства и как они влияют на судьбу произнесшего их не только человека а судьба Хачатура Абовяна сложилась печально, но и народа.

Так была создана романтическая легенда. Легенда не только о России, но и самих себе.

Русские в сознании армян в советские годы и образ армян в сознании самих армян в годы, предшествующие перестройке.

P.S.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все верно. Но только следует учитывать, что до перестройки образ "русского" был замещен образом "хомо-советикус"...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Господин или госпожа автор(ша) очень много взяла на себя.

Может быть в советские годы было что-то подобное. Но после развала очень многое изменилось.

Особенно после того как они расстреляли 30 парней в Вокзале Еревана. В то время только чудом смогли избежать большой крови. Танки были в городе, вертолеты летели над городом, город был оцеплен. А люди нотели отомстить за парней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все верно. Но только следует учитывать, что до перестройки образ "русского" был замещен образом "хомо-советикус"...

Русак был и останется “хомо- советикус”

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Забастовка в аэропорту Звартноц была последним актом отчаяния. В довершенье к забастовке произошло следующее. К площади, где проходил митинг (а митинги в те дни были ежедневными) подъехала колонна автобусов и желающим было предложено в них сесть, отправится в Звартноц и поддержать бастующих в аэропорту. В момент накала страстей в желающих, естественно, недостатка не было. Так что забастовка сопровождалась демонстрацией.

И вот тогда русские, которых ждали и звали, наконец, спустились с неба в буквальном смысле, но вооруженные дубинками. Избиения, судя по фотографиям, было не одно, как утверждалось официально, а два. Первый раз избивали пассажиров, совершенно случайных людей, прибывших в аэропорт, не зная о забастовке. Предварительно разделили “черных” и “белых”. Всех русских пассажиров согнали в центральную часть аэропорта и там заперли. Остальных били. Затем избивали демонстрантов. Ереван был вне себя. В этот вечер все проклинали русских. Конфликт достиг своей первой кульминации.

А дальше произошло чудо. Среди пассажиров был один — ленинградец Сергей Фролов — который на следующий день заявил, что готов публично дать показания обо всем, чему свидетелем он был. Ему каким - то образом удалось выскользнуть из центральной части аэропорта и он успел обежать его кругом и увидеть, как били пассажиров. Фролова одного хватило, чтобы антирусская истерика вмиг затихла. Ереван взирал на него с восторгом. Наконец появился тот самый “русский а la Абовян”, которого срочно показали по армянскому телевидению и предложили выступить на митинге. Таким образом, о нем тогда узнал весь Ереван. И его даже одного было достаточно, чтобы о русских опять начали говорить с надеждой. Те кто избивали были забыты в миг — словно они были не настоящие русские.

В Ереван были введены войска — для усмирения. Их встретили цветами. Друг другу объясняли: “это наши дети”. Им носили фрукты. Никакой дружественности солдаты не проявляли, но этому находили сотни объяснений, их оправдывающих.

В армяно - русском конфликте мгновенно наступил спад. Затем начался новый медленный подъем. Помощи и поддержки от русских не было и ее, наконец, как будто почти уже перестали ждать.

В Карабахе происходили первые столкновения .Последовал очередной антирусский всплеск. И снова произошло чудо. На арене опять появились русские а la Абовян. На этот раз их было двое. Татьяна Лиханова и Николай Журавский тоже из Ленинграда. Они приехали поддержать проходившую на Театральной площади политическую голодовку. Я знала их обоих. Их решение присоединиться к голодовке было совершенно личным, просто один из голодающих был их другом. Голодовку они начали еще в Ленинграде вполне неофициально и не знали, почему об их решении в Армении стало известно столь широко. В аэропорту их встречала толпа. Им целовали ноги и просили простить весь антирусский бред, который несли до того. Эти ребята абсолютно никого не представляли и заведомо никак не могли повлиять на политику. Это не имело значение. В том, как вели себя армяне, не было уже политики. Они просто жаждали хоть изредка видеть “идеальных русских”.

Но уму непостижимо, как один - два сугубо частных человека в те времена могли менять настрой целого народа. Вернее, до какой неимоверной степени народ хотел, чтобы хоть кто - то сменил этот настрой!

Новый спад и новый подъем конфликта. Сессия Верховного Совета в здании Оперы, транслирующаяся на площадь. В городе войска. Сессию разгоняют. По телевизору передают распоряжение всем срочно разойтись по домам. В ответ буквально весь Ереван выходит на улицу — старики, домохозяйки — и спешат к Опере. Они и попадают под дубинки войск, введенных в город. Вот это уже очень сильный срыв. Его непосредственное разрешение — депортация Азербайджанцев из Армении, немедленная, почти мгновенная, практически все было кончено за три дня. Другое дело, что армянам, для того, чтобы пойти на непосредственное насилие, должны были в ином свете увидеть себя самих, отрешиться от прежнего, сложившегося за десятилетия “имиджа”.

В те дни жажда мести стала главной движущей силой.

Такой срыв мог произойти только в такой момент, когда армяне посчитали, что Россия навсегда их оставила, отвернулась от них, и прежняя картина мира как будто рухнула.

P.S.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Враждебность к русским нарастает. И тут появляется новая линия конфликта — конфликт армян с миром вообще как таковым.

Когда 7 декабря происходит мощнейшее землетрясение, после которого несколько городов Армении оказываются в развалинах.Приезжает Горбачев Он ведет себя так, что вызывает общую ненависть. Может быть, он просто не смог понять чужого горя и неправильно толковал реакции обездоленных людей, чем вызывал враждебность по отношению к себе такую, что его чуть ли обвинили в организации (!) землетрясения. Старик у развалин дома, где была погребена его семья, заявил в лицо , что требует Карабах . На весь мир Горбачев произнес, что это величайший цинизм. Здесь Горбачеву не было цинизма, это было отчаяние. Я слышала эту историю в пересказе ленинаканцев. Только тогдашний премьер, Николай Рыжков, сдерживал нарастающее чувство враждебности. Произошло несколько серьезных драк с войсками. Конфликт нарастал.

На его подъеме появился лозунг: “русские — это белые турки”. Это была кульминация армяно - русского конфликта. Русские безоговорочно были отнесены в стан врагов. Что - то должно было произойти.

Но не произошло ничего, абсолютно ничего. Лозунг появился только раз, может быть два. И он сам снял напряжение. Казалось, что армяне сначала сами написали его, а затем уже прочитали. И пришли в ужас. Лозунг запрятали как можно дальше и постарались о нем забыть. Когда через 3 — 4 месяца мне захотелось доказать, что такой лозунг существовал, я смогла это сделать, только найдя человека, у которого в подвале он был засунут.

Я в разных домах снова и снова слышала такие разговоры.

Может быть, если бы армяне уже не зашли так далеко, то они тогда попытались бы остановиться. Было поздно. Но вместо того, чтобы бороться против русских как против оккупантов, которые уже однажды были названы “белыми турками” и, казалось, можно было ожидать рецидива, грядущее столкновение называлось гражданской. А значит уже тогда русские перестали восприниматься как враги, к чему дело склонялось зимой. Страшное слово было произнесено и отвергнуто народным сознанием. Острота конфликта спала, но сам конфликт, тем не менее, продолжался. И снова и снова начал всплывать образ “русского а la Абовян. ”

А в городе в то время стояли танки, был строгий комендантский час. Небольшие столкновения с войсками с умеренным мордобоем стали чуть не традицией. Так было до мая.

На начало мая был назначен массовый несанкционированный митинг. Все известные политические активисты от него открещивались. Он грозил стать новой кульминацией армяно - русского конфликта. Вышло иначе.

По телевизору выступил комендант города генерал Сурков и заявил, только попробуйте, будут вам невинные жертвы. Еще месяца не прошло со времени Тбилисских событий. Выступление генерала привело к резкой вспышке негодования и отменить митинг стало невозможно. Когда же пришло известие, что прибудет народ из районов, показалось, что катастрофа неизбежна.

Кто - то сказал мне тогда: “Ты будешь свидетелем”. В городе было страшно от мрачной решимости и ненависти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К времени, мне кажется, я сама уже сильно попала под влияние армянской логики и что бы и как бы я не анализировала, выходило, что после множества испытаний и жертв, Россия в конце концов придет Армении на помощь и в результате всех катаклизмов Армения останется с Россией.

Если коротко, то получалось так: покидание армянами Баку, одновременно очередное сильное обострение в Карабахе, армяне из Армении спешат на помощь карабахцам, путь перерезан (тогда никакого Лачинского коридора еще и в помине не было), внимание резко переключается с недоступного Карабаха на Нахичевань.Мышление армян было таково: cуществует договор 1921 года между Турцией и Россией, по которому Нахичевань непременно всегда должна принадлежать Азербайджану. Поэтому турки по всей логике должны резко подтянуть к границе свои войска (существует несколько километров нахичевано - турецкой границы, далее Нахичевань граничит с Ираном). А там можно предположить, что границу турки, конечно, не перейдут (ведь речь шла о границе СССР), но пограничные перестрелки наверняка да будут.Ну а тогда уже придут русские (то есть, советские, но все равно русские) войска и армян как бы спасут. За что Армения останется еще на век России благодарна и будет препятствовать развалу СССР. Для чего все и делается. (Когда я попыталась восстановить по пунктам в памяти этот прогноз, он мне самой кажется очень странным, но в 1989 году в Армении он казался совершенно не странным, не удивительным, а очень даже правдоподобным.)

Получалось примерно то, что я услышала в одной из больниц. Старая санитарка успокаивала: “Не бойтесь. Вас, конечно, до смерти доведут, но потом обязательно спасут. ”

Самое поразительное, что ядром прогноза было то, что армян обманут и именно обманом заставят остаться с Россией. Мне казалось тогда важным предупредить о возможности обмана, ловушки. Впечатление от моих рассуждений было обратным, чем я ожидала. Радость вспыхивала и в глазах политических деятелей тех лет и простых людей. Меня снова и снова просили повторить свои рассуждения. Лица собеседников напрягались, они словно считали вслед за мной, приходили к выводу, что все как будто логично и вдруг начинали улыбаться. Армяне 1989 года хотели быть обмануты, хотели, уже хотели остановить процесс разрыва, забыть все, как страшный сон. Мне казалось, что говорю вещи неприятные, а звучали они как радостная весть и я оказалась в роли человека, несущего это весть.

Позднее я услышала свою версию развития событий со ссылкой на совершенно таинственный источник, чуть не инопланетного происхождения.

Отношение к русским в этот момент очень странное. Любой мелкий повод используется для того, чтобы их оправдать. Причем русских видят главным образом в военной форме, хотя и военных в Ереване в то лето было относительно было мало. А те кто был, практически не вступали в разговоры с армянами. Им не дарили цветы, не угощали фруктами, просто будто бы не видели. По инерции порой называли еще “нашими детьми”, но были готовы к тому, чтобы в случае агрессивного поведения войск, отразить натиск. Но что удивительно и очень показательно, мне, русской, самые разные люди вполне откровенно объясняли секреты своей самообороны. Я знала, в каких местах улицы плитки разобраны так, что можно использовать в качестве булыжников, знала, под какими скамеечками в парке сложена арматура. Разумеется, сама я об этом не спрашивала. Просто, любой русский, который вел себя хотя бы невраждебно, воспринимался автоматически как друг, которому могут быть доверены секреты.

Отношения с русскими в Карабахе были еще удивительней. Введенные в Степанакерт войска вели себя столь вызывающе и враждебно (включая периодические мелкие столкновения на улицах), что через день я сама уже с чистой совестью при виде солдата бросала ему в след: “Фашист”. У меня постоянно пытались проверить какой - то пропуск, а поскольку ничего такого у меня не была, то запрещали проходить то по одной улице, то по другой без всякой, кажется, логики. Наконец, в отчаянии я пожаловалась в гостинице, что не могу ходить по городу без какого - то пропуска. У меня молча взяли мой счет за гостиницу и написали крупно по диагонали: “пропуск”. Этот странный “пропуск” вполне удовлетворял военных.

Мое появление на городском ранке было встречено некоторой неприязненной напряженностью, которую разрешил наконец один из крестьян вопросом: “Муж военный? ” “нет” — ответила я. Вмиг все оживились. “тогда бери бесплатно”. Но и отношение к военным было более чем удивительным. В одном конце города могло происходить столкновение с мордобоем, а в другом — футбольный матч: команда местных против команды военных (видела своими глазами).

Осенью 1989 годы подъем антирусских настроений действительно начался, хотя он не был столь высок, как предыдущей зимой. В январе же грянули Бакинские события, которые вопреки моим ожиданиям сильного антирусского всплеска в Армении не вызвали. Вышло наоборот. На этот период пришлась попытка армян оккупировать часть Нахичевани. Попытка окончилась провалом. В чем именно неудача состояла, я сказать не берусь. Все мои старания выяснить, что именно произошло, окончились неудачей. Вплоть до того, что я лично никогда не встречалась с участниками этих событий (что просто невероятно, тем более с учетом того, что получалась некоторая корреляция с моим летним прогнозом) и я почти готова поверить в то, что практически ничего и не было кроме обстрелов села Садарак и вылазки отряда под командованием парня по имени Мовсес, который тогда же и погиб.

Зато моментально возникла легенда, которую в Армении, наверное, уже не помнят, но которая поразила меня своей чистотой восприятия образа “идеального русского”.

Рассказ состоял в следующем.Якобы на Нахичевань в полном масштабе шло наступление. Когда же войска продвинулись в глубь территории на 20 км, навстречу войскам вышел русский офицер (в легенде он фигурировал в чине подполковника) и сказал: “теперь ребята поворачивайте назад”. И “ребята” дружно, чуть не в обнимку, с песнями ! повернулись и пошли назад. Когда я, услышав рассказ, спросила, почему же его послушались, мне на полном серьезе ответили, что потому, что в этот момент русские и армяне рука об руку якобы “сражались под Геташеном” . Когда же я усомнилась, что, во - первых, наступавшим на Нахичевань было об этом известно, а во - вторых, так, как об этом говорилось в легенде, просто - напросто невозможно остановить наступление (что воевавшим было известно значительно лучше, чем мне), мои вопросы как бы не были восприняты всерьез. И все это не было ни розыгрышем, ни бравадой. Те армяне, которые вместе со мной слушали эту историю, восприняли ее как настоящую.

P.S.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мамзель вы в своем уме? :gizildish:

Ей кажется приятно быть русской. :luv:

А вот не пойму одно. Она хочет быть русской глазами армян. Которые мол чуть не в идолы поставили русских.

Ретаболил можешь написать мамзелью, что наступление на Нахиджеван остановил наш "драгоценный" экспрезидент Левон Тер-Петросян. Скажи ей также, что Мовсес Георгисян умер на территории Армении и раньше наступления на Нахиджеван. Не забудь добавить, что Садарак в то время мы взяли и не встречали никакого сопративления дошли пости до Иличьевска.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Aram Sev Heros,

Автор этого очерка -- хотя она и русская,-- была членом армянских организаций Москвы и Ленинграда, последовательно выступала в поддержку армян, собирала деньги для армян Карабаха и т.д. Она так увлеклась своей деятельностью, что сама чуть не ли сделалась армянской патриоткой -- причем в значительно большей степени, чем многие московские и ленинградские армяне. Не понимаю, чему вы так возмущаетесь? Может, вас ввело в заблуждение то, что очерк этот опубликован здесь человеконенавистником RETABOLILом? Так этот RETABOLIL сам не понимает, что он делает...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кирсанов, у нас с тобой много чего недообсужденного осталось. Надеюсь убегать больше не будешь

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ват ссылка: http://svlourie.narod.ru/armenian-myth/rossia.htm

Автор: Светлана Лурье (между прочим, фамилия Лурье не русская, а скорее еврейская)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На самом деле она конечно русская...

Вот выдержка из ее автобиографии:

В 1988 году, познакомилась с армянскими неформалами и узнала о "событиях в Нагорном Карабахе и вокруг него", активно общается с армянскими "эмиссарами", посещает митинги и собрания армян, приобретает среди армян многочисленных друзей и, постепенно, становится членом армянской общины в Ленинграде, ответственной за "национальное воспитание" армянской молодежи. В этом качестве устраивает лекции по истории Армении, пытается создать студенческое землячество армян. Активно участвует в кампании за освобождение лидеров комитета "Карабах" - сочиняет петиции, отправляет телеграммы протеста...

В мае 1989 году Светлана дважды приезжает в Армению, проводит там в общей сложности два с половиной месяца. В это время налаживаются контакты с большинством лидеров карабахского движения, пытается понять - что же на самом деле происходит в Армении. Тогда же Светлана единственный раз в жизни посещает Карабах - наблюдает пикеты на дорогах, внутренние войска - то ли пытающиеся урегулировать ситуацию, то ли провоцирующие ее. ...

Вот, что она пишет сама о себе и о своем отношении к Армении и армянам:

Проведенные в Армении месяцы полностью погрузили меня в армянские дела, так что вернувшись в Питер я продолжала общаться главным образом с армянами. Я чувствовала себя неразрывно связанной с армянским народом, во-первых, потому что в Армении мне было комфортно так, как нигде в мире - каждое утро я просыпалась от счастья, а во-вторых я успела глотнуть большой глоток уже идущей войны. Вернуться к мирной советской жизни было уже невозможно. Военные реалии стали для меня нормой, те, кого в газетах называли боевиками и террористами были моими друзьями и если бы мне самой довелось очутиться на фронте - я не удивилась бы такому повороту судьбы”.

Параллельно с научной работой и общими для всех, очутившихся в развалившемся Союзе, попытками как-то выжить, продолжается и армянская Одиссея. В 1990 Светлана становится свидетелем того, как сбываются многие ее прошлогодние политические прогнозы - погром в Баку (в эти дни она день и ночь проводит в штабе по приему беженцев), попытка армян взять Нахичевань, фактическая война против армян,ведшаяся советской армией в Карабахе ("гражданская", как называли ее армяне), а главное причудливый, насквозь лживый мир, создаваемый СМИ. "Летом 1990 центральное телевидение рассказывало о боях, чуть ли не войне в Ереване между правительством и ХАБ (Армянская Освободительная Армия). В газетах писали, что по Еревану опасно ходить даже днем. В это время до полуночи гуляли по паркам с детьми, а выстрелов в этом году я вообще не слышала. Я отправляла матери успокаивающие телеграммы, которые ее пугали еще больше".

В 1991 Светлана сближается с группой карабахских политиков-дашнаков (Артур Мкртчян (с ним, рано погибшим, они были знакомы только заочно), Георгий Петросян, Манвел Саркисян), до 1994 определявших политику Нагорного Карабаха. "Это трудно было назвать консультированием, советами или как-то еще. Манвел называл меня просто - "наша подружка по геополитике". Разговоры, попытки осмыслить происходящее, плавно перетекали в статьи, в которых я пыталась досказать, что-то, что было трудно выразить устно. Циклы о геополитике и внешней политике, - это, фактически, письма Манвелу, отправленные через газету".

Тогда же вместе с армянским политологом Левоном Казаряном Светлана создает "Норкскую коммерческую политологическую лабораторию". "Первый наш прогноз сбылся четыре пятых. Мы обещали, что внимание всех средств массовой информации в начале февраля 1991 будет привлечено к восстанию в Курдистане и к конфликту между США и Ираном в Персидском Заливе. Конфликт был, но узнала я об этом почти случайно, из горы тассовок, которые одно время выкладывали в Публичной библиотеке...

Тогда политологией и прогнозированием в Армении не занимался только ленивый. Поэтому коммерческий успех был нулевым. Но сказать, что из затеи ничего не вышло - нельзя. Удалось разработать систему внешнеполитических индикаторов и проанализировать тот "зазеркальный" мир, который был вокруг нас, найти какой никакой выход из лабиринта. Если не для Армении, то для самих себя. Иначе трудно было не сойти с ума в городе, где выключили (именно выключили, выдумав для этого "блокаду") свет, газ и горячую воду. Когда в "Республике Армении" должна была выйти моя статья о Ереване, меня решили сфотографировать. Где помыть голову я не нашла. Тогда Лева посоветовал: "А ты постирай челку". Так я и сделала. Почему-то все говорят, что на этой фотографии я очень красивая. Чтобы как-то избавиться от этого кошмара я нарисовала карту, потом сочинила сказку про загадочный город. Так и получилось "Пятиморье"".

Одновременно возникает еще более фантастичная затея - проект "частного Института Восточного Вопроса", который должен был заниматься исследованием феномена Восточного Вопроса с исторической, этнологической, геополитической и многих других точек зрения. "Планировалось разместить Институт в чудесном Шуше освобожденном в 1992. Правительство Георгия Петросяна планировало сделать Шушу духовным и культурным центром Карабаха. После отставки Георгия дело ушло в песок, точнее растворилось без остатка. Пустующая Шуша и по сей день остается символом незавершенности Карабахской войны. Здесь победа может быть только культурной, символической. В общем - из института ничего не вышло, но наработки по всевозможным аспектам Восточного вопроса остались, пойдя в развитие и этнопсихологических и геополитических воззрений".

Лурье и Казарян создают версию геополитики, значительно отличающуюся от традиционной "доктринальной" геополитики, пытающейся с ходу начертить определенную программу преобразования мира по чьему-то сценарию, а потом обосновать эту программу географической необходимостью. Писавших не в США или России, а в маленькой Армении, вынужденной участвовать в чужой геополитической игре, авторов интересовала прежде всего механика геополитического действия, исторически сложившееся приемы и методы формирования и деформирования геополитического пространства, особенности восприятия этого пространства, а потом уже только (с опорой не на априорную доктрину, а на аналитически осмысленные факты) - исследование тех смыслов, которым подчиняется пространственное проектирование в геополитике. Авторы и по сей день уверены, что за их подходом - будущее, тем более, что в свое время он сработал практически - помог карабахским лидерам вывести свою землю из той бесконечной мясорубки, которая предполагалась не ими придуманными геополитическими проектами.

....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Соломон джан меня очень удевляет госпожа Лурье.

И возмущает то как она представила армян.

Такое ощущение, что чуть свечку не ставили ей. :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Автор этого очерка -- хотя она и русская,-- была членом армянских организаций Москвы и Ленинграда, последовательно выступала в поддержку армян, собирала деньги для армян Карабаха и т.д. Она так увлеклась своей деятельностью, что сама чуть не ли сделалась армянской патриоткой -- причем в значительно большей степени, чем многие московские и ленинградские армяне. Не понимаю, чему вы так возмущаетесь?

Ни кто и не смеит возмущатся,так как приходится читать и принимать действительность предвнесенную самими армянами (как они и утверждают) и теперь хоть лопни,ни куда не денешься.

Кстати у меня не мало знакомых которые проводят свои исследования не только над "человеками" но и над кроликами,мышами,хомяками,крысами в конце-концов,но это все происходит исключительно в лабораторных условиях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

“Фидаи, джан фидаи”

Следующий год - полтора Армения была во власти внутренних потрясений. Выборы парламента, регулярные столкновения на по всей линии армяно - азербайджанской и армяно - нахичеванской границы, существование множество самодеятельных партизанских отрядов и групп. Это период наиболее” героический”, не по событиям даже, а по самосознанию.

Имена всех более - менее известных фидаи * и основные факты их биографии (о которых раньше почти никому не было известно, прежняя армянская этническая символика была в основном связана с историческими событиями далекого прошлого) выучивались наизусть. В моду вошли фидаинские песни конца XIX века, где доминирующим мотивом является не жалоба на извечно несчастную армянскую судьбу, а готовность к борьбе. Молодые парни организовывались в отряды и идут на границу. Иногда это было серьезно, иногда напоминало театр. Каждый отряд действовал по своему усмотрению, в тот период порядок в вооруженных формирования еще не был наведен.

Я лучше всего помню армянскую диаспору тех лет. Воинственные разговоры с полной откровенностью велись во весь голос даже в городском транспорте (естественно, по - русски, знание армянского языка в диаспоре было довольно слабым). Цель этих разговоров — эпатаж общественного мнения и самоутверждение. Однако сама эта манера поведения в значительной мере служила способом установления связей со средой уже в новом качестве — чужих, имеющих свои, отличные от среды ценности и идеалы. Но при этом ни на день не умирала надежда быть когда - нибудь в будущем понятыми. Армяне ожидают, что будет время, когда русские придут к сходным позициям, и тогда русские и армяне станут союзниками. Априорно предполагалось, что мир столь же враждебен к русским, как враждебен к армянам.

В сознании армян того времени было: воюя за свои интересы, они воюют и за интересы русских, даже если те этого не хотят и не понимают.

С этого момента начинается новая старица армяно - русских отношений. Если до сих пор, несмотря не на что, армяне ожидали просто помощи от русских, то теперь они делали то, что считали нужным, ожидая понимания лишь в будущем. Более правильно было бы сказать так: армяне стали ждать, что русские сами поймут, кто их “друг” и в чем состоят их интересы. Подразумевалось, что Армения безоговорочно является другом России и их интересы совпадают.

“А у нас нет обычая убивать русских"

Год 1991. Армянские отряды (еще не армия) сражаются не столько с азербайджанцами, сколько с советскими войсками. Сейчас многие в Армении считаю 1991 год последним годом, когда проявлялись антирусские настроения. Я помню, что прилетая в Ереван, очень волновалась. Никогда не приятно столкнуться с недоброжелательностью, с открытой конфликтностью. То, что я увидела вовсе не было антирусским настроем. Хотя, может быть, это было еще хуже. Я увидела нарастающее ощущение абсурда.

Началось все с того, что Ноембиряновский район и райцентр Ноемберян бомбили советские (то есть, читай, русские, самолеты). Мне неизвестна причина или даже повод, зачем они это делали. Было около 30 погибших. Армяне были уверены, что бомбили без причины и повода.Последовал взрыв возмущения и, очевидно, в Армении был какой - то антирусский всплеск. В этот момент я была в Петербурге и доподлинно этого не знаю. Что касается армян в Петербурге, они, конечно, были ошеломлены.

Очень скоро начались бои между карабахскими и советскими солдатами. Казалось бы, конфликт с русскими должен был достигнуть своего апогея. Но этого не произошло. Каждый день в Ереван прибывали гробы. Почти каждый день по центральному Проспекту (я не помню, назывался ли он еще проспектом Ленина или уже проспектом Месропа Маштоца, но я тогда жила рядом с Проспектом и могла все наблюдать) проходили траурные процессии. Но люди молчали и смотрели на происходящее как бы непонимающими глазами. Они не хотели верить в реальность.

От пули советского солдата погиб командир моего близкого друга. Его жена сказала мне: “его убили русские”. Но в ее словах не было ни грана ненависти, ни капли укора. Она обняла меня и заплакала на моем плече. Мне было бы легче, если бы она дала мне пощечину. Она повторяла: “это абсурд, абсурд. Брат убивает брата”.

Абсурдность чувствовалась во всем. Парни уходили на войну, фактически войну с русскими, а в городе была популярна песня со словами “Я российский солдат, прям и верен мой путь”.

Я помню еще более абсурдную сцену. Я с друзьями сидела в одном из открытых летних кафе. За спиной сидели какие - то военные, я заметила только форму, но не видела лиц. Вели себя они удивительно адекватно обстановке, так как положено вести себя в восточной кофейне. Внезапно позади возник спор в повышенных тонах. Явно, что спорили армяне и русские. Кто - то из моих знакомых оттолкнул меня к выходу. Я успела заметить, что военные были русскими. Тогда, когда шли военные действия, можно было предполагать, что спор окончится дракой. Я ожидала брошенных в лицо солдатам обвинений. Но тут же от неожиданности замерла на месте. Инициаторами спора были сами солдаты, они обвиняли, а армяне защищались. И обвиняли они армян не много не мало, как в том, что, они плохо защищают Карабах. Причем в лицо им бросались самые презрительные эпитеты. Все разговоры в кафе замерли, все смотрели на солдат с восхищением. Словно армяне защищали Карабах в тот момент от кого - то другого, а не от советских солдат.

Видимо, ощущение абсурда передавалось всем, кто находился в Армении.

Это была действительно гражданская война, о которой говорили армяне и которой так боялись. Еще в 1989 году, когда пошли первые разговоры о гражданской войне, я имела глупость спрашивать, а почему война с русскими это гражданская война? Объяснить этого тогда никто не смог или не захотел. Когда война началась, мне и в голову не приходило этот вопрос задавать.

И самое удивительное, когда она началась, отношение к русским не ухудшилось, а поразительным образом улучшилось. Ожидание войны было страшнее, чем она сама. Тогда словно бы разорвался нарыв. Армяне так боялись, что придется воевать с русскими, что жили в постоянном напряжении. Когда же на самом деле пришлось, они просто не захотели принять эту вину, отказались ей поверить, назвать реальность абсурдом.

Я помню, в разгар войны был такой эпизод. В нескольких селах армянские отряды, значительно более боеспособные, сдали позиции прежде, чем успел завязаться бой, поскольку вперед выступали русские солдаты, и требовали от армян уйти. “А у нас нет обычая убивать русских”. Эти факты, вероятно, погоды не делали, но даже если так было всего несколько раз (и эти истории рассказывались в Ереване), они много говорили о восприятии войны.

На этом фоне шла агитация за выход их Союза, вот - вот должен был состояться референдум. Еще весной 1991 года, когда проходил всесоюзный референдум по поводу сохранения Советского Союза и правительство Армении официально отказалась от того, чтобы республика участвовала в нем, неофициально был проведен опрос общественного мнения. Около 70 % опрошенных высказались за сохранение Союза.

Что - то должно было надломиться, чтобы все армяне проголосовали за выход. К этому стремились власти, возглавляемые Левоном Тер - Петросяном. Но полностью фальсифицировать результаты выборов невозможно. Армяне действительно в своем большинстве высказались за выход из Союза, так же как летом 1997 года они действительно собрали за очень короткий период более миллиона подписей, имею основания полагать, что на тот момент население Армении вместе с детьми и младенцами составляло примерно два миллиона человек за вступление в союз России и Белоруссии. Ни обстрел Ноемберяна, ни военные действия с советскими войсками в Карабахе к такому слому не привели. Летом 1991 года в армянских газетах печатались статьи против выхода из Союза. Оппозиционная ( сочувствовавшая партии “Дашнакцутюн”) газета “Эпоха” попробовала объявить по этому поводу дискуссию. После публикации нескольких статей, авторы которых предостерегали, что выход их Союза опасен для Армении и его навязывают враги, в газете появилось дополнение от редакции, дескать, мы рады бы были напечатать противоположное мнение, чтобы действительно получилась дискуссия, но никто таких статей не приносит.

Я склонна полагать, что слом общественного мнения произошел под влияние российского телевидения и особенно программы “вести”, которая вдруг стала удивительно проармянской и которая не упускала не едино случая в своем восьмичасовом выпуске (который в основном и смотрели в Армении, так как вечерний выпуск по местному времени приходился уже на ночь), чтобы похвалить Армению за ее непреклонное стремление к независимости и сообщить, что прояви Армения в этом вопросе твердость, русские бы стали любить ее еще больше. Говорилось также, что в России уверены, что армяне все как один проголосуют за независимость. Все время предшествовавшее референдуму меня поражала навязчивость этой темы. Боюсь, что эта лесть повлияла на общественное мнение больше, чем обстрелы.

Один мой знакомый, заметив, что неучастие Армении в Новоогоревском процессе приветствуется СМИ, пошутил: “А если Тер - Петросян приедет, то по “Вестям” передадут, дескать, приехал пьяный Левон Тер - Петросян и нес антисоветчину”. Все почти буквально так и получилось. Когда Тер - Петросян приехал в Ново - Огорево, по “Вестям” это сообщили так: “Приехал Левон Тер - Петросян. Он был угрюм и все время молчал. ” Вышло ничем не хуже, как если бы сказали: был пьян. Короче, не суйтесь ребята.

Однозначность выбора Армении невозможно объяснить ничем, кроме этого “гипноза”. Ведь вся опасность независимости вполне осознавалась, а сама независимость ценилась не очень высоко. Боюсь, что армяне восприняли дело так, что русским надо, чтобы они отделились. Я была в Армении в весь период перед референдумом, уехала за несколько дней до него и видела, что результат его вовсе не был так предрешен, как об этом говорили СМИ. Я тогда знала только одно, армяне либо все проголосуют “за”, либо все проголосуют “против”. А голос телеведущей из России все пел и пел свои сладкие песни. Армения подчинилась.

Зиму я пропущу. Был холод и темнота — ни газа, ни электричества, ни отопления, перебои с водой, нехватка продуктов. Люди почти сходили с ума. Боюсь, что описывать умонастроения невозможно. Их просто не было. Было одно желание, чтобы хоть на час - два дали свет.

P.S.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если это Лурье то у нее действительно большие проблемы.

Чего стоит одно только утверждение.

Армяне независимости не хотели ( хотя к этому стремились в действительности 600 лет) а вот под влиянием программы вести захотели и вдруг все как один 99% насиления проголосовали за независимость.

Маразм!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если это Лурье то у нее действительно большие проблемы.

когда лезешь,по танк кырдык должен быть крепким.

следи за текстом и за базаром тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чтобы описать настроения весны (1992 года), прибегну к автоцитированию. “Спешить с независимостью не хотели... Теперь медленно привыкают к тому, что Армения и Россия совсем разные страны. Я отмечала оговорки: “Мы... Ой, то есть не мы, а россия”. Разрыв с Россией переживается довольно тяжело... Кожей ощущается тоска расставания и обида за то, что русские этого так и не поняли... Сейчас это настроение притупилось, смешалось с общим тревожным чувством. Наступил новый поворот в судьбе армении — что там, за поворотом? Умудренные горьким жизненным опытом армяне в независимость как таковую не верят.Сейчас армения как ощетинившийся ежик... В газетах нет - нет да мелькнут как бы антианглийские (читай, антиамериканские) статьи: “коварному Альбиону” здесь перестали верить еще сто лет назад... Чувство неопределенности мешает даже радоваться победам в Карабахе. ”

“обычно я привыкаю к Еревану почти мгновенно” дома, улицы, лица — все знакомо до мелочей. Этой весной, чтобы привыкнуть, понадобилась неделя. Ереван как будто тот же, все на месте, а словно чего - то не хватает. И ереванцы сами не могут привыкнуть к своему городу, тоже гадая, что изменилось? Я слышала разные объяснения, а один мой знакомый в сердцах сказал: “Словно чума пошла”. Это о том, что все не открываются уличные кафе — нет электричества, нет кофе, нет мороженого... Чтобы выпить чашку кофе, приходится обследовать весь город. Это разрушает структуру городской жизни: вся обычная кофешная публика шатается из угла в угол, как неприкаянная. Изменились и лица людей, мало улыбок. Раз услышала: “У вас будет хорошо, если не завтра, то послезавтра, а у нас — никогда. ” О провозглашенной независимости — не жалеют, хотя, кажется, сами себе при этом удивляются. Но привкус ее вынужденности продолжает чувствоваться... Бытовые трудности ереванцы терпят довольно стойко — как что - то внешнее, не относящееся к существу дела. Что они, эти трудности, в конце концов, по сравнению с нарастающим чувством одиночества и смутным ощущением катастрофы.

С 1992 года начинается рост ностальгии по России. В 1992 — 1994 годах можно было услышать рассуждения, что американцы не годятся русским в подметки и что “россия — это воздух, которым мы дышим”. Политика властей Армении в этот период умеренно антирусская, они пытаются помириться с Турцией и найти себе покровителей среди западных держав. Но к народу Армении эта политика имела слабое отношение. В целом эти годы — период прострации. В 1992 — череда неудач на фронте, сдан райцентр Мардакерт, крупные населенные пункты Шаумяновск и Геташен. Затем — ужасы блокады. Ереван без электричества, отопления, газа (отопления и газа нет до сих пор и в центральных районах города их уже не будет — коммунальное хозяйство вышло из строя). Страх длинных темных холодных ночей. Нищета. Один только хлеб на завтрак, на обед и на ужен. Но это еще не время, когда возникло ощущение, что Россия может окончательно отдалиться от Армении.

Оно возникло примерно в 1994 году. Возникло реальное ощущение того, что Россия не интересуется делами Армении и готова сбросить ее как ненужный мусор. Высказывания политических российских политических деятелей вполне поддавались такой интерпретации. После интервью посла России в Армении в газете “голос армении” была опубликована статья под красноречивым заголовком “Чужой посол родной россии”. Эти слова воспринимались почти трагически, как крик отчаяния. Поэтому возвращаюсь к ней снова. Говорилось в статье о том, что возврата назад нет (Левон Тер - Петросян уговаривая своих соотечественников испробовать независимое существование, говорил о том, что если не понравится, всегда можно вернуться).Говорилось что армянам уготовлена судьба колонии, не более того. А то и нечто еще более ужасное.

И вот тогда впервые в Ереване стала как заклинанье звучать песня со словами: “россия, я верю в твою силу. Узнаешь ты, где правда, а где ложь. Россия, наступит день, Россия, И ты святые крылья обретешь”. В тот год я слышала ее несколько раз. Но самое удивительное — когда обычный рейсовый автобус ехал по проспекту Азатутян и водитель включил эту песню на полную громкость.

Это было похоже на демонстрацию.

P.S.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Примерно с 1992 года в ереванских уличных кафе звучат наравне с белогвардейскими песнями блатные. В течение следующих пяти лет русский “блатняк” составляет чуть не половину песенного репертуара Еревана. Солидный пласт составляли белогвардейские песни. Очень немного — обычная русская эстрада, но вся в минорных тонах. При почти полном отсутствии англоязычных песен, все более популярными становились французские песни и музыка, главным образом, Джо Дасен и оркестр Поля Мариа (Шарль Азнавур — не в счет, так как он армянин и его слушали и слушают всегда). Я не могу понять почему, но мне кажется, что наиболее ностальгично звучал именно “блатняк”, именно он отражал душевный надрыв.

Русские патриотические песни звучали все откровенней. В кафе на центральном проспекте любили гонять песенку: “прощай родная станица, эх, держись заграница! ” Однажды один из моих знакомых задумчиво прокомментировал: “интересно, что по этому поводу должен думать честный эстонец”. Изредка, но до прошлого года включительно все чаще, не в кафе, а в общественном транспорте включались песни типа: “дорогая моя столица, золотая моя москва”. Вообще было много старых песен, эстрады 60 — 70 годов. Это звучало на фоне довольно напряженных политических отношений с Россией и на фоне умеренно антирусского курса тогдашнего армянского руководства, когда русский язык был признан за иностранный. Тогда я услышала одну старую песнь, которая показалась мне ключом для объяснения обилия русскоязычной эстрады: “И только песня остается с человеком, песня друг, товарищ навсегда. ”

С песней же “россия, я верю в твою силу” происходили просто чудеса. До последнего, 1998 года, она звучала четыре года подряд постоянно и, не знаю почему, бум ее популярности приходился на август. В 1996 году, в начале лета беспрестанно крутилась песенка с примерно такими словами (я цитирую по памяти): “Не надо ехать в Штаты, здесь тоже можно жить богато, прости, мама, я русского люблю”. Вдруг в один день песня исчезла из всех кафе, маршруток, магазинчиков. Недели три — четыре о России не было никаких песен. И вдруг снова: “россия, я верю в твою силу”. Мне показалось тогда, что армяне просто не вынесли такой коммерциализации отношений.

Прошлым летом (1997 год) в кафе вообще не звучали песни — по какой - то причине это было строго запрещено. Я слышала и то толкование, что песни в кафе запретили, потому что это главным образом русские песни. Тем не менее, судя по маршруткам и просто по тому, что доносилось из открытых окон, много слушали белогвардейских песен и особенно, просто непонятно часто, “Гусарскую рулетку”, начинающуюся словами “На зеленом столе казино, что вчера еще называлось Российской империей... ” Эта тема жребия, смертельно опасной игры. Она становилась все более навязчивой. И вот в самом конце лета, подписан российско - армянский договор (никогда бы не могла подумать, что на него так сильно будут реагируют простые люди) — снова в разных местах “россия, я верю в твою силу”. Эта песня звучала как аплодисменты. За один день в моем дворе ее прокрутили семь (!) раз.

С этого момента исчезают тревожные песни, и “блатняк”, и белогвардейские. В 1998 году 70 — 80 % уличных песен составляла обычная российская эстрада. Мне показалось это признаком спада тревожности, успокоенность, что Россия не уходит. Только под самый конец лета, когда в России начался финансовый кризис, в кафе, что у меня за стенкой (а там звучит обычно “живая музыка”) спели песню о поручике Галицине. Это, конечно, мало что само по себе значит, но мне показалось, что начинает возвращаться тревожность. Процентов 10 — армянская эстрада, остальное — французская, испанская, итальянская, латиноамериканская. Англоязычная продолжает отсутствовать.

P.S.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уточню следующее. Если на улице провести опрос, где напрямую задавать вопросы об отношении к России, никакой подобной картины не получится. Вам скажут, что в России армян обижают, что необходимо учить английский язык, но мне кажется, что уличная эстрада больше скажет о настроении людей. Ведь когда выбирают, какую кассету поставить на магнитофон, не думают о том, как это будет оцениваться, что кто - то этот факт будет анализировать. Ее просто ставят для себя и своих посетителей, чтобы было близко душе. Почему в стране, где все твердят о необходимости знать английский язык, почти вообще не слушают англоязычных песен? Может быть потому, что английский нужен для дела, а русские песни помогают расслабиться и выразить свое настроение? И насколько искренне звучит “россия, я верю в твою силу” в обычном ереванском дворе, где ее по идее должны услышать только армяне. Где просто нет неармян, если не считать меня, но обо мне не все и знают, и кто бы стал крутить песню для меня персонально? Песни расскажут о том, что вам не скажут словами.

Россия опять заняла место “образа покровителя” и это дало покой. Но образ русских опять начал двоиться. В разговоре о России вам скажут прежде всего, что Россия — союзник, что практически от нее одной зависит безопасность Армении. Потом вам скажут, что, однако, в России армян за людей не считают и те, кто там не был в последние годы, бояться ехать, чтобы не увидеть доказательств этому. Выскажут и целый перечень претензий к России как к союзнику. Потом скажут, что Россия все - таки осталась родной страной и никакая она не заграница. Потом — что надо учить английский язык, а также посещать компьютерные курсы. А русский знать не обязательно. А все - таки детей не только в школе, но и дома стараются учить русскому. Даром, что необязательно. Хотя армяне в России теперь не армяне, а “лица кавказской национальности” В райцентре, где русских нет — часть вывесок (новых) по - русски. И кафе “теремок” в центре. Я удивляюсь, а местный житель говорит: “А я удивляюсь, что Вы удивляетесь, всегда же так писали. ” А что же вы пишете по - русски, если “лица кавказской национальности”? И почему крупнейший на сегодняшний день армянский прозаик Грант Матевосян утверждает: “наше духовное родство еще долго будет продолжаться... И вообще — со времен Пушкина с Россией в сфере идеологии лучше понимали и были ближе друг другу, чем европе”? И еще: “Во мне говорит приверженность вчерашней империи. ” ???

P.S.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уточню следующее. Если на улице провести опрос, где напрямую задавать вопросы об отношении к России, никакой подобной картины не получится. Вам скажут, что в России армян обижают, что необходимо учить английский язык, но мне кажется, что уличная эстрада больше скажет о настроении людей. Ведь когда выбирают, какую кассету поставить на магнитофон, не думают о том, как это будет оцениваться, что кто - то этот факт будет анализировать. Ее просто ставят для себя и своих посетителей, чтобы было близко душе. Почему в стране, где все твердят о необходимости знать английский язык, почти вообще не слушают англоязычных песен? Может быть потому, что английский нужен для дела, а русские песни помогают расслабиться и выразить свое настроение? И насколько искренне звучит “россия, я верю в твою силу” в обычном ереванском дворе, где ее по идее должны услышать только армяне. Где просто нет неармян, если не считать меня, но обо мне не все и знают, и кто бы стал крутить песню для меня персонально? Песни расскажут о том, что вам не скажут словами.

Россия опять заняла место “образа покровителя” и это дало покой. Но образ русских опять начал двоиться. В разговоре о России вам скажут прежде всего, что Россия — союзник, что практически от нее одной зависит безопасность Армении. Потом вам скажут, что, однако, в России армян за людей не считают и те, кто там не был в последние годы, бояться ехать, чтобы не увидеть доказательств этому. Выскажут и целый перечень претензий к России как к союзнику. Потом скажут, что Россия все - таки осталась родной страной и никакая она не заграница. Потом — что надо учить английский язык, а также посещать компьютерные курсы. А русский знать не обязательно. А все - таки детей не только в школе, но и дома стараются учить русскому. Даром, что необязательно. Хотя армяне в России теперь не армяне, а “лица кавказской национальности” В райцентре, где русских нет — часть вывесок (новых) по - русски. И кафе “теремок” в центре. Я удивляюсь, а местный житель говорит: “А я удивляюсь, что Вы удивляетесь, всегда же так писали. ” А что же вы пишете по - русски, если “лица кавказской национальности”? И почему крупнейший на сегодняшний день армянский прозаик Грант Матевосян утверждает: “наше духовное родство еще долго будет продолжаться... И вообще — со времен Пушкина с Россией в сфере идеологии лучше понимали и были ближе друг другу, чем европе”? И еще: “Во мне говорит приверженность вчерашней империи. ” ???

P.S.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я кажется пару раз тебе

тыж как чмырь хоть по лс ,хоть по жизни,виртуальная пиявка.

если есть желание реально,в живую докажу,тебе лично!

а обьяснял ты наверное под кроватью бабушке своей,а не мне это точно!

и так очнись следи за текстом и за речью тоже!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чтобы объяснить, как армяне сегодня видят Россию и русских, я попытаюсь сделать обзор армянской прессы. Это будут русскоязычные газеты, которые я читала ежедневно на протяжении трех месяцев. Здесь важно оговорить их статус. Русскоязычные газеты в Армении — это не газеты для русских. Русских в Армении вообще немного. Они издаются армянами для армян же. По содержанию русскоязычные и армяноязычные газеты отличаются незначительно. Некоторые из русскоязычных газет являются очень популярными и весомыми, как, например “голос армении”. Другие популярные русскоязычные газеты — “Урарту” и “новое время”. На русском языке выходит и официоз “республика армении”, имеющая и армяноязычную версию под тем же названием, но по - армянски, “Айястани Анрапетутюн”. Имеется русскоязычная газета для бизнесменов и рекламные газеты.

Очень многие темы, которые казались уже закрытыми для публичного обсуждения, поднимаются вновь. Прежде всего это переоценка десяти прожитых лет. Я бы классифицировала темы, которые так или иначе касаются России следующим образом: антагонизм к США и НАТО, неприемлемость для Армении вытеснения России с Кавказа и Закавказья и формирования так называемого “общекавказского дома”, констатация необходимости для России иметь в Закавказье союзника в лице Армении, претензии к России по поводу ее недостаточно однозначной политики, констатация того факта, что именно Россия являлась и является опорой и поддержкой Армении,тема Великой отечественной войны, восхищение Белоруссией.

“сейчас самое время отправлять в Минск правительственную делегацию”

Я начну свой обзор армянской прессы с последней темы, поскольку она появилась только в этом году, самое раннее осенью прошлого, и появление ее симптоматично по двум причинам.

Первая — это своего рода возрождение образа “идеально русского”. При том, что за прошедшие годы накопилось немало обид на Россию и русских с их навязчивой идеей о “лицах кавказской национальности”, где - то как бы в “заповеднике” (каковым, получается, оказывается Белоруссия) сохранились “русские а la Абовян”. (Армяне вряд ли сильно отличают белоруссов от русских). Вторая — это попытка Армении творить свою политику так, как бы ей этого хотелось.

Армения по своему внешнеполитическому менталитету нуждается в “дружбе”, не в партнерстве, а тесных, почти “межличностных” отношениях. Армяне могут сколько угодно рассуждать в газетах о прагматическим союзничестве, на практике оно менее всего прагматично.В него вкладывается приблизительно то содержание, которое на “межличностном” уровне вкладывается в понятие “дружба”. Союзничество без дружбы, без личной приязни и даже привязанности для армян не осуществимо. Они очень любят говорить о партнерстве, но на практике просто не умеют

вступать в отношения, которые в международной политике принято называть партнерскими. Для них реальна либо глубокая и длительная преданность союзнику, либо отношения сиюминутной выгоды.

В мире практически нет субъекта, с которым эта дружба для армян возможна, всерьез подружиться с Россией сейчас немыслимо. И Армения выбирает “альтер эго” России — Белоруссию. Это же — попытка установить связь с “русскими а la Абовян”, а через них — с Россией. Всплеск подобных публикаций наблюдался примерно с середины июня до середины июля этого года. Этому периоду предшествовал другой, где доминировали статьи, в которых надежность современной России как союзника ставилась под сомнение.

После же середины июля статьи в газетах становятся иногда откровенно прорусскими и в них вновь начинает чувствоваться определенный надрыв, в котором и страх за свою судьбу, если Россия из Закавказья уйдет, и жалость к России, у которой у самой так много бед.

В “белорусский месяц” в газетах не только не было статей о России, но почти не было упоминаний о ней, разве что в хронике новостей. В этот момент, преступая к анализу публикаций армянских газет о России и просматривая прежде всего текущую периодику, я растерялась. О России просто не писали ничего, не высказывали никаких оценочных суждений.

Образ Белоруссии предстает в совершенно идеальном свете. Ни в одной статье, где о ней упоминается, нет ни единой отрицательной характеристики. Все только в превосходных тонах.

Прежде всего образ Белоруссии облагораживается в бытовом смысле, подчеркивается, что все обиды, касающиеся России, к Белоруссии не относятся. “Фраза “лицо кавказской национальности” [в Белоруссии] не произносится. На этой земле похоронено много войнов - армян, защищавших Белорусь во время Великой Отечественной войны.

Кроме того, там власти непохожие ни на какие власти в мире, президент, непохожий ни на одного другого президента. “Принято считать, что основным препятствием на пути интеграции встают так называемые национальные лидеры, нежданно - негаданно превратившиеся в президентов так называемых независимых государств. Сомневаться в этом мало кому взбредет в голову: если можно быть королем, то кто добровольно изберет статус князя с неопределенными функциями и полномочиями. Но судьбе было угодно распорядиться так, чтобы в наш корыстный век такой человек, как не странно, появился и повел за собой миллионы людей... Лукошенко опровергает едва ли не все концепции своих коллег и посему был осужден на развенчание — главным образом, за собственные “грехи”, но еще и потому, что так рьяно ратовал за интеграцию. ”

“Не признать тот факт, что Белоруссия — единственная страна на постсоветском пространстве, обеспечивающая рост производства, нельзя. ” “В Белоруссии, напомню, не закрыт ни один завод. Сельское хозяйство полностью обеспечивает страну, продавая излишки России. ”

Кроме того Белоруссия однозначно дружит с Россией. “даже демпечать сознается в том, что настоящим стратегическим союзником России (из числа бывших союзных республик) является только Белоруссия . ”

Отсюда вывод: “Я думаю, что сейчас самое время отправить в Минск представительную делегацию с предложением оформить полномасштабные отношения и заключить договор о дружбе. ” .Кто должен быть инициатором в налаживании отношений с Минском?

Кому это больше нужно — Минску или Еревану? Подразумевается — Еревану.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Восхищение в адрес России обычно не высказывается. Россия выглядит в современной армянской прессе скорее как неразумное дитя, которое невсегда правильно понимает свою же собственную пользу. Вот типичная цитата: “Создается впечатление, что Россия ищет друзей вовсе не там, где они есть. И именно по этой причине проигрывает все геополитические схватки. ”

В частности — в Закавказье. “если Россия действительно хочет сохранить хоть часть своего влияния в Закавказье, то должна пойти на адекватные меры. Только вся беда в том, что она на это вряд ли способна. То есть все продолжится так, как шло до сих пор — по американскому сценарию и без Армении. ” Армения же остается в полной власти США. “У России положение безвыходное: пока Ельцин суетился вокруг друга “Билла”, США делали все, чтобы окончательно выкинуть его страну из Закавказья. В обстановке, когда поднять голос против Вашингтона не хватало сил, имело смысл помочь сделать это другим. ” Более конкретно, помочь Армении.

Россию называют единственном, но, “будем откровенны, не очень надежным союзником. ” В статье под трагическим названием “Одни” читаем: “Официальная Россия не раз подчеркивала, что в случае конфликта с Азербайджаном не намерена оказывать нам военную помощь. ” И даже еще более громко: Москва вслед за сильными мира сего надеется вырвать свою пусть мизерную долю в любых нефтяных сделках. Но сможет ли Россия, даже ценой предательства своего традиционного союзника, рассчитывать хоть на минимальный куш Бакинской нефти?

Тем не менее все однозначно. “так уж распорядилась ее величество история, что нет у нас партнера надежнее России.Поэтому сам факт союзничества с Россией сомнению не подвергается. Ложкой дегтя в бочке меда оказывается только слово “партнерство”, которое в последнее время часто заменяется слово “союзничество”. Но и тут есть двойное дно. Когда о России говорят в положительном контексте, то говорят именно о партнерстве и в принципе, редко подвергается сомнению, является ли Россия хорошим партнером. Когда Россию ругают, то употребляют слово “союзничество”. Сплошь и рядом, лет пять уже, не меньше, под вопрос ставится: является ли Россия хорошим союзником.

Видимо, та степень близости и надежности в русско - армянских отношениях в глазах армян не тянет на союзничество в чистом смысле слова. Скорее в данный момент армяне назовут своим союзником Белоруссию или даже Сербию (о ней в последнее время пишут не мало и основная тема: “Мы должны понять сербов и мотивацию их поведения 1990 — 1998 года”), хотя с ними нет тесных связей. Зато есть связь душевная, которая отсутствует с Россией.

Или другой вариант: если в Армении говорят об отношениях дружбы и союзничества с Россией применительно к себе, то говорит как бы во множественном числе, ставя себя в ряд с другими союзниками, как в вышеприведенной цитате о том, что союзниками России из числа бывших республик являются только Армения и Белоруссия, или же практически говоря о себе во множественном числе, как в редакционной статье официальной правительственной газеты: “сегодня этот праздник называется Днем Независимости и отмечается не только на одной шестой части суши но и во многих государствах, с которыми ее связывают неразделимые узы многовековой дружбы и сотрудничества. ” О ком, кроме самой Армении здесь может идти речь? Интересна и оговорка об “одной шестой части суши”, в официозе!

В качестве примера можно привести цитату по поводу перспектив СНГ (в котором, как мне кажется, Армения сама по себе не очень заинтересована: “Позиция Армении [по поводу СНГ] прорисовывается в контексте стратегического партнерства с Россией, а в судьбоносных вопросах партнеры просто не имеют права придерживаться разных позиций. Москва же, как видно по всему, всячески будет стараться сохранить СНГ. ” Это же относится и к вопросам военного сотрудничества (в котором Армения как раз заинтересована): “Кое - кто надеется, что будет положен конец российскому присутствию в Закавказье, но при этом, по всей вероятности, Армению в расчет не берут. Если в регионе что - то и изменится, то только то, что центр российского военного присутствия из Грузии передислоцируется в Ереван. ”

Аналогично и в официозе: “Армения делает много, чтобы сохранить на своей территории военное присутствие России, по выражению президента Кочаряна с Россией, с ее военным, экономическим и политическим присутствие в республике связаны все надежды как на урегулирование карабахской проблемы, так и на становление экономики Армении. ”

Впрочем, случается, что внешнюю политику России в Армении даже хвалят: “И США, и НАТО продолжают политику дипломатического шантажа Белграда, и если что не позволяет воплощать ее в жизнь, так это только объективная позиция Москвы и, в известной степени, парижа”. Раньше бы акцент сделали на том, что Россия помогает сербам недостаточно.

“Выстраданный и проверенный веками опыт дружбы с Россией... ” Слова как будто из прошлого.

Каждый армянин с колыбели знает и помнит вещие слова армянского просветителя XIX века Хачатура Абовяна — основателя армянского литературного языка, “армянского пушкина” — из его классического произведения “Раны армении”, а именно слова о русском освободителе: “Да будет благословенна нога русского, вступившая на нашу священную землю”” .

Поэтесса Сильва Капутикян пишет: “У нас, у армянского народа, есть выстраданный и проверенный веками опыт дружбы с Россией, есть взаимные интересы, и попытка вытеснить его из нашей жизни, как показали вышеупомянутые “ниспровергающие бастилии” годы — гиблое дело... Заключенный недавно межгосударственный договор между Россией и Арменией говорит о многом.Сильва Капутикян цитирует свои старые стихи о том, что “от турецкой земли до нынешней моей чрез Москву пролегает дорога”, за которые ее проклинали политические деятели конца 80 - х — начала 90 - х и которые теперь были встречены овациями.

Но более важны многочисленные публикации, затрагивающие тему Великой отечественной войны и относительно не столь многочисленные, но заметные о статусе русского языка в современных армянских школах.

“Русофобия, даже на уровне языка, никогда всерьез не может быть понята и принята в армении”

“господи, на какую ерунду были потрачены эти годы!... И к чему в конце концов пришли? Достигли высокого уровня культуры в рамках моноязычия? Напротив, в результате всех этих насилий и запретов нынешнее поколение не знает ни одного языка — ни армянского, ни русского.... Семь лет били молотом невежества по национальной культуре. Семь лет на законодательном уровне заставляли людей жить по правилам, в том числе языковым, генетически им чуждым, потому что русофобия, даже на уровне языка, никогда всерьез не может быть понята и принята в Армении. И потому борцам с русскоязычием приходилось огнем и мечем выжигать крамолу и насильственно выдворять детей из русских классов. Никто за эти годы так и не понял, почему два языка — русский и армянский — развели по обе стороны баррикады, почему уважение и знание русского языка стало альтернативой любви и знанию национального. Но все это было сделано. И кто определит теперь себестоимость этой ошибки, кто подсчитает, чем обернулась для нации эта нелепая и невежественная борьба? Тем, что значительная часть интеллигенции, покинула Армению, увозя детей, которые уже вряд ли когда - нибудь вернутся. Тем, что мы потеряли целый пласт культуры и скорее всего уже необратимо. Тем, что улицы города украсили безграмотные надписи, в который до неузнаваемости исковерканы армянские слова. И наконец тем, что борьба с массовым русскоязычим, обернулась так называемым англоязычием, усердно внедряемым во все сферы жизни. ”

Здесь удивительно, что англоязычие объявляется вредным как бы само по себе. без доказательств и объяснения причин (скорее всего оно просто раздражает автора письма в газету, учительницу русского языка, но раздражает оно не только ее), а также, что хорошее знание армянского языка увязывается с хорошим знанием русского. Иначе почему ошибки в армянском языке объясняются недостаточным изучением русского?

Впрочем, это только выглядит странно. Автор имеет ввиду, что многие из ереванских армян используют своеобразный сленг, состоящий из смеси армянского. Впрочем, так было и раньше, а сейчас, мне кажется, армянский язык стал чище и манера использовать русские слова спрягая и склоняя их по правилам армянской грамматики (как знаменитая фразочка: “углови магазинум колбаси очереда” — очередь за колбасой в угловом магазине) отошла в прошлое. Безграмотных же надписей по - русски не так уж много, другое дело, что ошибки повторяющиеся “Огромный вред не только развитию, но и воспитанию подрастающего поколения нанесло исключения преподавания русской литературы из программы средней школы. Произведения русской классики, признанные и высоко оцененные во всем цивилизованном мире, утверждали идеалы высокого и прекрасного.В настоящее время в обязательном порядке русская литература преподается только в течение одного года и в армянских переводах, далее зависит от школы.

В течение всего мая и июня потоком шли публикации, в которых заново переосмысливалось участие армян в Великой Отечественной войне. “великая отечественная война уже история, наша с вами история... Больно видеть ветерана, продающего на вернисаже свои ордена и медали за гроши, на которые он купит потом буханку хлеба, а еще больнее слышать из уст представителей прошлого режима о том, что “война была не наша и пусть империя Советов позаботится о них”.

22 июня правительственная газета “республика армения” вышла с большой статьей на первой странице под заголовком “То была наша война. ” “22 июня 1941 года немецкие войска без предварительного объявления войны атаковали границы СССР. Так Вторая Мировая для народов бывшего Союза, в том числе и армянского, превратилась в Великую Отечественную... Эта истина сейчас выглядит как давнишний и нереальный сон — так много вокруг изменилось, так много объявилось “новых пророков”, порой пытавшихся навязать армянскому народу мысль, что, мол, нам, армянам, та война была навязана. ”

В редакционной статье “голоса армении” причастность армян к Великой Отечественной обыгрывалась более лирично и две победы — 9 мая 1945 и 9 мая 1992 (взятие Шуши в ходе Карабахской войны) как бы сливались в одну, важную и существенную для армян: “Майскими короткими ночами пили и, надеюсь, будем пить за Победу в далеком 1945 — в недалеком 1992. ”

Через несколько дней на первой же полосе “голоса армении” появляется письмо ветерана, написанное в совершенно “доперестроечном” тоне: “Победили все вместе, победил великий многонациональный советский народ, благодаря массовому героизму, любви и преданности Родине.Тема Великой отечественной — новая попытка идентификации себя с Россией, во всяком случае в тех моментах, которые касаются войны. Я обратила внимание, что армянские военные говорят: у нас производится то - то, имея ввиду, что в России производится. И потому российское оружие — предмет особой гордости. Газета “Урарту” с явным удовольствием описывает новые образцы российского оружия (у России в популярной газете никогда такого не встретишь). “Зенитно - ракетная система С - 300 — единственная в мире, обеспечивающая эффективную оборону от всех видов военно - воздушных угроз. У американцев есть аналог — система “Пэтриот”, но модификация С - 300в в два раза меньше американской по количеству боевых компонентов, по могуществу боевых частей превосходит в семи раз, а по площади обороняемой территории — в 3 раза. Чтобы сбить цель системе “Петриот” в среднем требуется запустить четыре ракеты, российской — всего одну. Американцы не потерпят быть вторыми и поэтому развернули работы по превращению системы “Пэтриот” в систему “РАС - 3”, которая должна быть самой совершенной. С этой целью провели полушпионскую - полууголовную операцию по закупке за 290 млн. долларов системы С - 300.... Но американцы фраернулись, потому что к тому времени у России уже была система С - 300 ПМУ, превосходящая С - 300в. А чуть позже появилась вообще уникальная система “фаворит”, которая значительно превосходит по всем параметрам теоретическую американскую гордость “РАС - 3”. ” Однако после такого панегирика следует приписка в минорном тоне: “Но все эти моменты нас не особенно касаются. ”

Не так уж не касается.Армянские парни, граждане Армении, проходят срочную службу в частях Российской армии, дислоцированных в Армении и Грузии, куда направляляются через армянские же военкоматы. Присягу принимают на верность России. (Такое положение дел имеет соответствующие юридическое оформление.)

Служба в российской армии для армян считается престижной.

P.S.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...