Перейти к содержимому

Фритьоф Нансен. "Армения и Ближний Восток"


Recommended Posts

Источник: Фритьоф Нансен. "АРМЕНИЯ И БЛИЖНИЙ ВОСТОК". Москва 1994г. (Fridtjof Nansen. l’Armenie et le Proche Orient. Paris, 1923)

АРМЯНЕ В ГОДЫ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

После начала мировой войны армяне созвали в Эрзруме конгресс, на котором обсуждалось их отношение к войне с учетом того факта, что граница делила Армению на две части. На конгресс прибыли и несколько представителей младотурок. Они информировали, что Турецкое правительством намерено объявить войну России, и, наобещав армянам “золотые горы”, вплоть до автономии, попробовали настроить их против русских. Однако армяне не поддались, одновременно отрицательно высказавшись против намерения Турции участвовать в войне, хотя и обещали исполнить свой гражданский долг в случае начала войны.

Руководители младотурок были разъярены. Они разработали план уничтожения неисправимой “отвратительной гадины” армянского народа. В письме от 15 февраля 1915 г., написанном по приказу одного должностного лица от имени ряда членов центрального комитета младотурецкой партии и направленном аданскому правителю Немал-бею (Киликия), бывшему во время войны диктатором Сирии, говорилось, что центральный комитет “решил освободить родину от деспшизма проклятой нации и, как патриот, принять на себя все упреки, которые этот шаг навлечет на осман. Комитет решил уничтожить всех армян, живших в Турции, не давая скрыться ни одному из них. Правительство дало на это полное разрешение. Оно и отдаст указания уездным начальникам и армейским командирам, необходимые для организации погромов”.

К осуществлению этого плана тщательно готовились. Для поиска оружия в домах христиан в Анатолию были посланы жандармские подразделения, набранные из наиболее антихристиански настроенных лиц. Многие из видных армян были арестованы, их допрашивали с применением пыток, чтобы выведать о складах оружия и шпионских действиях. Младотурки собрали группы уголовников и хулиганов, выпущенных из тюрем и других мест заключения, которые впоследствии стали известны как тиеты (что дословно означает “цена крови”, так как этих кровожадных исполнителей резни выбирали из всякого рода преступников). Из мусульман, не подлежащих призыву в армию, организовали группы гражданской милиции, которым раздавали оружие, в то время как христиане были лишены его. Курды, которым надоели попытки младотурок навести порядок, мешавший привычным грабежам, успокоились, по косвенным признакам поняв, что новый султан не будет защищать неверных.

21 ноября 1914 г., сами будучи неверующими, младотурки объявили священную войну — джихад, которая обязывала убивать всех неверных, отказывающихся принять ислам. Не исключено, что этот шаг был сделан по требованию немцев, которые тем самым надеялись поднять всех мусульман Индии и Африки против своих христианских колонизаторов. Однако единственным результатом стала нарастающая ненависть турок к христианам Анатолии. Всех христиан от двадцати до сорока трех, а позже — от восемнадцати до сорока восьми лет, забирали на принудительные работы, хотя с точки зрения закона им подлежали лица не старше двадцати семи лет. Непригодные к работе были обязаны служить “вьючными животными”. Говорят, что только на дорогах Муша и Эрзрума тяжелыми грузами было задавлено более трех тысяч душ.

Многочисленные очевидцы разных национальностей (американцы, немцы, швейцарцы и датчане), члены миссионерских и других организаций, исполнявших свои обязанности, свидетельствовали о притеснении армян турками в годы мировой войны в Малой Азии, Сирии и Междуречье; наибольшее количество сведений поступало от немецких консулов и офицеров в Малой Азии, а также немецких послов. Эти сведения и документы собрал друг армян, известный немецкий доктор Лепсиус, издавший их в Потсдаме в 1919 г. под названием “Deutschland und Armenien, 1914-1918. Sammlung diplomatischer Aktensbueche”. Изложенное на следующих страницах основывается большей частью на этих документах, которые можно считать достоверными, потому что немецкие должностные лица вряд ли захотели бы чернить своих союзников — турок — напрасно и не имели оснований представлять армян лучше, чем они были в действительности. Преследования армянского населения сосредоточились, прежде всего, в Зейтуне (Киликия), который в свое время избежал резни Абдул Гамида и по сравнению с другими армянскими областями оставался относительно независимым. Под предлогом необходимости поимки и ареста группы бандитов, скрывавшейся в окрестности, к которой присоединялись дезертиры, в марте 1915 г. в Зейтун были отправлены 4 тысячи вооруженных людей. Все армянское население (10-20 тысяч) было выселено и отправлено в болотистую местность вилайета Конии, в арабскую пустыню Тер-Зор. Мужчины из деревни Деартели в Киликии, которые успешно сопротивлялись во время погромов 1909 г., также были выселены и отправлены в Алеппо на принудительные дорожные работы, под предлогом, что в их деревне велась шпионская деятельность. Даже если бы такая деятельность действительно велась, она не имела бы никакого значения. Должны были быть выселены и жители деревни Суеди, которым в 1909 г. тоже удалось-избежать истребления, однако они скрылись от преследователей на вершине одной из прибрежных гор и, имея лишь винтовки старого образца, в течение нескольких недель оборонялись от превосходящих сил турок, до тех пор, пока французский корабль не спас всех — а было их 4058 мужчин, женщин и детей. Из Восточной Анатолии, после страшных мучений, выслали преимущественно женщин и детей (мужчины были взяты на военную службу) . Страдания и бедствия этих бездомных были ужасны. Вспыхнувшее после этого так называемое Ванское “восстание” турки вновь использовали как лучшее доказательство предательства армян. Американские и немецкие миссионеры, прошедшие через это горнило, достоверно сообщают о том, что случилось на самом деле (C.FJ.Lepsius, op. cit., XIII ff, 47, ff, 1919).

Джевдет-бей, вали Ванского вилайета и зять Энвера-паши, на одном из собраний турок в феврале 1915 г. заявил: ”Мы очистили Азербайджан от армян и ассирийцев, то же самое мы должны сделать и с Ваном”. Под предлогом потребностей армии армян грабили самым бесстыдным образом, в деревнях курды и жандармы производили грабеж со зверской жестокостью. После волнений в селе Шатах 14 апреля, в которых участвовала жандармерия, Джевдет-бей, под маской дружелюбия, попросил одного из армянских старшин и трех других армян отправиться туда и успокоить армянское население. Однако на пути этих людей убили во время сна по его приказу. 15 апреля он обманом и лестью заманил к себе еще одного армянского предводителя, велел арестовать его, отправить в другое место, а по дороге убить. На следующий день Джевдет-бей приготовился напасть на армянские кварталы Вана, одновременно начиная резню в Арджеше и селах Айоцдзора. Чтобы спасти жен и детей, армяне укрепились в армянской части Вана. Вали приказал им сдать три тысячи мужчин-рекрутов в армию. Но армяне очень хорошо знали, какая судьба ждет этих людей. Они ответили, что такое количество набрать невозможно, они выставят лишь 400 человек, а за остальных постепенно выплатят выкуп. Вали не принял этого предложения.

Утром 20 апреля турецкие солдаты пытались изнасиловать армянку. Когда ей на помощь поспешили несколько армянских мужчин, их застрелили. Очевидцем этого события был немецкий миссионер г-н Шпоррин. Оно и послужило началом стрельбы: турки разнесли армянскую часть города из артиллерийских орудий и засыпали ее градом пуль. Армяне организовали самооборону. У них было достаточно винтовок, но мало боеприпасов, которые им приходилось использовать очень экономно. Воодушевленные этим, турки, напротив, боеприпасов не жалели. За один день армяне отлили три тысячи пуль и приготовили порох, а затем изготовили даже две или три мортиры. В это же время турецкие солдаты и курды грабили окрестные села, убивая или калеча мужчин, женщин и детей и сжигая их дома. Некоторые деревни не были готовы к обороне, другие же защищались до последнего. Уцелевшие от резни и их товарищи толпами собирались в домах миссионеров в Ване. Вскоре миссии были переполнены.

Осада и артиллерийский огонь продолжались четыре недели, до 16 мая. Затем они внезапно прекратились, турки во главе с Джевдет-беем отступили. Было получено известие о неожиданном приближении русской армии. 18 мая ее авангард, также неосведомленный о происходящем из-за отсутствия связи с армянами, вошел в город.

По подсчетам армян, на город были выпущены двенадцать тысяч снарядов, однако нанесенный ущерб оказался невелик. Со стороны армян было восемнадцать человек убитыми и много — ранеными. Потери турок, вероятно, были аналогичными. Позднее, 31 июля, когда русская армия на некоторое время отступила к северу, армянское населения Ванского вилайета, числом 200000 человек, убежало в Россию.

Эта попытка ванских армян защититься от турок, предводительствуемых Энвером-пашой, была представлена в Берлине в искаженном коммюнике и оттуда распространилась по всему миру как информация о нападении банд армянских мятежников на мусульманское население в тылу у турок, при этом из Ванского вилайета удалось скрыться якобы лишь 30000 мусульманам из 180000. В одном из отчетов турецкого посольства в Берлине, изданном 1 октября 1915 г., случившееся преувеличили еще сильнее: “Было убито не менее 180000 магометан. Неудивительно, что мусульмане будут мстить за это”. Около 18 турок, виновных в смерти убитых в Ване армян, превратились в 180000. У этой ошеломляюще беззастенчивой лжи было основание. Согласно статистике, в вилайете Вана должно было проживать 180000 мусульман, из них 30000 турок и 150000 курдов. При приближении русской армии турки бежали к западу, а 150000 курдов остались на месте, и их не трогали ни русские, ни армяне. Это — типичный пример того, как турки обращались с армянами, пытаясь выставить их мятежниками и бунтарями. Остальные “доказательства” виновности армян, которые выискивало младотурецкое правительство для своего оправдания, того же рода.

Отчеты немецких консулов в Малой Азии и константинопольских послов абсолютно ясно показывают, что доказательств того, что у армян был план предательских действий или мятежа, не было (см. J.Lepsius, cit. p. 1 XX f.). О мятеже не могло быть и речи, поскольку армяне не были вооружены, а большинство их мужчин было призвано на военную службу.

Прошло всего несколько дней после того, как армяне Вана были вынуждены начать самооборону от бешеного нападения турок, когда министр иностранных дел Турции Талаат-бей в ночь на 25 апреля неожиданно арестовал всех известных армян Константинополя — депутатов, учителей, писателей, врачей, юристов, редакторов газет и священников. На следующую ночь произошли новые аресты. В общей сложности около 600 человек были сосланы в Малую Азию без суда и следствия. Талаат-паша объявил это лишь временной, предупредительной мерой, поскольку некоторые из арестованных могли быть опасными, и обещал, что большая часть из них вскоре будет освобождена. Но, перенеся все испытания, вернулись всего восемь человек. Остальные исчезли. Так те, кто был в силах защищать интересы армянского народа, были без хлопот убраны “со сцены”.

После этого турки перешли к завершению своего “блистательного” плана истребления армян, своего, как они считали, “важного военного мероприятия”. Всех не вызывающих доверия они должны были переместить из прифронтовой зоны, подобно переселениям, осуществленным немцами в Бельгии и Франции. Энвер-паша объяснял свой план немецкому послу в Константинополе Вангенхайму необходимостью перемещения “из армянских повстанческих центров всех семей, не вызывающих абсолютного доверия”. 31 мая 1915 г. посол телеграммой отправил в Берлин информацию об этом проекте, сообщая, что Энвер-паша “настоятельно просит нас не мешать ему. Эти меры будут, конечно, очень тяжкими для армянского населения. Однако я придерживаюсь мнения, что практически нам удастся смягчить турок; но принципиально им это запретить не можем”.

Вангенхайм еще верил сообщениям об антитурецкой агитации армян-предателей, подстрекаемых Россией, агитации, которая “грозила существованию Турции”. Позднее он обнаружил, что мятежи не имели под собой оснований.

После этого, в июне 1915 г., начались ужасы, не имевшие равных в истории. Всех армян-христиан из сел и городов Киликии, Анатолии и Междуречья выгнали на дорогу смерти. Район за районом методично очищали от армян, независимо от того, находились они близко или за сотни километров от театра военных действий. От армян было решено избавить подчистую. Так как большинство мужчин уже было призвано в действующую армию, в тылу оставались лишь женщины, старики, инвалиды, которых и выгоняли из родных домов. На сборы давали несколько дней или часов. Они были вынуждены бросать все — дома, сады, урожай, скот, домашнюю утварь, орудия труда. Все это конфисковалось турецкими властями. Позднее жандармы отняли и то, что беженцы смогли взять с собой — деньги, драгоценности, ценные вещи, одежду. Если кому-то позволяли взять с собой повозку и тягловый скот, жандармы присваивали и это. Из разных сел несчастных собирали в одно место и нескончаемыми колоннами гнали пешком через горы в арабские пустыни, где ничего не было приготовлено для принятия толпы умирающих от голода, отверженных людей и обеспечения их существования — как не было ничего сделано по дороге для поддержания их жизни. Цель такого обращения состояла в том, чтобы те, кого ни убили по дороге, в любом случае умерли от голода. Как только колонна отходила достаточно далеко, каменное равнодушие охранников сменялось лютой жестокостью. Немногочисленных мужчин и юношей отделяли от толпы и убивали. Женщин, детей и стариков гнали дальше, обрекая их на мучения от жажды и голода. Если и находилась пища, то очень мало и плохая. Того, кто не мог продолжать идти, избивали до потери сознания или до смерти. Ряды гонимых редели с каждым днем: жажда, голод, болезни, побои делали свое дело. Молодых женщин и девушек насиловали или, дойдя до мусульманских селений, устраивали распродажу: 20 курушей (один куруш равен 8 копейкам — прим. авт.) платили за девочек, которые еще не были изнасилованы, и 5 — за изнасилованных и вдов, детей же отдавали вообще бесплатно. Нередко на колонну изгнанников нападали курды, грабили, мучили, насиловали и убивали.

Один очевидец из иностранцев говорил, что колонны “переселенцев” были лишь “новой завуалированной разновидностью истребления”. На самом деле перемещение было гораздо хуже, так как вместо быстрой смерти жертвы подвергались нечеловеческим страданиям. План варварского и коварного переселения был, несомненно, разработан для спасения репутации властей, ибо перемещение подавалось как “необходимое военное мероприятие”. С июня до августа 1915 г., то есть в самое жаркое время, когда жертвы обессиливали гораздо быстрее, колонны смерти бесконечными вереницами двигались из всех населенных армянами вилайетов на юг, в пустыню. Как ни странно, армян Константинополя, Смирны и Алеппо пощадили — только благодаря тому, что в этих городах жило много европейцев, которые могли бы стать свидетелями происходящего. Переселение из Смирны было приостановлено немецкими офицерами.

Чтобы сделать понятным значение “перемещения”, напомню свидетельство одного немца-очевидца”: “Из 18000 человек, выведенных из Харберда и Себастии, до Алеппо дошли 350, а из 19000, выведенных из Эрзрума, остались в живых лишь 11” (см. A.N.Mandelstam, La Societe des Nationals les Puissances devant le Probleme Armenien, p. 44. Paris, 1925). По сведениям Лепсиуса, по дороге умерли от истощения, в среднем, две трети ссыльных-переселенцев. Большую часть из оставшихся в живых, кто, борясь со смертью, превратившись в ходящие скелеты, дошел до Междуречья, погнали дальше, к пустыням, чтобы там они умерли в ужасных мучениях. Месяцами шли караваны ссыльных, но даже во время этого последнего смертного шествия их не оставляли в покое, неделями гоняя из одного места в другое по кругу. Концентрационные лагеря то заполнялись, то пустели вновь, когда хладнокровные организаторы резни оставляли несчастных жертв умирать от голода и болезней или истребляли тысячами. Тиф косил людей в лагерях. Брошенные по сторонам дорог трупы заражали окрестности.

В некоторых местах вали и турецкая администрация посчитали перемещение излишним и, не затрудняя себя, просто уничтожали армян — например, в Нисибе (1 июля), Битлисе (1 июля), Муше (10июля), Малатии (15 июля), Урфе (19 августа и 16 октября), Джизерке (2 сентября) , Тигранакерте, Мидмате и др. Но это, по крайней мере, было милосерднее, чем обрекать их на неописуемые страдания ссылки. 10 июня 1915г. немецкий консул телеграфировал из Мосула, что 614 армянских мужчин, женщин и детей, которых на плотах отправили вниз по Тигру, истреблены до единого. К Мосулу приплыли пустые плоты, а несколько брошенных плотов еще в пути. 18 июня от немецкого консула из Эрзрума поступила информация о том, что в окрестностях гарнизонного города Ерзнкай, в ущелье Кемах, 86-я конная бригада государственных войск, вместе с офицерами и несколькими курдами, убила 20000-25000 армянских женщин и детей. Большую часть армян истребили в Битлисе: 900 женщин и детей вывезли из города и утопили в водах Тигра. Жестокая история продолжалась. В нескольких случаях христиане были сожжены заживо в своих домах.

Армянских солдат турецкой армии, которые сражались с такой смелостью, что даже Энвер-паша не скупился на слова, публично восхваляя их храбрость, верность и организованность, позднее разоружили, перевели на каторжные работы в тылу и в конце концов расстреляли свои же однополчане, по приказу офицеров.

Как только из донесений немецких консулов стало ясно, что в действительности означает “перемещение”, немецкий посол заявил Высокой Порте протест, который, однако, не дал результатов. Турецкие руководители отчасти отвергали факты, а отчасти достаточно ясно давали понять, что они не считают своих союзников вправе давать указания по этому вопросу. 15 декабря 1915 г. Талаат-бей цинично заявил графу Меттерниху, что он уверен — в подобной ситуации то же самое сделали бы и немцы. Затем Высокая Порта выразила сожаление о немецком вмешательстве в ее внутренние дела. Попытки немецкого правительства прекратить зверства не привели к успеху. Хотя немецкие послы и консулы не смогли сделать ничего или почти ничего, собранная ими информация беспощадно разоблачает злодеяния. Длинный ряд документальных сведений о беспрецедентной жестокости с абсолютной ясностью показывает, что все они делались по единому плану, выдвинутому главарями младотурок и их комитетом. Подлый метод отрицания, к которому турки последовательно прибегали для опровержения обвинений в зверствах и в их преднамеренности и запланированности, не спасает их от разоблачения.

17 июня 1915 г. немецкий посол барон Вангенхайм написал в Берлин, что “Талаат-бей... открыто говорил, что Высокая Порта хочет воспользоваться данным войной поводом подчистую вымести внутренних врагов страны, не реагируя на вмешательство иностранных дипломатов”.

7 июля 1915 г. он вновь писал: тот факт, что перемещение производится и в тех местностях, которым не угрожает опасность вражеского нашествия, а также сами методы перемещения “показывают что турецкое правительство действительно поставило перед собой цель искоренить армянское население Османской империи”. 10 июля 1916 г. граф Меттерних телеграфировал немецкому канцлеру Бетман-Хольвегу, что турецкое правительство отклонило требование немцев отказаться от “осуществления плана решения армянского вопроса путем истребления армян”.

В шифрованной телеграмме от 15 сентября 1915 г. говорилось:

“КАНЦЕЛЯРИИ ПОЛИЦИИ АЛЕППО

Мы уже уведомляли, что, в соответствии с приказом комитета, правительство решило полностью истребить армян, проживающих в Турции. Те, кто откажется подчиниться этому приказу, не могут считаться друзьями правительства. Кто бы перед нами ни был — женщины, дети или инвалиды, и сколь бы жестокими ни были методы уничтожения, нужно положить конец их существованию, не взирая на чувства и совесть.

По приказу этого же министра щадить нужно было только детей младше 5 лет. Их можно было бы вырастить в примерных турок. 15 октября 1915 г. Талеат-бей сообщил немецкому послу, что “la question annenienne nexiste plus” (армянского вопроса больше не существует — фр.). Его заявление вполне соответствовало истине, поскольку почти все “перемещение” к этому моменту уже было осуществлено. Совсем немного осталось до того, чтобы констатировать, что оставшиеся в живых после “дорог смерти” стерты с лица земли.

Как мы видели, никаких попыток по обустройству ссыльных или обеспечению их продовольствием не предпринималось. Выживших собирали в концентрационные лагеря на краю арабских пустынь, не давая им пищи и какой-либо возможности заработать на существование. В январе 1916 г. в пустыню было отправлено 5000-6000 армян из Айнтапа, в апреле 14000 переселенцев были истреблены в лагере Расул Айн. По приказу каймагама каждый день по 300-500 человек уводили за 10 км от лагеря и убивали на берегу реки, сбрасывая трупы в воду. На берегу Евфрата ниже Алеппо, в Месене, где армяне гибли от голода в одном из крупных концентрационных лагерей, по данным турок, были похоронены 55000 человек. По подсчетам, в течение 1915 г. в местность Тер-Зор на берегу Евфрата было отправлено 60000 переселенцев; большая часть их исчезла. 15 апреля 1916 г. в Мосул четырьмя группами были отправлены 19000 армян. Дорога на протяжении 300 километров лежала через пустыню. 22 мая до Мосула дошли всего 2500 человек. По дороге нескольких женщин и девочек продали бедуинам, остальные умерли от голода и жажды. В июле 1916г. 2000 человек были отправлены в Тер-Зор. По свидетельству одного немецкого офицера, через восемь недель в живых из них остались только несколько человек, ремесленников, а остальные исчезли. Группами их отправляли далеко, в местность, где их истребляли черкесы. Но смерть от голода была еще хуже. Очевидец, двое с половиной суток нахолившийся в Бабе, рассказал, что за это время от голода там умерли 1029 армян. Свидетельские сообщения об умирающих с голода полны леденящих душу ужасов и кошмаров. Несчастные, превратившиеся в собственные тени, были когда-то человеческими созданиями. Часто среди них можно было встретить высокообразованных людей, женщин, которые ели все, что попадало в руки, в то время как охранники безразлично, пристально наблюдали за их страданиями, пока те не падали и не умирали от голода. Это был настоящий ад. Турецкое правительство сделало все, чтобы никто, даже Германия, не смог оказать несчастным никакой помощи. Когда еще в августе 1915 г. доктор Лепсиус в Константинополе обратился к Энвер-паше, предлагая пострадавшим “переселенцам” помощь, тот ответил, что если немцы хотят помочь, турки будут содействовать им: немцы могут отправлять вещи и деньги турецкому правительству, а оно проследит за доставкой помощи по правильному адресу. Нетрудно было догадаться, что означал “правильный адрес”. Что касается доставивших помощь американцев, им просто не разрешили сойти на берег.

Выжившим армянам было предложено выбрать одно из двух: или мусульманскую веру, или смерть. Находившиеся на военной службе армяне должны были подвергнуться обрезанию. Кроме того, все армяне должны были взять турецкие имена. Многие перешли в мусульманство и согласились на обрезание. Особым решением властей были собраны дети. План турок заключался в том, чтобы стереть память о христианстве и по всей Малой Азии, от Черного моря до Сирии, заменить все христианские имена на мусульманские.

Тот факт, что так много людей без всякого сопротивления позволило истребить себя или выгнать в пустыни на верную смерть, враги армян хотят подать как доказательство бессилия их жертв. Но ведь именно это противоречит их обвинениям в адрес армян, что те были опасными мятежниками. Помимо этого, нужно помнить, что большая часть дееспособных мужчин была призвана на военную службу, а остальное армянское население методично разоружали. Следовательно, оказать сопротивление хорошо вооруженным жандармам, солдатам и “добровольцам” было нелегко. Вместе с тем, в некоторых случаях армяне отважно защищались, иногда удачно, например, в Ване и Киликии, в горах близ Суэдии где у армян оставалось оружие, и то кремневые винтовки старого образца.

В Урфе армяне погибли после героической, но безнадежной борьбы. Народ, сражающийся во имя справедливости, в которую он верит, с такой отвагой, как сражались тысячи армянских добровольцев на фронтах Кавказа и Сирии, с полным основанием может отвергать все обвинения в трусости.

Когда в конце 1915 г. о страшных событиях в Анатолии узнали народы Европы, несмотря на все ужасы мировой войны, поднялась буря негодования против турок и Германии, которую обвиняли в попустительстве (когда намерения младотурок стали очевидными, немцы сделали все возможное для прекращения ужасов, но безрезультатно. Энергичный американский посол мистер Моргентау, полностью осведомленный о ходе событий, в своих попытках обуздать младотурок также потерпел неудачу — прим. авт.).

Для успокоения армян были даны торжественные клятвы и обещания, что после восстановления справедливости и свободы они получат полную независимость и освобождение, при условии, если присоединятся к Антанте и направят своих дееспособных мужчин воевать. Возник нескончаемый поток армянских добровольцев из всех стран мира. В сирийской армии (англо-французская армия в Сирии — прим. автора) были созданы армянские легионы, в обмен на что армянам обещали независимое государство Армению. На Кавказе, на русском фронте, молодые армяне, распаленные турецкими зверствами, с огромным энтузиазмом собирались под русским флагом. Кроме того, были созданы отряды армянских добровольцев из 150000 армян, служивших в русской регулярной армии. Они участвовали в славных боях против турок под командованием своих соотечественников, в частности, героического полководца Андраника. После резни в Анатолии в рядах добровольцев было много армян, спасшихся из Турции. Турки осмелились называть их предателями и мятежниками, потому что они воевали против палачей своих соплеменников.

Более 200000 армянских солдат погибло во имя дела союзников.

Страшная война между тем продолжалась. Когда русская армия, продвигаясь вперед, заняла Ван, Битлис, Муш и, в январе 1916 г., Эрзрум и Ерзнкай, а через два месяца — Трабзон, настала очередь спасаться бегством турецкому населению, боявшемуся мести за истребление армян. Охваченные безумной паникой и страхом, турки двигались холодной зимой на восток, многие из них умерли на бездорожье горных районов от невероятных страданий и лишений.

Естественно, кое-где армянские добровольческие формирования убивали мусульман, мстя за своих соотечественников, но, конечно, в масштабах, не сравнимых с резней армян турками. Тысячи армянских беженцев вернулись домой из укрытий в горах, возвращались они и через русскую границу, и даже из Междуречья. Не откладывая, принимались они за восстановление своих разрушенных хозяйств и деревень.

Пришла мартовская, а за ней — ноябрьская большевистская революция 1917 г. в России. Укажем здесь на несколько деталей, имеющих отношение к Армении. В начале 1918г. турки вновь продвинулись вперед. Армянские военные формирования, брошенные русскими, яростно сопротивлялись, в то время как грузины отходили назад, не желая сражаться ни за какую другую страну, кроме своей. 11 марта 1918г. турки захватили Эрзрум и, полностью отвоевав Турецкую Армению, подошли к Карсу. 22 апреля 1918 г. независимость от России объявила Закавказская республика, которая, в конце концов, согласилась принять условия Брест-Литовского мира, отдав туркам район Карса. 27 апреля турки захватили и ограбили Каре. 11 мая 1918 г. в Батуми начались новые переговоры; теперь турки отказались признать условия Брест-Литовского мира и потребовали еще больших уступок. Они напали на Александрополь и 15 мая 1918 г. захватили его. Везде, куда добирались турки, происходили новые убийства армян и новые злодеяния, несмотря на сильные протесты немецкого правительства и главнокомандования, которые прямо требовали уважать уже принятые условия перемирия и отойти на обусловленные позиции. Но турки рвались вперед, по дороге продолжая резню. Их зверства становились все более жестокими, страдания и гибель армян от голода были неописуемы, страну заполонили сотни тысяч беженцев. Всю пшеницу турки либо увезли, либо испортили. Имущество армян было уничтожено, вся движимость вывезена. Стало ясно, что турецкие правители намеревались искоренить армян и в России (см. телеграмму немецкого представителя на Кавказе (в Тифлисе) Фрейера фон Гросса от 4-го августа и письмо, направленное им немецкому канцлеру 5 августа, которые приводятся в книге Лепсиуса — прим. автора).

Вследствие распада Федерации, 28 мая 1918г., независимой республикой объявила себя и Армения. После того, как азербайджанские татары присоединились к Турции, армяне, и до этого несшие всю тяжесть обороны на себе, остались совсем одни и 4 июня 1918 г. были вынуждены заключить мир с турками. По этому соглашению армянам позволили сохранить район Нового Баязета, часть Александропольского уезда. Эчмиадзин и Ереван (9000 кв. километров с населением 350000 человек). Но и после подписания договора о перемирии турки продолжали грабеж и разорение.

Затем турки, поддерживаемые татарами Азербайджана, напали на Баку и 15 сентября 1918 г. захватили его. Нури-паша, верховный главнокомандующий и младший брат Энвера-паши, позволил татарам в течение трех дней грабить христиан, основную часть которых составляли армяне. Пока на улицах звучали винтовочные выстрелы и крики жертв, Нури-паша проводил смотр войск за городом после чего вместе с офицерами присутствовал на банкете в гостинице “Метрополь”. За три дня было истреблено 20000-30000 армян, в отместку за то, что армянские и русские большевики за непродолжительное время пребывания у власти в Баку убили несколько сотен татар. Но и это, последнее, в свою очередь, было отмщением, потому что после ликвидации Закавказской Федерации 22 мая 1918 г. татарская милиция разграбила несколько армянских сел в окрестностях Еревана. За этими событиями последовало поражение Германии и Турции, и в октябре 1918г., после заключения мира, турки были вынуждены отойги к своим довоенным границам. Теперь армяне могли вернуться в Александрополь, Каре, Ардаган, Ардануш. Но для создания независимого государства Армении и освобождения ее от турецкого ига, что так часто обещали союзники, их военные силы должны были занять Турецкую Армению. Однако правительства союзников видимо посчитали такой шаг слишком обременительным, — ведь в Западной Армении не было нефти. Поэтому страна осталась под властью турецкого правительства, следовательно, турки и были хозяевами положения в стране, что означало для армян проигрыш. Вскоре возникло новое серьезное обстоятельство — национальное возрождение турок под предводительством Мустафы Кемаля, зародившееся именно в Турецкой Армении. Здесь нет необходимости объяснять, как “загнивающая” Турция, которую союзники после своих удачных походов считали полностью парализованной, смогла собрать сколько сил, чтобы оказать сопротивление победителям и вновь превратиться в военную державу, вынудившую союзников вести с собой переговоры.

Одновременно армяне в Ереване со своей всегдашней неутомимостью и энергией приступили к восстановлению разрушенной до основания и переполненной беженцами страны. Они усердно работали, укрепляя порядок, обрабатывая землю, размещая беженцев и восстанавливая промышленность. Правительство взяло заем на 20 миллионов долларов и получило другие виды помощи из-за рубежа, особенно от американского Комитета помощи Ближнему Востоку, под руководством господина Викри, спавшего жизнь тысячам армянских детей. 28 мая 1919г. ереванское правительство заявило о единстве армянских земель и независимости страны, часть которой находилась в русском Закавказье, а другая — в Османской империи, и провозгласило себя правительством объединенной Армянской республики. Но в июле и августе того же года на турецких конференциях националистов, созванных Мустафой Кемалем в Эрзруме и Себастии, было заявлено, что “ни один дюйм земли наших вилайетов” не должен быть отдан “Армении или какому-нибудь другому государству”. В это время в Париже тянулись переговоры о перемирии. Там была созвана конференция армян из всех стран мира под председательством народного поэта и предводителя Аветика Агароняна и неустанного борца паши Петроса Нубара, самоотверженного представителя армянского народа в странах Антанты в ходе всей войны. В одном из документов конференции, подписанном 12 февраля 1919 г. этими двумя ее председателями, были сформулированы основные требования по образованию независимого государства, обещанные армянскому народу союзниками. 19 января 1920 г. Верховный совет конференции принял решение de facto признать правительство Армянской республики и предложил Лиге наций защитить это независимое государство. 11 апреля 1920 г. Совет Лиги наций ответил, что он не имеет необходимых военных и финансовых средств, чтобы принять на себя обязанность, не соответствующую целям существования Лиги наций. Приемлемым способом для защиты будущего армянского народа был бы поиск державы, которая взяла бы мандат этой страны под протекцией и в условиях моральной поддержки Лиги наций. 25 апреля 1920 г. Верховный совет через президента Вильсона обратился к Соединенным Штатам с просьбой взять мандат Армении. 31 мая 1920 г. сенат Соединенных Штатов отказался взять мандат, однако президент Вильсон предпринял попытки к решению вопроса о границах Армении. Последующие обращения к другим державам с просьбой принять мандат Армении, оказались в равной мере безрезультатными.

Севрский договор между Турцией и союзниками от 10 августа 1920 г., одна из подписей под которым принадлежала руководителю Армении, de juro признал Армению как свободное, независимое, суверенное государство. Решение вопроса о границах между Турцией и Арменией в вилайетах Эрзрума, Вана, Битлиса и Трабзона было возложено на президента США. Государства должны были “контролировать выполнение новых решений, как и всех распоряжений, которые он мог отдать по вопросам о выходе Армении к морю и демилитаризации пограничных турецких территории” и т.д. и т.п. Это покажется смешным, если вспомнить, что не были демилитаризованы даже те территории, которые должны были принадлежать армянам. Примерно три месяца спустя, 22 ноября 1921 г., решение президента Вильсона о границах было обнародовано, и Армения получила на карте территорию, равную 127000 кв.км. Территория была значительно меньше, чем предполагалось, но и ее армянам было достаточно. К несчастью, эти земли еще были оккупированы турками. Союзники не указали, каким способом армяне должны были получить их. Они не сделали ни единого шага по выполнению принятых новых решений, который бы обеспечил армянам возврат территории, отданной на бумаге. Вся эта деятельность производит грустное впечатление насмешки, будто государственные мужи великих держав и не сомневались в том, что взятие обязательств по отношению к маленькому народа, страна которого не имеет природных богатств, ничего не означает, если только их выполнение сопряжено с трудностями. Мустафа Кемаль-паша, поощряемый странным равнодушием великих держав, отказался от выполнения соглашения, хотя законное правительство Турции уже подписало его. Более того, он напал на Армению. Иностранные государства не обратили на это внимания. Они позволяли проливаться армянской крови, когда это было нужно союзникам, а теперь заплатили за нее ничего не стоящим документом.

После поражения добровольческой армии Деникина в сентябре 1920 г. положение в Закавказье полностью изменилось. 27 апреля 1920 г. большевики заняли Баку. 6 июля 1920 г. британские военные части отошли от Батума, и Армения с Грузией были оставлены одни в борьбе за свою независимость. В конце сентября того же года турки вновь атаковали Армению с запада. У армян не было достаточного количества боеприпасов, продовольствия и снаряжения, никто не помог им. Грузины были полностью заняты, а союзные державы, по привычке, не сделали ничего. Каре был взят без боя, вновь началась варварская резня.

Был взят и Александрополь. Страна подверглась грабежу и насилию. В последнюю минуту

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ТМК, мадемуазел, я Вас прошу избавит нас от всяких статей, где много эмоции а ля “я люблю Армению и ненавижу всех остальных”, и где мало фактов. Тут есть тема. Если есть Вам сказать, что-то по теме, то прошу. Но не надо здесь постить в духе cheerleaders. Не люблю cheerleaders.

Вам предупреждение

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"ТМК, мадемуазел, я Вас прошу избавит нас от всяких статей, где много эмоции а ля “я люблю Армению "

ТМQ - армянская девушка-патриотка ? А что там у неё на фотке ? Я не понял.

=============================

"И зажжём на высотах костры".

Константин Бальмонт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

После начала мировой войны армяне созвали в Эрзруме конгресс, на котором обсуждалось их отношение к войне с учетом того факта, что граница делила Армению на две части. На конгресс прибыли и несколько представителей младотурок. Они информировали, что Турецкое правительством намерено объявить войну России, и, наобещав армянам “золотые горы”, вплоть до автономии, попробовали настроить их против русских. Однако армяне не поддались, одновременно отрицательно высказавшись против намерения Турции участвовать в войне, хотя и обещали исполнить свой гражданский долг в случае начала войны.

Тигран

Сегодня 31 декабря ,а не 1ое апреля.

Ты для кого здесь повесил эту эту дезоинф.

Не в обиду ,но далее первого абзаца даже не стал читать.

Не стал читать ,по той причине ,что даже ты сам знаешь что статья это фуфло с большой буквы и расчитана на невежественных армянских националистов.

Поменяй Турцию на Россию.Уговоры турков на русских.

да и не мне тебе говорить.боже мой.

В одном из топиков ты говорил что ты не историк.

Да ,ты точно не историк.

А то я подумал бы ,позор и стыд историкам,что есть такой историк как ты.

Ты оказывается даже не знаешь историю своего гноецида.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Думаю что с логическим мышлением ни у кого проблем нет.

.......

Но именно другую его сторону проницательно исследовал молодой русский философ (и славянофил немецкого происхождения) Владимир Эрн. Именно он, почти одно временно с Сергеем Сазоновым, министром иностранных дел Российской Империи, в 1916 году представившим Совету министров Докладную записку по армянскому вопросу, которая исходила из концепции ничем не омраченного русско-армянского союза, отобразил иной аспект проблемы в своем - к сожалению, забытом и с должным вниманием не прочитанном - очерке "Автономная Армения" (1915 год).

Рассматривая вынашивавшийся частью армянской интеллигенции проект не включения турецкой Армении в состав Российской Империи (в случае победы последней в войне), а предоставления ей особого автономного статуса, Эрн пришел к выводу, что этот довольно коварный замысел выражал затаенное желание части армянской интеллигенции увеличить свою независимость от России, не теряя, однако, возможности в случае необходимости защититься ее силой. При этом весьма мало задумывались о том, сколь разрушительными для самой русской спасительной силы могут оказаться подобные игры, и руководствовались отнюдь не интересами жертв жестокого геноцида.

"Конечно, не этим несчастным нужна "автономия", - писал Эрн. - Если их перестанут грабить, насиловать, жечь и уничтожать в самом буквальном, физическом смысле слова, - то это предел их желания. "Автономия" нужна для тех, кто не довольствуется сравнительно очень широкими правами, которыми пользуются русские армяне. Армяне имеют в России: безусловную свободу вероисповедания, совершенную церковную автономию, преподавание в школах на своем родном языке и полное политическое равенство с коренным русским населением. Приверженцы "автономии" не довольствуются и этим. В таком случае они хотят больше прав, чем те, коими пользуется в русском государстве само русское население".

Именно такая тенденция заявила о себе в карабахском движении, когда реальная, но частная проблема в ряду многих, с которыми сталкивалось огромное многонациональное государство, стала поводом и предлогом для раскачивания антиимперских и антирусских настроении. Именно карабахское движение дало толчок формированию национальных Народных фронтов, для которых - в период, когда они еще рассматривали вариант сохранения, в той или иной форме, Союза, - стало характерным требование больших прав для титульной нации, нежели те, которыми пользовались все остальные, и прежде всего русские, сразу ставшие олицетворением "имперского зла". Ничто не могло быть более разрушительным для целого. Как писал Эрн, "стремление к такому плюсу, которым не обладает все население Империи, является по замыслу своему антигосударственным и сепаратистским... Рост и развитие новых государственных форм должны быть делом всероссийским и общероссийским, проходить через коренное население России к окраинам, а не наоборот".

К сожалению, тогдашнее руководство СССР не только ничего не делало, чтобы воспрепятствовать деятельности грубо этнократичных и, стало быть, по определению антидемократичных Народных фронтов, но, напротив, поощряло ее - причем не только на авансцене, но и за кулисами. Сегодня материалы, свидетельствующие о связях "героев" борьбы за национальную независимость (Прунскене, Ландсбергиса, Чепайтиса в Литве, Друка в Молдове, Леннарта Мери - позже президента Эстонии) с госбезопасностью, пестовавшей их в своих многозначных целях, появились в открытой печати; они никем не опровергнуты, но в обществе вызвали отклик небольшой - процесс уже состоялся, и сегодня мы имеет дело с его результатами. И на пути к этим результатам огромное место принадлежало Законам о языках, триумфально принятым в 1989 году практически во всех союзных республиках и утверждавшим исключительные права языков "титульных наций". Так закладывались мины будущих конфликтов.

В Армении же чистота эксперимента усугублялась тем, что в этой, самой мононациональной из всех республик бывшего СССР, не было, соответственно, и почвы для реальных противоречий между русскоязычными и, если можно так выразиться, "титульноязычными" (которые имели место в Прибалтике, Молдавии, Средней Азии, на Украине), и гонения на русский язык осуществлялись, так сказать, из принципа. Газета "Голос Армении", характеризуя ситуацию, писала 29 марта 1991 года: "..."Гоненье на язык", - так, перефразируя слова Грибоедова, можно, очевидно, определить отношение к русскому языку, сложившееся в последнее время в нашей республике... Все чаще раздаются возмущенные голоса иных депутатов: зачем у нас столько памятников русским писателям?"

И в другом месте: "...Мерилом патриотических чувств становится степень неприятия всего русского: то есть чем больше я ненавижу русский язык, русские книги, русские передачи, русские газеты и т.д., тем больший я патриот" ("Республика Армения", 1991, No 32).

Была ликвидирована русская редакция в ведущем государственном издательстве республики, да и первый политически окрашенный акт вандализма в отношении памятника Пушкину был совершен в Армении; почти одновременно был снесен памятник Чехову.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ПЛАН ЧЕТЫРЕХ “Т”

Целью армянского террора, который не задумываясь лишала людей их жизни, является уведомление мирового сообщества об армянском утверждении о “геноциде” и требованиях армян. Конечной целью является мечта о “Великой Армении”. Самым важным шагом на пути к Великой Армении является образование своеобразного общественного мнения об утверждениях и осуществления своих злых намерений против Турции.

Для этого применяется план, который можно назвать планом “Четырех Т”, который состоит из следующих 4 элементов: Танытым (турецк.- ознакомление), Танынма (турецк.- признание), Тазминат (турецк.- компенсация) и Топрак (турецк.- земля)... Таким образом, путем террора всемирная общественность будет “ознакомлена” с “армянским вопросом”, далее этот факт будет “признан” Турцией, потом будет получена “компенсация” от Турции из-за “геноцида” и в заключении от Турции будет оторван кусок “земли” для реализации мечты под названием “Великая Армения”!...

Основанием для плана четырех “Т” служат следующие армянские утверждения :

1. Турки, захватив Армению лишили армян своих земель.

2. Турки, с 1877-78 гг. начали систематизированное уничтожение армянского народа.

3. Турки, с 1915 года начали запланированный геноцид против армянского народа.

4. Талат Паша лично дал тайные приказания о проведении геноцида против армян.

5. Жертвами геноцида стали 1,5 миллиона армян.

Для полного понимания необоснованности армянского вопроса, которого пытаются держать таким актуальным и какие интересы руководят этим желанием следует изучить эти утверждения и историческое развитие турецко-армянских отношений.

(продолжение следует)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гарабала гардаш, что там было в "Британике" и "Брокгаузе" об их численности?

Когда админ рыпается на своих ради популяризации ресурса, от полутора миллиона сообщений форума в конце концов остается лишь 976792... (из дневника наблюдений Бозгурда)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...