Перейти к содержимому

Recommended Posts

все-таки решил поискать в internet-е информацию о МИРОВЫХ деятелях... потратил всего 1 минуту :gizildish:

Лейла Саз (1850-1936)- поэтесса;

Хуршудбану Натаван (1837-1897) - поэтесса;

Овлия Челеби (1611-1682) - ученый-путешественник, писатель;

Абдулхак Гамид (1852-1937) - поэт;

Техзин Ходжа (1812-1880) - ученый-педагог, психолог;

Тофик Фикрет (1867-1915) - поэт;

Арел (1880-1955) - композитор;

никакой информации не нашел, как это может быть, если они МИРОВЫЕ?..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 117
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Fireland, рад тебя и здесь встретить!

шуртвацам:

значит, заговорили о мировых? А кого вы можете привести кроме шарля азнавура?

Например, у нас есть Алим Гасымов, перед которым стояла вся Европа.

Среди тюрок есть узбек Ибн Сина (медицина), Насреддин Туси (создатель тригонометрии), Бахманияр аль-Азербайджани, доказал теорему, до которой Кантор дошел только в конце 19 века (если интересно, почитай ат-Теhсиль на русском языке); Низами (бог поэзии). Эти люди жили где-то 1000 лет тому назад, но до сих пор их трудами пользуются.

я могу продолжить список. Но ведь бессмсленно хвастаться. В отличии от некоторых, которые не могут противопоставить вышеуказанным людям никого, кроме шизофреника-балаяна, шовиниста-абовяна, заслуженной проститутки КПСС капутикян, большевика сомнительного поведения (или просто-социального "меньшевика") микояна.

Пардон, забыл! ….и академика амбарцумяна, который придумал никому не нужный БАМ (именно этот самый БАМ был основой экономического развала СССР) и "спас" от иссушения озеро Гёjча, которое вы ныне зовете севан после приХватизации. А еще хотел Дон влить в Каспий. Хорошо, что не успел.

Я не хочу повторять фразы из книги уважаемого АГСАГГАЛА, но советую читать внимательнее. Все, что вы отвечаете - поворачивается против вас.

рубо: \\\Меня поразила вот эта цитата. Выходит албанцы являются прародителями армян проживающих на территории современого Азербайджана. А некотрые БОЗГУРДЫ утверждают что албаны были прародителями самих азербайджанцев. Может определитесь наконес?

А то что ни день, то новые идеи. Завтра у же начнут утверждать что армяне сами произошли от азери...\\\

А ты только что догадался? ЭВРИКА!!!

Я тебе показал, что АЛБАНЫ - это часть ТЮРКСКИХ племен. Ни один из вас так и не ответил ничего вразумительного. ЕСЛИ ВАШ ЖЕ ИСТОЧНИК УКАЗАЛ НА РОДСТВО АЛБАНСКОГО ЯЗЫКА С ХАЗАРСКИМ - ТО НЕЧЕГО ПО ЭТОМУ ПОВОДУ П…ДЕТЬ.

Да, возможно, эти генералами стали генералами потому, что в них тюркская кровь после ассимиляции с тюрками-албанами, проживавшими в Карабахе.

Между прочим, карабахские шуртвацы/хаи - всего лишь ассимилированные тюрки. Это и есть те самые "арцахцы", которых вы зовете ИШАКАМИ. Потому что из выродка-отщепенца никогда не выйдет способного на создание государственности патриота; разве только бандит получится - и не более.

И вскоре эту вашу мать - армению развалят именно они. Вы еще при коммунизме живете, знаете?

Когда админ рыпается на своих ради популяризации ресурса, от полутора миллиона сообщений форума в конце концов остается лишь 976792... (из дневника наблюдений Бозгурда)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Странно, как сравнил себя со свиньей. Хотя согласен: все юристы - свиньи.

Кем же был Ходжа Насреддин?

Когда админ рыпается на своих ради популяризации ресурса, от полутора миллиона сообщений форума в конце концов остается лишь 976792... (из дневника наблюдений Бозгурда)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Странно, как сравнил себя со свиньей. Хотя согласен: все юристы - свиньи.

У вас плохо с логикой, серый волк.. хотя по-армянски слово БОЗ звучит немного иначе...

Кем же был Ходжа Насреддин?

Неужели азер? lol.gif а вот узбеки считают, что узбек... :gizildish:

И потом, что это ваш насратьдин такого великого сделал?

другое дело - литературный насратьдин повести Соловьева... тот хоть про халву умный вещь сказал, про осла... а ваш-то чем знаменит? :luv:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не оффтопте пожалуйста

Мы тут обсуждаем сказки народов мира, то бишь сказки Saleh-Bey-а.

Вон видите , Эчмиадзин это три моедзина, а шашлык мир у азербайджанцев украл. Может кто нибудь к этому добавит свое мнение...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Насреддин Туси (создатель тригонометрии)

обьясни ка мне BOZGURD что делали Гиппарх и Герон за 15 веков до этого? Ну и ну...

Изменено пользователем Rubo
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ходжа Нассредин. Старик Хатабыч, Али Баба.

И наиталантлиший по всоим уственным данным чуда птица Яго. Все до единого азербайджанцы.

Кажется уже пару раз вас обяснили, что слово азербайджанец не встречается раньше 1918.

Вот и пишите про людей которые были позже 1918-ого.

А вы тут к персам опять прицепились, к арабам. Кстати Мхитар Гош тоже ваш? Написал первый прототип конституции "Судебник" для Киликии (12 век), первым ввел понятие суверенности, в Европе об этом начали говорить 4-я веками позже. Он ограничил власть короля. Он говорил что человек родился от Бога свободным и только нужда вынуждает служить. Только несколько веков позже к этим выводам пришли Томас Мор и Кампанелла. Его "Судебник" стал основой конституций многих стран. Классический пример конституция Польши.

И так далее дорогие наши азери.

Жду информации о всемирноизвестной Корольке птице певчей. :gizildish:

Изменено пользователем Aram Sev Heros
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

che u vas zdes tvoritsa ? vzaimniye oskorbleniya kto uje stal jivotnim , kto to sobralsya so 100 000 armyanskoy armiyey otpravit turkov na altay , kto to voobshe natsionalisticheskuyu chush nesyet.............. samoye smeshnoye chto i armyane i azerbayjantsi prekrasno ponimayut chto v toy ili inoy stepeni nepravi no nikto ne priznayetsa v etom , Rubo sravnivayet kogo to s buratino perekhodya na lichnosti , saleh bey vdrug glupenkiy , ksenonu predlagayut ruku i serdtse ..........

nishtyak jalko mordu po seti nelzya but a to veselo bilo bi

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ss-109,

Чему вы удивляетесь? Идет нормальная разборка. Дело в том, что ваш соплеменник опубликовал очередной опус, в котором он стремится доказать, что все мировое зло происходит исключительно из-за армян, которые стремятся установить мировое господство и уже устроили всемирный заговор. Как я уже говорил, все пункты обвинения, выдвинутые против армян, как две капли воды похожи на соответсвующие обвинения, выдвигаемые антисемитами против евреев.

Какая же здесь возможна дискуссия? И нужна ли она? Разумеется, разговор невольно перешел в русло взаимных обвинений и оскорблений! Но ведь именно для этого и был создан на bakililare форум, называемый "Межнациональные конфликты",-- этот форум существует именно для того, чтобы друг друга оскорблять и обвинять! Не для того ведь, чтобы, в самом деле, стремиться к миру!!

Изменено пользователем Соломон
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну вот, а азербайджанцы уверяют, что в Азербайджане нет антисемитизма. Тем не менее, на этом форуме, DeSPot уже второй антисемит (RETABOLIL - первый). Стоит ли после этого удивляться армянофобии в Азербайджане?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну вот, а азербайджанцы уверяют, что в Азербайджане нет антисемитизма. Тем не менее, на этом форуме, DeSPot уже второй антисемит (RETABOLIL - первый). Стоит ли после этого удивляться армянофобии в Азербайджане?

Соломон,уважаемый , считай как хочешь!Только ты можешь усмотреть антисемитизм в моих словах.Меня все эти Семиты не интересуют.Для меня есть Отдельные люди и нет национальности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Специально для Соломона из словаря Одессика:

АНТИСЕМИТИЗМ - одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. Его исторические корни уходят в древность, когда евреи оказались на положении нацменьшинства. В старой России это стало государственной доктриной, выражавшейся, в частности, в ограничении по месту жительства ("черта оседлости" для некрещеных евреев), что подогревалось процессами по обвинению в ритуальных убийствах (напр., пресловутое "дело Бейлиса"). Наиболее жестокий вид антисемитизм принимал при погромах (в Одессе - во время событий революции 1905 г.). Свидетельство этому - мемориал на 2 - м еврейском кладбище со списками погибших. С другой стороны, антисемитизм у одесситов больше носил бытовой, а не политический характер. Имело также место большое количество смешанных браков, несмотря на противодействие еврейских канонов.

Так .каким образом .ты меня идентифицировал как антисемита?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Деспот, и охота тебе этому... ммммм....... Кирсанову, скажем, что-либо объяснять? Его татары в детстве обидели (обиженник - нехороший человек, гыыы), вот он и беситься до сих пор..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Деспот, и охота тебе этому... ммммм....... Кирсанову, скажем, что-либо объяснять? Его татары в детстве обидели (обиженник - нехороший человек, гыыы), вот он и беситься до сих пор..

Больше не буду!Я этот факт незнал)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Всероссийский Вестник ИПХ

...Порицающим двоеперстное сложение для крестного знамения, именуя оное армянством: Анафема. Порицающим осмиконечный крест Христов Брынским раскольничеством: Анафема....

Аттила-перестань! Это доказательств не тревует. Рубо прекрасно знает о чем идет речь! Там речь идет даже не столько о крестных знамениях, как о положениях о человеческой и божественной сущности Христа. Признаться от него я таких "отмазок" не ожидал....

Другой вопрос, если б он оспаривал влияние различий в учениях на характер "паствы"... а то его просто занесло-затормозить не успел!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

насколько мне известно, в Азербайджане долму готовят из баранины, а в Армении из говядины... лично мне противно есть долму из баранины - для меня это отрава, но для вас, возможно, отрава - это долма из говядины... это наше личное дело - не нравиться не ешь...

У нас дома например, при возможности конечно, баранину с говядиной смешивали-так что - двойная отрава :gizildish:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А что касается представленной книги, то это очередная антиармянская мура, которую, я уверен, даже многие азербайджанцы не смогли дочитать до конца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

mujiki vi che kakoy antisemitizm kak yevreyi okazalis vinovati v antisemitizme ? kakiye jidovskiye ideologi vvergayushiye kogo to kuda to ?

kto nibud iz vas bil v izraile kogda nibud ? videl chto zdes tvoritsa pochemu eto tvoritsa? normalniye absolyutno lyudi . ne znayete pro nikh nichego i pishete vsyakuyu gadost . khot pointeresuytes nemnogo .

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И смех и грех! Приверженцы ислама обвиняют христианских монофизитов в ереси по отношению к православию.

Я например не приверженец ислама....и для меня ересь действительно имеет значение ( только конечно не в контексте крестных знамений). Не надо принимать азербайджанцев как полностью принадлежащих к одной религии - мы все ж не из моноэтнической страны...

Просто мне кажется, что в даном случае автор не достаточно открыл тему, чтобы начать обсуждения вопроса, как повлияло неприятие армянской церковью решений Вселенского Собора на развития религиозно-психологического характера армян...

К тому же Салех-бек как мне кажется прекрасно зная Кавказкие вопросы, не глубоко знаком с теологическими аспектами христианства, особенно историческими отношениями между в христианстве западными и востоком... их ролью в политике...

Но он особо и не углубляется в это, так что и нам не надо-это уже получится обсуждение отдельное от темы.

Изменено пользователем Albans
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В одном из постингов (а именно, "Гитлер никогда не говорил этих слов" - не ручаюсь за точность) я уже доказал (так как не было приведено ни единого опровержения) ложность и клевету одного из приведенных фактов.

Начало действовать "правило тринадцатого удара" - если часы пробили тринадцать раз, то это не только означает, что тринадцатый удар был неверным. Он порождает сомнения в верности каждого из первых двенадцати ударов.

При желании, я могу привести еще несколько доказательств ложности фактов, приведенных в этой книге, но мне просто жалко тратить на это время.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я не говорю о ложности этого заявления- я только сказал, что в данном случае оно не раскрыто... то есть не следовало бы этого упоминать.

Например чувствуеtcя, что Салех-бек не читал о выводах христианских историков о вероятности, что ковчег "причалил" именно к этой горе... и библейского названия Арарат - но тут делать нечего-все равно мы называем Большой Масис Араратом, уже все так его называют...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И пошли все!И Салех бей и Армянские апостолы к черту........Отдахнуть бы от всего этого.......

Могу посоветовать поехать загород... отдохнуть

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Насреддин Туси (создатель тригонометрии)

и еще, БОЗГУРД, интересная информация:

http://www.partner.dn.ua/horo/slovar/?action=id&id=732

Туси

Насираддин(Насир ад-Дин) абу-Джафар Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси (17.02.1201 - 25.06.1274):

арабский астролог и астроном из Хорасана. Был личным советником Хулагу-хана, внука Чингисхана.

Основал крупнейшую в то время обсерваторию в Мараге, близ Тебриза (1259).

Плодом многолетних астрон. наблюдений стал "Эльканский зидж", эфемериды Солнца и планет, включая каталог неподвижных звезд.

Т. очень точно определил величину прецессии (51,4") и перевел на араб. яз. "Альмагест" Птолемея.

ясное дело, увидели азербайджанцы упоминание о Тебризе и сразу присвоили этого астронома...

вот так, вопят на весь мир, что их обокрали, а сами этим только и занимаются - на воре шапка горит...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

тя дернули не так "азеры"?или "скины" помяли?и смешно тебе както все????ты лучше изьясни ты он или она?если она  то прости .

он я, он! а ты что не почувствовал это сзади? :luv::gizildish:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

\\\да уж, дошли до идолопоклонства... "бог поэзии"! молчу-молчу... P.S. к тому же он был персом\\

Чем докажешь? Я тебе уже приводил слова падишаха Ширвана, сказанные в адрес Низами и "простонародного тюркского наречия". Причем на персидском языке! И потом, если это ширваншах говорил о "простонародном наречии", то выходит, что НАРОД говорил ПО-ТЮРКСКИ.

Когда админ рыпается на своих ради популяризации ресурса, от полутора миллиона сообщений форума в конце концов остается лишь 976792... (из дневника наблюдений Бозгурда)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Цитата Бениамина.

Она точно вирисовывает ситуация с никосортной книжонкой,

которая стала бестселлером среди Бозгурдов Азербайджана

                      Начало действовать "правило тринадцатого удара" - если часы пробили тринадцать раз, то это не только означает, что тринадцатый удар был неверным. Он порождает сомнения в верности каждого из первых двенадцати ударов.

Точнее не скажешь....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

урок для хаев:

СПИСОК ПАМЯТНЫХ ДАТ,

ОБЪЯВЛЕННЫХ ЮНЕСКО НА 2000-2001 Г.Г.

2001 год - восемьсот лет со дня рождения Насреддина Туси (1201-1272),

известного астронома, математика, философа, сделавшего значительный вклад в

развитие тригонометрии, медицины, этики и права; личного советника

Хулагу-хана, внука Чингизхана..

Бесплатный урок для хайев по истории "ТРИГОНОМЕТРИИ"

ПРЕДМЕТ ТРИГОНОМЕТРИИ

Тригонометрия - слово греческое и в буквальном переводе означает измерение

треугольников.

В данном случае измерение треугольников следует понимать как решение

треугольников, т. е. определение сторон, углов и других элементов

треугольника, если даны некотрые из них. Большое количество практических

задач, а также задач планиметрии, стереометрии, астрономии и других наук

приводятся к задаче решения треугольников.

Возникновение тригонометрии связано с землеизмерением, астрономией и

строительным делом. Впервые способы решения треугольников, основанные на

зависимостях между сторонами и углами треугольника, были найдены

древнегреческими астрономами Гиппархом (2 в. до н. э.) и Клавдием Птолемеем

(2 в. н. э.). Позднее зависимости между отношениями сторон треугольника и

его углами начали называть тригонометрическими функциями.

Значительный вклад в развитие треугольников внесли арабские ученые

аль-Батани (850-929) и Абу-ль-Вефа Мухамед-бен Мухамед (940-998), который

составил таблицы синусов и тангенсов через 10' с точностью до 1/604. Теорему

синусов уже знали индиуский ученый Бхаскара (р. 1114, год смерти

неизвестен) и азербайджанский астроном и математик Насиреддин Туси Мухамед

(1201-1274). Кроме того, Нассередин Туси в своей работе "Трактат о полном

четырехугольнике" изложил

плоскую и сферическую тригонометрию как самостоятельную дисциплину.

(которые во всех школах мира люди изучают, в том числе вы хаи)

Теорему тангенсов доказал Региомонтан (латинизированное имя немецкого

астронома и математика Иогана Мюллера (1436-1476)). Региомонтан составил

также подробные тригонометрические таблицы; благодаря его трудам плоская и

сферическая тригонометрия стала самостоятельной дисциплиной и в Европе.

Дальнейшее развитие тригонометрия получила в трудах выдающихся астрономов

Николая Коперника (1473-1543) - творца гелиоцентрическойсистемы мира, Тихо

Браге (1546-1601) и Иогана Кеплера (1571-1630), а также в работах математика

Франсуа Виета (1540-1603), который полностью решил задачу об определении

всех элементов плоского или сферического треугольника по трем данным.

Долгое время тригонометрия носила чисто геометрический характер.

Такою она была еще в средние века.хотя иногда в ней использовались и

аналитические

методы, особенно после появления логарифмов. Постепенно тригонометрия

органически вошла в математический анализ, механику, физику и технические

дисциплины.

Начиная с XVII в., тригонометрические функции начали применять к решению

уравнений, задач механики, оптики, электричества, радиотехники, для описания

колебательных процессов, распространения волн, движения различных

механизмов, для изучения переменного электрического тока и т. д. Поэтому

тригонометрические функции всесторонне и глубоко исследовались и приобрели

важное значение для всей математики.

Аналитическая теория тригонометирческих функций в основном была создана

выдающимся математиком XVIII в. Леонардом Эйлером (1707-1783), членом

Петербургской Академии наук.

Таким образом, тригонометрия, возникшая как наука о решении треугольников,

со временем развилась и в науку о тригонометрических функциях.

Позднее часть тригонометрии, которая изучая свойства тригонометрических

функций и зависимости между ними, начали называть гониометрией (в переводе -

наука об измерении углов). Термин гониометрия в последнее время мало

употребляется.

Изучение свойств тригонометрических функций и зависимостей между ними

отнесено к школьному курсу алгебры, а решение треугольников - к курсу

геометрии.

О Насреддине Туси

":Надевать одежду опыта на мудрость науки"

В этом году по решению ЮНЕСКО отмечается 800-летие великого азербайджанского

ученого, философа, богослова, государственного деятеля Насиреддина Туси

(род. 17 февраля 1201 года в гор. Хамадане). Он оставил глубокий след в

мировой науке и культуре, предвосхитив в своих трудах многие открытия и

целые направления в астрономии, математике, философии, правоведении,

науковедении, других областях познания.

Н.Туси в мировой науке.

Насиреддин Туси - подлинный гений XIII в., а его творчество составляет

ярчайшие страницы истории мировой науки. Туси всю свою жизнь посвятил

познанию природы, общества и человека. Его прозорливость была поразительным

свидетельством преданности науке, огромной воли и необычайного трудолюбия.

Обращаясь к наследию Туси, мы вновь убеждаемся в неразрывной связи времен, в

единстве мира и мировой культуры. Так, в своих сочинениях он заложил основы

небесной механики. Спустя 400 лет они были заново открыты

западноевропейскими учеными. Датский астроном Тихо Браге (1546-1601),

повторив расчеты Туси, составил каталог более 700 звезд. На основе трудов

Браге И.Кеплер создал небесную механику. И.Ньютон, опираясь на их труды,

создал фундаментальные законы механики. Математические труды Туси

многократно издавались в Италии, Англии, во Франции- главных центрах

европейского Возрождения.

Творчество Туси исследуется во многих исламоведческих центрах США и Европы,

его труды переводятся и издаются на родине, в России и за рубежом.

Одним из наиболее значительных вкладов Туси в мировую науку является

создание знаменитой на всем Востоке Марагинской астрономической

обсерватории, основанной в 1259 году на территории современного Южного

Азербайджана в Исламской Республике Иран.

О научном творчестве великого ученого можно судить и по масштабам

деятельности самой обсерватории. Научный комплекс, ставший в далеком

средневековье центром по изучению вселенной, состоял из 16 зданий, в которых

размещалось передовое по тем временам научное оборудование, велись

астрономические наблюдения, действовали медресе, огромная библиотека,

мастерские, где производились приборостроительные и литейные работы.

Созданная Н. Туси обсерватория сыграла выдающуюся роль в развитии

астрономии, а также ряда отраслей математики. Под его руководством в

обсерватории одновременно трудилось более 100 научных сотрудников. Это был,

вероятно, самый первый опыт коллективного труда в истории науки.

Марагинская обсерватория просуществовала более полувека при эльханидских

правителях, осуществив подлинный прорыв в естествознании, в истории познания

Вселенной.

Насиреддину Туси принадлежит великая заслуга решения пятого постулата

Евклида о том, что две параллельные линии пересекаются в пространстве. Он

доказал, что это не праздная абстракция, а чисто космологическая постановка

научной задачи, которую впервые сформулировал Евклид, но решил Туси,

показав, что ввиду кривизны пространства (Вселенной), все более

проявляющейся по мере удаленности объекта , две параллельные линии,

начертанные на сфере, где-то в перспективе пересекаются.

Насколько важна была эта проблема для создания общей космологии, видно из

того, что спустя много веков над ней продолжали трудиться такие великие умы,

как Коши, Гаусс, Больями, Лобачевский.

Именно Лобачевскому при помощи российского ученого азербайджанского

происхождения Мирзы Казым-Бека (который по просьбе первого перевел труд Туси

с персидского на русский язык) удалось решить эту проблему. В итоге появился

знаменитый труд Лобачевского о неевклидовых геометриях.

Идеи Туси создали научную основу понимания неразрывной связи пространства и

времени, позволили понять механизм влияния кривизны пространства на точность

измерения расстояний, заставляющего две параллельные линии пересекаться в

пространстве.

Среди историков науки длительное время бытовало мнение о том, что восточные

астрономы IX-XIV столетий были всего лишь "архивариусами", а главная их

заслуга заключается в сохранении наследия древних астрономов для европейской

науки.

Ученый Колумбийского университета (США) Дж. Салиба, автор труда "Роль

Марагинской школы в развитии исламской астрономии: научная революция до

Ренессанса", считает, что такое отношение к восточной астрономии до конца

50-х годов, в основном, можно было считать оправданным, поскольку до тех пор

практически не были известны труды, принадлежащие перу представителей

"Марагинской школы", созданной в XIII веке в городе Мараге

(восточно-азербайджанская часть Ирана). Ученый справедливо подчеркивает, что

сейчас, когда специалисты по истории науки вот уже около полувека изучают

"марагинскую школу", необходимо отказаться от стереотипа "архивариуса" в

понимании арабского периода в развитии астрономии. Более того, еще в 1957-м

году В.Робертс указывал, что модель Вселенной, предложенная восточными

астрономами, по сути определила соответствующую модель, предложенную

Коперником. Авторы многочисленных статей, посвященных "марагинской

революции", указывают, что за научную революцию, совершенную Коперником,

человечество должно быть признательно деятельности "марагинцев". "В том, что

Коперник изучал научное наследие "марагинцев", нет сомнения", "в любом

случае Коперник был лучшим представителем "марагинцев".

Большой вклад в изучение наследия Туси внесли авторы многотомной

энциклопедии "Кембриджская история Ирана" (на английском языке). В статьях

Б.Бойля (Манчестерский университет), А.Баузяни (Неапольский институт

востоковедения), Я.Рыпки и других ученых дается высокая оценка

многосторонней научной деятельности Туси, широко освещаются научные

достижения созданной им Марагинской обсерватории.

О Насиреддине Туси- великом ученом и великом человеке написано немало, и

есть основание полагать, что тема эта далеко не исчерпана. Ибо его

титаническая деятельность получила воплощение в великом множестве областей

человеческого познания: математике, астрономии, тригонометрии, физике,

космологии, минералогии, философии, теологии, логике, истории, социологии,

праве, этике, биологии, медицине, теории музыки, литературоведении, поэзии,

науковедении, географии. И в каждой из этих областей он оставил свой

неизгладимый оригинальный след.

В природе нет двойственности, писал Туси, и все явления природы всегда

дополняют друг друга. Природу нужно любить во всех ее проявлениях, ибо она

прекрасна во всех отношениях, а ее плоды всегда и всюду на виду. Все, что

создано Всевышним,- прекрасно. Он может взять тебя за руку и вывести на

правильный путь. Стоит ему захотеть, и он может подарить тебе доблестную

судьбу: И еще Туси писал: "Человек- самое славное создание в мире" и "Ключ

счастья и несчастья человека, руль его совершенствования или пороков

переданы в ведение разума и воли человека:".

Ренессансная философия Туси

Н.Туси - одна из крупнейших фигур мусульманского Ренессанса. Он соединил в

своем творчестве все три ренессансные зоны Ближнего и Среднего Востока-

арабо-язычную, персо-язычную и тюрко-язычную. Его идеи и труды предвосхитили

многие прогрессивные тенденции в развитии науки и философии европейского

Ренессанса, оказали огромное влияние на формирование гуманистических

традиций азербайджанской культуры.

Будучи энциклопедически образованным ученым, Туси совмещал в своей философии

религиозные воззрения с естественно- научными, астрономическими,

медико-биологическими, гуманитарными знаниями. Утверждая и обосновывая

принципы ислама, он стремился объяснять мир, исходя из него самого,

основываясь на логике научного мышления.

В фокусе его философствований бытийные вопросы мироздания и социального

мироустройства, проблемы права и морали, управления государством и

классификации наук, воспитания добронравия и совершенствования отношений в

семье. Туси ищет формулу гармонии достигнутого равенства, которая должна

лежать в основе человеческих отношений. Он различает государства

добродетельные и недобродетельные, войны справедливые и несправедливые,

оценивая явления общественной жизни с точки зрения того, что в пользу

народа, а что во вред . "Мир,- утверждает Туси,- страдает от двух вещей:

первое, когда в стране господствует деспотические правление; другое, когда

страна предоставлена сама себе".

Он исследует роль государства в жизни общества и разрабатывает концепцию

взаимной ответственности государства и человека, создает идеальную модель

города-государства, где власть разума благоприятствует мудрому правлению и

выработке справедливых законов. "Долговечность государства,- утверждал

мыслитель,- зависит от того, насколько справедлива его основа".

Мысли о справедливости пронизывают все философское наследие Туси. Он

отстаивал право каждого человека на "индивидуальное совершенствование", идею

согласия и равенства людей, их права на добровольный союз, из которого и

рождается справедливое государство.

Поиски социальной справедливости в ее реальном воплощении стали, возможно,

одной из причин трагической коллизии в личной судьбе Туси. Они привели его к

создателям тюрко-язычного государства исмаилитов, выступавших против

феодального угнетения крестьян. Однако исмаилиты принесли естественные права

и свободу личности в жертву уравнительным представлениям о справедливости,

создали деспотический режим правления. Существуют различные версии конфликта

Туси с исмаилитскими правителями. Одна из них - неприятие

философом-гуманистом жестокости, узаконенного нарушения естественных

человеческих прав. Оно стоило Туси 20-летнего лишения свободы в крепости

Аламаут.

Несправедливые повороты судьбы лишь укрепили Туси в его поисках истины,

стремлении найти оптимальную формулу социальной справедливости в сочетании

со свободой человека. Противоречивость и утопичность социальных воззрений

мыслителя лишь подчеркивает животрепещущую актуальность его мучительных

исканий, удивительно перекликающихся с современной социально философской

проблематикой о совместимости- несовместимости свободы и справедливости.

Между тем Туси не устал твердить: справедливость- причина счастья; между

справедливостью и свободой есть нечто общее, как есть связь между

сооциальной справедливостью и защитой прав человека.

С творчеством Туси неразрывно связано развитие ренессансных черт в

азербайджанской культуре XIII-XVI в.в. Свойственная ей устремленность к

свободомыслию и свободолюбию, идеалом человеколюбия и справедливости,

глубокая вера в неисчерпаемые силы человеческого разума, научного познания,

в великие возможности творческой, практически - преобразующей деятельности

человека - все это от Туси, как и от других титанов азербайджанского

Ренессанса - Низами, Насими, Физули, Бахманяра, Шабустари, Нахичевани,

Бакуви, Марагаи:

----------

Дыга, изучай историю наук. И не болтай языком. Мы не создадатели "колес" и

5000 лет тому назад не строили обсервотории, как хаи. Наша история и

культура всегда был выше чем у хаев, арийских цыган ворующий чужую историю,

культуру.

-----

А теперь о биографии Туси.

Насиреддин Мухаммед Туси

17.2.1201

Абу Джафар Мухаммед ибн Мухаммед ибн Хасан Абу Бакр

Родился 18.2.1201 в Туе, умер 25.6.1274 в Багдаде

Великий азербайджанский ученый, знаменитый астроном, математик, философ.

Созданная им Марагинская обсерватория долгое время играла роль одного из

авторитетных научных центров Азии. Над развалинами бывшей обсерватории

сейчас выстроен охранный купол.

Существует версия что Насирэддин Туси являлся прототипом Моллы Насирэддина.

Шамахинская обсерватория носит имя Н.Туси.

Сначала служил у исмаилитов Аламута, а с 1256 - у монгольского ильхана

Хулагу, стал его личным советником и секретарём. Руководил строительством

Марагинской обсерватории. Трактат Н. Т. о государственных финансах содержит

подробный материал о налоговой системе в государстве Хулагуидов. Н. Т. также

автор главы о взятии Багдада монголами в сочинении персидского историка

Джувейни. Написал широко известный на Востоке труд <Насирова этика>.

Философские воззрения формировались под влиянием Бахманяра. Большую ценность

представляют его <Комментарии к философии и логике Ибн Сины> (Авиценны), где

Н. Т. опровергает взгляды идейных противников Ибн Сины. Теории поэзии

посвящена 10-я глава его книги по логике <Асас аль-иктибас> и труд <Мийар

аль-аш\'ар>. Под руководством Н. Т. был составлен астрономический каталог

<Зидж Эльхани> (см. Зидж). Автор работ по математике; в их числе <Трактат,

исцеляющий сомнение по поводу параллельных линий> и <Изложение Евклида>, где

постулат о параллельных связан с вопросом о сумме углов треугольника,

<Трактат о полном четырехстороннике>, где изложена плоская и сферическая

тригонометрия как самостоятельная дисциплина.

Лит.: Мэммэдбэjли М., Нэсирэддин Туси, Бакы, 1957; Модарреси Разавu, Ахвал

на асаре хадже Насирэддине Туси, Тегеран, 1334 с. г. х. (1955); Browne E.

G., A literary history of Persia, v. 2-3, Camb., 1956; Юшкевич А. П.,

История математики в средние века, М., 1961.

\"БЭС\"

Шуртвацы, то, что его труды записаны на арабском языке - не говорит об этническом происхождении. ВО ВСЕХ странах мусульманского востока любая литература велась на языке господствующей религии. За исключением поэзии: языком поэжтов был фарси.

Когда админ рыпается на своих ради популяризации ресурса, от полутора миллиона сообщений форума в конце концов остается лишь 976792... (из дневника наблюдений Бозгурда)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Причем тут татары?

Когда админ рыпается на своих ради популяризации ресурса, от полутора миллиона сообщений форума в конце концов остается лишь 976792... (из дневника наблюдений Бозгурда)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...