Перейти к содержимому

Как построить государство.


Recommended Posts

Ирак стал одиннадцатой страной мира, в которой США пытаются создать демократическое и современное государство, непосредственно управляя или активно помогая местным властям. Ни разу марионеточный режим, поддерживаемый США, не привел к созданию в стране демократического государства. Лишь дважды (в случае с Германией и Японией) к этому результату привело прямое правление США.

По мнению Минсин Пея, аналитика Фонда Карнеги за Международный Мир, США наиболее часто прибегали к практике личного участия в создании или модернизации иных государств. По мнению Минсин Пея существуют три главных критерия, согласно которым США действительно вовлечены в подобную деятельность. Во первых, они декларируют необходимость смены того или иного правительства, во-вторых, на территории государств присутствует значительный контингент американских войск, и, в третьих, американские военные и гражданские специалисты берут в свои руки контроль над повседневной деятельностью того или иного государства.

С момента своего создания США более 200 раз прибегали к использованию военной силы. В ряде случаев целью подобных операций становилась смена правительства. Однако лишь в 16-ти случаях США официально брали на себя ответственность за дела иного государства. Лишь в двух из 16-ти случаев (в Афганистане и на Гаити) США получали мандат международного сообщества на проведение подобных операций. В остальных случае Соединенные Штаты действовали в одиночку.

Лишь относительно недавно, Вашингтон стал объяснять подобные шаги необходимостью создания демократического общества - ранее США просто защищали свои стратегические интересы. Впрочем, по подсчетам Пея, лишь в 26% случаев американцам удавалось создать действительно демократическое государство. Но даже в тех случаях, когда американцы создавали условия для функционирования демократической власти, подобные режимы оказывались нежизнеспособными. В Кампучии (Камбодже), где долгое время правила администрация, активно поддерживаемая США, к власти пришли "Красные Кхмеры", уничтожившие треть населения страны. На Кубе, Гаити и в Никарагуа к власти пришли диктаторы.

Впрочем, внешние усилия по созданию современного государства, в значительной степени зависят не от воли и умения сторонних консультантов и управленцев, а от состояния обществ в тех государствах, которые подвергаются трансформации, уровня развития их экономик и отношения к происходящему государств-соседей. Кроме того, крайне важную роль играет позиция международного сообщества. В случае с Германией и Японией американское управление пошло на пользу народам этих стран, в основном, потому, что эти государства обладали национальной идентичностью, долговременной государственной традицией и относительным социоэкономическим равенством населения. В подобных ситуациях внешние оккупационные силы сталкиваются с меньшим сопротивлением со стороны местных элит, которые не заинтересованы в дележе власти и ломке сложившегося уклада. В любом случае, всем странам, которые пытаются модифицировать другое государство (так, например, действовал Советский Союз в Восточной Европе и Афганистане) приходится решать два типа задач: на первом этапе - умиротворять и устанавливать стабильность, на втором - создавать эффективные системы государственного управления.

Многие критики подобных экспериментов утверждают, что даже за длительное время невозможно научить народы стран жить так, как им предлагают их покровители. Философ Фрэнсис Фукуяма считает, что действия по государствостроительству (в США для обозначения этого процесса принят термин Nation Building) априори крайне непопулярны, но избегать их не следует. По его мнению, все большую роль в мире начинают играть малые страны, которые нуждаются в помощи со стороны. Однако тонкость заключается в том, что государству, берущему на себя ответственность за судьбу другого государства, крайне сложно не "перегнуть палку".

Исследование корпорации RAND также показало, что успех или не успех модернизации государства не всегда зависит от размеров экономической помощи, которую оказывает страна-протектор. К примеру, за первые два года управления США (1945-1947) Германия получила более $12 млрд. помощи, Япония за этот же период - около 4 млрд. Однако в пересчете на душу населения, эта помощь не была столь велика. Например, на среднестатистического немца пришлось $200, а, для сравнения, на среднестатистического афганца (Афганистан в 2002-2003 годах получил от международного сообщества более $2 млрд.) - $71. Однако в Германии за это время было сформировано эффективное правительство и заработала экономика - в Афганистане изменения происходят с намного большими сложностями. За период с 1996 по 1998 год США предоставили Гаити помощь, которая составила более 20% валового внутреннего продукта этой страны, однако позитивные изменения, как показала недавняя история, были крайне незначительными.

http://news.pravda.ru/index.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Однако в Германии за это время было сформировано эффективное правительство и заработала экономика - в Афганистане изменения происходят с намного большими сложностями

в Германии экономика, а в Афганистане - героин :gizildish:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Sterling, это точка зрения российских СМИ, потому это всё субъективно, особенно если не слишком доброжелательно относишься к этой стране - тогда принимать её точку зрения немного нелепо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Статья объективна.. Это своеобразный и достаточно краткий дайджест альтернативной официальной точек зрения разных аналитиков в самих Штатах..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Sterling, это точка зрения российских СМИ, потому это всё субъективно, особенно если не слишком доброжелательно относишься к этой стране - тогда принимать её точку зрения немного нелепо.

а Вы, в смысле, доброжелательно относитесь к насаждению мира и демократии под дулом автомата?

Европе не нравятся методы Штатов, а теперь, после теракта в Испании уже конкретно не нравятся

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Sterling, это точка зрения российских СМИ, потому это всё субъективно, особенно если не слишком доброжелательно относишься к этой стране - тогда принимать её точку зрения немного нелепо.

Статья обьектиная, и несмотря на это и на моё недоброжелательное отношение к этой стране, то что я повесил эту статью сюда, не говорит о том что я принял такую точку зрения или принял точку зрения российских СМИ. С другой стороны, такая точка зрения присуща многим в самих Штатах и почти всей Европе и в какой то степени я согласен с этой статьёй.

ПыСы: спасибо что часто напоминаешь о моём отношении к России ..))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Стер, я тоже согласен с этой статьей, просто был удивлён, что ты можешь быть согласен с точкой зрения россиян :gizildish:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В целом написано грамотно. Не согласен с одним моментом. Послевоенная Германия и Япония автором приведены тоже как примеры американского насаждения, и приравниваются к иракской эпопее. А в корне это неправильно, случай с этими странами после 2 мировой и иракская кампания разные по сути.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Азербайджан открывает американские военные базы :gizildish:

Мобильные подразделения вооруженных сил США уже в ближайшее время появятся на территории Азербайджана. Как стало известно корреспонденту «НГ» из информированных дипломатических источников, договоренность об этом будет достигнута до конца текущей недели. Сейчас в Вашингтоне с официальным визитом находится азербайджанский министр обороны Сафар Абиев, который приехал туда в воскресенье по приглашению министра обороны США Дональда Рамсфелда.

В ходе визита будет объявлено о том, что Пентагон займется подготовкой азербайджанских военнослужащих, как это было в Грузии. Кроме того, США интересуются модернизацией и реконструкцией военных аэродромов в Азербайджане, чтобы дислоцировать здесь американские мобильные силы быстрого реагирования в самые короткие сроки. Стоит отметить, что эти аэродромы уже сейчас способны принимать тяжелые грузовые самолеты типа «Руслан». Также будут окончательно согласованы все положения индивидуального договора по сотрудничеству между Азербайджаном и НАТО. Предполагается, что это соглашение для Азербайджана станет промежуточным звеном для получения статуса кандидата в члены НАТО.

Напомним, что визиту министра обороны Абиева в Вашингтон предшествовал массированный военно-дипломатический десант американцев в Баку. Столько высокопоставленных делегаций из США в течение одной недели столица Азербайджана никогда не видела. Причем в этом десанте доминировали госдеповские представители и военные. В начале минувшей недели в Баку находились делегации Колледжа военно-воздушных сил США и заместителя помощника госсекретаря Линна Паско. Не успели они уехать, как прибыла другая во главе с заместителем директора госдепартамента по вопросам безопасности и политики в Европе Эриком Шульцем и заместителем политического советника миссии США в HATO Брюсом Роджерсом. Самой внушительной стала делегация из Вашингтона, сплошь состоявшая из военных и дипломатов. Это была миссия группы Верховного консультативного совета Европейского командования США, возглавлял ее заместитель командующего Европейского командования генерал Чарльз Волд. В составе миссии был также командующий военно-морскими силами США в Европе и верховный главнокомандующий силами НАТО в Северной Европе адмирал Грегори Джонсон и множество послов различного ранга.

Во время пресс-конференции генерал Чарльз Волд категорически опроверг слухи о том, что США намерены создавать на территории Азербайджана военные базы. «Хочу покончить со слухами. Мы не собираемся размещать в Азербайджане ни временные, ни постоянные базы», – сказал он. По словам генерала, США готовы на военное сотрудничество с Азербайджаном в следующих направлениях: «Обмен опытом, временное размещение в Азербайджане мобильных подразделений вооруженных сил США и, наконец, обучение азербайджанских военнослужащих, как это было в течение полутора лет в Грузии». Говоря о дислокации мобильных сил в Азербайджане, Чарльз Волд особо обратил внимание журналистов на важность «правильного подбора термина». По его словам, «это не военные базы. Это может быть временным шагом в рамках координации усилий в борьбе с глобальным терроризмом». США планируют проведение в Азербайджане совместных учений по борьбе с экстремизмом и распространением оружия массового поражения, заявил генерал Волд.

В конце прошлого года в Азербайджане работала группа военных экспертов Пентагона, которая проводила оценку пригодности аэродромов страны для использования в качестве основы для развертывания военных баз. Для этого предполагается использовать аэродромы в районе Кюрдамир, в поселках Насосный (пригород Баку) и Гала. Здесь Вашингтон готов разместить свои мобильные воинские подразделения.

По мнению военных экспертов, все эти шаги направлены на дальнейшее расширение военного присутствия США в регионе. Тем самым Пентагон не только берет под контроль Каспий и приближается к границам Ирана, но и продолжает замыкать кольцо военных баз вокруг России, что явно не способствует развитию отношений Москвы ни с Вашингтоном, ни с Баку. Достаточно вспомнить реакцию российского посла в Азербайджане Николая Рябова на слухи о возможной передислокации американской военной базы из Германии в закавказскую республику. По сути, посол тогда пригрозил официальному Баку, заявив, что появление американской базы может существенно осложнить урегулирование карабахского конфликта. В ответ на нынешнее заявления генерала Волда Николай Рябов сказал корреспонденту «НГ»: «Мы никак не комментируем подобные заявления. Мы ориентируемся на официальную позицию высшего руководства Азербайджана и на заявление госсекретаря США Колина Пауэлла о том, что на территории Азербайджана не будет американских баз».

Создается впечатление, что стороны пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре. Как будут называться подразделения американских военнослужащих, которые появятся в Азербайджане, – военной базой США или временно размещенным мобильным ограниченным контингентом – сути дела не меняет. Похоже, Вашингтон, играя терминами, просто пытается смягчить раздражение Москвы вероятным появлением американских военных в Азербайджане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А в корне это неправильно, случай с этими странами после 2 мировой и иракская кампания разные по сути.

Разьясните пожалуйста разницу, суть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет, покажите пожалуйста.

Вам несколько примеров: Венесуэла, Азербайджан, Ливан, Ливия, Нигерия, Россия. Жизненный уровень среднего обывателя в этих странах ниже "цивилизованных".

А те о котрых Вы хотите упоминуть, (like Kuveit), там может и уровень подходит к мировым, но кроме развития нефтянного сектора с экономической точки зрения там никакого процветания нет, что если завтра нефть там закончится? И потом с политической точки зрения в этих странах демократия на нуле, а Вы хотели бы процветания без фундаментальных норм прав человека?

З.Ы. На нефти процветают страны потребители и не производители как не породкс. У какой страны насколько развита индустрия, паралельно увеличивается потребность. А развитая разветвлённая индустрия есть показатель процветания. Странам экспортёрам сырой нефти никогда не будет светить процветания.

Изменено пользователем wiLL.i.am
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

разоренные войной послевоенные Германия и Япония и нефтеносный и вполне благополучный несмотря на эмбарго Ирак :gizildish:

Позвольт не согласиться.

Суть идентичная, но правила игры поменялись может.

После 2-ой мировой войны, по "пакету" Маршельского режима, всем странам пострадавших от войны (включая СССР) были предоставленны кредиты, которые к стати все эти страны отплатили, то товаром то уступками в чём либо. Прлюс ко всему Америка нашла себе юольшой маркет для сбыта своего товара.

В Ираке тоже самое, за исключением одного, что здесь имеет место противодействие дисклационным войскам союзников.

Американцы желают повторить "историю" новым проектом "The Great MiddleEast Project". Подождите ещё немножко, переизбрания кустарника, и всё посыпится с ящика Пандорры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Da tolko za Germaniyu i Yaponiu amerikancam nado v nogi klanatsya. Obe eti strani bili spaseni ot Stalina i kompanii. Seychas eto dve samie moshnie posle shtatov strani.

---лишь в 26% случаев американцам удавалось создать действительно демократическое государство

Ey bogu smeshno. Pochemu eto lish??? Daje esli prinyat 26% kak vernoe chislo-razve eto malo? Prevratit gibloe obshestvo v demokraticheskoe- da eshe za dengi svox nalogoplatelshikov- eto vse ravno chto vilechit rakovogo bolnogo .

---За период с 1996 по 1998 год США предоставили Гаити помощь, которая составила более 20% валового внутреннего продукта этой страны, однако позитивные изменения, как показала недавняя история, были крайне незначительными.

Verno. Vse zavisit ne ot odnogo jelaniya amerikancev i daje ne ot ogromnikh investiciy...Nekotorie obshestva beznadejni.

Изменено пользователем I love USA
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

разоренные войной послевоенные Германия и Япония и нефтеносный и вполне благополучный несмотря на эмбарго Ирак :gizildish:

Eto chto eshe za"blagopoluchniy" Irak? Kak eto dikaya vostochnaya despotiya mojet bit nazvana 'blagopoluchnoy" v 21-om veke?

Marazm krepchal...pomenshe chitayte russkie SMI- tam odno vranye na etot schet.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а Вы, в смысле, доброжелательно относитесь к насаждению мира и демократии под дулом автомата?

Европе не нравятся методы Штатов, а теперь, после теракта в Испании уже конкретно не нравятся

Ya otnoshus dobrojelatelno k LUBIM vidam nasajdeniya demokratii. Pod dulom avtomata v tom chisle.

Posle terrakta v Ispanii- i vi eto uvidite- Evropa eshe bolshe uveritsya v pravote shtatov. Posle terrakta 11.09 - USA razrushlia dva ujasnix rejima i navelo poryadok vo mnogix drugix stranax. Tak chto ne nado dumat chto eti jalkie deystviya (massovoe ubiystvo mirnix ludey) mogut kogo to zapugat.

Изменено пользователем I love USA
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Иран резко негативно реагирует на нежелание Соединенных Штатов начать диалог

Иранские власти охарактеризовали процесс принятия решений в Вашингтоне как «ребячество» после заявления высокопоставленного представителя администрации Буша о маловероятности восстановления отношений между Соединенными Штатами и Ираном. Между тем иранский Верховный лидер Али Хаменеи призвал иранцев сохранять бдительность в отношении попыток внешних сил дестабилизировать страну.

Иранские консерваторы, которые вернули себе контроль над иранским законодательным органом на прошедших в феврале парламентских выборах, явно стремятся к сближению с Вашингтоном. С точки зрения иранского консервативного руководства, нормализация необходима для установления атмосферы стабильности в отношениях между странами и успешного выполнения внутриполитической программы консерваторов, цель которой заключается в том, чтобы ослабить недовольство населения кризисным состоянием иранской экономики.

В течение последнего года Иран неоднократно пытался наладить отношения с Соединенными Штатами и возобновить диалог о нормализации отношений, согласно сообщению от 16 марта в газете Financial Times. Главная цель Тегерана – добиться отмены Соединенными Штатами режима санкций, что позволило бы консерваторам оживить иранскую экономику.

Демонстрируя свою добрую волю, Тегеран, как сообщают, выразил готовность прекратить помощь целому ряду радикальных группировок на Ближнем Востоке, в том числе палестинской террористической организации «Хамас». Иранские представители заявили также о возможных в будущем переговорах, касающихся ядерных разработок Тегерана. Иранское руководство настаивает, что целью ядерной программы является удовлетворение растущих энергетических потребностей страны. Однако международные эксперты опасаются, что иранская программа может создать предпосылки для разработки ядерных вооружений.

Администрация Буша так и не ответила на зондирование со стороны Ирана. Серьезные разногласия между президентскими советниками высшего ранга привели к тупиковой ситуации в Белом доме, говорится в статье Financial Times.

Иранские власти никак не отреагировали на статью в Financial Times. Затем, 18 марта, в интервью, переданном по каналам CNN, советник по национальной безопасности Кондолиза Райс заявила о том, что в американо-иранских переговорах нет никакой необходимости. Она сказала, что США испытывают тревогу в связи с иранской ядерной программой. Райс упомянула также о том, что Вашингтон подозревает Тегеран в предоставлении убежища лидерам террористической организации «Аль-Каеда», а также в том, что Иран пытается помешать Соединенным Штатам стабилизировать ситуацию в соседнем Ираке. «Не думаю, что есть какая-то необходимость в беседах с иранцами, поскольку они знают, в чем заключается проблема», – заявила Райс CNN.

20 марта официальное иранское агентство IRNA подвергло насмешкам комментарии Райс, назвав их «еще одним примером противоречивой и непоследовательной политики, которую проводит аппарат американской администрации». В сообщении говорится также о том, что в последние месяцы Вашингтон посылал «противоречивые» сигналы: оказав гуманитарную помощь жертвам землетрясения в Баме в конце декабря, Соединенные Штаты одновременно заняли жесткую позицию по иранской ядерной программе.

Из сообщения IRNA следует, что Иран ожидал более последовательной политики со стороны Белого дома. «Только фундаментальные изменения в политике Соединенных Штатов могли бы изменить атмосферу враждебности, существующую в отношениях между двумя заклятыми врагами (Соединенными Штатами и Ираном)», – говорится в комментарии IRNA.

Представитель иранского МИДа Хамид Реза Азефи также высмеял позицию администрации Буша. «По-ребячески упрямая ошибочная политика Америки привела к усилению нестабильности в мире», – сказал представитель министерства иностранных дел, добавив, что трудности, испытываемые Соединенными Штатами в их усилиях по реконструкции как в Афганистане, так и в Ираке, заставляют «союзников (Вашингтона) сомневаться в правомерности американской политики».

Иранское руководство обеспокоено тем, что, не желая вступать в контакты с Тегераном, Вашингтон предпримет меры, нацеленные на дестабилизацию Исламской республики, особенно в том случае, если в ноябре Буш будет переизбран. Многие в Тегеране явно считают, что продолжающиеся трудности с реконструкцией как в Ираке, так и в Афганистане могут привести к тому, что администрация Буша попытается сделать Иран своего рода «козлом отпущения».

В публичных комментариях от 21 марта Хаменеи, Верховный лидер Ирана, заявил, что Соединенные Штаты «попали в затруднительное положение» в Ираке. Он предупредил далее, что Соединенные Штаты, скорее всего, попытаются дестабилизировать Иран. «Первейший долг народа и власти – сохранять бдительность», – привело агентство IRNA слова Хаменеи. «Враг должен знать, что любое действие, направленное против иранского народа, будет пресечено благодаря тому, что иранцы не дремлют и сохраняют бдительность».

Резкий тон иранских высказываний последнего времени свидетельствует о глубоком разочаровании, которое испытывают консерваторы в связи с отказом администрации Буша идти на сближение. Это подвергает также сомнению способность консерваторов провести в жизнь программу внутренней стабилизации.

Всего несколько месяцев назад многие наблюдатели в Вашингтоне и Тегеране ожидали скорого потепления в отношениях между двумя странами. Эта идея приобрела более реальные очертания в январе, когда Соединенные Штаты направили самолеты с гуманитарной помощью жертвам землетрясения в Баме, а затем предложили послать в Бам для оценки нанесенного землетрясением ущерба делегацию из высокопоставленных чиновников.

В дополнение к этому, несмотря на весьма критическое отношение Вашингтона к парламентским выборам в феврале, Соединенные Штаты воздержались от резких критических выступлений, которые могли дискредитировать результаты голосования в Иране. Между тем подконтрольное США иракское коалиционное временное руководство одобрило план строительства нефтепровода через реку Шатт-эль-Араб в иранский порт Абадан. Этот проект, как ожидается, будет завершен к концу года. С точки зрения иранских консерваторов, эти сигналы свидетельствовали о готовности Соединенных Штатов к переговорам. Однако, как показали последующие события, эти надежды оказались напрасными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Бывший президент Ирана, ныне глава высшего арбитражного органа страны Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани впервые публично объявил о готовности к диалогу с "главным врагом Исламской Республики" - США. Это противоречит официальной линии консерваторов-клерикалов. Но сегодня Хашеми-Рафсанджани может себе такое позволить: после парламентских выборов 20 февраля его позиции оказались чрезвычайно сильны.

Окончательный подсчет голосов неожиданностей не принес: кандидаты-реформаторы, большую часть которых Совет стражей исламской революции не допустил до выборов, утратили влияние в парламенте. Консерваторы получили 156 из 290 мест, а реформаторы сохранили лишь 40 вместо 190, которые они имели в предыдущем меджлисе. 30 депутатских кресел достались независимым кандидатам, 5 мест в иранском меджлисе традиционно резервируется для религиозных меньшинств - иудеев, христиан и зороастрийцев.

В 58 избирательных округах кандидаты не набрали положенных по закону 25 процентов голосов. Там состоится второй тур выборов. Однако их результат на общий расклад сил уже явно не повлияет. "На этих выборах проиграли только США, сионизм и враги Ирана", - подвел итог духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи.

Тегеран в новом парламенте будет представлять Партия благополучия (строителей) исламского Ирана - ее кандидаты победили в 27 из 30 столичных избирательных округов. Возглавляет партию Хаддад Адель, ученый, но главное - зять аятоллы Хаменеи. Имена остальных ее членов широкой публике почти незнакомы. Зато известно: все объединившиеся в нее политики, ученые, служащие и офицеры Корпуса стражей исламской революции имеют тесные связи с Хашеми-Рафсанджани.

Один из любимых учеников аятоллы Хомейни, обладатель одного из самых крупных состояний Ирана Хашеми-Рафсанджани занимал пост президента страны с 1989 по 1997 год. После избрания президентом Мохаммада Хатами-Рафсанджани получил высокий административный пост, но оказался за бортом публичной политики - от него дистанцировались и аятолла Хаменеи, и новый президент.

Сейчас Хашеми-Рафсанджани возглавляет Совет по целесообразности - арбитраж, который принимает окончательное решение в спорах между парламентом и контролирующим соответствие принимаемых меджлисом законов принципам ислама Советом стражей. Именно благодаря Совету по целесообразности реформаторский парламент не смог провести две трети принятых законопроектов: они были блокированы Советом стражей и после вторичного одобрения меджлиса не нашли поддержки в ведомстве Хашеми-Рафсанджани.

Он известен громкой антиамериканской и антиизраильской риторикой, но удачно совмещает ее со стойкой репутацией исламского прагматика. В иранской прессе проходили сообщения о том, что Хашеми-Рафсанджани отправлял своего сына и близких союзников на Кипр для встреч с американцами. В общем, Хашеми-Рафсанджани, сохраняя верность идеалам исламской революции, готов начать диалог с Америкой. Да и политических амбиций экс-президент, пользующийся поддержкой влиятельных армейских и предпринимательских кругов, не утратил и, похоже, дождался нового звездного часа.

Консерваторы, пришедшие в новый иранский парламент, как признают западные и иранские аналитики, неоднородны. "Их можно разделить на два базовых лагеря, - говорит ведущий иранский политолог Мохаммад Хади Семати. - Один из них, больший, составляют так называемые консерваторы-прагматики, второй - махровые консерваторы, отличающиеся крайней неуступчивостью. Фактически мы имеем дело с огромным количеством молодых и не известных ранее людей, над которыми возвышается несколько политических "зубров".

"Махровые консерваторы" не прочь вытравить из иранского общества еле заметный дух свободы, который иранцы все же сумели вкусить в последние годы. "Прагматики" же склоняются к китайскому пути развития - при сохранении мощного влияния государства постепенно либерализовать экономику и внешнюю политику.

Впрочем, Иран сильно изменился за 25 лет, прошедших после исламской революции. Тегеран вернул себе достойное место в региональной политике. Президент Хатами охотно встречается с западными лидерами, да и те принимают иранских лидеров без брезгливости. Кроме того, иностранцы вкладывают деньги - причем немалые - в иранскую экономику. Так, недавно турецкая компания выиграла тендер на создание в Иране новой мобильной сети. Япония вложила 2 миллиарда долларов в иранскую "нефтянку". Французская "Рено" собирает в Иране свои автомобили. Да и американские предприниматели, несмотря на действующие антииранские санкции, находят возможности поучаствовать в разделе аппетитного иранского рынка.

Как бы парадоксально это ни звучало, убедительная победа иранских консерваторов может ускорить сближение Тегерана с Западом и налаживание отношений с Америкой. Клерикалы, контролирующие в Иране практически все: армию, полицию, спецслужбы, телевидение, радио, благотворительные фонды и доходы от нефтегазового сектора, - ревниво наблюдали за попытками реформаторов либерализовать страну. Хатами с союзниками не удалось сломить \"естественную монополию\". Возможно, потому что эта монополия хотела сделать то же самое, но самостоятельно, без посторонней помощи.

Впрочем, все это из разряда смелых предположений. А пока в выходные иранский парламент внес в бюджет новую статью - \"по противодействию агрессивной политике США\". На это выделено около 12,5 миллиона долларов. Совсем скромно оценил Тегеран американцев. Кстати, США вряд ли заинтересованы в скорейшем сближении с Ираном. После разгрома Ирака теперь только непримиримый исламский Иран может считаться безусловным обоснованием того, что по региону рассыпаны американские военные базы. Так что победа иранских реформаторов не только нарушила бы планы местных консерваторов, но и стала бы неприятной неожиданностью для американцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
×
×
  • Создать...